Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАКИМ
Т. 23, С. 134-136 опубликовано: 3 февраля 2015г.


Содержание

ИОАКИМ

Прп. Иоаким Опочский. Икона. Сер. ХХ в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в дер. Опоки Порховского р-на Псковской обл.)
Прп. Иоаким Опочский. Икона. Сер. ХХ в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в дер. Опоки Порховского р-на Псковской обл.)

Прп. Иоаким Опочский. Икона. Сер. ХХ в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в дер. Опоки Порховского р-на Псковской обл.)
(XV - нач. XVI в.?), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), Опочский, игум., возможно основатель Ильинского мон-ря на погосте Опоки на р. Шелони, в 35 км от г. Порхова (ныне дер. Опоки Порховского р-на Псковской обл.). В соч. «Описание о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) сведения об И. помещены в разд. «Преподобные отцы Новгородские»: «Преподобный Иоаким, игумен Опоцкого монастыря святаго пророка Илии на Шелоне реце, преставися месяца сентября в 9 день» (С. 44; ср. также перечни рус. святых в рукописях: РНБ. Вяз. Q. 80. Л. 109-110; Мих. Q. 348. Л. 9 об.; Q.I.382. Л. 15 об.; Тит. № 2024. Л. 5; Q. 541. Л. 172 об.). Память И. под 9 сент. имеется в старообрядческих святцах: БАН. Дружин. № 130. Л. 12 об.- 13; № 131. Л. 10 об. и в «Алфавите русских святых» (1807-1811) старообрядческого мон. Ионы Керженского: «Иоаким бе игумен Опоцъкаго монастыря пророка Илии на Шелоне же реце. Время бытия показано 6904-го года» (ЯМЗ. Лукьян. № 675 (15544). Л. 258).

По-видимому, в отдельных рукописных месяцесловах И. был назван не только игуменом, но и основателем Опочского мон-ря. Об И. как о создателе Опочской обители писал архиеп. Сергий (Спасский), ссылаясь на месяцеслов из собрания М. П. Погодина, на Коряжемские святцы 1621 г. (РГБ. Унд. № 237. Л. 170 об.- 171), где, впрочем, такого указания нет, и на Белозерские святцы РНБ. Кир.-Бел. № 516/773. Л. 17 (в ркп. есть упоминание «пр(епо)добнаго Иоакима Новаго»; поскольку такой святой неизвестен, архиеп. Сергий отождествил его с опочским игуменом). Мнение о том, что И. был не только настоятелем, но и первоначальником Опочского мон-ря, прочно вошло в агиографическую лит-ру XIX-XX вв.

Преподобные Никандр Псковский и Иоаким Опочский. Икона. 1-я четв. ХХ в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в дер. Опоки Порховского р-на Псковской обл.)
Преподобные Никандр Псковский и Иоаким Опочский. Икона. 1-я четв. ХХ в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в дер. Опоки Порховского р-на Псковской обл.)

Преподобные Никандр Псковский и Иоаким Опочский. Икона. 1-я четв. ХХ в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в дер. Опоки Порховского р-на Псковской обл.)
Митр. Евгений (Болховитинов), не аргументируя своей т. зр., отнес время жизни И. к кон. XVI - нач. XVII в. Архиеп. Филарет (Гумилевский) считал, что кончина И. последовала ок. 1550 г., поскольку в писцовой книге Шелонской пятины 1584/85 г. игуменом Ильинского монастыря в Опоках назван Нафанаил (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 967. Л. 284 об.- 285). Эту же дату привел архиеп. Сергий (Спасский). Однако, согласно новгородским писцовым книгам, Ильинский Опочский мон-рь существовал уже в кон. XV в. В писцовой книге Шелонской пятины 1498 г. читаем: «В Опотцком же погосте монастырские деревни Илии святого с Опок с Шелони…» (Новгородские писцовые книги. СПб., 1886. Т. 4. Стб. 180; ср.: Стб. 173, 530; 1905. Т. 5. Стб. 77, 309, 312, 313). В писцовой книге Шелонской пятины 1575/76 г. дается следующее описание монастыря: «Монастырь Опоцкой, а в нем храм Илья пророк, в приделе Благовещенье Святей Богородицы, церковь камена. В монастыре игумен Саватей, да черной поп Васьян, да 11 старцов, слуг 7 человек, дружинников 4 человеки» (Там же. 1905. Т. 5. Стб. 680-681). Т. о., если считать, что И. был основателем Опочского монастыря, время его жизни следует отнести к XV - нач. XVI в. В некоторых публикациях (см.: Христианство: ЭС. Т. 3. С. 623) И. назван учеником прп. Евфросина Псковского († 1481), что возможно, однако в перечне учеников псковского святого имя И. не встречается ни в одной из редакций Жития прп. Евфросина.

Архиеп. Сергий (Спасский) указывает память обретения мощей И. (которое, вероятно, имело место в XVI в.) в Белозерских святцах под 27 апр.; в Коряжемских святцах 1621 г. под 19 апр.: «В той же день обретение честных мощей преподобнаго отца нашего Иоакима, иже во обители святаго пророка Илии в Опатцком монастыре на реке на Шелони во области великаго Новаграда». Не позднее 1688 г. Опочский мон-рь был упразднен и превращен в приход. В наст. время мощи И. покоятся под спудом в ц. в честь Благовещения (с приделами во имя прор. Илии и св. Иоанна Предтечи), построенной в 1772 г. на месте Ильинской ц. (где, по-видимому, мощи находились ранее; в справочной лит-ре XIX-XX вв. ошибочно указывается местонахождение мощей в Ильинской ц.) в дер. Опоки.

Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, учрежденный ок. 1831 г. (празд. подтверждено 10 июля 1981), и в Собор Псковских святых, празднование к-рому было установлено 10 апр. 1987 г.

Лит.: ИРИ. Т. 5. С. 366-367; Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 80, 128; СИСПРЦ. С. 113; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 43; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 241; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 68-69; Василёв И. И. Стат.-геогр. словарь Порховского у. Псковской губ. Псков, 1896; Зверинский. Т. 3. С. 70, № 1631; Любимов П. Церк. памятники старины в Порховском у.: Ист.-археол. очерк // Псковские ЕВ. 1897. № 22. С. 387-388; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 277; Голубинский. Канонизация святых. С. 157; Лебедев Е. Е. Порхов и его окрестности: Ист. очерк. Новгород, 1915. С. 19-20; Седов Вл. В. Новгородская архитектура на Шелони. М., 2001. С. 34-38; Порхов и его уезд. Псков, 2005. С. 121-122, 243-244, 373-374; Моисеев С. В. Церковная жизнь Опоцкого погоста в XV-XVIII вв. // Краеведческие чт. Порхов-Холомки: Мат-лы науч. конф. Псков, 2006. С. 147-158; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1022.
В. И. Охотникова

Иконография

Несмотря на упоминания о почитании И. в XVI-XVIII вв., его изображения до 2-й пол. XIX в. неизвестны. Имя И. без описания внешности встречается под 19 апр. в иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. № 1931. Л. 141 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 121). В описях мон-рей и церквей Пскова и его уездов XVI - нач. XX в. об иконах преподобного сведений нет.

Ранний этап формирования иконографии И. связан с Ильинским мон-рем. В наст. время именно в ц. Благовещения Пресв. Богородицы дер. Опоки находятся редкие сохранившиеся образы преподобного. Притом что мощи И. покоятся под спудом в Благовещенской ц., в ее синодике кон. XVII в. (с добавлениями XVIII - нач. XIX в.) имя святого не встречается (ПИАМ. Древлехранилище. Ф. 966. № 14155(1)). В помянник, включающий в основном имена новгородцев и жителей деревень близ погоста Опоки, в 1762 г. вписан род буд. строителя каменной Благовещенской ц. (1772) - «отставного прапорщика Василия Иванова сына Косецкого», к-рый собрал в храме драгоценную утварь, серебряные литургические сосуды и Евангелия в окладах. Они отмечены в описании церкви 1897 г., но икон с изображением И., сохранившихся к этому времени, в перечне нет (Любимов П. Церк. памятники старины в Порховском уезде // Псковские ЕВ. 1897. № 22. С. 387-388).

Наиболее раннее изображение И. имеется вне новгородско-псковского ареала - среди подвижников XVI в. в стенописи галереи всех рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия; поновлена в 70-х гг. XX в.). И. представлен старцем с окладистой седой бородой, в клобуке. Из Благовещенской ц. в Опоках происходит икона 1-й пол. XX в.: И. изображен в рост, прямолично, вместе с прп. Никандром Псковским на фоне архитектурного ансамбля мон-ря, постройки к-рого - белокаменный 5-главый Благовещенский храм, колокольня и часовенка с зелеными куполами - раскинулись на берегу р. Шелони; вверху в облаках расположена композиция «Благовещение Пресв. Богородицы». И. показан старцем с широкой седой бородой средней длины, в темной мантии и схимническом куколе; правая рука с четками на запястье поднята перед грудью для благословения, в левой - игуменский посох. Образ преподобного, в аналогичном облачении, с более узкой и длинной бородой, встречается на 2 иконах ремесленного письма сер. XX в. из той же церкви. Святой представлен идущим по луговой тропинке; надпись на иконе: «Св. пр. Iоаким Опочской».

Прямоличный поясной образ И. в традиц. иконописной стилистике создан в мастерской Троице-Сергиевой лавры в 2008 г. Преподобный, с высоким лбом и худощавым ликом, обрамленным волнистыми волосами, и с продолговатой, слегка раздвоенной бородой с проседью, благословляет десницей и держит посох в левой руке. Он облачен в коричневую мантию с куколем на плечах; надпись на иконе: «ОА(г) IAKIMъ ОПОЧЕСКIЙ».

В иконописи XX-XXI вв. изображения И. (в куколе) включаются в композицию «Собор Псковских святых», в частности, на 2 иконах: 1982 г. и кон. XX в. из псковского Троицкого собора.

И. С. Родникова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Собор Новгородских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Игумены Русской Православной Церкви Собор Псковских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Иоаким Опочский, (XV - нач. XVI в.?), игумен, преподобный (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых)
См.также:
АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ЕФРЕМ (Евстафий; † 1486), прп. (пам. 26 сент., 16 мая, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых)
ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий
АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых)
АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)
АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых)
АМФИЛОХИЙ ГЛУШИЦКИЙ († 1452), игум., прп. (пам. 12 окт. и в Соборе Вологодских святых)
АНТОНИЙ игумен Соловецкого мон-ря, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и в Соборе Соловецких святых)
АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIв. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)
АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых)