Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИННОКЕНТИЙ X
Т. 23, С. 68-71 опубликовано: 20 января 2015г.


ИННОКЕНТИЙ X

(6 или 7.05.1574, Рим - 7.01.1655, там же; до избрания папой - Джованни Баттиста Памфили), папа Римский (с 15 сент. 1644). Происходил из рим. аристократического рода. Важную роль в судьбе Дж. Б. Памфили сыграл его дядя Джироламо Памфили (1544-1610), аудитор, затем декан Rota Romana. 9 июня 1604 г. папа Климент VIII возвел его в кардинальское достоинство, в 1605 г. он был назначен кардиналом-викарием Рима. Дж. Б. Памфили учился в рим. ун-те Сапиенца, в 1594 г. получил степень доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro), в 1597 г. был рукоположен во пресвитера. Поступил на службу в Римскую курию: в 1601 г. был назначен консисториальным адвокатом, в 1604 г. унаследовал от дяди должность аудитора Rota Romana. Дж. Б. Памфили находился в дружеских отношениях со своим коллегой кард. Алессандро Лудовизи, аудитором от Болоньи, к-рый в февр. 1621 г. стал Римским папой Григорием XV.

26 марта 1621 г. Григорий XV назначил Дж. Б. Памфили нунцием в Неаполь, находившийся тогда под властью Испании. В 1625 г. новый папа Урбан VIII назначил его датарием и советником при племяннике кард. Франческо Барберини, к-рый был направлен легатом во Францию для переговоров с кард. А. Ж. Ришелье об урегулировании взаимоотношений между Францией и Испанией и о статусе обл. Вальтеллина. С 19 янв. 1626 г. латинский патриарх Антиохийский. Епископскую хиротонию нового патриарха 25 янв. 1627 г. в Сикстинской капелле возглавил кард. Лаудивио Цаккья.

Иннокентий Х, папа Римский. Ок. 1650 г. Худож. Д. Веласкес (Галерея Дориа-Памфили, Рим)
Иннокентий Х, папа Римский. Ок. 1650 г. Худож. Д. Веласкес (Галерея Дориа-Памфили, Рим)

Иннокентий Х, папа Римский. Ок. 1650 г. Худож. Д. Веласкес (Галерея Дориа-Памфили, Рим)
В февр. 1626 г. Урбан VIII направил кард. Ф. Барберини легатом к испан. кор. Филиппу IV. Как и в предыдущей поездке, помогать ему должен был Дж. Б. Памфили, к-рого папа 30 мая 1626 г. назначил нунцием. После возвращения Ф. Барберини в окт. 1626 г. в Рим Дж. Б. Памфили остался единственным папским представителем при короле Испании. На тайной консистории 30 авг. 1627 г. Урбан VIII возвел Дж. Б. Памфили и Дж. Ф. Гвиди ди Баньо, нунция при франц. кор. Людовике XIII, в достоинство кардиналов in pectore. На тайной консистории 19 нояб. 1629 г. было офиц. объявлено о назначениях кардиналов in pectore. По возвращении Дж. Б. Памфили в Рим в 1630 г. ему была пожалована титулярная рим. ц. св. Евсевия. В Римской курии кардинал работал в Конгрегациях рим. инквизиции, церемониала, Собора и др. В 1639 г. Урбан VIII назначил его префектом Конгрегации Собора. С 12 янв. 1643 по 14 марта 1644 г. Дж. Б. Памфили был камерленго коллегии кардиналов.

На конклаве 9 авг. 1644 г., собравшемся после погребения папы Урбана VIII, кардиналы разделились на 2 группы: ориентировавшихся на испано-австр. политическую линию во главе с испан. кард. Хилем Каррильо де Альборносом и австр. кард. Эрнестом Адальбертом фон Харрахом и сторонников франц. политической линии во главе с кард. Антонио Барберини. На выдвинутую «французской» партией кандидатуру кард. Джулио Чезаре Саккетти кард. Х. Каррильо де Альборнос наложил вето от имени испан. кор. Филиппа IV; кандидатура «испано-австрийской» партии - кард. Франческо Ченнини де Саламандри - не получила и половины голосов участников конклава. Компромиссной кандидатурой, удовлетворившей обе группировки, стал кард. Дж. Б. Памфили. На голосовании 15 сент. 1644 г. он был избран папой, приняв имя Иннокентий Х. Франц. кард. Дж. Мазарини, к-рый мог наложить вето на кандидатуру Дж. Б. Памфили, прибыл в Рим через неск. дней после избрания папы. 4 окт. 1644 г. в соборе св. Петра состоялась коронация И.; 23 нояб.- интронизация папы в Латеранской базилике.

В соответствии со сложившейся традицией на 1-й консистории папе предстояло назначить кардинала-непота (обычно им становился ближайший родственник), облеченного полным доверием, главного помощника в управлении Римско-католической Церковью и Папским гос-вом. Однако среди родственников И. не нашлось подходящего кандидата, поэтому папа учредил должность гос. секретаря (существует до наст. времени). Первым гос. секретарем стал кард. Джованни Джакомо Панчироли (1587-1651), занимавший этот пост с сент. 1644 г. до своей смерти. Однако вместе с гос. секретарем И. назначил и кардинала-непота, племянника Камилло Франческо Памфили (1622-1666), при к-ром большое влияние на папу приобрела его мать Олимпия Майдалькини, вдова старшего брата И. В следующем году племянник папы вопреки воле не только матери, но и И. отказался от церковной карьеры и женился. 7 окт. 1645 г. И. назначил кардиналом-непотом Франческо Майдалькини (1621-1700), племянника Олимпии Майдалькини. В 1649 г. Олимпия Майдалькини впала в немилость. В следующем году все обязанности кардинала-непота были возложены на возведенного 19 сент. 1650 г. в кардинальское достоинство Камилло Асталли (1619-1663), дальнего родственника Олимпии Майдалькини.

После смерти гос. секретаря Дж. Панчироли на эту должность папа пригласил нунция в Кёльне еп. Фабио Киджи (впосл. папа Римский Александр VII), к-рого на консистории 19 февр. 1652 г. возвел в кардинальское достоинство. В 1653 г. И. лишил привилегий кард.-непота К. Асталли. В силу решительного характера и суровости (папа оказывал всяческое расположение тем, кому доверял, но мог резко изменить свое отношение, за чем следовала абсолютная немилость) И. не был любим в Риме, в т. ч. и среди простых римлян, хотя многократно делал значительные пожертвования в пользу малоимущих.

На понтификат И. пришелся 14-й юбилейный год католич. Церкви (см. «Annus sanctus»), о праздновании к-рого было объявлено буллой «Appropinquat dilectissimi filii» от 4 мая 1649 г. Церемонию открытия св. врат в соборе св. Петра И. совершил 24 дек. 1650 г. Буллой от 6 мая 1649 г. папа приостановил получение всех неюбилейных индульгенций, кроме т. н. порциункольской и индульгенций, даруемых in articulo mortis (в случае смерти).

И. провел реформу мон-рей в Папском и соседних с ним итал. гос-вах, где к сер. XVI в. действовало большое количество мон-рей с незначительным числом монахов. В дек. 1649 г. папа распорядился собрать информацию о всех итал. мон-рях: о количестве проживавших в них монахов и монахинь, об условиях существования каждого из мон-рей; принимать в итал. мон-ри новых монахов и монахинь запрещалось, пока не будет решения относительно существовавших обителей. 15 окт. 1652 г. конституцией «Instaurandae» были закрыты все мон-ри, где численность монахов составляла менее 6 чел. Монахи и монахини из таких мон-рей должны были переехать в др. обители своих орденов; закрытые мон-ри поступали в распоряжение епископов тех диоцезов, на территории к-рых они находились.

Важным событием понтификата И. стало офиц. осуждение янсенизма. Его распространение в испан. Фландрии и во Франции стало причиной многочисленных конфликтов, разделявших клир и паству. Вмешаться в ситуацию папе настоятельно советовали нунций Николо Гвиди ди Баньо и Венсан де Поль, основатель конгрегации лазаристов. Папа получил также послания от имени малолетнего франц. кор. Людовика XIV. 20 апр. 1651 г. И. учредил конгрегацию из богословов и специалистов по каноническому праву для рассмотрения проблемы янсенизма. С 13 марта по 7 июля 1652 г. конгрегация провела 11 рабочих заседаний, заслушав направленных в Рим сторонников учения еп. Корнелия Янсения. В изданной по результатам работы конгрегации булле «Cum occasione impressionis libri» от 31 мая 1653 г. И. осудил 5 его основных положений (Bullarium magnum romanum. T. 6/3. P. 248). Булла была опубликована 9 июня в Риме и получила юридически обязательный статус, согласно распоряжениям испан. кор. Филиппа IV и франц. кор. Людовика XIV, на подвластных им землях. Несмотря на формальное принятие папской буллы, янсенисты, имевшие во Франции сторонников среди представителей католич. епископата, пытались доказать, что представлены эти 5 положений Янсения не в том виде, в каком они были подвергнуты осуждению. Для окончания споров И. 25 апр. 1654 г. издал новую буллу, повторно осудившую как 5 положений янсенистского учения, так и сочинение Янсения «Augustinus, sive doctrina S. Augustini», их содержащее.

Во внешней политике Папского гос-ва И. ориентировался на Испанию. Он не признал отделения Португалии от Испании (1640), но тем не менее отклонил требование испан. короля наложить на Лиссабон интердикт, хотя и отказался утверждать португ. епископов, чьи кандидатуры были представлены португ. кор. Жуаном IV (эта политика привела к тому, что к концу понтификата И. в Португалии оставался только 1 епископ). Непросто складывались отношения Папского гос-ва при И. c Францией, где власть фактически находилась в руках кард. Дж. Мазарини, не желавшего видеть на Папском престоле сторонника Испании. В начале своего понтификата папа вступил в конфликт не только с Дж. Мазарини, но и с семейством Барберини, к к-рому принадлежал покойный папа Урбан VIII. В отношении его племянников, обвиненных в расточительстве во время войны Барберини с семейством Фарнезе за герц-ство Кастро (1641), было начато расследование. Однако 14 нояб. 1644 г. И. возвел Франческо Фарнезе в кардинальское достоинство. Осенью 1645 г. кардиналам Антонио и Франческо Барберини пришлось бежать из Рима во Францию, где они нашли покровительство кард. Дж. Мазарини и были с почестями приняты при королевском дворе. Не желая обострения конфликта с Дж. Мазарини, 7 окт. 1647 г. И. возвел в кардинальское достоинство его брата М. Мазарини, а также прекратил преследования Барберини, к-рые в 1648 г. смогли вернуться в Рим. Тем не менее папа продолжил поддерживать противников политики Мазарини. 19 февр. 1652 г. И. возвел в кардинальское достоинство коадъютора Парижского архиепископа Жана Франсуа Поля де Гонди (кард. де Рец; 1613-1679), в 1654 г. с почестями принял его в Риме, когда тому пришлось бежать из Франции. В отношении герц-ства Кастро И. продолжил политику папы Урбана VIII. В 1649 г. в качестве повода для начала войны было использовано убийство по дороге в Кастро недавно назначенного туда епископом Кристофоро Гварду. Город был взят и уничтожен (на его месте установили колонну с надписью: «Qui Fu Casrto» (Здесь был Кастро)), а герц-ство присоединено к папским владениям.

В 1647 г. И. осудил начавшееся 7 июля в Неаполе восстание под рук. рыбака Томмазо Аньелло (Мазаньелло), направленное против власти испанцев над городом. Испания отвергла предложение папы о посредничестве в решении проблемы, а И. в свою очередь не одобрил чрезмерного применения силы в окт. 1647 г. доном Хуаном Хосе Австрийским Младшим. Буллой «Zelus domus Dei» от 26 нояб. 1648 г. папа осудил заключенный в окт. 1648 г. Вестфальский мир, к-рый положил конец Тридцатилетней войне, как нарушающий права католич. Церкви. И. оказал финансовую поддержку Венецианской республике в войне с турками, а также поддержал боровшихся за независимость от протестант. Англии ирл. католиков, отправив в Ирландию в качестве представителя Папского престола архиеп. Джованни Баттисту Ринуччини († 1653). Папа внес вклад в развитие просвещения в колониальных владениях европ. гос-в: в Венеции открылась коллегия для обучения священников Маронитской Католической Церкви, в нояб. 1645 г. И. повысил статус доминиканской коллегии в Маниле (Филиппины) до ун-та, руководство к-рым было поручено ордену доминиканцев.

И. утвердил декрет Конгрегации церемониала, предписывавший всем кардиналам, к-рые имели дворянское достоинство (как приобретенное, так и наследуемое), ограничиваться лишь указанием на кардинальский титул, исключая любой светский. К кардиналам следовало обращаться только по церковному этикету; на их гербах можно было изображать лишь кардинальскую шляпу. За 10 лет понтификата И. возвел в кардинальское достоинство 32 чел., впосл. 3 из них стали папами: Фабио Киджи (папа Римский Александр VII), Бенедетто Одескальки (папа Римский Иннокентий XI) и Пьетро Оттобони (папа Римский Александр VIII). В 1646 г. И. возвел в достоинство кардинала польск. иезуита Иоанна Казимира Вазу, сына польск. кор. Сигизмунда III Вазы и брата польск. кор. Владислава IV Вазы. Однако 9 нояб. 1647 г. Иоанн обратился к папе с прошением об отказе от кардинальского достоинства: кончина 9 авг. 1647 г. сына Владислава IV Сигизмунда Казимира открывала Иоанну Казимиру путь на польск. трон, к-рый он и занял в 1648 г. как Ян II Казимир.

И. подтвердил почитание 4 блаженных Римско-католической Церкви: Филиппа Биници - в 1645 г., Николая из Флю - в 1649 г., Иоанна Капистрана - в 1650 г. и Бернардина Томитано де Фельтре - в 1654 г.

Стараниями И. были проведены работы по благоустройству Рима: реконструирована рим. ц. св. Агнессы (S. Agnetis in Agonia) на Пьяцца Навона, а также весь ансамбль этой площади, где располагался дворец семьи Памфили. В 1648-1651 гг. архит. Дж. Л. Бернини устроил на Пьяцца Навона один из самых знаменитых в Риме фонтанов - «Фонтан 4 рек», символизирующий великие реки 4 частей света - Ганг, Нил, Дунай и Ла-Плату. Ансамбль фонтана обрамлял установленный в центре егип. обелиск, привезенный в Рим при имп. Каракалле (211-217). Работами в ц. св. Агнессы занимался архит. Ф. Борромини. Церковь св. Агнессы была титулярным храмом кард. Баччо Альдобрандини, однако 5 окт. 1654 г. И. лишил эту церковь статуса титулярной (это было сделано с целью утвердить патронат семьи Памфили над рим. ц. св. Агнессы на Пьяцца Навона). Колокола в отреставрированную ц. св. Агнессы на Пьяцца Навона привезли из бывш. кафедрального собора г. Кастро.

При И. в соборе св. Петра были выложены мрамором полы нефов, после облицовки мрамором арок главного нефа базилики на них разместили изображения первых Римских епископов; появилось рельефное изображение папы св. Льва I Великого (создано в 1646-1653, скульптор А. Альгарди). И. распорядился установить в нише главного нефа Латеранской базилики скульптурные изображения 12 апостолов; Борромини реконструировал фасад храма.

И. похоронен в крипте собора св. Петра. В 1677 г. перезахоронен в рим. ц. св. Агнессы на Пьяцца Навона. Стараниями племянника кард. К. Памфили там было начато, а внучатым племянником Джованни Баттистой Памфили завершено сооружение усыпальницы.

Лит.: Ciampi I. Innocenzo X Pamfili e la sua corte: Storia di Roma dal 1644 al 1655. R., 1878; Montor A., de. The Lives and Times of the Popes. N. Y., 1911. Vol. 4. P. 50-71; Coville H. Étude sur Mazarin et ses démêlés avec le pape Innocent X. P., 1914; An. Pont. Cath. 1916. P. 99-108; Seppelt. Geschichte. 1957. Bd. 4. S. 302-324, 529-532; La Première Bulle contre Jansénius: Sources relatives à son histoire, 1644-1653 / Éd. L. Ceyssens, A. Legrand. Brux., 1961-1962. 2 t.; Boaga E. La soppressione innocenziana dei piccoli conventi in Italia. R., 1971; Mastroianni F. F. L'Inchiesta di Innocenzo X sui conventi cappuccini italiani. R., 1985; Innocenzo X Pamphilj: Arte e potere a Roma nell'età barocca / A cura di A. Zuccari e S. Macioce. R., [1990]; Boutry Ph. Innocent X // Dictionnaire historique de la papauté. P., 1994. P. 892-895; Meleo M. La collezione dei «preziosi» di Maria di Savoia: Doni e dispersione dell'eredità sabauda Innocenzo X Pamphilj ad Alessandro VII Chigi // Ori nell'arte: Per una storia del potere segreto delle gemme. R., 2007. S. 185-193.
А. Г. Крысов

Униональная политика в Восточной Европе

В понтификат И. при активной поддержке польск. кор. Владислава IV Вазы возобновились попытки организации «новой унии» между католиками и православными в Речи Посполитой и объединения их в единую структуру с униат. Церковью. Одним из таких униональных планов стал проект, составленный в 1645 г. в окружении Киевского митр. свт. Петра (Могилы). В сохранившихся 2 анонимных документах из архива Конгрегации пропаганды веры в Риме («Compendio del negotio dell'unione de Rutheni universale» и «Sententia cuiusdam nobilis poloni graecae religionis»), автором которых считается лидер правосл. шляхты черниговский каштелян А. Г. Кисель (нек-рые историки полагают, что автором обоих документов был Петр (Могила) - Великий. 1963), резко критиковались принципы, на основе которых была заключена Брестская уния, и выдвигались требования ограничить условия унии признанием папского примата, а также предоставить высокую степень самостоятельности правосл. Церкви в Речи Посполитой и равные с католиками лат. обряда права.

16 марта 1645 г. проект обсуждался на заседании Конгрегации пропаганды веры, где было принято решение продолжать переговоры с правосл. стороной на основе изложенных в проекте принципов. Тем не менее в ряд пунктов были внесены изменения: согласившись на избрание Киевского митрополита епископами, Конгрегация настаивала на его последующем утверждении папой Римским; обязательным оставалось признание правосл. стороной всех условий, выработанных на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445); предложенный в проекте созыв Собора правосл. и католич. представителей, в т. ч. светских лиц, предполагалось заменить совместным синодом представителей духовенства обеих Церквей (Acta Sacrae Congregationis... 1953. Vol. 1. P. 213-214). Назначенному папским нунцием в Речи Посполитой Дж. ди Торресу поручалось следить за развитием переговоров между православными и униатами, не предпринимая без ведома Рима к.-л. серьезных шагов (Litterae nuntiorum... 1961. Vol. 6. P. 223-224, 246-251).

После кончины митр. Петра (Могилы) (1646) новый правосл. Киевский митр. Сильвестр (Коссов) продолжал поддерживать направленные в Рим предложения и собирался провести в Вильно Собор для обсуждения перспектив церковной унии. Однако в 1648 г. на Украине началось казацкое восстание под рук. Б. Хмельницкого. В том же году скончался польск. кор. Владислав IV и все переговоры между православными и униатами были прекращены. Хмельницкий ставил вопрос не о примирении православных и униатов, а о полной ликвидации унии с Римом (об этом гетман заявлял в письме новому польск. кор. Яну II Казимиру - Документи Богдана Хмельницького (1648-1657) / Упор.: I. Крип'якевич, I. Бутич; ред.: Ф. Шевченко. К., 1961. С. 81). Пункты об упразднении унии содержались в Зборовском договоре, к-рый Ян II Казимир был вынужден заключить 8(18) авг. 1649 г. с казаками и их союзником крымским ханом (ратифицирован сеймом Речи Посполитой в янв. 1650). Также, согласно этому договору, все должности и чины в Киевском, Черниговском и Брацлавском воеводствах король обещал давать только дворянам правосл. веры, а иезуиты должны были покинуть Киев и др. города, где имелись рус. школы (Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 29-30).

Нунций Торрес не только подробно информировал И. о казацких волнениях и антикатолич. требованиях Хмельницкого, но и сумел настроить против упразднения унии ряд влиятельных сенаторов Речи Посполитой. Он обратился к папе с просьбой оказать влияние на королевское правительство с целью не допустить уничтожения унии. Об этом же в 2 посланиях от 5 янв. 1650 г. просил И. униат. митр. Антоний (Селява). Папа, поздравляя Яна II Казимира с заключением мира с казаками, убеждал его не утверждать документов, содержащих уступки, к-рые он вынужден был сделать в вопросах веры (Theiner. 1863. P. 460, N 435), и настоятельно просил польск. короля защитить униат. Церковь в Речи Посполитой. В итоге польск. сторона фактически отказалась от выполнения статей Зборовского договора, касавшихся упразднения унии. Король и сенаторы ссылались на то, что они не властны над униат. Церковью, к-рая полностью подчиняется Римскому папе. Военные неудачи казаков позволили на время снять вопрос о ликвидации унии в Речи Посполитой, но в результате воссоединения Украины с Московским гос-вом по итогам Переяславской рады 1654 г. уния была упразднена на подконтрольной казакам Хмельницкого территории. Униат. церковные структуры были полностью ликвидированы и в Смоленском крае, возвращенном рус. царю Алексею Михайловичу. Но в оставшихся под властью польск. короля укр. и белорус. областях униат. церковные структуры сохранялись.

В понтификат И. удалось привлечь к унии с Римом часть православных Закарпатья. Правосл. Мукачевский еп. Василий (Тарасович) с 1633 г. вел переговоры с представителями Римско-католической Церкви о возможности заключения унии. К этому епископа побуждало сложное положение Мукачевской епархии, после того как фактическим хозяином Закарпатской Руси стал Трансильванский кн. Дьёрдь Ракоци, приверженец протестантизма. Причинами конфликта князя и епископа стали как распространение в Закарпатье протестантизма, так и притязания князя на земельные владения Мукачевской кафедры. В 1642 г. Ракоци изгнал еп. Василия (Тарасовича) и поставил на кафедру Иоанна (Юсько), решительного противника унии с Римом (управлял епархией в 1643-1645).

В изгнании Василий (Тарасович) в 1642 г. в Вене в присутствии имп. Фердинанда III, его семьи и папского нунция произнес исповедание католич. веры. В следующем году Ракоци, поднявший восстание против императора, захватил бывш. Мукачевского епископа в плен. В 1645 г. Василий (Тарасович) вернулся в Православие и был освобожден из плена, после чего управлял Мукачевской епархией до кончины в 1651 г. Он продолжил деятельность по подготовке унии, ему помогали монахи-василиане Парфений Петрович и Гавриил Косовицкий из Галиции.

24 апр. 1646 г. в замке в Унгваре (ныне Ужгород) при поддержке владелицы замка и ее брата Эгерского католич. еп. Дьёрдя Якушича была заключена уния (см. Ужгородская уния), в соответствии с к-рой Мукачевская правосл. епархия перешла в греко-католичество (в 1780 униат. Мукачевская кафедра перенесена в Унгвар с сохранением прежнего названия). С правосл. стороны унию заключили 63 священника (при общем числе священнослужителей епархии ок. 600 чел.). Еп. Василий (Тарасович) к унии не присоединился, но перед смертью призвал клириков Мукачевской епархии избрать на кафедру униата Парфения Петровича. Епархиальный Собор, в к-ром приняли участие 370 священников, как униатов, так и православных, избрал Петровича на Мукачевскую кафедру. Однако для епископской хиротонии новый епископ направился не к униат. или католич., а к правосл. иерархам Трансильвании. Из Рима подтверждение епископского сана и назначение на кафедру Петрович получил после кончины И. от нового папы Александра VII.

Ист.: Theiner A. Vetera monumenta Poloniae et Lithuaniae gentiumque finitimarum historiam illustrantia. R., 1863. T. 3. P. 460, N 435; Smurlo E. Le Saint-Siège et l'Orient orthodoxe russe: 1609-1654. Prague, 1928. P. 157-169; Acta Sacrae Congregationis de Propaganda Fide Ecclesiam Ucrainae et Bielarusiae spectantia / Coll. A. G. Welykyj. R., 1953. Vol. 1; Litterae nuntiorum apostolicorum historiam Ucrainae illustrantes: 1550-1850 / Ed. A. G. Welykyj. R., 1961. Vol. 6. P. 223-251.
Лит.: Великий А. Г. Анонiмний проект Петра Могили по з'единенню Украïнськоï Церкви 1645 року // Записки ЧСВВ. Сер. 2. Секцiя 2. Рим, 1963. Т. 4. Ч. 1-4. С. 487-497; он же. З лiтопису християнськоï Украïни. Рим; Львiв. 2000. Т. 5-6; Хома I. Киïвська митрополiя в Берестейскiм перiодi. Рома, 1970. С. 77-120; Плохий С. И. Папство и Украина: Политика Римской курии на укр. землях в XVII-XVIII вв. К., 1989; Пекар А. В. Нариси icторiï Церкви Закарпаття. Рим; Львiв, 1997. Т. 1.
В. И. Петрушко
Ключевые слова:
Папы Римские Иннокентий X (1574 - 1655; до избрания папой - Джованни Баттиста Памфили), папа Римский (с 15 сент. 1644)
См.также:
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)