Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИННОКЕНТИЙ
Т. 23, С. 14-17 опубликовано: 6 января 2015г.


ИННОКЕНТИЙ

(Нечаев; 1722, Москва (?) - 24.01.1799, С.-Петербург), архиеп. Псковский и Рижский. Сын «дворового человека» Нарышкиных. В 1754 г. окончил московскую Славяно-греко-латинскую академию и был оставлен в ней учителем риторики, позже стал профессором философии. В 1758 г. в Заиконоспасском московском мон-ре принял монашеский постриг, рукоположен во иеромонаха, назначен проповедником академии. С авг. 1759 г. префект академии. 8 авг. 1761 г. в академию были назначены новый префект и ректор, а И. переведен настоятелем новгородского Антония Римлянина мон-ря и ректором Новгородской ДС. Из-за болезни назначение не принял. Поселился в Троице-Сергиевой лавре и 17 сент. 1761 г. был определен ее наместником. Участвовал в подготовке встречи имп. Екатерины II, посетившей лавру в окт. 1762, в первый месяц после коронации.

Иннокентий (Нечаев), архиеп. Псковский и Рижский. Фотография с портрета XVIII в. (РГИА)
Иннокентий (Нечаев), архиеп. Псковский и Рижский. Фотография с портрета XVIII в. (РГИА)

Иннокентий (Нечаев), архиеп. Псковский и Рижский. Фотография с портрета XVIII в. (РГИА)
23 февр. 1763 г. в Москве в большой придворной церкви Головинского дворца И. был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородского митр. Димитрия (Сеченова). Стал последним архиереем с таким титулованием. Хиротонию в присутствии императрицы возглавил митр. Димитрий. Получил в управление Варлаамиев Хутынский мон-рь, но будучи привлечен имп. Екатериной II к законотворческой деятельности, чаще проживал в С.-Петербурге. 28 мая того же года И. был назначен епископом Тверским и Кашинским. В июне 1763 г. имп. Екатерина II, возвращаясь из Москвы в С.-Петербург, проезжала через Тверскую епархию. Епископ выехал встречать ее в с. Городня, предоставил для остановки загородный архиерейский дом, т. к. царский путевой дворец в Твери сгорел; 16 июня сопровождал ее до с. Медного.

29 окт. 1763 г. возглавил Псковскую и Нарвскую епархию. 26 фев. 1764 г. по Указу о духовных штатах в связи с изъятием из ведения Псковского архиерея Эстляндии, отошедшей к С.-Петербургской епархии, переименован епископом Псковским и Рижским. В июле 1764 г. во время недельного визита имп. Екатерины II находился в Риге. Реорганизовал Рижское духовное правление, ввел в его штат 2 священников: для наблюдения за военными и «светскими» церквами. 16 янв. 1766 г. назначен членом Святейшего Синода, 20(22) сент. 1770 г. возведен в сан архиепископа.

В окт. 1774 г. И. через посредничество Г. А. Потёмкина как «благонадежного предстателя к высокомонаршему лицу» испрашивал прибавки жалования. 13 мая 1780 г. встречал в Пскове имп. Екатерину II, направлявшуюся в Могилёв. 14 мая императрица присутствовала на литургии в псковском Троицком кафедральном соборе. Затем И. выехал в Полоцк, где 19 мая того же года снова приветствовал императрицу. В ризнице Троицкого собора до нач. 20-х гг. XX в. хранилась панагия с аметистами и бриллиантами, пожалованная И. имп. Екатериной II. 29 окт. 1783 г. проповедовал на открытии наместничества и присутственных мест в Риге.

Первые годы управления И. Псковской епархией совпали с секуляризацией церковных имений, закрытием мн. малых мон-рей; только во Пскове - Успенского на Полонище, Илиинского на Запсковье, Нововознесенского, Воскресенского со Стадища, Любятовского, Гремячского во имя св. бессребренников Космы и Дамиана. В 70-80-е гг. XVIII в. территория Псковской епархии значительно расширилась за счет присоединения Порховского и Великолуцкого уездов из Новгородской епархии, Торопецкого у.- из Смоленской, Невеля и Полоцка - при первом разделе Польши (1772-1773), в то время как сев. часть Псковской земли (Гдовский у.) была передана С.-Петербургской епархии. В новые границы епархии вошел, в частности, Никандров в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь, прп. Никандр стал повсеместно чтиться как «Псковский чудотворец». Архиерею пришлось заново создавать систему управления епархией, к-рая увеличилась в размерах более чем в 2 раза. Для упорядочения быта и службы приходского духовенства и монашествующих И. разработал множество инструкций. В 1786 г. издал роспись приходов Пскова: из 50 церквей статус приходских сохранили 17, остальные стали приписными. При И. города Псковской губ. получили регулярную планировку, в уездных центрах построены каменные соборы: Преображенский в Опочке (1795), Троицкий в Острове (1790). По благословению И. были также построены и освящены каменные храмы в Лифляндской губ.: Екатерининский в Пернове (ныне Пярну, Эстония; 1769), Успенский в Дерпте (ныне Тарту, Эстония; 1783), Петропавловский собор в Риге (1786), а также церкви в Аренсбурге (ныне Курессааре, Эстония) (1784-1790), Верро (ныне Выру, Эстония) (1788-1792) и др. В Риге, Изборске, Острове, Гдове, Опочке, Новоржеве появились духовные правления.

Особое внимание И. уделял духовному образованию: организовал катехизические беседы в Космодамиановской, Михаило-Архангельской и Успенской Пароменской церквах, ввел новые предметы (в т. ч. нем., франц., польск. языки, нотное пение) в программу Псковской ДС, разрабатывал планы занятий, посылал в семинарию учебники и книги (только в сент. 1779 он приобрел для семинарии труды М. В. Ломоносова, 180 книг по философии, 30 - по географии), временами сам проверял сочинения учеников. Для подготовки преподавательских кадров регулярно направлял лучших учеников в Троицкую семинарию (с 1792 г. в Александро-Невскую) в С.-Петербурге. По распоряжению И. в 1770 г. был назначен особый духовник для воспитанников, с 1775 г. преподавание богословия и философии велось на рус. языке.

Архиеп. Иннокентий (Нечаев). Чин исповедания отроком. М., 1769. Л. 1. (РГБ)
Архиеп. Иннокентий (Нечаев). Чин исповедания отроком. М., 1769. Л. 1. (РГБ)

Архиеп. Иннокентий (Нечаев). Чин исповедания отроком. М., 1769. Л. 1. (РГБ)
Более чем 2-кратное повышение в 1779 г. «экономических сумм», отпускаемых на содержание семинарии, позволило И. открыть «сиротскую школу» и улучшить организацию учебного процесса в Псковской ДС. Во время своего визита 15 мая 1780 г. императрица выделила 1 тыс. р. «на заведение городской школы», 500 р.- на семинарию, по 150 р. в псковский Мирожский, псковский Снетогорский, псковский в честь Вознесения Господня и псковский во имя св. Иоанна Предтечи мон-ри. В связи со значительным ростом территории епархии в 1780 г. в Невеле и в 1788-1789 гг. в Полоцке, Торопце и Вел. Луках были открыты «низшие духовные училища», лучшие ученики которых зачислялись в соответствующие классы семинарии. 3 апр. 1780 г. И. предписал Псковской духовной консистории обучать чтению и письму детей священнослужителей. В 1786-1792 гг. в созданных в городах губернии сети народных уч-щ преподавать в них, по благословению И., стали 12 воспитанников Псковской ДС. В 1789 г., находясь во Пскове, И. присутствовал на открытом испытании в главном народном уч-ще (учреждено 22 сент. 1786) и устроил «особое по сему случаю торжество».

При И. в Псковском кремле дважды случались пожары: в 1770 г. (сгорела крыша на соборе и приделах; от императрицы И. получил на ремонт 15 тыс. р.) и в 1788 г. (сгорели купол, колокольня, здание семинарии, деревянный архиерейский дом, к-рый не был отстроен вновь; в итоге Псковские архиереи лишились резиденции в кремле). 12 июня 1776 г. императрица выделила владыке 8,8 тыс. р. на исправление семинарского дома и 4 погоревших церквей. После пожара здание семинарии было быстро восстановлено, построены хозяйственные флигели.

Более 30 лет И. оставался бессменным членом Святейшего Синода, жил в основном в С.-Петербурге. Перед открытием в 1767 г. Комиссии о сочинении нового Уложения имп. Екатерина II поручила доверенным лицам познакомиться с ее Наказом, составленным для руководства Комиссии, и указать на лишние и не соответствующие условиям рус. жизни статьи. От духовенства к этой работе были привлечены еп. Тверской Гавриил (Петров), И. и настоятель Троице-Сергиевой лавры архим. Платон (Левшин). Они подготовили отзыв, в к-ром осторожно высказались за сохранение гражданского наказания за религ. проступки, представили проект реформы духовно-учебных заведений (основным автором проекта, к-рый остался неосуществленным, считается еп. Гавриил).

Все трое как члены Синода нередко вместе участвовали в богослужениях. Так, 15 сент. 1770 г., когда в С.-Петербурге по случаю победы над тур. флотом совершалось поминовение имп. Петра I как «основателя морских Российских сил», служение панихиды в Петропавловском соборе в присутствии императрицы возглавил архиеп. С.-Петербургский Гавриил, литургию - И., а проповедовал архим. Платон. 29 сент. 1773 г. в Казанской (Богородице-Рождественской) ц. на Невском проспекте И. молился при совершении архиеп. Гавриилом таинства венчания наследника государя Павла Петровича и государыни Наталии Алексеевны и произнес после этого проповедь. 30 авг. 1790 г. И. сослужил митр. С.-Петербургскому Гавриилу (Петрову) за первой литургией в новоосвященном Троицком соборе столичного Александро-Невского мон-ря в присутствии императрицы.

Екатерина II в соч. «Антидот» (1770), опровергая «клевету на непросвещенность русского духовенства» франц. аббата Ж. Шаппа д'Отроша в кн. «Voyage en Siberie» (1768), ссылалась на образцовую деятельность И., архиепископов Гавриила и Платона. Преосвященные И., Гавриил и Платон до 2-й пол. 70-х гг. XVIII в., по характеристике Б. В. Титлинова, «вместе составляли основное синодское ядро, доминирующее и по своему положению, и по влиянию и связям, и по знакомству с синодскими делами, и, наконец, по дарованиям». Они руководствовались «строгой законностью и справедливостью», а не «рознью черного и белого духовенства» (Вопреки веку Просвещения. М., 2000. С. 127, 131).

21 окт. 1783 г. при открытии Российской академии И. был провозглашен ее почетным членом. Принимал активное участие в работе по составлению 1-й части Словаря Академии Российской (СПб., 1789), всех частей словопроизводного словаря и в разработке плана толкового словаря славянорус. языка. В апр. 1796 г. императрица пожаловала И. бриллиантовый крест на клобук. Наследовавший ей имп. Павел I также благоволил И. Архиерей был награжден орденом св. Александра Невского (11 дек. 1796), командорством (1797). Император увеличил содержание монашествующих и архиерейского дома (18 дек. 1787). 26 февр. 1797 г. И. в присутствии имп. Павла I заложил новую имп. резиденцию в столице - Михайловский замок с ц. во имя арх. Михаила. 15 марта 1797 г. И. освятил ц. во имя свт. Павла Исповедника в Морском корпусе на Васильевском о-ве в С.-Петербурге (Павел I взошел на престол в день памяти св. Павла).

И. был широко известен своими проповедями, в которых отмечали «сближение требований религии с существом человеческого разума и естественного чувства, или, говоря его словами, голоса Бога с голосом человечества» (Сухомлинов. 1874. С. 185). Большинство из них не опубликованы, о чем сокрушался, в частности, Н. И. Новиков. Архиерей состоял в дружеских отношениях с преосвященными Афанасием (Ивановым), Арсением (Верещагиным) и Гавриилом (Петровым).

9-11 окт. 1798 г. имп. Павел I удовлетворил прошение И. о выходе на покой «за слабостью и оскудением сил», назначив ему пенсию, равную штатному жалованию, и оставив «для всегдашнего его пребывания» Псковское подворье в С.-Петербурге. Последние месяцы жизни И. провел под одной кровлей с митр. Гавриилом в Александро-Невской лавре, где и скончался. После кончины И. архив и б-ка архиерея поступили в Псковскую ДС. По просьбе митр. Гавриила И. был похоронен в лавре, в палатке-усыпальнице ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, у юж. стены. И. завещал не говорить речей при погребении. Текст эпитафии Г. Р. Державина высечен на мраморной пристенной доске над могилой И. (воссоздана в 1991): «Вития о тебе не возгласил похвал: / Глас красноречия для праведника мал!»

Арх.: РНБ ОР. Ф. 35. № 11; Ф. 1000. Оп. 1. № 992.
Соч.: Слово в день рождения имп. Екатерины II. М., 1766; Чин исповеди отроком. СПб., 1769, 1814 3; Слово в торжественный день бракосочетания их имп. высочеств… Павла Петровича и... Наталии Алексеевны // Описание торжества высокобрачного сочетания их имп. высочеств... Павла Петровича и... Наталии Алексеевны. СПб., 1773. С. 47-59 (отд. отт.: СПб., 1773); Собр. воскресных и праздничных поучений. СПб., 1775; [Слово] // Описание действия от стороны Свят. Правительствующего Синода члена, преосв. Иннокентия, архиеп. Псковского и Рижского, и его Семинарии, происходившего во время... прибытия, ея имп. величества... императрицы... всероссийския Екатерины Вторыя, во Псков. СПб., 1780. С. 9-14; Речь на пришествие ее имп. величества в Полоцк // Там же. С. 26-27; Слово на открытие наместничества в Риге. Речь при открытии присутственных мест в Риге. [СПб., 1783]; Приуготовление к смерти, или Краткое руководство, каким образом всякий христианин должен себя приуготовлять к блаженной кончине: [Пер. с лат.]. СПб., 1793; Наставление от архипастыря священнику. СПб., 1790, 1796 2; [Письмо к Г. А. Потёмкину] // РА. 1879. Кн. 3. № 9. С. 25.
Лит.: Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей ТСЛ // ЛЗАК. 1870. Вып. 4. С. 62-130, Евгений. Словарь. 1818. Ч. 1. С. 212-213; Чередеев К. К., прот. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. С. 46, 125-126; Князев А. С. Очерк истории Псковской семинарии от начала ее до преобразования по проекту устава 1814 г. М., 1866; Сухомлинов М. И. История Российской Академии. СПб., 1874. Вып. 1. С. 61, 184-187, 379-382, 416; Ист.-стат. описание церквей и приходов Рижской епархии. Рига, 1893. Вып. 1. С. 180-181, 186-187; Смиречанский В. Д., прот. Историко-стат. сб. сведений о Псковской епархии. [Вып.] 2. Остров, 1895. С. 119-123; Письмо митр. Новгородского Гавриила архиеп. Казанскому Амвросию 30 янв. 1799 г. // РА. 1895. № 3. С. 295; РБС. 1897. Т.: Ибак-Ключарев. С. 118-119; Здравомыслов К. Иннокентий (Нечаев) // ПБЭ. 1904. Т. 5. Стб. 951-953; Лебедев А. К биографии Иннокентия (Нечаева), архиеп. Псковского // Тр. Псковского археол. об-ва. 1909-1910. Псков, 1910. Вып. 6. С. 18; Николай Михайлович, вел. кн. [Саитов В. И.] Петербургский некрополь. СПб., 1912. Т. 2. С. 273; Титлинов Б. В. Гавриил Петров, митр. Новгородский и С.-Петербургский. Пг., 1916; Алексий II, Патриарх Московский. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 150, 152, 153; Вопреки веку Просвещения: Высокопреосв. Гавриил (Петров), митр. Новгородский и С.-Петербургский: Жизнь. Творчество. Кончина / Сост.: П. В. Калитин. М., 2000. С. 125-127, 131; Дмитриев А. П. История Корельской (Кексгольмской) епархии // Вуокса: Приозерский краевед. альманах. Приозерск, 2001. Вып. 2. Т. 1. С. 160-209; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 2003. С. 128, 177; Художественное надгробие в собр. Гос. музея городской скульптуры: Науч. кат. СПб., 2004. Т. 1: Благовещенская и Лазаревская усыпальницы. С. 60; Коломыцева Н. В. «А город помнит о судьбе своей…». Псков, 2004. С. 61-65.
А. К. Галкин, свящ. Александр Берташ
Ключевые слова:
Архиепископы Русской Православной Церкви Иннокентий (Нечаев; 1722 - 1799), архиепископ Псковский и Рижский
См.также:
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский