Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИМПЕРАТОРСКИЙ МИНОЛОГИЙ
Т. 22, С. 408-411 опубликовано: 25 ноября 2014г.


ИМПЕРАТОРСКИЙ МИНОЛОГИЙ

условное название сборника кратких житий святых, по одному на день, расположенных по календарному принципу; создан в К-поле по заказу имп. Михаила IV Пафлагона (1034-1041). Название было введено в научный оборот А. Эрхардом (Kaisermenologium). В. В. Латышев, к-рому была известна часть списков И. м., определил его как «Царскую» минею, поскольку его тексты заканчиваются прошением (обычно написанным додекасиллабическим размером) за императора, образующим акростих «ΜΙΧΑΗΛ Π». В качестве возможных заказчиков Латышев рассматривал 8 визант. императоров X-XI вв. с именем Михаил, но склонялся к датировке И. м. Х в., ошибочно считая его предшественником сборника житий прп. Симеона Метафраста. Окончательное отнесение И. м. к имп. заказу, но с датировкой XI в. принадлежит Ф. Д'Аюто. Он доказал связь акростиха с именем императора, упоминаемым в одном из Житий «ангелоименного императора». Латышев, И. Делеэ, П. Франки де Кавальери и др. обнаружили ряд текстов, послуживших основой для автора И. м. В 1939 г. Ф. Алькеном были опубликованы тексты январских Житий И. м., сохранившиеся в иллюстрированном списке И. м. из Художественного музея Уолтерса в Балтиморе (США) (Baltim. W 521). Решающая роль в исследовании состава, рукописной традиции и истории И. м. принадлежит Эрхарду. Он показал, что все выявленные списки И. м. представляют собой 2 редакции (А, В), текст минология относится к XI в. и полностью использует жития, собранные Симеоном Метафрастом. Создание И. м. Эрхард связал с Михаилом IV Пафлагоном.

Более древней редакцией Эрхард считал менее распространенную редакцию В. От нее сохранились только отдельные тексты на февр.-май в рукописях XII и XVI вв. (Ath. Kutlum. 23; Ath. Protat. 47; Athen. Ethn. Bibl. gr. 982), а также почти полный иллюстрированный том на янв. (Baltim. W 521), вероятно созданный для самого Михаила IV. Тексты редакции В по объему и содержанию близки к текстам редакции А, однако в них включена заключительная молитва за императора, обращенная к святому, к-рому посвящен текст. Эрхард считал редакцию В первой неудачной попыткой создания И. м.

Редакция А сохранилась значительно лучше. От нее также остался один иллюстрированный том (февр.-март), вероятно созданный для Михаила IV (ГИМ. Греч. № 376 (Син. греч. 183)). Остальные тома сохранились в более поздних рукописях: том на июнь-авг. в 3 полных (Hieros. Patr. 17, XII в.; Ath. Dionys. 83, 1142 г.; Athen. Ethn. Bibl. gr. 1046, XIV в.; Hieros. S. Crucis. 16, XVI в.) и в 4 неполных списках (Ath. Lawra. 1966, 1667/68 г.; Ambros. gr. 834 (В 1 inf.), 1239/40 г.; Ath. Xeropot. 242, 1635 г.; Ath. Dionys. 166, 1616 г.), остатки тома на апр.-май (Patm. 736, XIV в.) и отдельные тексты на др. месяцы: 3 на нояб. (Vat. gr. 793, XIII в.) и, вероятно, 3 на сент., 6 на окт. и 5 на дек. (см.: Ehrhard. 1952. S. 398-399).

И. м. входит в ряд к-польских агиографических проектов X-XI вв.: от Симеона Метафраста до Иоанна Ксифилина младшего. Его появление связано, видимо, как с личным благочестием заказчика (см.: Михаил Пселл. Хронография / Пер., ст. и примеч.: Я. Н. Любарский. М., 1978. С. 44-46), так и с отсутствием полного минология на весь год с единообразными текстами (Минологий Симеона Метафраста не был доведен до конца, а т. н. Минологий Василия II является синаксарем). Тексты И. м. по объему соответствуют визант. понятию Βίος ἐν συντόμῳ (житие вкратце) и примерно в 4 раза короче поздних житий по Симеону Метафрасту, но значительно длиннее житий, собранных в синаксарях.

В качестве источников анонимный автор (или авторы) И. м. использовали прежде всего Жития, составленные Симеоном Метафрастом, а в др. случаях - древние жития. Автор практически не вносил смысловых изменений в источник, добавляя лишь риторические пассажи. Так, напр., Житие ап. Андрея Первозванного в И. м. основано на Житии, написанном Симеоном Метафрастом, причем ок. 10% заимствованного материала подверглось перестановке, ок. 20% - грамматической и лексической правке, и лишь 8% текста не зависит от источника.

И. м. мало исследован как лит. памятник. Как агиографический источник он ценен только в тех частях, где опирается на несохранившиеся древние тексты. Текст И. м. издали Латышев на февр.-март и июнь-авг. (Menologii anonymi. 1911-1912), Алькен на янв. (Halkin. 1939, 1985); публиковались отдельные тексты (напр., Житие ап. Андрея - Греч. предания о св. ап. Андрее / Подгот. изд.: А. Ю. Виноградов. СПб., 2005. [Т. 1]: Жития). В наст. время неизданные тексты И. м. готовит к печати Д'Аюто.

Остается открытым вопрос о неравномерном составе томов И. м. Так, в том могут входить жития святых, относящиеся к 1 или 3 месяцам. Эрхард предположил наличие неск. разноформатных комплектов по 1, 2 и 3 месяца, что не подтверждается рукописной традицией, т. к. мы не имеем следов присутствия одного и того же месяца в рукописях разных форматов, т. е. янв. встречается только в томе на 1 месяц, февр., март, апр. и май - на 2 месяца и т. д. Гипотетически эта проблема может быть решена следующим образом. С одной стороны, редакция В содержит хорошо разработанные в 1-й половине тексты на февр., большое число текстов на март (особенно на 2-ю половину месяца) и отдельные жития на апр. и май. С др. стороны, наличие тома на янв. (Baltim. W 521) в редакции B свидетельствует о существовании полного комплекта томов этой редакции (вопреки предположению Эрхарда о редакции B как незаконченном черновом варианте редакции A). Однако для рукописной традиции (почти исключительно тома на февр.-март) характерно, вероятнее всего, то, что редакция В начиналась с февр., т. е. так же, как начинается с него один из 2 оригинальных томов редакции А (ГИМ. Син. Греч. 183), состоящий из 2 месяцев - февр. и марта. Предположительное начало обеих редакций И. м. с февр. вполне согласуется с активным использованием его автором Минология Симеона Метафраста. Полный Минологий Симеона Метафраста заканчивается янв., том на февр.-апр. содержит не полные месячные комплекты житий, а лишь остатки материалов Симеона Метафраста. В этом контексте начало И. м. с февр. представляет собой попытку продолжения корпуса житий Симеона Метафраста и соответственно минологического корпуса с житием на каждый день.

Исходя из этой идеи структура томов редакции А может быть объяснена так: февр.-март, апр.-май, июнь-авг., сент.-окт. (?), нояб.-дек. (?), янв. Т. о., вначале были созданы два 2-месячных (ввиду сокращения объема житий по сравнению с текстами Метафраста примерно в 4 раза) тома, затем один 3-месячный, к-рый должен был завершить церковный год, а вслед за этим, видимо решив продолжить удачное начинание, составители И. м. выпустили, переработав жития по Симеону Метафрасту, еще два 2-месячных (?) тома, закончив их томом на янв.

А. Ю. Виноградов

Иллюстрированные списки И. м.

Из сохранившихся рукописей И. м. иллюстрированы 3: том на янв. из Художественного музея Уолтерса в Балтиморе (Baltim.W 521); том на февр. и март из ГИМ (Греч. № 376 (Син. греч. 183)) и 5 листов из Музея Бенаки в Афинах (Athen. Ben. 71).

Мучиничество святых Феопеммпта и Феоны Никомидийский. Миниатюра из Минология. 1034-1041 гг. (?) (Baltim. W 521. Fol. 25v)
Мучиничество святых Феопеммпта и Феоны Никомидийский. Миниатюра из Минология. 1034-1041 гг. (?) (Baltim. W 521. Fol. 25v)

Мучиничество святых Феопеммпта и Феоны Никомидийский. Миниатюра из Минология. 1034-1041 гг. (?) (Baltim. W 521. Fol. 25v)

Балтиморский минологий происходит из библиотеки Александрийского Патриархата в Каире (бывш. Cahirens. gr. 33), откуда он был похищен в нач. XX в. и в 1930 г. в Париже приобретен амер. коллекционером Г. Уолтерсом. Часть листов утрачена в древности и заменена бумажными в XVI в. (размер листов - 299/301×232/236 мм, размер миниатюр - 71/80×144/160 мм). Сохранилось 24 иллюстрации к житиям святых и гомилиям на 4-25 янв. (на 5 и 18 янв. по 2 текста); лист с миниатюрой на 2 янв. находится в Гос. б-ке в Берлине (Berolin. SB. gr. Fol. 31) (см.: Halkin. 1939; Vikan. 1973; Patterson-Ševčenko. 1993).

Минологий, находящийся в ГИМ, был привезен в Москву в 1654 г. Арсением (Сухановым) из мон-ря Кастамонит на Афоне. В томе содержится 55 текстов житий (по одному на каждый день) и 4 гомилии. Сохранилось 57 миниатюр, иллюстрирующих каждый текст (кроме Житий прп. Парфения, еп. Лампсакийского, и мч. Кодрата Коринфского, первые листы к-рых утрачены; размер листов 311/3×244/6 мм, размер миниатюр 65/80×145/150 мм) (см.: Владимир (Филантропов). 1894; Фонкич, Поляков. 1993; Дер-Нерсесян. 1973; Попов. 1911; Latyšev. 1911-1912; Древности. 2004).

Фрагменты рукописи из Музея Бенаки представляют собой 5 листов пергамена (размер листов 85/130×175/185 мм, размер миниатюр 64/66×136/148 мм). На миниатюрах изображены: мч. Фемистоклей (Fol. 1); вмч. Феодор Тирон (Fol. 2v); прп. Лев, еп. Катанский (Fol. 3v); сщмч. Поликарп, еп. Смирнский (Fol. 4v), и свт. Тарасий, архиеп. К-польский (Fol. 5v) (Λάππα-Ζιζήκα Ε., Ρίζου-Κουρούπου. 1991).

Оформление рукописей И. м. сходно: перед каждым текстом помещена прямоугольная миниатюра на золотом фоне, по ширине равная 2 колонкам. На миниатюрах на фоне гористого пейзажа или богато украшенных зданий изображены казни мучеников, фигуры молящихся святых, евангельские сцены и события из истории Церкви. По иконографии и стилю миниатюры 3 И. м. близки друг другу и иллюстрациям Минология Василия II (Vat. gr. 1613, 976-1025 гг.), однако соотношение этих рукописей долгое время оставалось неясным.

Успение прп. Алексия, человека Божия. Миниатюра из Минология. 2-я четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 210 об.)
Успение прп. Алексия, человека Божия. Миниатюра из Минология. 2-я четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 210 об.)

Успение прп. Алексия, человека Божия. Миниатюра из Минология. 2-я четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 210 об.)

Было распространено мнение, что миниатюры всех 4 рукописей восходят к некоему общему прототипу. Минологий из Художественного музея Уолтерса большинство исследователей датировали годами правления имп. Михаила IV Пафлагона. Относительно времени создания рукописи из ГИМ и фрагментов из Музея Бенаки высказывались разные мнения. Сопоставив оформление минологиев из Балтимора и Москвы, С. Дер-Нерсесян сделала вывод об их принадлежности к разным комплектам иллюстрированных И. м. и датировала рукописи 1034-1041 гг. и кон. XI в. соответственно. Листы Минология из Афин исследовательница считала остатками 3-го иллюстрированного издания, также созданного в XI в. Миниатюры рукописи из ГИМ и фрагментов из Музея Бенаки, по мнению Дер-Нерсесян, были скопированы с несохранившегося образца Минология Василия II, поскольку в них существуют расхождения в иконографии с последним. Так, различаются миниатюры, иллюстрирующие Жития прп. Маруфа, еп. Месопотамского (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 132, под 21 февр.; Vat. gr. 1613. P. 406, под 16 февр.), апостолов Архиппа, Филимона и мц. равноап. Апфии (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 101, под 21 февр.; Vat. gr. 1613. P. 200, под 23 нояб.), мч. Дометия и иже с ним (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 237, под 24 марта; Vat. gr. 1613. P. 89, под 4 окт.), мч. Хрисанфа и мц. Дарии Римских (Син. греч. 183. Л. 220, под 19 марта; Vat. gr. 1613. P. 118, под 17 окт.). Однако выявленные расхождения не настолько значительны, чтобы исключить возможность прямой зависимости миниатюр московской рукописи от ватиканской. Дни празднований в указанных случаях расходятся вплоть до нескольких месяцев. Вполне вероятно, что мастер московской рукописи все же использовал Минологий Василия II в качестве образца, но в некоторых случаях не нашел житий соответствующих святых (всего в Минологии Василия II 430 миниатюр) и проиллюстрировал жития И. м. на основании содержащихся в них сведений. Не исключено также, что существовал 2-й т. Минология Василия II с житиями на др. половину года, содержавший тексты и миниатюры, соответствовавшие иллюстрациям житий на март московского Минология. Среди известных иллюстрированных агиографических рукописей только в московском Минологии есть изображения святых на март (28 миниатюр; миниатюра с изображением мч. Кодрата утрачена, еще на 2 миниатюрах представлено перенесение мощей патриарха Никифора и Благовещение). Из миниатюр афинских фрагментов и Минология Василия II существенно отличается лишь миниатюра к Житию мч. Фемистоклея: в афинском фрагменте (Fol. 1) показано, как палач ведет святого на казнь, в Минологии Василия II (P. 262 - под 21 дек.) изображена сама казнь. Т. о., сопоставление сохранившихся миниатюр не позволяет окончательно подтвердить или опровергнуть гипотезу Дер-Нерсесян.

Изучение Н. Паттерсон-Шевченко миниатюр рукописи из Балтимора показало, что они скопированы с незначительными изменениями именно с миниатюр Минология Василия II.

Данные, опубликованные Д'Аюто (D'Aiuto. 1997), свидетельствуют в пользу предположения об одновременном создании иллюстрированных списков И. м. Исследователь пришел к выводу, что писец московского Минология - это каллиграф Николай, переписавший в 1040 г. сборник трактатов из Университетской б-ки в Гейдельберге (Palat. gr. 281) для имп. секретаря (асикрита) и судьи Селевкии Романа. По мнению Д'Аюто, 3 иллюстрированных экземпляра И. м. являются остатками 2 роскошных многотомных изданий, протографов редакций (А, В) И. м., созданных по заказу имп. Михаила IV в 1034-1041 гг. Д'Аюто относит Минологий из Балтимора и фрагменты рукописи из Музея Бенаки к редакции В, полагая, что текст написан одним писцом; одинаково и оформление листов в обеих рукописях; тогда вполне вероятно их происхождение из одного многотомного издания И. м.

Исследование стиля живописи миниатюр 3 И. м. также свидетельствует о создании их в одно время (1034-1041) и в одной мастерской. В миниатюрах точно воспроизводятся композиционные схемы, формы пейзажного и архитектурного фонов, позы, иногда даже типы лиц персонажей миниатюр Минология Василия II. В большинстве миниатюр московской рукописи и афинских фрагментов повторяются не только композиционные схемы, но и цветовые решения и случайные погрешности, встречающиеся в миниатюрах Минология Василия II. Причем в 3 рукописях И. м., несмотря на их следование протографу, в трактовке заимствованных композиций и отдельных форм прослеживаются характерные особенности, к-рые позволяют говорить о принадлежности этих рукописей не только одной мастерской, но даже одному мастеру (Захарова. 2003; Zakharova. 2001; 2008).

Поскольку все 4 рукописи созданы по имп. заказу, то вероятно, что мастер 3 минологиев работал в той же придворной мастерской, что и художники Минология Василия II, и был их преемником. Художественный уровень работы мастера очень высок. Письмо тонкое и очень тщательное, рисунок аккуратный, краски яркие и насыщенные. Постановка немного приземистых фигур персонажей и их пропорции близки к классическим нормам. Формы имеют объем и материальную весомость, пластическая моделировка поверхностей мягкая и плавная. Мастер не стремится к новшествам, появившимся в монументальной живописи 30-40-х гг. XI в.: к строгому аскетизму образов, к дематериализации и преображению форм посредством замены классических живописных средств на более условные и абстрактные изображения. Его исполненный гармонии стиль более близок к живописи времени имп. Василия II (976-1025), когда поиски нового образа духовности и иных выразительных средств постепенно начинали видоизменять классические формы произведений (напр., иконы свт. Николая и ап. Филиппа из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, миниатюры из Евангелий (Sinait. 204) из мон-ря Дионисиат на Афоне (Ath. Dionys. 588), из Национальной б-ки в Париже (Paris. Coislin. 20), из Псалтири Василия II (Marc. gr. Z. 17)).

Лит.: Владимир (Филантропов), архим. Систематическое описание рукописей моск. Синодальной (Патриаршей) б-ки. М., 1894. Ч. 1: [Рукописи греч.]. № 376. C. 561-566; Il Menologio di Basilio II (Vat. gr. 1613). Torino, 1907. Vol. 1-2. P. XIX-XX. (Codices e Vaticanis Selecti; 8); Попов Н. П. Миниатюры греч. минология XI в. № 183 Моск. Синодальной б-ки. М., 1911; Latyšev B., ed. Menologii anonymi byzantini saeculi X quae supersunt. Petropli, 1911-1912. Fasc. 1-2. Lpz., 1970r; он же (Латышев В. В.). Четьи-минеи Иоанна Ксифилина // ИИАН. Сер. 6. № 4. С. 231-240; он же. Визант. «Царская» минея. Пг., 1915. Сер. 8. Т. 12. № 7. (ЗИАН); Halkin F. Le mois de janvier du «Ménologe impérial» byzantin // AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 225-236 (Idem: Le ménologe impérial de Baltimore. Brux., 1985); idem. Euphémie de Chalédoine: Légendes byzantines. Brux., 1965. P. 165-168. (SH; 41); idem. Les martyrs Théopomptos et Théonas dans le Ménologe impérial // JÖB. 1981. Bd. 30. S. 152-155; idem. Les moines martyrs du Sinaï dans le Ménologe impérial // Mémorial A.-J. Festugière: Antiquité païenne et chrétienne / Ed.: E. Lucchesi, H. D. Saffrey. Genève, 1984. P. 268-270. (Cah. d'Orientalisme; Vol. 10); idem. Le prophète «saint» Jérémie dans le Ménologe impérial byzantin // Biblica. 1984. T. 65. P. 111-114; Ehrhard A. Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche. Lpz., 1952. Bd. 3. S. 341-442; Дер-Нерсесян С. Московский Менологий // Византия. Юж. славяне и Др. Русь. Зап. Европа: Сб. ст. в честь В. Н. Лазарева. М., 1973. С. 94-111; Vican G., ed. Illuminated Greek Manuscripts in American Collections: An Exhibition in Honour of K. Weitzmann. Princeton, 1973. P. 79-81. Ill. 11; Aubineau M. Zôticos de Constantinople, nourricier des pauvres et serviteur des lépreux // AnBoll. 1975. Vol. 93. P. 71-84; Spatharakis I. Corpus of dated Illuminated Greek Manuscripts to the Year 1453. Leiden, 1981. Vol. 1. P. 74-75; Halkin F., Festugiиre A.-J. Dix Texts inédits tirés du Ménologe Impérial de Koutloumous. Genève, 1984. (Cah. d'Orientalisme; Vol. 8); Ϫετοράκης Θ. ῾Η χρονολόϒηση τοῦ αὐτοκρατορικοῦ μηνολοϒίου τοῦ Β. Λάτησεβ // BZ. 1990. Bd. 83. S. 46-50; Λάππα-Ζιζήκα Ε., Ρίζου-Κουρούπου Μ. Κατάλοϒος ῾Ελληνικῶν χειροϒράφων τοῦ Μουσείου Μπενάκη (10-16 αἰ.). ᾿Αθήνα, 1991; Фонкич Б. Л., Поляков Ф. Б. Греч. рукописи Синодальной б-ки. М., 1993. № 376. С. 121-123; Hagiographica Cypria. Turnhout, 1993. P. 125-135. (CCSG; 26); Patterson-Ševčenko N. The Walters «Imperial» Menologion // The J. of the Walters Art Gallery. 1993. Vol. 51. P. 43-64; D'Aiuto F. Nuovi elementi per la datazione del Menologio Imperiale: I copisti degli esemplari miniati // Atti d. Accad. Nazionale dei Lincei. Rendiconti. R., 1997. Ser. 9. Vol. 8. Fasc. 4. P. 715-747; idem. Note ai manoscritti del Menologio Imperiale // RSBN. 2003. Vol. 39. P. 180-228; idem. Un ramo italogreco nella tradizione manoscritta del «Menologio Imperiale»?: Riflessioni in margine ai testimoni ambrosiani // Nuove ricerche sui manoscritti greci dell'Ambrosiana: Atti del conv. Milano, 2003. Mil., 2004. P. 145-178; idem. Una collezione agiografica postmetafrastica e il suo ‘doppio': I Menologi Imperiali A e B // Proc. of the 21st Intern. Congr. of Byzantine Studies. London, 21-26 Aug., 2006. Aldershot, 2006. Vol. 3. P. 385-386; The Glory of Byzantium / Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. N.; Y., 1997. P. 101-102; Захарова А. В. Миниатюры Императорских минологиев и визант. искусство кон. X - 1-й пол. XI в.: АКД. М., 2003; она же (Zakharova A.) Miniatures of the Imperial Menologia // XX Congrès Intern. des Études Byzantines. P., 2001. P. 30; eadem. Los ocho artistas del Menologio de Basilio II // El Menologio de Basilio II: Città del Vaticano, Biblioteca Apostolica Vaticana, Vat. gr. 1613: Libro de estudios con ocasión de la edición facsímil / Dir. por F. D'Aiuto. Vat.; Atenas; Madrid, 2008. P. 189-190; Древности мон-рей Афона X-XVII вв. в России: Из музеев, б-к, архивов Москвы и Подмосковья: Кат. выст. 17 мая - 4 июля 2004 г. М., 2004. № II. 6. С. 125-130.
А. В. Захарова
Ключевые слова:
Агиография. Основные понятия Минологий Императорский минологий, условное название сборника кратких житий святых, по одному на день, расположенных по календарному принципу
См.также:
АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах
БЕССРЕБРЕНИКИ
БЛАГОВЕРНЫЙ 1) эпитет, 2) титул, 3) именование лика
БОГОСЛОВ богосл. термин
БОЛЛАНДИСТЫ иезуиты, издатели и агиографы
ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ святые, относимые к лику мучеников, претерпевшие особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа