Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИМЕНОСЛОВНОЕ ПЕРСТОСЛОЖЕНИЕ
Т. 22, С. 383-384 опубликовано: 20 ноября 2014г.


ИМЕНОСЛОВНОЕ ПЕРСТОСЛОЖЕНИЕ

сложение пальцев при епископском и священническом благословении в совр. практике правосл. Церкви. При И. п. указательный и средний пальцы образуют буквы «I», «С» (средний палец для этого немного сгибают), а остальные - буквы «Х», «С» («Х» - из скрещенных безымянного и большого, «С» - из немного согнутого мизинца), т. е. буквы имени Иисуса Христа. По мнению Е. Е. Голубинского, первоначальной формой И. п. было т. н. крестовидное благословение, упоминаемое Иоанном Скилицей в XI в. (Голубинский. С. 175-176); в способе сложения пальцев при И. п. можно усмотреть сходство с двоеперстием (Успенский. С. 323-324, 345). В XVI в. прот. Николай Малакс написал небольшое соч. «О значении соединенных перстов руки священника при благословении им христоименитого народа», в котором было отмечено, каким образом пальцы изображают буквы «IС ХС». На слав. язык эта статья была переведена в ходе реформ патриарха Никона при подготовке издания «Скрижали» (М., 1656; на ненумерованных листах между 817 и 818). Официально И. п. в Русской Церкви было введено Московскими Соборами 1666 и 1666-1667 гг. взамен двоеперстия, утвержденного Стоглавым Собором 1551 г., как для благословения, так и для осенения крестным знамением. В полемических сочинениях старообрядцы стали называть И. п. «малаксой», по прозвищу автора трактата об И. п.

Лит.: Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами. М., 19052; Успенский Б. А. Крест и круг. М., 2006.
А. А. Лукашевич
Ключевые слова:
Литургика. Основные понятия Именословное перстосложение, сложение пальцев при епископском и священническом благословении в совр. практике правосл. Церкви
См.также:
АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение