Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИЛОРИ
Т. 22, С. 324-327 опубликовано: 12 ноября 2014г.


Содержание

ИЛОРИ

[груз. ილორი; абх. Элыр], церковь во имя вмч. Георгия (1-я четв. XI в.) Сухумско-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Храм находится в одноименном селе, расположенном на берегу Чёрного м., у впадения в него р. Галидзга в 3 км от г. Очамчире. Время основания И. установлено по одной из 5 лапидарных надписей, выполненной асомтаврули, в которой, вероятнее всего, упомянуты участвовавшие в строительстве церкви И. лица и настоятель церкви: «Святой Георгий Илорский, помилуй Галатоза [...]. Святой Георгий, помилуй [...] Георгия [...]. Святой Георгий Илорский, помилуй Георгия Гургенисдзе. Святой Георгий, помилуй священника Георгия Кочолава. Святой Георгий, будь мне покровителем в тот великий день суда» (Ахаладзе. 2005. С. 96-108; Силогава. 2008. С. 245-246). Традиционно И. датируют VI в. (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57603).

Церковь во имя вмч. Георгия в с. Илори. 1-я четв. XI в. Открытка. Нач. XX в.
Церковь во имя вмч. Георгия в с. Илори. 1-я четв. XI в. Открытка. Нач. XX в.

Церковь во имя вмч. Георгия в с. Илори. 1-я четв. XI в. Открытка. Нач. XX в.

И. входила в юрисдикцию Бедийской епархии Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (ГПЦ). Святыню И., чудотворную икону вмч. Георгия («Георгий Илорский»), во 2-й пол.. XIII в. пожертвовал церкви царь Грузии Давид VII Нарин (1246/47-1269/70), о чем известно из сделанной на ней надписи: «Святой Георгий Илорский, возвеличь и воцари в обоих царствах сильного и непобедимого, Богом венчанного царя царей Давида, сына Русудани, повелением которого отчеканена сия икона Илорского великомученика» (Brosset. 1849. P. 95-96; Бгажба. 1987. Т. 1. С. 13). Согласно др. надписи, сделанной не ранее XIII в., Илорскую икону «облачил и украсил» серебряным окладом Зодели Багваши (Мат-лы Кутаисского музея. 1968. С. 131-134). В XVI в. икону украсил архиеп. Бедийский Антоний (Жванидзе) по приказу владетельного князя (мтавара) Одиши (Мегрелии) Левана I Дадиани (1533-1572); копию иконы, при одишском мтаваре Георгии III Дадиани (1572-1582) - митр. Цаишско-Бедийский Кирилл (Жванидзе) (ныне хранится в Зугдидском гос. историко-этнографическом музее) (Brosset. 1849. Р. 96).

Особую заботу об И. проявлял одишский мтавар Леван II Дадиани (1611-1657): он обновил крышу храма, пожертвовал земли, крестьян, церковную утварь, при нем были отлиты зап. врата И., в 1640 г. из серебра выполнена копия иконы вмч. Георгия (Ibid. Р. 98-105). Мтавар Вамех III Дадиани в 1658 г. пожертвовал И. подсвечник (Ibid. Р. 108-109).

На протяжении веков церковь была центром христианства в Зап. Грузии, что в первую очередь связано с особенным почитанием вмч. Георгия в Мегрелии. В И. хранились мощи вмч. Георгия и его лук высотой 1 м, горн и «бордзали» (стрелы) с раздвоенными концами (Макалатия. 1941. С. 348-349). По сведениям миссионеров-католиков, побывавших в этих краях в сер. XVII в., «ближайшие соседи: абхазы, аланы, джики и другие неправославные,- не смеют трогать эту церковь» (Шарден. 1975. С. 196-197). Чудеса, происходившие от Илорской иконы вмч. Георгия, и обычаи описывают в XVII в. миссионеры-католики Арканджело Ламберти, Иосиф Джудиче Миланский, Иосиф Мария Дзампи, российские послы дьяк Федот Ельчин и свящ. Павел Захарьев, Антиохийский патриарх Макарий III и его сын Павел Алеппский и др. Считалось, что ежегодно в ночь на Илороба (10 нояб., престольный праздник И.- день почитания вмч. Георгия) святой тайно, при запертых и опечатанных мтаваром и католикосом воротах храма, приводил в И. жертвенного быка, которого находили утром, до начала литургии. Ламберти пишет, что «народ... строит на этом предположении тысячу предсказаний о будущем. Если бык защищается от тех, которые хотят его поймать, будет война в этом году. Если он очень запачкан грязью, то это признак урожайного года. Если он одинаково светло-розовой шерсти, сбор винограда будет хорош. Если шерсть на нем рыжая, то произойдет смертность людей и животных. Немедленно все эти особенности описываются со всеми подробностями, как нечто весьма важное». Закалывать быка имели право представители только самых родовитых семей. Голову отдавали мтавару: он покрывал рога быка золотом и украшал драгоценными камнями, пить из таких кубков считалось большой привилегией. Мясо быка имело чудодейственную силу, его нарезали мелкими кусочками, сушили, хранили весь год и использовали как целебное снадобье (Ламберти. 1877. С. 206). Др. обычай также связан с ночью на Илороба: священник прикреплял к иконе вмч. Георгия железные «бордзали» с раздвоенными концами; если утром они оказывались вынутыми из крепежей, это считалось признаком благоволения святого. В народных поверьях прослеживается связь между церквами и их патронами, небесными покровителями к-рых был вмч. Георгий. Так, патроны церквей в Латали, Ленджери (В. Сванети), Алерти, Кулискари (Мегрелия), Хони (Имерети) и И. считались братьями, старшим был Илорский. Ленджерский и Латальский на праздник 10 нояб. посылали Илорскому свечи и ладан, Илорский им - жертвенного быка (Бардавелидзе. 1939. С. 68-69).

«Георгий Илорский» считался целителем, освободителем пленных, покровителем бедных, помощником во время войн, приносящим мир. Илорскую икону вмч. Георгия призывали в качестве судии на спорах: посреди церкви висели весы, истец и ответчик молились до тех пор, пока одна из чаш не склонится над головой того, кто прав. В Мегрелии существует обычай «гиночама» (мегр.- передача), согласно к-рому на суде должен присутствовать список Илорской иконы, к-рый переносит из села в село мехатули (иконник, прислужник иконы, от груз. «хати» - икона).

Ламберти описывает, что на большие ярмарки возле церкви съезжались жители со всех уголков Зап. Грузии. В 1962 г. в километре к югу от И. экспедиция Абхазского совета Грузинского об-ва охраны памятников культуры обнаружила участок древней, мощенной булыжником дороги, связывавшей прибрежные районы Абхазии и Мегрелии с предгорными зонами. И. находилась на пересечении торговых путей (Пачулиа. 1968. С. 63-64).

Историк XVIII в. Вахушти Багратиони (Вахушти Багратиони. 1973. Т. 4. С. 27-28, 34, 36, 257-260, 284, 292, 383, 779) много раз упоминает И. Так, в «Истории царства Грузинского» он дает точное описание местоположения церкви: «Севернее этой Дадисцкали [р. Ингури] течет Эгрисцкали [р. Галидзга], названная из-за Эгроса, сына Таргамоса. Берет начало у Кавказа, течет к западу и впадает в [Чёрное] море у Илори. А на берегу моря, на западном берегу этой реки, стоит Илорская церковь cвятого Георгия. Восточнее от нее протекает Эгриси, к западу - река Мокви, с юга - море, а с севера - равнина». Историк так характеризует И.: «На краю моря есть Илорская церковь святого Георгия... без купола, маленькая, богатая и украшенная». В другом месте Вахушти описывает, как в 1730 г. турки заняли Одиши и «вступили... в Илори, однако кресты и иконы и церковное имущество были упрятаны в укрытиях. Подожгли, сожгли церковь и сняли свинцовую крышу и уничтожили роспись, а затем ушли и вступили в Абхазети». Позже, как передает историк, абхазы «ушли» от турок и в решающей битве с ними одержали победу благодаря «чуду святого Георгия Илорского, ибо в ту ночь направил их в поход и укреплял их в бою». Историк уточняет, что с тех пор мн. абхазы «отказались от мусульманства и вернулись к своей вере» (Он же. 1976. С. 287).

Цари Имерети Александр V (1720-1752, с перерывами), Соломон I (1752-1784, с перерывами), Давид II (1784-1789), царь св. Соломон II (1789-1810) жертвовали И. крепостных и поместья (Какабадзе. 1925. С. 160-173). В 1748 г. серебряная икона вмч. Георгия была отреставрирована царевичем Мамукой, братом Александра V, и его супругой Дареджан Дадиани. Вероятно, была отремонтирована церковь (Кация. 1963. С. 26). И. был одним из богатейших храмов в Зап. Грузии, владел землями, лесами, пастбищами, крестьянами в Мегрелии, Абхазии, Имерети.

В XVIII - нач. XIX в. в оккупированных турками Одиши и Абхазии только в И. не прекращались богослужения, как об этом сообщает в письме главноуправляющему Грузией ген. А. П. Тормасову 23 дек. 1809 г. прот. Иоанн Иоселиани, духовник мегрельских владетельных князей Дадиани (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 415-416). После временного упразднения Бедийской епархии И. перешла в юрисдикцию Цаишской епархии. Еп. Цаишский Григорий (Чиковани) (1777-1823) проявлял заботу об украшении И., при нем была вновь реставрирована икона вмч. Георгия (Амвросий (Хелая). 1918; Brosset. 1849. P. 96).

Церковь неоднократно упоминается в документации главноуправляющего Грузией ген. П. Д. Цицианова: в 1805 г. решался вопрос о размещении рус. военных частей в И. как в «удобнейшем месте» - И. на тот момент находилась в приграничной зоне контролируемых Российской империей территорий (АКавАК. 1868. Т. 2. С. 520, 527, 528, 531, 538).

После упразднения в 1823 г. Цаишской епархии И. находилась в юрисдикции Чкондидской (до 1829), затем эти территории вошли сначала в Мингрельскую епархию в составе Грузинского Экзархата РПЦ (до 1851), затем в образованную Абхазскую (1851-1869), позже в Имеретинскую (1869-1885) и, наконец, в образованную Сухумскую (1885-1917) епархию.

В 30-60-х гг. И., расположенная на принадлежащем Мегрелии берегу р. Галидзга, стала предметом притязаний абх. владетельного кн. Михаила Шервашидзе. Между абх. племенами происходили частые столкновения, был сожжен дом князя и совершено нападение на И. (Очерки истории Абхазской АССР. 1960. С. 177).

В XIX в. богослужение в И. не прерывалось. В 1834-1839 гг. здесь служил свящ. Давид Жгенти. В 1844 г. командированный в И. игум. Феофан послал описание храма экзарху Грузии Евгению (Бажанову), в котором отметил, что «Илорская церковь каменная и крепкая, не требует ремонта, крыша черепичная, каменная стена неполая, часть разрушена от древности». По мнению А. Кация, в 40-х гг. XIX в. вместе с др. храмами была отремонтирована и И. (Кация. 1963. С. 29). С. Пушкарёв в газ. «Кавказ» от 4 авг. 1854 г. писал о том, что «из древних православных храмов уцелело два: в Соук-су и Илорах. В них отправляется богослужение грузинскими священниками» Связанные с И. народные обычаи «чудотворного появления священного быка» продолжали сохраняться и в это время, о чем писал в записке от 11 дек. 1852 г. (№ 2133) начальник 1-го отделения Черноморской береговой линии вице-адмирал Л. М. Серебряков (АКавАК. 1885. Т. 10. С. 238).

В 1860-1861 гг. был закончен ремонт И., осуществленный на средства кн. Михаила Шервашидзе (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Д. 20346). В 1890 г. в И. возвели иконостас. В 1906-1907 гг. И. реставрировалась и была расписана, на территории появились новые постройки (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 51606). В 1910 г. при И. было решено открыть рус. жен. мон-рь, однако проект так и не был осуществлен (Там же. Д. 58441; Амвросий (Хелая). 2006. С. 505-547). В XIX - нач. XX в. И. была одной из богатейших церквей Закавказья. Значительные доходы от пожертвований шли не только на нужды храма (постройку зданий, в т. ч. школы, приобретение церковной утвари), но и на строительство и поновление др. церквей и школ, а также в кассы Экзархата, Общества восстановления православного христианства на Кавказе и Сухумской епархии.

После восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (12 марта 1917) церковно-адм. деление Грузии на I Соборе ГПЦ (8-17 сент.) было изменено, и И. вошла в юрисдикцию новообразованной Сухумско-Абхазской епархии ГПЦ. В 20-х гг. XX в., несмотря на антирелигиозную политику Советского гос-ва, богослужения в И. не прекращались. Газ. «Советская Абхазия» 18 авг. 1928 г. писала, что «в селе Илори все еще продолжаются жертвоприношения; религиозные праздники отмечаются со всей присущей им торжественностью». В 30-х гг. была утрачена часть Илорской иконы вмч. Георгия (уцелевшая часть хранится в НЦРГ), храм был закрыт.

Во 2-й пол. 40-х гг. XX в. с И. были связаны груз. подвижники архим. Иоаким (Шенгелия), мон. Георгий (Булискерия), мон. Амвросий (Гвазава), архим. Константин (Кварая); в И. подвизалась мон. Мария (Добрынина) и др. Их жизнь и духовные подвиги описал архим. Рафаил (Карелин) в кн. «Тайна спасения: Беседы о духовной жизни». Об архим. Иоакиме, восстановителе и настоятеле И. в послевоенные годы, известно, что, будучи сам болен воспалением легких, он пошел в дальнее селение причащать больного; поднявшейся от дождей рекой смыло мост, монах был вынужден перейти ее вброд. Архим. Иоаким причастил больного и вернулся в И., но через неск. дней умер. Мон. Георгий, воспитанник прп. Алексия (Шушаниа), подвизался в выстроенной в горах келлии и непрестанно творил Иисусову молитву. Достигнув преклонных лет и не имея возможности часто спускаться в село, он по предложению архим. Иоакима обосновался в И. и принял подвиг старчества (позже в схиме Гавриил). Погребен в ограде И. недалеко от входа в храм. После архим. Иоакима настоятелем И. стал архим. Константин; в 80-х гг. XX в.- свящ. Цхалоба Чулухадзе.

В 1953 г. И. была отремонтирована, в 1959 г. восстановлена церковная ограда (Кация. 1963. С. 31, 78). В 70-80-х гг. И. оставалась одной из 5 действующих церквей Абхазии (остальные - сухумский кафедральный собор в честь Благовещения, церкви в г. Гагра, г. Гадаута и с. Тависуплеба) (ГАРФ. Ф. 6991 Р. Оп. 6. Д. 2766. Л. 3-4; Д. 2992. Л. 6-7; Д. 3226. Л. 1; Д. 3449. Л. 1; Д. 3701. Л. 10). 8 апр. 1981 г. И. посетил Католикос-Патриарх Грузии Илия II (Гудушаури-Шиолашвили) (Там же. Д. 2054. Л. 42-44). Реставрация и переделка И. проводились во 2-й пол. 80-х гг. и в нач. 90-х гг. XX в., но не были завершены вслед. военных действий в Абхазии в 1992-1993 гг., когда груз. клир покинул И.

В наст. время богослужение совершает абх. священнослужитель. В храме идут реставрационные работы.

А. Сичинава

Архитектура

В архитектурный комплекс И. входят церковь и неск. подсобных строений. Территория И. находится за булыжной оградой, над воротами - колокольня.

Первоначальная церковь представляла собой однонефное, выстроенное из булыжника здание с 2-скатной крышей (11,5×7,5 кв. м, высота 10 м). Ее облик вслед. поздних переделок существенно изменился. С юга к храму был пристроен притвор, покрытый тесаным камнем; с севера и запада в разное время возвели 2 придела, что увеличило площадь церкви (22×14 кв. м). Фасад юж. притвора декорирован; остальные наружные поверхности стен церкви оштукатурены и выбелены известковым раствором.

Храм однозальный, с внутренним алтарным полукружием и с прямоугольным высоким окном в центре. Основное помещение, перекрытое каменным сводом на арках, опирается на выступающие из стен массивные пилястры. Церковь освещается 6 симметрично расположенными окнами: по 2 находятся с сев. и юж. сторон, по одному - с восточной и западной.

В 1954 г. И. была расписана масляными красками, о чем была сделана соответствующая запись на стене юж. пристройки (Кация. 1963. С. 53).

М. Уридия, А. Сичинава

Арх.: ГАРФ. Ф. 6991 Р. Оп. 6. Д. 2054. Л. 20-44.
Ист.: Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l'Arménie, еxecuté en 1847-1848 par M. Brosset. St.-Pb., 1849. Vol. 1. P. 95-96, 98-105, 108-109; Кавказ в древних памятниках христианства // АКавАК. 1873. Т. 5. С. 993-1104; Ламберти А. Описание Колхиды или Мингрелии о. Ламберти, миссионера Конгрегации для распространения христ. веры / Пер. с итал. яз.: П. Юрченко // ЗапООИД. 1877. Т. 10. С. 206; Ельчин Ф., Захарьев П. Посольство дьяка Федота Ельчина и свящ. Павла Захарьева в Дадианскую землю // Белокуров С. Мат-лы для рус. истории. М., 1888. С. 325, 353-354; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского // КЦ. 1973. Т. 4. С. 27-28, 34, 36, 257-260, 284, 292, 383, 742-845; он же. То же. Тбилиси, 1976. С. 287-288; Шарден Ж. Путешествие Жана Шардена в Персию и вост. страны / Пер. с франц. яз. на груз. яз.: М. Мгалоблишвили. Тбилиси, 1975. С. 196-197 (на груз. яз.).
Лит.: Исари. Древнегруз. церковь в с. Илори // Сахалхо газети (Народная газ.). 1912. 25 июля (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), еп. По поводу превращения Илорского храма в рус. жен. мон-рь // Закавказье. 1913. 7, 8, 10, 12, 13, 14 дек.; он же. То же // Св. исп. Амвросий и Абхазия: Сб. / Сост.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); он же. Судьба Илори // Сакартвело (Грузия). 1918. 31 янв. (на груз. яз.); Какабадзе С. Сведения об илорских крепостных Хонси и Кухси // Саисторио моамбе (Ист. вестник). 1925. № 1. С. 160-173 (на груз. яз.); Бардавелидзе В. Календарь сванских народных праздников. Тифлис, 1939. Т. 1. С. 68-69 (на груз. яз.); Макалатия С. История и этнография Мегрелии. Тбилиси, 1941. С. 348-349; Очерки истории Абхазской АССР. Сухуми, 1960. Т. 1. С. 177; Кация А. К. Илори, памятник XI в. Сухуми, 1963; Мат-лы Кутаисского историко-этнографического музея им. Н. Бердзенишвили. Тбилиси, 1968. С. 131-134 (на груз. яз.); Пачулиа В. В стране золотого руна. М., 19682. С. 63-64; Бгажба Х. С. Труды. Сухуми, 1987. Т. 1. С. 13; Туманишвили Д. Христианские храмы Абхазии // Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). 1995. № 1. С. 69 (на груз. яз.); Ахаладзе Л. Эпиграфика Абхазии как ист. источник. Тбилиси, 2005. Т. 1. С. 96-108 (на груз. яз.); Силогава В. Илорские надписи // Груз. язык: Энциклопедия. Тбилиси, 2008. С. 245-246 (на груз. яз.).