Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИЛИЯ
Т. 22, С. 262-263 опубликовано: 23 октября 2014г.


ИЛИЯ

(Чеботарёв Иван Алексеевич; 7.01.1829 (по др. сведениям, 1830), Курск - 30.11.1900, г. Верхотурье Пермской губ.), прп. Верхотурский (пам. 30 нояб., 15 мая, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Курских святых), схим. Род. в семье мещанина-торговца, получил домашнее образование. С отрочества помогал отцу в торговых делах, любил уединение, чтение житий святых, беседовал с богомольцами, останавливавшимися в доме Чеботарёвых на ночлег. В 1853 г. совершил паломничество к святыням Киева. После кончины родителей Чеботарёв трудился подручным, а затем старшим приказчиком у некоего курского купца. Стремясь к монашеской жизни, отказался от выгодного брака с дочерью хозяина. Рассказ одного из гостивших у Чеботарёва паломников о строгости иноческой жизни на о-ве Валаам предопределил выбор обители.

Прп. Илия (Чеботарёв) в скиту во имя св. Иоанна Предтечи на о-ве Валаам. Фотография. Ок. 1893 г.
Прп. Илия (Чеботарёв) в скиту во имя св. Иоанна Предтечи на о-ве Валаам. Фотография. Ок. 1893 г.

Прп. Илия (Чеботарёв) в скиту во имя св. Иоанна Предтечи на о-ве Валаам. Фотография. Ок. 1893 г.

4 янв. 1862 г. юноша поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 13 янв. 1864 г. зачислен в число послушников. Окормлялся у игум. Дамаскина (Кононова), к-рый, отметив самоотверженность, трудолюбие и обязательность молодого послушника, постриг его в рясофор и благословил непродолжительное время пустынножительствовать на о-ве прп. Сергия Валаамского (Пуутсаари). Вернувшись в обитель, И. исполнял различные послушания, был портомойным, погребным, трудился в пекарне. 24 апр. 1871 г. принял монашеский постриг с именем Иоанникий. Ок. 5 лет был пономарем в ц. во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, в свободное время читал труды св. отцов. Стремясь к уединенной жизни, по благословению игуменов Дамаскина и Ионафана (Дмитриева) переселился в скит во имя прп. Авраамия Ростовского на Емельяновском о-ве, а затем - в более строгий скит в честь Коневской иконы Божией Матери, где служил смотрителем. Крайне аскетичную жизнь в скитах проводил под духовным руководством иеросхим. Антипы Валаамского . Не имел кровати, спал либо сидя, либо в сенях на дровах. Непрестанную молитву Иисусову и чтение св. отцов сочетал с физическим трудом (корчевал пни, колол дрова, трудился на огороде). Келейное правило Иоанникия включало множество поклонов. Отказывался от неоднократно предлагавшегося валаамскими настоятелями рукоположения в священный сан. Изнурительный труд, связанный с послушаниями и личными подвигами, стал причиной болезней. 23 сент. 1891 г. Иоанникий был почислен за штат. 16 янв. 1892 г. принял великую схиму с именем Илия и до 1893 г. подвизался в скиту во имя св. Иоанна Предтечи. Впосл. в келье И. в Предтеченском скиту проживал валаамский старец схим. Никита (Евдокимов).

По словам духовника, И. «открыто не проявлял своих подвигов, а жизнь подвижническую проводил тайно... Всегда ища себе душевного мира и спокойствия, он переходил из скита в скит, быть может, это и была конечная причина, что он оставил Валаам» (Валаамский патерик. 2001. С. 303). В связи с преобразованием верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря из штатного в общежительный и с введением в этой обители нового устава из Валаамского мон-ря туда были направлены опытные иноки во главе с иером. Иовом (Брюховым). Вместе с ними в дек. 1893 г. переехал и И. Нек-рое время он жил в юго-вост. башне монастырской ограды, нес послушание при мощах прав. Симеона Верхотурского. Духовный опыт И. был ценен как для братии, так и для расположенных рядом с Верхотурьем жен. обителей. В 1894 г., избегая многочисленных посетителей, И. оставил обитель и уединился в глухом лесу недалеко от монастырской заимки на р. М. Актай (в 8 км от Верхотурья). Первоначально старца навещали только насельники мон-ря. Однако, когда паломники узнали, что эта пустынька расположена недалеко от ведущего к мон-рю Гороблагодатского тракта, они стали посещать подвижника на новом месте, и он вопреки стремлению к безмолвию принимал всех ищущих духовного совета. Еще в Верхотурском монастыре И. познакомился с Евдокимом Плёнкиным († 1905), 60-летним мирянином, подвизавшимся в 23 км от Верхотурья. В окт. 1896 г. И. переселился ближе к Плёнкину, однако кельи подвижников разделяло более 11 верст. В эти годы И., несмотря на преклонный возраст, усилил молитвенные подвиги. Он продолжал принимать посетителей и вести переписку с монашествующими и мирянами. Каждые 3 недели приходил в монастырь, причащался Св. Таин. Вкушал лишь сухари, воду, иногда картофель. В 1899 г. по просьбе игум. Арефы Верхотурского И. вернулся в мон-рь, поселился в уединенной келье в монастырской роще близ братского кладбища. С окт. 1900 г. ежедневно причащался Св. Таин, посетителей уже не принимал. Согласно Житию, в день кончины И., к удивлению братии, повелел открыть двери своей кельи «для всех». С посетившими его игум. Арефой и др. насельниками старец «беседовал свободно и даже в некоторых случаях употреблял шуточные слова. Вечером же стало заметно, что силы совершенно покидают его, но он, как бы собираясь в путь на брачный пир, совершенно спокойно выслушал прочтенную над ним отходную молитву». И. был погребен 4 дек. 1900 г. на монастырском кладбище, у алтаря ц. во имя мч. Неофита, его могила почиталась богомольцами. Над захоронением преподобного была поставлена часовня с келейной иконой Божией Матери «Знамение». В 1908 г. в Н. Новгороде было издано составленное В. С. Барановым жизнеописание подвижника с приложением писем к инокиням. И. вел духовный дневник (местонахождение неизв.). Сохранилось несколько фотографий старца. 19 авг. 1994 г., в праздник Преображения Господня, состоялось обретение мощей подвижника, 31 дек. 2003 г. решением Свящ. Синода РПЦ он был прославлен в лике местночтимых святых, 18 окт. 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II его имя было включено в Собор Валаамских святых. Мощи И. покоятся в Николаевской ц. Верхотурского муж. монастыря.

Арх.: ГА Свердловской обл. Ф. 603. Оп. 1. Д. 535. Л. 30-31; Д. 539. Л. 230, 231; Д. 554. Л. 1, 6, 21; Д. 585. Л. 17 об.- 18; Д. 600. Л. 61-64; НАРК. Ф. 762. Оп. 1. № 3/30а. Л. 38 об.; АФВМ. Еа. 42. № 39 за 1863 г.
Лит.: Баранов В. С. Старец-подвижник о. Илия, схим. Верхотурского Николаевского мон-ря (Бывш. Валаамский). Н. Новг., 1908; Старец Илия Верхотурский Чудотворец // Рус. паломник. 2000. № 21/22. С. 62-71; Валаамский патерик. СПб.; М., 2001. С. 277-338; Житие прп. Илии Верхотурского. Екатеринбург, 2003; Любовь (Нестеренко), игум. Старчество на Урале // Четыре века правосл. монашества на Вост. Урале: Мат-лы церк.-ист. конф., посвящ. 400-летию Верхотурского Николаевского монастыря. Екатеринбург, 2004. С. 3-53; Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных: Валаамский мон-рь и его небесные покровители преподобные Сергий и Герман. СПб., 2005. С. 241, 672-673.
Иером. Виссарион (Кукушкин)
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Схимонахи Русской Православной Церкви Собор Екатеринбургских святых (11 февраля) Собор Валаамских святых Собор Курских святых (19 июля) Верхотурский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь Екатеринбургской и Верхотурской епархии Илия (Чеботарёв Иван Алексеевич; 1829 (1830?) - 1900.), схимонах, преподобный Верхотурский (пам. 30 нояб., 15 мая в Соборе Валаамских святых, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе Курских святых) Монашество Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря Монашество верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря
См.также:
АРЕФА ВЕРХОТУРСКИЙ (1865-1903), прп. (пам. 15 мая, в Соборе Сибирских святых, в Соборе Валаамских святых)
АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых)
АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев)
АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев )
АНТИПА ВАЛААМСКИЙ (1816-1882), иеросхим., прп., (пам. 10 янв.)
АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
ВАСИЛИСК (Гаврилов Василий Гаврилович; 1740-1824), прп. (пам. 29 дек., в Соборе Брянских святых и в Соборе Екатеринбургских святых)
ИЕРЕМИЯ (Леонов Иван Михайлович; 1876 - 1918), мон., прмч. (пам. 1 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Валаамских святых)
ИОАНН (Крюков Иоанн Семенович; 1795 - 1867), иеросхим., затворник Святогорский, прп. (пам. 11 авг. и 19 июля - в Соборе Курских святых)
ИОАСАФ († ок. 1567), Нижегородский, схим., прп. (пам. в 1-е воскресенье после 26 авг.- в Соборе Нижегородских святых)
ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)
АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную)
АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)
АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АВРААМИЙ «игумен Спасский, иже в Ярославле», прп. (пам. 23 сент.)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
АВРААМИЙ И КОПРИЙ ПЕЧЕНГСКИЕ преподобные (пам. 4 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)