Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИЛИОДОР И ДОСА
Т. 22, С. 234-235 опубликовано: 19 марта 2010г.


ИЛИОДОР И ДОСА

(Дисан) [сир.  ,  ; греч. ῾Ηλιόδωρος, Δοσᾶς (Δοσαί, Σοδᾶς)] (пам. греч. 20 авг., 9 апр.), священномученики (вместе с ними и др. мученики) Персидские, к-рые пострадали в 362 г. при Шапуре II (309-379). Мученичество сохранилось на сир. и греч. языках. Автор сир. текста - Марута, еп. Майферкатский (2-я пол. IV - нач. V в.), дважды побывавший в Иране и убедивший шаха выдать останки мучеников для погребения в Майферкате (в верховьях р. Тигр).

Cогласно сир. Мученичеству, в 53 г. правления Шапура II (362) иран. войска вторглись в рим. владения и штурмом взяли крепость Бет-Забдай (Забдицена) у впадения Хабура в р. Тигр. Об этой военной кампании (360-362) повествует церковный историк V в. Созомен. Персы разрушили стены крепости, убили мн. защитников, 9 тыс. пленных мужчин и женщин увели с собой. В их числе оказались еп. И., пресвитеры Д. и Мариав (сир.  ), а также диаконы и монахи. Пленников направили в Бет-Хузайе (Хузестан), обл. в Юго-Зап. Иране. По пути следования, в Дастагерде (в 90 км к северо-востоку от Багдада), И. тяжело заболел, рукоположил во епископы Д. и сделал его главой всех христиан. Вскоре И. скончался. Продолжая путь, пленники ощущали себя единой Церковью, молились и пели хором псалмы. Песнопения христиан раздражали персов-зороастрийцев, и те донесли о происходившем мобеду Адарфарру (Адурфарзгерду), отличавшемуся особой жестокостью в обращении с иноверными. Тот в свою очередь обратился к Шапуру, назвав Д. главным зачинщиком. Шах через мобеда и начальника гвардии приказал запретить христианам посещать своего духовного главу, т. е. Д. Повинуясь приказу, иран. вельможи попытались склонить пленников к вероотступничеству. После неудачной попытки стража из 100 всадников и 200 пеших воинов отобрала из всех христиан 300 наиболее стойких, в их числе епископа Д., Мариава, диаконов и монахов. Их доставили в горную обл. Масабадан (на западе совр. Ирана), где предъявили ультиматум: либо они примут зороастризм, либо их ждет смертная казнь. Вдохновленные речью Д., к-рый заявил, что, хотя враги залили землю кровью, они не смогут сокрушить дух верующих, 275 пленников предпочли мученическую смерть, 25, отступив от христ. веры, сохранили жизнь.

Cреди спасенных оказался и диак. Авдишо (сир.  ; греч. форма имени - Авдисий), т. к. рана от меча была неглубокой. Он и приютивший его бедняк ходили на место казни мучеников и заботились об их достойном погребении. Обнаружив тела Д., Мариава и неск. священников, они переправили их в горы, вырыли небольшую пещеру и положили внутрь, а вход завалили большими камнями. Однако староста селения из боязни быть обвиненным в пособничестве иноверцам арестовал и казнил Авдишо.

Авдишо может быть отождествлен с Авдикием, мч. Персидским, чья память под 10 апр. отмечается вместе с мучениками Иаковом и Азаданом (см. ст. Иаков, Азадан и Авдикий, мученики Персидские). Только в сир. тексте упомянут сан Авдишо. Текст греч. источников о мучениках в целом совпадает с текстом Мученичества, к-рый дополнен нек-рыми деталями.

И., Д., а также Мариав и Авдишо упомянуты в анонимном греч. энкомии Ии, мц. Персидской, пострадавшей при Шапуре II (энкомий сохр. в ркп. X-XI вв.). Однако сир. Мученичество И. и др. не упоминает мц. Ию, поэтому можно предположить интерполяцию имен мучеников в греч. энкомии.

Ист.: BHO, N 375; ActaSS. Apr. T. 1. Col. 821-822; Aug. T. 1. Col. 329-333. Sozom. Hist. eccl. II 8; SynCP. Col. 594-595, 912; Bedjan. Acta. Vol. 2. P. 316-324; idem. Vies des Saints. P.; Lpz., 1912. P. 374-379; Delehaye H. Les versions grecques des Actes des martyrs persans sous Sapor II. P., 1907. Col. 408, 413, 453-455. (PO; T. 2, fasc. 4. N 9); Νικόδημος. Συναξαριστής. T. 6. Σ. 252.
Лит.: Duval P. La littérature Syriaque // Anciennes littératures Chrétiennes. [T.] 2. P., 1907. P. 122-123, 129-130; Labour. Chistianisme dans l'empire Perse. P. 78-79; Saouget J.-M. Eliodoro, Dasan, Maryahb ‘Abdišo' // BiblSS. Vol. 4. Col. 1078-1079; Morony M. G. Continuity and Change in the Administrative Geography of Late Sasanian and Early Islamic al-‘Iraq // Iran. Vol. 20. L., 1982. P. 1-49; Auber R. Héliodore // DHGE. Vol. 23. Col. 906-907; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 167-168.
А. И. Колесников, О. Н. А.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Святые Греческих Православных Церквей Илиодор и Доса (Дисан), священномученики (пам. греч. 20 авг., 9 апр.)
См.также:
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)
АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
АКЕПСИМ (IV в.), прп. Антиохийский (пам. 3 нояб., греч. 13 февр., 29 янв.)
АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 1 сент., 3 нояб., греч. 22 апр.)