Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИЛИЙ
Т. 22, С. 228 опубликовано: 16 октября 2014г.


ИЛИЙ

И́лий [евр.  ,  греч. Ηλι], ветхозаветный первосвященник и судия израильский (1 Цар 4. 18), служивший в святилище в Силоме (1 Цар 1. 3, 7, 9). Родословная И. точно неизвестна. Его сыновья, священники Офни и Финеес, носили егип. имена, что, вероятно, указывает на происхождение рода из Египта (1 Цар 2. 27). Одно позднее предание возводит род И. к свящ. Ифамару, сыну Аарона (Ios. Flav. Antiq. V 11. 5), другое - связывает его с первосвящ. Елеазаром (3 Ездр 1. 2). Евр. имя   употребляется в ВЗ только по отношению к И. и, возможно, является сокращенной формой имени   встречающегося в т. н. Самарийском остраконе (VIII в.) (Youngblood. P. 457).

Святилище в Силоме, где хранилась главная святыня Израиля - ковчег завета (1 Цар 4. 3), было крупным религ. центром израильского племенного союза, возглавляемого И. Во время паломничества в Силом мать прор. Самуила Анна принесла обет посвятить будущего сына Господу и получила от И. известие, что ее молитва о даровании сына будет услышана (1 Цар 1. 11-17). Впосл. отрок Самуил был отдан на служение в храм под присмотром И. (1 Цар 2. 11). Сыновья И. пренебрегали обязанностями священника и недостойным служением отвращали народ от Господа (1 Цар 2. 12-17, 29; 3. 13). Попытки И. вразумить их не принесли результата, и тогда к нему пришел некий человек Божий, к-рый объявил суд Божий над его священническим родом (1 Цар 2. 27-36, ср. откровение Самуилу (1 Цар 3. 11-14)), И. был обвинен в грехе сыновей (1 Цар 2. 29; 3. 13). Это пророчество исполнилось в гибели сыновей И. в один день (1 Цар 2. 34; 4. 11, 17), а также в убийстве священников из рода И. в Номве (1 Цар 22. 6-20). И. умер, получив известие о поражении израильтян при Авен-Езере, гибели сыновей и об утрате ковчега завета в битве с филистимлянами (1 Цар 4. 1-18). Др. священник из рода И., Авиафар, был смещен со своего поста царем Соломоном (3 Цар 2. 26-27). Несмотря на ревностное служение при храме и религ. воспитание прор. Самуила, И. был осужден за то, что не смог отвратить сыновей от греха.

История И. получила назидательное истолкование в христ. экзегезе. Отношение И. к сыновьям упоминается в Апостольских постановлениях как предупреждение для тех епископов, к-рые пренебрегают строгим вразумлением грешников, и тем самым приносят вред Церкви (Сonst. Ap. II 9-10). История И. и его сыновей должна служить напоминанием священнослужителям, пренебрегающим вразумлением паствы (Hieron. Adv. Iovin. I 35; Caes. Arel. Serm. 5). Отношения И. с сыновьями - пример опасного нерадения в воспитании детей, к-рые своим нечестием погубили отца (Ioan. Chrysost. In illud.: Vidua eligatur. 8-10). Фальшивая доброта И. по отношению к сыновьям приучила их быть индифферентными ко злу, она не имеет ничего общего с попечением Божиим о грешниках, являясь предательством истины (Basil. Magn. Asc. br. 28).

Лит.: Halevy E. E. Eli // EncJud. Vol. 6. P. 317; Youngblood R. Eli // ABD. Vol. 2. P. 456-457.
Ключевые слова:
Ветхозаветные персоналии Судьи Израиля Первосвященники ветхозаветные Илий, ветхозаветный первосвященник и судия израильский
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АВИАФАР иудейский первосвященник из рода Илия, сын Ахимелеха
АЛЕКСАНДР (ИОНАФАН) ЯННАЙ (103 - 76 г. до Р.Х.), иудейский правитель и первосвященник из династии Хасмонеев
АНТИГОН II (МАТТАФИЯ) ХАСМОНЕЙ царь и первосвященник Иудеи (39-37 гг. до Р. Х.)
АОД второй "великий" судья израильский
ГОФОНИИЛ (ок. XIII в). до Р. Х., первый судья Израиля
ДЕВОРА жена Лапидофова, пророчица и одна из судей израильских
ЕЛЕАЗАР прав. (пам. в Неделю св. праотец), ветхозаветный первосвященник