Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

САМПСОН СТРАННОПРИИМЕЦ
61, С. 271-275 опубликовано: 8 августа 2025г. 


Содержание

САМПСОН СТРАННОПРИИМЕЦ

Прп. Сампсон Странноприимец. Роспись ц. Успения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund USA/Serbia
Прп. Сампсон Странноприимец. Роспись ц. Успения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund USA/Serbia

Прп. Сампсон Странноприимец. Роспись ц. Успения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund USA/Serbia
[греч. Σαμψών ὁ ξενοδόχος] (IV в. (?)), прп. (пам. 27 июня), пресв., врач, основатель самого известного ксенона (странноприимного дома) К-поля, покровитель бедных.

Прп. Сампсон Странноприимец. Роспись ц. Распятия в с. Сори, Грузия. Сер. XIV в. Фото: В. А. Заварицкая
Прп. Сампсон Странноприимец. Роспись ц. Распятия в с. Сори, Грузия. Сер. XIV в. Фото: В. А. Заварицкая

Прп. Сампсон Странноприимец. Роспись ц. Распятия в с. Сори, Грузия. Сер. XIV в. Фото: В. А. Заварицкая
Наиболее раннее пространное Житие С. С. было составлено в VII или в нач. VIII в. (BHG, N 1614z; изд.: Halkin. 1977). На нем основываются др. тексты, датированные Х в. Симеон Метафраст (2-я пол. Х в.) добавил подробное описание посмертных чудес святого, современником к-рых он, возможно, являлся (BHG, N 1615; изд.: PG. 115. Col. 277-308). Сохранилось еще одно Житие (BHG, N 1615a; изд.: Latyšev. Menol. T. 2. P. 105-112) в составе Императорского Минология. В кон. XIII в. Константин Акрополит сочинил Похвальное слово преподобному (не опубликовано, BHG, N 1615d), в которое было включено описание событий из поздней истории его ксенона.

Согласно агиографической традиции, С. С. род. в Риме, в богатой и знатной семье. В кратком сказании, изложенном в Синаксаре К-польской ц. (сер. X в.), сообщается, что С. С. был выходцем из рода имп. равноап. Константина I Великого (SynCP. Col. 773-776). Он получил хорошее образование, особое внимание уделял изучению медицины. После смерти родителей C. С. раздал свое наследство, отпустил рабов и продолжил заниматься искусством врачевания. На нек-рое время удалился в пустыню для поста и молитвы.

Успение прп. Сампсона Странноприимца. Миниатюра из греч. Минеи. XI–XIIвв. (Paris. gr. 1528. Fol. 47r)
Успение прп. Сампсона Странноприимца. Миниатюра из греч. Минеи. XI–XIIвв. (Paris. gr. 1528. Fol. 47r)

Успение прп. Сампсона Странноприимца. Миниатюра из греч. Минеи. XI–XIIвв. (Paris. gr. 1528. Fol. 47r)
Позже он прибыл в К-поль, поселился в небольшом доме, где не только лечил больных, но и делил с ними пищу и предоставлял им ночлег в соответствии с христ. заповедями (PG. 115. Col. 281). Будучи наслышан о его богоугодных делах, патриарх К-польский свт. Мина (536-552) рукоположил С. С. во пресвитера; в Синаксаре К-польской ц. говорится также, что он был скевофилаксом Великой ц., т. е. Св. Софии (SynCP. Col. 775).

Согласно агиографической традиции, С. С. являлся современником имп. св. Юстиниана I (527-565), к-рый был исцелен преподобным. Однажды император тяжело заболел, и никто из врачей не мог ни излечить его, ни облегчить страдания. Вскоре после усердных молитв император увидел во сне человека, о котором ему было сказано, что тот поможет ему. Юстиниан повелел найти этого врача, и С. С. привели во дворец. Одним прикосновением руки святой исцелил императора. В знак благодарности Юстиниан предложил С. С. большую сумму денег, однако святой попросил построить ксенон - комплекс зданий, куда входили бы странноприимный дом и бесплатная больница. Главой ксенона стал сам преподобный, на этом посту он пребывал в течение долгих лет вплоть до своей кончины, не оставляя личного служения больным и бедным. Погребен С. С. был в ц. пресв. сщмч. Мокия Амфипольского; по сообщению Жития прп. Симеона Метафраста, С. С. происходил из одного рода с этим святым (PG. 115. Col. 291), что, однако, противоречит информации о родстве С. С. с имп. Константином I Великим. Вероятно, и те и др. сведения носят легендарный характер.

Известны многочисленные посмертные исцеления, к-рые совершались по молитве к С. С. Некий знатный муж, спафарий Феодорит, сильно повредил ногу и испытывал неимоверные страдания. Он усердно молился Богу и С. С., и через 3 дня ночью увидел святого, к-рый коснулся его ноги и сказал, что больше она болеть не будет. Феодорит тотчас почувствовал себя здоровым. Произошло чудесное исцеление и с одним из царских советников по имени Варда. Симеон Метафраст сообщает, что он был братом близкого друга Романа (буд. имп. Романа II), сына имп. Константина VII Багрянородного (945-959), современником к-рого являлся и сам Симеон. У Варды на груди образовались незаживающие нарывы. После долгих страданий ему явился преподобный, повелел идти в ц. сщмч. Мокия и помолиться у гроба С. С. Едва Варда поднялся, как его раны зажили.

Неск. чудес связаны с к-польским вельможей Львом: исцеление язвы на ноге, исцеление от паралича посредством мира, истекавшего от гроба С. С., исцеление глаз также через помазание миром.

Святой заботился о своем ксеноне и после кончины. Однажды в К-поле случился сильный пожар, во время к-рого многие видели самого преподобного, обходящего больницу и отстранявшего пламя, так что огонь не затронул ее зданий. Не раз С. С. являлся нерадивым или недобросовестным начальникам ксенона и поучал их, как надо заботиться о больных.

В нек-рых источниках приводится иная датировка времени жизни С. С. и создания ксенона. Так, в Синаксаре К-польской ц. С. С. включен в перечень знатных римлян, которых призвал имп. Константин Великий в основанный им К-поль (SynСP. Col. 359). Историк Прокопий Кесарийский (VI в.) в соч. «О постройках» пишет, что больница была сооружена богобоязненным мужем по имени Сампсон в стародавние времена, т. е. до начала правления Юстиниана (Proсop. De aedif. I 2.15). Известно также, что свт. Мина управлял ксеноном еще до своего поставления на Патриаршество, т. е. С. С. был его главой по крайней мере до 536 г. Ксенон С. С. упомянут в Хронографии Иоанна Малалы (Ioan. Malal. Chron. P. 479) и в Хронографии Феофана Исповедника (Theoph. Chron. P. 217).

По мнению Т. Миллера, кн. «О церемониях» имп. Константина VII Багрянородного предоставляет убедительные доказательства в пользу более ранней датировки жизни С. С. Там помещен рассказ о том, что в Вербное воскресенье главы крупнейших ксенонов К-поля представали перед императором по старшинству и с учетом древности возникновения их больниц. Первым среди них был глава ксенона С. С., затем следовал глава ксенона Эвбул, а после - глава больницы при ц. св. Ирины в Пераме, к-рую открыл пресв. прп. Маркиан в сер. V в. Исходя из этого Миллер предполагает, что больница С. С. была основана до 450 г., может быть в кон. IV в. (Miller. 1997. P. 81); т. о., и сам С. С., вероятно, жил в IV в.

Сампсониевский собор в С.-Петербурге. 1728–1740 гг. Архит. П. А. Трезини. Фотография. 2012 г. Фото: А. Савин / Wikimedia Commons
Сампсониевский собор в С.-Петербурге. 1728–1740 гг. Архит. П. А. Трезини. Фотография. 2012 г. Фото: А. Савин / Wikimedia Commons

Сампсониевский собор в С.-Петербурге. 1728–1740 гг. Архит. П. А. Трезини. Фотография. 2012 г. Фото: А. Савин / Wikimedia Commons
Ксенон С. С. был одним из самых прославленных благотворительных учреждений К-поля, просуществовавшим свыше тысячи лет. Больница находилась между храмами Св. Софии и Св. Ирины. Она была уничтожена во время восстания Ника в 532 г. Имп. Юстиниан I отстроил ксенон заново и расширил его, а также определил ему ежегодное содержание для возможности принятия большего числа пациентов; чудо с исцелением Юстиниана, т. о., можно рассматривать как одно из многочисленных посмертных чудес С. С. В законодательстве Юстиниана ксенон всегда занимает 1-е место среди больниц К-поля. Сообщая о ксенонах столицы, новелла 59 (537 г.) упоминает только ксенон С. С. и его главу (CJC. LIX). В Новелле 131 (545 г.) подтверждаются привилегии больницы наряду с Великой церковью, Св. Софией К-польской и Орфанотрофией (Ibid. CXXXI). Его глава участвовал в придворных церемониях - нес 6-й лабарум в процессии Вербного воскресенья (Const. Porphyr. De cerem. T. 1. P. 161). Больница работала еще в нач. XIII в., как о том повествует свт. Антоний (Ядрейкович), архиеп. Новгородский. Он же замечает, что погребен С. С. в ц. сщмч. Мокия и что от его гробницы истекает вода (Книга Паломник. С. 26, 58, 85), а в «бозницы святого Самсона посох его и петрахиль и ризы его» (Путешествие Новгородского архиеп. Антония. 1872. С. 121, 156-157). В 1204 г., после захвата К-поля крестоносцами, ксенон С. С. принадлежал ордену тамплиеров и продолжал функционировать как больница для бедных и больных пилигримов (Janin. Églises et monastères. P. 578). После отвоевания у крестоносцев столицы Византии, в 1261 г., четких сведений о дальнейшей судьбе ксенона С. С. не имеется. Возможно, он существовал вплоть до падения К-поля в 1453 г. Еще в кон. XIII в. Константин Акрополит сравнивал ксенон со Св. Софией, а Мануил Фил (1275-1345) выражал в поэме пожелание племяннику имп. Михаила VIII Палеолога стать подобным С. С. в своем великодушии к бедным.

Больница С. С., вероятно, была многопрофильной и хорошо организованной. Известно, что среди отд-ний были хирургическое и офтальмологическое. Об этом говорится в Житии вмч. Артемия Антиохийского, написанном ок. 650 г. (Varia graeca sacra: Сб. греч. неизд. богосл. текстов IV-XV вв., с предисл. и указ. / Изд.: А. Пападопуло-Керамевс. СПб., 1909. С. 26). Ксенон С. С. упоминается в неск. др. агиографических источниках, где также есть сведения о многочисленных посмертных чудесах преподобного и об организации больницы, напр., о том, что ее жен. отд-ние располагалось на 1-м этаже, а мужское - на 2-м.

Опубликованы тессеры (жетоны для раздачи бедным с последующим их обменом на еду, одежду, зрелища) и печати ксенона С. С., датированные VI-VII вв. Печати руководителей ксенона - ксенодохов, относящиеся к IX-X вв., тоже сохранились (Catalogue of Byzantine. 2005. N 37.3. Степанова. 2018. C. 550, 555. Рис. 3, 2).

Почитание С. С. в К-поле имело 2 центра: ксенон С. С. и ц. сщмч. Мокия, где покоились его мощи. В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) под 27 июня говорится, что сам патриарх проводил литургию в честь святого в ксеноне (Mateos. Typicon. T. 1. P. 322; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 83). В XIV в. в К-поле находился также мон-рь во имя С. С. (Janin. Églises et monastères. P. 450-451).

В России почитание С. C. получило широкое распространение и приобрело особый смысл после победы в Полтавской битве, в день памяти святого, 27 июня 1709 г., в ознаменование к-рой построены Сампсониевский собор в С.-Петербурге и Сампсониевская ц. на месте Полтавской битвы. Также святой почитался как патрон странноприимных домов и больниц.

Перевод греч. синаксарного сказания о С. С. был включен в славянские стишные Прологи под 27 июня (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 10. С. 61-62), а затем - в ВМЧ с именем «Самсон» (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 244 [2-я паг.]).

Под этим же числом память святого содержится в Римском мартирологе (MartRom. Comment. P. 258; MartRom. (Vat.). P. 377).

Имя С. С. как целителя и чудотворца упоминается при таинстве Елеосвящения.

Ист.: ActaSS. Iun. T. 5. P. 261-278; Путешествие Новгородского архиеп. Антония в Царьград в кон. XII ст. / Предисл., примеч.: П. И. Савваитов. СПб., 1872; Halkin F. St. Samson le Xénodoque de Constantinople (VIe siècle) // RSBN. N. S. 1977. Vol. 14. P. 5-17; Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art / Ed. E. McGeer, J. Nesbitt, N Oikonomides. Wash., 2005. Vol. 5. N 37.3; ЖСв. Июнь. С. 611-621; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 283-284.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 234; Janin. Églises et monastères. P. 561-562; Constantelos D. Byzantine Philanthropy and Social Welfare. New Brunswick (N. J.), 1968. Passim; Stiernon D. Sansone l'Ospedaliere // BiblSS. Vol. 11. Col. 636-638; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 416; Miller T. S. The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire. Baltimore, 19972. Passim; Иванов С. А. В поисках К-поля. М., 2011. С. 147-148; Стародубцев Т. Лекар и чудотворац: Поштовање св. Сампсона Странопримца и његове представе у средњовек. источнохришћанском сликарству // Зограф. Београд, 2015. Бр. 39. С. 25-46; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 5. С. 785-788; Степанова Е. В. Ксенон Св. Сампсона // Мат-лы по археологии, истории и этнографии Таврии. Симф., 2018. Вып. 23. С. 547-556.
Е. В. Степанова

Иконография

Прп. Сампсон Странноприимец. Свинцовая печать. Аверс. VI–VII вв. (Дамбартон-Окс, Вашингтон)
Прп. Сампсон Странноприимец. Свинцовая печать. Аверс. VI–VII вв. (Дамбартон-Окс, Вашингтон)

Прп. Сампсон Странноприимец. Свинцовая печать. Аверс. VI–VII вв. (Дамбартон-Окс, Вашингтон)
Иконография святого имеет к-польское происхождение, что и повлияло на ее развитие. Древнейшие образцы сохранились на аверсах свинцовых печатей, использовавшихся в основанном им ксеноне - С. С. в позе оранта, под его поднятыми руками - кресты; круглая, очевидно, с залысинами голова отмечена нимбом, борода короткая клиновидная, что делает внешность святого похожей на свт. Николая Чудотворца (3 экземпляра VI-VII вв. разной сохранности в собрании Дамбартон-Окс, наиболее отчетливый см.: Zacos G., Veglery A. Byzantine Lead Seals. Bern, 1972. Vol. 1/2. Р. 1274). В письменных источниках упоминается икона С. С., находившаяся в основанной им странноприимнице (подробнее см.: Стародубцев. 2015. С. 40-41). В 1972 г. была найдена близ цистерны Аэция мраморная икона (30×36×6 см) с фигурой С. С., датируемая X-XI вв. (ныне в фондах Археологического музея, Стамбул; La sculpture byzantine figurée au Musée Archéologique d'Istanbul: Catalogue / Revu et présenté C. Metzger et al. Р., 1990. Р. 82. № 141. Рl. 48; Стародубцев. 2015. С. 40. Примеч. 81).

Прп. Сампсон Странноприимец. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XVв. (РНБ. O.I.58 Л. 118 об.)
Прп. Сампсон Странноприимец. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XVв. (РНБ. O.I.58 Л. 118 об.)

Прп. Сампсон Странноприимец. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XVв. (РНБ. O.I.58 Л. 118 об.)
Под 27 июня образ святого присутствует в лицевых минологиях, в рукописях Синаксаря Захарии Банели (ЦРГ. Л. 59 (117), 1-я треть XI в.), в минологии из мон-ря Спасителя в Мессине (Mess. Salvad. 27. Fol. 330r, XI в.), в греч. Минее на пергамене, написанной и украшенной в К-поле (ГИМ. Син. греч. 9. Л. 40 об., 1063 г.); на иконах-минеях из Синайского мон-ря во имя вмц. Екатерины, в т. ч. на створках работы груз. мастера иером. Иоанна Тохаби (XI-XII вв.); в храмовой декорации: в Георгиевской ц. в Старо-Нагоричино (1317-1318) рядом с композицией усекновения св. целителей Кира и Иоанна (28 июня), в притворе (нартексе) собора в мон-ре Высокие Дечаны (1348-1350; Миjовић. Менолог. С. 224), в Троицком соборе мон-ря Козия, Румыния (1389; Там же. С. 251). В нек-рых Минеях текст Жития в начале и в конце сопровождают миниатюры, как в греч. Минее на пергамене (Paris. gr. 1528. Fol. 31r, 47r, XI-XII вв.; согласно П. Мийовичу, XII в.: Миjовић. Менолог. С. 197). На миниатюре перед текстом и заставкой фигура С. С. помещена на фоне дворцовой архитектуры, стены между зданиями соединены велумами, при этом сама композиция восходит к образцам эпохи Македонского ренессанса, напоминая в уменьшенном варианте лицевой декор Ватиканского Минология 1-й четв. XI в. Как пресвитер С. С. облачен в серую недлинную фелонь с золотым шитьем у горловины, нижняя длинная туника синяя по цвету, правой рукой он благословляет, поднимая руку перед грудью, на покровенной левой держит Евангелие. Лик, форма бороды и прически сближает его со свт. Николаем Чудотворцем. Миниатюра в завершении текста показывает успение С. С.: на фоне храма 2 клирика опускают его тело в каменный саркофаг присутствующие стоят группами в головах и в ногах усопшего. Упрощение композиции характерно для миниатюры лицевого Минология деспота Димитрия Палеолога, на к-рой показана полуфигура святого старца, с удлиненной бородой, в зеленых одеждах, держащего золотой кодекс на левой руке (Bodl. Theol. gr. 1. Fol. 45r, ок. 1322-1340 гг.). На вост. грани сев.-зап. столба в новгородской ц. прав. Симеона Богоприимца (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Вел. Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 519 [5.7]) святой облачен в одежды епископа: крещатые ризы, омофор с крупными крестами, на покровенных руках он держит Евангелие с золотой крышкой; возможно, так подчеркивалось его пресвитерство в главном храме Византии. Святой сед, с короткими пышными волосами, средней длины клиновидной бородой. В ряду др. святых, чья память отмечается в конце июня, С. С. стоит на л. 118 об. греко-груз. лицевой рукописи кон. XV в. (Евсеева. Афонская книга. С. 312. Кат. 163). На древнерусской годовой минейной иконе он показан как преподобный - в темном плаще, светло-розовом подризнике (1-я пол. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен).

Прп. Сампсон Странноприимец. Роспись ц. Вознесения Господня в мон-ре Милешево, Сербия. Ок. 1228 г.
Прп. Сампсон Странноприимец. Роспись ц. Вознесения Господня в мон-ре Милешево, Сербия. Ок. 1228 г.

Прп. Сампсон Странноприимец. Роспись ц. Вознесения Господня в мон-ре Милешево, Сербия. Ок. 1228 г.
В лике св. целителей образ С. С. был включен в состав самых ранних ансамблей монументальной декорации в Др. Руси, связанных с к-польской школой. При этом святой, как правило, изображается рядом с целителем мч. Мокием - во фресках зап. пространства под хорами Св. Софии Киевской, на соседних угловых гранях юж. столба; оба в одеждах пресвитеров, оба - седые старцы с клиновидными бородами, у С. С. короткие, слегка вьющиеся волосы вокруг высокой залысины (40-е гг. XI в.; Герасименко, Захарова, Сарабьянов. 2009. С. 209, 236-237. Ил. 1 [50], 11, 41; по версии А. Ю. Виноградова - ок. 1037 г.); он опознается по надписи (Там же. Ил. 11; также см.: Евдокимова А. А. Языковые особенности греч. граффити Софии Киевской: Канд. дис. СПб., 2008. С. 37). В росписях Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мужского мон-ря (ок. 1140; Сарабьянов. 2010. С. 238, 251, 308 (35). Ил. 226) фигура С. С. замыкает ряд св. врачей на зап. стене юж. ветви подкупольного креста. У святого короткие вьющиеся волосы и борода, фелонь зеленая, нижняя туника светло-розовая, поручи, ожерелье фелони, епитрахиль и набедренник написаны аурипигментом, имитирующим золото, такого же яркого цвета и кодекс на левой руке святого, что сближает его фигуру с миниатюрой из лицевого греч. Минология (Paris. gr. 1528. Fol. 31r). Место рядом с мч. Мокием отведено С. С. в декорации Спасской ц. Евфросиниевского мон-ря в Полоцке (нач. 60-х гг. XII в.; Сарабьянов. 2007. С. 108). Парное размещение фигур С. С. и мч. Мокия в этих ранних чинах св. врачей отражает, по мнению ученых, именно к-польское почитание святых, погребенных в одном мон-ре (Герасименко, Захарова, Сарабьянов. 2009. С. 237). Та же программа будет повторена в чине целителей в росписях кафоликона мон-ря Ватопед на Афоне (1312). Богатое облачение и возрастные характеристики сближают облик С. С. с ликом свт. Николая Чудотворца в росписи ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (1164), где он соседствует в чине св. целителей с вмч. Пантелеимоном, сщмч. Ермолаем Никомидийским, св. бессребрениками Космой и Дамианом Асийскими и Римскими, как и в росписях ц. свт. Николая Чудотворца в Манастире (1271), в полуфигурном варианте - в росписи ц. обители св. Архангелов в Вароше (между 1270 и 1280). Как пресвитер с кодексом, в многоцветных одеждах, он представлен в росписях ц. Вознесения Господня в мон-ре Милешева, Сербия (до 1228). Светло-серое облачение и кодекс выделяют полуфигуру святого в росписи мон-ря Грачаница (1321-1322). Его фигура в расширенном составе чина св. врачей помещается если не в наосе, то в притворах храмов, основанных в различных мон-рях на Св. Горе Афон, напр. в Хиландаре, в притворе ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1318-1320) или на Балканах: в притворе ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) (1366) либо по сторонам портала в паре с мч. Диомидом в кафоликоне мон-ря Вронтохион в Мистре (1322), в галерее над входом в собор Св. Софии в Охриде (1346-1350), над чином святителей в декорации диаконника в ц. Богородицы мон-ря Матейче (1348-1352). В наосе его изображали в чине св. врачей - в посвященном целителям храме - мон-ря Ватопед (1371), в кафоликоне мон-ря Пантократора (между 1363 и 1380), в ц. вмч. Димитрия Солунского македонского Маркова мон-ря (1376-1381 или 1380-1381). На его функцию целителя указывают атрибуты врачевательства - крабица и лжица - в медальоне с его полуфигурой в росписях ц. прп. Ахиллия в Арилье (1296); сосуд в руке на фреске ц. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320), в груз. церкви в Сори (кон. XIV в.), на медальоне в росписях мон-ря Анапавса в Метеорах (1527, мастер иером. Феофан Критский). Различия в цвете одежд будут сохраняться долго. В минейном цикле Высоких Дечан на С. С. розовая фелонь и синяя туника. В Строгановском лицевом подлиннике нач. XVII в. указаны священнические облачения С. С.- риза зеленая (празелень), «испод бел». На иконе-минее того же времени (ЦАК МДА) на святом светло-зеленая риза с богатой жемчужной отделкой и белый подризник, обеими покровенными руками он держит перед грудью Евангелие. На иконе-минее святой может быть с Евангелием, к-рое он держит за верхний и нижний край, как на гравюре работы Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ; Ермакова, Хромов. Рус гравюра. С. 44. Кат. 33.10), или без Евангелия, но с покровенными руками, как на гравюре 1730 г. работы мастера И. К. Любецкого (РГБ; Там же. С. 52. Кат. 35.9), или на иконе 1758 г. письма костромского мастера И. Ф. Липина (Церк. ист.-археол. музей Костромской епархии; Костромская икона. 2004. С. 596. Кат. 232. Ил. 360).

Прп. Сампсон Странноприимец. Икона из Сампсониевского собора в С.-Петербурге. До 1720 г. Илл. в кн.: Сампсоновский собор в С.-Петербурге 1709–1909 гг. СПб., 1909. Табл. 36
Прп. Сампсон Странноприимец. Икона из Сампсониевского собора в С.-Петербурге. До 1720 г. Илл. в кн.: Сампсоновский собор в С.-Петербурге 1709–1909 гг. СПб., 1909. Табл. 36

Прп. Сампсон Странноприимец. Икона из Сампсониевского собора в С.-Петербурге. До 1720 г. Илл. в кн.: Сампсоновский собор в С.-Петербурге 1709–1909 гг. СПб., 1909. Табл. 36
В рус. искусстве образ С. С. получил распространение также в чине св. целителей либо как св. покровитель. На день памяти святого пришлась важнейшая из военных побед петровского времени - Полтавская «виктория» 27 июня 1709 г. В буд. столице Российской империи на Выборгской стороне был освящен в 1710 г. собор с престолом во имя С. С. (1728-1740; Сампсоновскiй собор. 1909; Никифоренко Е. М. Архитектурно-живописный ансамбль Сампсониевского собора в С.-Петербурге: Канд. дис. Ярославль, 2008), к-рый стал не только «меморией» рус. воинской славы, но и 1-м городским кладбищем, где хоронили как православных, так и представителей иных конфессий (могилы иностранных мастеров, архитекторов и скульпторов, среди них Д. А. Трезини, А. Шлютер, Ж. Б. Леблон, Г. И. Маттарнови, К. Б. Растрелли; казненных в 1740 по «делу Волынского»). Целый ряд икон с образом С. С., принадлежавших прежнему убранству, сохраняется теперь в Исаакиевском соборе, к которому Сампсониевский собор был приписан после национализации и музеефикации. Напр., икона (ок. 1739 г., Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор», 183×75 см, мастер А. Я. Поспелов?), на к-рой С. С. предстоит Христу, составлял часть главного иконостаса (Там же. Табл. 21, 36; Святыни. 1915. Вып. 3. С. 9), икона имела серебряную ризу и венец со стразами 1842 г. На темно-синем фоне стоит старец С. С. в облачениях священника; ткани и атрибуты отличаются детальным воспроизведением драгоценной фактуры: риза из красной узорчатой парчи с золотой каймой, темная с золотом епитрахиль, в левой руке - Евангелие в красном переплете. В Сампсониевском соборе образом небесного покровителя был украшен колокол в 400 пудов, отлитый в Москве в 1763 г. (Святыни. 1915. Вып. 3. С. 10). Из деревянного здания происходит икона, на к-рой святой представлен стоящим на фоне ландшафта, по законам стиля рококо его жесты отличаются мягкостью и утонченностью: голова слегка откинута назад, правая рука касается груди лишь перстами (Сампсоновскiй собор. 1909. Табл. 36). Еще на одной иконе (1-я пол. XVIII в.) святой изображен в молении Христу на фоне пейзажа и храма; ее стиль следует традициям Оружейной палаты (Госкаталог РФ. № 2498129, 2498206, 2498359). Вероятно, связь имени С. С. и посвященных ему престолов в столице повлияла на интерес и к образу из ВЗ, судии Израиля с созвучным именем - Самсону. Скульптура Самсона, разрывающего пасть льву, украсила фонтанный каскад и парковый ансамбль Петродворца, загородной резиденции имп. Петра I Великого; эта же композиция стала появляться на панелях в нижних рядах высоких рус. иконостасов, напр. на иконе-картуше из ц. свт. Николая Чудотворца в с. Верховье Солигаличского р-на Костромской обл.; основой послужила гравюра из Библии Пискатора 1654 г. (1776, Нерехтский краевед. музей; Костромская икона. 2004. С. 606. Кат. 255. Ил. 387).

Сохранились иконы С. С., молящегося Казанскому образу Божией Матери, очевидно, петербургского происхождения, по стилю датируемые 1-й пол. XIX в. При соборе существовало христ. братство во имя святого (1892-1918), занимавшееся в т. ч. книжной и иконной торговлей. Вероятно, по заказу Сампсоновского Комитета был объявлен конкурс на составление иконографии С. С. (Сампсоновскiй собор. 1909. С. 10) К этому мероприятию могут быть отнесены иконы С. С., к-рые представляют святого, напр. в поясном варианте, как средовека с благословляющей правой рукой, с темными волосами, струящимися по плечам, в богатых пресвитерских облачениях, с золочением не только отделки, но и крышки Евангелия (частное собр.). Лучшей была признана икона С. С. работы худож. С. Т. Шелкового, написанная в стиле В. М. Васнецова (Там же. Табл. 51). Возможно, с юбилеем также был связан выпуск памятных жетонов с полуфигурой святого. В популярных хромолитографиях работы Е. И. Фесенко кон. XIX в. композиция воспроизводила святого как убеленного сединами старца; он молится над спящим в чистой постели странником; сам С. С. облачен в золотую парчовую фелонь священника, на нем отделанная золотом епитрахиль и белое одеяние (Архангельский краевед. музей; Госкаталог РФ № 10452020). В стиле древнерус. живописи дониконовского времени писали его иконы-пядницы (очевидно, для личной молитвы) в старообрядческих мастерских, напр. в Мстёре, в мастерской М. И. Дикарёва (?) (посл. четв. XIX в., Музей русской иконы, Москва).

Лит.: Сампсоновскiй собор в С.-Петербурге, 1709-1909 / Сост.: А. П. Аплаксин. СПб., 1909; Святыни Петербургской епархии. [СПб., 1915.] 5 вып. в 1; Миjовић. Менолог. С. 191, 193, 281, 340, 359, 373, 381; Костромская икона XIII-XVIII вв. / Сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004; Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенская ц. Евфросиньева мон-ря и ее фрески. М., 2007; он же. Спасо-Преображенский собор Мирожского мон-ря. М., 2010; Стародубцев Т. Лекар и чудотворац: Поштовање св. Сампсона Странопримца и његове представе у средњовек. источнохришћ. сликарству // Зограф. Београд, 2015. Бр. 39. С. 25-46; Герасименко Н. В., Захарова А. В., Сарабьянов В. Д. Изображения святых во фресках Софии Киевской: Западное пространство основного объема под хорами // ИХМ. 2009. Вып. 11. С. 208-256.
М. А. Маханько
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Врачи Священники Константинопольской Православной Церкви Сампсон Странноприимец (IV в. (?))), пресвитер, врач, основатель самого известного ксенона (странноприимного дома) Константинополя, покровитель бедных, преподобный (пам. 27 июня
См.также:
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АКАКИЙ (ок. 370 – ок. 438), еп. Мелитинский, прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.)
АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)
АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 1371–1439), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых)
АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ († ок. 411), прп. (пам. 17 марта, зап. 17 июля, сир. 3 нояб.)
АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Cобор всех святых, в Малой России просиявших)
АЛИПИЙ СТОЛПНИК († VII в.), прп. (пам. 26 нояб.)