Основание Ст. Л. м. связано с именами тайного советника Ф. П. Неронова, купившего в 1881 г. в Выборгской губ. в 14 верстах от ст. Териоки (Эуряпяский у. Выборгской губ., Великое княжество Финляндское в составе Российской империи, ныне г. Зеленогорск, Ленинградская обл., Россия) обширное имение Линтула (Птичье, фин. lintula, от lintu - птица) (с 1948 - пос. Огоньки, Выборгский р-н, Ленинградская обл.), и его супруги Ларисы Алексеевны, задумавшей устроить в имении в 1894 г. 1-ю в Великом княжестве Финляндском женскую правосл. общину. Они обратились к архиеп. Выборгскому и Финляндскому Антонию (Вадковскому) за благословением, отметив, что готовы пожертвовать общине в вечное пользование половину своего имения (312 тунландов (141 дес., ок. 150 га) полевых, сенокосных и лесных угодий с озером и мельницей) с храмом и жилыми и хозяйственными постройками для сестер. Архиеп. Антоний, считая, что устройство такой обители послужит делу религиозно-нравственного просвещения местного населения, ходатайствовал в Синоде об учреждении общины с причтом в лице штатного священника и диакона на вакансии псаломщика с обязательством открыть при ней церковноприходскую школу и, позже, приют для девочек-сирот. Дело рассматривалось в Синоде 17 мая - 11 июля 1895 г., 12 авг. была получена виза имп. мч. Николая II Александровича (Новоучрежденная Свято-Троицкая правосл. жен. община в Финляндии // ПрибЦВед. 1895. № 35. С. 1207). Однако открытие православной монашеской общины на территории Великого княжества Финляндского, пользовавшегося во внутренней жизни широкой автономией, осложнялось действием манифеста о частичной свободе веры швед. кор. Густава III (1781), согласно к-рому на этих территориях нельзя было открыть правосл. мон-рь. Сенат Великого княжества Финляндского после долгого рассмотрения принял в окт. 1896 г. компромиссное решение, по которому деятельность открываемой православной общины должна касаться только местного правосл. населения.
Первые сестры (мон. Смарагда (Сапунова), еще одна монахиня и 10 рясофорных послушниц) прибыли из мон-ря Казанской иконы Божией Матери в г. Мокшане (Пензенская губ.) в 1894 г. По проекту синодального архит. Е. Л. Морозова была построена деревянная ц. Св. Троицы, рассчитанная на 300 чел., освящение которой 4 июня 1895 г. совершили архиеп. Антоний и 6 священников, в т. ч. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). За литургией пел известный хор А. А. Архангельского, прибывший из С.-Петербурга (Освящение церкви во вновь учреждаемой Св.-Троицкой Линтульской жен. общине в Финляндии // Там же. № 25. С. 857-858).
Впосл. община выкупила у Нероновых 2-ю половину имения (ок. 100 га). В 1896 г. золотопромышленник И. М. Сибиряков (позже схим. Иннокентий) даровал общине обширную усадьбу на берегу оз. Красавица (Каукъярви) в 7 км от Ст. Л. м. (свыше 100 га; с лесами, домом в лесу и 3-этажным главным домом, хозяйственными постройками), к-рую сестры назвали Сибиряково, а также 10 тыс. р. на постройку храма во имя свт. Иннокентия (Кульчицкого), еп. Иркутского. В усадьбе размещали гостей, периодически жили неск. сестер (Шкаровский. 2015. С. 15).
Офиц. открытие мон-ря состоялось 10 авг. 1896 г., архиеп. Антоний и прав. Иоанн в сослужении местного духовенства совершили всенощное бдение и литургию. В этот период в общине подвизались 26 сестер (ПрибЦВед. 1896. № 33. С. 1212-1213). Постановлением Синода от 11 сент. 1905 г. община получила статус жен. общежительного мон-ря (Денисов. С. 199). В нач. 1905 г., во время русско-япон. войны, сестры предоставили пожертвованный Сибиряковым 3-этажный дом для нужд военного госпиталя-санатория; его содержала вдовствующая имп. Мария Феодоровна, к-рая 22 июня лично осмотрела усадьбу, получившую название Здравница (фин. Raunitsa). По окончании войны в ней действовал легочный санаторий, с 1909 г.- санаторий-здравница (16 сент. 1912 имп. мч. Николай II Александрович утвердил «Положение» о санатории-здравнице, существовавшей на средства вел. кн. Михаила Александровича); во время первой мировой войны в усадьбе в 1914-1917 гг. работал военный госпиталь, находившийся в ведении Красного Креста (Шкаровский. 2015. С. 15-18).
Процесс становления обители был трудным, причиной чего были скудость материального обеспечения, тяжелый физический труд и внутренние нестроения. В течение первых 20 лет настоятельницы часто менялись. В 1908 г. в Ст. Л. м. подвизались игумения, 4 монахини и 33 послушницы (Денисов. С. 199). В 1911 г. при мон-ре был открыт устроенный на пожертвование И. М. Тюлева и М. П. Фроловой-Тюлевой приют со школой на 30 чел. для сирот и детей местных жителей; преподавали рус. язык, арифметику, географию, историю, Закон Божий. В здании школы действовала ц. кн. равноап. Владимира и мц. Софии (освящена 18 сент. архиеп. Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским; в 1943-1944 патриарх Московский и всея Руси). 9 апр. 1916 г., в ночь на Страстную пятницу, сгорела ц. Св. Троицы: погибли ценные иконы, ризница, монастырский архив и продуктовый склад. К 1917 г. число насельниц в Ст. Л. м. достигало 70 чел.
В ходе событий 1917 г., приведших в т. ч. к провозглашению Финляндией независимости (23 нояб. (6 дек.)), Ст. Л. м. оказался в приграничной зоне; в мон-ре по очереди квартировались красные комиссары, белогвардейцы и войска фин. армии. Сестры продолжали монашескую жизнь, однако из-за невозможности получения из России финансовой поддержки, поступления новых послушниц, а также из-за отсутствия паломников обитель стала приходить в упадок. Сестры занимались тяжелым сельскохозяйственным трудом, их число в течение короткого времени сократилось до 40.
Благодаря попечению кн. И. Н. Салтыкова на фундаменте сгоревшей церкви по проекту архит. И. Э. фон Бага в стиле северный модерн был построен новый храм (освящен 24 окт. 1919 еп. Выборгским и Финляндским Серафимом (Лукьяновым)). В крипте была устроена усыпальница для супруги князя Екатерины Константиновны (Ɨ 1930). В новых условиях при сравнительно долгом настоятельстве (1918-1931) игум. Ларисы (Ключарёвой) жизнь общины постепенно стабилизировалась. Община жила гл. обр. за счет сельского хозяйства (поле, огород, птичник, пасека, молочная ферма), а также швейной и сапожной мастерских и мельницы. В летний период в Ст. Л. м. возобновилось довольно активное паломничество; здание школы, закрытой в нач. 20-х гг. XX в., было перестроено под гостиницу для паломников, работали кафетерий и лавка. Большинство насельниц в это время были русскоязычными, также в мон-ре подвизались молодые карелки.
В первый год советско-финской войны сестры неск. раз меняли место жительства в Вост. Финляндии, работали на хуторах. В 1940 г. монахиням предоставили старый дом из 7 комнат в крестьянской усадьбе с. Пунтари (волость Кухмалахти), где сестры прожили ок. 6 лет. В столовой была устроена церковь. В этот период скончались 5 монахинь, некоторые молодые послушницы покинули общину.
После окончания второй мировой войны, поняв, что Ст. Л. м. для них окончательно утрачен, сестры стали искать место для устройства постоянной обители. Из 2 подходящих мест выбор пал на ферму с 50 га земли в дер. Палокки на берегу оз. Коскиярви, принадлежавшую акционерному об-ву «Хакман»: духовник Л. м. валаамский иером. Иллирик (Смирнов) вместе с сестрами отслужил акафист перед Иерусалимской иконой Божией Матери и кинул жребий. В кон. 1945 г. была подписана купчая. В нач. лета 1946 г. ок. 30 престарелых монахинь и рясофорных инокинь среднего возраста переехали на постоянное место; среди них были русские, украинки, карелки, сестра русско-австр. происхождения и эстонка (бывш. балерина и учительница патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера)).
Всестороннюю помощь в обустройстве оказали Л. м. настоятель игум. Харитон (Дунаев) и братия расположенного в 18 км Нововалаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря: они переоборудовали усадебный дом в келейный корпус, прослуживший сестрам более 30 лет; в зале устроили и освятили ц. Св. Троицы; передали монахиням иконы, 3 колокола (повесили в деревянной звоннице), необходимые предметы церковной утвари. Кроме того, иеромонахи Нововалаамского монастыря ежедневно совершали богослужения в Л. м. и в течение долгого времени духовно окормляли сестер: так, вместо потерявшего зрение иером. Иллирика игум. Харитон назначил духовником обители иером. Михея (Мишина), в 1947 г.- иером. Иустиниана (Серебрякова), к-рый нес это послушание до своей болезни в 1961 г. После кончины игум. Харитона (27 окт. 1947) сестры поминали его как основателя Л. м. на новом месте. Сестры жили за счет сельского хозяйства (птицеводство, скотоводство, пасека); постепенно они вернулись к уставу, принятому в Ст. Л. м. Первые молодые фин. послушницы стали поступать в Л. м. уже в кон. 40-х гг. XX в.
После кончины игум. Арсении (1961) настоятельницей стала 71-летняя мон. Михаила (Бугайцева), к-рая поступила в Ст. Л. м. в возрасте 19 лет по благословению прав. Иоанна Кронштадтского. В 1963 г. верующие ФПЦ предприняли сбор средств для увеличения жилых площадей Л. м. и облегчения условий жизни престарелых монахинь. Средства вносили братия Коневского мон-ря, представители др. Поместных Церквей, в т. ч. РПЦ (в лице митр. Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), дважды посещавшего Л. м.), а также Римско-католической Церкви и гос-ва. В 1966 г. по проекту фин. архит. В. Суонмаа был выстроен новый теплый келейный корпус; на торжества, посвященные освящению корпуса (6 авг. 1967), собралось более 2,5 тыс. чел. (Амбарцумов. 1967). 7 дек. 1967 г. при содействии муж. хора правосл. прихода г. Йоэнсуу для сбора средств на нужды Л. м. было учреждено об-во Lintulan luostarin ystävät (Друзья Линтульского мон-ря), в состав к-рого вошло 398 членов. Об-во действует до сих пор (https://lintulanystavat.fi/) и включает 646 членов. В 1978-1992 гг. его возглавлял предстоятель ФПЦ митр. Хельсинкский и всей Финляндии Лев (Макконен), с 2018 г.- митр. Куопиоский и Карельский Арсений (Хейккинен).
В кон. 60-х гг. XX в. по инициативе церковного управления ФПЦ сестры занялись производством восковых свечей для нужд правосл. приходов Финляндии, в 1967 г. в мон-ре начал действовать свечной завод. Тогда же в Л. м. стала развиваться паломническая деятельность: открылись иконная и сувенирная лавки, летние кафетерий и гостиница. Вместо трудоемкого молочного скотоводства сестры занялись разведением овец. В 1973 г. в стиле модерн по проекту Суонмаа была возведена каменная церковь, в окт. освященная во имя Св. Троицы предстоятелем ФПЦ архиеп. Карельским и всей Финляндии Павлом (Олмари). Иконы для иконостаса, а также большой запрестольный образ Божией Матери «Знамение» написал уроженец Японии правосл. иконописец П. И. Сасаки.
В 1980 г. в Л. м. подвизались 7 монахинь и 2 послушницы. С уменьшением числа русскоговорящих и ростом финноязычных сестер встал вопрос о переводе богослужения на фин. язык. Это произошло в 1981 г., когда архиеп. Павел рукоположил во иерея (5 февр.) и назначил на должность духовника и священнослужителя Л. м. молодого иеродиакона фин. происхождения из Нововалаамского мон-ря Германа (Левинена), выполнявшего свои обязанности 39 лет (1 февр. 2020 его сменил архим. Андрей (Ларикка)). Тогда же по благословению архиеп. Павла в Л. м. был сокращен суточный богослужебный круг. Клиросным пением в это время руководила игум. Антонина, владевшая (кроме русского) немецким, шведским и финским языками, пели послушницы фин. происхождения. В 90-х гг. XX в. Л. м. неск. раз посещал патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1995 г. в Л. м. отмечался 100-летний юбилей основания общины; на торжествах присутствовали ок. 3 тыс. паломников, в т. ч. насельники мон-рей из Эстонии, Греции, Великобритании.
Игум. Антонина стала последней монахиней Л. м., подвизавшейся в Ст. Л. м. После ее кончины сестры единогласно избрали настоятельницей мон. Марину (Илтолу), в течение неск. лет исполнявшую обязанности тяжело болевшей игум. Антонины. Игум. Марина была дочерью регента и с юности пела в церковных хорах. В Л. м. она поступила в 1982 г. в 51 год, до этого работала учителем, затем нотариусом при церковном управлении ФПЦ, в 1977-1980 гг. трудилась в правосл. миссии в Кении (Африка). Игум. Марина была духовной дочерью архиеп. Павла; позже стала доверенным лицом предстоятеля ФПЦ архиеп. Карельского и всей Финляндии Иоанна (Ринне; 1987-2001), при ней Л. м. был любимым местом отдыха архиеп. Иоанна.
Благодаря усилиям игум. Марины в Л. м. с 2001 г. подвизалась известная фин. мон. Христодула (Лампи; † 23 дек. 2020), до этого жившая в Греции и осуществившая перевод Добротолюбия на фин. язык. В Л. м. она занималась активной духовно-просветительской деятельностью; под ее руководством сестры переводили на фин. язык духовную литературу, выступали с докладами, участвовали в переводе и составлении 12-томного «Жития святых» на фин. языке (Synaksarion: Pyhien elämäkertoja), выпущенного Издательским советом ФПЦ (с 2003). Нек-рые сестры благодаря поддержке Л. м. обучились иконописи и золотошвейному мастерству, окончили открытую в 1988 г. кафедру правосл. богословия при теологическом факультете ун-та Йоэнсуу.
В 1999-2000 гг. по проекту архит. Туркки Троицкая ц. была перестроена (появился купол, интерьеру придан традиц. вид). В сер. 10-х гг. XXI в. храм был украшен живописью и иконами: в дар Л. м. греч. иконописец К. Ксенопулос написал образы Христа Пантократора для купола и 8 ветхозаветных пророков для барабана (2012); на арке над иконостасом фин. иконописец А. Викстрём изобразил композицию «Причащение апостолов» (2013). Для иконостаса храма с.-петербургский иконописец В. А. Михайленко написал икону Покрова Пресв. Богородицы.
В наст. время территория Л. м. состоит из 2 частей: это новый комплекс с церковью, келейным корпусом, свечным заводом и монастырской лавкой; находящаяся в 100 м от него старая усадьба с хозяйственными помещениями, перестроенными в летнюю гостиницу с кафе и домом для волонтеров-трудников. Л. м. содержится трудами насельниц и на добровольные пожертвования. Обитель ежегодно посещают до 20 тыс. паломников и туристов. Сестры занимаются производством свечей, выращиванием и сбором пряных трав, из к-рых изготавливают чаи и специи, и др. Сохранился небольшой сад. С 1 окт. 2012 г. Л. м. управляет игум. Михаила (Рёпелинен), к-рая в свое время была келейницей игум. Антонины и ближайшей помощницей игум. Марины. В 2016 г. в Л. м. подвизались 11 сестер (все - финки по национальности). Мон-рь поддерживает связи с русскими (Константина и Елены равноапостольных женским монастырем в пос. Ленинское, санкт-петербургским Новодевичьим в честь Воскресения Христова жен. мон-рем, санкт-петербургским во имя преподобного Иоанна Рильского жен. мон-рем), греческими, западноевропейскими и афонскими мон-рями.
В нач. XXI в. монашескую жизнь в Ст. Л. м. возобновили сестры расположенного в 10 км во имя равноапостольных Константина и Елены жен. мон-ря (2006; пос. Ленинское, Выборгский р-н, Ленинградская обл.), 1 нояб. 2007 г. в Ст. Л. м. было устроено подворье мон-ря, в 2013 г. отслужена 1-я после длительного перерыва литургия, в 2015 г. завершена постройка Троицкой ц. На территории Ст. Л. м. проживает монахиня, мон-рь равноапостольных Константина и Елены ежегодно проводит здесь конференцию «Линтуловские чтения», издает литературно-публицистический альманах «Линтула». 18 авг. 2017 г. Ст. Л. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев), освятивший Троицкую ц.
Арсения (Егорова; 1939-1961), Михаила (Бугайцева; 1961-1974), Антонина (Боллваге; 1975-1998), Марина (Илтола; 1998-2012), Михаила (Рёпелинен; с 1 окт. 2012).