Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СААК I ПАРТЕВ
60, С. 738-739 опубликовано: 20 июня 2025г. 


СААК I ПАРТЕВ

[Исаак Великий; арм. Սաhակ Ա Պարթև] (29.09. 348, Кесария Каппадокийская, ныне Кайсери, Турция - 7.09.439, сел. Блур, обл. Багреванд, Зап. Армения), свт. (пам. арм. во 2-ю субботу после воскресенья Первого (Начального) поста и в 33-й день после Пятидесятницы), католикос Армянской Апостольской Церкви (387/8-428), культурный и политический деятель, переводчик, канонист, гимнограф. Последний католикос из потомков свт. Григория Просветителя, откуда происходит его прозвище Партев (Парфянин); сын католикоса Нерсеса I Великого и дочери Таронского кн. Вардана Мамиконяна, к-рый после ее смерти забрал С. П. из Кесарии Каппадокийской в Армению и занялся его воспитанием. В дальнейшем С. П. получил образование в Кесарии, Александрии и К-поле; в совершенстве владел философией и риторикой, греческим, сирийским и персидским языками. Приблизительно в 22 года С. П. вступил в брак. Его единственная дочь Саакануйш была матерью Вардана Мамиконяна, героя Аварайрского сражения (451). После скоропостижной смерти супруги С. П. подвизался в мон-ре Эчмиадзин в Вагаршапате. По свидетельству Мовсеса Хоренаци, у С. П. было 60 учеников, ходивших босиком и носивших власяницу и железные вериги. Подобно к-польским спудеям, они совмещали стремление к непрестанной молитве, свойственное пустынникам, с активной деятельностью в миру. Избрание С. П. католикосом пришлось на сложный период, когда в 387 г. в результате персидско-рим. переговоров территория Вел. Армении впервые была разделена между Римской империей и сасанидским Ираном. В 388 г. персидский шах Шапур III заключил арм. царя Хосрова III (IV) в тюрьму, а С. П. лишил престола, вернуть который он смог в том же году при поддержке нового царя Врамшапуха.

После создания алфавита (405) в Армении началось образовательно-переводческое движение по инициативе и при активном участии С. П. и Месропа Маштоца. Вместе с учениками они стали организовывать школы и преподавать арм. письменность как в персидской, так и в византийской части Армении. С этой целью Маштоц с письмами С. П. ездил в К-поль к имп. Феодосию II и архиеп. св. Аттику. С. П. фактически возглавил деятельность по переводу христ. лит-ры с греческого и сирийского языков - «сознательную программу трансплантации культуры» (Finck F. N. Die armenische Literatur // Die orientalischen Literaturen. B.; Lpz., 1906. S. 285-286), к-рая была направлена на сохранение культурной, церковной и в конечном итоге политической независимости Армении. С. П. сыграл решающую роль в деле перевода Библии с греч. языка (завершен в сер. 30-х гг. V в.), а также, по словам агиографа Корюна, «собирания церковных книг» (т. е. богослужебных текстов), творений отцов Церкви и мн. толкований Свящ. Писания. По мнению специалистов (Рену Ш. Происхождение и эволюция книги «Чашоц»: Лекционарий // ИФЖ. 1987. № 2. С. 32-33 (на арм. языке); Варданян Р. Армянский календарь, IV-XVIII вв. Ер., 1999. С. 25-44 (на арм. языке)), С. П. в 420-423 гг. перевел с греч. языка и частично отредактировал иерусалимский Лекционарий, и Армянская Церковь взяла за основу литургическую систему Иерусалима как по структуре, так и по содержанию. С. П. считается основателем арм. канонического права (см. ст. «Книга канонов»). Под его именем известны 4 песенные проповеди в Часослове, а также многочисленные гимны. В сб. «Книга посланий» включена переписка С. П. и Месропа Маштоца со свт. Проклом К-польским и прп. Акакием, еп. Мелитинским, в к-рой обсуждаются вопросы, связанные с несторианством.

В 428 г. персид. шах Вахрам V в согласии с арм. князьями решил свергнуть царя Арташеса IV - последнего представителя династии Аршакидов. С. П., выступавший в его защиту, также был свергнут и 5 лет содержался при сасанидском дворе. Католикосом стал Сурмак Маназкертци, затем по назначению персид. шаха его сменили сирийцы Баркишо и Самуил (Шмуэль, Самвел). Когда С. П. возвратился в Армению (432), князья обратились к нему с просьбой вновь занять престол, однако он не согласился. В связи с этим он рассказывал о видении, к-рое было ему в алтаре кафедрального собора Вагаршапата и предсказывало падение, а затем восстановление Аршакидской династии и престола свт. Григория Просветителя. Описание этого видения и его толкование содержатся в «Истории Армении» Лазара Парпеци (V в.) и в многочисленных Гомилиариях. Оставшиеся годы С. П. провел в переводческо-педагогических трудах. Погребен в г. Аштишат (обл. Тарон, Зап. Армения, ныне с. Юджетепе (по-курдски Дерик), иль Муш, Турция).

Соч.: Conybeare F. C., transl. The Armenian Canons of Saint Sahak Catholicos of Armenia // AJTh. 1898. Vol. 2. N 4. P. 828-848; Матенагирк Айоц = Armenian Classical Authors. Антилиас (Ливан), 2003. Т. 1. С. 159-224 (на арм. яз.) [каноны; ответы на послания свт. Прокла и прп. Акакия].
Ист.: Малые арм. сочинения. Венеция, 1853. Т. 2 (на арм. яз.); Корюн. Житие Маштоца / Пер.: Ш. В. Смбатян, К. А. Мелик-Огаджанян. Ер., 1962; Мовсес Хоренаци. История Армении / Пер., примеч.: Г. Саркисян; ред.: С. Аревшатян. Ер., 1990; Лазарь Парпеци. История Армении // Матенагирк Айоц = Armenian Classical Authors. 2003. Т. 2. С. 2201-2375 (на арм. яз.).
Лит. (на арм. яз.): Акинян Н. Великий Саак, католикос Армении // HAms. 1935. T. 49. N 10/12. P. 470-504; он же. Анализ видения св. Саака // Ibid. 1936. T. 50. N 10/12. P. 465-479; 1937. T. 51. N 1/5. P. 48-87; Орманян М., архиеп. История нации. Бейрут, 1959. Т. 1. С. 129-166; Аревшатян А. Жанр к'ароза (мелодизированная проповедь) в арм. духовном песнетворчестве // ИФЖ. 1992. № 2/3. С. 199-214, здесь 202-206; Ширинян М.-Э. Античные и эллинистические элементы христ. учения. Ер., 2005. С. 112-132.
А. М. Мелконян
Ключевые слова:
Святые Армянской Апостольской Церкви Саак I Партев [Исаак Великий] (348-439), католикос, святитель (пам. арм. во 2-ю субботу после воскресенья Первого (Начального) поста и в 33-й день после Пятидесятницы)
См.также:
АВРААМ ЗЕНАКСКИЙ (V в.), исп., арм. еп., писатель
АТОМ (V в.), владетельный князь из рода Гнуни, мч. Армянский (пам. арм. 19 авг.)
ВАРДАН БАГИШЕЦИ († 4.01. 1421), арм. мч.
ВАРЛААМ († 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.)