Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАФНУТИЙ
55, С. 107-109 опубликовано: 2 февраля 2024г.


ПАФНУТИЙ

[Пырвеску; Пырву Муту, Пырву Зуграв; румын. Pafnutie, Pârvu Mutu, Pârvu Zugravul], прп. (пам. румын. 7 авг.) Румынской Православной Церкви (РумПЦ), известный румын. иконописец (12 окт. 1657, с. Вишой, Валашское княжество, ныне в черте в г. Кымпулунг, жудец Арджеш, Румыния - авг. 1735, мон-рь Робая, совр. коммуна Мушэтешти, жудец Арджеш, Румыния).

Сведения о П. собрал потомок П., архим. Геннадий (Пырвулеску) (22 окт. 1805 - 6 сент. 1873): он составил «Биографию моего рода Пырвулеску, как в прошлом представляется по записям дедов и прадедов» (опубл.: Bobulescu. 1940). Помимо документов из семейного архива, архим. Геннадий использовал записи П., сделанные на полях книг «Пчела» и «Маргарит» (утрачены). Также сохранилось неск. архивных документов: запись П. от 8 марта 1694 г. о пожертвованиях крестьян из Комарника на роспись церкви скита Леспези (Архив жудеца Прахова, опубл.- Bădiceanu. 1939. P. 423); 2 контракта о продаже П. домов в Бухаресте (22 февр. и 9 мая 1702 г., Б-ка Румынской Академии и Ист. музей Бухареста, опубл.: Cernovodeanu. 1960. P. 195-198). В 1873 г. румын. писатель М. Дьяконеску написал роман о жизни П. «Culorile sângelui» (Цвета крови).

Род. в семье свящ. Иоанна Пырвеску (1623-1702) и был единственным выжившим из 6 детей. В роду было мн. поколений священнослужителей, наиболее известный среди них - митр. Унгро-Влахийский Игнатий Серб. В крещении мальчик получил имя своего крестного - великого вистиерника Пырву Влэдеску (казнен в 1658). Имел прозвище Муту (румын. Mutu - Немой): по одной версии, из-за того что с детства страдал дефектом речи, по другой - из-за принимавшегося обета молчания во время написания икон. Согласно преданию, если он прерывал молчание, то заканчивал работу и возобновлял ее только на следующий день. После смерти матери (имя неизв.) отец Пырву принял постриг с именем Паисий в мон-ре Негру-Водэ. 24 марта 1669 г. отец привел в мон-рь 12-летнего Пырву: здесь мальчик обучался чтению и письму, а также иконописи у иконописца Евгения. Видя очевидные успехи Пырву на иконописном поприще, племянник его крестного, ключарь Тудоран Влэдеску, на свои средства отправил мальчика в сев. часть Молдавского княжества (Буковина) для обучения у работавшего там «русского» иконописца (имя неизв.). В 1677 г. Пырву вернулся в Кымпулунг, где вскоре стал востребованным иконописцем боярских и господарских семей Кантакузино и Брынковяну.

Автопортрет Пафнутия Пырвеску. Фрагмент росписи ц. Бордешти. 1699 г. (Нац. музей искусств в Бухаресте)
Автопортрет Пафнутия Пырвеску. Фрагмент росписи ц. Бордешти. 1699 г. (Нац. музей искусств в Бухаресте)

Автопортрет Пафнутия Пырвеску. Фрагмент росписи ц. Бордешти. 1699 г. (Нац. музей искусств в Бухаресте)
В списке, составленном Пырву, указано, что он работал в 14 церквах (опубл.: Negrău, Cojocaru. 2017. Р. 16). Однако этот перечень неполон: известны др. церкви, в эпиграфических надписях к-рых Пырву указан как автор росписи или где сохранились его автопортреты. Согласно списку, первым стенописным ансамблем, выполненным Пырву, стала роспись кафоликона мон-ря Негру-Водэ (не сохр.). Он приступил к работе в 1679-1680 гг. вместе со своим учителем иконописцем Евгением, затем прервал работу из-за срочного заказа от господаря Валахии Шербана I Кантакузино (роспись кафоликона мон-ря Котрочени в Бухаресте), после выполнения которого закончил роспись в Негру-Водэ в 1683-1684 гг. Следующей Пырву расписал ц. свт. Николая близ Кымпулунга, построенную в 1677 г. его благодетелем Тудораном Влэдеску (после смерти супруги Тудоран основал здесь Аниноаса мужской монастырь и принял постриг с именем Феодосий). Также Пырву принадлежали росписи церквей в мон-рях Мэрджинени (близ совр. г. Морени, жудец Дымбовица; после секуляризации монастырских владений в 1871 мон-рь переоборудован в тюрьму, росписи не сохр.), Пояна-Кымпина (после 1690; совр. жудец Прахова; по заказу валашского спафария Фомы Кантакузино; церковь разрушилась при землетрясении 1977, построена заново по старому плану в 1980-1985; росписи не сохр.), Троицкой ц. (до 1693) в скиту Леспези (близ Комарника, совр. жудец Прахова; по заказу боярина Пырву Кантакузино). В дальнейшем по заказу спафария Михая Кантакузино Пырву выполнил росписи в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (после 1695) в г. Синая (совр. жудец Прахова) и в Успенской ц. (ок. 1696) в Рымнике (Рымнику-Сэрат, совр. жудец Бузэу). Затем Пырву работал над росписью церкви Колця во имя Трех святителей (ок. 1701-1702, по заказу Михая Кантакузино) и ц. св. Георгия Нового в Бухаресте (по заказу господаря мч. Константина Брынковяну; росписи не сохр.), ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XVII в.) в Филипештий-де-Тырг (совр. жудец Прахова, построена в 1642 великим постельничим Константином Кантакузино, руинирована, новая возведена в 1942-1943; росписи не сохр.), ц. Трех святителей (1692) в Филипештий-де-Пэдуре (совр. жудец Прахова), ц. Успения Пресв. Богородицы (1692) в Кэлинешти (совр. жудец Телеорман), Троицкой ц. (1694) в Мэгурени (совр. жудец Прахова). Известно также об участии Пырву в росписях церквей, не упомянутых в его списке: ц. св. Евфимия из Фундений-Доамней (1699) на берегу оз. Фундени в сев.-вост. части Бухареста, ц. свт. Николая в мон-ре Маму (до 8 сент. 1699), Архангельской ц. (1700) мон-ря Берка (совр. жудец Бузэу) и ц. Успения Пресв. Богородицы (после 1700) мон-ря Бордешти (совр. жудец Вранча). Также Пырву написал мн. икон.

Выполняя заказ Михая Кантакузино по росписи ц. во имя Трех святителей мон-ря Колця в Бухаресте, Пырву с 1700 г. поселился в столице, купил дом, женился и открыл иконописную школу: уже в документе о продаже им дома Йордаке Крецулеску (1702) он назван даскэлом (учителем) зугравом (иконописцем) (Meteş. 1929. P. 35). Последние известные росписи он выполнил в ц. св. Георгия Нового в Бухаресте (1707). В 1718 г. скончалась его супруга Тудора и Пырву вместе с 2 сыновьями отправился в паломничество на Св. землю. О длительности его пребывания в Иерусалиме ничего не известно, однако, согласно документу 1721 г., в это время он находился уже в Бухаресте и занимался переводом своего имущества на имя старшего сына, Пырву (Voinescu. 1955. Р. 140). В 1724 г. в мон-ре Мэрджинени приняли постриг Пырву с именем Пафнутий и его младший сын Георгий с именем Герасим. После смерти мон. Герасима (1731) П. с благословения настоятеля мон-ря Космы принял великую схиму в мон-ре Робая, где и скончался.

Роспись свода притвора ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Синая. Мастер Пафнутий Пырвеску. 1690–1695 гг. Фото: Fusion-of-horisons from Fliekr
Роспись свода притвора ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Синая. Мастер Пафнутий Пырвеску. 1690–1695 гг. Фото: Fusion-of-horisons from Fliekr

Роспись свода притвора ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Синая. Мастер Пафнутий Пырвеску. 1690–1695 гг. Фото: Fusion-of-horisons from Fliekr
Сохранилось неск. автопортретов Пырву. На стене лестничного пролета, ведущего к колокольне, Пырву с иконой Божией Матери с Младенцем на руках изображен в ц. Трех святителей в Филипештий-де-Пэдуре (вместе с учеником Станом (?)) и в Троицкой ц. в Мэгурени (вместе с супругой Тудорой). В Архангельской ц. мон-ря Берка (построена стольником Михалчей Кындеску и его супругой Александрой, урожденной Кантакузино, в 1694), росписи к-рой были частично раскрыты в 2004 г. при удалении слоя живописи XIX в., был обнаружен автопортрет Пырву вместе с Тудорой. В Успенской ц. монастыря Бордешти (1699) Пырву изобразил себя рядом с учеником Радулом (фрагмент фрески с портретами обоих иконописцев хранится сегодня в Национальном музее искусств в Бухаресте - Bucur. Art. Muz. 1513).

22 мая 2017 г., во время Международного богословского конгресса (Бухарест), патриарх Румынский Даниил (Чоботя) объявил о намерении Церкви прославить П. в лике святых, что было осуществлено решением Синода РумПЦ 4-5 июля (офиц. объявление о канонизации было сделано 6 авг.). Житие и службу П. (последование малой и великой вечерни, утрени и литургии) составили братия монастыря Аниноаса; дополнения осуществили в Департаменте культа Румынской Патриархии (изд. в 2017).

Лучше всего сохранились росписи в ц. Трех святителей в Филипештий-де-Пэдуре (построена в 1688 Бэлашей, женой великого аги Матея Кантакузино, и их дочерью Марией), к-рую Пырву расписал вместе с учениками Марином, Андреем, Станом, Нягое, Николаем и мон. Михалом (упом. в надписи в жертвеннике). Наиболее примечательными являются обширные композиции: ктиторский портрет, включающий 53 фигуры и расположенный в нижнем регистре нартекса, и иллюстрация строк из 148-го псалма: «Хвалите Господа с небес» в куполе притвора под колокольней. Также Пырву написал неск. икон для иконостаса церкви.

В церкви мон-ря Аниноаса под росписью 1730 г. в нартексе раскрыты 4 фрагмента старой живописи; на восточной стене видна часть росписи, посвященной гимну «О Тебе радуется» и имеющей те же иконографические особенности, что и в церкви Колця в Бухаресте. От росписи в Котрочени сохранилось лишь неск. фрагментов: в 1949 г. кафоликон был превращен в дворец пионеров, сильно пострадал при землетрясении 1977 г. В 1984 г. здание снесли за одну ночь - специалисты успели спасти лишь неск. фрагментов росписи, к-рые встроены в стены нового кафоликона (2003-2004). В Троицкой ц. в Мэгурени (построена в 1671-1674 Пэуной, супругой спафария Драгича Кантакузино) росписи Пырву сохранились также фрагментарно (не расчищены), выделяется ктиторский портрет, в к-ром представлено 60 персонажей, реставрированный в 1925 г. худож. Д. Норочей. В церкви скита Леспези сохранились росписи алтарной апсиды (программа близка программе росписи в Мэгурени), барабана (помещена композиция «Небесная литургия» с изображением новозаветной Св. Троицы - аналогичная композициям в Филипештий-де-Пэдуре и в мон-ре Синая), нефа и нартекса. Сохранились фрагменты первоначальной росписи Успенской ц. мон-ря Синая (построена в 1690-1695 спафарием Михаем Кантакузино), выполненной Пырву, напр. нек-рые библейские сцены в открытом притворе, сцена «Страшный Суд», в к-рую введены бытовые элементы и детали совр. костюма, неск. сцен в нефе и нартексе, в т. ч. изображение Господа Пантократора в куполе. В музее при мон-ре хранятся иконы «Ветхозаветная Троица» и «Евангелист Лука», выполненные Пырву, а также неск. икон, написанных его учениками.

Несмотря на деградацию фресок Успенской ц. в Кэлинешти (построена в 1636-1646 на средства и по заказу представителей неск. боярских родов, среди к-рых Янку Кантакузино), расписанной Пырву и 2 его учениками, качество исполнения, утонченный рисунок и колорит живописи, присущие Пырву, все еще отличимы. В нартексе Никольской ц. мон-ря Маму (в 1842-1843 расписана заново, в 1910-1913 поздняя роспись удалена, в 2004 первоначальная живопись реставрирована), в к-рой Пырву работал с учеником Марином, сохранились выполненные Пырву портреты ктитора - св. Константина Брынковяну с обширным семейством и 1-й настоятельницы мон-ря игум. Платониды. В процессе реставрации 2005-2006 гг. Архангельской ц. мон-ря Берка под живописью 1832-1834 гг. были раскрыты росписи Пырву, которые демонстрируют стиль зрелого мастера, смело экспериментирующего со светлой цветовой гаммой, составленной из ненасыщенных оттенков. В худшем состоянии дошли росписи Успенской ц. мон-ря Бордешти. В 1871 г. роспись Пырву в церкви Колця была перекрыта живописью Г. Таттареску, первоначальная роспись сохранилась только в открытом притворе.

Церковь св. Евфимия из Фундений-Доамней (построена великим спафарием Михаилом Кантакузино к 1 мая 1699) была расписана Пырву и его учениками под влиянием иконографии Господарской церкви в Куртя-де-Арджеше XIV в. (что отразилось, напр., в расположении в алтарной апсиде сцены «Скиния Завета»). Однако в 1756-1757 гг. церковь была расписана заново артелью иконописцев под началом свящ. Димы, возможно с сохранением прежних особенностей иконографической программы Пырву (Cojocaru. 2013. P. 11-12).

Иконописные работы Пырву известны и за границами Валашского княжества: напр., икона арх. Михаила находится в ц. вмч. Димитрия в с. Крушчица (1780, Сербия, Воеводина, Южно-Банатский округ, община Бела-Црква) (Negru. 1984. P. 194-195; Cândea. 2014. P. 51).

По общему признанию специалистов, произведения Пырву являются связующим звеном между поствизант. иконописной школой и румынской живописью нового времени. Сохраняя традиц. строй иконографии, Пырву новаторски проявил себя в портретной живописи. Не нарушая условный и во многом типизированный строй ктиторских портретов, он, умело используя мельчайшие детали, добивался передачи характера портретируемого персонажа. Пространные галереи портретов ктиторских семей, представленных в неск. поколениях со всеми родственными ответвлениями, после Пырву стали характерными для румын. ктиторского портрета вплоть до нач. XIX в. Пырву проявил себя и как глубокий колорист (напр., в Филипештий-де-Пэдуре ему удалось добиться максимального эффекта в сочетании розово-малинового и темно-вишневого с серо-голубым). Также особая заслуга принадлежит Пырву в деле создания профессиональной иконописной школы, представители к-рой плодотворно работали на протяжении 1-й пол. XVIII в.

Лит.: Meteş Ş. Zugravii bisericilor române. Cluj, 1929; Bădiceanu P. D. Schitul Lespezi // BOR. 1939. An. 57. N 7/8; Bobulescu C. Vieţi de zugravi (1657-1765) şi autobiografia lui Ghenadie (Pîrvulescu) arhim. (22 oct. 1805 - 6 sept. 1873). Bucur., 1940; Voinescu T. Zugravul Pîrvul Mutu şi şcoala sa // Studii şi сercetari de istoria artei. Bucur., 1955. An. 2. N 3/4. P. 133-160; idem. Pârvu Mutu Zugravu. Bucur., 1968; idem. Arta în Ţara Românească de la începutul secolului al XVII-lea până în primele decenii ale secolului al XIX-lea: Pictura // Istoria artelor plastice în România. Bucur., 1970. Vol. 2. P. 59-76; Cernovodeanu P. Casa Zugravului Pârvu Mutu din Bucureşti // Studii şi cercetări de istoria artei. Bucur., 1960. An. 7. N 2; Iliescu M. Decoraţia bisericii din Bordeşti (Vrancea) şi importanţa ei pentru iconografia românească // BOR. 1976. An. 94. N 1/2. P. 180-185; Drăguţ V. La peinture ancienne // Drăguţ V., Grigorescu D., Florea V., Mihalache M. La peinture Roumaine. Bucarest, 1977. P. 117-120; idem. Arta românească. Bucur., 1982. Vol. 1: Preistorie, Antichitate, Ev Mediu, Renaştere, Baroc. P. 392-394; Ştefanescu I. D. Arta feudală în Ţările Române: Pictura murală şi icoanele de la origini până în secolul al XIX-lea. Timişoara, 1981; Negru A. O icoană necunoscută a zugravului Pârvu Mutu // Mitropolia Banatului. Timişoara, 1984. An. 34. N 3/4. P. 194-195; Florea V. Istoria artei româneşti. Chişinău, 1991. Vol. 1: Arta românească: Veche şi medievală; Brătulranu A., Botez A. I. Repere tipologice zonale: Biserica mănăstirii Bordeşti // Revista monumentelor istorice. Bucur., 1996. An. 65. N 1/2. P. 3-15; Constantinescu G. Pârvu Mutu Zugravu. Piteşti, 1996; Cojocaru Cr. Cine sunt zugravii de la Biserica Fundenii Doamnei? // Sesiunea anuală de comunicări a Facultăţii de istoria şi teoria artei. Bucur., 2013. [Vol. 4]. P. 11-12; Cândea V. Mărturii româneşti peste hotare. Bucur., Brăila, 2014. Vol. 5: Serbia-Turcia. P. 51; Negrău E., Cojocaru C. Sf. cuvios Pafnutie - Pârvu Zugravul: Tradiţie şi modernitate în arta brâncovenească. Bucur., 2017; Slujba sf. cuvios Pafnutie - Pârvu Zugravul. Bucur., 2017; Viaţa sf. cuvios Pafnutie - Parvu Zugravul // basilica.ro/viata-sf-cuv-pafnutie-parvu-zugravul/ [Электр. ресурс].
Э. Драгнев
Ключевые слова:
Святые Румынской Православной Церкви Иконописцы румынские Пафнутий [Пырвеску; Пырву Муту, Пырву Зуграв], известный румын. иконописец (1657 - авг. 1735), преподобный Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 7 авг.)
См.также:
АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)
АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.)
АРСЕНИЙ (Бока Зиан; 1910 - 1989), иеромон., богослов, иконописец
БРЫНКОВЯНУ КОНСТАНТИН см. Константин (Брынковяну), св.
ВАСИЛИЙ Назарович Завгородний (1893-1937), свящ., сщмч. (пам 28 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ВАСИЛИЙ ПОЛЯНОМЕРУЛЬСКИЙ (ок. 1692 - 1767), схим., прп. (пам. 25 апр. , пам. рум. 15 апр.)