Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАИСИЙ
54, С. 229-230 опубликовано: 24 октября 2023г.


ПАИСИЙ

Паисий (Зафиров), митр. Пловдивский. Литография. 1872 г. (Центральный гос. архив Болгарии)
Паисий (Зафиров), митр. Пловдивский. Литография. 1872 г. (Центральный гос. архив Болгарии)

Паисий (Зафиров), митр. Пловдивский. Литография. 1872 г. (Центральный гос. архив Болгарии)
(Зафиров Петр; 1810 - 25.02.1872, К-поль), митр. Пловдивский. Род. в г. Янине (ныне Греция) или г. Аргирокастрон (ныне Гирокастра, Албания) в семье учителя Зафира и Александры, по происхождению был албанцем. Служил диаконом при митр. Янины Иоакиме (см. Иоаким II (Коккодис (Курсулудис)), патриарх К-польский в 1860-1863, 1873-1878), вместе с ним жил на Св. Горе. В 1838-1841 гг. учился в Афинах, где познакомился с иером. Иларионом (Михайловским; впосл. епископ Макариопольский и митрополит Тырновский). Стал послушником бывш. К-польского патриарха Германа IV, к-рый в 1852 г. повторно возглавил К-польский престол. В 1853 г. хиротонисан во епископа и назначен митрополитом Смирны (ныне Измир, Турция). В нояб. 1857 г. переведен на кафедру Пловдивской епархии, 22 марта 1858 г. был торжественно встречен в Пловдиве. Поддержав желание болгар получить церковную независимость, разрешил в нескольких храмах Пловдива и в небольших селах совершать богослужения на славянском языке. Но это вызвало недовольство местных греков, что в кон. 1859 г. привело к столкновениям болгар и греков во время богослужений по поводу использования греческого или славянского языка. На Рождество Христово, 25 дек. 1859 г., П. отслужил службу на слав. языке. 11 мая 1860 г., в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, он отказался возглавить службу из опасений, что поминание имени К-польского патриарха вызовет недовольство местных болгар, поэтому службу провел викарный епископ, помянувший только самого митрополита. После издания новоизбранным патриархом К-польским Иоакимом II «противоречащего существующим постановлениям и традициям» циркуляра П. под давлением паствы 9 нояб. 1860 г. отказался подчиняться К-полю и заявил о своем присоединении к независимой болг. иерархии во главе с еп. Макариопольским Иларионом. В янв. 1861 г. П. вызвали в К-поль, чтобы он объяснил свой отказ. Но он не поехал и 24 февр. по решению К-польского Синода вместе с еп. Иларионом и митр. Велесским Авксентием заочно был отстранен от кафедры и лишен всех духовных званий. 12 марта, в Неделю Православия, вместе с 24 священниками из епархиальных городов и сел П. совершил торжественное богослужение и подписал акт об отделении Пловдивской епархии от К-польской Патриархии. 15 апр. по требованию К-польского патриарха он был арестован османскими властями и в тот же день под конвоем направлен в заточение в афонский мон-рь Ватопед. Местные жители более месяца не знали об аресте владыки; во время пасхальной службы они поставили его портрет на кафедру, а потом вынесли на крестный ход вместе с хоругвями. 31 мая в епархию пришло послание П. с призывом противостоять действиям Вселенского престола. К-польский Синод 27 февр. 1861 г. назначил на Пловдивскую кафедру болгарина Панарета (Мишайкова), но большая часть духовенства и паствы епархии до 1870 г. продолжала считать П. своим архиереем и оказывать ему финансовую помощь. В кон. 1862 г. П. отправили в г. Чанаккале (ныне Турция), в сент. 1863 г.- на о-в Халки. В 1864 г. еп. Илариона и митр. Авксентия по требованию болгар освободили, но П. оставили под арестом, поскольку Патриархия считала его вину более существенной в силу того, что он не был болгарином и не имел права бороться за церковную автономию болгар. На предложение просить прощения у нового К-польского патриарха Софрония III (1863-1866) П. ответил отказом. В 1868 г., после долгих переговоров между представителями болгарской стороны, К-польским патриархом Григорием VI (Фуртуниадисом) и османскими властями, П. попросил патриарха об освобождении и 14 апр. 1868 г. прибыл в К-поль, где поселился вместе с еп. Иларионом. Он продолжал активно выступать за болгарскую церковную независимость, но присутствовал на богослужениях как простой священнослужитель, чтобы не быть объектом критики со стороны церковных властей. В послании от 25 дек. 1869 г. свое низложение он назвал неканоничным и призвал изменить положение болгар в составе К-польской Церкви. После издания фирмана об учреждении Болгарского Экзархата (1870, см. в ст. Болгарская Православная Церковь, разд. «Церковь в период Болгарского Экзархата (с 1870)») П. вошел в состав Временного Болгарского синода, принимал участие в составлении Устава Экзархата и в заседаниях I Церковно-Народного Собора Экзархата (23 февр.- 24 июля 1871). Вопрос о возвращении П. к управлению Пловдивской епархией не был решен из-за его смерти. Похоронен близ болгарской ц. мч. Стефана в К-поле.

Лит.: Гошев И. Пловдивските архиереи от турско робство // Сб. в чест на Пловдивски митр. Максим по случай 80 години от раждането му и 60 години от приемането на духовно звание. София, 1931. С. 122; Кирил (Константинов), митр. Пловдивски. Паисий митр. Пловдивски в църковно-народната борба. Пловдив, 1948; Цацов Б. Архиереите на Българската Православна Църква. София, 2003. С. 220-221; Бонева В. П. Българското църковнонационално движение, 1856-1870. София, 2010. С. 98-99, 190-195, 235-236, 276-278, 316, 326-327, 336, 347-348, 354-357, 433, 466-467, 566, 571, 574, 659-660, 663, 797-799, 805, 820, 825, 837, 839, 841, 893, 895, 1013.
Ключевые слова:
Болгарский Экзархат Болгарской Православной Церкви Паисий (Зафиров Петр; 1810 - 1872), митрополит Пловдивский
См.также:
АНФИМ I (Чалыков), 1-й экзарх Болгарского экзархата
БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви
БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви