Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАИСИЙ
54, С. 224-228 опубликовано: 25 октября 2023г.


ПАИСИЙ

(В миру Панайотис Ламбардис; † 2.12.1660, о-в Кастелоризо), патриарх Иерусалимский (с 23 марта 1645). Уроженец сел. Димицаны в Пелопоннесе. Происходил из рода Ламбардисов-Каракаллов, представители к-рого с 1534 г. стояли во главе Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ). П. был племянником Иерусалимского патриарха Феофана IV (1608-1644) и наряду с некоторыми своими родственниками входил в его ближайшее окружение. Возможно, родственником П. также был Севастийский митр. Иосиф, один из видных сподвижников патриарха Кирилла I Лукариса (Ченцова. 2010. С. 112). В правление Феофана сложилась обширная сеть святогробских имений в Молдавском и Валашском княжествах и на груз. землях. Эти мон-ри и земельные угодья стали основным источником доходов ИПЦ; настоятели святогробских подворий в Дунайских княжествах образовали влиятельный центр силы внутри Патриархата. П. начал церковное служение как иеромонах и игумен одного из молдав. мон-рей Св. Гроба. В грамоте 1645 г., направленной в Москву, он упоминал, что был игуменом мон-ря Вознесения Господня (мон-рь Галата) под Яссами (см. описание мон-ря: Павел Алеппский. Путешествие. С. 57-58); по др. данным, П. стоял во главе ясского мон-ря Успения Пресв. Богородицы (сохр. его грамота 1639 г. с просьбой о милостыне для этой обители). Возможно, он одновременно возглавлял оба мон-ря. Молдавский господарь Лупу Василе (1634-1653) выступал покровителем патриархов и мон-рей правосл. Востока и стремился оказывать определяющее влияние на церковную политику греч. мира. Патриарх Феофан мн. годы пребывал в молдав. обителях Св. Гроба и поддерживал тесные дружеские связи с господарем. П., несомненно, был вовлечен во все эти церковно-политические отношения; есть свидетельство, согласно к-рому он мог быть духовником господаря Василе (Ченцова. 2010. С. 112). В янв. 1636 г. П. приезжал с патриаршими грамотами в Москву вместе с греком Иваном Петровым, купцом и политическим агентом, гл. обр. в связи с необходимостью получить деньги, взятые в долг московскими послами в Стамбуле у греков. В посланиях патриарх Феофан просил о материальной поддержке ИПЦ, обремененной долгами из-за тяжелой борьбы с католиками и армянами за обладание св. местами Палестины. П. и Иван Петров вернулись довольно быстро (благодарственная грамота Феофана, находившегося в Молдавском княжестве, датирована 15 июня 1636), вслед за чем оба посланца отправились в Стамбул для закупки «узорочных товаров», заказанных в Москве. 3 нояб. П. был уже в Путивле, месяц спустя прибыл в Москву с др. племянником патриарха Феофана - Павлом, к-рый известен по документам Посольского приказа под русифицированной формой имени «Иванов (Игнатьев) сын Каракалов» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 7145 г. Д. 5). П. доставил новые патриаршии грамоты и 11 янв. 1637 г. был отпущен с царскими дарами. В ходе этих поездок буд. патриарх составил четкое представление о ресурсах и военно-политическом потенциале Русского гос-ва, что во многом предопределило дальнейшую политическую ориентацию П.

После смерти Феофана IV в Стамбуле 15 дек. 1644 г. выборы его преемника прошли в Яссах при участии игуменов молдав. святогробских подворий, господаря Василе Лупу и экзарха, присланного от К-польского патриарха Парфения II. Влияние Василе предрешило избрание на Патриарший престол П., давно связанного с молдавским воеводой (в лит-ре встречаются сообщения о том, что выдвигались и др. кандидаты на Патриаршество: Мелетий Охридский и бывш. митр. Скопье Симеон, более предпочтительный для Москвы). Избрание патриарха Св. града в Молдавии было беспрецедентным событием в истории ИПЦ, отражающим не только доминирование греч. духовенства в Патриархате, но и перемещение его центра силы в Дунайские княжества. Епископская хиротония и поставление П. на Патриаршество прошли 23 марта 1645 г. в ясском кафедральном соборе Трех святителей; церемонию возглавляли к-польский экзарх Григорий, митр. Ларисы, и Молдавский митр. Варлаам (Моцок). Уже через 3 дня П. поставил свою подпись под грамотой Александрийского патриарха Никифора Кларонцана рус. царю Михаилу Феодоровичу (Там же. Оп. 2. № 232; доставлена в Москву зимой 1645/46).

18 июля был издан султанский берат, подтверждавший полномочия новоизбранного патриарха. В частности, оговаривалось главенство П. над всеми правосл. монашескими общинами в Палестине (греками, сербами и грузинами), а также над коптами. В тот же день П. отправил в Москву известительную грамоту о своем избрании на Патриарший престол (Там же. № 239 - см.: Греческо-русские связи. 1991. № 32; рус. пер.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 7154 г. Д. 6. Л. 15-16). Ранее Иерусалимские патриархи не имели такой традиции, однако П., рассчитывая на рус. милостыню, стремился поддерживать как можно более тесные связи с Москвой. 21 сент. он направил новую грамоту с соболезнованиями по поводу кончины царя Михаила Феодоровича и просьбами о милостыне. По словам П., в это время он находился в Стамбуле, где решал финансово-адм. вопросы, связанные с соперничеством христ. исповеданий за обладание св. местами. В дек. 1644 г. арм. община Иерусалима добилась выделения ей участка в вифлеемской Пещере Рождества, но в февр. 1645 г. святогробцы смогли получить султанский фирман, к-рый аннулировал уступки, сделанные армянам.

Зимой 1645/46 г. П. отправился в Палестину по суше через Анатолию и Сирию. В кон. янв. в Дамаске он встречался с Антиохийским патриархом Евфимием III, к-рому предложил обратиться к московскому царю с просьбой о милостыне Антиохийскому престолу. Соответствующее посольство во главе с Аккарским митрополитом было отправлено в марте; П. от своего имени дал ему рекомендательную грамоту (РГАДА. Ф. 51. Оп. 1. № 8. 7155 г. Л. 21-24).

В февр. 1646 г. П. прибыл в Иерусалим, возможно впервые. Святогробский греч. клир во главе с братом Феофана IV Вифлеемским митр. Афанасием принял нового патриарха - ставленника Василе Лупу. Однако араб. духовенство, при Феофане полностью оттесненное от управления церковными делами и финансами, отказалось признать патриарха, избранного без участия палестинского клира. По свидетельству летописи Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары, араб. священники набросали перед городскими воротами кучу камней в знак непокорности П. Патриарх тем не менее сумел привлечь на свою сторону османскую администрацию. 20 февр. его властные полномочия признал иерусалимский кади (судья), после чего сопротивление арабов было подавлено при поддержке османского репрессивного аппарата, т. о. в ИПЦ окончательно установилось доминирование греч. иерархии.

Возможно, уже осенью 1646 г. П., оставив своим наместником в Палестине Вифлеемского митрополита, вернулся в столицу. В нояб. он принял участие в разбирательстве К-польским синодом конфликта между Александрийским патриархом Иоанникием и Екатерины великомученицы монастырем на Синае из-за каирского подворья синаитов и поддержал решение в пользу Александрийского патриарха (Собственноручные записки Иоанникия, патр. Александрийского, о синайских делах в Египте // Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. СПб., 1909. Т. 2. С. 214). В янв. 1648 г. П. присутствовал на Соборе под председательством К-польского патриарха Иоанникия II. Собор, разбиравший тот же конфликт Александрийского престола и мон-ря вмц. Екатерины, принял решение о низложении Синайского еп. Иоасафа (Там же. С. 217).

После начала в 1645 г. Кандийской войны между Османской империей и коалицией европ. гос-в часть прокатолически настроенных греков, группировавшихся вокруг Василе Лупу, стала побуждать его к выступлению против османов в союзе с польским королем. Неясно, имел ли отношение к этим планам П., чей предшественник Феофан традиционно занимал антикатолич. и проосманскую позицию. Восстание на Украине Б. Хмельницкого в 1648 г. привело к смене приоритетов у всех греч. церковно-политических группировок. Они стали подталкивать Россию к принятию в подданство Войска Запорожского с перспективой ее выхода к османским границам. П. наиболее активно продвигал этот политический проект.

Осенью 1648 г., находясь в Молдавском княжестве, П. вступил в переписку с Хмельницким. Патриарх принял решение ехать на Украину и в Русское гос-во, в т. ч. для переговоров о поддержке царем восставших казаков. 2 окт. П. покинул Яссы в сопровождении присланного от гетмана полковника С. Мужиловского. По дороге в Киев патриарх крестил в Православие мн. поляков, в дек. в Киеве дал гетману публичное разрешение от грехов, допустил к причастию без исповеди и благословил его на борьбу в защиту правосл. веры. 5 янв. 1649 г. П. торжественно встретили в Путивле и препроводили в Москву. Патриарх, в частности, привез мощи вмч. Меркурия, вмч. Пантелеимона и мц. Феклы, а также чертеж Иерусалима и обмеры храма Гроба Господня для сооружения Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова ставропигиального мужского монастыря (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 7157 г. № 7. Ч. 1. Л. 143-144). Пребывание патриарха в русской столице продолжалось с 27 янв. по 10 июня 1649 г. Он неоднократно встречался с царем и высказывал руководству Посольского приказа просьбы о принятии в российское подданство запорожцев и об освобождении вост. христиан от агарянского ига. Ответы московских дипломатов были уклончивы: Русское гос-во не хотело нарушать мирный договор с Речью Посполитой и не имело ресурсов для противостояния с Османской империей. Тем не менее П. приобрел большой авторитет при рус. дворе и, как считается, оказал определяющее влияние на царя и буд. патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) (к-рого в марте 1649 лично рукоположил в Новгородского митрополита) в вопросе о необходимости унификации рус. обрядов по греч. образцам в связи с перспективой объединения правосл. народов под скипетром рус. самодержца. В Москве П. оставил находившегося в его свите уставщика Арсения Грека, к-рый впосл. стал одним из ближайших сотрудников патриарха Никона в деле исправления церковных книг и обрядов. П. также ходатайствовал перед царем о помощи Киево-Братскому в честь Богоявления мужскому монастырю (Воссоединение Украины с Россией: Док-ты и мат-лы. М., 1953. Т. 2. С. 221, 239).

Когда П. покидал Москву, вместе с ним на Восток был отправлен буд. келарь Троице-Сергиева мон-ря Арсений (Суханов) для сверки греч. богослужебных книг, сбора сведений о военно-политическом состоянии Османской империи и церковной жизни христиан Леванта. На обратном пути, проезжая через Киев, патриарх отправил грамоты Хмельницкому, в к-рых извещал о результатах своих переговоров. Покинув Украину, П. приехал в Дунайские княжества, где его пребывание затянулось почти на 2 года из-за опасений подвергнуться османским репрессиям за самовольную поездку в Москву, а также ввиду напряженных отношений с К-польским патриархом Парфением II (2-е Патриаршество: 1648-1651), настраивавшим против П. османские власти.

П. не оставлял попыток склонить Москву принять в подданство Войско Запорожское, стараясь удержать Хмельницкого от недружественных шагов, способных сорвать проект объединения. В нояб. 1649 г. патриарх отправил из Ясс в Москву Арсения (Суханова) с грамотами о военно-политической ситуации в Юго-Вост. Европе и с предложениями о поддержке антиосманского альянса правосл. народов. Он также передал через него модель храма Гроба Господня (см.: «И то все видел своими очами...»: К 900-летию хождения игум. Даниила в Св. Землю: Кат. выст. / Сост.: Л. И. Алёхина, С. В. Гнутова. М., 2007. С. 39). Осенью 1650 г. П. прилагал активные усилия к тому, чтобы убедить запорожского гетмана выдать московскому правительству самозванца Т. Акундинова, объявившего себя сыном царя Василия Шуйского. В дек. 1650 г. Арсений (Суханов) и Назаретский митр. Гавриил, до того встречавшиеся в Чигирине с Хмельницким, привезли в Москву патриаршие грамоты с новыми призывами поддержать казаков.

В апр.-июне 1650 г. в Тырговиште Арсений (Суханов) вел прения о вере с греч. богословами из окружения П., отстаивая традиции московской церковной обрядности. Эта дискуссия побудила Иерусалимского патриарха обратиться в Москву через своих посланцев митр. Гавриила Назаретского и позже митрополита Навпакта и Арты Гавриила Власия (пребывал в Москве в кон. 1652 - нач. 1653; имел целью в т. ч. создание здесь греч. школы - см.: Фонкич. 2009. С. 49-63) с новыми требованиями о необходимости унифицировать рус. церковные традиции по греч. образцам. Свое влияние при московском дворе П. приходилось отстаивать в жесткой конкуренции с др. греч. церковными лидерами, прежде всего с К-польским патриархом Парфением II, к-рый проводил ту же политическую линию на союз казаков с рус. царем. Не случайно П. наряду с молдав. и валашским господарями старался не допустить встречи Арсения (Суханова) с патриархом Парфением, способным предложить Москве свой вариант церковной реформы и перенаправить рус. милостыню в казну К-польской Церкви (Ченцова. 2010. С. 83). В мае 1651 г., незадолго до приезда Арсения в Стамбул, патриарх Парфений был убит; ходили слухи, что это произошло по проискам молдо-валашской знати и что к этому был причастен П.

Модель храма Гроба Господня в Иерусалиме, подаренная Иерусалимским патриархом Паисием будущему патриарху Московскому и всея Руси Никону. 1-я четв. XVII в. (Музей «Новый Иерусалим»)
Модель храма Гроба Господня в Иерусалиме, подаренная Иерусалимским патриархом Паисием будущему патриарху Московскому и всея Руси Никону. 1-я четв. XVII в. (Музей «Новый Иерусалим»)

Модель храма Гроба Господня в Иерусалиме, подаренная Иерусалимским патриархом Паисием будущему патриарху Московскому и всея Руси Никону. 1-я четв. XVII в. (Музей «Новый Иерусалим»)
Вскоре П. отправился в Иерусалим; Арсений (Суханов), прибывший в Палестину в окт., уже застал там патриарха. Арсений находился на Св. земле с 6 окт. 1651 по 26 апр. 1652 г. и оставил множество подробных описаний повседневного быта святогробцев и церковных традиций палестинских христиан, нередко критически описывая отступления П. от московских представлений о благочестии. Святогробское духовенство было крайне недовольно этим наблюдением, к-рое могло обернуться сокращением рус. милостыни, а патриарх после отъезда Арсения направил царице Марии Ильиничне грамоту с обвинениями в его адрес и оправданиями в случае его возможных наветов. П. предположительно рассчитывал, что с грамотой ознакомится отец царицы, влиятельный при дворе боярин И. Д. Милославский. Патриарший посланник архим. Иоасаф был отпущен из Москвы с милостыней (1500 р.), однако никаких последствий для Арсения обращение патриарха не имело. В 1652 г. П. совершил хиротонию Газского митр. Паисия Лигарида, к-рого еще ранее постриг в монашество, однако впосл. осудил его за прокатолические взгляды.

В период пребывания П. в Иерусалиме в очередной раз обострились отношения православных с арм. общиной, претендовавшей на обладание рядом св. мест и на первенствов обрядах, в первую очередь во время обретения Благодатного огня накануне Пасхи Камнем преткновения послужил спор о «покровительстве» над членами «малых» монофизитских Церквей Св. земли: коптами, эфиопами и сиро-яковитами. Эфиопская монашеская община почти целиком вымерла от чумы, и встал вопрос о наследовании ее недвижимости: мон-ря св. Авраама, 2 часовен в храме Св. Гроба, строений и земельных участков в Вифлееме. П. еще в 1649 г., при восшествии на престол нового султана, Мехмеда IV, исходатайствовал берат, распространявший патриаршую юрисдикцию и на эфиоп. общину. Опираясь на этот документ, патриарх в нач. лета 1653 г. добился решения иерусалимских судебных властей о передаче ему эфиоп. имуществ. Однако арм. Иерусалимский патриарх Аствацатур сумел задержать исполнение этого решения и в свою очередь получить от османских властей ряд фирманов, подтверждавших его верховенство над всеми монофизитскими Церквами Св. земли. На основании этого арм. патриарх в авг.-сент. 1654 г. выиграл тяжбу об эфиоп. недвижимости, а в дек. выкупил участок сиро-яковитов в храме Св. Гроба. Спор об эфиоп. владениях продолжался неск. лет с переменным успехом. Так, в окт. 1655 г. греки сумели вернуть права на них, но в сент. 1656 г. армяне получили в Стамбуле фирманы, подтверждавшие их притязания не только на эфиоп. недвижимость, но и на часть Св. Пещеры Вифлеема, где они повесили свои лампады, а также построили стену, отгораживавшую греч. мон-рь от эфиоп. участков. Возможно, именно в связи с этой проблемой П. выехал в столицу, где в февр. 1657 г. сумел выиграть судебное разбирательство с армянами и вернуть права на все спорные территории. В апр. 1657 г. армяне и греки в Иерусалиме договорились о равном участии в обряде обретения Благодатного огня. Однако проведение в жизнь султанских фирманов о возвращении грекам участков у св. мест было приостановлено доносами армян о политической неблагонадежности П., а также противодействием османских правителей Газы и Иерусалима, подкупленных арм. стороной. Лишь близость к вел. везиру Мехмед-паше Кепрюлю, происходившему из правосл. албанцев, позволила П. преодолеть сопротивление местной османской администрации и добиться возвращения части спорных имуществ. Греч. источники относят это к 1068 г. хиджры (9 окт. 1657 - 28 сент. 1658). Впрочем, нек-рые эфиоп. участки, а также мон-рь св. Иаковов, на который претендовали греки, армянам удалось удержать из-за внутренних противоречий в греч. лагере: у П. были крайне конфликтные отношения с его наместником в Иерусалиме Анфимом (об этом упом. еще Арсений (Суханов) в 1652) и с вел. драгоманом Высокой Порты Панайотисом Никусиосом, которые саботировали усилия патриарха в борьбе за палестинскую недвижимость. П. провел восстановительные работы в монастыре в Яффе для приема паломников, а также в храме вмч. Георгия в Лидде.

Пока П. находился на Св. земле, международная обстановка в Юго-Вост. Европе претерпела радикальные изменения. Василе Лупу, заключивший союз с Войском Запорожским, в марте 1653 г. был свергнут оппозиционной группировкой молдав. боярства, ориентировавшейся на Польшу. После Переяславской рады (янв. 1654) и серии побед рус. армии в войне с Польско-Литовским гос-вом 1654-1655 гг. новый молдав. господарь Георгий Стефан стал искать союза с казаками и Москвой.

П. и его приближенные всячески поддерживали проект коалиции Русского гос-ва, Дунайских княжеств и запорожцев, направленной как против католич. мира, так и против Высокой Порты, которая вела войну за Крит. В авг. 1655 г. патриарх по просьбе молдав. господаря составил послания к рус. правительству, где высоко отзывался о Георгии Стефане, снимал с него ответственность за свержение Василе Лупу и просил царя не воевать с единоверным Молдавским княжеством, где располагались имения Св. Гроба. Весной 1656 г. в Москву приехало молдав. посольство с предложениями о переходе страны под рус. протекторат. П. и находившийся под его влиянием Антиохийский патриарх Макарий III, пребывавший тогда в Дунайских княжествах, осенью 1656 г. обращались в Москву с призывами принять в подданство Молдавию.

Однако к тому времени политическая ситуация снова резко изменилась. При московском дворе взяли верх сторонники примирения с Польшей и борьбы со Швецией за выход к Балтийскому м. Осенью 1656 г. было заключено русско-польское перемирие, перечеркнувшее планы московского протектората над Молдавией и экспансии в сторону Балкан. Тем не менее П. продолжал поддерживать антикатолич. альянс Хмельницкого, Дунайских княжеств, трансильванского князя и Швеции, а также пытался вновь «развернуть» рус. политику в сторону Причерноморья.

Политическая активность греч. духовенства вызывала растущее раздражение османских властей. 24 марта 1657 г. был казнен К-польский патриарх Парфений III, изобличенный в связях с Москвой и Венецией. Подверглись репрессиям мн. греч. купцы и клирики, поддерживавшие контакты с Москвой. П. был арестован по доносу армян, обвинивших его в том, что он замыслил переделать принадлежавшую ему патриаршую митру в царский венец (корону царя Константина) и, освятив его на Св. Гробе на Пасху, отправить в Москву как символ имперского преемства. По приказу османского паши патриарха избили и неск. раз имитировали подготовку к его казни, требуя дать выкуп за свою жизнь. П. отрицал все обвинения и отказывался платить. Сторонники патриарха прибегли к заступничеству вел. везира, находившегося в то время в Эдирне. П. был оправдан и освобожден.

По нек-рым данным, после заключения П. вернулся в Иерусалим, потом снова приехал в Стамбул. Однако дальнейшие контакты патриарха с Русским гос-вом оказались крайне осложнены тем, что его проекты уже не вписывались в политические приоритеты московского двора. Посланника патриарха архим. Германа, прибывшего в Путивль 2 июня 1657 г., не пустили в столицу и отправили назад с очень скромной милостыней. В апр. 1658 г. в Москву прибыл грек Исаия Остафьев, передавший устную информацию от П. о планах османского двора сместить молдавского и валашского господарей, что угрожало рус. интересам в Юго-Вост. Европе. Кроме того, гонец довел до сведения рус. правительства настоятельные призывы П. и Александрийского патриарха Иоанникия примириться со Швецией и довести до победного конца борьбу с католич. Польшей. Продолжавшиеся преследования греч. клира, связанного с иностранными гос-вами, делали пребывание П. в Стамбуле небезопасным, а сокращение денежных поступлений из Русского гос-ва и Дунайских княжеств (разоренных в ходе османского вторжения зимой 1657/58) подталкивало его к поискам новых источников дохода.

В мае 1658 г. П., оставив наместником святогробского подворья в Стамбуле архим. Иоасафа, ездившего с посольством в Москву в 1652 г., покинул османскую столицу и по морю отправился в Грузию, где ИПЦ тоже имела обширную недвижимость и могла рассчитывать на милостыню местных владетелей. Подробности этого путешествия известны из исторических сочинений буд. патриарха Досифея II Нотары, который с нач. 1657 г. был келейником П. В июне патриарх высадился у устья Кодори, откуда по суше доехал до мегрельского мон-ря Мокви и далее до Зугдиди, где встречался с правителем Мегрелии. Проведя нек-рое время в мон-ре Корцхели, приписанном к груз. обители Св. Креста в Палестине, П. переехал в Кутаиси, столицу Имерети, царь к-рого незадолго до этого одержал победу в войне с князьями Мегрелии и Гурии. Зиму патриарх провел в мон-ре Гелати, потом вернулся в Мегрелию, в мон-рь Хопи, далее отправился к гурийскому кн. Кайхосро (март 1659). Несмотря на то что владетели западногруз. земель пребывали в войне друг с другом, все они принимали Иерусалимского патриарха с большим почетом. В мае П. покинул Гурию и через Трапезунд и Синоп вернулся на Балканы.

В нояб. 1659 г. в Москву прибыли посланцы П. с патриаршей грамотой, извещавшей о получении царской милостыни в 100 р. Эта сумма на порядок уступала тем, которые П. жаловали ранее. Само возобновление московской денежной помощи ИПЦ исследователи связывают с прекращением войны со Швецией и с опалой патриарха Никона, чьи внешнеполитические устремления давно разошлись со взглядами П. Последний год жизни П. провел в Стамбуле. Осенью 1660 г., несмотря на болезнь, он отправился в Иерусалим, однако умер по пути, около о-ва Родос.

В Патриаршество П. контакты правосл. Востока с Русским гос-вом и, шире, участие левантийских Церквей в международной политике были наиболее интенсивны и оказали немалое влияние на историю народов Вост. Европы.

Арх.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 7144 г. № 9; 7145 г. № 5; 7157 г. № 7-8, 22, 26-27; 7158 г. № 3, 6, 14, 20, 31, 35; 7159 г. № 11-12; 7161 г. № 10; 7162 г. № 13; 7163 г. № 26; 7164 г. № 2-3; 7165 г. № 6, 21, 25; 7166 г. № 11.
Ист.: Проскинитарий Арсения Суханова: 1649-1653 гг. СПб., 1889; Неофит Кипрский. Рассказ о находящихся в Иерусалиме христианских вероисповеданиях и о ссорах их между собой по поводу мест поклонения // Мат-лы для истории Иерусалимской патриархии XVI-XIX в. СПб., 1901. Т. 1. С. 18-19; Максим Симский. История Иерусалимских патриархов со времен VI Вселенского Собора до 1810 г. // Там же. 1904. Т. 2. С. 59-66; Прокопий Назианзин. Попираемый Иерусалим // Там же. С. 166-167; Греческо-русские связи сер. XVI - нач. XVIII вв.: Греч. док-ты моск. хранилищ: Кат. выст. / Сост.: Б. Л. Фонкич. М., 1991; Фонкич Б. Л. Две греч. грамоты к Богдану Хмельницкому // Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 428-440; Ченцова В. Г. Восточная Церковь и Россия после Переяславской рады, 1654-1658: Док-ты. М., 2004.
Лит.: Путешествие патр. Досифея, с религ. и полит. состоянием Грузии до XVII в. // Селезнёв М. Руководство к познанию Кавказа. СПб., 1847. Кн. 1. С. 12-13, 30-38; Κύριλλος (᾿Αθανασιάδος), ἀρχιμ. Τὰ κατὰ τὸν ἀοίδιμον Παΐσιον, πατριάρχην ῾Ιεροσολύμων // ΔΙΕΕ. 1892. Τ. 4. Σ. 211-233; Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимских патриархов с рус. правительством. СПб., 1895. Т. 1. С. 78-81, 116-186; он же. Господство греков в Иерусалимском патриархате с 1-й пол. XVI до пол. XVIII в. // БВ. 1897. № 5. С. 198-215; № 7. С. 27-43; Померанцев И. Иерусалимский патр. Досифей II (1669-1707) // СИППО. 1908. Т. 19. Вып. 1. С. 1-32, здесь: с. 2-3; ΘΗΕ. 1966. Τ. 9. Σ. 1059-1060; Runciman S. The Great Church in Captivity. Camb., 1968. P. 306, 336, 343-344, 347; Ченцова В. Г. Источники фонда «Сношения России с Грецией» РГАДА по истории междунар. отношений в Вост. и Юго-Вост. Европе в 50-е гг. XVII в. // Русская и укр. дипломатия в Евразии: 50-е гг. XVII в. М., 2000. С. 151-179; она же. Митра Паисия Иерусалимского - не присланный рус. государю венец «царя Константина» // Патр. Никон и его время. М., 2004. С. 11-39; она же. Икона Иверской Богоматери: Очерки истории отношений Греч. Церкви с Россией в сер. XVII в. по док-там РГАДА. М., 2010; Iorga N. Byzantium after Byzantium. Iasi etc., 2000. P. 172-174, 191; Peri O. Christians under Islam in Jerusalem: The Question of the Holy Sites in Early Ottoman Times. Leiden, 2001. P. 97-124; Панченко К. А. Россия и Антиохийский патриархат: Начало диалога (сер. XVI - 1-я пол. XVII в.) // РиХВ. 2004. Вып. 2/3. С. 203-221; он же. Ближневост. Православие под османским владычеством: Первые три столетия. М., 2012. C. 326-327, 357, 362-374, 398; Фонкич Б. Л. Еще раз о митре Паисия Иерусалимского // Историография. Источниковедение. История России X-XX вв.: Сб. ст. в честь С. Н. Кистерева. М., 2008. С. 242-247; он же. Греко-славянские школы в Москве в XVII в. М., 2009; Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος), αρχιεπ. Ιστορία της Εκκλησίας Ιεροσολύμων. Αθήνα, 2010. Σ. 447-460.
К. А. Панченко
Ключевые слова:
Патриархи Иерусалимские Паисий (в миру Панайотис Ламбардис; † 2.12.1660), патриарх Иерусалимский (с 23 марта 1645)
См.также:
АВРААМИЙ († 1787), Патриарх Иерусалимский (в 1775 - 1787)
АМОС Патриарх Иерусалимский (594-601)
АНАСТАСИЙ I († 478), Патр. Иерусалимский (с 458)
АНАСТАСИЙ II († ок. 705), Патр. Иерусалимский