Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОН
51, С. 17-20 опубликовано: 11 января 2023г.


НИКОН

Никон (Рождественский), архиеп. Вологодский и Тотемский. Фотография. 10-е гг. XX в.
Никон (Рождественский), архиеп. Вологодский и Тотемский. Фотография. 10-е гг. XX в.

Никон (Рождественский), архиеп. Вологодский и Тотемский. Фотография. 10-е гг. XX в.

(Рождественский Николай Иванович; 4.04.1851, с. Чашниково Московского у. и губ - 12.01. 1919, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ. (ныне г. Сергиев Посад Московской обл.)), архиеп. Вологодский и Тотемский (с 1912 г. на покое), церковный и общественный деятель, духовный писатель и издатель. Из многодетной семьи сельского дьячка. Учился в Заиконоспасском и Перервинском ДУ в Москве. В 1868 г. поступил в Московскую ДС. В семинарии в 1868-1873 гг. выпускал рукописный ж. «Памятные записки ученика семинарии» с периодичностью 50 номеров в год. Будучи семинаристом, интересовался иконописанием и посещал занятия живописью в Строгановском уч-ще технического рисования (ныне Московская художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова). В 1874 г. окончил Московскую ДС первым на курсе. В том же году поступил послушником в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова ставропигиальный мужской монастырь. Наставником Н. был настоятель обители архим. Леонид (Кавелин). После назначения архим. Леонида наместником Троице-Сергиевой лавры в 1877 г. Н. последовал за ним и был определен послушником в лаврскую братию. Исполнял послушание помощника библиотекаря.

12 марта 1880 г., находясь на лечении в монастырской больнице, был пострижен в монашество с именем Никон. 16 мая 1882 г. рукоположен во диакона, 23 мая того же года - во иерея. В 1885 г. возведен в звание соборного иеромонаха Донской иконы Божией Матери московского мужского монастыря. В 1892 г. Н. стал действительным членом учрежденного Собора Троице-Сергиевой лавры с исключением из Донского монастыря. 25 сент. того же года возведен в сан архимандрита. С 15 июня 1893 г. казначей Троице-Сергиевой лавры. 9 июля 1901 г. Н. назначен председателем Совета епархиального уч-ща иконописания при Троице-Сергиевой лавре.

Н. был широко известен своей издательской деятельностью. 1 февр. 1879 г. по благословению архим. Леонида он основал периодическое религиозно-просветительское издание «Троицкие листки». Был редактором издания с момента его основания до 1904 г. Маленькие брошюры продавали за 1 к. или раздавали бесплатно. Общедоступное периодическое издание имело целью духовное просвещение и нравственное воспитание народа. В «Листках» публиковались толкование на Евангелие, отрывки проповедей, пояснения к молитвам и богослужению, Жития святых. За 30 лет было издано более 136 млн экз. «Троицкие листки» стали образцом для мн. периодических религиозно-просветительских изданий: с 1884 г. печатались «Киевские листки», с 1886 г.- «Почаевские листки» при «Волынских ЕВ» и др. В 1900 г. за опубликованное в «Троицких листках» толкование на Евангелие Синод присудил Н. премию митр. Макария (Булгакова). Н. выпускал и такие периодические издания, как ж. «Троицкий цветок» (с 1899), ж. «Троицкая народная беседа» (с 1901), журнал для церковноприходских школ «Божья нива» (с 1902), чтение для детей «Зернышки «Божьей нивы»» (с 1903); издал ряд книг под общим названием «Троицкая библиотека». С 1906 г. издавал в Вологде приложение к Вологодским ЕВ «Церковное слово», имевшее публицистический характер, на основе которого с 1910 г. учрежден ж. «Троицкое слово».

Также Н. участвовал в подготовке мн. изданий Троице-Сергиевой лавры: в 1880 г.- брошюры архим. Леонида (Кавелина) «Участие преподобного отца нашего Сергия в событиях 1380 года, положивших начало освобождению России от татарского ига», в 1887 г.- «Нравоучительного слова о поклонениях». В 1896 г. вышел «Троицкий патерик, или Сказания о святых угодниках Божиих, под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших». В 1897 г. опубликовано исследование И. Н. Корсунского «Перевод LXX [толковников]: Его значение в истории греч. языка и словесности». В 1900 г. вышли в печать «Сборник, изданный по случаю столетия Вифанской духовной семинарии : [1800-1900 гг.]» и труд М. И. Хитрова «Св. праведный Филарет милостивый». В 1901 г. издано исследование иером. Фаддея (Успенского) (впосл. архиепископ, сщмч.) «Единство книги пророка Исайи». Также издавались труды святителей Василия Великого (1900-1902), Афанасия Великого (1902-1903), прп. Макария Египетского (1904), различные исследования по истории Троице-Сергиевой лавры. Н. сотрудничал со многими авторами, среди которых были С. А. Нилус, А. П. Лебедев и др., чьи труды он публиковал в виде статей в журналах и отдельными изданиями. Книгоиздательская деятельность Н. позволила Троице-Сергиевой лавре на скопленный от продажи этих изданий капитал открыть собственную типографию. Позднее, находясь на Вологодской кафедре, Н. продолжал издательскую деятельность. С 1906 по 1912 г. он печатал Жития святых, в т. ч. Жития учеников прп. Сергия Радонежского преподобных Павла Обнорского, Арсения Комельского, Димитрия Прилуцкого, также вышли Жития преподобных Игнатия Прилуцкого, Евфросина Синозерского, Нила Сорского, Иоанна Устюжского, Феодосия Тотемского, Галактиона Вологодского и прав. Анны Кашинской. 26 февр. 1908 г. Н. было предоставлено право «самому быть цензором своих изданий и ответственным за них лицом» (РГБ НИОР. Ф. 765. К. 1. Ед. 6). В 1917 г. он издал книгу Нилуса «Близ есть при дверех».

Сочинения Н. явились значимым вкладом в церковную духовно-просветительскую и публицистическую деятельность. В 1885 г. вышла книга Н. «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Это издание было удостоено Синодом премии митр. Макария в 1885 г. и до 1917 г. выдержало 5 изданий. В 1897 г. Н. напечатал популярное «Толковое Евангелие от Матфея». Он активно сотрудничал во многих периодических изданиях, в т. ч. в «Церковных ведомостях», «Голосе Церкви», «Душеполезном чтении», «Приходском чтении», «Русском обозрении», «Русском слове» и др. Свои сочинения он печатал в редактируемых им изданиях. Статьи Н., к-рые в 1910-1915 гг. публиковались практически в каждом номере ж. «Троицкое слово», в конце каждого года издавались отдельно под заголовком «Мои дневники», нек-рые вышли отдельными брошюрами.

В 1902-1903 гг. Н. вступил в полемику на страницах журналов «Душеполезное чтение» и «Богословский вестник» о совр. состоянии и предназначении монашества. В ответ на статью А. В. Круглова «На службе миру - на службе Богу» (ДЧ. 1902. Окт. С. 186-193), в к-рой отстаивалась идея о том, что в современных условиях мон-рям следует направить основные усилия на служение миру посредством создания больниц и школ, Н. выступил со ст. «Православный идеал монашества» (Там же. С. 194-209). В ней говорилось о необходимости сохранять традиц. идеал монашеского предназначения. Н. считал, что желающему послужить ближнему следует трудиться в миру и нечего делать в мон-ре. Он писал: «Пусть плохи современные иноки, но неповинны в том уставы монашеские. Оттого и плохи иноки, что самовольно отступают от своих заветов и уставов» (Там же. С. 205). Замена главного смысла монашества, считал Н., приведет к тому, что люди лишатся пристанища в поиске совершенства и спасения души. В дискуссии также участвовали архим. Евдоким (Мещерский) (впосл. архиепископ), С. И. Смирнов, А. И. Введенский, В. В. Розанов и др. Дискуссия проходила не только в церковных, но и в светских периодических изданиях, и завершилась вмешательством Синода, поддержавшего Н. (Христианство: ЭС. С. 219).

Н. проявлял заботу о родном с. Чашникове. В 90-х гг. XIX в. усилиями настоятеля Троицкой ц. в Чашникове свящ. Иоанна Соколова при содействии Н. в храме было устроено паровое отопление. В 1895 г. с зап. стороны к храму была пристроена шатровая колокольня в псевдорус. стиле по проекту архит. А. А. Латкова, а также отлит колокол, обновлены росписи и иконы главного иконостаса. В том же году Н. совершил освящение храма после ремонта. Благодаря ему в 1898 г. в Чашникове открылась двухклассная церковноприходская школа им. имп. Александра III. Школа находилась под покровительством Н. и считалась лучшей среди всех двухклассных церковноприходских школ Московской губ. Был создан школьный хор, певший за богослужениями, проводились воскресные чтения для жителей села. В 1908-1917 гг. в школе с. Чашникова служил учителем Георгий Николаевич Беляев (в монашестве Никон, прмч.), который состоял в переписке с Н. до его смерти. По просьбе Георгия Николаевича Н. высылал духовно-просветительские книги и брошюры для созданного в Чашникове при Троицкой ц. Троице-Алексиевского братства трезвости и миссионерского кружка при нем.

14 марта 1904 г. в Александро-Невской лавре митрополиты С.-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский сщмч. Владимир (Богоявленский), Киевский Флавиан (Городецкий) и др. архиереи совершили хиротонию Н. во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. 8 нояб. того же года Н. назначен епископом Серпуховским, викарием Московской епархии и наместником Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря. В письме Московскому и Коломенскому митр. Владимиру Н. просил поручить ему «не столько официальные дела управления, сколько дела наблюдения за школами всякого рода, беседами и вообще тем всем, что ведет к оживлению церковной и религиозной жизни». Во время служения в Московской епархии Н. сблизился с московскими лидерами правомонархического движения В. А. Грингмутом, Б. В. Никольским и др. В проповедях и публикациях Н. много внимания уделял церковно-общественной жизни России, обличал отступление народа от Православия - веры отцов, отстаивая принципы монархии. Архиеп. Токийский равноап. Николай (Касаткин) сравнивал обличительные статьи Н. с пророчествами прор. Иеремии и называл их иеремиадами. Революцию 1905-1907 гг. Н. встретил резко негативно. Составленное им слово «Что нам делать в эти тревожные дни?» по благословению митр. Владимира (Богоявленского) читалось во всех московских храмах (Разуваева Н. Н. Подвиг веры: Начало гонений на РПЦ. Уфа, 2014. С. 163) и было опубликовано в газ. «Московские ведомости» 16 окт. 1905 г. В этом обращении Н. прямо призывал русских людей сплотиться и «дать отпор врагам царя и отечества». Этот призыв вызвал большой резонанс в обществе. В апр. 1906 г. Н. вместе с митр. Владимиром (Богоявленским) участвовал во 2-м Всероссийском съезде русских людей в Москве. С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский), первенствующий член Синода, был недоволен тем, что Н. вносит «и в проповеди и в печатные статьи политику». Он настоял на переводе Н. из Москвы. 22 авг. 1906 г. Н. назначен правящим епископом в Вологодскую и Тотемскую епархию. В Вологде он стал почетным председателем местного отдела Союза русского народа. С 31 янв. 1907 г. член Гос. совета от Синода. На заседаниях Совета Н. отстаивал интересы правосл. Церкви и монархические идеи. С 1 янв. 1908 г. член Синода. В 1909 г. в качестве почетного члена МДА был организатором и председателем I Съезда монашествующих в Троице-Сергиевой лавре, состоявшегося 5-13 июля 1909 г. В основном докладе председателя съезда Н. сказал: «Монашество наше в духовном отношении все более и более опускается, и становится страшно за ту великую идею, за тот святой идеал, носителем коего должно быть иночество (Серафим (Веснин), иером. Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 года. М., 1999. С. 49). Съезд выдвинул ряд предложений для исправления монашеской жизни. В 1911-1912 гг. Н. состоял членом совета Русского собрания. 29 мая 1912 г. уволен по болезни от управления епархией, но оставлен членом Синода. В 1913 г. возведен в сан архиепископа. 4 апр. того же года назначен председателем синодального Издательского совета.

В янв. 1913 г. включился в борьбу против имяславия, направив на Афон послание, в к-ром призывал святогорцев отказаться от чтения кн. «На горах Кавказа» схим. Илариона. Он предупреждал рус. афонитов, что если они не подчинятся решению К-польского патриарха и российского Синода, «то греки отнимут у русских и монастыри, обвинив их в ереси» (Начала, 1998. М., 1998. № 1/4: Имяславие. Вып. 2. С. 248-250). Затем по поручению Синода Н. вместе с Волынским и Житомирским архиеп. Антонием (Храповицким; впосл. митрополит) и С. В. Троицким осуществил критический разбор учения имяславцев, который лег в основание составленного по этому поводу Финляндским архиеп. Сергием (Страгородским; впосл. патриарх Московский и всея Руси) «Послания к чадам Православной Церкви» (Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся // ЦВед. 1913. № 20. С. 277-286).

16-17 мая 1913 г. Н. было предписано отправиться на Афон для усмирения монашеского возмущения. 5 июня того же года он прибыл на канонерской лодке «Донец» к Афону. Сойдя на берег, Н. направился в соборный храм Русского великомученика Пантелеимона монастыря, где беседовал с иноками (Никон (Рождественский) Мои дневники. 1913. Вып. 4. С. 144-148). После этого вернулся на «Донец» и оставался там в течение недели, принимая депутации монахов. 11 июня того же года вновь сошел на берег для беседы с имяславцами (Там же. С. 153). На этот раз встреча происходила в более напряженной атмосфере и проповедь быстро переросла в столкновение (Он же. Плоды великого искушения. СПб., 1913. С. 1508). Миссия Н. на Афоне в целом не увенчалась успехом. В итоге имябожники были принудительно выселены с Афона. После возвращения в Россию Н. 21 авг. того же года представил в Синод доклад, оказавший влияние на принятое Синодом определение от 27 авг. 1913 г. за № 7644 «О пересмотре решения Святейшего Синода относительно имябожников». По газетным сведениям, не все члены Синода одобрили действия Н. на Афоне (События на Афоне // Рус. слово. 1913. № 175, 2 авг.). В 1915 г. Н. переизбран в Гос. совет. 6 июля 1916 г. уволен по болезни от должности председателя Издательского совета. На покое проживал в Троице-Сергиевой лавре.

15 авг. 1917 г. Н. обратился с письмом к Поместному Собору Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Он утверждал, что если Россию не спасет «особенное чудо Божия Милосердия, то она в качестве великой державы должна сойти в могилу всеобщей истории, опозоренная клеймом измены Божию призванию...» (Никон (Рождественский). На страже духа. 2008. С. 112-121). После Октябрьской революции 1917 г. писал в письме патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину), что в такие дни верные чада правосл. Церкви призываются не только к подвигу исповедничества, но и «к несению крестных страданий подобно мученикам первых веков христианства» (Там же. С. 134-137). После прекращения издательской работы в Троице-Сергиевой лавре Н. в основном совершал богослужения в храмах лавры.

Награжден орденами св. Анны 3-й степени (1896), Румынской короны 3-й степени (1898), св. Анны 2-й степени (1899), св. Владимира 3-й степени (1904).

Похоронен у восточной стены Свято-Духовской ц. Троице-Сергиевой лавры.

Соч.: Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. М., 1885 (посл. изд. М., 2016); Толковое Евангелие от Матфея. М., 1897; Православный идеал монашества // ДЧ. 1902. Окт. С. 194-209; Делание иноческое и дело Божие. М., 1903; Что нам делать в эти тревожные дни? // Моск. вед. 1905. № 275. С. 1; Что нам нужнее всего: Беседа троицкого инока, еп. Никона. Серг. П., 1905; На Новом Афоне. СПб., 1912; Речь члена Гос. совета, произнесена 21 дек. 1912 г. при обсуждении законопроекта о продолжительности занятий в торговых заведениях, складах и конторах // ПрибЦВед. 1913. Г. 26. № 1. С. 1-12; Имебожники: Великое искушение около святейшего имени Божия и плоды его. Серг. П., 1914; Служение Церкви печатным делом: Доклад архиеп. Никона Издательскому Совету при Святейшем Синоде // ПрибЦВед. 1914. Г. 27. № 5. С. 248; Мои дневники. Серг. П., 1915-1916. Вып. 1-7; О толковании Библии. Пг., 1915; Равноапостольный наш просветитель и его дети-мученики. Пг, 1915; Православие и грядущие судьбы России. М., 1995; Чем жива наша русская правосл. душа. СПб., 1995; Всем скорбящим утешение. М., 2003; На страже духа. М., 2008; «Козни врагов наших сокруши...»: Дневники. М., 2008; Трагедия Мартиники: Знамения времени зовут нас к покаянию: Из дневниковых записей архиеп. Никона (Рождественского). М., 2016.
Арх.: РГБ НИОР. Ф. 765: Никон (Рождественский); ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 373.
Лит.: Рождественский В., прот. Троицкие листки: [Отз. на кн.:] Духовно-нравственное чтение для народа. Вып. XXI-XXV. Изд. Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 1896-1899 г.: По случаю соискания издателем их Макарьевской премии // ХЧ. 1902. № 1. С. 156-164; Перемены в составе рус. иерархии // ПрибЦВед. 1904. Г. 17. № 11. С. 400-401; Наречение и хиротония архим. Никона во еп. Муромского // Там же. № 12. С. 428-431; 30-летие священнослужения преосв. Никона // Там же. 1912. Г. 25. № 21. С. 866-867; Прощание преосв. Никона с вологодской паствой // Там же. № 27. С. 1123-1128; К рисункам и портретам: Преосв. Никон, еп. Муромский // Рус. паломник. СПб., 1904. Г. 19. № 15. С. 259-260; ЭС. Доп. Т. 2. С. 285; Айвазов И. Г. Новый постоянный член Святейшего Синода епископ Никон // Голос Церкви. М., 1912. № 7. С. 158-162; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 250-261; Зеленская Г. С. Материалы к жизнеописанию архиеп. Никона (Рождественского) // ДанБлаг. 1992. № 1/2. С. 62-71; № 2/3. Ч. 2. С. 59-75; Христианство: ЭС. 1996. Т. 2. С. 219; Смолич. История РЦ. 1996-1997. Ч. 1. С. 244; Ч. 2. С. 56, 396; Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 2. С. 283; Губонин. История иерархии. 2006. С. 109-110, 315, 446, 749; Лескин Д., свящ. Спор об имени Божием : Философия имени в России в контексте афон. событий 1910-х гг. СПб., 2004. С. 13-16, 58; Никон, архиеп. Вологодский (Рождественский Николай Иванович) (1851-1918) // Биографический словарь миссионеров РПЦ. М., 2004. С. 173-177; Липовецкий В. В. Архиепископ Никон (Рождественский): администратор и публицист на Вологодской кафедре, 1906-1912 // Благовестник. Вологда, 2009. № 10/12. С. 36-37; он же. Вклад архиеп. Никона Рождественского в развитие церк. публицистики и книгоиздательской деятельности Вологодской епархии в начале ХХ в. // В помощь библиотекам. Вологда, 2010. № 38. С. 129-137.
Ключевые слова:
Архиепископы Русской Православной Церкви Духовные писатели русские Никон (Рождественский Николай Иванович; 1851 - 1919), архиепископ Вологодский и Тотемский (с 1912 г. на покое), церковный и общественный деятель, духовный писатель и издатель
См.также:
АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам
АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель
АНАТОЛИЙ (Мартыновский Августин Васильевич; 1793-1872), архиеп. Могилевский и Мстиславский
АНТОНИЙ (Добрыня Ядрейкович; † 1232 ), архиеп. Новгородский, писатель, свт. (пам. 8 окт., 10 февр.)
АРКАДИЙ (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786 - 1870), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер
АФАНАСИЙ (Любимов Алексей Артемьевич; 1641 - 1702), архиеп. Холмогорский и Важский