Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИХЕЙ
46, С. 104-105 опубликовано: 18 октября 2021г.


МИХЕЙ

Михей (Алексеев), еп. Уфимский и Мензелинский. Фотография. 1912 г.
Михей (Алексеев), еп. Уфимский и Мензелинский. Фотография. 1912 г.

Михей (Алексеев), еп. Уфимский и Мензелинский. Фотография. 1912 г.
(Алексеев Михаил Федорович; 23.01.1851, С.-Петербург - 16.02.1931, г. Козельск Западной (ныне Калужской) обл.), архиеп. бывш. Уфимский и Мензелинский. Из семьи высокопоставленного гражданского чиновника. В 1869 г. окончил Морское уч-ще (Морской кадетский корпус в С.-Петербурге) и поступил на военную службу по морскому ведомству. Еще в самом начале службы познакомился с прот. прав. Иоанном Кронштадтским, стал одним из его духовных детей. М. Ф. Алексеев старался, когда не был в плаваниях, ежедневно посещать Андреевский собор Кронштадта; если прот. Иоанн совершал литургию один, он прислуживал ему в алтаре. Однажды прот. Иоанн излечил его от тяжелой травмы, полученной Михаилом при погрузке корабля в порту. Близкие отношения между ними сохранялись до конца жизни святого. М. Ф. Алексеев занимал различные офицерские должности на боевых кораблях, участвовал в 3 дальних океанских походах с Балтики на Дальн. Восток (в т. ч. был старшим офицером канонерской лодки «Кореец» в плавании в 1888-1889, во время к-рого он встречался в Японии с еп. свт. Николаем (Касаткиным; впосл. архиепископ Токийский)). Награжден орденами св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени. Ушел с военной службы в звании капитана 1-го ранга, командира 7-го флотского экипажа в Кронштадте, пережив сильнейшее потрясение после внезапной смерти жены.

Еп. Михей (Алексеев) и прот. Иоанн Кронштадтский. Фотография. 1902–1908 гг.
Еп. Михей (Алексеев) и прот. Иоанн Кронштадтский. Фотография. 1902–1908 гг.

Еп. Михей (Алексеев) и прот. Иоанн Кронштадтский. Фотография. 1902–1908 гг.

В марте 1890 г. по благословению прав. Иоанна стал послушником Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни. Начал путь служения под духовным рук. прп. Амвросия (Гренкова). Был пострижен в рясофор. После кончины прп. Амвросия избрал путь ученого иночества и в 1892 г. поступил вольнослушателем в МДА. 10 окт. того же года ректором академии архим. Антонием (Храповицким; впосл. митрополит) пострижен в мантию с именем в честь прп. Михея Радонежского. 17 окт. 1892 г. рукоположен Можайским еп. сщмч. Тихоном (Никаноровым; впосл. архиепископ) во диакона, 16 мая 1893 г.- во иерея. По окончании академии со званием канд. богословия назначен 7 сент. 1896 г. смотрителем Жировицкого ДУ. 4 дек. того же года перемещен в Москву на должность ризничего Синодальной ризницы Московского Кремля и настоятеля кремлевского храма во имя Двенадцати апостолов. В 1897 г. возведен в сан игумена. 5 янв. 1898 г. назначен настоятелем Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. 6 июля 1900 г. определением Синода вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения, но уже 9 авг. того же года в связи с событиями в Китае (т. н. Боксерским восстанием, сопровождавшимся нападениями на иностранцев и кит. христиан) назначен в санитарный отряд Красного Креста им. имп. Марии Феодоровны на госпитальном судне «Царица», к-рое было срочно отправлено из Одессы на Дальн. Восток. Окормлял русских раненых, эвакуируемых в Порт-Артур и Владивосток, а затем в Европейскую Россию. По возвращении из Китая назначен 2 июня 1901 г. настоятелем херсонесского во имя св. кн. Владимира мон-ря.

Михей (Алексеев), еп. Уфимский, с братией Оптиной пуст. Фотография. Ок. 1915 г.
Михей (Алексеев), еп. Уфимский, с братией Оптиной пуст. Фотография. Ок. 1915 г.

Михей (Алексеев), еп. Уфимский, с братией Оптиной пуст. Фотография. Ок. 1915 г.
19 мая 1902 г. М. был хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской и Слободской епархии. Хиротонию в Александро-Невском соборе Вятки возглавил Вятский и Слободской еп. Никон (Софийский; впосл. архиепископ). Резиденцией М. в Сарапуле стал Старцево-Горский Иоанно-Предтеченский мон-рь. Как викарий М. отвечал за миссионерскую деятельность среди удмуртов и марийцев. Много занимался благотворительностью, в т. ч. заботился о беспризорных детях. В связи с организацией в Вятской епархии детских приютов был близко знаком с вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной, в дальнейшем продолжал сотрудничать с ней в деле благотворительности. 25 авг. 1906 г. М. был назначен епископом Владимиро-Волынским, викарием Волынской и Житомирской епархии, настоятелем владимиро-волынского в честь Рождества Христова мон-ря. Помогал Волынскому и Житомирскому архиеп. Антонию (Храповицкому), замещал правящего архиерея во время его отсутствия в епархии, много внимания уделял духовному просвещению народа. 31 окт. 1908 г. назначен правящим епископом Архангельской и Холмогорской епархии. Объезжал отдаленные приходы, в т. ч. в Заполярье. Особое внимание во время пребывания на Архангельской кафедре М. уделял благоустройству основанного на родине прав. Иоанна Кронштадтского Иоанно-Богословского Сурского жен. мон-ря. 17 апр. 1912 г. М. был назначен епископом Уфимским и Мензелинским. Несмотря на ухудшение здоровья, много ездил по приходам. Открыл миссионерские курсы для подготовки проповедников среди нерус. населения, учредил подкомиссию «для переводов и оригинальных сочинений на языках населяющих епархию инородцев». Занимался организацией об-в трезвости, а также помощи детям. Устраивал для детей из бедных семей Рождественские елки, отправлял их на лечение в Крым, помогал материально. Во время управления М. Уфимской епархией произошло преобразование миссионерского Камско-Березовского (Николо-Березовского) в честь Казанской иконы Божией Матери муж. мон-ря в женский. Активное участие в устройстве новой женской миссионерской обители вместе с М. принимала вел. кнг. Елисавета Феодоровна. При ее поддержке в мон-ре были восстановлены старые помещения, велось строительство большого каменного храма.

22 дек. 1913 г. М. был уволен на покой по болезни. Синод назначил ему пребывать в Почаевской Успенской лавре, но уже в янв. 1914 г. М. добился того, что ему дозволено было жить в Оптиной пуст. В обители он поселился за юж. воротами монастыря, в доме, где ранее жил писатель С. А. Нилус. С собой М. привез большое собрание книг, к-рое в дальнейшем пожертвовал в монастырскую б-ку. Вскоре М. стал одним из духовных руководителей Оптиной пуст. Он часто служил в храме, проводил собеседования с братией. К нему за советом в решении различных вопросов постоянно обращались и настоятель, и благочинный. В 1918 г. местные советские власти официально закрыли Оптину пуст., но обитель удалось зарегистрировать как сельскохозяйственную артель. 30 сент. 1919 г. М. был арестован вместе с оптинскими иеромонахами - казначеем обители прмч. Пантелеимоном (Аржаных) и преподобноисп. Никоном (Беляевым), и на месяц заключен вместе с ними в тюрьму в Козельске. 1 апр. 1923 г. М. был вновь арестован вместе с настоятелем пустыни архим. прмч. Исаакием (Бобраковым) и неск. монахами и заключен в тюрьму в Козельске. Через неск. недель его освободили без предъявления обвинения. В это время власти изгнали из Оптиной пуст. всех ее насельников. М. поселился у родственницы своей покойной жены в дер. Морозово Козельского у., затем переехал в Козельск. В мае 1923 г. местные власти несколько раз требовали от архиерея покинуть пределы Козельского у., угрожая новым арестом, но М. удалось добиться того, что в силу преклонного возраста и слабого здоровья ему позволили остаться. В 1924 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) учредил в Козельске викарную епископскую кафедру Калужской епархии. Указ о назначении М. управляющим Козельским викариатством не обнаружен, тем не менее он фактически руководил православными приходами Козельска, возглавил там успешную борьбу с обновленчеством. В сводках ОГПУ по Калужской губ. за 1924 г. указывалось: «Козельск является в особенности оплотом тихоновщины, благодаря громадному влиянию Михея и оптинских монахов». При этом, видимо, М. продолжал именоваться епископом Уфимским и Мензелинским. В материалах последующих следственных дел по оптинской братии есть упоминание, что летом 1927 г. М. был возведен в сан архиепископа (Архив УФСБ по Калужской обл. П-16238. Л. 243); как архиепископ он упоминается и в одном из оптинских синодиков. М. служил в козельском Успенском соборе, при к-ром сложилась община бывш. оптинских насельников, был организован монашеский хор. Старался поддерживать связь и с оптинскими монахами, поселившимися в др. местах Калужской губ. После закрытия в 1928 г. Успенского собора М. до кончины служил в разных приходских церквах. Был похоронен на Пятницком кладбище Козельска. 23 июня 2005 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II останки М. были перенесены в Оптину пуст. и захоронены на братском кладбище.

Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 424-425; Алексеева В. Г., Антонов В. В. «Будешь на родине моей архиереем»: Жизнеописание еп. Михея (Алексеева) // СПбЕВ. [1998]. Вып. 19. С. 46-51; Лазарь (Кузьминский), мон. Владыка оптинского духа: Оптинские связи еп. Михея (Алексеева) (1851-1931) // Москва. 2004. № 5. С. 230-236; Испытание верности Богу: Братия Оптиной пуст. в период гонений: Новые док-ты // Оптинский альм. 2007. Вып. 1. С. 59-60.
Ключевые слова:
Архиепископы Русской Православной Церкви Михей (Алексеев Михаил Федорович; 1851 - 1931), архиепископ бывший Уфимский и Мензелинский
См.также:
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский