Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛА-САЛЕТТ
40, С. 76-78 опубликовано: 7 апреля 2020г.


ЛА-САЛЕТТ

Церковь Пресв. Девы Марии в Ла-Салетт. 1865 г.
Церковь Пресв. Девы Марии в Ла-Салетт. 1865 г.

Церковь Пресв. Девы Марии в Ла-Салетт. 1865 г.
[Франц. La Salette; полное название - Ла-Салетт-Фаллаво; франц. La Salette-Fallavaux], селение на юго-востоке Франции (деп. Изер), центр паломничества, почитается в католич. Церкви как место явления Богоматери. 19 сент. 1846 г., в субботу, ок. 15 ч. на расстоянии чуть менее 5 км от Л., в горной местности на высоте ок. 1800 м, неграмотные 14-летняя Мелани Кальва (1831-1904) и 11-летний Максимин Жиро (1835-1875), помогавшие родственникам с выпасом скота, узрели Пресв. Деву Марию, Которая сидела на камне у русла высохшего ручья и, прикрывая ладонями лицо, плакала. Когда дети оправились от испуга, Пресв. Дева заговорила с ними, рассказав, сколько страданий доставляет Ей отступничество людей от Бога. Она объяснила, что мн. людские бедствия являются следствием безверия, и предсказала грядущие беды, к-рые могут постигнуть мир, если люди не откажутся от жизни во грехе. Ее слова об искреннем покаянии и о возвращении к исполнению христ. заповедей дети должны были передать всем людям мира. Кроме того, каждый из подростков получил особый «секрет». Девочке было разрешено раскрыть свой «секрет» после 1858 г. Вечером того же дня дети рассказали о случившемся родственникам и на следующий день, в воскресенье,- священнику. Место явления Пресв. Девы Марии быстро стало объектом массового паломничества католиков.

Признание

В связи с большим общественно-церковным резонансом, к-рый получил рассказ детей о явлении им Пресв. Девы Марии, Филибер де Брюйар, еп. Гренобля (1826-1852), назначил специальную комиссию из 16 священнослужителей-экспертов для проведения расследования; комиссия пришла к выводу о подлинности явления. Несмотря на это, Лионский архиеп. кард. Луи Жак Морис де Бональд (1839-1870), которому подчинялся епископ Гренобля, отнесся скептически к изучаемому событию. В нач. июля 1851 г. по совету еп. Ф. де Брюйара Жиро и Кальва письменно изложили содержание доверенных им «секретов». 18 июля эти рукописи в конверте, скрепленном печатью епископа с подписями свидетелей, были доставлены папе Римскому Пию IX. Получив из Рима указания от префекта рим. Конгрегации обрядов кард. Л. Ламбрускини, 19 сент. 1851 г., в 5-ю годовщину явления Пресв. Девы Марии, еп. Ф. де Брюйар подписал декрет, подтверждавший подлинность события. В нояб. того же года декрет был обнародован: почитание явления Богоматери в Л. и совершение туда паломничеств получили офиц. разрешение.

25 мая 1852 г. на территории возле места явления Пресв. Девы Марии было начато строительство храма (закончено в 1865; в 1879 храм получил статус базилики). 1 мая 1852 г. еп. Ф. де Брюйар основал конгрегацию миссионеров Пресв. Девы Марии из Л. Первыми членами конгрегации стали несколько местных диоцезальных священников, принесших обеты 2 февр. 1858 г. Конгрегация, изначально существовавшая как орг-ция диоцезального права, 27 мая 1879 г. по решению папы Римского Льва XIII была подчинена непосредственно Папскому престолу (окончательно утверждена 14 мая 1890; в наст. время насчитывает ок. 1 тыс. чел., действует более чем в 20 странах - An. Pont. 2013. P. 1438).

Согласно папскому декрету от 3 сент. 1852 г., паломникам в Л. ежегодно предоставляется полная индульгенция. В том же году бреве папы Римского Пия IX на территории еп-ства Гренобль было дозволено отмечать 19 сент. или в ближайшее за этим числом воскресенье годовщину явления Пресв. Девы Марии со служением торжественной мессы и с пением вечерни в Ее честь.

Послания Пресвятой Девы Марии

В адресованном к самым широким слоям простого народа послании Пресв. Богородицы, переданном через узревших Ее детей, предсказывались грядущие несчастья и беды, к-рые станут наказанием за такие грехи, как работа в воскресный день, богохульство, пьянство. Что стало с «секретами», переданными по отдельности детям и отправленными для ознакомления папе Римскому, до недавнего времени оставалось неизвестно. О содержании «секрета» Жиро существовало лишь косвенное упоминание: так, в 1868 г. Парижский архиеп. Жорж Дарбуа опрашивал его и скептически отнесся к показаниям юноши, в т. ч. и к словам, что архиепископа ждет расстрел. Однако 24 мая 1871 г. архиеп. Ж. Дарбуа был расстрелян по приказу Парижской коммуны.

Кальва, как и было ей поручено, после 1858 г. постаралась сделать содержание своего «секрета» общеизвестным. К этому времени она покинула Францию и с 1855 г. находилась в кармелитском мон-ре в Дарлингтоне (Англия). Однако англ. католические власти не дали ей разрешения обнародовать «секрет». В 1860 г. папа Римский Пий IX освободил Кальва от принесенных ею обетов, она вернулась во Францию, но со временем была вынуждена уехать в Италию. 3 дек. 1878 г. ее принял папа Римский Лев XIII. В следующем году в Лечче с разрешения еп. Сальваторе Луиджи Дзола был опубликован полный текст ее «секрета», в к-ром предсказывались события ближайшего времени и грядущий упадок церковной жизни, но также было обещано утешение тем, кто останутся верными Христовой Церкви. В этом «секрете» говорилось, что мн. священники по причине пагубной жизни, пренебрежительного и богохульного исполнения св. таинств, из-за любви к деньгам, почестям и удовольствиям погубят себя; грехи людей, посвященных Богу, воззовут к отмщению, и это возмездие ждет их; предел Божия долготерпения близок, человеческое общество стоит на пороге катастрофы; мн. священнослужители и монашествующие отрекутся от истинной веры, в их числе окажутся и епископы; в 1864 г. (дата создания 1-го Интернационала (Международного товарищества рабочих).- Авт.) демоны вырвутся из преисподней, шаг за шагом уничтожая христианскую веру и ослепляя людей своим учением; пагубные книги заполонят мир, и повсюду распространится небрежность во всем, что касается служения Богу; будет провозглашаться другое «евангелие», противоречащее Евангелию Иисуса Христа, и отрицаться существование рая и ада; Церковь окажется в состоянии кризиса, истинная вера будет забыта, и каждый захочет руководствоваться своим пониманием миссии, которая ему предназначена, и пожелает быть выше себе подобных, в монашеские ордены придут люди, преданные греху; любовь к телесным похотям распространится по всей земле; страны Европы будут объяты войной, и кровь потечет по улицам; в католич. странах забудут о Евангелии Иисуса Христа и праведники будут много страдать; на земле распространятся фальшь и лицемерие, люди будут думать только о развлечениях, позволяя себе всевозможные грехи, но дети Церкви, дети истинной веры, возрастут в Божией любви и добродетелях, в то время как Рим утратит веру и станет столицей антихриста. Тем не менее апостолы последних времен будут проповедовать, как в первые века христианства, и люди доброй воли уверуют в Бога, и мн. души укрепятся.

Несмотря на офиц. разрешение на публикацию «секрета» Кальва, мн. представители католич. духовенства, в т. ч. ряд епископов, отказывались признавать его подлинность, принимая, однако, подлинность явления Пресв. Девы Марии и общего послания Кальва и Жиро. Сомнения в аутентичности опубликованного в 1879 г. текста и его соответствии тексту 1851 г., отправленному папе Римскому, основывались на том, что по прошествии почти 30 лет после записи «секрета» и в связи со сложностями личной жизни женщины и из-за непростых взаимоотношений в церковной среде не было уверенности в подлинности передачи послания.

События первой мировой войны привели к усилению эсхатологических настроений в католич. Церкви и спровоцировали новый виток интереса к ла-салеттским пророчествам, в связи с чем 21 дек. 1915 г. был принят декрет Конгрегации Sanctum Officium, посвященный интерпретациям «ла-салеттской тайны» и строжайше запрещавший ее толкования и дискуссии на эту тему под страхом церковных прещений в отношении как клира, так и мирян (AAS. 1915. Vol. 7. Р. 594). Запрет на обсуждение «секрета» Кальва никак не повлиял на почитание явления Пресв. Девы Марии в Л. и на паломническую практику, превратившую Л. в один из центров духовной жизни католич. Церкви.

6 мая 1996 г. в связи с предстоящей 150-й годовщиной явления Пресв. Девы Марии в Л. папа Римский Иоанн Павел II в специальном послании Луи Жану Дюфо, еп. Гренобля, отметил, что «слова Марии из Ла-Салетт благодаря своей простоте и остроте сохраняют подлинную актуальность в мире, по-прежнему страдающем от бедствий войны и голода, а также от многих несчастий, являющихся знамениями, а нередко и последствиями людского греха». В окт. 1999 г. работавший над докт. диссертацией пресв. М. Кортвилль случайно обнаружил в архиве Конгрегации вероучения считавшиеся утраченными подлинники «секретов», составленные в рукописном виде в июле 1851 г. и отправленные папе Римскому Пию IX. В «секрете» Жиро говорилось, что Франция распространит свои пагубные идеи повсюду и сама почти потеряет веру; одна большая некатолическая страна в Европе обратится к истинной вере, но, прежде чем это случится, грядут страшные беды в мире и в Церкви; потом наступит недолгий мир перед началом ужасного потрясения; все это произойдет в кон. ХХ в. «Секрет» Кальва оказался короче опубликованного в 1879 г. варианта, содержал те же пророчества, но с меньшим количеством подробностей и был не столь эмоционально написан.

Ист.: Giraud M. Ma profession de foi sur l'apparition de Notre-Dame de La Salette. P., 1866; Calvat M. L'apparition de la Très-Sainte Vierge sur la montagne de La Salette, le 19 sept. 1846, publiée... avec permission de l'ordinaire. Lecce, 1879; Stern J. La Salette: Documents authentiques. P., 1980-1991. 3 t.; Jean-Paul II, pape. Lettre à Mgr. Louis Dufaux, évèque de Grenoble, à l'occasion du 150e anniversaire de l'apparition de la Sainte Vierge Marie de La Salette. Vat., 1996; Corteville M., Laurentin R. Découverte du secret de La Salette: Un an après la révélation du troisième secret de Fatima: Au-delà des polémiques, la vérité sur l'apparition et ses voyants. P., 2002.
Лит.: Histoire de Notre-Dame de La Salette, d'après les documents authentiques. Brux.; Louvain, 18542; Jaouen J. La Grâce de La Salette au regard de l'Église. P., 1964; Gouin P. Sœur Marie de la Croix: Bergère de La Salette, née Mélanie Calvat, tertiaire de St. Dominique, victime de Jésus. Beaupréau, 1970; Stern J. Maximin et Mélanie: Les bergers de la Salette. Corps, 1987; idem. L'évêque de Grenoble qui approuva La Salette: Philibert de Bruillard, 1765-1860. Strasbourg, 2010; Barbero G. La Vergine a La Salette: Storia dell'apparizione. Mil., 1996; La Salette: Apocalypse, pèlerinage et littérature (1856-1996). Grenoble, 2000; Bourgeois R. Le fait de La Salette, 1846. Grenoble, 2006.
А. Г. Крысов