Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛАЗАРИСТЫ
Т. 39, С. 646-648 опубликовано: 20 марта 2020г.


ЛАЗАРИСТЫ

[Франц. lazaristes; офиц. название - конгрегация миссии, миссионерская конгрегация; лат. Congregatio missionis; франц. Congrégation de la Mission, C. M., также конгрегация миссионеров св. Венсана де Поля], католич. муж. конгрегация, основанная католич. св. Венсаном де Полем. Первоначально целью Л. была проповедь Евангелия среди бедных и необразованных слоев населения (прежде всего в сельских приходах); впосл. на членов конгрегации были возложены задачи повышения образовательного уровня католич. духовенства, подготовки клириков к проповеднической деятельности, оказания помощи священникам в управлении приходами. В ведении Л. находится жен. конгрегация дочерей милосердия, основанная в 1633 г. Венсаном де Полем и католич. св. Луизой де Марийак. С Л. и конгрегацией дочерей милосердия связаны также Международная ассоциация милосердия, об-во св. Венсана де Поля, федерация сестер милосердия, орг-ция «винцентианская молодежь Девы Марии» и ассоциация чудотворного медальона (о медальоне см. ст. Лабуре); все они образуют «винцентианскую семью» (Famille Vincentienne), руководствуются в своей деятельности принципами, заложенными св. Венсаном де Полем.

Католич. святые Венсан де Поль и Луиза де Марийак. Рельеф в капелле св. Венсана ц. Сан-Карло-аль-Корсо в Милане. Мастер Дж. Пандиани. 1856–1860 гг.
Католич. святые Венсан де Поль и Луиза де Марийак. Рельеф в капелле св. Венсана ц. Сан-Карло-аль-Корсо в Милане. Мастер Дж. Пандиани. 1856–1860 гг.

Католич. святые Венсан де Поль и Луиза де Марийак. Рельеф в капелле св. Венсана ц. Сан-Карло-аль-Корсо в Милане. Мастер Дж. Пандиани. 1856–1860 гг.

Конгрегация Л. представляет собой об-во апостольской жизни (societas vitae apostolicae), члены которого - священники и братья-миряне - совместно проживают в общине, не принося торжественных монашеских обетов. Обители Л., к-рыми руководят настоятель и совет, объединены в провинции. Во главе провинции стоит визитатор; ему помогают совет из 4 или 5 чел. и прокуратор. Полнотой власти в конгрегации Л. обладает генеральная ассамблея, к-рая собирается раз в 6 лет. В ее состав входят члены центрального совета конгрегации, визитаторы и по 2 делегата от каждой обители. Генеральная ассамблея избирает генерального настоятеля и его помощников, принимает решения по наиболее важным дисциплинарным и церковным вопросам. Генеральный настоятель избирается сроком на 6 лет и может быть переизбран. С 2004 г. генеральным настоятелем Л. является американец Грегори Гей; резиденция генерального настоятеля находится в Риме. Кандидаты, желающие вступить в конгрегацию, проходят в течение года новициат в духовной семинарии Л., а затем, как правило, продолжают обучение в диоцезальных семинариях.

В наст. время конгрегация Л. насчитывает 3829 членов (из них 3029 чел.- священники), подвизающихся в 516 обителях по всему миру (An. Pont. 2011. P. 1477).

В 10-20-х гг. XVII в. католич. св. Венсан де Поль, общаясь с деятелями франц. Контрреформации богословом П. де Берюлем и католич. св. Франциском Сальским и видя во время поездок по Франции (в 1613-1617 был воспитателем детей гр. Ф. Э. де Гонди, генерала королевских галер, и духовником его жены, часто сопровождал ее в разъездах) нищету крестьян и низкий уровень их религ. знаний, что было вызвано как нехваткой священников в приходах, так и плохой подготовкой католич. клириков, пришел к выводу, что главным направлением деятельности католич. миссионеров должна стать проповедь в сельских приходах. Важной датой для истории Л. считается 25 янв. 1617 г., когда во время проповеди в дер. Фольвиль св. Венсан де Поль призвал присутствовавших к искреннему покаянию. Множество людей пришли к исповеди и, исповедавшись, пережили духовное обращение. Став в 1617 г. настоятелем прихода Шатийон-де-Домб (ныне Шатийон-сюр-Шаларон, деп. Эн), он организовал Об-во милосердия: объединившиеся состоятельные дамы оказывали помощь бедным и нуждавшимся семьям в приходе, заботились о больных. При поддержке графини Ф. М. де Гонди он стал инициатором создания благотворительных ассоциаций (миссий), члены к-рых (первыми его помощниками стали священники из приходов во владениях семьи Гонди) проповедовали в сельской местности, объясняли местным жителям простым и доступным языком католич. догматы, исповедовали и причащали крестьян. Опыт работы этих миссий подвиг св. Венсана де Поля к созданию «ассоциации клириков», чьи знания, благочестие и способности могли бы быть применены «для спасения бедных» путем проповеди, обучения, наставления и катехизации, дабы побудить их к исповеди и искреннему покаянию. В этом намерении его поддержал Жан Франсуа де Гонди, архиеп. Парижа (1622-1654), передавший Венсану де Полю и его ученику Антуану Портаю коллегию Бонз-Анфан в Париже. Дата подписания контракта, по к-рому права на коллегию передавались Венсану де Полю, считается офиц. датой создания конгрегации - 17 апр. 1625 г. В 1632 г. общине был передан обширный по площади августинский приорат св. Лазаря в Париже (отсюда название «лазаристы»), к-рый стал духовным и адм. центром конгрегации. Буллой «Salvatoris nostri» от 12 янв. 1633 г. папа Римский Урбан VIII утвердил новую конгрегацию; ее деятельность и статуты были одобрены папой Александром VII (бреве «Ex commissa nobis» от 22 сент. 1655). Св. Венсан де Поль в течение 30 лет разрабатывал устав Л. (Regulae seu constitutiones communes congregationis missionis; опубл. 17 мая 1658); его преемник, генеральный настоятель Рене Альмера, на основе устава подготовил Большую конституцию Л. (утверждена в 1668 Парижским архиеп. Ардуэном де Перефисом де Бомоном).

Быстрому распространению влияния Л. во Франции (в 1660 в стране было уже 23 общины) способствовали разрабатываемые ими программы обучения духовенства: с 1633 г. в приорате св. Лазаря проходили «конференции по вторникам» (Conférences du mardi), к-рые посещали мн. известные церковные деятели, в т. ч. Жан Франсуа Поль де Гонди, кард. де Рец (1613-1679; с 1652 кардинал, архиепископ Парижа (1654-1662)), католич. богослов Ж. Б. Боссюэ (1627-1704; с 1681 епископ Мо), один из первых членов Французской академии, поэт Антуан Годо (1605-1672; епископ Граса (1636-1653) и Ванса (1638-1672)), основатель конгрегации сульпициан Ж. Ж. Олье (1608-1657). В коллегии Бонз-Анфан с 1642 г. действовала семинария св. Фирмина. В кон. XVIII в. под рук. Л. находилось ок. 60 семинарий во Франции и более 30 в др. странах Европы. Л. вместе с членами жен. конгрегации дочерей милосердия организовывали госпитали, приюты для сирот, а также дома для священников на покое.

За пределами Франции обители Л. были основаны в Риме (1642), Генуе (1645), Турине (1654), Неаполе (1668); с 1646 г. представители конгрегации действовали в Ирландии (в 1679 изгнаны оттуда англ. властями и смогли возобновить там свою деятельность только в XIX в.). С 50-х гг. XVII в. Л. проповедовали в Польше (в 1651 появилась община Л. в Варшаве, в 1656 - в Кракове, в 1687 - в Вильно); поддержку им оказывала франц. принцесса Луиза Мария де Гонзаг, в 1646 г. ставшая женой польск. кор. Владислава IV Вазы (1632-1648), а после его смерти - кор. Яна II Казимира (1648-1668).

Разграбление миссии лазаристов в Париже. Гравюра. 1789 г. (Paris. QB–370(9)–FT4)
Разграбление миссии лазаристов в Париже. Гравюра. 1789 г. (Paris. QB–370(9)–FT4)

Разграбление миссии лазаристов в Париже. Гравюра. 1789 г. (Paris. QB–370(9)–FT4)

Важной частью деятельности Л. стала миссионерская работа в нехрист. странах. В 1645-1646 гг. были основаны миссии Л. в Сев. Африке (после учреждения франц. консульства в Алжире Л. были в нем капелланами, часто члены конгрегации выполняли функции временных консулов); в 1648 г.- на Мадагаскаре (из-за неблагоприятного климата, способствовавшего распространению болезней, а также из-за враждебного отношения местных жителей в 1674 миссионерам пришлось покинуть остров; в 1896 деятельность Л. на Мадагаскаре была возобновлена). В 1656 г. члены рим. общины Л. отправились с миссионерской деятельностью в Ливан. В 1697 г. 1-я миссия Л. появилась в Китае. С нач. XVIII в. Л. проповедовали на о-ве Бурбон (ныне Реюньон, заморский деп. Франции). С 1780 г. действовала миссия Л. в Гоа. В 1782 г. была основана миссия Л. в Стамбуле.

Во время Французской революции генеральный настоятель конгрегации Жан Фелис Кайла де ла Гард (1788-1800) был депутатом от духовенства в Национальном собрании Франции и в 1790 г. голосовал против принятия Гражданской конституции духовенства, вводившей во Франции новое церковное деление, выборы епископов, обязательную присягу клириков и монахов на верность республике в присутствии муниципальных властей и т. д., после чего был изгнан из страны и уехал в Рим. Семинарии и обители Л. во Франции были закрыты и разорены; члены конгрегации (более 800 чел.) изгнаны или арестованы. В 1792-1799 гг. более 30 Л. были казнены или погибли в тюрьмах. В сент. 1792 г. в семинарии св. Фирмина мученически погибли ректор Луи Жозеф Франсуа и Жан Анри Грюйе. В 1793 г. приорат св. Лазаря был превращен в тюрьму. В 1799 г. конгрегация Л. прекратила существование во Франции, но в 1804 г., после заключения конкордата между Францией и Папским престолом, деятельность Л. была возобновлена эдиктом имп. Наполеона I Бонапарта. В 1814 г., после восстановления на франц. престоле династии Бурбонов, это было подтверждено кор. Людовиком XVIII. В 1827 г. папа Лев XII с целью положить конец конфликту между генеральными викариями Л., находившимися в Риме и в Париже и претендовавшими на главенство, назначил генеральным настоятелем конгрегации Пьера де Вайи; резиденцией Л. стал особняк Лоржа в Париже (ул. Севр, 95). 25 апр. 1830 г. в часовню при новой резиденции были перенесены мощи католич. св. Венсана де Поля, в торжественной церемонии принял участие франц. кор. Карл X. Постепенно Л. восстановили свои позиции. Росту влияния конгрегации способствовало появление в 1832 г. чудотворного медальона, отчеканенного на основании откровений монахини конгрегации дочерей милосердия католич. св. Екатерины Лабуре.

В 1816 г. была основана миссия Л. в США; в 1835 г. оформилась Американская пров. Л. Открылись новые миссии Л. на Ближ. Востоке; в 1838 г. основана Ближневосточная пров. Л. В 1841 г. пресв. Эжен Боре (в 1874-1878 генеральный настоятель Л.) добился для членов конгрегации разрешения работать в Персии и основал Восточную школу. Л. открыли миссии во Вьетнаме, в Египте, Индии, Индонезии, Эфиопии, Японии. Л. из Испании работали в странах Лат. Америки (с 1819 - в Бразилии, с 1853 - в Чили, с 1858 - в Перу, с 1859 - в Аргентине, с 1862 - в Гватемале, с 1880 - в Парагвае, с 1884 - в Уругвае). Во время гонений на христиан в Китае при имп. Даогуане (1820-1850) в 1827 г. были закрыты резиденция Л. и семинария, мученически погибли франц. Л., католич. святые Франсуа Режи Кле (1748-1820) и Жан Габриэль Пербуар (1802-1840). Тем не менее отдельным миссионерам удалось сохранить позиции в этой стране, напр. Пьеру Мари Альфонсу Фавье (1837-1905), апостольскому викарию Сев. Чжили в 1899-1905 гг., пользовавшемуся авторитетом не только среди миссионеров и европ. дипломатов, но и в кит. придворных кругах; в 80-х гг. XIX в. он был посредником в переговорах между Китаем и Папским престолом; в 1900 г., во время боксерского восстания, принял в миссии Л. в Пекине ок. 3,5 тыс. христиан и морально поддерживал их, когда мятежники осадили здание миссии.

В Германии община Л. появилась в 1832 г.; во время проведения О. фон Бисмарком политики Культуркампф (1871-1878) члены конгрегации были изгнаны из Германской империи. Во Франции, согласно принятому в 1901 г. Закону об ассоциациях и религиозных конгрегациях, Л. стали одним из 5 «признанных» мужских религ. объединений. В 1947 г. генеральным настоятелем Л. впервые был избран американец.

В Российской империи общины Л. появились на польск. территориях, присоединенных после разделов Польши. В кон. XVIII в. они объединились в Литовскую пров. (под упр. Л. находилась семинария в Вильно), однако в отношениях с руководством конгрегации польские Л. испытывали значительные трудности. Польск. восстания 1830 и 1863 гг. одним из последствий имели закрытие обителей Л. В кон. XIX в. ссыльный священник польск. происхождения пытался вести проповедническую деятельность в окрестностях оз. Байкал.

В 1997 г. апостольский администратор для католиков лат. обряда Зап. Сибири еп. Иосиф Верт возложил на Л. окормление католиков в Свердловской обл. (католич. приходы в Н. Тагиле, Краснотурьинске и Североуральске; община Л. действует в Н. Тагиле). Решением генерального настоятеля 1 янв. 2001 г. 6 общин Л. на территории Украины, Белоруссии и России объединены в вице-провинцию святых Кирилла и Мефодия (резиденция в Киеве).

Лит.: Annales de la Congrégation de la Mission. P., 1834-1963. 127 t.; Mémoires de la Congrégation de la Mission. P., 1863-1866. 9 t.; Ryan St. V. Early Lazarist Missions and Missionaries. [S. l.], 1887; Boyle P. St. Vincent de Paul and the Vincentians in Ireland, Scotland and England. L., 1909; [Silva P.] Cenni storici su la Congregazione della Missione in Italia (1642-1925). Piacenza, 1925; Coste P. La Congrégation de la Mission. P., 1927; Brandt J., van den. Les Lazaristes en Chine (1697-1935): Notes biogr. Pei-P'ing, 1936; Goyau G. La Congrégation de la Mission des Lazaristes. P., 1938; Dodin A. St. Vincent de Paul et la charité. P., 1960; Poole S. A History of the Congregation of the Mission: 1625-1843. St. Barbara, 1973; Bugelli A. Vincent de Paul: Une pastorale du pardon et de la réconciliation: La confession générale. Fribourg; P., 1998; Román J. M. St. Vincent de Paul: A Biography. L., 1999; Pujo B. Vincent de Paul: The Trailblazer. Notre Dame, 2003; À l'angle de la Grande Maison: Les Lazaristes de Madagascar: Correspondance avec Vincent de Paul / Éd. N. Galibert. P., 2007.
Н. А.