Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КУБА
Т. 39, С. 235-241 опубликовано: 21 февраля 2020г.


КУБА

[Республика Куба; испан. República de Cuba], гос-во в Лат. Америке, в Карибском бассейне. Расположено на о-вах Куба, Хувентуд и на более чем 1600 мелких островах группы Б. Антильских о-вов (архипелаги Лос-Колорадос, Сабана, Камагуэй, Хардинес-де-ла-Рейна, Лос-Канарреос; о-ва Сан-Фелипе и др.). На востоке омывается Атлантическим океаном, на юге - Карибским м. От Сев. Америки отделено на западе Юкатанским прол., на севере - Флоридским прол. Территория 110,88 тыс. кв. км. Столица - Гавана (2,117 млн чел., 2013). Крупные города: Сантьяго-де-Куба (432,3 тыс. чел.), Камагуэй (300,9 тыс. чел.), Ольгин (290,2 тыс. чел.), Гуантанамо (218,3 тыс. чел.), Санта-Клара (212,1 тыс. чел.). Офиц. язык - испанский. Административно-территориальное деление: 15 провинций, разделенных на 167 муниципий, и 1 особая муниципия центрального подчинения - о-в Хувентуд. К.- член ООН (1945), Движения неприсоединения (1961), «Группы 77» (1964), Орг-ции карибских гос-в (1994), ВТО (1995), Латино-американской ассоциации интеграции (1999), «Боливарианской альтернативы для народов нашей Америки» (2004), «Группы Рио» (2008).

География. О-в Куба узкий, вытянут с востока на запад. Общая протяженность береговой линии 3735 км, с учетом мелких островов - ок. 11 тыс. км. Береговые линии островов сильно изрезаны, насчитывается ок. 200 заливов, бухт различной величины, наиболее значительные - Батабано, Ана-Мария, Гуаканаябо. На сев. побережье - мелкие заливы и бухты, часто отделены от океана архипелагами и полуостровами, среди которых наиболее известен п-ов Икакос. Равнины (террасовые морские, цокольные денудационные, террасовые флювиальные и флювиально-морские, дельтовые) занимают ок. 2/3 территории. Горы о-ва Куба в основном невысокие, расположены в виде разделенных равнинами изолированных групп. В западной части о-ва Куба расположен массив Кордильера-де-Гуанигуанико (высота до 692 м), состоящий из блоково-горстового хребта Сьерра-де-лос-Органос, сводово-глыбового хребта Сьерра-дель-Росарио и др. Сьерры разделены расчлененными платообразными предгорьями и межгорными долинами. С севера и юга массив обрамляют эрозионные возвышенности Писаррас-дель-Норте и Писаррас-дель-Сур. Восточнее выделяются параллельные возвышенности - Гавана-Матансас (до 389 м) на севере и Бехукаль-Мадруга-Колисео (до 321 м) на юге. В центральной части острова с северо-запада на юго-восток протягиваются грядовые сглаженные низкогорья: возвышенность Нордесте-де-лас-Вильяс (до 119 м), переходящая восточнее в 3 гряды - Нордесте-де-лас-Вильяс (до 351 м) на севере, Санта-Клара (до 478 м) в центре, массив Гуамуая с горами Санкти-Спиритус (до 842 м, гора Банао) и Сьерра-де-Тринидад (до 1140 м, гора Сан-Хуан) на крайнем юге. В центре вост. части о-ва Куба с запада на восток простираются невысокие гряды - Сьерра-де-Кубитас (до 330 м), Сьерра-де-Нахаса (до 312 м), Виктория-де-лас-Тунас, возвышенность Маньябон (до 455 м). На крайнем юго-востоке проходит массив Сьерра-Маэстра - наиболее приподнятая горная система острова (пик Туркино, 1974 м,- высшая точка К.), изобилующая сильно врезанными речными долинами. На северо-востоке к массиву Сьерра-Маэстра примыкают блоково-горстовые горы Сьерра-де-Нипе (до 995 м), сводово-глыбовые горы Сьерра-дель-Кристаль (пик Кристаль, 1231 м), массивы Кучильяс-де-Моа (до 1175 м) и Кучильяс-де-Тоа (до 1101 м). На вост. оконечности о-ва Куба возвышаются горы Кучильяс-де-Баракоа и Сьерра-дель-Пурьяль (1181 м). К. расположена в пределах тропического климатического пояса. Климат умеренно влажный с переходом на отдельных участках к умеренно засушливому, преимущественно в сев. и юго-вост. частях о-ва Куба. Большое влияние на климат оказывают мощные теплые течения, формирующие Гольфстрим; они 2 ветвями омывают территорию К. в течение всего года (температура поверхностных вод 26-27°С зимой и 28-30°С летом). Во внутренних частях страны отмечаются черты континентальности. В центральных районах о-ва Куба зима холоднее, а лето жарче, чем на побережьях. Суммы годовых температур воздуха на К. колеблются от 5000 до 9500°C. Средняя температура янв. 20-22°C, июля 27-29°C. Минимальные температуры претерпевают довольно сильные изменения из-за вторжения холодных воздушных масс с севера, но не опускаются ниже 5°C, а максимальные достигают 40°C. Особенностью распределения осадков является их постепенное увеличение с востока на запад и от берегов внутрь о-ва Куба. Среднегодовое количество осадков изменяется от 900-1000 мм в районе г. Гуантанамо до 2000-3200 мм в горных массивах Сьерра-Маэстра, Гуамуая, Сьерра-де-Тринидад и др. Во внутригодовом распределении осадков четко выражены сухой (нояб.-апр.) и дождливый (май-окт.) сезоны. Реки относятся к бассейнам непосредственно Атлантического океана, его Мексиканского зал. и Карибского м. Большинство рек короткие и маловодные. Наиболее длинная и полноводная р. Кауто протекает большей частью по низменной, сравнительно широкой юго-вост. части о-ва Куба. Питание рек преимущественно дождевое. Широко распространены временные водотоки, которые возникают во время дождей. Озера распространены гл. обр. на пониженных окраинных участках о-ва Куба, наиболее значительные - Альгодональ, Лече, Эль-Манго, Эль-Пескеро, Эль-Тесоро и др.

Население. К. составляет 11,047 млн чел. (2014). Большинство - кубинцы, из к-рых 64,1% - белые, 26,6% - мулаты и метисы, 9,3% - негры. Среднегодовой прирост населения в 2014 г. составил 0,14%. Рождаемость - 9,9 на 1 тыс. чел., смертность - 7,64 на 1 тыс. чел. Показатель фертильности - 1,46 ребенка приходится на 1 женщину. Детская смертность - 4,7 на 1 тыс. новорожденных. Средняя продолжительность жизни - 78,22 года (мужчины - 75,92, женщины - 80,65 года). В возрастной структуре: 16,3% - дети в возрасте до 14 лет, 71,1% - лица от 15 до 64 лет, 12,6% - лица старше 64 лет. Городское население составляет 77%.

Государственное устройство. К.- унитарное гос-во. Конституция принята 15 февр. 1976 г. Форма правления - социалистическая республика. Высший орган гос. власти - однопалатный парламент (Национальная ассамблея народной власти). Состоит из 609 депутатов, избираемых свободными и прямыми выборами на 5 лет. Из числа депутатов формируется Гос. совет (31 депутат) - постоянно действующий орган, который представляет Ассамблею в перерыве между сессиями и ей подотчетен. Председатель Гос. совета является главой государства и главой правительства. Высший исполнительный и административный орган - Совет министров, члены которого назначаются Ассамблеей по представлению председателя Гос. совета. Коммунистическая партия К., согласно Конституции (ст. 5), является руководящей и направляющей силой кубинского гос-ва и общества, действующей в тесном контакте с массовыми общественными орг-циями.

Религия

Ок. 60% населения К.- католики, ок. 3% - протестанты, от 2 до 25% - адепты карибских синкретических культов «сантерия» и «палерия». Представители др. конфессий немногочисленны.

Прп. Максим Грек. Икона из ц. Казанской иконы Божией Матери в Гаване. Худож. Е. Листратова. 2013 г.
Прп. Максим Грек. Икона из ц. Казанской иконы Божией Матери в Гаване. Худож. Е. Листратова. 2013 г.

Прп. Максим Грек. Икона из ц. Казанской иконы Божией Матери в Гаване. Худож. Е. Листратова. 2013 г.
Православие. Действуют приход Русской Православной Церкви, приход К-польской Православной Церкви. Православие в основном исповедуют русские, греки, украинцы, ливанцы. На 2014 г. правосл. общины насчитывают ок. 2 тыс. чел.

Римско-католическая Церковь. Имеется 3 архиепископства-митрополии: Сан-Кристобаль-де-ла-Абана (епископства-суффраганы: Пинар-дель-Рио, Матансас), Камагуэй (епископства-суффраганы: Сьенфуэгос, Санта-Клара, Сьего-де-Авила), Сантьяго-де-Куба (епископства-суффраганы: Ольгин, Сантисимо-Сальвадор-де-Баямо-Мансанильо, Гуантанамо-Баракоа). Насчитывается ок. 6,7 млн католиков.

Протестантские церкви, деноминации и секты. Крупнейшими протестант. орг-циями К. являются Иеговы свидетели (800 общин, ок. 96 тыс. чел.) и независимые латиноамер. пятидесятнические церкви: Евангелическая пятидесятническая церковь К. (156 общин, ок. 56 тыс. чел.), Христианская пятидесятническая церковь К. (80 общин, свыше 20 тыс. чел.) и др. Также представлены англикане (Епископальная церковь К., 25 общин, ок. 4 тыс. чел.), евангелики (Евангелическая ассоциация К., 140 общин, свыше 23 тыс. чел.), баптисты (Ассоциация баптистской конвенции Западной К., 127 общин, ок. 13 тыс. чел.; Свободная баптистская конвенция Восточной К., 151 община, ок. 12 тыс. чел.), адвентисты (Церковь адвентистов седьмого дня, 114 общин, свыше 22 тыс. чел.), методисты (Методистская церковь К., 107 общин, 11 тыс. чел.), реформаты (Пресвитерианская реформатская церковь К., 63 общины, 9 тыс. чел.) и др. Всего на 2014 г. насчитывалось ок. 363 тыс. протестантов.

Традиционные верования. Большое распространение на К. получил культ «сантерия» (Ла-Регла-де-Оча-Ифа; испан. La Regla de Ocha-Ifá), представляющий собой синтез католицизма и традиц. верований народа йоруба. В наст. время адептами «сантерии» являются потомки африкан. рабов. Многие посещают католич. церковь. У культа не существует доктрины, его история и учения передаются устно от поколения к поколению. Также среди потомков африканцев распространены культы предков, магия и т. д.

Религиозное законодательство. Согласно Конституции, «государство признает, уважает и гарантирует свободу вероисповедания. В Республике Куба религ. институты отделены от государства. Последователи различных верований и религий обладают одинаковыми правами» (ст. 8). Дискриминация по признакам расы, цвета кожи, пола, происхождения, религ. предпочтений и любое др. умаление человеческого достоинства запрещены и преследуются по закону (ст. 42).

История

Древнейшие памятники человеческой деятельности на К. относятся к VIII тыс. до Р. Х. (пещерная стоянка Левиса 1). С XIII-XII вв. до Р. Х. в юж. районах К. появляются памятники (средние слои Фунче, Дамахаябо), отражающие развитие морского промысла, в т. ч. добычи акул, черепах, ламантинов. Земледельческие культуры бассейна р. Ориноко (Саладеро, Барранкас) в первые века по Р. Х. проникли на Антильские о-ва и в VII-VIII вв. достигли К., где заняли большую часть вост. и центральных районов. Выращивали горький маниок, батат, местные овощи, табак, маис. К моменту появления здесь испанцев остров населяли племена сибонеев, индейцев аравакской группы, гуанаханабеев и индейцев, переселившихся с Гаити. Общая численность населения составляла от 100 до 200 тыс. чел. К. была открыта Х. Колумбом 27 окт. 1492 г. Завоевание К. испанцами, начатое в 1511 г. Д. Веласкесом де Куэльяром, длилось ок. 2 десятилетий и сопровождалось практически полным истреблением местного населения. В 1512-1515 гг. испанцы основали первые города - Асунсьон (ныне Баракоа), Сан-Сальвадор-де-Баямо (ныне Баямо), Сантьяго-де-Куба, Сан-Кристобаль-де-ла-Абана (ныне Гавана). С истощением запасов золота, к-рое активно вывозилось с К., в кон. 70-х гг. XVI в. на К. появились плантационные хозяйства (культивировались сахар, табак), куда для работы привозили рабов из Африки. В 1596 г. К. получила статус генерал-капитанства.

Вместе с конкистадорами на К. прибыли и католич. миссионеры. Первая месса, о к-рой сохранились упоминания, состоялась 13 июля 1494 г. в Хатибонико (совр. пров. Санкти-Спиритус). 11 февр. 1517 г. учреждена 1-я кубинская епархия в г. Баракоа. Епископом стал Х. де Витте Оос.

Интерьер церкви францисканского аббатства в Гаване. 1738 г.
Интерьер церкви францисканского аббатства в Гаване. 1738 г.

Интерьер церкви францисканского аббатства в Гаване. 1738 г.
Малонаселенность острова и почти полное уничтожение коренного населения, среди к-рого предполагалось вести проповедь, существенно подорвали позиции кубинской Церкви, в течение неск. десятков лет пребывавшей в бедственном положении. Священники острова были самыми низкооплачиваемыми среди священнослужителей всех испан. колоний. На К. отправляли клириков с самой скандальной репутацией, а их аморальное поведение и жадность стали причиной низкой популярности Церкви и приводили к стычкам с прихожанами. Лишь в сер. XVII в. Церковь начала превращаться в крупного собственника в связи с оживлением экономики К., которая служила перевалочным пунктом на пути из Испании в ее южноамериканские колонии. Церковь категорически противилась заключению браков испанцев с неграми и креолами. В 1722 г. по приказу еп. Сантьяго-де-Куба Х. Ности де Вальдеса на К. построено 1-е высшее учебное заведение (Семинария Василия Великого - Колледж Братьев христианских школ). В 1748 г. начато строительство кафедрального собора Гаваны (освящен в 1789, с 1796 собор св. Христофора), в котором в 1796-1898 гг. покоился прах Колумба. Непопулярность Церкви, своеобразный этнический состав населения К. обусловили малочисленность священнослужителей на острове. В кон. XVIII в. число священников в расчете на 1 тыс. жителей было меньше, чем в самой Испании или в др. испан. колониях (1,16 и 2 соответственно). В 1-й четв. XIX в. их число составляло 1100 чел.

Торговля с европ. странами, разрешенная испан. короной во 2-й пол. XVIII в., вызвала общий подъем сахарного и табачного производства. Резко увеличилось население острова, гл. обр. за счет роста численности креолов и ввоза африканских невольников (в 1580 на К. проживали 14-16 тыс. чел., в 1775 - 170,4 тыс. чел.). К кон. XVIII в. К. превратилась в одного из главных поставщиков сахара на мировой рынок. Угроза восстания африканских рабов во многом обусловила отказ кубинских плантаторов от участия в Войне за независимость в Лат. Америке 1810-1826 гг. В свою очередь метрополия, теряя одну колонию за другой, пошла на существенные уступки кубинцам в торгово-экономической сфере: в 1817 г. отменена табачная монополия, в 1818 г. провозглашена свободная торговля. Остров получил представительство в кортесах. Эти меры способствовали экономическому подъему, расцвету плантационного хозяйства, а также значительно усилили позиции сторонников сохранения испанского господства на К. Однако уже в нач. 20-х гг. XIX в. метрополия отказалась от политики уступок. В 20-50-х гг. на К. развернулось т. н. реформистское движение, ставившее перед собой задачи либерализации политического режима и отмены рабства.

В 1806 г. по настоянию архиеп. Х. Х. Диаса де Эспады-и-Фернандеса де Ланды в Гаване было устроено 1-е общественное кладбище. Эспада также выступал за независимость К., однако после восстановления абсолютистского режима в Испании обнародовал пастырское послание, в к-ром отказывался от своей прежней позиции. В 1820 г. он вновь высказался в поддержку конституционного режима и общественных свобод, а в пастырском послании 1824 г. попросил испан. власти быть снисходительными к либералам. В 1828 г. противники обвинили его в янсенизме и инициировали процесс, прекращенный только после смерти Эспады.

В 30-40-х гг. XIX в. на К. появились первые табачные и сигарные фабрики, развивались сахарное производство, горнодобывающая промышленность, велось строительство железных дорог, возникли литейные мастерские. Промышленное развитие К., а также рост цен на рабов (в т. ч. в связи с международными конвенциями о запрещении работорговли) обусловили кризис рабовладения. 10 окт. 1868 г. на К. началось вооруженное восстание против испан. господства, в результате которого колония получила право избирать своих депутатов в кортесы. В 1886 г. на К. отменено рабство, в 1893 г. власти уравняли в правах чернокожих кубинцев с белым населением острова. Основным торговым партнером К. стали США, закупавшие 75% кубинского сахара-сырца.

24 февр. 1895 г. в пров. Орьенте вспыхнуло восстание, положившее начало Национально-освободительной войне 1895-1898 гг. К кон. 1897 г. повстанцы взяли под контроль большую часть территории К. В результате испано-амер. войны 1898 г. Испания отказалась от прав на К., к-рая перешла под управление амер. военной администрации. В янв. 1899 г. США оккупировали К., распустили национально-освободительные организации. В нояб. 1900 г. амер. власти созвали Учредительное собрание для выработки Конституции К. (одобрена в февр. 1901). В июне 1901 г. в нее была включена поправка (Платт), ограничивавшая суверенитет страны и предоставлявшая США право вмешательства в ее внутренние дела. В дек. 1901 г. на К. состоялись первые президентские выборы, победу на к-рых одержал связанный с правящими кругами США консерватор Т. Эстрада Пальма. 20 мая 1902 г. провозглашена независимая Кубинская республика, началась эвакуация амер. войск.

Католический каферальный собор св. Христофора в Гаване. 1748 г.
Католический каферальный собор св. Христофора в Гаване. 1748 г.

Католический каферальный собор св. Христофора в Гаване. 1748 г.
На кон. XIX в. пришлась активизация деятельности протестант. миссий на К. Первое некатолич. богослужение на К. состоялось в 1741 г. (с этого года ведет историю Епископальная церковь К.). В 1871 г., после офиц. разрешения исповедовать некатолич. культы, на К. прибыл 1-й пастор Епископальной церкви США. Англиканизм широко распространялся среди кубинцев, особенно среди эмигрантов, к-рые возвратились на К. из США. В 80-х гг. XIX в. на К. прибыли первые миссии методистов и пресвитериан. Баптисты (вернувшиеся после эмиграции в США кубинцы) появились на К. ок. 1879 г. Один из них, А. Х. Диас, основал Гефсиманскую баптистскую церковь в Гаване, затем баптист. церкви появились в Санта-Кларе, Сьенфуэгосе и Матансасе. Позже они вошли в Баптистскую конвенцию Западной К., от к-рой в 1989 г. отделилось Братство баптистских церквей К.

К концу колониального периода на К. насчитывалось 425 католич. священников, имелось 155 приходов, 5 жен. и 11 муж. мон-рей. В годы войны за независимость большинство католич. духовенства заняло происпанскую позицию. В то же время священнослужители из сельских приходов, к-рые были в основном креолами, выступали за независимость К., за что подвергались преследованиям. В 1899 г. на К. был принят Закон об отделении Церкви от гос-ва, а Конституция 1901 г. запретила преподавание религии в школе.

Оккупация усилила экономическую зависимость К. от американского капитала, прямые амер. инвестиции в этот период увеличились на 30 млн долл.; были созданы Кубино-Американская сахарная компания (1899), национальный банк (1901). В 1902 г. США навязали К. договор о режиме «взаимного благоприятствования», в 1903 г.- Постоянный договор о передаче в аренду для сооружения военно-морских баз территорий в районах Гуантанамо и Баия-Онда.

В период первой мировой войны в связи с повышением цен на сахар доходы кубинской сахарной промышленности утроились. В 1918-1919 гг. на долю К. приходилось ок. 1/2 мирового производства сахара. По окончании войны резкое снижение спроса на сахар и другие промышленные товары дестабилизировало внутриполитическое положение. В мае 1925 г. при поддержке США президентом К. стал генерал Х. Мачадо-и-Моралес, установивший фактически диктаторский режим. Были запрещены реорганизация старых и создание новых политических партий. 11 авг. 1933 г. офицеры столичного гарнизона заставили его подать в отставку. 12 авг. сформировано правительство во главе с К. М. де Сеспедесом-и-Кесадой, восстановившим действие Конституции 1901 г. и легализовавшим профсоюзы и партии. 4 сент. 1933 г. власть перешла к Временному революционному правительству под председательством Р. Грау Сан-Мартина. Новое правительство осуществило ряд преобразований: установило 8-часовой рабочий день, признало рабочие орг-ции, снизило расценки на электроэнергию, газ, воду и телефон, взяло под свой контроль некоторые электростанции и объекты сахарной промышленности.

В результате гос. переворота, организованного 14 янв. 1934 г. Ф. Батистой при поддержке США, правительство было свергнуто. Временным президентом стал лидер партии «Националистический союз» К. Мендьета, фактически власть перешла к Батисте. В сент. 1934 г. США подписали с К. новый торговый договор, закрепивший ее экономическую зависимость от амер. капитала. Частая смена правительства, сложное экономическое положение вызвали рост оппозиционных настроений. В марте 1935 г. в стране состоялась всеобщая забастовка. В этих условиях власти пошли на проведение нек-рых реформ. Были приняты законы о всеобщей амнистии и распределении гос. земель, легализованы запрещенные ранее политические партии. В 1940 г. Учредительное собрание К. утвердило конституцию, закреплявшую 8-часовой рабочий день, социальное страхование; декларировались ликвидация помещичьего землевладения, отделение Церкви от гос-ва. Победивший на президентских выборах 1944 г. Грау Сан-Мартин и сменивший его на посту президента в 1948 г. К. Прио Сокаррас провели ряд реформ (аграрную, налоговую и др.). Было запрещено хождение на территории К. доллара США, учрежден Банк развития сельского хозяйства и промышленности, создана Счетная палата.

Церковь св. Иоанна Крестителя в г. Сьенфуэгос. Архит. Л. Дауваль. 1936 г.
Церковь св. Иоанна Крестителя в г. Сьенфуэгос. Архит. Л. Дауваль. 1936 г.

Церковь св. Иоанна Крестителя в г. Сьенфуэгос. Архит. Л. Дауваль. 1936 г.
В 1916 г. папа Римский Бенедикт XV провозгласил Пресв. Деву Каридад, изображение Которой почиталось негритянским населением острова, покровительницей К. В 1918 г. были приняты закон об обязательной регистрации браков и закон, разрешающий развод. В 1-й пол. XX в. на К. появилось много светских католических организаций: «Рыцари Колумба» (1909), «Ассоциация кубинок-католичек» (1918), «Федерация католической молодежи» (1928), «Ассоциация рыцарей-католиков» (1929), «Университетская католическая организация» (1931). В 1935 г. были установлены дипломатические отношения с Ватиканом. В 1941 г. архиепископом Сан-Кристобаль-да-ла-Абана стал М. Артеага-и-Бетанкур, возведенный в 1946 г. папой Пием XII в кардинальское достоинство (1-й кубинский кардинал). 15 авг. 1946 г. в Гаване создан католич. ун-т Санто-Томас-де-Вильянуэва, получивший в 1957 г. статус папского (закрыт в 1961 после изгнания августинцев из К.). В 20-х гг. ХХ в. на К. появились 2 автохтонные протестант. церкви: «Евангелическая конвенция «Лос-Пинос-Нуэвос»» (испан. Convención Evangélica Los Pinos Nuevos) и «Евангельский отряд Гедеона». Первая вела историю от основанной в 1928 г. Библейской школы «Лос-Пинос-Нуэвос». Вскоре ее студенты совместно с представителями Вест-Индской миссии организовали Кубинскую евангелическую ассоциацию (ныне Евангелическая конвенция К. «Лос-Пинос-Нуэвос»). Церковь «Евангельский отряд Гедеона» (с 1974 Международная евангельская церковь «Воины Креста Христова»), основанная эмигрантом из США Э. У. Селлерсом (известным как Гедеон), была зарегистрирована 25 марта 1930 г. С 1950 г. началась активная миссионерская работа представителей церкви за рубежом - сначала в Мексике и Панаме, а затем и в др. странах Лат. Америки и в США. В 1941 г. был создан Кубинский совет евангелических церквей (с 1995 Совет церквей К.).

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Гаване. 2008 г.
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Гаване. 2008 г.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Гаване. 2008 г.
10 марта 1952 г. Батиста совершил гос. переворот. Он отменил действие конституции, установив военно-полицейскую диктатуру. Преследованиям подверглись его политические оппоненты. В 50-х гг. в стране погибло не менее 20 тыс. чел. В 1955 г. в эмиграции в Мексике Ф. Кастро создал военно-политическую организацию «Движение 26 июля», ставившую целью свержение диктатуры Батисты. В дек. 1956 г. отряд под его командованием высадился на К., положив начало Кубинской революции. 2 янв. 1959 г. Повстанческая армия вступила в столицу. Тогда же было сформировано Революционное правительство, которое в февр. возглавил Ф. Кастро. 8 февр. 1959 г. принят Основной закон, определивший политическое устройство страны. Новая власть приступила к проведению социально-экономических преобразований: ликвидированы латифундии (1959), национализированы крупные предприятия (авг.-окт. 1960, окончательно в 1968). В февр. 1960 г. СССР и К. подписали торговое соглашение и соглашение о предоставлении К. кредита на сумму 100 млн долл. В 1961 г. созданы Объединенные революционные орг-ции (ОРО), преобразованные в 1962 г. в Единую партию социалистической революции Кубы. В окт. 1965 г. она получила название Коммунистической партии Кубы (КПК). Первым секретарем ЦК партии стал Ф. Кастро.

В 1957 г. на К. насчитывалось 670 священников, 158 жен. и 87 муж. религ. объединений. Функционировало 53 католич. школы для мальчиков и 110 для девочек. По данным на 1959 г., католицизм исповедовали ок. 70% населения. Большинство священников были иностранцами (в основном испанцами). В период нахождения у власти приверженца «сантерии» Батисты число религ. орг-ций продолжало расти, однако влияние католич. Церкви распространялось гл. обр. на правящие классы. Несмотря на присутствие в Повстанческой армии неск. священников, после победы революции правительство К. начало проведение антирелиг. политики, в связи с чем страну покинула значительная часть церковных служителей. Число жен. религ. объединений сократилось до 43, мужских - до 17. 1 мая 1961 г. Ф. Кастро объявил о национализации частных школ. После принятия 6 июня 1961 г. Закона «О национализации образования» большинство учителей приходских школ покинули страну. В мае 1961 г. были полностью отменены религ. программы на радио и телевидении, кроме передачи «Баптистский час», к-рая перестала выходить в эфир в марте 1963 г. В 1968 г. из экономических соображений политбюро отменило празднование Рождества. К 1960 г. на К. насчитывалось примерно 60 тыс. протестантов. Большинство из них благосклонно приняли революцию 1959 г. Во время обращения Ф. Кастро к нации 8 янв. 1959 г. рядом с ним на трибуне присутствовали епископ Епископальной церкви А. Х. Бланкингшип и представитель пресвитерианской церкви преподобный Р. Фернандес Себальос. На встрече с представителями протестант. церквей 25 янв. 1959 г. Ф. Кастро заявил, что представители всех конфессий будут иметь одинаковые права, а Церковь останется отделенной от гос-ва. В 60-70-х гг. на К. существовала Кубинская православная христианская конгрегация. В 1958 г. на средства, собранные консулом Греции Г. Хадгелиосом, построен правосл. храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены (закрыт в 1984). После победы революции греки передали его русской общине, которая обратилась за поддержкой к Московскому Патриархату. В 1971 г. К. посетил и. о. Патриаршего Экзарха Центр. и Юж. Америки архиеп. Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак). Он освятил храм и рукоположил 2 правосл. кубинцев во священника и диакона.

Состоявшийся в 1975 г. I конгресс КПК официально подтвердил атеистический характер гос-ва и заявил о свободе вероисповедания.

Приход к власти Ф. Кастро и его сторонников был крайне негативно воспринят в Вашингтоне. В 1960 г. США ввели эмбарго на импорт сахара из страны, сократили нефтяные и продовольственные поставки. В нач. 1961 г. США разорвали дипломатические отношения с К. В февр. 1962 г. США добились исключения К. из Орг-ции американских гос-в (ОАГ). В процессе урегулирования Карибского кризиса 1962 г. США гарантировали неприкосновенность К. Однако американская администрация продолжала оказывать экономическое давление на Кубинскую республику. Разрыв дипломатических отношений с США вызвал панику среди большинства протестант. церквей, получавших финансирование из-за рубежа. В 1959-1961 гг. К., по нек-рым данным, покинули 80% католич. и протестант. священников.

В 1976 г. принята новая конституция, в соответствии с к-рой в окт.-нояб. того же года сформированы органы власти - национальная ассамблея народной власти, Гос. совет и Совет министров. Председателем Гос. совета, Совета национальной обороны и Совета министров К. стал Ф. Кастро.

В нач. 80-х гг. ХХ в. в экономике К. стали проявляться кризисные явления. Слабая техническая оснащенность хозяйства, невысокая производительность труда, узость внутреннего рынка тормозили развитие экономики. После распада СССР положение К. достигло критического состояния. Правительство приступило к проведению реформ, направленных на нек-рую либерализацию экономики.

В 1992 г. в конституцию было внесено свыше 100 изменений и поправок, в соответствии с к-рыми признавались права собственности экономических ассоциаций. В июле 1993 г. правительство К. разрешило использование доллара США в качестве платежного средства. В 1994 г. в целях преодоления финансового кризиса были повышены цены на потребительские товары, отменены бесплатные услуги и государственные субсидии, девальвирована денежная единица - песо. Как отдельные крестьяне и государственные фермеры, так и кооперативы получили возможность свободно реализовывать излишки продукции. Закон «Об иностранных инвестициях» (1995) предусматривал привлечение капиталовложений из-за рубежа во все отрасли хозяйства, что привело к росту числа совместных (с испан., канадским, итал. и кит. капиталом) предприятий.

Улучшение торгово-экономических отношений К. с ЕС, Канадой и США привело к активизации небольших оппозиционных групп. В 2001 г., пользуясь поддержкой католической Церкви, оппозиционеры начали собирать подписи под т. н. проектом Варела - петицией, содержащей призыв к проведению референдума по вопросу о политической системе. В июне 2002 г. на референдуме большинство кубинцев высказались за сохранение существующей политической и экономической системы. В 1996 г. Конгресс США запретил продажу на амер. территории продуктов и изделий кубинского производства, ввел санкции против лиц, а также фирм, участвующих в совместных с К. предприятиях. В мае 2002 г. санкции против К. были ужесточены. В ответ в нояб. 2004 г. кубинские власти официально запретили хождение на К. доллара США.

Летом 2006 г. Ф. Кастро передал обязанности и полномочия 1-го секретаря ЦК КПК и председателя Гос. совета и Совета министров своему брату Р. Кастро, а в февр. 2008 г. оставил пост председателя Гос. совета.

17 дек. 2014 г. лидеры К. и США заявили о возобновлении разорванных в 1961 г. дипломатических отношений и о поиске путей для отмены экономических санкций.

В 80-х гг. заметно улучшились отношения власти с католической Церковью. В опубликованной в 1985 г. кн. «Фидель и религия», в к-рой были собраны интервью Ф. Кастро браз. теологу фрею Бетто, кубинский лидер обосновывал напряженные отношения между Церковью и гос-вом принадлежностью многих католических священников к обеспеченным слоям общества, придерживавшимся контрреволюционных позиций. При этом Ф. Кастро признал ошибкой недопущение христиан в КПК. В 1986 г. была проведена I Национальная встреча кубинских католиков. В 1996 г. состоялся офиц. визит Ф. Кастро в Ватикан, а 21-25 янв. 1998 г. К. посетил с пастырским визитом Иоанн Павел II. Накануне его приезда кубинские власти разрешили праздновать Рождество и объявили 25 дек. выходным днем. После пастырского визита Бенедикта XVI (26-28 марта 2012) Страстная пятница была объявлена выходным днем. 10 мая 2015 г. в Ватикане состоялась офиц. встреча папы Римского Франциска и Р. Кастро, в ходе которой кубинский лидер поблагодарил понтифика за оказанную им поддержку в улучшении дипломатических отношений между К. и США.

В 80-90-х гг. произошла нормализация отношений власти с протестант. церквами. В 1984 г. по приглашению Евангелической церкви К. посетила делегация протестантских церквей США. В 1985 г. состоялась встреча кубинского руководителя с 14 лидерами протестантских церквей, на которой обсуждались вопросы устранения любых проявлений дискриминации по религ. признаку. 2 апр. 1990 г. Ф. Кастро встретился с 70 евангелическими и экуменическими лидерами. В 90-х гг. число протестант. церквей на К. удвоилось. На нач. XXI в. Совет церквей К. объединял 22 протестант. деноминации.

В окт. 2001 г. было принято решение о возведении храмов для Греческой и Русской Православных Церквей. По благословению архиеп. Гаваны кард. Х. Л. Ортеги-и-Аламино на период строительства православным предоставлялись католические храмы для совершения богослужений. 25 янв. 2004 г. К-польским Патриархом Варфоломеем была освящена ц. свт. Николая. 19 окт. 2008 г. митр. Смоленский и Калининградский Кирилл(Гундяев; ныне Патриарх Московский и всея Руси) в присутствии председателя Гос. совета Р. Кастро совершил чин освящения правосл. храма в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства, выделенные правительством К. В июне 2009 г. приходу передали частицу св. мощей прп. Сергия Радонежского. 22 нояб. 2010 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приходу передана икона прп. Серафима Саровского с частицей св. мощей.

Лит.: Григулевич И. Р. Церковь и олигархия в Латинской Америке (1810-1959). М., 1981; Arce Martínez S. The Church and Socialism: Reflections from a Cuban Context. N. Y., 1985; Ларин Е. А. Куба конца XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1989; Ramos M. A. Protestantism and Revolution in Cuba. Miami, 1989; Lachatañeré R. El Sistema Religioso de los afrocubanos. La Habana, 1992; Canizares R. Walking with the Night: The Afro-Cuban World of Santeria. Rochester, 1993; Murphy J. M. Santería: African Spirits in America. Boston, 1993; Беседы о религии: Фидель и бразильский священник фрей Бетто. М., 1995; Yaremko J. M. U. S. Protestant Missions in Cuba: From Independence to Castro. Gainesville (Flor.), 2000; Ramonet I. Cien horas con Fidel: Conversaciones. La Habana, 20063.
Н. Е. Расторгуева