Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОСЯКОВ
Т. 38, С. 349-356 опубликовано: 30 октября 2019г.


КОСЯКОВ

В. А. Косяков. Фотография. Нач. ХХ в.
В. А. Косяков. Фотография. Нач. ХХ в.

В. А. Косяков. Фотография. Нач. ХХ в.
Василий Антонович (22.03.1862, С.-Петербург - 16.04.1921, Петроград), архитектор, художник, педагог. Род. в семье повара. По окончании С.-Петербургского 1-го реального уч-ща в 1880 г. поступил в Строительное уч-ще (с 1882 Ин-т гражданских инженеров, далее ИГИ), где стал учеником архит. Н. В. Султанова. Студентом участвовал в строительстве вокзала в Бресте и бараков для войск при Московско-Брестской железной дороге. Окончил курс «с отличными успехами» в мае 1885 г., был удостоен звания гражданского инженера и права на чин 10-го класса. Служил в Департаменте таможенных сборов (1885) и помощником делопроизводителя при Технико-строительном комитете Мин-ва внутренних дел (с 1891). Одновременно преподавал в Школе десятников Имп. рус. технического об-ва (инспектор) и с 1888 г. вел курс сельскохозяйственной архитектуры в ИГИ. Член С.-Петербургского об-ва архитекторов (с 1887). В начале творческой деятельности К. был удостоен премий за конкурсные проекты здания Английского клуба в г. Екатеринославе (1890, 4-я премия, в соавторстве с А. А. Набатовым) и собора равноап. кн. Владимира в Астрахани. С нач. 1897 г. был архитектором хозяйственного управления Синода, с 1905 г.- членом Технико-строительного комитета, с 1913 г.- архитектором Высочайшего двора, с 1914 г.- инспектором по строительной части при Кабинете его имп. величества. С 1900 г. ординарный профессор ИГИ, в 1905-1921 гг. первый избранный директор ИГИ. В 10-х гг. XX в. был председателем правления Об-ва гражданских инженеров, членом реставрационной комиссии Имп. Археологической комиссии (1912). Имел чины надворного (1895), статского (1902), действительного статского (1905) советника. Награжден орденами св. Анны 2-й степени (1897) и св. Владимира 3-й степени (1908).

К.- автор ряда описаний своих работ и учебных пособий. Его научные труды отличаются особым вниманием к практической стороне дела, прежде всего к расчету конструкций зданий. Хотя идейное обоснование особенностей стиля сооружений не входило в круг интересов К., визант. стиль он характеризовал как «богато разработанный и составляющий достояние чисто русского новейшего зодчества» (Новый храм в Санкт-Петербургской галерной гавани. 1887. С. 1). К. с уважением относился к наследию основоположника рус. стиля К. А. Тона, в 1894-1897 гг. он реализовал составленный С. С. Лукашевичем проект восстановления Екатерининской ц. в Екатерингофе (не сохр.), к-рый носил реставрационный характер и предусматривал бережное сохранение внешних форм здания. Описывая Екатерининскую ц., К. указывал, что по желанию имп. Николая Павловича ее постройка в стиле «древних московских пятиглавых соборов» отразила «нечто более соответствующее духу православия», чем «повторение избитого стиля», и «явилась первым опытом возрождения русских архитектурных форм после двухвекового забвения» (О перестройке Екатерининской Екатерингофской церкви. 1896. С. 1). К. сообщал, что решетчатыми фермами были усилены подпружные арки, переустроены барабан и купол для более удачного распределения нагрузки верхних частей сооружения (Там же. С. 3-4), при этом верхнюю часть здания пришлось разобрать. В 1896-1897 гг. К. спроектировал для храма новый иконостас.

Ряд работ был осуществлен К. в соавторстве с братьями - гражданским инженером Вл. А. Косяковым (1866-1922, выпускник ИГИ) и академиком архитектуры Г. А. Косяковым (1872-1925, окончил АХ).

Церковь в честь иконы Божией Матери «Милующая» в Галерной гавани С.-Петербурга. 1889–1898 гг Фотография. Нач. ХХ в.
Церковь в честь иконы Божией Матери «Милующая» в Галерной гавани С.-Петербурга. 1889–1898 гг Фотография. Нач. ХХ в.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Милующая» в Галерной гавани С.-Петербурга. 1889–1898 гг Фотография. Нач. ХХ в.

Церковные сооружения К. чаще всего выполнены в эклектичной визант. или «московско-ярославской» (как и у его учителя Султанова) стилистике. Для К. характерно соединение архаичных суховатых «древнерусских» форм фасадов, коврового заполнения их дробным, но отличающимся высоким художественным качеством декором в духе «узорочья» и прогрессивных материалов и конструкций, прежде всего железобетона, в проектировании интерьеров (напр., конструкция свода из перекрещивающихся арок, позволяющая создать пространство без внутренних опор). В декоре К. отказался от традиционной для эклектики штукатурки в пользу долговечных и разнообразных по фактуре материалов: лекального кирпича, гранита, радомского песчаника, изразцов, бетона. К штукатурному декору К. возвратился в последних своих церковных проектах, но трактовал его уже в модернизированных псковско-новгородских формах. В качестве прообразов церковных проектов К. также использовал форму памятников визант. архитектуры, в последних проектах - элементы модерна.

Первой храмовой постройкой К. стала ц. в честь иконы Божией Матери «Милующая» в Галерной гавани в память коронования имп. Александра III и имп. Марии Феодоровны (С.-Петербург, Большой проспект Васильевского о-ва, 100; 1889-1898). Проект 3-престольного храма в визант. стиле на 1800 чел. был разработан К. совместно с гражданским инженером Д. К. Пруссаком в 1888 г. В данном проекте К. развил тип тетраконха - однокупольного визант. храма с 4 апсидами, возрожденный Д. И. Гриммом и Р. И. Кузьминым в 50-х гг. XIX в. Главный престол был освящен еп. Вениамином (Муратовским) в сослужении с прав. Иоанном Кронштадтским 25 окт. 1898 г., придел во имя прп. Сергия Радонежского и свт. Феодосия Черниговского - 28 марта 1900 г. Храм закрыт в 1932 г., богослужения возобновлены в 2008 г. (предполагается восстановление здания).

Собор во имя равноап. кн. Владимира в Астрахани. 1895–1902 гг.
Собор во имя равноап. кн. Владимира в Астрахани. 1895–1902 гг.

Собор во имя равноап. кн. Владимира в Астрахани. 1895–1902 гг.

В 1889 г. К. спроектировал памятник в честь чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе на ст. Борки в с. Высоком на Волыни, в том же краю, в с. Пилипы,- часовню. Также в память о «чуде в Борках» К. построил квадратную в плане часовню с шатровым верхом в честь иконы Божией Матери «Милующая» при ц. блгв. кн. Александра Невского, относившейся к С.-Петербургскому морскому госпиталю (Старо-Петергофский проспект, 9 (1891, не сохр.)).

Кафедральный собор во имя равноап. кн. Владимира в Астрахани (ул. Епишева, 4) был сооружен в 1895-1902 гг. в память 900-летия Крещения Руси по итогам конкурса, объявленного Астраханской городской думой. В условиях конкурса высказывалось пожелание, чтобы храм-памятник имел «характер и стиль древневизантийский» в соответствии с исторической эпохой жизни просветителя Руси и вмещал 2 тыс. чел. 10 сент. 1890 г. проект, составленный К. и гражданским инженером Н. Э. Икавитцем, был удостоен 1-й премии. Строительство велось с изменениями, которые внес астраханский городской архит. П. И. Коржинский (в частности, он спроектировал боковые алтари). 15 июля 1902 г. чин освящения храма совершил еп. Астраханский Георгий (Орлов) в сослужении прав. Иоанна Кронштадтского. Прав. Иоанн сослужил еп. Георгию и 29 сент. 1903 г. при освящении правого придела во имя свт. Николая Чудотворца. 28 нояб. 1904 г. еп. Георгий освятил левый придел во имя свт. Алексия Московского. Астраханский собор стал первым в Н. Поволжье храмом в визант. стиле. Проектируя его, К. воспроизвел ту же композицию тетраконха, что и при строительстве ц. в честь иконы Божией Матери «Милующая», но увеличил высоту сооружения, что придало зданию столпообразный ступенчатый силуэт. Доминирование массивного барабана и купола подчеркнуто отсутствием боковых глав, малыми размерами уплощенных боковых конх и апсиды, скромным масштабом колокольни над притвором. Здание отличается сильно раскрепованными порталами с тяжелыми архивольтами, обильными горизонтальными членениями, пластичной аркатурой барабанов. Комиссию привлекла «изящная внешность» храма, хотя она и отметила, что внутри вид на иконостас из боковых приделов загорожен пилонами. Основной объем храма 4-столпный, квадратный в плане. Одноярусные резные иконостасы были изготовлены в рус. стиле. В 1924 г. храм получил статус собора; был закрыт в 1939 г., восстановлен в 1999-2001 гг., освящен в окт. 2002 г.

Церковь Богоявления на Гугуевском о-ве в С.-Петербурге. 1892–1899 гг.
Церковь Богоявления на Гугуевском о-ве в С.-Петербурге. 1892–1899 гг.

Церковь Богоявления на Гугуевском о-ве в С.-Петербурге. 1892–1899 гг.

Первой монументальной постройкой К. в рус. стиле стала ц. Богоявления на Гутуевском о-ве в С.-Петербурге, возведенная для портовых служащих в память «чуда в Борках» и события 29 апр. 1891 г. (спасение наследника цесаревича Николая при нападении на него в г. Оцу, Япония) (Двинская ул., 2; 1892-1899). Церковь на 1,4 тыс. чел. (высотой 42 м) спроектирована при участии гражданского инженера Б. К. Правздика. Финансировал постройку И. А. Воронин, предварительно договорившись об устройстве семейной часовни-усыпальницы под алтарем Богоявленской ц. Вероятно, сотрудничество с К. удовлетворило фабриканта, поскольку зодчий в дальнейшем трудился по его заказу на постройке церквей в с. Гора-Валдай Петергофского у. С.-Петербургской губ. и в погосте Кукобое Пошехонского у. Ярославской губ., а также Выборгской бумагопрядильной мануфактуры акционерного об-ва «Воронин И. А., Лютш и Чешер» в С.-Петербурге: фабрики Гука (Кантемировская ул., 3; 1892-1896) и главного корпуса (Выборгская наб., 51; 1900). Богоявленский храм был заложен в годовщину спасения цесаревича в Оцу (29 апр. 1892), вчерне готов в 1897 г. 29 апр. 1899 г. митр. Антоний (Вадковский) и прав. Иоанн Кронштадтский освятили главный придел, 18 июля был освящен придел прп. Иоанна Постника, названный в честь небесного покровителя жертвователя, потратившего на строительство и убранство 300 тыс. р. Одноглавый центричный храм в московском стиле XVII в. завершен огромным барабаном с гигантской луковичной главой и шатровой со слухами колокольней над притвором. Вероятно, его композиция была заимствована зодчим из проекта ц. Христа Спасителя на месте крушения в Борках (Р. Р. Марфельд, 1891-1894 гг.; не сохр.). План здания близок к крестообразному, более вытянут по линии «запад-восток». Высокая паперть с гранитной лестницей, ограниченной такими же рундуками, через перспективный портал ведет в притвор с колокольней над ним, далее расположены трапезная, основной объем и алтарь. Сев. и юж. приделы завершались барабанами с шатрами, луковичными главками и прорезными крестами. В центре охватывающей алтарь низкой галереи - часовня с лестницей, ведущей в усыпальницу. В декоре Богоявленской ц. были использованы узорочье, созданное путем тески или с помощью лекального кирпича, различные приемы кладки, майоликовые изразцовые фризы, заполнения полей кокошников полихромными рисунками заводов М. С. Кузнецова (на его же фабрике был изготовлен одноярусный фаянсовый иконостас), мозаики мастерской В. А. Фролова; иконы для храма написал А. М. Постников, фрески - А. С. Славцов. Церковь закрыта в 1935 г., в аварийном состоянии возвращена в 1991 г., восстанавливается.

В 1895-1904 гг. К. руководил постройкой одного из самых значительных храмов России периода царствования имп. Николая II - придворного собора апостолов Петра и Павла в Петергофе с церковно-приходской школой и электростанцией по проекту архит. Султанова. Как «главный архитектор Петергофского собора» К. проявил себя выдающимся инженером-строителем. Собор представляет собой программное произведение «московско-ярославского», или «романовского», стиля и отличается полихромией и уникальным узорочьем, характерными для XVII в.

Церковь Успения Пресв. Богородицы на Васильевском о-ве в С.-Петербурге. 1895–1900 гг.
Церковь Успения Пресв. Богородицы на Васильевском о-ве в С.-Петербурге. 1895–1900 гг.

Церковь Успения Пресв. Богородицы на Васильевском о-ве в С.-Петербурге. 1895–1900 гг.

15 авг. 1895 г. состоялась закладка ц. Успения Пресв. Богородицы на подворье Киево-Печерской лавры в С.-Петербурге, которая строилась по проекту лично наблюдавшего за постройкой К. при участии Правздика (наб. Лейтенанта Шмидта, 27). 18 дек. 1897 г. митр. Киевский Иоанникий (Руднев) освятил главный придел, работы были завершены в 1900 г. Основной объем квадратной в плане церкви завершен массивным луковичным пятиглавием. С востока к нему примыкают 3 мощные полуциркульные апсиды, также завершенные луковичными главками, с запада - притвор (с крыльцом, выходящим на сев. сторону и обращенным к набережной). Архитектор указывал, что «фасады здания проектированы кирпичные, в мотивах русской церковной архитектуры» (Постройка храма и переустройство прочих зданий. 1900. С. 17). Каждый фасад разделен мощными лопатками на 3 части, на них опираются 4 пересекающиеся арки, главный южный фасад, выходящий на набережную, выделяется за счет большого окна. Новаторство автора проявилось в применении пересекающихся арок с пролетом в 21 м для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов, создать обширное внутреннее пространство без опор на 2 тыс. чел. и видеть процесс богослужения, находясь в любой точке храма. Во время строительства (осенью 1896) К. принял решение выполнить перекрещивающиеся арки не из кирпича, а единым пролетом из монолитного бетона, что намного ускорило работу. Впервые в С.-Петербурге купола церкви были облицованы листами алюминия. Главный купол украшен рельефным орнаментом из сусального золота, кокошники фасадов - полихромными изразцами и майоликой. Фасады отделаны серым гранитом (цоколь), белым радомским песчаником из Польши и желтым прессованным кирпичом завода М. В. Нестерова в Риге (для карнизов и тяг использованы 14 сортов лекального кирпича). Полы выложены зигерсдорфской плиткой. Впосл. эти материалы К. использовал и в др. постройках. Притвор храма соединен с 2-этажным жилым корпусом на набережной (с идентичным декором) - покоями Киевского митрополита и начальника подворья. Первый этаж оформлен ширинками и наличниками с замковыми камнями, колонками с капителями, второй (с еще более дробным декором) - наборными наличниками с килевидными кокошниками в навершии, профилированными карнизами, лопатками с ширинками между оконными проемами. Обширные хоры собора разделены на 3 части, одна из которых была предназначена как моленная для митр. Флавиана (Городецкого), когда он не участвовал в службе, и соединена с жилым корпусом. Комплекс подворья включал также внутреннее полукаре братских корпусов и трапезной с садом, надстроенный старый корпус (по 15-й линии Васильевского о-ва) и характеризовался как одно из лучших сооружений в рус. стиле. Церковь является архитектурной доминантой в панораме не только Васильевского о-ва, но и всей дельты Невы. В янв. 1935 г. Успенский храм был закрыт, возвращен Церкви в июне 1991 г. как подворье Свято-Введенской Оптиной пуст., основные реставрационные работы завершены в 2014 г.

Казанский собор Даниловского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря. 1901–1918 гг.
Казанский собор Даниловского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря. 1901–1918 гг.

Казанский собор Даниловского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря. 1901–1918 гг.

В 1894 г. близ г. Данилова Ярославской губ., «на Горушке», был учрежден Даниловский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь. Летом 1900 г. технико-строительным комитетом при хозяйственном управлении Синода был рассмотрен и одобрен проект К. на постройку 3-придельного соборного Казанского храма. Есть предположение о том, что проект был заказан К. прав. Иоанном Кронштадтским. В 1901 г. из бутового камня был заложен фундамент собора, к 1908 г. строительство было доведено до карниза, но из-за нехватки средств было остановлено. Зная о ситуации, К. советовал настоятельнице покрыть кровлю во избежание разрушения стен. Работы возобновились лишь 21 июня 1915 г. трудами игум. Марии (Пирожковой), а также будущего патриарха Московского и всея России свт. Тихона и митр. Агафангела (Преображенского), к-рые и освятили собор 16 сент. 1918 г. Величественный храм, построенный в рус. стиле XVII в. из кирпича, близок к проекту Успенской ц. Киево-Печерского подворья в С.-Петербурге, имеются отличия в оформлении апсид и входов. Кубический объем собора поставлен на мощный цоколь и увенчан пирамидально расположенными 5 главами на барабанах (центральный крупный, световой, с 16 окнами; в северо-зап. помещена звонница). С востока к нему примыкают 3 полуциркульные апсиды (нижнюю часть центральной апсиды охватывает галерея), с запада - притвор, равный по ширине храму. Основной объем декорирован в стиле «узорочья» XVII в. (профилированные кокошники, карнизы, ширинки на лопатках, колонки, валики, греч. кресты). Важными и типичными для К. мотивами декора являются тройные полуциркульные окна с навершиями из килевидных кокошников, разделенные 3/4 колонками с муфтами и заключенные между широкими лопатками, декорированными ширинками. Мотив щипца - один из самых распространенных в декоре. Центральные прясла фасадов с 3 сторон выделены ризалитами и завершены гигантскими килевидными кокошниками. Такой же кокошник венчает и вост. фасад. Широкие пояса поребрика делят фасады на горизонтальные ярусы. Полуциркульные двойные и тройные окна оформлены наличниками с килевидными кокошниками; ряды кокошников также украшают верхние части фасадов, по 2 ряда помещено в основании барабанов глав. В том же стиле сооружены с запада, севера и юга одинаковые крыльца с щипцовым верхом и висячими гирьками по центральной оси. На открытую площадку перед главным, зап. входом ведет широкая лестница. Апсиды и барабаны глав оформлены полуциркульными окнами и «романо-византийскими» аркатурно-колончатыми поясами. При постройке Казанского собора, как и в Успенской ц. в С.-Петербурге, была применена система перекрещивающихся железобетонных арок с большим пролетом. Пилоны, служащие опорами для арок, декорированы парными колоннами и лепными карнизами. На 2-м этаже высокого притвора размещались хоры. Храм возвращен РПЦ в 1988 г.; в 1992 г. открыт как приходской; в 2002 г. принято решение о возрождении мон-ря.

К Успенской ц. и Казанскому собору близок по архитектуре Свято-Николаевский морской собор в Либаве (ныне Лиепая, Латвия). Он был заложен 4 июня 1900 г. в р-не Кароста порта им. имп. Александра III и освящен 22 авг. 1903 г.; оба раза в церемонии участвовал имп. Николай II, к-рый внес значительные пожертвования наряду с военным ведомством (общая стоимость постройки составила 500 тыс. р.). К. спроектировал собор и осуществлял общее руководство строительством. Пятиглавый храм на 2,5 тыс. чел. отличается от аналогов высокой колокольней, расположенной над центральным входом. К боковым фасадам примыкают крыльца, завершенные щипцами, с востока - полуциркульная в плане апсида. Барабаны декорированы аркатурно-колончатыми поясами, в основании барабанов расположены 2 яруса кокошников. Фасады завершены массивными килевидными кокошниками и выделены тройными окнами. Над куполами храма были установлены ажурные кресты, центральный - с якорем. Собор стоит на высоком бетонном основании, облицованном гранитом и песчаником. Стены выложены из красного кирпича и облицованы желтым фигурным кирпичом, декорированы в формах XVII в. (кокошники, ширинки, колонки и т. д.). Юж. придел был освящен в честь Богоявления, северный - во имя свт. Алексия, митр. Московского. Четыре фронтона собора украшены надписями из Свящ. Писания и мозаичными иконами. Ширинки заполнены майоликой. Внутри собор хорошо освещен и вместо колонн имеет 4 дугообразные перекрещивающиеся арки, удерживающие свод с куполом и центральный барабан. Храм отличался богатым внутренним убранством: иконы в золоченых киотах, 3 двухъярусных иконостаса. На солею, огражденную коваными решетками, из приделов вели 3 мраморные лестницы. На перекрестиях арок свисали 4 бронзовых паникадила. Трехъярусный резной иконостас в рус. стиле XVII в., подаренный императором (1903, мастерская П. Е. Абросимова, художники М. М. Васильев, Ф. Р. Райлян), после закрытия собора (1936) был перевезен в Ригу и установлен в соборе Рождества Христова, а в 1962 г. перенесен в Свято-Троицкий собор рижского Троице-Сергиева мон-ря. Собор возвращен РПЦ в сент. 1991 г., освящение центрального алтаря состоялось 20 июля 1997 г.

Свято-Николаевский морской собор в Лиепае (Латвия). 1900–1903 гг.
Свято-Николаевский морской собор в Лиепае (Латвия). 1900–1903 гг.

Свято-Николаевский морской собор в Лиепае (Латвия). 1900–1903 гг.

25 сент. 1898 г. имп. Александром III в г. Батум был заложен собор во имя его небесного покровителя блгв. кн. Александра Невского, в память 10-летнего окончания русско-тур. войны, в результате к-рой город был присоединен к Российской империи. Архитектором собора был К., император внес уточнения в проект. Собор был освящен 6 дек. 1906 г. и передан военному ведомству. Грандиозный храм называли «самым прекрасным зданием в Батуме», он доминировал в панораме города. В композиции пятиглавого собора выделялись массивная центральная луковичная глава и высокая шатровая колокольня, соединенная трапезной с основным объемом. В основе плана лежал крест, боковые главы располагались крестообразно. С востока были пристроены полуциркульная в плане апсида и компартименты по ее сторонам. Нижний ярус окружала галерея. Декор был выполнен в стиле рус. коврового «узорочья» XVII в. Собор был закрыт в 1921 г. и в 1931 г. разрушен.

Церковь Св. Троицы в с. (ныне деревня) Гора-Валдай (1899-1903) К. строил как усадебный храм Воронина. Закрытый в 30-х гг. XX в. и утративший внутреннее убранство храм восстанавливается с 1999 г. Прямоугольная в плане церковь завершена массивной луковичной главой и высокой шатровой колокольней над трапезной, отличается вертикалью композиции, наличием высокой центральной 5-гранной апсиды и 2 низких боковых компартиментов, квадратных в плане. Боковые фасады в 3 оси разделены лопатками, поля к-рых заполнены ширинками. Верхний ярус отделен профилированным антаблементом, членения завершаются полуциркульными кокошниками. Боковые крыльца, типичные для зданий, возводимых по проектам К., завершены высокими щипцами. Барабан оформлен аркатурно-колончатым поясом, в его основании - пояс килевидных кокошников.

В 1900-1906 гг. на средства рабочих и администрации с.-петербургского Путиловского завода (просп. Стачек, 48) была построена ц. во имя свт. Николая Чудотворца и царицы мц. Александры (Путиловская) в память коронования государя. К. составил проект храма на 2,3 тыс. чел. «в русском стиле, наподобие древнехристианских базилик». Храм имеет нетипичную для архитектуры К. базиликальную композицию, восходящую к проектам А. М. Горностаева, Д. И. Гримма и Х. И. Грейфана. Над притвором 2-этажной 3-нефной базилики возвышалась шатровая колокольня, над вост. частью - компактное луковичное пятиглавие. Вост. часть была фланкирована 2 объемами приделов, завершенных также луковичными главками. Храм имел открытую кладку из красного кирпича и декор в стиле «узорочья» XVII в. Закладка состоялась 1 июля 1901 г., главный престол был освящен 9 мая 1906 г., в том же году освятили приделы во имя блгв. кн. Александра Невского и апостолов Петра и Павла. Интерьер новой церкви был выдержан в древнерус. стиле; нефы разделены арками, опирающимися на колонны. Церковь закрыта в 1925 г., полностью перестроена в духе конструктивизма по проекту А. С. Никольского, ученика К., под заводской клуб, после войны - в формах «сталинского ампира». Восстанавливается с 2005 г.

В 1901-1905 гг. по проекту К. (расчет свода выполнил инженер-архит. П. П. Трифанов) на средства помещицы Н. И. Гирс была построена ц. ап. Иоанна Богослова при бумагопрядильной фабрике (совр. пос. Ивановское Кингисеппского р-на Ленинградской обл.). Пятиглавый, с 2-ярусной шатровой колокольней и трапезной кирпичный храм был украшен в стиле XVII в. (аркатурно-колончатые пояса на четверике, являющемся основанием утраченного первоначального пятиглавия, килевидные кокошники, ширинки, балюстрады, колонки, арочки), ряд декоративных элементов выполнен из бетона. Закрытый в 1936 г., полуразрушенный храм восстанавливается с 2004 г.

Морской собор во имя свт. Николая Чудотворца в Кронштадте. 1902–1913 гг.
Морской собор во имя свт. Николая Чудотворца в Кронштадте. 1902–1913 гг.

Морской собор во имя свт. Николая Чудотворца в Кронштадте. 1902–1913 гг.

В 1903 г. К. спроектировал Богоявленскую часовню у С.-Петербургских ворот в Кронштадте, заложенную в память 200-летия города. Скромное по масштабам сооружение богато декорировано в стиле XVII в.: 8-гранный шатер покрыт полихромной черепицей и увенчан золоченой луковицей. В основании здания - гранитный цоколь, шатер поставлен на кокошники из серого гранита. Часовня восстановлена к 300-летию города.

В 1904-1910 гг. К. на пожертвования Е. М. Ивановой и И. С. Сорокиной построил в С.-Петербурге подворье староладожского Успенского женского монастыря c ц. Казанской иконы Божией Матери (Нарвский просп., 1). Закладка каменного 3-придельного храма состоялась 10 июля 1905 г. 22 дек. 1909 г. был освящен придел свт. Николая Чудотворца, 17 янв. 1910 г.- правый придел прп. Серафима Саровского, 11 окт.- главный престол. Комплекс сооружен на сложном по конфигурации угловом участке и является местной градостроительной доминантой. Отдельно стоящая шатровая колокольня с необычным «уплощенным» планом, декорированная слухами, поставлена непосредственно на углу Старо-Петергофского и Нарвского проспектов. Под ней находилась проездная арка, справа к ней примыкает часовня, освященная в 1995 г. во имя Новомучеников и исповедников Российских. Пятиглавый с луковичными завершениями храм поставлен вдоль Нарвского просп. Его юж. и сев. фасады завершены излюбленным К. массивным килевидным кокошником и выделены огромным окном. Три полуциркульные алтарные апсиды украшены аркатурно-колончатыми поясами. Отделка, среди к-рой также выделяются профилированные карнизы, выполнена с помощью облицовочного кирпича и бетона в стиле «узорочья» XVII в. Богато декорированный (ширинки, карнизы, колонки и др.) входной портал соединяет храм с 2-этажным в 5 осей келейным корпусом. Переход в корпус имеется также на уровне хор. Казанский храм - бесстолпный, пара 3-центровых поперечных арок поставлена на короткую ось. Церковь была закрыта в 1935 г., в авг. 1989 г. передана под подворье Валаамского Спасо-Преображенского муж. монастыря. Основные восстановительные работы завершены в 1994 г., новый этап реставрационных работ начался в 2008 г.

Самым выдающимся произведением К. стал Морской во имя свт. Николая Чудотворца собор в Кронштадте (Якорная пл., 5; 1902-1913) - храм-памятник рус. морякам. В нем К. повторил (с иным соотношением частей) композицию купольной базилики к-польского храма Св. Софии. В расчетах принимали участие Вл. А. и Г. А. Косяковы. Собор высотой 70,6 м с гигантским центральным куполом (диаметр 26,7 м) стал архитектурной доминантой Кронштадта. Для храма К. выполнил рисунки предметов утвари, хоросов и светильников, проект резного беломраморного иконостаса в византийском стиле (скульптор Н. А. Попов), а также благоустроил прилегающую Якорную площадь (1913). Однокупольная церковь-часовня свт. Николая Чудотворца при анатомическом театре Морского госпиталя в Кронштадте (ул. Мануильского, 2б; 1905), возведенная К. в визант. стиле, отличается скромными размерами и отделкой (арочные окна).

Казанская церковь в С.-Петербургском Новодевичьем в честь Воскресения Христова мон-ре. 1908–1913 гг.
Казанская церковь в С.-Петербургском Новодевичьем в честь Воскресения Христова мон-ре. 1908–1913 гг.

Казанская церковь в С.-Петербургском Новодевичьем в честь Воскресения Христова мон-ре. 1908–1913 гг.

Завершила визант. тему в творчестве К. церковь-усыпальница в честь Казанской иконы Божией Матери санкт-петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Христова женского монастыря (Московский просп., 100; 1908-1913). На стилистику сооружения, вероятно, повлияли увиденные К. в Стамбуле собор Св. Софии и ц. святых Сергия и Вакха. Строительство церкви началось практически сразу после одобрения проекта Синодом 15 апр. 1907 г. на средства мон-ря и купцов Пантелеева и Кашинцева. 8 июня 1908 г. состоялась закладка церкви. В течение 1907 г. был сделан бетонный фундамент, цоколь буд. здания облицован серым гранитом, устроены 350 2-ярусных склепов из железобетона. Из него же соорудили и склепы снаружи буд. усыпальницы. Церковь представляет собой в плане квадрат с 3 полуциркульными апсидами. Утрированная тяжеловесность, приземистость 5-купольного 3-придельного храма намеренно остро контрастирует с эстетизированным декором, к-рый выполнен в стиле модерн, но ориентирован также на визант. и, в меньшей степени, на древнерус. (росписи) искусство. Фасады, барабаны центрального купола и сильно пониженных 4 малых глав украсили орнаменты из майолики. В оформлении фасадов имитирована визант. кладка со скрытым рядом. Три портала украшены резьбой, выполненной по бетону с использованием мозаичных вставок (символические изображения евангелистов, виноградной лозы, птиц). Из Германии были привезены облицовочный кирпич и красная глазурованная черепица, к-рой был покрыт храм (историческая кровля ныне утрачена). Центральное пространство храма - октагональное, перекрыто очень большим в диаметре куполом. Подобно к-польской ц. Св. Софии оно окружено боковыми 2-ярусными галереями. Стены внутри были облицованы панелями из темно-зеленого мрамора, из него же был сделан иконостас. Искусственным мрамором отделаны колонны, которые поддерживают галереи 2-го этажа и купольную конструкцию. Николаевский Морской собор в Кронштадте и Казанскую ц. можно считать вершинами и итогом развития визант. стиля в рус. архитектуре.

Церковь Нерукотворного образа Спасителя в совр. с. Кукобой Первомайского р-на Ярославской обл. построена К. в 1909-1912 гг. на средства местного уроженца Воронина (предположительно К. является и автором проекта 2-этажной богадельни в Кукобое). Церковь строилась преимущественно местными мастерами. Кирпич для облицовки привозили из Финляндии. Церковь, освященная архиеп. свт. Тихоном (Беллавиным) в мае 1912 г., имела приделы Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца. Бесстолпный храм на подклете построен в традициях рус. зодчества XVII в. Над основным объемом возвышаются 5 световых барабанов с луковичными главами. Центральный барабан крупнее, чем боковые, почти примыкающие к нему. Над зап. частью - шатровая колокольня, к-рую фланкируют шатры на вытянутых граненых барабанах, завершенные небольшими главками, в их основании помещены 2 ряда полуциркульных кокошников. С востока поставлены 3 полуциркульные в плане разновысотные алтарные апсиды, центральная окружена в нижнем ярусе галереей (аналогично собору Казанского монастыря в Данилове). Они оформлены аркатурно-колончатыми поясами. Боковые и вост. фасады завершены массивными кокошниками сложного профиля. Поля кокошников боковых фасадов заполнены огромными окнами, фланкированными лопатками с ширинками, в завершении применен мотив висячих гирек (отделка фасадов напоминает Казанскую ц. Староладожского подворья). Крыльца со щипцовыми завершениями и висячими гирьками находятся по сторонам притвора. Определенная сдержанность декора боковых фасадов основного объема и особенности композиции сближают архитектуру храма с церковью Поречской монастырской общины в С.-Петербургской губ. После революции храм закрыт, интерьер и сложная система отопления уничтожены. Возвращен РПЦ в 1989 г.

Церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя в с. Кукобой Ярославской обл. 1909–1912 гг.
Церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя в с. Кукобой Ярославской обл. 1909–1912 гг.

Церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя в с. Кукобой Ярославской обл. 1909–1912 гг.

Последние церковные сооружения К. имеют черты неорус. стиля. Церковь Покрова Пресв. Богородицы Поречской жен. общины (совр. дер. Козья Гора Сланцевского р-на Ленинградской обл., 1904-1908) с приделами апостолов Петра и Павла (1913), свт. Николая Чудотворца и прп. Максима Исповедника (1916) построена по проекту К. в формах эклектики, но ясность композиции, сдержанный декор оштукатуренных фасадов свидетельствуют об учете зодчим новых тенденций в церковной архитектуре. Здание имеет базиликальную композицию; вост. его часть представляет собой четверик, завершенный небольшим компактным луковичным пятиглавием, имеющим декоративный характер. К нему с востока примыкает полукруглая апсида, по сторонам - граненые компартименты. Над главным входом развитый объем притвора венчает шатровая колокольня с 3 ярусами слухов, к-рую фланкируют небольшие шатры на вытянутых барабанах. С запада, юга и севера - традиционные для К. 3 крыльца с щипцовыми завершениями. Оформление фасадов представлено обрамлениями арочных окон и декоративными карнизами. Храм не действовал с 1937 по 1942 г., но частично сохранил внутреннее убранство, в частности резные деревянные золоченые иконостасы и часть киотов в стиле рус. «узорочья».

Неосуществленный проект постройки правосл. церкви при Рус. дипломатической (духовной) миссии в Сеуле (1904, 1910) (РГИА. Ф. 835) представляет собой 1-й пример обращения К. исключительно к формам неорус. стиля. Одноглавый центричный храм, в основе плана которого - квадрифолий, должен был иметь щипцовое завершение фасадов, столпообразную звонницу псковского типа над притвором, полуциркульную в плане алтарную апсиду и соответствующий декор, однако был спроектирован симметричным и в достаточно суховатых формах. Др. примером является «купеческая» ц. свт. Николая Чудотворца в Лоцманском селении (совместно с Вл. А. Косяковым; ныне в черте пос. Лебяжье Ломоносовского р-на Ленинградской обл., Приморская ул., 18; 1913-1917). Прямоугольная в плане базиликального типа церковь имела завершение в виде глухого луковичного пятиглавия (утрачено) и шатровой колокольни над притвором. Храм оштукатурен, отличается сдержанным асимметричным декором в неорус. стиле: крыльца «псковского» типа, оконные наличники, пояс бегунца в завершении высокой центральной апсиды, оформление яруса звона, круглые столбы и «готические» нишки в интерьере. Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым сводом.

Ряд храмовых сооружений К. не сохранился до наст. времени. К. совместно с А. И. Носалевичем в 1904 г. спроектировал деревянную ц. Христа Спасителя в рус. стиле у ст. Дюны. В Поречской общине К. спроектировал трапезную ц. прп. Серафима Саровского (1904-1905, сгорела в 1944). Церковь свт. Николая Чудотворца близ ст. Саблино (в совр. пос. Ульяновка Тосненского р-на Ленинградской обл.) была построена в 1906-1908 гг., закрыта в 1933 г., в 1943 г. сгорела (на его фундаментах в 2002-2003 построена часовня во имя св. царевича Алексия). В 1908-1909 гг. К. совместно с Г. А. Косяковым осуществил проект устройства нижней Никольской ц. в ц. блж. Андрея Юродивого при доме призрения А. И. Тименкова и В. А. Фролова (С.-Петербург, Арсенальная наб., 5; не сохр.).

Из-за нехватки средств не был реализован составленный К. проект (1902) каменного храма на 1,2 тыс. чел. в московско-ярославском стиле XVII в. при морском и сухопутном артиллерийских полигонах на Пороховых близ С.-Петербурга. В 1911 г. К. спроектировал каменную церковь в с. Коваши Петергофского у. (вероятно, также не построена).

К 1910 г. относится один из самых значительных проектов К.- военный собор апостолов Петра и Павла на Петровской горе в Выборге, возведенный в память 200-летия присоединения города и крепости к России. Проект 5-главого храма был выполнен в стиле монументального ретроспективизма, с достаточно сдержанным декором. Закладка произошла в 1910 г., здание было доведено почти до карниза, но когда город оказался в составе независимой Финляндии, постройка в 20-х гг. XX в. была разобрана и на ее фундаментах соорудили архив.

Церковь Покрова Пресв. Богородицы в дер. Козья Гора Ленинградской обл. 1904–1908 гг.
Церковь Покрова Пресв. Богородицы в дер. Козья Гора Ленинградской обл. 1904–1908 гг.

Церковь Покрова Пресв. Богородицы в дер. Козья Гора Ленинградской обл. 1904–1908 гг.

В разное время К. принимал участие в перестройке и реконструкции ряда столичных храмов. В 1893 г. он спроектировал двукратное расширение Преображенской ц. при 1-й гимназии (ул. Правды, 11), освященной 3 сент. 1895 г. в память события в Оцу. Выполнил перестройку зданий Благовещенского синодального подворья с домовой Никольской ц. (8-я линия Васильевского о-ва, 61; 1898-1899) в русском стиле XVII в. (освящена 18 дек. 1899); утварь была изготовлена в Москве фабрикой Постникова по рисункам К.

К. спроектировал 2 притвора к колокольне, иконостас и переделки в 1-м ярусе Крестовоздвиженской (Николо-Труниловской) ц. (Б. Посадская ул., 12; 1903-1905, совместно с А. И. Аккерманом; были осуществлены по проекту К., не сохр.). В 1905-1908 гг. К. и Г. А. Косяков сделали проект надстройки 3-го этажа над классицистическим зданием Николаевского дома призрения престарелых и увечных граждан (Расстанная ул., 20; 1831-1833, архит. А. Ф. Щедрин). Там была устроена новая Никольская ц. на 2 тыс. чел. в стилистике рус. ампира - единственный неокласcицистический церковный проект К. (освящена 7 дек. 1908).

К. является автором проекта деревянной Никольской ц. в пос. Лебяжье. Построенная кронштадтскими лоцманами в 1902 г. и освященная прав. Иоанном Кронштадтским в 1903 г., она находится в обширном деревянном 2-этажном доме, богато декорированном накладной пропильной резьбой с элементами рус. народной архитектуры. Предположительно К. и военному инженеру Н. К. Герле принадлежит проект Никольской часовни-церкви для отпеваний при Анатомическом ин-те Имп. военно-медицинской академии (1911) в «русско-романском» стиле (восстанавливается с 2002).

Сохранились и гражданские сооружения К. в С.-Петербурге: в формах эклектики неоренессанса (доходный дом Я. А. Леванта, 7-я Красноармейская ул., 18; 1897; надстройка дома при ц. святых Симеона и Анны, Моховая ул., 46; 1901); рациональной архитектуры (здание 1-го реального уч-ща имп. Александра III, 12-я линия Васильевского о-ва, 5; 1900-1901); модерна (напр., доходный дом П. Т. Бадаева, ул. Восстания, 19; 1904-1906, совместно с Г. А. Косяковым); модернизированного неоренессанса (напр., здание Благородного собрания, Итальянская ул., 27; 1912-1914, совместно с Вл. А. и Г. А. Косяковыми).

По воспоминаниям современников, К. был человек «мягкий, заботливый и в то же время принципиальный, руководствовался своей совестью и высокими идеалами», поддерживал неимущих студентов. Несмотря на то что в авг.-окт. 1918 г. он был арестован и его сын также находился в заключении, К. ходатайствовал перед А. В. Луначарским о помиловании прот. М. П. Чельцова, М. В. Красовского, А. К. Павловского.

К. умер от голода, был погребен на Новодевичьем кладбище, вероятно, у стен Казанской ц., могила утрачена. После смерти К. правление ИГИ отмечало, что его наследие может служить «неисчерпаемым материалом и лучшим образцом при занятиях подрастающих поколений русских зодчих». Выдающийся профессионализм К. способствовал развитию не только национального стиля, но и архитектурного образования в России.

10 окт. 2007 г. у стен Казанского храма Новодевичьего монастыря состоялось торжественное открытие закладного камня в память 145-летия со дня рождения К. (проект А. Новикова). 21 июня 2008 г. на средства, собранные сотрудниками и студентами СПбГАСУ, у зап. стены Казанской ц. открыт памятник К. в виде стелы из красного гранита (автор Н. Кобцев).

Арх.: ЦГИА СПб. Ф. 184. Оп. 2. Д. 299.
Соч.: Новый храм в С.-Петербургской галерной гавани в память дня священного коронования государя имп. Александра III. СПб., 1887; О перестройке Екатерининской Екатерингофской ц. и о некоторых особенностях бывшей ее конструкции. СПб., 1896; Сб. ст. по службам и хозяйственной архитектуре: По лекциям... СПб., 1897; Гражданская архитектура: Сб. ст. по устройству крыш, лестниц, отверстий в стенах и громоотводов по лекциям. СПб., 1898, 19002; Постройка храма и переустройство прочих зданий подворья Киево-Печерской лавры в С.-Петербурге. СПб., 1900; Курс сельскохозяйственной архитектуры, читаемый студентам... СПб., 1900; Сельскохозяйственная архитектура (Службы): Курс лекций. СПб., 19042; О постройке церквей // Тр. 3-го Съезда рус. зодчих, состоявшегося в Петербурге в 1900 г. СПб., 1905. Отд. 2. С. 107-119; О школах десятников по строительному делу в России // Там же. Отд. 5. С. 1-17; Никольский дом призрения престарелых и увечных граждан в С.-Петербурге // Зодчий. СПб., 1910. № 15. Табл. 14-15. Опис. С. 168-169 (совм. с Косяковым Г. А.); Постройка Кронштадтского Морского собора // Тр. 4-го Съезда рус. зодчих, состоявшегося в Петербурге с 5 по 12 янв. 1911. СПб., 1911. С. 128-137.
Лит: Барановский Г. В. Юбилейный сб. сведений о деятельности бывш. воспитанников ин-та гражданских инженеров, 1842-1892. СПб., 1892. Вып. 1. С. 167; он же. Морской собор в городе Кронштадте: Проект гр. инж. Вас. А. Косякова // Известия / Об-во гражданских инженеров. СПб, 1903. № 1-2. Янв.-апр. С. 117-124; Алексеев А. И., прот. Церковь во имя Милующей Божией Матери. СПб., 1902; Памятник 900-летия Крещения Руси храм Св. Князя Владимира в г. Астрахань. Астрахань, 1903; Морской собор в Кронштадте, 1903-1913. [СПб.], б. г.; [Лебединский П. А., прот.]. Богоявленская Гутуевская церковь. СПб., 1913; Чельцов М., прот. Воспоминания смертника о пережитом. М., 1995. С. 7, 13, 21-22, 55-56; Архитекторы-строители С.-Петербурга. СПб., 1996. С. 171-172; Кутейникова Н. С. В. А. Косяков - выдающийся храмостроитель России рубежа XIX-XX ст. // Она же. Мозаика. СПб., 1997. С. 61-72 (То же // Морской собор в Кронштадте. М., 1998. С. 127-177); Исаченко В. Г. Братья Косяковы // Зодчие Санкт-Петербурга XIX - нач. XX в. СПб., 1998. С. 647-665; Никитина Н. Успенское Подворье ставропигиального мон-ря Введенская Оптина пуст. СПб.; Козельск, 1998; Шумский А. П. Главный храм-памятник Рос. флота. СПб., 1998. С. 29-62; Семенова-Честнова И. Монастырские подворья в творчестве архитекторов Вас. А. Косякова и А. П. Аплаксина // Петербургские чт. 98-99. СПб., 1999. С. 255-260; Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта. СПб., 2004. С. 147-182, 195; Савельев Ю. Р. «Византийский стиль» в архитектуре России: 2-я пол. ХIХ - нач. ХХ в. СПб., 2005; он же. Искусство историзма и гос. заказ. М., 2008; Земля Невская Православная: Правосл. храмы пригородных районов С.-Петербурга и Ленинградской обл. / Авт.-сост.: В. В. Антонов, свящ. А. Берташ и др. СПб., 2006; Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России, сер.- нач. ХХ в. СПб., 2006; Лисовский В. Г. Архитектура России XVIII - нач. XX в.: Поиски нац. стиля. М., 2009. С. 320-322, 325-326, 336-340, 344-345; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 20103; Загоровская Л. И. Успенское подворье: История и люди. СПб., 2010; Жуков В. Ю. Архитектор Василий Косяков и его постройки: К 150-летию со дня рождения директора ИГИ // Вклад преподавателей и выпускников ИГИ-ЛИСИ-ГАСУ в историю и культуру С.-Петербурга: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / Ред.: В. Ю. Жукова, И. Ю. Лапина. СПб., 2012. С. 9-25; он же. Казанская церковь архит. Василия Косякова в Воскресенском Новодевичьем мон-ре // Там же. С. 34-42; Нечаевская Е. В., Степанова К. А. Главные культовые постройки архит. Василия Антоновича Косякова // Там же. С. 26-33.
Свящ. Александр Берташ
Ключевые слова:
Архитекторы русские Педагоги русские Художники русские Косяков Василий Антонович (1862-1921), архитектор, художник, педагог
См.также:
БЕНУА семья рус. художников и архитекторов
БОНДАРЕНКО Илья Евграфович (1870 - 1947), архитектор, художник, историк архитектуры
БЫКОВСКИЙ Михаил Доримедонтович (1801 - 1885), рус. архитектор, преподаватель, живописец и график
ВАСНЕЦОВЫ братья, рус. художники
ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759 (1760?) - 1814), рус. художник и архитектор
ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 - 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер
ГОРНОСТАЕВ Федор Федорович (1867 - 1915), архит., историк рус. искусства, педагог
АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1884– 1946), рус. хор. дирижер, композитор, педагог