Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 38, С. 269-279 опубликовано: 22 октября 2019г.


КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Космин Яхренский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь на р. Яхреме. Фрагмент иконы «Прп. Косма Яхренский». 2-я пол. XVII в. (ГВСМЗ)
Космин Яхренский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь на р. Яхреме. Фрагмент иконы «Прп. Косма Яхренский». 2-я пол. XVII в. (ГВСМЗ)

Космин Яхренский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь на р. Яхреме. Фрагмент иконы «Прп. Косма Яхренский». 2-я пол. XVII в. (ГВСМЗ)
(Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), находится близ с. Небылого Юрьев-Польского р-на Владимирской обл., при р. Яхрене (Яхроме). В документах именовался по-разному: в XV в.- «Кузмин» мон-рь, в XVI в.- «Пречистые Богородицы Кузмин», в XVII-XVIII вв.- «Успения Пречистые Богородицы Кузмин» или «Козмин», «Козмы Яхренского чудотворца, домовый Козмин», в XIX-XX вв.- «Космин Яхромский» и т. д.

По преданию, основан прп. Космой Яхренским. Скудные сведения об обстоятельствах устроения обители содержатся в Житии преподобного, к-рое составил в 50-60-х гг. XVI в. инок Григорий Суздальский, насельник Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня монастыря. Уроженец г. Владимира, в юности прп. Косма служил у некоего «богобоязнива» господина, который обучил «его книгам и прочим премудростям» (Усачев. 2011. С. 96). Во время болезни господина преподобному явился образ Божией Матери «при источнице Яхрень зовомы и Шахматица нарицаемо» (Щенникова. 2001. С. 56). Согласно Житию, некоторое время прп. Косма пребывал в Киево-Печерском мон-ре, затем вернулся на родину и основал мон-рь с храмом в честь Успения Пресв. Богородицы. Был похоронен в обители. В «Сказании об образе Богородицы Яхромской» из сборника, составленного в 1714-1716 гг., указывается без ссылки на источники точная дата явления иконы - 14 окт. 1482 г. В Житии дата явления не уточняется. В источнике, известном в списках XVII-XVIII вв., приводится дата кончины прп. Космы - 18 февр. 1492 г. и уточняется, что «преставися... в глубокой старости» (Книга глаголемая. С. 214).

Приведенные даты из жизни прп. Космы противоречат хронологии ряда сохранившихся грамот XV в., в которых упоминается К. Я. м. Это тексты 2 грамот из Копийной книги документов Митрополичьей кафедры, составленной в XVI в.: меновная вел. кн. Иоанна III Васильевича с митр. Московским и всея Руси Филиппом I, обменявшим вотчинные земли, на к-рых располагалось «его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку в Воладимерском уезде да Вороново селищо пустышь» (АФЗХ. Т. 1. № 149). Документ не датирован, но по упоминаемым реалиям относится к 1463-1473 гг.

Грамотой от 11 марта 1477 г. митр. Московский и всея Руси Геронтий «пожаловал» игум. Пахомия: «приказал ему ведати воды церковные и Пречистые Богородици» в реках Оке и Клязьме при условии выплаты ежегодного оброка (Там же. № 238). 4 июля 1476 г. составлена духовная насельника суздальского Евфимиева мон-ря инока Сергия (в миру Некваса Семена), по которой он «велел дати по своей душе к Пречистои в Кузмин манастырь рубль» (АСЭИ. Т. 2. № 474). Перечисленные документы свидетельствуют, что К. Я. м. существовал уже ранее сер. XV в. К этому времени его основатель скончался и был прославлен как местночтимый святой и его именем уже называлась обитель. Но к сер. XVI в. при составлении Жития прп. Космы документы о его подвижнической деятельности были утрачены, не было в живых и потомков свидетелей событий.

С кон. XIII и по 2-ю пол. XV в. земли, на к-рых основан К. Я. м., находились в составе т. н. Митрополичьей области, возникшей на северо-востоке Руси в связи с решением в 1299 г. митр. Киевского и всея Руси Максима из-за постоянных набегов татар перенести резиденцию из Киева в г. Владимир-на-Клязьме. Вместе с ним город покинула его свита, состоявшая из духовенства и монашествующих киевских монастырей. По-видимому, с этого периода во владение митрополита перешли вотчины упраздненной Владимиро-Суздальской кафедры во Владимирском и в Юрьевском уездах, располагавшиеся на плодородных землях Ополья. Этими обстоятельствами объясняется осведомленность уроженца г. Владимира, впосл. инока Космы, в существовании Киево-Печерского мон-ря, где был принят общежительный устав и в том, как добраться до этой обители. Возможно, в Печерской обители прп. Косма принял постриг.

Инок Косма был прославлен как местночтимый святой по благословению Суздальских архиереев, в частности, возможно, неслучайно в синодике К. Я. м. упомянуты князья суздальские, архиереи Суздальской епархии, а также настоятели Евфимиева суздальского мон-ря (Владимирские ГВ. 1884. № 5. С. 1).

Летом 1445 г. в окрестностях Владимира воины казанского царевича Мамутяка (Махмуда) «многих избиша и изграбиша, а села пожгоша люди изсекоша, а иных в плен поведоша» (ПСРЛ. Т. 26. С. 197-198). В июне 1445 г. в сражении под стенами Евфимиева суздальского монастыря было разгромлено войско вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного, попавшего в плен к татарам. Очевидно, во время набега мон-рь был разорен и погибли его насельники, были уничтожены хранившиеся в нем книги и документы. Архив К. Я. м. и др. имущество было разграблено в Смутное время (нач. XVII в.). Из царской грамоты владимирскому воеводе следует, что с 80-х гг. XVII в. мон-рь становится домовым патриаршим, в XVIII в.- синодальным. В 1725-1726 гг. К. Я. м., разоренный в период секуляризационных реформ Петра I, был приписан к Волосову во имя святителя Николая Чудотворца монастырю. По штатам 1763-1764 гг., мон-рь был отнесен к 3-му классу. В янв. 1653 г., во время богомольного «похода» во Владимир, К. Я. м. посетил патриарх Московский и всея Руси Никон, «слушал обедню, а после обедни... пожаловал милостыни» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. № 34. Л. 112-113). Впечатления о посещении К. Я. м. в 1836 г. оставил в автобиографических записках архиеп. Тверской и Кашинский Савва (Тихомиров).

Братия

До 2-й пол. XVII в. сохранились лишь случайные сведения о насельниках. В описаниях мон-ря 1665-1675 гг. впервые дается полный список братии: игумен, 4 черных священника, в т. ч. духовник, ризничий, 10 старцев, в т. ч. казначей, конюший, сушильный, житный, пономарь, подкеларник, 2 «крылосных», а также 6 служек. С 1665 по 1675 г. игуменом К. Я. м. был буд. Воронежский епископ свт. Митрофан.

В 1-й пол. XVIII в. состав монашествующих менялся. Наиболее полно сохранились сведения за 30-40-е гг. XVIII в. Кроме игумена в К. Я. м. проживали 2 иеромонаха, 8 монахов, 4 белых священника, белый диакон, послушник и белец-псаломщик. В 50-х - 1-й пол. 60-х гг. XVIII в. состав братии фиксируется «офицерской» описью 1763 г., а также перечислены миряне: 3 колодника, присланные из Канцелярии тайных розыскных дел, 3 сторожа, «канцелярий» (подьячий и келейник), иконописец, 7 конюхов, столяр, повар, 3 скотника, 10 служителей без жалованья, отставные военные - 2 поручика, подпоручик, капрал, 4 солдата, кирасир. В 1759-1766 гг. в К. Я. м. проживали игумен, заштатный игумен, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 5 монахов, 2 белых священника, 3 бельца (пономарь, просвирник, звонарь).

В 1784-1794 гг.- игумен, 9 иеромонахов, 6 монахов, рясофорные иеродиакон и монах, 4 белых священника, 3 белых диакона, белый дьячок и 9 бельцов; с 1798 по 1801 г.- 6 иеромонахов, иеродиакон, рясофорный иеромонах, 5 белых священников, белый диакон, 2 белых дьячка, 5 послушников; в 1849-1852 гг.- 2 иеромонаха, иеродиакон, монах, белый священник, белый диакон, 6 послушников, трудник; в 1899-1905 гг.- 6 иеромонахов, монах, белый священник, 12 послушников; в 1914-1916 гг.- 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, монах, 3 послушника.

До сер. XVIII в. К. Я. м. управлял игумен, во 2-й пол XVIII в. настоятелями кроме игуменов и иеромонахов были и 4 архимандрита, в XIX в.- 2 архимандрита и строитель, в 1900-1917 гг.- 3 архимандрита.

Постройки

До сер. XVII в. соборная церковь в честь Успения Пресв. Богородицы была деревянной, шатровой. Она упоминается в описях 1619 и 1635 гг. Строительство каменного храма историки датируют 1657 г. и связывают с пожалованием К. Я. м. царем Алексеем Михайловичем 300 р. и 100 пудов железа ([Косаткин]. 1906. С. 110; Голубинский. 1998. С. 445; РГИА. Ф. 796. Оп. 25. № 723-А. Л. 57). О строительных работах 50-х гг. XVII в. в описи 1665 г. упомянуто, что «в Козмине монастыре церковь новая Успения Пречистыя Богородицы с приделом о 5 верхах, а в ней посторону придел церковь Николы Чудотворца» (Владимирские ГВ. 1884. № 7. С. 2). По-видимому, точная дата возведения каменного храма указана на свинцовой дощечке, обнаруженной при вскрытии гробницы прп. Космы в 1746 г.: «...церковь плинфонтворная... зачата делати от лета 7163, а совершена и освящена бысть 7165 октября в 13 день на память святых... мученик Карпа и Папилы», освящена в окт. 1656 г. На этой же дощечке без даты указаны приведенные выше сведения о вкладе царя Алексея Михайловича (РГАДА. Ф. 1184. Оп. 1. № 157. Л. 10; РГИА. Ф. 796. Оп. 25. № 723-А. Л. 57). Согласно описи монастыря 1763 г., соборная 5-главая церковь «обита черепицею зеленою... кресты железные». В алтаре храма находился придел в честь Воскресения Христова, упраздненный в 1784 г. (РГАДА Ф. 280. Оп. 3. № 238. Л. 1 об.; ГА Владимирской обл. Ф. 569. Оп. 1. № 109. Л. 6-6 об.). Придел был устроен в память о разоренной в Смутное время (нач. XVII в.) приходской ц. Воскресения Христова с. Небылого, к-рая, несмотря на челобитные крестьян, так и не была восстановлена. В 1863 г. Успенский храм находился в аварийном состоянии, хотя неоднократно проводились ремонтные работы (1788, 1818-1819, 1824, 1831 и 1847). К 1865 г. он был вновь отремонтирован (ОПИ ГИМ. Ф. 195. Оп. № 565. Л. 37 об.- 39 об.; ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 111. № 775. Л. 161). В 60-х гг. XIX в. в храме были заложены входные пролеты и вместо них сооружена паперть.

Вид Космина Яхренского мон-ря. Литография по рис. Д. Струкова. 1864 г.м
Вид Космина Яхренского мон-ря. Литография по рис. Д. Струкова. 1864 г.м

Вид Космина Яхренского мон-ря. Литография по рис. Д. Струкова. 1864 г.м

В 1875 г. по распоряжению епархиального начальства в Успенский собор из Спасской ц. был перенесен придел во имя прп. Космы, т. к. мощи прп. Космы покоились под спудом собора и 1-й посвященный ему придел сооружен в XVII в. именно в этом храме. В 1889 г. придел был перенесен в алтарь церкви, в стене был устроен жертвенник (РГАДА. Ф. 281. Оп. 1. № 2131. Л. 1; ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 109. № 264. Л. 200; № 476. Л. 290 об.).

В описи 1665 г. впервые указана святыня обители - гробница над пребывавшими под спудом мощами прп. Космы у юж. дверей Успенского собора. На гробнице лежал шитый золотом и серебром покров с образом преподобного. Над ней находилась икона прп. Космы в медном окладе с серебряным венцом, украшенным 13 камнями. Нек-рые историки предполагают, что гробница, покров и иконы были перенесены в новую каменную Успенскую ц. из упраздненной и разобранной (при строительстве каменного собора в сер. XVII в.) ц. св. Параскевы Пятницы. В XIX в. покров почитался как самостоятельная икона и находился в Никольской ц.; еще до 1917 г. он поступил в епархиальный музей - Древлехранилище братства св. блгв. Александра Невского, а в нач. XX в.- во Владимирский губ. музей. В 1746 г. по указу Синода было проведено вскрытие гробницы, но она впосл. оставалась на своем месте.

В описи 1763 г. указана «у южных дверей рака прп. чудотворца Козмы Ахренского, на ней дска во имя его, писана краски, венец и цата серебряные резные... При гробнице решетка железная, позолочена; над ракой образ Пресвятой Богородицы Казанская с Превечным Младенцем, писана краски на золоте... У подножия раки образ чудотворца Козмы...» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 238. Л. 35-35 об.). В 1766 г. на гробницу были изготовлены резные «клейма». В описи 1871 г. сообщается, что «над ракой прп. Космы сооружена новая болдахинь».

Четырехъярусный иконостас Успенского храма, по описи 1665 г., состоял из местного ряда, 16 образов Деисусного чина, 12 праздников и 20 пророков и праотцев. В 1671 г., при игум. Митрофане, был поставлен иконостас, состоявший из 62 икон. В сент. 1798 г. установлен новый иконостас. Иконы были приобретены после упразднения Всехсвятской ц., приписанной к Переславскому архиерейскому дому Переславской епархии. Старый иконостас Успенского собора был продан в храм с. Брутовского Владимирского у. Новый иконостас был установлен после ремонта собора, проведенного в 1865-1867 гг. на собранные пожертвования, резьба вызолочена на полименте червонным золотом. Иконы обновляли в 1880-1882 гг., последний раз - в 1906 г., когда в храме было устроено «духовое отопление» (ГА Владимирской обл. Ф. 195. Оп. 1. № 565. Л. 37 об.- 38; Оп. 1. № 153. Л. 10; № 156. Л. 9-9 об.; Ф. 556. Оп. 111. № 775. Л. 6161; № 935. Л. 204 об.- 206; Ф. 40. Оп. 1. № 20435. Л. 1-13; Тр. Владимирской ГУАК. Владимир, 1900. Кн. 2. С. 4).

В писцовой книге 1644-1648 гг. не имеется сведений о монастырской колокольне. Не исключено, что колокола были установлены на соборном храме. Эта традиция, вероятно, сохранилась при возведении каменной Успенской ц. В описи К. Я. м. 1665 г. упомянута при Успенском соборе покрытая тесом «колокольница каменная, а на колокольнице 6 колоколов да часы боевые старые без перечасья, ветхи». Более точно местоположение колокольни указано в описи 1763 г.: «При соборной церкви придельная колокольня, каменная, на которой глава обита черепицею зеленою, на ней крест железной прорезной. На оной колокольне 6 колоколов... боевые железные часы» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 238. Л. 1 об.- 2). До ремонтных работ в 1863 г. была покрыта тесом. В окт. 1909 г. Комиссия по сохранению древних памятников Имп. Археологического об-ва не дала разрешения повесить колокол (311 пудов) на колокольню, т. к. при выполнении работ мог быть нарушен вид памятника. Поэтому колокол находился рядом с колокольней на специально смонтированном для него подвесном устройстве.

В период строительства каменного Успенского собора была разобрана деревянная шатровая церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы, о существовании которой известно только по писцовой книге 1644-1648 гг. и фрагментам описей монастыря 1619 и 1635 гг., упомянутых в одном из документов XVIII в. (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. № 723-А. Л. 55 об.). Т. о., храм, как и собор, очевидно, существовал в XVI в. или ранее. В соборной трапезной со 2-й пол. XVII в. упоминается храмовая икона из упраздненной церкви «образ великомученицы Параскевы в житии, ветх» (Владимирские ГВ. 1884. № 7. С. 3).

Церковь в честь Нерукотворного образа Спаса. Фотография. 2011 г.
Церковь в честь Нерукотворного образа Спаса. Фотография. 2011 г.

Церковь в честь Нерукотворного образа Спаса. Фотография. 2011 г.

Впервые сведения о трапезной церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя (Спасской) приведены в описи К. Я. м. 1635 г. В писцовой книге 1644-1648 гг. указывается «церковь Нерукотворного Образа деревяна, клецки», т. е., очевидно, храм был теплым. К 1665 г. храм обветшал, при нем была колокольня с 6 колоколами, 2 разбитых колокола находились у ризницы. Одноименная каменная церковь была построена во время игуменства св. Митрофана, ок. 1665-1671 гг. По описи церкви 1763 г., «теплая, глава обита черепицею зеленой, на ней крест железный» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 238. Л. 1 об.). Кроме неоднократных ремонтных работ в 1778 г. к храму была пристроена паперть с лестницей и «балдахином». В 1862 г. храм был покрыт железом, однако к 1863 г. существенно пострадал от сырости и нуждался в капитальном ремонте, продолжавшемся до нач. 70-х гг. XIX в. (ГА Владимирской обл. Ф. 569. Оп. 1. № 85. Л. 6; Оп. 2. № 60. Л. 2 об.; ОПИ ГИМ. Ф. 195. Оп. 1. № 565. Л. 37 об.- 39 об.). В нач. XX в. богослужения совершались только в Успенском соборе и Спасской ц.

В Спасском храме находились 2 придельные церкви: во имя свт. Митрофана, еп. Воронежского (освящена 15 окт. 1833), и во имя прп. Космы Яхренского (освящена в 1865). Согласно описи 1856 г., в Митрофаниевом приделе был одноярусный иконостас. В 1862 г. придел был перенесен из трапезной в юж. часть храма, в 1868 г. установлен новый иконостас. Одновременно бывш. келья свт. Митрофана была отремонтирована и в ней устроена часовня. В 1875 г. Космин придел был перенесен в Успенский собор.

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2011 г.
Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2011 г.

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2011 г.

Согласно ведомостям о состоянии мон-ря XIX в., надвратная церковь во имя свт. Николая Чудотворца, оформившая главный сев. вход в К. Я. м. со стороны с. Небылого, была построена в 1690 г. Эта дата уточняется надписью на антиминсе, выданном патриархом Московским и всея Руси Адрианом, из к-рой следует, что строительные работы были завершены к осени 1690 г., т. к. антиминс «священствован» 14 окт. 1690 г. (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 238. Л. 40). В 1763 г. фиксируется монастырская ц. «на Святых вратех во имя святителя Николая Чудотворца, глава обита черепицею зеленою, на ней крест железной же, крыта тесом» (Там же. Л. 1 об.). К 1768 г. храм обветшал, и в 1772 г. Коллегия экономии выделила деньги для начала строительных работ. В 1773 г. храм был разобран до основания, но из-за нехватки средств возведение новой церкви затянулось на 8 лет. К дек. 1775 г. были выстроены новые св. ворота. С 1776 г. дополнительных средств на строительство не выделялось, кроме штатной суммы (200 р.) на весь монастырь. В 1781 г. работа возобновилась с тем же подрядчиком «экономическим крестьянином» Гавриилом Ложкарёвым, и был возведен церковный свод с главой, крытой черепицей, и позолоченным крестом (ГА Владимирской обл. Ф. 569. Оп. 1. № 49. Л. 13-15; № 77. Л. 10-10 об; № 79. Л. 2-17).

По описи 1802 г., под Никольским храмом находились хозяйственные службы мон-ря - ледник с «погребницей», конюшня с сушилами, баня. После ремонта 1847-1848 гг. в храме установили 3-ярусный иконостас (нижний ярус с колоннами и позолоченной резьбой). В нач. XX в. богослужение в храме не совершалось из-за аварийного состояния и «неудобств входа» (Там же. Ф. 569. Оп. 1. № 166. Л. 1-6; № 4988. Л. 84-85).

Близ К. Я. м. находился колодец прп. Космы, упоминаемый еще в монастырских описях XVII в. Так, в документе 1675 г. отмечалось: «Да под монастырем кладезь преподобного Козмы Яхринского чудотворца, под ним часовенка деревянная дубовая [с иконой прп. Космы]» (Владимирские ГВ. 1884. № 11. С. 4). Изображение часовни сохранилось на иконе кон. XVII в. из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника (Настоятели. 2013. С. 20-21). Впосл. часовня неоднократно перестраивалась. В ведомости о состоянии мон-ря за 1916 г. указывается: «На восточной стороне, неподалеку от монастыря, колодезь, ископанный, по преданию, прп. Космою, над которым устроена небольшая каменная часовня под железной крышей, куда бывает крестной ход в пятницу по Пасхе» (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. № 4988. Л. 84 об.).

Со 2-й пол. XIX в. на территории мон-ря работали училище и церковноприходская школа для крестьянских мальчиков с. Небылого. Первым в 1863 г. по благословению еп. Владимирского свт. Феофана Затворника (Говорова) открылось бесплатное уч-ще в пустовавшем помещении под Никольской ц. В нач. 70-х гг. XIX в. число учащихся увеличилось настолько, что не хватало помещений для занятий и материальных средств. Уч-ще было закрыто, по благословению настоятеля братия продолжала обучать детей в зимнее время в своих кельях (Там же. Ф. 569. Оп. 2. № 69. Л. 2 об.; Ф. 556. Оп. 109. № 436. Л. 121 об.; ОПИ ГИМ. Ф. 117. Оп. 1. № 204. Л. 37 об.; Ф. 195. Оп. 1. № 565. Л. 38 об.). 2 февр. 1888 г. при содействии Братства св. блгв. Александра Невского в К. Я. м. была открыта церковноприходская школа. Официально школа просуществовала до 1912 г., хотя в ведомости благочинного за 1915 г. упоминается некое монастырское учреждение «на 26 мальчиков» (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. № 4951. Л. 75, 81 об.- 83; Оп. 109. № 436. Л. 121 об.).

Сведения о жилых и хозяйственных постройках К. Я. м. сохранились с XVII в. В писцовой книге 1644-1648 гг. указываются деревянные келья игумена и 7 братских келий, по описи 1665 г.- деревянные игуменская келья и 5 братских. Подробно жилые здания мон-ря перечисляются в «офицерской» описи 1763 г.: 2 покрытые тесом деревянные кельи настоятеля «об одном апартаменте» с сенями и чуланом, наверху к-рых находилась небольшая крытая тесом келья; 8 братских каменных келий «о двух апартаментах», между ними «вверху» находилась 9-я, деревянная келья (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 238. Л. 2). В 1766 г. при кельях настоятеля выстроена особая 5-стенная келья «для печенья хлеба и приготовления кушаний», к-рую в 1784-1785 гг. перестроили. В 1801 г. сооружены еще неск. келий для братии. В 1803-1806 гг. уже обветшавшие кельи были перестроены, возведен 2-й этаж (ГА Владимирской обл. Ф. 569. Оп. 1. № 42. Л. 13; № 166. Л. 1 об.; № 171. Л. 11 об.- 12; № 180. Л. 4-5. № 184. Л. 5). В 1863 г. обветшавший келейный корпус был полностью перестроен и покрыт железной крышей, в пустовавших помещениях устроены 17 келий (ОПИ ГИМ. Ф. 195. Оп. 1. № 565. Л. 39-40).

К сер. XVII в. конюшенный и скотный дворы располагались под монастырем; в 1665 г. на территории обители находились «хлебня», 2 погреба, объединенные с сушилом, 7 житниц, гумно с 3 овинами, за мон-рем - «конюшня с 30 лошадями», двор воловенный с 10 коровами, 5 быками, 5 телками и 31 овцой; в 1671 г. дополнительно упоминаются «хлебодарня» и квасная. Более подробно учтены постройки в описи 1763 г.: 6 деревянных «магазейнов», каменная «хлебня», поварня, 2 кладовые «палаты», 2 погреба, сарай «для ставки» колясок, телег, саней; за монастырской оградой стояли «поваренный сарай» для приготовления пива, баня, конюшня, скотный двор, сараи для соломы и корма, 3 овина и гумно (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 238. Л. 2-6). По ведомости 1892 г., при въезде в восточные ворота находились помещения для странников и богомольцев, 2-этажный сарай для экипажей (в верхнем хранилось сено), каменная конюшня, баня.

До сер. XVIII в. ограда К. Я. м. была деревянной. В описи 1665 г. значатся «ворота Святые с прикалитком, деревянные, ветхи, в Деисусе на воротах 5 образов, писаны на оба лица, ветхи». В описи 1671 г. указаны уже дубовые св. ворота, рубленая 4-угольная ограда, покрытая тесом, выстроенная при игум. Митрофане. Строительство новой ограды, по-видимому, не было закончено. Незавершенную часть составляло «прясло в столбах до старых Святых ворот». Все эти сооружения находились в ветхом состоянии, и для их ремонта была заготовлена 1 тыс. бревен.

В 1763 г. входные ворота в монастырь были каменными, направо от них сохранилась деревянная, покрытая тесом ограда с 4 небольшими деревянными башнями по углам. «Всего вокруг оной ограды 194 сажени» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 238. Л. 3 об.- 4). В дек. 1775 г. под Никольским храмом устроены новые, каменные св. ворота. В 1797 г., вероятно, частично продолжилось возведение каменной ограды, но большая ее часть оставалась деревянной. Систематическая замена деревянной ограды каменной начинается с 1811 г. Возведение каменной ограды с 4 башнями завершилось к 1841 г., но уже в 1847-1848 гг. рухнула ее восточная часть (Настоятели. 2013. С. 98, 107, 110, 113). С 1849 г. начался ремонт ограды; с юж. стороны, чтобы предотвратить обрушение, поставлены контрфорсы, покрыты тесом и покрашены 3 башни (ГА Владимирской обл. Ф. 569. Оп. 1. № 61. Л. 16; № 75. Л. 19 об., 21, 22; № 85. Л. 6; № 171. Л. 6 об., 11 об.; № 270. Л. 6; № 309. Л. 4; Ф. 560. Оп. 1. № 1105. Л. 3). С 1858 по 1863 г. вместо разрушенной части ограды были установлены дубовые столбы, обшитые тесом, но все 4 угловые башни обветшали (ОПИ ГИМ. Ф. 195. № 565. Л. 37 об.- 39 об.). К 1865 г. значительная часть ограды была восстановлена, сев.-зап. башня разобрана и возведена вновь, ограда покрыта железом и окрашена медянкой; в 1877 г. восстановлено 100 саж. ограды с юго-вост. стороны. В 1885 г. в 4 саж. от Никольской ц. возвели новые св. ворота и черные ворота позади братского корпуса, по обеим сторонам св. ворот восстановлена каменная ограда; в 1887 г. была отремонтирована сев. башня и обновлена юж. часть ограды, в 1916 г.- одна из разрушившихся башен (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 109. № 436. Л. 290-292 об.; Оп. 111. № 775. Л. 163 об.- 164 об.; № 968. Л. 149-149 об.).

Материальное положение

Материальное положение К. Я. м. до нач. XVIII в. складывалось из доходов, получаемых с угодий, населенных земельных владений, от церковных треб, пожертвований прихожан и вкладчиков.

С кон. 70-х гг. XV в. монастырю было предоставлено право заниматься рыбной ловлей на Клязьме и Оке за оброк (часть улова). По-видимому, эти права были утрачены в 1-й четв. XVIII в., в период секуляризационных реформ Петра I. Населенные земли появились у мон-ря в XVI в. Наиболее ранний документ, в к-ром перечисляются села, деревни и пустоши, пожалованные К. Я. м. во Владимирском, в Московском и Юрьевском уездах,- жалованная тарханная грамота царя Иоанна IV от 22 нояб. 1578 г. Время и обстоятельства приобретения и утраты ряда перечисленных в грамоте вотчин неизвестны.

Наиболее ранние данные о численности принадлежавших мон-рю тяглых дворов относятся лишь ко 2-й пол. XVII в. В 1651-1661 гг. у К. Я. м. было 90 дворов, в 1678 г. и 1700 гг.- 178 дворов, 828 тяглецов муж. пола.

В сер. XVII в. размеры земельных владений во Владимирском и в Юрьевском уездах составляли «пашни 1531 четверть земли с осминой в поле, сенных покосов 1800 копен, леса вдоль и поперек на 11 верст с полуверстою». На этих землях находились 2 села, 2 деревни, 18 пустошей и селище, проживали 156 тяглецов муж. пола. Земельные владения в Московском у. были утрачены: либо проданы, либо обменяны на более удобные земли рядом с мон-рем. К. Я. м. владел мельницей с 2 жерновами на р. Пекше близ дер. Литвиново Юрьевского у. Др. мельница находилась у с. Лыкова Владимирского у. Во Владимире К. Я. м. имел осадный двор со всеми службами. Др. осадный двор находился за р. Лыбедь. В 1-й четв. XVIII в. братия получала жалованье из Монастырского приказа. После упразднения Патриаршества управление землями перешло Синодальному дворцовому приказу. В 1721 г. за мон-рем числились 1257 тяглецов, плативших оброк 102 р. 69 алтын, пашни 1536 четв. земли в поле и 11 кв. верст леса. Известно, что монашествующие получали в это время жалованье и на «церковные потребы» из приказа 26 р.

К 1763 г. монастырские доходы складывались в основном из сумм, выделяемых Коллегией экономии, жалованья настоятелю, братии, служителям и отставным (всего 155 р. 48 к.), а также «хлебного жалованья» рожью и овсом. Кроме того, в пользу К. Я. м. выделялась часть средств, собиравшихся с крестьян монастырских вотчин, к-рые заготавливали для обители дрова, пахали монастырские земли и т. д. К кон. XVIII в. К. Я. м. получал штатную сумму ок. 200 р. в год. В XIX в. изменились статьи дохода: по данным на 1871 г., проценты с банковского капитала (240 р. 80 к.), оброчные (150 р.), средства от аренды ярмарочных лавок (ок. 70 р.), жалованная сумма из Казначейства (411 р. 40 к.), за наем рабочих вместо штатных служителей (300 р.); молебенные, проскомидные, поминальные (200 р.) - всего 1370 р. с копейками. Кроме того, в пользу К. Я. м. поступали сбор от продажи свечей, кошельковая сумма, пожертвования благотворителей. Очевидно, структура доходных статей почти не изменилась и в нач. XX в.

Святыни и памятники церковных древностей

Мощевие с образом Божией Матери «Умиление» (Яхромская). Нач. XVI в. (ГВСМЗ)
Мощевие с образом Божией Матери «Умиление» (Яхромская). Нач. XVI в. (ГВСМЗ)

Мощевие с образом Божией Матери «Умиление» (Яхромская). Нач. XVI в. (ГВСМЗ)
В нач. XX в. в К. Я. м. хранились чудотворная икона Успения Божией Матери (XVI в.) в серебряном окладе, Яхромская икона Божией Матери на серебряном ковчеге (XVI в.), Владимирская икона Божией Матери в басменном окладе XVII в., большая Смоленская икона Божией Матери (XVIII в.), икона на гробнице прп. Космы «старинного письма» (XVI в.), в рост, под шитой золотом ризой, 16 «иконок на левкашенном холсте, на одной стороне святцы, а на другой изображение Господских, Богородичных и недельных по Триоди праздников», писанных «искусным Строгановской школы письмом», в киоте XVII в., икона свт. Николая Чудотворца в медном окладе (XVIII в.).

В обители хранились также 2 креста: «серебропозлащенный» (1699) и золотой наперсный, с частицами мощей, украшенный финифтью. История создания креста 1699 г. отмечена во вкладной книге: «Лета 7207 построен в церковь Божию крест на престол на прикладные кресты и дробницы, а в нем мощи положены при игумене Феоктисте, а те кресты взяты из ризницы Ионы, а за работу платил мастеру от креста Иван Дмитриев Рожнов свои деньги».

Среди 4 печатных Евангелий XVII-XVIII вв. имелось и приобретенное игум. Митрофаном в 1666 г. с его собственноручной записью: «Лета 7174 году марта 25 дня выменено сие евангелие Володимирского уезду Пречистые Богородицы и препод. отца нашего Козмы Яхренского Чудотворца при игумене Митрофане, что взят из «олотниковские пустыне, а выменил на казенные деньги». В нач. XX в. в К. Я. м. хранились рукописи: «Книга казенная записная вкладная», начатая в 1688 г., при игум. Сергии, и законченная в 1764 г.; Синодик, составленный, по-видимому, также при игум. Сергии; Служба прп. и его Житие (список XVIII в.). В мон-ре имелось большое собрание богослужебных, святоотеческих и нравоучительных книг XVI-XVIII вв.

После 1917 г. монастырское собрание икон и книг было расформировано. Все серебряные богослужебные предметы и кресты, небрежно (без подписи исполнителя) переписанные в мае 1922 г., вероятно, были сданы в Помгол. К 2015 г. в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ГВСМЗ) выявлено неск. древних предметов из мон-ря: шитый шелком лицевой покров прп. Космы (XVI в.), серебряный мощевик с Яхромским образом Божией Матери (нач. XVI в.) и золотой наперсный крест с распятием.

В издании 1910 г. «Иконография Богоматери» Н. П. Кондакова помещено изображение Богоматери «Яхромской» - чудотворной иконы из К. Я. м., «явившейся в 1482 г.». Судя по воспроизведению, икона была под поздней записью. Возможно поэтому, она не вошла в опись древних предметов 1906 г. Местонахождение этой иконы неизвестно.

Во 2-й пол. XIX в. по просьбе жителей деревни, считавших прп. Косму ее уроженцем, был учрежден ежегодный крестный ход с монастырскими святынями. С 13 июня 1886 г. епархиальное начальство разрешило изнесение в 9-ю пятницу по Пасхе из К. Я. м. в дер. Зерзнево (Зернево) Суздальского у. ростовых икон прп. Космы и свт. Митрофана Воронежского, а также местночтимого образа Успения Божией Матери. Кроме настоятеля и братии в торжестве принимало участие духовенство соседних сел Андреевского и Рожнова.

1917-2015 гг.

В кон. 1917 г. в К. Я. м. проживали 11 насельников (5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 3 послушника), в кон. 1922 г.- 6 монахов. В 1917-1922 гг. настоятели избирались из иеромонахов К. Я. м. Лишь в мае 1918 г. по указу патриарха Тихона настоятелем был определен архимандрит Евфимиева суздальского мон-ря Макарий, управлявший К. Я. м. до июня того же года.

Положение обители ухудшилось уже зимой 1917/18 г.: в результате противодействия местных властей насельникам не удалось заготовить дрова. В 1918 г. началась конфискация монастырской собственности. Принадлежавшие мон-рю торговая площадь и трактирное заведение (бывш. гостиница) были национализированы. Но в февр. того же года торговая площадь была временно возвращена обители. В 1920-1922 гг. в здания мон-ря вселяли различные учреждения. К авг. 1922 г. богослужения совершались в 2 храмах, сдававшихся в аренду общине верующих граждан с. Небылого. Др. постройки лишь частично находились в пользовании монашествующих. В нач. 20-х гг. XX в. в мон-ре находились также ветеринарная лечебница, амбулатория, волостная б-ка и сельская кузница. К 1922 г. земельные владения мон-ря (30 дес. пахотной земли и 9 дес. лугов) были конфискованы, братии был оставлен только небольшой участок для посадки картофеля. В дек. того же года во Владимире была организована Губкомиссия по переучету церковных ценностей и ликвидации мон-рей в губернии. В рамках кампании помощи голодающим Поволжья у К. Я. м. была изъята почти вся золотая и серебряная церковная утварь. 20 янв. 1923 г. по постановлению президиума Губисполкома в месячный срок предписывалось закрыть все мон-ри на территории Владимирской губ., а церковное имущество взять на учет уездным властям.

Успенский собор. Фотография. 1906 г.
Успенский собор. Фотография. 1906 г.

Успенский собор. Фотография. 1906 г.

Комиссия по ликвидации мон-ря работала 18-21 июля 1923 г. Остававшиеся к этому времени в обители утварь из серебра, оклады с иконы свт. Митрофана, Тихвинской иконы Божией Матери и др. были изъяты и поступили в Губфинотдел; кресты, иконы, ризы, «старинные женские головные уборы» переданы во Владимирский губ. музей.

До 1925 г. все храмы К. Я. м. арендовались общиной верующих с. Небылого. В Успенском холодном соборе сохранялись иконостасы - главный 3-ярусный деревянный с 40 иконами без риз и придельный с 6 иконами без риз. В документах к кон. 1924 г. зафиксированы резной деревянный «навес» над деревянной, обложенной металлом ракой прп. Космы, образ святых Митрофана и Космы в медной ризе, образ Божией Матери в шитой ризе, медное паникадило с 31 свечой. Церковная служба в соборе зафиксирована в документах 1925-1934 гг., о богослужениях помнили старожилы с. Небылого. Община верующих арендовала теплую Спасскую ц. с деревянным иконостасом из 27 икон без риз. В 1926 г. в церкви предполагалось провести ремонтные работы (ГА Владимирской обл. Ф. Р-307. Оп. 2. № 295. Л. 9-10; Ф. Р-357. Оп. 2. № 178. Л. 70; № 179. Л. 71; Ф. Р-1826. Оп. 1. № 73. Л. 11-12 об.; № 79. Л. 44-44 об., 49-49 об.).

Спасский храм был закрыт в 30-х гг. XX в., в 1923-1925 гг. Никольскую ц. еще арендовала община верующих, но в 1927 г. в ней устроили клуб и б-ку, склад, позднее - казармы для солдат-новобранцев (Там же. Ф. Р-357. Оп. 2. № 178. Л. 70 об.- 71; Ф. Р-307. Оп. 2. № 295. Л. 10; Ф. Р-1826. Оп. 1. № 73. Л. 12 об.- 13; № 79. Л. 59-59 об., 66 об.; № 108. Л. 22). В 1923 г. монастырская колокольня была также передана общине верующих. По документам на ней находился «полный звон» (6 колоколов, а также колокол 1909 г. в 311 пудов). В 1926 г. началось изъятие колоколов на металлолом. Очевидно, колокольня была разобрана во 2-й пол. 1930 г. (Там же. Ф. Р-357. Оп. 2. № 178. Л. 71; Ф. Р-307. Оп. 2. № 295. Л. 10; Ф. Р-1826. Оп. 1. № 73. Л. 12 об.; № 79. Л. 1-1 об., 44, 66; № 209. Л. 8-9).

По решению от 24 нояб. 1924 г. Центральной межведомственной комиссии при Народном комиссариате просвещения летом 1925 г. Губернская комиссия по учету церковного имущества постановила расторгнуть договор об аренде храмов с общиной верующих и передать монастырские здания Владимирскому губ. музею. В 30-х гг. XX в. монастырские здания, сдававшиеся в аренду для хозяйственных жилищных нужд, ветшали, разрушались иконостасы храмов. Монастырскую ограду разбирали, сад вырубали. С нач. 40-х гг. XX в. до 1962 г. в зданиях К. Я. м. располагались учреждения Небыловского р-на: в Никольском храме - Сбербанк и сберкасса, районное отд-ние милиции, земельный отдел и отдел народного образования, в Спасской ц.- Райисполком, РайФО, после упразднения района в 1962 г.- сельпо, совхозная контора, архив; в Успенском соборе - клуб, перемещенный из Никольской ц., затем - столовая и пекарня, склад, в келейном корпусе - больница, родильный дом, ветеринарный пункт, детский сад, позднее - б-ка. В монастырском 2-этажном корпусе в 20-х гг. XX в. находилась аптека (ГА Владимирской обл. Ф. Р-1826. Оп. 1. № 79. Л. 66; № 209. Л. 8-9). Монастырское кладбище было ликвидировано к 1935 г.

Вероятно, в связи с постановкой не позднее 50-х гг. XX в. Успенской ц. на гос. охрану как памятника архитектуры XVII в. в 1958-1961 гг. Владимирские специальные научно-реставрационные производственные мастерские начали восстановление храма. Работы завершились только в нач. 80-х гг. XX в. Администрация с. Небылого использовала здания мон-ря в хозяйственных целях или переселяла туда граждан. К 1982 г. был разработан и утвержден проект, предусматривавший восстановление первоначального вида Никольской и Спасской церквей, келий и переоборудование их интерьеров под муз. школу и б-ку. Реставрация зданий проходила в 1988-1991 гг. Но уже с 1992 г. часть Никольского храма была передана Владимирской епархии РПЦ на правах приходской церкви общины верующих с. Небылого. В Спасской ц. и др. монастырских зданиях работали детская муз. школа и б-ка.

В июне 1994 г. храмы К. Я. м. были преобразованы в Космино-Успенское подворье владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря. Настоятелем подворья был назначен иером. Александр (Петров; † 23 мая 2002). Первыми насельниками стали 13 чел. По воспоминаниям старожилов, при помощи прихожан начался ремонт келий для проживания братии подворья и приема паломников, проводились занятия в воскресной школе для детей.

28 сент. 1995 г. решением архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) подворье стало муж. монастырем; старшим был назначен иером. Афанасий (Селичев). В нояб. 1996 г. комплекс зданий К. Я. м. был передан Владимирской епархии, а определением Синода от 27 дек. 1996 г. получено благословение на открытие муж. мон-ря, наместником которого был утвержден иером. Афанасий. В кон. 1996 г. в К. Я. м. проживали 2 иеромонаха, 2 иеродиакона и 3 трудника, в 1998 г.- 3 иеромонаха (наместник, эконом, регент), священноинок, просфорник, 3 послушника и 2 клирика. К мон-рю была приписана Покровская ц. с. Лыкова Юрьев-Польского р-на. С 7 марта 2000 г. наместником был назначен иером. Кирилл (Сурков), однако по состоянию здоровья в должность не вступил. Определением Синода от 3 апр. 2001 г. иером. Афанасий был освобожден от должности наместника и на его место назначен иером. Алексий (Яцурин). 10 апр. 2001 г. распоряжением архиеп. Евлогия для укрепления дисциплины и возрождения К. Я. м. в порядке исключения обитель была приписана к Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой пустыни в распоряжение наместника архим. Нила (Сычёва). 6 июля 2001 г. иером. Алексий был назначен настоятелем Смоленской Зосимовой пуст., а 10 июня освобожден от обязанностей настоятеля с утверждением в этой должности иером. Серафима (Котенёва; с 2003 игумен). Проведена работа по юридическому оформлению монастырского комплекса. С 2014 г. мон-рь подведомствен Александровской епархии Владимирской митрополии.

К 1 апр. 2001 г. в К. Я. м. проживали настоятель-иеромонах, 3 иеромонаха, священноинок, 2 послушника, к кон. 2001 г.- 3 иеромонаха, иеродиакон, 5 послушников, в 2007 г.- 17 насельников, к маю 2015 г.- игумен, 5 иеромонахов, иеродиакон, священноинок, священник, 4 монаха, 2 инока, 5 послушников.

Отреставрированы Успенский собор (освящен 7 авг. 2014 архиеп. Александровским Евстафием (Евдокимовым)), Никольская надвратная ц. (освящена 30 сент. 2002 архиеп. Евлогием), трапезная Спасская ц. В 2005-2008 гг. в ризнице над трапезной Спасского храма была устроена и 17 нояб. 2008 г. освящена ц. во имя прп. Космы Яхренского с приделом свт. Митрофана Воронежского. Над трапезной Успенского собора возведена шатровая колокольня, в 2002 г. звонница пополнилась 5 новыми колоколами. К 2001 г. в мон-ре имелись братский корпус, дом, трапезная, кухня, мастерская, канцелярия, складские помещения, скотный двор, деревянный дом, используемый под гостиницу. В 2004-2005 гг. возведена кирпичная ограда.

В Успенском соборе под спудом пребывают мощи прп. Космы. В обители также хранятся частицы мощей преподобных старцев Оптинских, свт. Арсения Элассонского, ковчег с 20 частицами мощей различных святых, почитаются копия Яхромской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, свт. Афанасия Ковровского, прп. Амвросия, прав. Петра Великодворского, прп. Леонтия Михайловского и др.

У монастыря есть подворья и неск. приписных церквей в Юрьев-Польском р-не. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в местечке Лучки (приписан с 2005) располагается в перестроенном здании бывш. больницы; в 2008 г. вокруг храма возведена ограда, был получен статус самостоятельного прихода. Петропавловский храм с приделами в честь Покрова Пресв. Богородицы и во имя блгв. кн. Димитрия Донского и блгв. кнг. Евдокии в с. Большепетровском (приписан к мон-рю в 2007) реставрируется. Реставрируется храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом арх. Михаила в с. Федосьине (приписан с 2007). Храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделами Рождества Христова и свт. Модеста Иерусалимского в с. Большелучинском приписан к мон-рю в 2007 г. 11 окт. 2004 г. по благословению архиеп. Евлогия К. Я. м. передан для восстановления Космодамианский храм с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери с. Леднева (реставрируется). 10 окт. 2013 г. по благословению митр. Евлогия начато восстановление храма во имя св. мучеников князей Бориса и Глеба с приделом прп. Сергия Радонежского в с. Кубаеве.

29 янв. 2013 г. по благословению архиеп. Евлогия мон-рю для организации подворья передан Преображенский храм с приделами свт. Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери на погосте Спас-Железино при дер. Теренино Селивановского р-на. С 15 апр. того же года в храме совершается регулярное богослужение. В янв. 2014 г. в связи с выделением Александровской епархии это подворье отошло Муромской епархии. В ведении К. Я. м. находится часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на станции по разливу минеральной воды «Серебряный сокол» при урочище Рожново (близ дер. Зернево Суздальского р-на). 24 янв. 2008 г. часовню освятил архиеп. Евлогий. В сент. 2014 г. к мон-рю приписана часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери в с. Павловском Юрьев-Польского р-на. В 2001 г. за К. Я. м. для хозяйственной деятельности закреплено 25 га сенокоса, с 2002 г.- 27 га сенокоса, гектар пашни, 10 соток огорода, скотный двор, пасека.

Братия К. Я. м. занимается благотворительной деятельностью, помогает нуждающимся местным жителям, детским садам сел Небылого и Андреевского, детям из нуждающихся семей. С 2004 г. монастырь окормляет отделение сестринского ухода (дом престарелых) при Небыловской больнице. С 2011 г. обитель оказывает помощь отд-нию «Милосердие» в с. Небылом, обществу инвалидов Небыловского окр., сотрудничает с реабилитационным центром в г. Владимире, с филиалом московского Научно-практического центра наркологии, домом трудолюбия «Ной» (правосл. приют для бездомных Москвы).

В 2006 г. К. Я. м. организовал воскресную школу для жителей села, братия помогает вести курс «Основы православной культуры» в сельской школе. 1 сент. 2013 г. начала работу воскресная школа при монастыре. В нач. 2012 г. открылась школа при Казанском приходе местечка Лучки. При мон-ре и на всех подворьях работают б-ки. С 2003 г. мон-рь ведет сбор материалов по истории обители в гос. архивах Владимирской, Ивановской областей, в центральных архивах Москвы и С.-Петербурга.

Ист.: АИ. Т. 5. № 157; Показания игум. Симона о приездах инокини Елены (бывш. царицы Евдокии Федоровны Лопухиной) в Кузьмин мон-рь / Сообщ.: И. А. Чистович // ВОИДР. 1856. Кн. 24. С. 51-53; Стромилов Н. С. Козьмина мон-ря синодик, вкладная книга и его описи XVII в. // Владимирские ГВ. 1884. № 5-8, 11, 18; Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни: Автобиогр. зап. Серг. П., 1898. Т. 1. С. 105-106; Мат-лы для истории Владимирской губ. / Собрал: А. В. Смирнов. Владимир, 1901. Вып. 1. С. 50-53, 249-250, 296-297; Холмогоров В. И. Мат-лы для истории церквей Владимирской губ. М., 1911. Отд. 3. Вып. 6. С. 63-64; АФЗХ. Т. 1. С. 131-132, 207-209; Т. 3. С. 34; АСЭИ. Т. 2. С. 512-513; АССЕМ. 1998. С. 483-484; Усачев А. С. Житие Козьмы Яхренского // ДРВМ. 2011. № 1(43). С. 89-106.
Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 367; [Протопопов Я. Е.] О Космине мон-ре и Золотниковской пуст. // Владимирские ГВ. 1842. № 8. С. 34; Миловский М. Козьмин мон-рь // Там же. 1848. № 24. С. 135-137; Тихонравов К. Н. Замечательное Евангелие в Козьмине мон-ре // Там же. 1855. № 1. С. 7; Владимирский сб.: Мат-лы для статистики [и др.] / Сост.: К. Н. Тихонравов. М., 1857. С. 116; С(ервиц)кий [А. И.]. Космин мон-рь и училище при нем: Из путевых записок // Владимирские ЕВ. 1870. № 5. С. 206-210; Горчаков М., свящ. О земельных владениях Всерос. митрополитов, патриархов и Св. Синода (988-1738 гг.). СПб., 1871. С. 224; Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществе и доходах наших мон-рей. СПб., 1876. С. 71, 78, 240, 245 (То же: Рязань, 2010); Павлинский Ф. Краткая история Космина мон-ря // Владимирские ЕВ. 1883. № 9. С. 257-260; Извольский Н., свящ. Приложение к краткой истории Космина мон-ря Владимирского у. // Там же. 1886. № 18. С. 479-489; [Конобеевский И. А.] (псевд.: И. А. К.-С.). Прп. Косьма и Яхромский мон-рь // Рус. паломник. 1894. № 9. С. 129-130; [Косаткин В. В.] Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 109-114; Николай Михайлович, вел. кн. Русский провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 438; Водарский Я. Е. Церковные орг-ции и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. // Ист. география России XII - нач. XX в. М., 1975. С. 70-94; Трофимова Н. Н. Лицевой покров Козьмы Яхренского [Яхромского] // ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 426-430; Справ. по фондам Гос. архива Владимирской обл. Владимир, 1979. С. 50-51; Николаева Т. В. Икона-мощевик Успенского Козьмина мон-ря на р. Яхроме // ПКНО, 1979. Л., 1980. С. 326-336; Щенникова Л. А. Богоматерь Яхромская: Визант. прототип и рус. иконы XIV-XVII вв. // РиХВ. 1997. Т. 1. С. 49-63; она же. Святыни и древности Яхромского Козьмина мон-ря // Макарьевские чт. М., 2000. Вып. 7: Мон-ри России: Мат-лы VII Рос. науч. конф., посвящ. памяти свт. Макария. С. 165-176; она же. Свято-Успенский Яхренский Козьмин мон-рь - первая обитель игум. Митрофана (св. еп. Воронежского) // ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 276-283; она же. Образ прп. Космы Яхренского в лицевом шитье и на иконах // Кадашевские чт. М., 2014. Сб. 15. С. 246-265; Голубинский. Канонизация святых. 1998. С. 151, 443-445; Ефимова А. И. Успенский Козмин мон-рь на р. Яхрени в док-тах XV-XVIII ст. // ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 247-254; она же. Икона «Прп. Косма Яхренский с монастырем» из Владимиро-Суздальского музея // Там же. 2003. Вып. 7. С. 178-183; Св.-Успенский Космин мон-рь в с. Небылое: Старинные фотографии / Космин мон-рь. [Б. м.], 2008; Настоятели Космина Яхренского Св.-Успенского мон-ря XIV - нач. XX в. / Сост.: А. В. Кукушкина, Ю. В. Фомин, Л. А. Щенникова. М., 2013.
А. В. Маштафаров