Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОРНИЛИЙ СОТНИК
Т. 38, С. 138-143 опубликовано: 18 сентября 2019г. 


КОРНИЛИЙ СОТНИК

[греч. Κορνήλιος; лат. Cornelius] (I в.), св. (исп. или сщмч.?) (пам. 13 сент.; пам. визант. 11, 13 сент., 20 окт., 9 июня; пам. зап. 20 окт.). Наиболее ранние сведения о святом содержатся в Деяниях святых апостолов (Деян 10. 1-48), где представлено его неполное имя: родовое имя (nomen) Cornelius, принадлежащее патрицианской рим. семье и с I в. до Р. Х. широко вошедшее в употребление в империи. Он назван в Деян. 10.1 «командующим сотней» (κατοντάρχης), что соответствует рим. воинской должности «центурион» (сотник). К. С. служил во 2-й Италийской когорте (Cohors II Militaria ltalica Civium Romanorum Voluntariorum - ок. 69 г. до Р. Х.- II в. по Р. Х.) - вспомогательной единице рим. армии в пров. Сирия, расквартированной в Кесарии Палестинской (Приморской), которая была в то время рим. колонией (Caesarea Maritima). В когорте под начальством К. С. служили добровольцы из рим. граждан (основную массу гарнизона составляли сирийцы, греки и самаряне), ее численность в тот период, вероятно, была ок. 500-600 чел. (Fitzmyer. 1998. P. 449; Левинская. 2008. С. 123-141).

Сщмч. Корнилий Сотник. Роспись нартекса ц. св. Апостолов в Пече. 1561 г.
Сщмч. Корнилий Сотник. Роспись нартекса ц. св. Апостолов в Пече. 1561 г.

Сщмч. Корнилий Сотник. Роспись нартекса ц. св. Апостолов в Пече. 1561 г.

Однажды, когда К. С. по обыкновению совершал молитву в 9-м часу (т. е. в 3-й час дня - время регулярной молитвы для иудеев - ср.: Деян 3. 1), ему явился ангел Божий и велел послать людей в Иоппию (ок. 50 км от Кесарии) за ап. Петром для принятия слов спасения; К. С. в точности исполнил его повеление (Деян 10. 3-8). Ап. Петр пришел к К. С. после полученного от Бога видения - сосуда с нечистыми животными (Деян 10. 9-16). Встретив ап. Петра у порога дома, К. С., несмотря на свой чин, почтительно склонился перед ним до земли. Едва ап. Петр закончил проповедь, на К. С., его друзей и родственников сошел Св. Дух (Деян 10. 44-46) и все в доме, получив дар Св. Духа, стали говорить на разных языках (ср.: Деян 2. 4 сл.). К. С. и его домочадцы были крещены ап. Петром (Деян 10. 47, 48). Апостол пробыл в доме неск. дней, при этом он ел со всем семейством К. С. за одним столом. Впосл. ап. Петр обосновал перед Иерусалимской Церковью законность крещения К. С., поскольку нек-рые упрекали апостола за общение с необрезанными (Деян 11. 1-18).

К. С. постоянно пребывал в молитве и творил много милостыни народу (Деян 10. 2). Его благочестие представлено в контексте иудейской религии: под термином «народ» у евангелиста Луки обычно понимается народ Израилев (Gaventa. 1992. P. 1154; Fitzmyer. 1998. P. 450). К. С. также именуется «боящийся Бога» (Деян 10. 2; ср. 13. 16), что указывает на язычников, почитавших Бога Израилева и воспринявших к.-л. черты иудаизма, но при этом не ставших прозелитами (Fitzmyer. 1998. P. 500). В русскоязычной лит-ре К. С. относят к категории т. н. «квазипрозелитов» (или полупрозелитов), т. е. симпатизирующих иудаизму язычников, к-рые, не выполняя всех обрядов закона, заменяли их делами милосердия (см., напр.: Левинская. 2008. С. 104-105). Если бы К. С. стал прозелитом и обратился в иудаизм, ему бы пришлось отказаться от должности центуриона, к-рая предполагала участие в офиц. отправлении языческих культов (Левинская. 2000. С. 220; см.: Ios. Flav. Antiq. XVIII 84). И хотя К. С., «одобряемый всем народом Иудейским» (Деян 10. 22), был благодетелем евр. общины и соблюдал отдельные ритуалы, он не являлся ее членом и оставался в глазах евреев язычником; примечательно, что спутники ап. Петра, состоящие из евреев-христиан, были обескуражены тем, что К. С., будучи язычником, удостоился дара Св. Духа (Деян 10. 45).

Приглашение ап. Петра в дом К. С. и их совместная трапеза являются одними из ключевых примеров (наряду с Деян 15. 20, 29; Гал 2. 12) для разрешения вопроса о запрете принимать пищу с христианами из язычников (Gaventa. 1992. P. 1155; Conzelmann. 1987. P. 79). Формально К. С. не был 1-м язычником, обращенным в христианство (см. рассказ об обращении эфиоп. евнуха - Деян 8. 27-39), но именно после этого события началось распространение христианства среди язычников (Деян 11. 1; Fitzmyer. 1998. P. 447). В гл. 11 Деяний св. апостолов история обращения К. С. пересказана еще раз, словами ап. Петра, тем самым автор книги ап. и евангелист Лука подчеркивает важность крещения К. С. и его домочадцев для всего дела христ. миссии.

Сщмч. Корнилий Сотник и прп. Феодора Александрийская. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 77)
Сщмч. Корнилий Сотник и прп. Феодора Александрийская. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 77)

Сщмч. Корнилий Сотник и прп. Феодора Александрийская. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 77)

В раннехрист. экзегезе К. С. служит назидательным примером силы молитвы (Cypr. Carth. De orat. Dom. 5), величия дара милостыни (Ioan. Chrysost. De poenit. 3; Idem. In Act. XXII 1), а также того, что одних добрых дел без искренней веры в Бога недостаточно для спасения (Aug. De praedest. sanct. 7. 12; Сyr. Hieros. Catech. 3. 2).

В т. н. Псевдоклиментинах (III в.) приводится предание о том, что после своего обращения К. С. исцелился от одержимости бесами и помогал ап. Петру и его спутникам в борьбе с Симоном Волхвом (Ps.-Clem. Recogn. X 55; Hom. XX 13 // Écrits apocryphes chrétiens / Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 2005. Vol. 2. P. 1582, 1990).

Впосл. на греч. языке были составлены Мученичества К. С. (BHG, N 370y, 371), Эпитома и Чудеса (BHG, N 370z). Согласно Мученичеству, написанному прп. Симеоном Метафрастом (X в.), после крещения К. С. путешествовал с Петром и др. апостолами, проповедуя Евангелие, а затем был направлен ими в г. Скепсис в М. Азии, жители к-рого пребывали во мраке идолопоклонства. Там он обратил ко Христу правителя Димитрия, его жену, сына (см. ст. мученики Димитрий, Еванфия и Димитриан) и впосл. всех жителей города. К. С. дожил до глубокой старости, узнав о приближающейся кончине, дал последние наставления верующим и с миром отошел ко Господу. Димитрий с семьей, пресв. Евномий и христиане Скепсиса с честью похоронили К. С. близ развалин языческого храма. На месте его погребения вскоре вырос терновый куст и со всех сторон укрыл могилу, так что только присутствующие на похоронах знали, где она находится. Долгое время там происходили различные чудеса. После смерти современников К. С. его могила была заброшена. Однажды в Скепсис прибыл Сильван (Силуан), еп. Троады (первоначально был назначен свт. Аттиком, архиеп. К-польским (406-425), епископом Филиппополя, а затем Троады (Socr. Schol. Hist. eccl. VII 36); следов., описываемые в Мученичестве события относятся к 1-й пол. V в.). Святой явился епископу в ночном видении и открыл место своего погребения. Он повелел воздвигнуть храм в месте, называемом Пандохион (Πανδόχειον; Pandochium; в переводе на русский - «постоялый двор»), и перенести туда его останки. Усердием Силуана и на средства благочестивого богатого человека по имени Евгений, к-рому К. С. явился во сне, церковь в скором времени была построена. Ковчег с останками святого был поднят невидимой силой и поставлен с правой стороны алтаря. Пораженные чудом, мн. язычники уверовали во Христа. После кончины Силуана еп. Скепсиса Филосторгий поручил иконописцу Енкратию расписать новый храм и написать икону К. С. Желавший как можно точнее изобразить святого, но не имевший представления, как он выглядел, Енкратий пришел в уныние, возроптал на епископа и позволил себе сказать бранные слова в адрес К. С. Тотчас иконописец упал с лестницы и лежал бездыханным, а его рот наполнился червями. Святой, проявив милосердие к Енкратию, явился ему во сне и, обуздав его неумеренный язык, не только исцелил иконописца, но и открыл ему свой образ.

Вероятно, на основе Деяний св. апостолов возникла традиция называть К. С. епископом Кесарии Палестинской: в сб. «Апостольские постановления» (ок. 380), авторство к-рого приписывается сщмч. Клименту, еп. Римскому, говорится, что Корнилий занял епископскую кафедру в Кесарии после Закхея (Const. Ap. VII 46 // PG. 1. Col. 1047-1050). Почитание святого в этом городе было распространено уже в IV в.: по сведениям анонимного паломника из Бурдигалы, в 333 г. в Кесарии находилась купальня К. С., от к-рой происходили мн. исцеления (Itinerarium Bordigalense // Itineraria et alia geographica. Turnholti, 1965. [Vol. 1.] P. 13. (CCSL; 175)); в кон. IV в. св. Павла видела здесь перестроенный в церковь дом святого (Hieron. Ep. 108 // PL. 22. Col. 882), куда, согласно сказанию из дометафрастовского Минология, изданного Ф. Алькеном по рукописи из афонского мон-ря Филофей (Ath. Philoth. 8, XI в.), была перенесена десница К. С. Вероятно, к сер. VI в. получило распространение предание, что К. С. не только был крещен, но и принял мученическую кончину в Кесарии, где паломник из Пьяченцы (ок. 570) видел могилу святого (Theodos. De situ Terrae Sanctae // CCSL. 175. P. 116; Anon. Placent. Itinerarium // Ibid. P. 152).

Сщмч. Корнилий Сотник. Миниатюра из Минология. Кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 108r)
Сщмч. Корнилий Сотник. Миниатюра из Минология. Кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 108r)

Сщмч. Корнилий Сотник. Миниатюра из Минология. Кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 108r)

Традиция почитания К. С. как епископа Кесарии Палестинской была воспринята на Западе: в мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда, Ноткера Заики), в «Перечне святых» Петра Наталиса († не позднее 1406 - Petr. Natal. CatSS. III 73), а также в Римском Мартирологе (80-е г. XVI в.) память святого, названного епископом, указана под 2 февр. В совр. Римском Мартирологе память К. С. отмечена под 20 окт.

В визант. Синаксарях, где память святого обозначена под 13 сент. вместе с памятью мучеников Димитрия, Еванфии и Димитриана либо отдельно под 11 сент. (напр., Paris. gr. 1589 и Ambros. C. 101. Sup, XII в.), К. С. не назван епископом: в сказаниях говорится, что после крещения он был поставлен во главе Скепсиса ап. Петром (или апостолами Петром и Тимофеем). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) сказание о святом помещено под 20 окт., здесь К. С. назван епископом Скамандра. Под этим же числом его память отмечена в Типиконе Великой ц., при этом в списке из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме К. С. упоминается как мученик (Mateos. Typicon. T. 1. P. 72).

Память К. С. значится в копто-араб. календаре Абу-ль-Бараката (XIV в.) под 29 кихака (25 дек.) и 23 хатура (19 нояб.) (Le Calendrier d'Abou'l-Baraka t / Éd., trad. E. Tisserant. P., 1915. P. 259, 261. (PO; T. 10. Fasc. 3)).

На груз. языке сохранились 2 версии метафрастической (расширенной) редакции Жития К. С. и синаксарное сказание о нем. 1-я версия была переведена на грузинский язык в XI в. Феофилом Хуцесмоназони (рус.- Иеромонах), насельником груз. Иверского мон-ря на Афоне, и сохранилась в коллекции мон-ря в рукописи того же века (Ath. Iver. georg. 20. Fol. 61v - 67). 2-я версия дошла в рукописи XVI в. и была издана (Кут. 4. С. 145-154.- Древний метафрастический сб. 1986. С. 188-196). Обе расширенные версии находятся под 13 сент. Синаксарное сказание было составлено в XI в. прп. Георгием Святогорцем, также подвижником Иверского мон-ря, и включено под 20 окт. в сб. Великий Синаксарь, который сохранился в рукописях того же века в скрипториях разных монастырей (Ath. Iver. georg. 30; Sinait. iber. 4; Hieros. Рatr. georg. 24/25; НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211). Служба К. С., составленная прп. Иосифом Песнописцем, дошла под 12 сент. в 2 груз. гимнографических сборниках XII в. в коллекции Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. georg. 110. Fol. 65v - 67v; 124. Fol. 48v.- Георгий Мтацмидели. 2007. С. 188-192). Перевод был выполнен в XI в. прп. Георгием Святогорцем, служба содержит стихиру на «Господи, воззвах» 1-го гласа, прокимен и канон. В палестино-груз. календаре Sinait. iber. 34 (X в.) память К. С. отмечена под 20 окт. (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 98, 362).

В древнерус. календарях память К. С. встречается под всеми датами, известными из визант. агиографической традиции: 11 сент. (напр., в Месяцесловах Апостола - ГИМ. Син. № 722, 1307 г., и Евангелии Симеона Гордого, 1343-1344), 13 сент. (в большинстве месяцесловов), 19 окт. (в месяцеслове Евангелия Мстислава Великого, нач. XII в.) и 20 окт. (напр., в месяцеслове Евангелия - ГИМ. Син. № 69, 1358 г.). Постепенно 13 сент. стало единственной датой памяти этого святого.

Сщмч. Корнилий Сотник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 125)
Сщмч. Корнилий Сотник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 125)

Сщмч. Корнилий Сотник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 125)

В нестишных Прологах краткой редакции память К. С. вместе с памятью мучеников Димитрия, Еванфии и Димитриана приводится под 11 сент. без житийного текста, а Житие этого святого помещено под 20 окт. (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 58, 232-234). В древнейших списках Пролога краткой редакции место и время поставления К. С. епископом указано по-разному: «в Леандре», «в Алеандре», «в Александре», «в Александрии»; «в лета Андрея», «в лета святых апостол» (Там же. С. 235). Греч. источники этой проложной статьи позволяют уточнить название города, где был епископом мч. Димитрий: в Синаксаре Vat. gr. 2046 (XII в.) указан Меандр, а в Минологии имп. Василия II - Скамандр. Поскольку дальше в Прологе дается уточнение «рекше в Скитьстем граде, близ Авида», то становится ясно, что речь идет о Скамандре, который, как и Авидос, находился в Троаде. Под «Скитстем градом», видимо, подразумевается находившийся напротив Авидоса, на др. берегу Геллеспонта, Сест, а не расположенный в глубине Троады Скепсис (как считает Л. В. Прокопенко - Там же. С. 235). В данном проложном Житии не упоминается о мученической кончине К. С.: согласно этому тексту, он «с миром скончася».

Нестишной Пролог пространной редакции содержит Житие К. С. под 13 сент. Согласно этому источнику, ап. Петр поставил К. С. епископом в «Костянтине Палестиньстеи» (т. е. в Кесарии Палестинской), и тот принял мученическую смерть за Христа «от неверных» (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 653).

В стишном Прологе Житие К. С. также находится под 13 сент. В нем повествуется, как К. С. был послан ап. Петром в «Скепсейский град», где крестил жителей и кн. Димитрия с семьей, но не говорится о мученичестве: «...тем апостольское житие пожив к Господу отиде» (Петков Г., Спасова М. Търновската редакция на Стишния Пролог. Пловдив, 2008. Т. 1. С. 59-60).

В ВМЧ включены все 3 проложные версии Жития К. С.: под 13 сент. помещены тексты из нестишного Пролога пространной редакции и из стишного Пролога (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 653, 670), под 20 окт.- из нестишного Пролога (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1571-1572).

Из противоречивой информации о месте епископства К. С. и об обстоятельствах его кончины свт. Димитрий, митр. Ростовский, выбрал для своих Четьих-Миней следующее: в заглавии Жития, помещенного под 13 сент., К. С. назван священномучеником, несмотря на то что в тексте говорится о его мирной кончине; город, где святой проповедовал Христа, назван «Скипсеосейстем градом».

В южнослав. рукописях с XV в. встречается пространное Житие К. С., написанное прп. Симеоном Метафрастом (Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 202-203).

Ист.: BHG, N 370y - 371; ActaSS. Febr. T. 1. P. 279-285; PG. 114. Col. 1293-1312 [Симеон Метафраст. Мученичество Корнилия Сотника]; PG. 117. Col. 117 [Минологий Василия II]; MartRom. P. 46; SynCP. Col. 37-40; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 131-134; ЖСв. Сент. С. 276-286; ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 653, 670; Halkin F. Un abrégé inédit de la vie ancienne et disparue de Corneille le Centurion // RSBN. N. S. 1964. Vol. 1. P. 31-39; Древний метафрастический сб. / Сост.: Н. Гогуадзе. Тбилиси, 1986. (ПДГП; 8) (на груз. яз.); Георгий Мтацминдели, прп. Месяцеслов Георгия Святогорца: Сент. / Сост.: Л. Джгамаия. Тбилиси, 2007. С. 188-192. (ПДГП; 9) (на груз. яз.); Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. T. 1. С. 186-188.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 281; Т. 3. С. 370; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 417, 460, 589, 591; Van Doren R. Κορνήλιος // DHGE. T. 13. Col. 895; Halkin F. Une Passion inédite de Corneille le Centurion?: (BHG 370y) // AnBoll. 1963. T. 81. P. 28-31; Orbiso T. G., de. Cornelio // BiblSS. Vol. 4. Col. 189-192; ΘΗΕ. Τ. 7. Στ. 868-869; Conzelmann H. Acts of the Apostles. Phil., 1987; Gaventa B. R. Cornelius // ABD. 1992. Vol. 1. P. 1154-1155; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Στ. 257; Fitzmyer J. A. The Acts of the Apostles. N. Y., 1998; Левинская И. А. Деяния Апостолов на фоне евр. диаспоры. СПб., 2000; она же. Деяния Апостолов: Гл. 9-28: Ист.-филол. коммент. СПб., 2008; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 243; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 261; 2011. Т. 5. С. 399.
Н. Н. Крашенинникова, А. Н. Крюкова, О. В. Лосева, А. Е. Петров

Гимнография

Память К. С. отмечается 29 окт. в древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе. В этот день на литургии назначаются чтения 2 Кор 8. 16-24, аллилуиарий со стихом из Пс 66, Евангелие Лк 24. 13-35 (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 48).

Сщмч. Корнилий Сотник. Фрагмент сцены «Крещение в доме Корнилия Сотника» в Софии Киевской. 1046–1061/67 гг.
Сщмч. Корнилий Сотник. Фрагмент сцены «Крещение в доме Корнилия Сотника» в Софии Киевской. 1046–1061/67 гг.

Сщмч. Корнилий Сотник. Фрагмент сцены «Крещение в доме Корнилия Сотника» в Софии Киевской. 1046–1061/67 гг.

Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв., память К. С. отмечается 20 окт.; богослужебное последование не описано (Mateos. Typicon. T. 1. P. 72). В этот же день в архаичной груз. Минее Sinait. georg. 65, X в., содержится служба К. С., включающая канон и 2 цикла стихир (см.: Л. 104 об.- 106).

В различных редакциях Студийского устава память К. С. отмечается 13 сент.

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, богослужебное последование К. С., состоящее из канона и цикла стихир-подобнов, соединяется со службами Октоиха и предпразднства Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Пентковский. Типикон. С. 281). Там же содержится заметка, что первоначально 13 сент. совершалась служба с пением на утрене «Аллилуия», но в Студийско-Алексиевском мон-ре стали петь службу с «Бог Господь» и тропарем (т. е. более торжественную) ради предпразднства Крестовоздвижения - т. о., праздничные элементы службы 13 сент. не имеют отношения к памяти К. С.

В рукописных слав. Минеях студийской традиции помимо канона и цикла стихир К. С. назначается также седален (Ягич. Служебные Минеи. С. 0109-0118).

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. служба 13 сент. имеет тот же состав, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; на литургии К. С. назначается прокимен из Пс 32 и Апостол, Деян 10. 1-? (конец чтения неясен; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 269-270). В афонских (напр., в Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в.- Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 231-232) и южноиталийских (напр., в Мессинском Типиконе 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 21-22) редакциях Студийского устава память К. С. 13 сент. отсутствует, ее, по-видимому, вытесняет праздник Обновления (Освящения) храма Воскресения Господня в Иерусалиме.

В Иерусалимском уставе память К. С. тоже отмечается 13 сент.; в этот день соединяются богослужебные последования предпразднств Крестовоздвижения, Обновления храма Воскресения и К. С. В службе присутствуют праздничные элементы - вход и 3 паремии на вечерне, что связано с праздником Обновления, а не с памятью К. С. Последование К. С. включает минимальный набор песнопений: канон, цикл из 3 стихир-подобнов и седален - в этом виде оно сохранилось в совр. греч. изданиях. В рус. Типиконах, начиная с первопечатного издания 1610 г. и в рус. Минее с издания 1636 г., появляется отпустительный тропарь К. С. 4-го гласа     В румын. богослужебных книгах кон. XVIII - нач. XIX в. назначается иной отпустительный тропарь К. С.-      но с 1-й пол. XIX в. он заменяется на тот же, что и в рус. изданиях.

В случае совпадения 13 сент. с воскресным днем соединяются последования Октоиха, предпразднства Крестовоздвижения и Обновления, а последование К. С. опускается; эти указания содержатся как в Марковых главах иерусалимских Типиконов, так и в новых греч. Типиконах протопсалта Константина (Κωνσταντίνος. Τυπικὸν. 1838. Σ. 11-12) и Г. Виолакиса (Βιολάκης. Τυπικὸν. 1888. Σ. 72-74). В рус. Типиконах (в храмовых главах) присутствуют указания о совершении службы в храмах, посвященных К. С., в воскресный или будний день.

Богослужебное последование К. С., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает следующие элементы: отпустительный тропарь 4-го гласа     (только в славянских); канон Иосифа Песнописца плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа с акростихом Τῶν θαυμάτων σου τὸ κλέος μέλπω, μάκαρ. ᾿Ιωσήφ (      ), ирмос: ῞Ιππον κα ἀναβάτην̇ (   ), нач.: Ταύτην σου τὴν φωσφόρον (   ); цикл стихир-подобнов; седален.

В рукописях сохранились песнопения К. С., не вошедшие в совр. богослужебные книги. Напр., в груз. Минее Sinait georg. 65 (X в.) под 20 окт. помещены 2 группы стихир-подобнов и канон 4-го гласа (с груз. акростихом). Также по рукописям известен общий канон предпразднству Крестовоздвижения, К. С. и др. святым, составленный Георгием Никомидийским, 2-го гласа, ирмос: Δεῦτε, λαοί̇ (  ), нач.: ῾Η τοῦ σταυροῦ σήμερον χάρις (Креста днесь благодать) (см.: Ταμεῖον. Σ. 43).

А. А. Лукашевич

Иконография

В пространном Мученичестве К. С. Симеона Метафраста говорится о создании во 2-й четв. V в. (после 425) по инициативе Филосторгия, еп. Скепсиса, первого изображения святого: он чудесным образом явился иконописцу Енкратию, но сведения об облике святого в тексте не приведены.

Сщмч. Корнилий Сотник. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Сщмч. Корнилий Сотник. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Сщмч. Корнилий Сотник. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Сюжетные композиции с изображением К. С. иллюстрируют историю его обращения. Одно из ранних на миниатюре в рукописи Sacra parallela (ок. сер. IX в.) прп. Иоанна Дамаскина из Национальной б-ки в Париже (Paris. gr. 923. Fol. 163v) представляет видение К. С. ангела в облике «мужа в светлых одеждах» (Деян 10. 3-6). В иллюминированной Библии из Сент-Омер (Франция) (Paris. fr. 152. Fol. 456, 1300-1325 гг.) иллюстрацией к тексту Деяний (10. 47-48) стала сцена крещения К. С. (по зап. обряду): он в красном платье приближается со склоненной головой к ап. Петру в облачении епископа; за К. С.- фигуры еще 2 крещающихся в таких же платьях, один из них в короне. Названные композиции входят в изобразительные циклы, посвященные истории ап. Петра. Согласно греческому руководству для живописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733),- сцену крещения К. С. рекомендовано включать в цикл «Чудеса ап. Петра»: «Корнилий с проседью в длинной бороде стоит в воде вместе с пятью человеками; Петр правую руку держит на голове его. У воды толпятся мужи и жены» (Ерминия ДФ. С. 186). Наиболее ранний пример подобного цикла представлен в росписи придела апостолов Петра и Павла собора Св. Софии Киевской (1046-1061/67). В алтаре сохранились 2 композиции: «Ап. Петр в доме сотника Корнилия» и «Крещение ап. Петром дочери сотника Корнилия» (Логвин Г. Н. Собор Св. Софiï в Києвi. К., 2001. С. 112. Ил. 65, 66). В 1-й сцене К. С. изображен средовеком с темными волосами и короткой бородой, его руки приветственно протянуты навстречу благословляющему его ап. Петру (оба с нимбами), взгляд больших глаз изумленный; облачен в плащ с тавлионом. В сцене крещения сохранились лишь 2 из 4 фигур наблюдающих за совершением таинства, очевидно там было и изображение К. С.

В Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 125, 1-я четв. XI в., К-поль) Житие святого проиллюстрировано миниатюрой из 2 сцен: разрушение языческого храма в г. Скепсис и успение К. С. Святой напоминает обликом свт. Афанасия Великого - в преклонных летах, седовлас, на лбу небольшие залысины, борода длинная, клиновидная; одежды святительские - фелонь и омофор. В 1-й сцене К. С. показан в 3/4-ном повороте с молитвенно воздетыми, покровенными фелонью руками, на фоне - падающие фигурки богов и разрушающиеся своды языческого храма, под к-рыми гибнут идолопоклонники. Во 2-й сцене почивший святой лежит на одре, в сложенных на груди покровенных руках - Евангелие. Успение К. С. также представлено на миниатюре в рукописи с житиями святых (Marc. 586. Fol. 110r, XI в., Венеция). В Минологии на сент. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 108r, кон. XI в., К-поль) Житие святого под 13 сент. предваряет миниатюра, где К. С. изображен в молении; средовек с темными волосами и короткой бородой, облачен в длинное светское платье голубого цвета с фигурными горловиной и подолом синего цвета; архитектурное сооружение округлой формы, видимо, обозначает его дом; в правом верхнем углу композиции - небесный сегмент с исходящими 2 лучами.

В минейном цикле в росписи нартекса ц. Св. Троицы мон-ря Козия (между 1390 и 1391) под 13 сент. помещено изображение распятого на кресте святого. Он в возрасте Христа, темноволос, борода короткая, из одежд - лишь препоясание. Надпись «  » удостоверяет, что это сцена мучения К. С. В настенный минологий ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1350) включена сцена перенесения мощей К. С. Надпись не сохранилась, изображение идентифицируется по одеждам святителя, упоминанию в Житии святого о перенесении мощей и совершившемся при этом чуде, а также по расположению сцены под 13 сент.

Единоличные изображения К. С. входят в состав минологиев, рукописных, храмовых настенных, иконных. Так, в паре с мц. Феодорой Александрийской (пам. 11 сент.) он изображен на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов, кон. XV в., РНБ. О.I.58. Л. 77) - в рост, в фелони, с омофором, голова не покрыта, в левой руке - кодекс, обликом напоминает свт. Иоанна Златоуста. В настенных минологиях: предположительно в ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320; сохр. без надписей ростовые фигуры святителя в крещатой ризе и мученика в красном плаще); в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье (Македония; 1376-1381 или 1380-1381; погрудно, идентифицируется по надписи); в пронаосе храма мон-ря Воронец (1546); в притворе ц. св. Апостолов в Пече (1561; по колени). На иконах: «Минея годовая» (1-я пол. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен) - средовек с короткой бородой; атрибуты святого отражают мученический и воинский аспекты его почитания: в правой руке он держит крест, хотя изображен без лат, в его облачении сохраняется тип «одежд римских воинов» (2 ризы - длинная сине-зеленая и охристая короткая, поверх - красный плащ). В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ, ГЛМ) К. С. показан сообразно описанию в руководстве для иконописцев В. Д. Фартусова - старцем с вьющимися волосами и длинной округлой бородой, в святительских одеждах, но в левой руке держит не хартию, а посох. На минейном офорте на сент. с раскраской в 5 цветов (1730, РГБ) гравер И. К. Любецкий изобразил К. С. с короткими темными волосами и короткой же бородой, в фелони, с омофором, в руке - Евангелие. В епископских одеждах (фелони, омофоре), старше средних лет, с короткой округлой бородой, правой рукой благословляет, с Евангелием в левой К. С. изображен на миниатюре в части месяцеслова на март «Молитвенника с месяцесловом» (50-е гг. XIX в., РГБ ОР. Ф. 218, № 812), созданного по заказу и при участии кнг. М. П. Волконской, под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева, худож. Н. И. Похвиснева, Л. Кикиной и др.

В описании святого под 13 сент. в подлиннике сводной редакции, изданном С. Т. Большаковым, К. С. указано изображать в облачении, соответствующем сану, однако неясно - иерея или архиерея: «…средний, рус, власы аки Флор (мч. Флор.- Авт.), риза верх поповское оплечие (фелонь.- Авт.) вохра, у ворота лазорь, патрахиль видеть, испод риза бела, риза святительская»; дополнение к тому, что в состав одежд входит и сугубо архиерейский атрибут - омофор, содержится лишь в качестве оговорки к тексту об облике сщмч. Иулиана Галатийского, чья память празднуется в тот же день: «…риза поповская Корнилиева с амфором» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 29). На прориси в лицевой части этого же подлинника К. С. показан средовеком с недлинной бородой, на нем священническое облачение (фелонь, епитрахиль), в покровенной фелонью левой руке держит кодекс, правой - благословляет, омофор отсутствует (см.: Там же. Лицевые святцы. С. 6). В подлиннике из собрания Г. Д. Филимонова (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 151) говорится о 2 типах изображения К. С.- святителя средних лет и старца: «…подобием рус, борода не велика, влас с ушей, риза святительская зеленая, испод белый, в руках Евангелие. В минеи пишет: старостию преклонен и сед, от апостола Петра поставлен епископом»; здесь же сказано о том, что «в иных Подлинниках» вместо епископских одежд на нем может быть «риза поповска и патрахиль» (Там же). Традиции изображать К. С. седовласым епископом римского происхождения «с большой кругловатой бородой и курчавыми волосами» следует руководство для иконописцев Фартусова; в хартии святого рекомендуется помещать текст благодарственной молитвы с испрошением милости христианам (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 13-14).

Лит.: LCI. Bd. 7. Sp. 341-342; Миjовић. Менолог. С. 177, 196, 318, 344, 362, 387; Евсеева. Афонская книга. С. 233; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 58; С. 63. Кат. 140; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 299; Ермакова, Хромов. Русская гравюра. С. 46. Кат. 34.1; С. 49. Кат. 35.1.
Э. В. Шевченко
Ключевые слова:
Святые византийские Святые Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Святые Греческих Православных Церквей Святые неразделенной Церкви Новозаветные персоналии Иконография святых Гимнография Нового Завета Корнилий Сотник (I в.), святой (исповедник или священномученик?) (пам. 13 сент.; пам. визант. 11, 13 сент., 20 окт., 9 июня; пам. зап. 20 окт.)
См.также:
ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя
ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая)
ЕПАФРОДИТ ап. от 70 (пам. 8 дек. и 30 марта, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 марта, 17 и 18 мая; пам. зап. 22 марта)
ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта)
ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)
ИЯ († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.)
КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.)
КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
АННА дочь Фануила, пророчица из колена Асира, св. (пам. 3 фев., 28 августа)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля)
АПОЛЛИНАРИЯ († ок. 470), прп. (пам. 5 янв.)
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)
АРТЕМОН († 303), сщмч. Лаодикийский (пам. 13 апр., греч. 24 марта, 12 апр., зап. 8 окт.)