Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОНСТАНТ I
36, С. 664-666 опубликовано: 1 августа 2019г.


КОНСТАНТ I

Имп. Констант I. Бюст. IV в. (Лувр, Париж)
Имп. Констант I. Бюст. IV в. (Лувр, Париж)

Имп. Констант I. Бюст. IV в. (Лувр, Париж)
(Флавий Юлий Констант; лат. Flavius Iulius Constans) (ок. 320/323 — кон. янв. 350, Елена, ныне Эльн, Франция), рим. император (с 9 сент. 337); управлял диоцезами Италия, Африка и Иллирик, с весны 340 г.— всей Зап. империей. 3-й сын имп. Константина I Великого (306–337) и его 2-й жены Фавсты, внук имп. Констанция I Хлора и Максимиана Геркулия. В детстве жил при дворе имп. Константина, гл. образом в Константинополе. Обучением К. занимались виднейшие риторы своего времени (Lib. Or. 59. 34), в т. ч. Эмилий Магн Арборий из Бурдигалы (ныне Бордо, Франция) (Ausonius. Commemoratio professorum Burdigalensium. 16 // Works / Ed. H. G. E. White. L.; N. Y., 1919. Vol. 1. P. 122–124). На Рождество 333 г. К. был провозглашен цезарем, ночью накануне церемонии «небо пылало огнями» (вероятно, было сев. сияние), что многие современники восприняли как дурное предзнаменование (Aur. Vict. Epitom. 41; Сhron. min. I // MGH. AA. T. 9. P. 234; Euseb. Vita Const. IV 40; Hieron.Chron. // PL 27. Col. 678). 23 июля 335 г., во время празднования 30-летия правления имп. Константина I, К. был провозглашен августом в Риме и Константин передал ему управление Италийской префектурой (Euseb. Vita Const. IV 51; Idem.De laudibus Const. 3; Socr. Schol. Hist. eccl. I 38; Chron. Pasch. P. 531). Незадолго до смерти отца К. был помолвлен с Олимпиадой, дочерью префекта претория Аблабия, впосл. она жила при дворе К. как невеста императора, однако брак так и не был официально заключен, видимо из-за малолетства Олимпиады. Поcле смерти К. решением Констанция II она стала женой царя Армении Аршака II (Athanas. Alex.Hist. arian. 69; Amm. Marc. Res gest. XX 11.3).

В день смерти отца (22 мая 337) К. находился в Риме. После убийства в Константинополе сводных братьев Константина I Далмация Старшего и Юлия Констанция, которых Константин назначил в соправители своим сыновьям, 9 сент. 337 г. Римский сенат провозгласил полновластными императорами 3 братьев: Константина II, Констанция II и К. (Euseb. Vita Const. IV 68; Сhron. min. I // MGH. AA. T. 9. P. 235). Летом 338 г. состоялась встреча 3 августов в Виминакии (Паннония; близ совр. г. Костолац, Сербия), на которойбыло окончательно закреплено разделение империи, а также обсуждался вопрос о том, как скрыть убийства родственников в К-поле, совершенные в 337 г. (CTh. IX 34. 5; X 10. 4; Athanas. Alex. Apol. ad Const. 5; Julian. Apost. Or. 1. 19; Aur. Vict. Epitom. 41). За К. было закреплено управление центральной частью империи с диоцезами Италия, Африка, Паннония, Иллирик и Фракия. При этом формально в составе владений К. оказались и те территории, которые Константин I выделил своим сводным братьям, убитым в 337 г. (Фракия и верхнемёзийский Иллирик). Однако старший из братьев Константин II получил право покровительствавать 15-летнему К., а также и реальную власть над его частью империи. Константин II издавал распоряжения о назначениях должностных лиц на этой территории (CTh. XII 1. 27).

Осенью 338 г. К., возглавив армию, одержал победу над сарматами в Паннонии, после чего принял титул Сарматский. К кон. 339 г. в окружении К. возникло недовольство слишком пристальной опекой со стороны Константина II. Во главе партии сторонников самостоятельного правления К. стоял трибун Амфилохий, продолжавший впосл. службу при Констанции II (Amm. Marc. Res gest. XXI 6. 2). В окружении Константина II в это же время созрел план нового раздела империи: предполагалось официально отторгнуть в его пользу Италийскую префектуру (Zosim. Hist. II 41). В нач. 340 г., когда К. находился в Наиссе (ныне Ниш, Сербия) (CTh. X 10.5; XII 1.29), Константин II вторгся в Сев. Италию и под Аквилеей столкнулся с передовым отрядом К. Во время сражения войска Константина были разбиты, а он погиб в бою (Hieron. Chron. // PL 27. Col. 681; Aur. Vict. Epitom. 41; Eutrop. Breviar. X 9.2; Zosim. Hist. II 41–42; Julian. Apost. Or. 2; Philost. Hist. eccl. III 1; Socr. Schol. Hist. eccl. II 5; Sozom. Hist. eccl. III 2; Zonara. Epit. hist. Vol. 2. P. 27–28). К 9 апр. 340 г. К. прибыл в Аквилею, и война прекратилась (CTh. II 7. 3; X 15. 3); под власть К. перешла Галльская префектура (Галлия, Испания, Британия).

Воспользовавшись тем, что в Галлии была гражданская война и большая часть галльских легионов находилась в Италии, в 341 г. франки вторглись в Галлию через Рейн. В 342 г. К. провел против них успешную кампанию и заключил с ними выгодный мирный договор (Сhron. min. I // MGH. AA. T. 9. P. 236; Hieron.Chron. // PL 27. Col. 682; Socr. Schol.Hist. eccl. II 10, 13). В янв. 343 г. К. с войском отправился в Британию, чтобы защитить ее от нападений пиктов и скоттов (Amm. Marc. Res gest. XX 1. 1; XXVII 8. 4). Краткие сведения из источников не позволяют проследить подробности военных мероприятий К., однако, судя по тому, что войска под его командованием часто меняли дислокацию, К. в 40-х гг. IV в. в основном был занят отражением постоянных нападений варваров на западных границах от Иллирика до Галлии. Иногда останавливался в Сев. Италии, где его резиденциями были гл. обр. Аквилея и Медиолан (ныне Милан). Ритор Ливаний восхищался легкостью, с которой К. с войском успевал передвигаться из одной провинции в другую, внушая страх варварам (Lib. Or. 59.144–149; Amm. Marc. Res gest. XXX 7. 5; Aur. Vict. Epitom. 41). Быстрые и многочисленные перемещения ставок К. подтверждаются также топографическими указаниями в его эдиктах, сохранившихся в Кодексе Феодосия.

Оценки правления К. у историков кон. IV–VI в. несколько противоречивы. Некоторые авторы отмечают, что К. был справедлив и сам неукоснительно соблюдал нормы закона (Eutrop. Breviar. X 9). Однако при этом говорят и о его непомерной жадности в сочетании с неразумной расточительностью. К. распродавал значительные части гос. земельного фонда, раздавал земли и делал др. ценные подарки своим фаворитам, покупал пленных женщин и делал их наложницами, так что его распутство было широко известно (Amm. Marc. Res gest. XVI 7. 5; Aur. Vict. Epitom. 41; Eutrop. Breviar. X 9; Zosim. Hist. II 42). Степень достоверности этих сведений неясна; они исходят в основном от писателей-язычников, которые вообще очень критически относились к императорам-христианам. К. любил литературу, ценил риторов. Так, греч. ритора-христианина Проересия К. вызвал ко двору в Галлию, дал ему чин магистра армии и сделал своим сотрапезником, а позднее отпустил с богатыми дарами (Eunap. Vitae sophist. 90).

Военных К. предпочитал держать в суровом подчинении, постоянно налагая взыскания за различные провинности. Он учредил штат агентов, в задачу которых входило следить за подчиненными и пресекать факты возможной гос. измены. Однако доносительство и вседозволенность агентов при К. не достигали таких масштабов, как при Констанции II. Во главе этой службы стоял комит священных щедрот (имп. казны — comes sacrum largitionum) Марцеллин, которому К. всецело доверял, помощниками комита были евнух Христ и комит Магненций, одновременно командовавший элитными армейскими частями легионов Иовиев и Геркулиев (Aur. Vict.Epitom. 41; Eutrop. Breviar. X 9; Zosim. Hist. II 42; Julian. Apost. Or. 2; Zonara. Epit. hist. Vol. 2. P. 27–28). Однажды К. подверг Магненция позорному наказанию, что вскоре стало причиной заговора против К. 18 янв. 350 г. все высшие армейские чины собрались в доме Марцеллина в Августодуне (ныне Отён, Франция) на некий семейный праздник. В это время Магненций появился в пурпурном облачении и объявил себя императором. Марцеллин и все присутствовавшие согласились его поддержать (Julian. Apost. Or. 2). Провозглашение Магненция признали все войска, расквартированные в городе и его окрестностях, т. к. были недовольны излишней суровостью и небрежением к военным со стороны К. Император узнал о мятеже, находясь на охоте, и немедленно бежал в спровождении оставшегося ему верным трибуна Ланиогайза, франка по происхождению. Однако в городе Елена на берегу Средиземного м. К. был захвачен отправленным за ним в погоню трибуном Гайзоном, который имел от Магненция приказ умертвить К. и исполнил его (Amm. Marc. Res gest. XV 5.16; Hieron. Chron. // PL 27. Col. 685; Сhron. min. I // MGH. AA. T. 9. P. 237; Zosim. Hist. II 42; Aur. Vict. Epitom. 41; Eutrop. Breviar. X 9; Rufin. Hist. eccl. X 19; Socr. Schol. Hist. eccl. II 25; Sozom. Hist. eccl. IV 1–2; Chron. Pasch. P. 535; Zonara. Epit. hist. Vol. 2. P. 33–34).

Религиозная политика

В отличие от Константина I К. принял крещение задолго до смерти; по крайней мере, К. уже был крещен, когда свт. Афанасий I Великий встречался с ним в Сев. Италии в 343–346 гг. (Athanas. Alex. Apol. ad Const. 7). Церковная политика К. была в основном продолжением политики его отца, однако в отличие от Константина I и Констанция II К. не участвовал в богословских спорах. По сведениям свт. Афанасия, К. благоволил к Церкви и щедро наделял дарами различные храмы и общины (Ibidem). Положительная оценка деятельности К. свт. Афанасием в значительной мере связана с поддержкой, которую император оказал ему в то время, когда святитель был вторично изгнан из Александрии и в 339–346 гг. находился на Западе (Sozom. Hist. eccl. III 16). По просьбе К. свт. Афанасий в это время составил некий указатель к Свящ. Писанию (не сохр.; Athanas. Alex. Apol. ad Const. 4). Позиция К. по делу свт. Афанасия в основном совпадала с мнением представителей Зап. Церкви, которые в это время во главе с папой Римским свт. Юлием I (337–352) выступили на стороне Афанасия Великого против господствовавших на Востоке различных течений арианства. По тем же причинам, опираясь на т. зр. своего епископата, К. оставался преданным правосл. Никейскому вероисповеданию (Sozom. Hist. eccl. III 18). В начале правления К. поддержал распоряжение, изданное от имени 3 братьев-августов, о возвращении из ссылок всех епископов, изгнанных по разным причинам в последние годы правления Константина Великого (Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 8). Ок. 340 г. в Риме состоялся Собор под председательством папы свт. Юлия I. К. участвовал в организации Собора и направил имп. Констанцию II на Восток послание с просьбой прислать в Италию делегацию для объяснения позиции Вост. Церкви, что и было исполнено. Римский Собор выразил поддержку изгнанным арианами со своих кафедр свт. Афанасию, Маркеллу Анкирскому, свт. Павлу I Исповеднику К-польскому и Асклепию Газскому (Ibid. 1; Sozom. Hist. eccl. III 8, 10). Т. о., к нач. 40-х гг. IV в. возникла угроза раскола между Церквами Востока и Запада. Тем не менее К. дипломатично принимал делегации участников Антиохийских Соборов, которые вручали ему постановления с новыми вариантами проарианского Символа веры, а также с осуждением свт. Афанасия (Socr. Schol. Hist. eccl. II 18; Athanas. Alex. De Synod. 25). В 343 г. К. вызвал Афанасия в Медиолан и призвал его вместе с др. епископами Запада участвовать в большом Сардикийском Соборе, который в это время готовился. Также по просьбе К. свт. Афанасий совершил поездку в Галлию, где встретился с еп. Осием, одним из авторитетных иерархов Зап. Церкви (Athanas. Alex. Apol. ad Const. 4; Idem. Apol. contr. ar. 15). Вместе с имп. Констанцием II К. принял деятельное участие в подготовке Сардикийского Собора. В ходе Собора, созванного как Вселенский по поводу арианства, большинство епископов высказалось против арианской партии (Socr. Schol. Hist. eccl. II 20, 22; Sozom. Hist. eccl. III 11–12; Theodoret. Hist. eccl. II 7–8). С политической т. зр. это было крупной победой К. и в дальнейшем дало ему возможность оказывать давление на Констанция II и призывать его отказаться от поддержки ариан. На Пасху 345 г. К. вновь встречался со свт. Афанасием в Аквилее (Athanas. Alex. Apol. ad Const. 4; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. T. 1. Pt. 2. P. 826–827). Cобор в Медиолане, созванный ок. 345 г. вновь по инициативе К., осудил нововведения Вост. Церкви, противоречащие Никейскому вероисповеданию, в т. ч. и «Многострочное изложение», принятое незадолго до этого Антиохийским Собором, а также крайности во взглядах еп. Фотина Сирмийского, ученика Маркелла Анкирского (Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 28; Hilar. Pict. Fragm. hist. // PL. 10. Col. 641). Ок. 345–346 гг. под влиянием консолидированного мнения западных епископов, а также после неоднократных призывов папы Юлия и свт. Афанасия К. написал неск. писем Констанцию II, призывая его позволить ранее изгнанным епископам-никейцам вернуться на свои кафедры. Не добившись согласия, К. вскоре отправил Констанцию письмо, в котором начал угрожать брату войной. Текст письма К. не сохранился и известен только по кратким сообщениям церковных историков, но, вероятно, письмо произвело впечатление на Констанция и вынудило его согласиться с К. ради сохранения союза между императорами (Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 20–22; Hieron. Chron. // PL. 27. Col. 681–682; Rufin. Hist. eccl. X 19; Socr. Schol. Hist. eccl. II 22; Sozom. Hist. eccl. III 20; Philost. Hist. eccl. III 12). Констанций позволил свт. Афанасию, Павлу Исповеднику и некоторым др. иерархам вернуться на Восток и в последующие годы (до гибели К.) пошел на ряд уступок зап. проникейской церковной партии в вероучительных вопросах (Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 22–24; Socr. Schol.

Hist. eccl. II 15–16, 23–24). К донатистам, которых было много в Карфагенской Африке, К. в первые годы правления относился лояльно; он был даже более терпимым к их позиции, чем его отец (см. ст. Донатизм). Имп. Константин I в распоряжениях 320–321 гг. признал право называться Православной (кафолической) Церковью только за общиной еп. Цецилиана Карфагенского; общины донатистов не признавались таковыми, но и не преследовались. К. в начале правления фактически уравнял положение православных и донатистов, так что клир обеих общин пользовался одинаковыми правами, и донатисты даже получали дары от императора. Такое положение сохранялось почти до 348 г., когда сами донатисты спровоцировали новый конфликт с властью. В это время К. отправил в Африку своих представителей, нотариев Павла и Макария, для раздачи имп. милости и православной, и донатистской церквам (Optat. De schism. donat. III 1–2). Однако Донат Карфагенский в своем окружном послании запретил принимать императорские дары. Гос. власть восприняла это как оскорбление ее величия и откровенный протест. В ответ на него К. восстановил закон против донатистов 316 г. В пользу православной Церкви было предписано конфисковать у донатистов не только базилики, но храмовое имущество. Более того, чиновникам на местах разрешалось прибегать для наказания несогласных не только к ссылкам и изгнаниям, но и к более жестким мерам, вплоть до смертных казней. Исполнение закона против донатистов было возложено на того же имп. нотария Макария. Возмущение донатистов в Карфагене и др. крупных городах было подавлено довольно быстро; известно, что в это время пострадали Исаак и Максимиан (BHL, N 721), казненные в Карфагене и признанные мучениками общиной донатистов, еп. Донат был изгнан из Карфагена, а его сторонники остались в меньшинстве на окраине африкан. провинций. Православная Североафриканская Церковь во многом превосходила их по численности верующих. Ок. 348 г. еп. Карфагенский Грат созвал Собор, на котором были приняты решения по реорганизации Церкви в новых условиях и об отношении к донатистам, массово переходившим в Православие (см. ст. Карфагенские Соборы). Но в это время в Нумидии началась настоящая религ. война донатистов, опиравшихся на племена берберов, с рим. властями.

Отношение К. к языческим культам оставалось довольно терпимым, меры по их ограничению были в основном формальными. В эдикте 341 г. (повторен в 346) К. объявил о запрете языческих жертвоприношений; он считал необходимым закрывать, но не разрушать древние храмы в Риме (CTh. XVI 10. 2–3; Sozom. Hist. eccl. III 17; Theodoret. Hist. eccl. V 21).

Ист.: Athanas. Alex. Apol. contr. ar.; idem. Apol. ad Const.; idem. De Synod.; idem. Hist. arian.; Lib. Or. 59; Amm. Marc. Res gest.; Aur. Vict. Epitom. 41; Eutrop. Breviar. X; Philost. Hist. eccl. III; Socr. Schol. Hist. eccl. II; Sozom. Hist. eccl. III; Theodoret. Hist. eccl. II; Zonara. Epit. hist. Vol. 2. P. 26–34.
Лит.: Pauly, Wissowa. R. 1. Bd. 4. Tbd. 7. Sp. 948–952; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. T. 1. Pt. 2; Frend W. H. C. The Donatist Church. Oxf., 1952; Gigli G. La dinastia dei secondi Flavii: Costantino II, Costante, Costanzo II. R., 1959; PLRE. Vol. 1. P. 220; Forlin Patrucco M. Constans I // EEC. Vol. 1. P. 192; Siebert S. Konstans I // BBKL. Bd. 4. S. 455–456; Barnes T. D. Athanasius and Constantius: Theology and Politics in the Constantinian Empire. Camb., 1993; DiMaio M., Frakes R. Constans I // An Online Encyclopedia of Roman Rulers and Their Families. 1998 (то же: www.luc.edu/roman-emperors/consi.htm [Электр. ресурс]) ; Bleckmann B. Der Burgerkrieg zwischen Constantin II. und Constans (340 n. Chr.) // Historia. Stuttg., 2003. Bd. 52. N 2. S. 225–250.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Императоры Западной Римской империи Констант I (Флавий Юлий Констант; ок. 320/323 - кон. янв. 350), римский император (с 9 сент. 337)
См.также:
АВИТ ЭПАРХИЙ (между 395 и 400 – после 456), имп. Западной Римской империи (455-456)
ВАЛЕНТИНИАН II зап. рим. имп. с 375 г.
ВАЛЕНТИНИАН III имп. Зап. Римской империи
ГЛИКЕРИЙ имп. Зап. Римской империи (473 - 474)