Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОРЕЯ
Т. 37, С. 739-744 опубликовано: 17 августа 2019г.


КОРЕЯ

[Республика Корея, РК], гос-во в Вост. Азии, в юж. части Корейского п-ова. На западе омывается водами Жёлтого м., на востоке - Японского м.; на юго-востоке отделено от Японии Корейским прол. На севере граничит с КНДР, занимает ряд прибрежных островов. Общая протяженность береговой линии 2413 км. Территория - 99,3 тыс. кв. км. Столица - Сеул (10,4 млн чел., 2014). Крупные города: Пусан (3,35 млн чел.), Инчхон (Чемульпо; 2,6 млн чел.), Тэгу (2,41 млн чел.), Коян (1,52 млн чел.) и др. Офиц. язык - корейский. Административно-территориальное деление: 9 провинций и 7 городов центрального подчинения. РК - член ООН (1991), МВФ (1955), МБРР (1955), Азиатского банка развития (1966), АТЭС (1989), ВТО (1995), ОЭСР (1996). География. Преобладает горный рельеф. На востоке в субмеридиональном направлении расположены Восточно-Корейские горы. На юге простираются хребты Норён и Собэк (высота до 1915 м - гора Чирисан) - юго-зап. отроги Восточно-Корейских гор. Высшая точка РК - потухший вулкан Халласан (1950 м) с кратерным озером (на о-ве Чеджудо). Равнины занимают ок. 1/3 территории страны и расположены преимущественно в зап. части РК, в низовьях крупных рек и на побережьях (Ханганская равнина, низменности в бассейнах рек Кымган и Йонсанган и др.). На вост. побережье равнины протягиваются узкой полосой вдоль берегов. На большей части территории климат умеренный муссонный, на крайнем юге - субтропический муссонный. Средние температуры самого холодного месяца (янв.) от -7°C на севере до 4°C на юге. Средние температуры самого теплого месяца (авг., местами - июня или июля) составляют 25-26°C. Осадков в год выпадает от 1 тыс. до 1,4 тыс. мм, максимум осадков - с июня по сент., что связано с летним морским муссоном. В кон. лета и осенью территория подвергается воздействию тайфунов; на юго-западе периодически случаются засухи. Речная сеть густая. Все крупные реки впадают в Жёлтое м. или Корейский прол. Основные реки: Нактонган, Ханган, Кымган.

Население

Население РК, по данным на 2014 г., составляло 50,4 млн чел. Большинство населения - корейцы (99%). Китайцы составляют 0,3%, остальные жители - филиппинцы, американцы, монголы, вьетнамцы, индонезийцы, малайцы, японцы, русские и др. Среднегодовой прирост населения в 2014 г. составил 0,16%. Рождаемость - 8,26 на 1 тыс. чел., смертность - 6,63 на 1 тыс. чел. Показатель фертильности - 1,26 ребенка приходится на 1 женщину. Детская смертность - 3,93 на 1 тыс. новорожденных. Средняя продолжительность жизни - 79,9 года (мужчины - 76,67, женщины - 83,13). В возрастной структуре: 14,2% - дети в возрасте до 15 лет, 73,1% - лица трудоспособного возраста (от 15 до 65 лет), лица старше 65 лет - 12,7%. Городское население составляет ок. 83%.

Государственный строй

Государственный строй РК - унитарное гос-во. Конституция принята 17 июля 1948 г. Форма правления - президентская республика. Глава гос-ва и исполнительной власти - президент, избираемый на всеобщих прямых выборах путем тайного голосования на 5 лет (без права переизбрания). Президент является также Верховным главнокомандующим Вооруженными силами. Высший законодательный орган - однопалатный парламент (Национальное собрание), состоящий из 299 депутатов: 243 избираются по одномандатным территориальным округам, а 56 мест распределяются между партиями согласно системе пропорционального представительства. Срок полномочий Национального собрания 4 года. Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром. Члены правительства назначаются президентом и утверждаются Национальным собранием. В РК многопартийная система. Ведущие политические партии: Партия великой страны, Наша открытая партия, Демократическая партия и др.

Религия

Большинство верующих корейцев являются буддистами (22,8%). Протестантов насчитывается ок. 22%, католиков - ок. 11, последователей конфуцианства - ок. 10, традиц. культов - ок. 10%. Остальные конфессии немногочисленны.

Православие

В РК имеются приходы Корейской митрополии К-польского Патриархата. Действуют 7 приходских храмов, 6 часовен и 2 монастыря. Всего в 2014 г. насчитывалось ок. 3 тыс. православных.

Римско-католическая Церковь

В РК имеются 3 архиеп-ства: Кванджу (епископства-суффраганы: Чеджу, Чонджу), Сеул (епископства-суффраганы: Чхунчхон,Тэджон, Хамхын, Инчхон, Пхеньян, Сувон, Ыйджонбу, Вонджу), Тэгу (епископства-суффраганы: Андон, Чхонджу, Масан, Пусан). В 2014 г. насчитывалось ок. 5,5 млн католиков.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Англиканская Церковь представлена 3 еп-ствами (Сеул, Пусан, Тэджон) в составе Англиканской Церкви Кореи, являющейся членом Англиканского содружества. Общее число верующих 65 тыс. чел. в 120 приходах. Корейская лютеранская церковь объединяет ок. 7 тыс. чел. в 25 приходах. Крупнейшие кальвинист. организации - независимая Пресвитерианская церковь в РК (4561 община, 2,1 млн чел.), Пресвитерианская церковь в РК (5350 общин, 2,1 млн чел.), Генеральная ассамблея пресвитерианской церкви в РК (BoSu) I (1292 общины, ок. 770 тыс. чел.) и др. Баптисты представлены Баптистской конвенцией РК (1800 общин, ок. 957 тыс. чел.), отделившейся от нее в 1986 г. независимой Баптистской конференцией РК (151 община, ок. 110 тыс. чел.), Библейским баптистским об-вом РК (166 общин, 47 тыс. чел.) и др. Крупнейшей орг-цией пятидесятников является Ассамблея Бога в РК (1206 общин, свыше 2 млн чел.). Др. пятидесятнические церкви (напр., Церковь Бога, 116 общин, 29 тыс. чел.) немногочисленны. Методисты относятся к Корейской методистской церкви (4114 общин, ок. 1,3 млн чел.). Движение святости представлено Корейской евангелической церковью святости (2405 общин, 902 тыс. чел.), независимой Корейской Иисусовой церковью святости (819 общин, ок. 365 тыс. чел.) и др. Среди др. деноминаций - адвентисты (напр., Церковь адвентистов седьмого дня, 727 общин, свыше 143 тыс. чел.), Армия спасения (223 общины, 103 тыс. чел.), мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней, 146 общин, свыше 105 тыс. чел.) и др. Протестантов насчитывается ок. 11,1 млн чел.

Ислам

Ислам известен на территории РК предположительно с кон. XIX в., хотя араб. купцы появлялись в пределах гос-ва Силла еще в кон. VII в. В сер. XX в. зафиксированы первые мусульм. общины в РК. В 1955 г. основано Корейское исламское об-во. В 1967 г. официально зарегистрирована Корейская мусульманская федерация. В 1976 г. построена 1-я мечеть в Сеуле. Всего в стране насчитывается ок. 68 тыс. мусульман.

Буддизм

Буддизм имеет самое большое число последователей в РК - более 11 млн чел.

Конфуцианство

Конфуцианства придерживается свыше 5 млн чел.

Новые религиозные движения

Новые религиозные движения представлены корейскими синкретическими культами, в к-рых сочетаются элементы христианства, буддизма, конфуцианства, шаманизма. Крупнейшим об-вом является Чхондогё (свыше 1,5 млн последователей), возникшее в сер. XIX в. Бахаи религия насчитывает ок. 32 тыс. последователей.

Традиционные верования

Традиционные верования включают шаманизм, культ предков и др.

Религиозное законодательство

Интерьер ц. свт. Николая Чудотворца в Сеуле. 1978 г.
Интерьер ц. свт. Николая Чудотворца в Сеуле. 1978 г.

Интерьер ц. свт. Николая Чудотворца в Сеуле. 1978 г.
Статьи 16 и 17 Конституции РК гарантируют всем гражданам свободу совести и вероисповедания, при этом ни одна церковь не может получить статус государственной. Согласно ст. 9, все граждане вне зависимости от вероисповедания равны перед законом, любая дискриминация по религ. признаку запрещается. Вместе с тем ст. 53 (§ 1 и 2) предусматривает возможность ограничения религ. прав президентом в случае серьезных угроз национальной безопасности и общественному порядку. По закону 1968 г. (с поправками 1969 г.) все религ. орг-ции подлежат гос. регистрации Мин-вом культуры. Мин-во образования осуществляет контроль над собственностью религ. орг-ций.

История

РК была образована 15 авг. 1948 г. 20 июля ее президентом был избран Ли Сын Ман. В кон. 1949 - нач. 1950 г., после вывода советских и амер. войск с территории Корейского п-ова, обстановка на границе РК и КНДР резко обострилась. 25 июня 1950 г. северокорейские Вооруженные силы перешли 38-ю параллель и начали широкомасштабное наступление на юг. Началась Корейская война 1950-1953 гг., в ход которой вмешались с одобрения Совета Безопасности военный контингент ООН (большую его часть составляли амер. солдаты) и «китайские народные добровольцы» (фактически регулярные части Народно-освободительной армии Китая численностью ок. 1 млн чел.). К февр. 1951 г. фронт стабилизировался в районе 38-й параллели. 27 июля 1953 г. было подписано Соглашение о перемирии.

Потери сторон в Корейской войне были катастрофические: число убитых, раненых и пропавших без вести военных и гражданских лиц оценивается в 3 млн чел. Суммарный материальный ущерб РК и КНДР превысил 3,7 млрд долл. Война усугубила раскол РК, привела к формированию системы военных блоков и к постоянной военно-политической напряженности на полуострове. В окт. 1953 г. между США и РК был подписан договор о взаимной обороне, на основании которого войска США были размещены в стране на постоянной основе, а командование Вооруженными силами РК перешло к амер. военным.

Период 1948-1960 гг. в истории РК принято называть «Первой республикой». Ли Сын Ман фактически установил режим личной власти. В нояб. 1948 г. он принял Закон о национальной безопасности, отменивший ряд положений конституции и запретивший деятельность левых партий, рабочих и националистических объединений и орг-ций. После принятия ужесточающих поправок к закону в 1958 г. за решеткой оказалось более 247 тыс. оппозиционеров. Правящей стала образованная Ли Сын Маном в 1948 г. Либеральная партия.

После окончания войны основными задачами правительства стали восстановление разрушенной экономики и создание базиса для ее дальнейшего роста. В силу ограниченности природно-ресурсной базы и отсутствия финансовых средств на строительство крупных предприятий была выбрана стратегия импортозамещающей индустриализации с акцентом на легкую промышленность. Хотя эта стратегия не принесла желаемых темпов экономического роста, она способствовала развитию инфраструктуры, особенно в сферах электроэнергетики, транспорта и коммуникаций. В этот же период произошел процесс накопления национального капитала и становления чеболей - семейных финансово-промышленных групп. Экономические привилегии от гос-ва в условиях диктатуры получали только максимально лояльные к власти предприниматели, что способствовало возникновению тесного союза между органами гос. власти и крупным капиталом. В целом РК оставалась одной из беднейших стран мира: в 1961 г. ВВП на душу населения составлял ок. 90 долл. США. В нач. 60-х гг. XX в. ежегодный уровень инфляции составлял 20%, уровень безработицы - ок. 40%.

Освобождение от японского колониального режима, благоприятная социально-политическая ситуация и гарантированная конституцией свобода вероисповедания способствовали активизации деятельности христ. миссий. В страну вернулись корейские политические эмигранты-христиане, многие из которых заняли ключевые посты в гос-ве. С сер. 50-х гг. численность христиан стала быстро возрастать. Если в 1940 г. они составляли только 2,2% населения страны, то в 1962 г.- 12,8% (в 1990 г.- 23%).

Протестант-методист Ли Сын Ман стал 1-м христианином - руководителем гос-ва. Период его президентства отмечен ростом гос. поддержки христианства и увеличением числа христиан. На политической ориентации южнокорейских протестант. церквей сказывались прочные связи протестант. общин в РК и США. Доля христиан среди представителей южнокорейской экономической и политической элит после 1945 г. была очень велика. Отношения христианского клира и верующих с властями в РК оказались сложными и противоречивыми. С одной стороны, основная масса южнокорейского духовенства поддерживала идеологию правительства, суть к-рой заключалась в непримиримом антикоммунизме. С другой - южнокорейские католики играли активную роль в оппозиционных движениях. Католические храмы, пользующиеся в РК неофициальным правом убежища, часто становились ареной антиправительственных выступлений. Католич. священники участвовали в демонстрациях оппозиции, выступали с критикой гос. политики, вставали на защиту преследуемых властями граждан. Подобные действия положительно отразились на имидже католич. Церкви среди населения страны (особенно среди интеллигенции и студенчества). В то же время правительство неприязненно относилось к буддизму, который переживал внутренний конфликт в связи с вопросом о целибате монашества, оставшийся со времен колониального господства. Конфликт завершился только в 1970 г. окончательным разделением на ордена Чоге и Тхэго.

Возрождение Православия в РК связано с деятельностью греч. капелланов, входивших в состав войск ООН. По инициативе архим. Андрея (Халкиопулоса) греч. солдаты при помощи правосл. корейцев восстановили храм свт. Николая, к-рый был разрушен во время Корейской войны. 29 нояб. 1953 г. в Сеуле состоялась церемония его освящения. В условиях невозможности поддерживать связи между правосл. общиной РК и Московским патриархатом из-за сложившейся военно-политической ситуации на общем собрании верующих (24 дек. 1955) было решено обратиться к К-польскому патриарху с просьбой принять корейскую правосл. общину под свой омофор. В 1956 г. К-польский патриарх поручил пастырское попечение о Корейской Церкви архиепископу Австралийскому. Впосл. эта миссия была возложена на архиепископа Сев. и Юж. Америки, который был назначен экзархом РК. В 1962 г. земельные участки и здания Корейской духовной миссии в сеульском районе Чондон были возвращены правосл. общине, однако впосл. были проданы. Часть денег была использована для погашения судебных издержек, а на оставшуюся сумму в сеульском р-не Мапхо был приобретен участок земли с домом. В 1967 г. здесь началось строительство храма во имя свт. Николая, освящение к-рого состоялось в 1978 г. (фактически действовал уже в 1968). С 1970 г. православные РК находились в юрисдикции Новозеландской митрополии.

В нач. 50-х гг. XX в. в РК возникло большое число религ. сект. Одной из самых известных стала Церковь объединения. Секта была основана в 1954 г. Мун Сон Мёном, к-рый объявил себя Мессией и продолжателем дела Христа. Ярко выраженная антикоммунистическая позиция секты стала залогом ее поддержки со стороны гос-ва.

В апр. 1960 г., после масштабных фальсификаций на президентских выборах, по всей стране начались массовые акции протеста (Апрельская революция), в результате к-рых Ли Сын Ман был вынужден уехать из страны. В июне Национальным собранием были приняты поправки к конституции, согласно к-рым РК стала парламентской республикой. К власти пришло демократическое правительство Чан Мёна, была провозглашена Вторая республика. Однако уже в мае 1961 г. в стране произошел военный переворот, власть захватила хунта во главе с ген. Пак Чон Хи. Военные власти, создавшие Высший совет гос. реконструкции, провели люстрацию, чистку гос. аппарата, денежную реформу, была усилена борьба с преступностью. Под давлением США военным пришлось согласиться на переход к гражданскому правлению. В дек. 1962 г. были приняты новые поправки к конституции, вернувшие широкие полномочия президенту и законодательно оформившие режим Третьей республики, а в окт. 1963 г. пост президента занял Пак Чон Хи.

В 60-х гг. экономика РК вышла из кризиса отчасти благодаря помощи США. В 1965 г. был заключен Договор о нормализации отношений с Японией. Правительство РК взяло курс на регулирующую роль гос-ва в экономике. Во время реализации 1-го пятилетнего плана (1962-1966) ставка была сделана на легкую, прежде всего текстильную, промышленность: в страну привезли устаревшее оборудование из Японии. Экспортные доходы направляли на создание новых производств, при этом импорт был жестко ограничен. В 70-х гг. осуществлялся структурный переход экономики от трудоемких к капиталоемким отраслям: металлургии, судостроению, химической промышленности, нефтепереработке, автомобилестроению. В 1962-1979 гг. среднегодовые темпы роста ВВП составляли ок. 8-10%.

Период президентства Пак Чон Хи отмечен ростом популярности буддизма, что было обусловлено гос. поддержкой ордена Чоге и активизацией его миссионерской деятельности.

В нач. 70-х гг. произошла временная активизация межкорейского диалога, результатом к-рой стало Совместное заявление, принятое в июле 1972 г. В этом документе впервые были зафиксированы 3 принципа объединения РК: мирным путем, без вмешательства извне, на основе национальной консолидации.

В окт. 1972 г. Пак Чон Хи организовал конституционный переворот: после введения военного положения были приняты поправки к конституции, положившие начало периоду Четвертой республики. Прямые выборы президента упразднялись, были отменены ограничения на количество сроков пребывания президента на посту. В стране был установлен диктаторский режим, близкий к тоталитарному: оппозиция подвергалась преследованиям, по политическим статьям суды выносили в т. ч. и смертные приговоры.

В этих условиях в стране нарастал социально-политический протест. Важнейшим институтом, оказывавшим поддержку протестовавшим и преследуемой демократической оппозиции, была католич. Церковь в РК, которая находилась под влиянием идей теологии освобождения. Теологи этой школы считали, что христианство должно выполнять роль защиты справедливости для бедных и угнетенных, в т. ч. через политическую деятельность. Католиком был один из лидеров оппозиции Ким Дэ Джун.

В окт. 1979 г. Пак Чон Хи был убит главой южнокорейского ЦРУ. Временно исполняющим обязанности президента стал премьер-министр Чхве Гю Ха, однако после военного переворота в дек. 1979 г. реальная власть оказалась в руках ген. Чон Ду Хвана.

В марте-мае 1980 г. по всей стране начались антиправительственные выступления, а в мае того же года в Кванджу (пров. Чолла-Намдо) произошло народное восстание. Восставшие требовали демократизации, улучшения условий труда и социальных гарантий, расширения прав профсоюзов. Большую идейную и информационную роль в народном движении играли католич. миссионеры. Восстание было подавлено силами полиции и армии, погибли неск. сот чел.

В окт. 1980 г. была принята новая конституция, ознаменовавшая начало периода Пятой республики, а в февр. 1981 г. на непрямых выборах Чон Ду Хван был избран на пост президента. Период президентства ген. Чон Ду Хвана (1981-1987) отмечен высокими темпами экономического роста: среднегодовой темп прироста ВВП составлял ок. 10%. При этом сохранялся авторитарный режим военной диктатуры.

Интерьер ц. Благовещения в г. Пусан. 2000 г.
Интерьер ц. Благовещения в г. Пусан. 2000 г.

Интерьер ц. Благовещения в г. Пусан. 2000 г.

На фоне активного развития южнокорейско-греч. отношений в 70-80-х гг. XX в. правосл. миссионерская деятельность распространилась на крупные портовые города Пусан и Инчхон, куда приезжали греч. специалисты для работы на местных верфях. В 1982 г. в Пусане был приобретен участок земли с домом, в к-ром была устроена ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы. В 1982 г. начали совершать богослужения в Инчхоне. Нек-рое время литургии совершали в местной англиканской церкви. В 1984 г. была построена временная ц. во имя св. ап. Павла. В мае 1982 г. в Сеуле была учреждена Свято-Никольская правосл. семинария.

В 1984 г., во время пастырского визита в РК папы Римского Иоанна Павла II, по случаю 200-летия католицизма в РК состоялась церемония канонизации 103 корейских святых: 79 из них - жертвы гонений на христиан 1839 и 1846 гг. (причислены к лику блаженных 5 июля 1925), 24 пострадали в 1866 г. (причислены к лику блаженных 5 окт. 1968).

В 1985 г. исполнилось 100 лет со дня проникновения протестантизма в РК. Совет по празднованию юбилея, в к-рый вошли представители более 20 протестант. деноминаций и 24 протестант. орг-ций, провел разнообразные мероприятия в память о первых миссионерах.

В 1987 г. общенациональное демократическое движение, возглавляемое Гражданским штабом во главе с Ким Ён Самом, добилось от властей согласия на принятие новой конституции. Были возвращены прямые выборы президента, глава гос-ва мог избираться только один раз сроком на 5 лет. Несмотря на успехи демократического движения, из-за раскола в рядах оппозиции на президентских выборах 1987 г. победил соратник Чон Ду Хвана бывш. военный Ро Дэ У. Президент принял требования оппозиции и взял курс на демократизацию общественной жизни: были отменены наиболее одиозные законы, освобождены политические заключенные, ослаблен контроль правительства над СМИ. В 1990 г. РК установила дипломатические отношения с СССР, в 1991 г. одновременно с КНДР вступила в ООН.

Президентство Ким Ён Сама (1993-1998) отмечено дальнейшей демократизацией и масштабной борьбой с коррупцией. Проводилась политика ограничения экономической мощи и концентрации капитала чеболей. В 1997-1998 гг. экономика страны серьезно пострадала в результате Азиатского финансового кризиса.

Последствия кризиса предопределили основные направления политики президента Ким Дэ Джуна (1998-2003). Были проведены либеральные реформы, направленные на оздоровление экономики. В отношениях с КНДР благодаря политике «солнечного тепла», объявленной президентом, произошел прорыв: в 2000 г. состоялся 1-й в истории межкорейский саммит. Соратник Ким Дэ Джуна Но Му Хён (2003-2008) продолжил политику предшественника.

В кон. 80-х гг. XX в. увеличивалось количество правосл. общин в РК. В 1987 г. появилась правосл. община в Чонджу и мест. Паланли. 3 окт. 1989 г. освящен храм св. ап. Андрея в Паланли, 15 авг. 1992 г.- церковь в Чонджу, в 1993 г.- в Инчхоне. На базе храма в Паланли в 2011 г. создан мон-рь св. ап. Андрея Первозванного. 3 окт. 1988 г. в Капхёне (пров. Кёнгидо), в 60 км к северу от Сеула, был устроен жен. Преображенский мон-рь. В день открытия мон-ря (3 окт.) было установлено празднование Собору покровителей правосл. Церкви в РК. Эта дата совпадает с днем основания древнего корейского гос-ва Кочосон. Название праздника (кэчхонгук) переводится с корейского языка как «день открытия Небес». Установление в этот день праздника в честь покровителей правосл. Церкви в РК стало примером реализации традиц. метода правосл. миссии, заключающегося в придании нового, христ. содержания сложившимся в том или ином обществе или гос-ве культурным традициям и празднествам. Правосл. Церковь восприняла ряд элементов и традиц. практик корейцев: почитание предков в праздник чхусок, к-рый сопровождается семейными поминальными молитвами в правосл. храмах, обряд благодарности себе, совершаемый в отношении родителей и священников на Новый год, и др. обычаи. В апр. 1995 г. с пастырским визитом в РК прибыл Патриарх К-польский Варфоломей (вновь посетил РК в февр.-марте 2000 и в июне 2005). В ходе его визита 10 апр. 1995 г. был учрежден Корейский Экзархат К-польского Патриархата. Также Патриарх благословил рус. правосл. общину и заложил камень в основание храма прп. Максима Грека, в к-ром после его освящения 22 сент. 1996 г. стали регулярно совершать богослужения на церковнослав. языке для русскоговорящих прихожан. С 1996 г. окормление рус. православных осуществлял командированный из Лозанны архим. Марк Лореттан, немного владевший рус. языком. 1 марта 2000 г. был освящен храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Пусане. В приделе во имя свт. Георгия, расположенном на 3-м этаже церковного здания, непосредственно под главным храмом, в 2000 г. начали совершать литургии на церковнослав. языке для правосл. русскоговорящих моряков и предпринимателей, которые живут или находятся проездом в Пусане. После юбилейных торжеств 2000 г., посвященных 100-летию Православия в РК, удалось решить вопрос о направлении в РК священника РПЦ для постоянного служения. В авг. 2000 г. в Сеул прибыл иером. Феофан (Ким). В 2003 г. освящен правосл. храм во имя блгв. кн. Бориса в Чхунчхоне. 26 июня 2005 г. Патриарх Варфоломей освятил храм свт. Дионисия Эгинского в Ульсане. Решением Синода К-польского Патриархата 20 апр. 2004 г. на территории Корейского п-ова была образована Корейская митрополия с кафедрой в Сеуле, главой к-рой был назначен митр. Сотирий (Трамбас). В мае 2008 г. митрополитом Корейским стал Амвросий (Зографос).

В февр. 2004 г. в РК состоялись памятные мероприятия по случаю 100-летия морского сражения при Чемульпо во время русско-япон. войны 1904-1905 гг. В годовщину сражения, 9 февр. 2004 г., в Инчхоне архиеп. Владивостокский и Приморский Вениамин освятил специально изготовленный и доставленный по этому случаю в РК памятник.

В 1994 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение о возрождении Корейской духовной миссии в составе Сиднейской епархии. Миссия базируется в часовне Рождества Богородицы в г. Куми. В июне 2009 г. РК посетил первоиерарх РПЦЗ митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал). Однако миссионерская деятельность не принесла сколько-нибудь существенных результатов.

В 2008 г. президентом РК стал консерватор Ли Мён Бак (2008-2013). РК сумела преодолеть последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Правительство проводило курс на либерализацию внешней торговли. В отношениях с КНДР Ли Мён Бак проводил более жесткую политику, что стало причиной свертывания мн. направлений межкорейского сотрудничества.

В 2013 г. президентом стала Пак Кын Хе (дочь Пак Чон Хи).

В авг. 2014 г. состоялся визит папы Римского Франциска, в ходе к-рого прошла встреча с президентом Пак Кын Хе, состоялась церемония беатификации 124 Корейских мучеников, понтифик посетил исторические места, связанные с развитием христианства в РК. Папа встретился с участниками проходившего в РК Форума азиатской католической молодежи, провел мессы в Сеуле и других городах, посетил ряд госпиталей и приютов. В условиях сохраняющейся напряженности на Корейском п-ове понтифик призвал оба корейских гос-ва к возобновлению диалога, примирению и взаимному прощению. В нач. XXI в. христианство в РК переживает подъем, число верующих неуклонно растет: в 2014 г. насчитывалось ок. 11,1 млн протестантов и ок. 5,5 млн католиков.

Лит.: Kim A. E. A History of Christianity in Korea: From Its Troubled Beginning to Its Contemporary Success // Korea Journal. Seoul, 1995. Vol. 35. N 2. P. 34-53; Сэчхоннёныль вихан хангукчонгёгеэ чонманква квачже. Сеул, 1999 (на кор. яз.); Buddhism and Politics in 20th Cent. Asia / Ed. J. Harris. L.; N. Y., 1999; Pratt К., Rutt R. Korea: A Historical and Cultural Dictionary. Richmond, 1999; Тачонгё сахвеесоэ чонгёган хвахаппанан. Сеул, 2000 (на кор. яз.); Хангукэ чонгёхёнхван. Сеул, 2000 (на кор. яз.); Симбирцева Т. М. Проблемы изучения и некоторые особенности современной Православной церкви в Корее // Проблемы истории, филологии, культуры. М.; Магнитогорск, 2001. Вып. 11. С. 268-275; Religion in Korea. Seoul, 2003; Cumings B. Korea's Place in the Sun: A Modern History. N. Y., 2005; idem. The Korean War: A History. N. Y., 2010; Торкунов А. В., Денисов В. И., Ли Вл. Ф. Корейский полуостров: Метаморфозы послевоен. истории. М., 2008; Курбанов С. О. История Кореи с древности до нач. XXI в. СПб., 2009; Kim S., Kim K. A History of Korean Christianity. N. Y.; Camb. (Mass.), 2014.
М. В.
Ключевые слова:
Корея [Республика Корея, РК], государство в Восточной Азии, в южной части Корейского полуострова Страноведение. Корея Корея. История География. Корея Религиозная ситуация на территории разных стран. Корея [Республика Корея] Религиозное законодательство. Корея [Республика Корея]
См.также:
КОРЕЯ Корея [Королевство Чосон], гос-во в Вост. Азии, существовало до 1910 г. (в 1910-1945 в составе Японии)
КОРЕЯ [Корейская Народно-Демократическая Республика, КНДР], гос-во в Вост. Азии, на севере Корейского п-ова и частично на материке