Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗИХИЯ
Т. 20, С. 186-192 опубликовано: 10 февраля 2014г.


ЗИХИЯ

[Зикхия; греч. Ζιχία, Ζηχία, Ζικχία, Ζηκχία, Ζιγχία], историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., на территории совр. Краснодарского края. Один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России. С юго-запада З. омывается Чёрным м., с северо-востока ее граница - сев. часть Б. Кавказского хребта (насколько глубоко в горы заходила территория З., неизв.). Сев. граница З. была непостоянной. В анонимном трактате «Periplus Ponti Euxini» (сер. VI - сер. IX в.) указано, что она проходит по Паграм (Эптале), т. е. району совр. Новороссийска или Геленджика (Качарава, Квирквелия. 1991. C. 207; Barrington Atlas. 2000. P. 84-85). Есть основания датировать это свидетельство VI-VII вв. В сер. Х в. визант. имп. Константин VII Багрянородный (Const. Porphyr. De adm. imp. 42) считал, что граница проходила севернее, по р. Укрух (старое русло р. Кубани). Юж. границей З. автор анонимного «Periplus Ponti Euxini» называл р. Ахеунт, к югу от совр. Туапсе; Константин VII проводил границу по г. Никопсия, расположенному на одноименной реке (согласно «Periplus Ponti Euxini», в 48 милях севернее Ахеунта; локализация этой границы остается предметом дискуссии). К востоку от З., за горами, согласно Константину VII, находилась Папагия, а южнее - Абазгия.

Территория

З. представляет собой узкую полоску побережья длиной ок. 350 км и шириной от неск. метров до неск. километров, а также окаймляющую ее горную цепь. Большая часть территории З. покрыта лесами и располагается на обрывистых склонах, малопригодных для земледелия, для к-рого устраивали террасы на склонах. Климат на побережье близок к субтропическому. Территорию З. пересекает множество рек и ручьев, стекающих с гор в море (Гостагай, Котлома, Дюрсо, Озерейка, Цемес, Джанхот, Пшада, Нечепсухо, Агой, Шахе); на побережье расположены бухты (Цемесская, Геленджикская, Туапсинская). Константин VII (Ibidem) упоминает об островах у побережья З., одном крупном и 3 более мелких (Турганирх и Царваганин, в гавани Спатала и в Птелеях), а также о ряде островов между ними и берегом (вероятно, острова, из к-рых некогда состоял совр. Таманский п-ов).

Название

«Зихия» происходит от названия племени зихов (Ζῆκχοι, Ζηκχοί, Ζῆχοι, Ζηχοί, Ζίκχοι, Ζικχοί, Ζυλχοί; груз. джики; арм. джикун; араб.   (al-Zi(?)lsquo;qla n),   (al-Azkaš)), упоминающегося с I в. до Р. Х. по XV в. по Р. Х. Зихи, очевидно, предки совр. адыгов, вытесненных к XX в. с побережья в глубь материка (ср. абх. обозначение адыгов «адзыхн» и т. п., с артиклеподобным начальным «а-»). О языке зихов не сохранилось письменных сведений, но он относился к группе абхазо-адыгских языков (результаты, полученные при попытках обнаружить и прочитать надписи на этих языках (Турчанинов. 1999), не приняты подавляющим большинством исследователей). Имя «зих» (Ζηκχός) византийцы ошибочно производили от ζῆ ἐκ χοός (живет от праха, т. е. земледелием) (Греч. предания. 2005. Т. 1. С. 287). В совр. науке было предложено неск. этимологий имени зихов-адыгов: от адыгского «цыхўхе» (люди) и, менее вероятно, от абх. «адзы» (вода), т. е. приморские жители.

Ключевой проблемой в изучении зихов является сложность их выделения из др. родственных им адыгских племен. Известно, что на Сев. Кавказе издревле жили адыгские народы (керкеты - предки черкесов, а также, возможно, синды, меоты, тореты и др.). В связи с этим неясно, пришли ли зихи на побережье Чёрного м. из глубины материка как самостоятельное племя или отделились от одного из местных адыгских народов, напр. гениохов (этноним «гениохи» мог быть обозначением всех адыгских народов Сев. Кавказа; Plin. Sen. Natur. hist. VI 4). Также трудно понять, где в источниках упоминаются собственно зихи, а где родственные им народы или, наоборот, зихами называют их соседей (напр., черкесов). В совр. историографии часто адыгами (т. е. потомками зихов) называют все абхазо-адыгские народы Сев. Кавказа, за исключением абазин. Нек-рые из этнических групп в составе адыгов (прежде всего восточные) не могут быть связаны с древними зихами.

История

Наиболее ранние сведения о зихах (Ζυγοί) сообщает Страбон в I в. до Р. Х. (Strabo. Geogr. II 5, 31; XI 2, 1, 12-14; XVII 3, 24). Он помещает их между ахеями и гениохами. Все эти племена занимались пиратством (ср.: Ovid. Ex Ponto. IV 10) и не подчинялись Риму. Область зихов Страбон называет самой труднодоступной, из-за чего царь Понта Митридат VI Евпатор во время бегства из Понта в Пантикапей был вынужден обходить ее по морю. Страбон сообщает, что зихами, как и их соседями, управляют вожди-скептухи; о возможном наличии у них др. форм гос. устройства географ не пишет. Вероятно, к Страбону (Strabo. Geogr. XI 2, 12) восходит упоминание зихов под именем Ζύγιοι у Дионисия Периегета (Dionysius Periegeta. Orbis descriptio. 687 // idem (Dionysios von Alexandria). Das Lied von der Welt / Hrsg. K. Brodersen. Hildesheim, 1994) во II в. по Р. Х., где они вместе с гениохами называются потомками пеласгов. С зихами может быть связан топоним Зихахорис (Ζιχαχώρις) в Лазике (не локализовано) (см.: Theodori Spudaei Hypomnesticon V // Maximus the Confessor and his Companions / Ed., transl. P. Allen, B. Neil. Oxf., 2002. P. 154). Название г. Зигополь (Ζυγόπολις) (не локализовано) (Strabo. Geogr. XII 3, 17) с зихами, вероятно, не связано вопреки утверждению Стефана Византийского (Ζυγοί; cм.: Steph. Byzant. Ethnika. P. 298), а происходит от греч. ζυγός или ζυγόν (ярмо). Геродиан в III в. (Herodiani Technici reliquiae / Ed. A. Lentz. Lipsiae, 1870. Hildesheim, 1965r. Bd. 2. Fasc. 2. P. 140) ошибочно указывал, что Зиги (Ζυγοί) - город на азиат. Боспоре. Это ложно понятое сообщение Страбона сохранилось у Стефана Византийского: «Зиги - на азиатском Боспоре». Zecetae и Zigae Плиния Старшего (I в.; Plin. Sen. Natur. hist. VI 19) не имеют отношения к зихам, т. к. жили далеко на север от Дона.

Зихи появляются в З. к нач. I в. до Р. Х. До Страбона (Strabo. Geogr. XI 2, 14) античные географы Артемидор Эфесский и Псевдо-Скимн (II-I вв. до Р. Х.) не упоминали зихов между гениохами и ахеями. Отсутствие здесь зихов в кон. II в. до Р. Х. подтверждает распространение географических названий, связанных с ахеями (Ст. Ахея, р. Ахеунт), на побережье от Архипо-Осиповки до Головинки. Страбон не локализует область обитания зихов. Однако, если известно, что соседи зихов ахеи жили к северу от Архипо-Осиповки, можно предполагать, что зихи расселились южнее этого пункта. На основе косвенных данных в описании Артемидора Эфесского юж. границу обитания зихов (с гениохами) можно локализовать в районе совр. Джубги (между Новомихайловским и Архипо-Осиповкой). Учитывая, что этот рубеж в «Periplus Ponti Euxini» считается старой юж. границей обитания ахеев, к нач. I в. до Р. Х. зихи расселились в сев. части территории гениохов. Т. о., в I в. до Р. Х. зихи занимали побережье, вероятно, от Архипо-Осиповки до Головинки.

Возможно, в кон. I в. до Р. Х. зихи еще не подчинялись Риму (если признать, по предположению О. Диллера, что фрагмент текста о зихах в «Periplus Ponti Euxini» (Diller. 1952. P. 129) восходит к Мениппу). Арм. историк Мовсес Хоренаци (Мовсес Хоренаци. История. II 50) сообщает, что в 72 г. по Р. Х., во время похода аланов на Персию и Армению, союзниками аланов были все горные народы; груз. хроника «Жизнь картлийских царей» упоминает участие в этом походе джиков-зихов (Гаглойти. 2007. С. 23), но достоверность этого сообщения сомнительна.

Согласно Арриану (II в.; Arrian. Periplus Ponti Euxini. XVIII 3), зихи жили к северу от санигов (возможно, предки жанеевцев, убыхов или шапсугов), от к-рых их отделяла р. Ахеунт; их царь Стахемфакс (или Стахемфлас) зависел от Рима. Т. о., зихи потеряли независимость в течение I в. Сев. границу обитания зихов Арриан не называет; их бывш. юж. соседи гениохи расположены уже намного южнее, за санигами, абазгами, апсилами и лазами. Вероятно, гениохи были вытеснены из Сев.-Вост. Причерноморья вначале частично зихами, а затем полностью санигами и абазгами.

Информация Клавдия Птолемея (II в.) отражает ситуацию для более раннего периода. В перечне народов, живущих на этом побережье (Strabo. Geogr. V 9, 25), он помещает между ахеями и гениохами не зихов, а родственных им по языку керкетов, живших в это время в действительности севернее. Зихов под именем Ζίγχοι он помещает вместе с арихами к северу от горы Коракс (Ibid. V 9, 18). Если Коракс связан с одноименной рекой, то зихов Птолемея следует локализовать на границе совр. Абхазии и юга Краснодарского края, т. е. там, где у Арриана находятся саниги. Расхождения в передаче имени зихов в эту эпоху (Ζυγοί, Ζυγίοι, Ζιλχοί, Ζίγχοι) можно объяснить тем, что они не так давно стали предметом изучения в античной географической науке.

В кон. IV в. зихов (Ζίκχοι) упоминает свт. Епифаний Кипрский (Epiphanius. Ancoratus und Panarion / Hrsg. K. Holl. B., 19852. Bd. 3: De fidei. S. 510). Он помещает их рядом с соседними им лазами, иверами, боспорянами и Сарматией как один из доминирующих этносов на Сев. Кавказе к этому моменту. Сомнительно, что с именем зихов как-то связан Ziezi, легендарный прародитель булгар, упоминаемый в лат. «Хронографе 354 г.» (вопреки мнению А. В. Гадло - см.: Гадло. 1979. С. 56-57). В «Жизнеописании Вахтанга Горгасали» (VIII в.?) повествование о войне груз. царя с джиками-зихами и печенегами в кон. V в., очевидно, является легендарным, хотя может содержать отголоски какого-то зихско- или черкесско-груз. конфликта.

Анонимный «Periplus Ponti Euxini» указывает, что зихи жили от Ахеунта (как и у Арриана) до г. Пагры на месте древних гениохов, кораксов, кориков (т. е. коликов), меланхленов, махелонов, колхов и лазов (т. е. в тех же границах, что и у Страбона), а также от Пагрской гавани до Ст. Ахеи на месте древних ахеев. К северу от них жили евдусиане, говорившие в т. ч. по-готски. На датировку этой ситуации VI-VII вв. указывают археологические свидетельства о присутствии готов (вероятнее всего, тетракситов) на этой территории, в районе Дюрсо (Причерноморье и Закавказье. 2003. С. 200-206). Из длинного списка «Periplus Ponti Euxini» смененных зихами народов одна часть взята у Псевдо-Скилака (VI - нач. V в. до Р. Х.), использовавшего Гекатея (VI в. до Р. Х.), другая - у Арриана. Из текста неясно, когда зихи сменили в З. древних его обитателей. Поскольку Арриан уже не упоминает ахеев и гениохов, смена этих народов зихами могла произойти до II в. Cогласно «Periplus Ponti Euxini», к VI в. во владениях зихов находилось поселение Ст. Ахея (граница старой территории ахеев примерно та же, что и у Артемидора Эфесского). Однако на месте гениохов Страбона в «Periplus Ponti Euxini» появляются не зихи, а саниги Арриана. Следов., необходимо различать 2 стадии утверждения зихов в Сев.-Вост. Причерноморье: вытеснение ахеев и части гениохов зихами в нач. I в. до Р. Х. и смену оставшихся гениохов санигами в I в. по Р. Х. Неоднородный этнический состав адыгов Нового времени не исключает предположение о том, что остатки ахеев и, возможно, гениохов вошли в зихский племенной союз.

Ключевым вопросом для реконструкции истории З. является локализация географических названий, приведенных у Арриана и в основывающемся на нем «Periplus Ponti Euxini». Можно уверенно установить соответствия древних и совр. топонимов: р. Аваск - Мзымта или Псоу; р. Мозигн или Врухонт - район Мацесты; р. Нисия и соседний мыс - район Сочи; р. Масетик - район Дагомыса, Лоо или Вардане; р. Ахеунт (или Васия), юж. граница З.- район Головинки или Лазаревского; Гераклов (или Спокойный) мыс, крепость Вага и Леи - район Туапсе; Никопсия, она же Ст. Лазика у Арриана, у р. Псахапсия - район Новомихайловского и р. Нечепсухо; Ст. Ахея - район Архипо-Осиповки; Паргрская гавань - Геленджик; Священная гавань - Новороссийск. Т. о., территорию З. «Periplus Ponti Euxini» определяет от Геленджика до Головинки.

В сер. VI в. визант. историк Прокопий Кесарийский (Procop. Bella. II 29, 15) помещает зихов между абазгами и аланами с юж. стороны и савирами с северной. В др. месте (Ibid. VIII 4, 2) Прокопий указывает, что в древности (κατὰ παλαιόν) царя зихов утверждал на троне рим. император, но к VI в. они полностью отделились от империи. Наконец, юж. соседями зихов Прокопий называет сагинов, т. е. санигов. Т. о., границы З. по Прокопию в основном совпадают с границами по «Periplus Ponti Euxini».

Христианство

Вероятно, в IV в. христианства в З. еще не было (свт. Епифаний Кипрский помещает зихов среди народов Кавказа, имевших в то время собственные племенные религии). В сер. VI в. Прокопий Кесарийский также не называл зихов христианами в отличие от абазгов. Тем не менее во 2-й трети VI в. в З. уже была своя епископская кафедра. Под актами К-польского Вселенского V Собора 552 г. стоят подписи Дометиана, «епископа народа зихов» (ACO. III 28, 115, 126, 155, 162, 171, 184). В 4 случаях из 7 перед подписью Дометиана находится подпись еп. Иоанна Боспорского, что может свидетельствовать о связи молодой кафедры З. с соседней Боспорской (образована не позже нач. IV в.). Территория епархии З. в VI в. должна была соприкасаться с территорией Фанагорийской епископии на азиат. берегу Боспора. Можно предположить, что учреждение кафедры З. состоялось в рамках политики имп. Юстиниана I по укреплению связей с союзниками Византийской империи в Вост. Причерноморье, а выполнено было при помощи Боспорского епископа. Др. посредником визант. влияния могла быть созданная в 535 г. пров. Понт Полемониакский, близкий юж. сосед З. Центром епархии З. вскоре стал г. Никопсия. С VII в. епархия З. упоминается в перечне епархий К-польского Патриархата, где автокефальные епископские кафедры Херсона, Боспора и Никопсии указаны как относящиеся к епархии З., хотя лишь Никопсия находилась непосредственно на ее территории (Darrouzès. Notitiae 1-5 VII-IX вв. episcopatuum). В этот период название З. могло служить общим наименованием для области церковной юрисдикции кафедр Сев. и Сев.-Вост. Причерноморья. В Notitia 1 кафедра Никопсии занимает 26-е место среди автокефальных епископий (общее 64-е); в Notitia 2 - 27-е (68-е); в Notitia 3 - 35-е и отнесена к Абазгийской епархии, тогда как в З. появляется новая кафедра сугдаев (Σουγδάων), занимающая 30-е место; в Notitiae 4 и 5 Сугдейская кафедра исчезает, а Никопсия в З. возвращается на 26-е место. Дж. Федальто (Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 391) ошибочно относит 2 последних упоминания к Абазгийской епархии. В Notitia 7 З. и Никопсия не упоминаются; в Notitia 8 (X в.) кафедра З. расположена уже в Матрахе (Матарха, Таматарха; рус. Тмутаракань, ныне ст-ца Тамань Краснодарского края). Город являлся не зихским, а греч. центром. К этому времени сев. граница З. дошла до старого русла Кубани, близ Матрахи. Неясно, был ли Павел Зихийский, участник К-польского Собора 879 г. (Ibidem), архиепископом Никопсии или Матрахи. Титул «Зихийский» архиепископы, а с нач. XIV в. митрополиты Матрахи сохраняли до XV в.

Никопсия известна как одно из мест, куда в VIII в. бежали иконопочитатели (Stephanus Diaconus. Vita St. Stephani Junioris // PG. 100. Col. 1117). Последним по времени свидетельством о кафедре в Никопсии является рассказ Епифания Монаха, посетившего город в 815-820 гг. В «Житии ап. Андрея» Епифаний сообщает, что зихи - люди «жестокие и доныне наполовину неверующие»; он упоминает о гробнице ап. Симона Кананита в Никопсии (Греч. предания. 2005. С. 311-312). Никопсийская кафедра была упразднена или перенесена в Матраху в сер. IX в. Предание об ап. Симоне Кананите в Никопсии появилось, вероятно, под влиянием Боспора, где известия о его проповеди и погребении фиксируются с V в. (Виноградов. 2007). Епифаний Монах упоминает о проповеди ап. Андрея в З., имея сведения о существовании там гробницы ап. Симона, спутника ап. Андрея (хотя, согласно Житию, ап. Симон остался в Абазгии). Слова Епифания о том, что зихи хотели убить апостола, появились скорее всего из-за сведений об их жестокости. Согласно Епифанию, от зихов апостол отправился проповедовать к верхним сугдаям (Σουγδάοι οἱ ἄνω), к «людям послушным и кротким», жившим между территорией, занимаемой зихами, и Боспором. Сведения о кавк. сугдаях в др. источниках (Равеннский аноним (Itineraria Romana / Hrsg. J. Schnetz. Stuttg., 1990r. Bd. 2 / Hrsg. M. Zumschlinge), Роман об Александре (Historia Alexandri Magni (Pseudo-Callisphenes) / Hrsg. G. Kroll. B., 1926 и др.)) заставляют видеть в верхних сугдаях Епифания реально существовавший народ, к-рый можно соотнести с потомками евдусиан из анонимного «Periplus Ponti Euxini». При этом если верхние сугдаи жили севернее зихов, то нижними сугдаями могли быть сами зихи, что согласуется с временным появлением Сугдейской кафедры на месте Никопсийской в Notitia 3. Вероятно, под именем «сухи» сугдаи выступают в осет. нартском эпосе как враги нартов-аланов (Кузнецов. 1984). Свидетельство Епифания о состоянии христианства у зихов объясняет возможные причины переноса кафедры З. в греч. Матраху, соседями к-рой были более христианизированные верхние сугдаи.

На рубеже IX и X вв. «большинство, чтобы не сказать все» зихи, как пишет Никита Давид Пафлагон (Греч. предания. 2005. С. 287), были неверующими, соседняя с зихами страна верхних сугдаев, сообщает он, «теперь необитаема».

В арм. «Географии» VII в. зихи упомянуты в гл. «Об азиатской Сарматии» (Еремян. 1973). Прп. Феофан Исповедник (нач. IX в.; Theoph. Chron. P. 434) отмечает, что в 763-764 гг. Чёрное м. замерзло от З. (Ζιγχία) до Болгарии. В X в. Продолжатель Феофана (Theoph. Contin. II 12) упоминает зихов вместе с иверами в войске Фомы Славянина, в 820-823 гг. поднявшего восстание в визант. М. Азии. В сер. Х в. сведения о З. приводит имп. Константин VII Багрянородный в трактате «Об управлении империей». В 6-й гл. он утверждает, что крымские печенеги осуществляют связь между Херсоном и территорией зихов. В рассказе об островах З. (Const. Porphyr. De adm. imp. 42) он сообщает об аланских набегах, от к-рых зихи прятались в крепостях. Зихи отсутствуют в числе адресатов имп. посланий X в. к правителям Кавказа, что говорит о том, что в З. в это время не было центральной власти (Ibid. 48). Территория З. простиралась на значительное расстояние в глубь материка относительно античных границ (Ibid. 53). Константин включает в состав З. расположенную к востоку от нее Папагию, где также жили зихи. Сообщение может свидетельствовать скорее всего о языковом родстве зихов с папагами и касахами. Последние отождествляются с касогами, т. е. с совр. черкесами-кабардинцами, действительно родственными зихам-адыгам по языку.

Араб. географ аль-Масуди (X в.; Золотые копи и россыпи самоцветов. II 40) сообщает, что у Чёрного м. живут язычники кашаки (т. е. касоги-касахи; Минорский. 1963. С. 206), очевидно называя зихов именем родственного им народа. Последнее подтверждает и информация об аланских набегах на побережье, соотносимая со сведениями из трактата Константина VII и отчасти из нартского эпоса. От аланов местные жители спасались в укреплениях. Кроме того, аль-Масуди пишет, что зихи не желают иметь над собой одного царя (ср. со сведениями Страбона), иначе они были бы сильнее аланов. Указание аль-Масуди на язычество зихов совпадает со свидетельствами об угасании христианства в З. в Х в.

По мнению ряда исследователей (Пьянков. 2004), в VIII в. мог жить правитель Инал, который, согласно адыго-кабардинским родословным XVIII в., объединил касогов и зихов-адыгов в сильную державу и носил тюрк. титул «ак-ябгу» (зап. правитель). Среди врагов хазар зихи упоминаются в т. н. Кембриджском документе, тексте еврейско-хазар. переписки Х в. (если правильно исправление   на  ; Коковцов. 1932. С. 100-101, 123; здесь же см. об отождествлении зихов с народом збух из «Книги Иосиппон»). У адыгов якобы существовало предание о походе на хазар и взятии Саркела (Ногмов. 1982. С. 80-81). Не исключено, что описанный в «Повести временных лет» поход кн. Мстислава Владимировича Тмутараканского против касогов (1022) был направлен против З., а побежденный им в единоборстве Редедя был правителем зихов, однако также возможно, что речь здесь идет о собственно касогах-касахах. В адыгском фольклоре сохранилось предание и об этом столкновении, и о совместном с аланами удачном походе на Тмутаракань (СМОМПК. 1891. Вып. 12. С. 9).

Георгий Кедрин (нач. XII в.; Cedrenus. Comp. hist. Vol. 2. P. 12) повторяет сообщение Феофана, а в др. месте (Ibid. P. 78) упоминает зихов в цитате из Продолжателя Феофана (см. выше). Его же с некоторыми добавлениями цитирует и Генесий (X в.; Genesius. 1978. II 2), помещая зихов между авасиями (абазгами?) и иверами. Свт. Евстафий, архиеп. Фессалоникийский (кон. XII в.; Eust. Thess. Comment. in Dionysium. 680 // GGM. T. 2), говорит, что нек-рые называют зихами древних синдов. Также он повторяет сообщения Дионисия, добавляя, что зихи - «дичайший народ» (Ibid. 687). Визант. имп. Мануил I Комнин включал в свой титул наименование «император Зихии, Хазарии и Готии», однако неясно, стоит ли за этим политическая реальность (Pritsak O. Zichia // ODB. Vol. 3. P. 2226; ср. включение титула «царь джиков» в титулатуру груз. царей XV в.). К кон. XI - нач. XII в. относится печать Михаила, «архонта Матрахи, Зихии и Хазарии» (или «Матрахи Зихийской и Хазарии»), однако, какой частью З. он мог владеть в это время, неизвестно (Bãnescu. 1941; если следует читать «Матраха Зихийская», то о власти над древней территорией З. речь не идет). Отождествление архонта Михаила с рус. кн. Олегом Святославичем Тмутараканским остается предметом дискуссии (Чхаидзе. 2007). В Типиконе монастыря св. Иоанна Предтечи упоминается «возлюбленный брат наш хартуларий кир Константин τῆς Ζικχίας» (Papadopoulos-Kerameus. 1913. P. 62), умерший, по всей видимости, в кон. XI в.: неясно, был ли он хартуларием в З. либо, что менее вероятно, хартофилаксом Зихийской епархии или происходил оттуда.

Георгий Пахимер (Pachymérès. 1984. Vol. 2. P. 445) сообщает, что с ордой Ногая смешались и стали ее союзниками аланы, зихи, готы и русские; непонятно, идет ли здесь речь собственно о зихах или об их вост. родственниках (касогах, черкесах). Визант. писатель XIII в. Константин Акрополит (Λόγος εἰς τὸν μεγαλομάρτυρα κα μυροβλήτην Δημήτριον, 64 // Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. Τ. 1. Σ. 160-215) помещает зихов в список народов Причерноморья («болгары, пеонцы, мисийцы, зихи, русь, аланы, скифы, меланхлены, савроматы»), отражающий ситуацию более раннего времени. В XIII в. венг. и итал. путешественники называют Матраху городом З. (Pritsak O. Zichia // ODB. Vol. 3. P. 2227), вероятно, в связи с тем, что она была центром епархии З., а также из-за продвижения зихов на север и постепенного размывания границ между этнонимами «зихи», «черкесы» и «касоги». Никифор Григора (Niceph. Greg. Hist. 1829. Vol. 1. P. 13) упоминает зихов как жителей Черноморского побережья рядом с абазгами и готами. Византийский автор XIV-XV вв. Иосиф Вриенний считает их «чадами» К-польской Церкви (Dialogus de Spiritu Sancto. 3 // Varia graeca sacra / Ed. A. Papadopulos-Kerameus. St.-Pb., 1909. P. 292-295). Историк XV в. Дука (Ducae Michaelis. Historia Byzantina 16 / Ed. I. Bekker. Bonnae, 1834. P. 61-71) пишет, что Тамерлан собрал войско из тавроскифов, зихов и абазгов и с ним, разорив города на Боспоре Киммерийском, вторгся в Армению и М. Азию. Во всех этих сообщениях остается неясным, идет ли речь собственно о зихах или о родственных им народах.

В болг. апокрифе «Разумник-Указ» (Тъпкова-Заимова, Милтенова. 1996. С. 293, 295, 299, 303) эмблемой зихов называется веверица (пушной зверек: ласка, горностай или белка). Последние упоминания зихов встречаются в итал. документах и актах генуэзских колоний Причерноморья XIV-XV вв. Так, в 1333 г. Варзахт, один из зихских князей, принял католичество; в 1439 г. зихи уже имели в Тамани (Матреге) своего католич. архиепископа. Впрочем, в итал. документах зихами названы все черкесы, а не только собственно зихи. По свидетельствам итал. путешественников, большинство адыгов, как западных (приморских, т. е. зихов), так и восточных, формально принадлежали к К-польской Церкви.

Т. о., на основе скудных данных источников можно реконструировать следующую картину истории зихов и З. Зихи появляются в Сев.-Вост. Причерноморье (возможно, они пришли с равнин Сев. Кавказа) скорее всего в 1-й трети I в. до Р. Х. Они занимают сев. часть территории гениохов, от Архипо-Осиповки до Головинки,- самый труднодоступный участок побережья, к-рый Митридат Евпатор в 67 г. до Р. Х. вынужден был обойти по морю. К нач. II в. по Р. Х. зихи заняли и территорию сев. соседей ахеев от Архипо-Осиповки до Геленджика. Их юж. соседей гениохов сменили саниги, остававшиеся здесь до VI в. В I в. по Р. Х. зихи стали подчиняться Римской империи (их царь Стахемфакс получил утверждение в нач. II в. от рим. императора), но задолго до VI в. (возможно, в III-IV вв.) они вышли из подчинения империи. Ко 2-й трети VI в. в З. была создана при помощи Боспорского архиепископа епископская кафедра с центром в Никопсии. Ее предстоятель Дометиан участвовал во Вселенском V Соборе 553 г. Политически зихи в сер. VI в. оставались независимыми от Византии. С VII в. возникает большая епархия З., включившая автономные архиепископии Херсон, Боспор и Никопсию. Во 2-й пол. IX в. кафедра была перенесена из Никопсии в Матраху - попытка христианизации З. не удалась, хотя адыги до XVIII в. формально оставались православными. В Х в. зихи подвергаются набегам аланов и воюют с хазарами. К сер. X в. и сев., и юж. границы З. сдвинулись к северу: к старому руслу Кубани и Новомихайловскому. Это могло быть связано с ослаблением сев. соседа зихов - хазар, а также с усилением юж. соседа - Абхазского царства. В кон. XI в. Византия претендует на суверенитет над З., однако не исключено, что под термином «З.» понимается уже территория Матрахи-Таматархи. В кон. XIV в. зихи участвуют в походе Тамерлана в Закавказье. После этого упоминание зихов исчезает из источников, они ассимилируются с адыгами и с течением времени вытесняются с побережья в глубь материка (см.: Анчабадзе, Волкова. 1993. С. 17-32).

Архиепископы З.: аноним (1023; RegPatr, N 826a), анонимный проедр З. XI в. (печать в Catalogue of Byzantine Seals. 1991. Vol. 1. N 87.1), Антоний (до 1039 - после 1054; RegPatr, N 846, 869; известны 3 печати с его именем).

Архиепископы Матрахи: Антоний (1054; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 391; печать XI в.: Cheynet. 2001. N 66), Николай Тьмутораканский (кон. XI - нач. XII в.), аноним (1169; RegPatr, N 1085; Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 5. Σ. 98), Константин (XII в.; печать в Catalogue of Byzantine Seals. 1991. Vol. 1. N 83.1), Феодосий (ок. кон. XII в.; Bees. 1976), Василий (1285; PLP, N 2403), Каллиник (1344-1346/47; PLP, N 10410), Никодим (1394), Иосиф (1396; PLP, N 9045). Митрополиты З. и Матрахи упоминаются в патриарших актах 1317-1318 и 1365 гг. (RegPatr, N 2082, 2499, 2501, 2502). Вскоре после окт. 1310 г. митрополит З. был низложен за симонию (Ibid. N 2006). Ошибочно мнение (Малахов. 1992. С. 173), что подпись еп. Никиты под актами Влахернского Собора 1285 г. свидетельствует о временном объединении Зихийской епархии в кон. XIII в. с Аланско-Сотириупольской (в 1317-1318 последняя была самостоятельной). В 1276 г. митрополит З. собирался посетить в Крыму переселенцев из З. (RegPatr, N 1427).

Памятники

Учитывая неоднократные перемещения границ З., для античного и ранневизант. периода (I-VII вв.) территорией З. можно условно считать северокавк. побережье от Геленджика на севере до Головинки на юге, а для средне- и поздневизантийского (VIII-XIII вв.) - от старого русла Кубани до пос. Новомихайловского. Неоправданным является включение в состав З. территории к югу от Головинки до р. Псоу. На этой территории во II-XII вв. обитали саниги, а в Х в. здесь фиксируется точно идентифицируемый абх. памятник - храм в Лоо.

На раннем этапе в материальной истории З. поселения почти полностью отсутствуют. Для III-IV вв. материальная культура известна лишь по погребениям. Главным памятником этого периода является могильник Бжид (участок 1). Его материалы имеют аналоги как на севере (в Горгиппии), так и на юге (в Абхазии) от З. Возможно, конец его использования на рубеже IV и V вв. связан с гуннскими походами в Закавказье (Причерноморье и Закавказье. 2003. С. 190).

В V-VII вв. продолжаются контакты населения З. с сев. соседями, в т. ч. с готами (образцовый памятник - могильник Дюрсо; Там же. С. 200-206), о чем свидетельствуют фибулы и ременные гарнитуры из Бжида и Борисовского могильника, оружие и зеркала из района Туапсе. В том же могильнике Бжид (участок 2) появляются дуговидные фибулы, похожие на абхазские; Агойский могильник также связан с этим регионом. В погребениях Туапсинского р-на к VII в. полностью исчезает кремация, что можно связывать с распространением христианства.

Единственным известным поселением данного периода в З. является городище «МТС» у Новомихайловского в устье р. Нечепсухо. Здесь найдено много привозной посуды V-VI вв., а также каменные кладки, черепица и обломки мрамора, в т. ч. капители, что позволяет предположить наличие храма на этом месте. Уникальность поселения в З. для данного периода и сходство названий «Нечепсухо» и «Никопсия» послужили основанием для гипотезы, что здесь находилась Никопсия - кафедра З. (Анфимов. 1980). Эта гипотеза вполне оправданна с т. зр. письменных источников, однако она не стала общепризнанной. Предлагались также без достаточных подтверждений локализации кафедры в районах древнего г. Анакопия (ныне Нов. Афон) (см.: Качарава, Квирквелия. 1991. С. 178), пос. Цандрипша (Воронов. 1990), рек Мзымта, Псезуапсе, Шахе.

Из Джикети происходят мраморные фрагменты, захваченные мегрельским кн. Вамеком Дадиани и вмонтированные в стену его усыпальницы в Хоби (Зап. Грузия; 90-е гг. XIV в.). Это колонны, капители, детали амвона и столы-менсы, в т. ч. с полукруглым завершением, из проконнесского мрамора. Согласно надписи на храме, Вамек разорил джикетские крепости Гагари (вероятно, Гагра) и Угаги. Под вопросом остается отнесение мраморных фрагментов из Хоби к кафедральной церкви З.- собору в Никопсии, упоминаемому Епифанием Монахом. Их датировка VI в. и явное визант. происхождение (Хрушкова. 2002. С. 359-378) позволяют связать эти храмы как с основанием архиепископии в З., так и с подобным же процессом в Абхазии: во II тыс. все побережье к северо-западу от Пицунды грузины называли Джикети, и поэтому нельзя считать Гагру юж. границей З. в кон. XIV в.

Со 2-й трети VIII в. в погребениях на территории З. (Борисовский могильник) начинают появляться предметы салтово-маяцкой культуры, в т. ч. снаряжение всадника и коня. При этом керамика остается в основном местной. Это т. н. культура кремаций кубанско-черноморской группы. Весьма вероятна связь группы с хазарами, продвинувшимися в данный период на юг, а также с др. тюрк. и угорскими племенами.

Для VIII-IX вв. характерно наличие большего числа поселений. Однако в основном они сосредоточены на севере (левобережье Кубани) - на территории, принадлежность которой З. для данного периода неясна. Кроме того, памятники в низовьях Кубани (напр., поселение Уташское), христ. по своему характеру, отличаются от памятников на зихийском побережье культурой кремации. На территории собственно З. данного периода известно городище Дузу-Кале около Новомихайловского с крепостью, сложенной из тесаного камня на извести, в стену к-рой вмонтирована плита с крестом, что позволяет говорить о памятнике высокой строительной культуры, возможно византийской. Городище находится неподалеку от одного из предполагаемых мест Никопсии. Крепость в Дузу-Кале продолжала функционировать и позднее, равно как и крепости в устье Нечепсухо и на окраине пос. Новомихайловского (городище «МТС»). Другие храмы данного периода здесь неизвестны, лишь с кладбища у хутора Уташ около Анапы происходит серия каменных крестов - возможно, там был храм.

В кон. XI - 1-й пол. XIII в. в З. кремировали умерших. На самом севере З. есть, однако, ингумационные погребения с конем (могильники у Раевского городища и пос. Варваровка), что указывает на присутствие кочевников-половцев. В XIII в. существовало поселение Утриш. Возможно, с Уташского городища происходит надпись севаста Артемия (XIII в.?), вероятно командира местного племенного отряда (Латышев. 1896. № 107). Вторжение монголов в сер. XIII в. во многом изменило З. и ее культуру.

Ист.: Λόγος εἰς τὸν μεγαλομάρτυρα κα μυροβλήτην Δημήτριον // Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. Τ. 1. Σ. 160-215; Steph. Byzant. Ethnika; Русско-кабардинский словарь с указателем и краткой грамматикой / Сост.: Л. Лопатинский. СПб., 1891. (СМОМПК; Вып. 12); Латышев В. В. Сб. греч. надписей христ. времен из Юж. России. СПб., 1896; Papadopoulos-Kerameus A. Noctes Petropolitanae. Petropoli, 1913; Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932; Le texte grec de l'Hypomnesticum de Théodore Spoudée: Le supplice, l'exil et la mort des victimes illustres du monothélisme / Ed. R. Devreesse // AnBoll. 1935. Vol. 53. P. 49-80; Diller A. The Tradition of the Minor Greek Geographers. N. Y.; Lancaster, 1952; Masoudi. Les prairies d'or / Ed., trad. par. C. Pellat et al. P., 1962-1965. 2 vol.; Bees N. A. Unedierte Schriftstücke aus der Kanzlei des Johannes Apokaukos des Metropoliten von Naupaktos (in Aetolien) // BNJ. 1976. Bd. 21. S. 57-160; Genesius Ioseph. Regum Libri IV / Ed. A. Lesmüller-Werner, J. Thurn. B., 1978; Pachymérès Georges. Relations historiques. 2 vol. / Ed. A. Failler, V. Laurent. P., 1984; Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван, 1990; Тъпкова-Заимова В., Милтенова А. Историко-апокалиптичната книжнина във Византия и в средновек. България. София, 1996; Étienne le Diacre La Vie d'Étienne le Jeune / Éd. M.-F. Auzépy. Aldershot, 1997; Velleius Paterculus. Historiarum Libri Duo / Ed. W. S. Watt. Stuttg., 1998; Arrian. Periplus Ponti Euxini / Ed. A. Liddle. L., 2003 (рус. пер.: Арриан. Объезд Эвксинского понта / Пер.: П. И. Прозоров // ВДИ. 1948. № 3. С. 391-401); Греч. предания о св. ап. Андрее / Сост.: А. Ю. Виноградов. СПб., 2005. Т. 1: Жития.
Лит.: Markwart J. Osteuropäische und ostasiatische Streifzüge. Lpz., 1903; Bãnescu N. La domination byzantine а Matracha (Tmoutorokan), en Zichie, en Khazarie et en «Russie» à l'époque des Comnènes // Bull. de la section hist. de l'Acad. Roumaine. Bucur., 1941. Vol. 22. P. 57-77; Алексеева Е. П. Мат-лы к древнейшей и средневек. истории адыгов (черкесов) // Тр. Черкесского НИИ истории, языка и лит-ры. Черкесск, 1954. Вып. 2. С. 243-335; Лавров Л. И. Адыги в раннем средневековье // Сб. ст. по истории Кабарды. Нальчик, 1955. Вып. 4. С. 19-64; Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента X-XI в. М., 1963; Еремян С. Т. Опыт реконструкции первоначального текста «Ашхарацуйца» // ИФЖ. 1973. № 2. С. 262 (на арм. яз.); Гадло А. В. Этническая история Сев. Кавказа IV-X вв. Л., 1979; он же. К этнической истории адыгских племенных объединений (сагины-шегаки) // XIII Крупновские чт. по археологии Сев. Кавказа: Тез. докл. Майкоп, 1984. С. 70-72; Анфимов Н. В. Зихские памятники Черноморского побережья Кавказа // Сев. Кавказ в древности и в ср. века. М., 1980. С. 92-112; Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1982; Кузнецов В. А. «Сухи» осетинского нартского эпоса // XIII Крупновские чт. по археологии Сев. Кавказа. Майкоп, 1984. С. 72-73; История народов Сев. Кавказа с древнейших времен до кон. XVIII в. М., 1988; Воронов Ю. Н. Джики груз. источников: К историографии проблемы // XVI Крупновские чт. по археологии Сев. Кавказа. Ставрополь, 1990. С. 32-34; Качарава Д. Д., Квирквелия Г. Т. Города и поселения Причерноморья античной эпохи. Тбилиси, 1991; Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art / Ed. J. Nesbitt, N. Oikonomides. Wash., 1991. Vol. 1: Italy, North of Balkans, North of the Black Seas; Малахов С. Н. К вопросу о локализации епархиального центра Алании в XII-XVI вв. // Аланы: Зап. Европа и Византия. Владикавказ, 1992. С. 149-179; Анчабадзе Ю. Д., Волкова Н. Г. Этническая история Сев. Кавказа, XVI-XIX вв. М., 1993; Турчанинов Г. Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа. М., 1999; Géographes grecs. Vol. 1: Introduction générale. Ps.-Scymnos. Circuit de la terre / Trad. par. D. Marcotte. P., 2000; Barrington Atlas of the Greek and Roman World / Ed. R. J. A. Talbert. Princeton, 2000; Cheynet J.-C. Sceaux de la collection Zacos (BNF) se rapportant aux provinces orientales de l'Empire byzantin. P., 2001; Хрушкова Л. Г. Раннехрист. памятники Вост. Причерноморья. М., 2002; eadem. Les monuments chrétiens de la côte orientale de la Mer Noire: Abkhazie, IVe-XIVe siècle. Turnhout, 2006; Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья, IV-XIII вв. / Отв. ред.: Т. И. Макарова, С. А. Плетнева // Археология: С древнейших времен до средневековья. [Т. 19] / Под ред. Б. А. Рыбакова. М., 2003р; Пьянков А. В. Народ касоги и страна Каса // XXIII Крупновские чт. по археологии Сев. Кавказа. М., 2004. С. 158-160; Виноградов А. Ю. Предания об апостольской проповеди на вост. берегу Черного м. // БТ. 2007. Сб. 41. С. 260-271; Гаглойти Ю. С. Алано-георгика. Владикавказ, 2007; Чхаидзе В. Н. Феофано Музалон - архонтисса Росии // ВВ. 2007. Т. 66(91). С. 155-169.
А. Ю. Виноградов
Ключевые слова:
Археология христианская, раздел археологии, изучающий древности раннехристианских общин и государств Древний мир География историческая Христианство. Российская Федерация Зихия, историческая область на северо-восточном берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в современной России
См.также:
БОСПОР историческая область в Сев. Причерноморье, на Таманском и Керченском п-овах
БОСТРА сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками
АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата
АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила
АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата
АМУАС араб. сел. к сев.-зап. от Иерусалима, возм. др. Эммаус
БЕЙТ-МИРСИМ ступенчатый холм на юге Хевронской возвышенности
БУТРИНТИ античный и средневек. г. в Сев. Эпире (совр. Албания), древняя епископия
ВЕРРИЯ город в обл. Македония (Греция) и митрополия Элладской Православной Церкви