Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕЛИЗАВЕТА I
Т. 18, С. 373-375 опубликовано: 10 июля 2013г.


ЕЛИЗАВЕТА I

Тюдор [англ. Elizabeth I Tudor] (7.09.1533, Гринвич - 24.03.1603, Ричмонд), кор. Англии (c 17 нояб. 1558), во время правления к-рой окончательно сформировалась Церковь Англии. Е. была дочерью Генриха VIII от его 2-го брака с Анной Болейн, не признанного католич. Церковью. После казни кор. Анны Генрих объявил Е. незаконнорожденной, что было закреплено актом парламента. Однако позднее она была вновь включена в число офиц. наследников престола вслед за братом (впосл. кор. Эдуард VI) и старшей сестрой (впосл. кор. Мария Тюдор). Е. получила образование под рук. кембриджского грециста Дж. Чика, его ученика У. Гриндала, а позднее теоретика педагогики Р. Эскема. Программа обучения принцессы включала изучение древних и новых языков (франц. и итал.), произведений классических авторов, упражнения в риторике и искусстве эпистолографии. Самое раннее письмо Е., написанное на итал. языке, датируется 1544 г. Важная роль в обучении отводилась изучению текстов Свящ. Писания, комментариев на них и богословской назидательной лит-ре. В 1544 г. Е. перевела с франц. нравоучительную поэму Маргариты Ангулемской, кор. Наварры, «Зерцало грешной души» (The Mirror or a Glass of the Sinful Soul). Спустя 4 года этот перевод был опубликован протестант. теологом и писателем Дж. Бейлом под названием «A Godly Meditacyon on the Cristen Sowle…». В 1546 г. принцесса подарила отцу выполненный ею перевод на лат., франц. и итал. языки труда Екатерины Парр «Молитвы и размышления» (Prayers and Meditations), а Екатерине Парр - перевод 1-й гл. «Наставления в христианской вере» Ж. Кальвина. В период правления Марии Тюдор, восстановившей в Англии католич. Церковь, Е., воспитанная в протестант. вере, была заключена в Тауэр по подозрению в гос. измене, где под страхом смертной казни приняла католичество.

Елизавета I Тюдор. 1575-1576 гг. Худож. Н. Хиллиард (Национальная галерея, Лондон)
Елизавета I Тюдор. 1575-1576 гг. Худож. Н. Хиллиард (Национальная галерея, Лондон)

Елизавета I Тюдор. 1575-1576 гг. Худож. Н. Хиллиард (Национальная галерея, Лондон)

В 1558 г., после смерти бездетной сестры, она унаследовала престол. 17 нояб., день ее воцарения, со временем превратился в национальный праздник, к-рый отмечался до XVIII в. как триумф протестант. веры. Коронация Е. состоялась 16 янв. 1559 г. в Вестминстерском аббатстве. С восшествием Е. на престол была восстановлена англикан. Церковь, был вновь принят Акт о супрематии с нек-рыми изменениями (SR 1 Eliz., c. 1) и «Акт о единообразии [богослужения]» (SR 1 Eliz., c. 2) (1559), к-рое должно было совершаться на основе «Книги общих молитв» 1552 г. В 1563 г. конвокация духовенства одобрила «Тридцать девять статей», изложение англикан. вероучения, сохраняющее свою силу и в наст. время. При Е. окончательно сформировалась национальная Церковь Англии, разделяющая многие общие положения протестант. догматики (как лютеран., так и кальвинист.), но сохранившая епископальную орг-цию, иерархию духовенства и пышное богослужение, близкое к католич. богослужению. Церковное устройство елизаветинского времени нередко характеризуется как via media - серединный путь между католичеством и более радикальными протестант. течениями - цвинглианством и кальвинизмом (см. ст. Англиканская Церковь). В начале правления королева предпочитала именоваться не «главой Церкви», а ее «верховной правительницей» (Supreme Governor). С 70-х гг. XVI в. она отбросила сомнения, связанные с тем, что женщина не может возглавлять Церковь. Это отвечало интересам умеренных протестантов, признававших Е. богоизбранной правительницей и законной наследницей «имперской» короны Англии. Статус королевы-девственницы подкреплял ее претензии на супрематию в церковных делах.

Хотя осторожная религ. политика позволила Е. сохранять гражданский мир между подданными разных конфессий в течение 20 лет, компромиссный характер елизаветинского англиканства не удовлетворял католиков и пуритан (см. ст. Пуританизм) - сторонников дальнейшего реформирования Церкви, придерживавшихся в основном кальвинист. взглядов. В 1569 г. католич. дворянство сев. графств подняло восстание. После его подавления властями Римский папа Пий V издал буллу «Regnans in Excelsis» (1570), подвергнув королеву отлучению и призвав к ее свержению. В 70-80-х гг. нарастание угрозы со стороны католич. держав, попытки организовать восстание в Ирландии и ряд покушений на жизнь Е. вынудили королеву ограничить права католиков, одновременно с этим она все решительнее пресекала попытки пуритан критиковать офиц. Церковь. В 1571 г. «Тридцать девять статей» были подтверждены статутом парламента вопреки ожиданиям радикально настроенных протестантов, предлагавших королеве пересмотреть «Книгу общих молитв» в кальвинист. духе. Гонения, обрушившиеся на пресвитериан (см. Пресвитерианство), выступавших за организационное реформирование Церкви, отмену священства и создание национального синода независимых религ. общин, вызвали протесты в парламенте в 1580-1590 гг. и рост оппозиционных настроений среди убежденных кальвинистов. Е. видела в их призывах к упразднению иерархии духовенства угрозу офиц. Церкви и собственным позициям как ее главы. Королева не одобряла иконоборчество времен ранней Реформации, к-рое повлекло за собой невосполнимые культурные утраты, и не допустила его повторения. Важным начинанием ее культурной и религ. политики стало новое офиц. издание Библии на англ. языке. Она получила название «Епископская Библия» (Bishops' Bible) из-за того, что над ней работала группа епископов во главе с архиеп. Мэтью Паркером. До конца века она переиздавалась 18 раз. Е. не препятствовала публикации в Англии и т. н. Женевской Библии.

Конфессиональный фактор оказывал постоянное воздействие на внешнюю политику елизаветинской Англии. В 1560-1570 гг. вслед. попыток англ. купечества проникнуть в испан. колонии в Новом Свете напряженность в англо-испан. отношениях нарастала. Негласное поощрение англ. купцов со стороны Е. привело к распространению англ. пиратства в Атлантике и к необъявленной англо-испан. войне на морских путях. Ряд ударов был нанесен испанцам Ф. Дрейком во время его кругосветного рейда в 1577-1580 гг, после к-рого королева, пайщица мн. каперских антииспан. экспедиций, посетила его корабль и собственноручно произвела Дрейка в рыцари. В Нидерландах Е. поддерживала протестантов, восставших против испан. кор. Филиппа II. В 1588 г. испан. флот направился к англ. берегам, но был разбит. Поражение испан. «Великой армады» закрепило за Англией статус новой владычицы морей, обеспечив Е. роль лидера протестант. сил в Европе.

В течение мн. лет королева вела переговоры о потенциальном браке с католич. государями: с представителями испан. и австр. Габсбургов, с принцами франц. дома Валуа. Ее отказ принять решение в пользу одного из них мог привести к тому, что в случае смерти бездетной Е. англ. престол перешел бы к монарху-католику. Среди возможных претендентов на англ. престол была кор. Шотландии католичка Мария Стюарт. Однако, покинув свою страну после начала восстания подданных-протестантов, Мария была вынуждена искать убежища в Англии, где провела более 20 лет. С одной стороны, происки католиков, с другой - опасения англичан относительно планов шотл. королевы свергнуть Е. и реставрировать католицизм в Англии привели к тому, что в 1587 г. под сильным давлением общественного мнения Е. подписала смертный приговор Марии Стюарт, способствовав т. о. резкому обострению отношений Англии с Испанией и др. католич. державами.

В сфере экономической политики Е. была убежденной протекционисткой. Ее правление было отмечено торговой экспансией англ. купечества, к-рое осваивало рынки Сев. Африки, Леванта, Персии, Индии, а также попытками колонистов основать поселения в Новом Свете (в Сев. Америке была основана колония, названная в честь королевы-девственницы Виргинией).

Е. покровительствовала поэтам и драматургам, к-рые не только посвящали ей творения, но и делали ее главным персонажем аллегорических произведений (напр., в «Майской королеве» Ф. Сидни, «Королеве Фей» Э. Спенсера, «Эндимионе и Фебе» М. Дрейтона, «Океане и Цинтии» У. Рэли, «Гимнах к Астрее» Дж. Дэвиса и др.). Королевский патронат распространялся на сферу театра (Е., ее придворные и совет неоднократно поддерживали ведущие лондонские труппы, защищая от нападок пуритан) и науки. Е. покровительствовала математику и астроному Дж. Ди, который был ее офиц. астрологом, регулярно посещала Оксфордский и Кембриджский ун-ты, была основательницей Тринити-колледжа в Дублине. В придворной среде сформировался своеобразный культ королевы, опиравшийся на систему понятий и символический язык, заимствованные из античной мифологии и классической литературной традиции: королеву прославляли в образах Минервы, Венеры, Дианы-Цинтии, Астреи, весталки, амазонки и т. д. (напр., художники Н. Хиллиард и А. Оливер). В растиражированных портретных гравюрах и в книжной иллюстрации (включая иллюстрации к офиц. изданиям Библии) королеву окружали традиц. христ. символы - меч и книга, аллегорические фигуры христ. добродетелей. Ее представляли как главу Церкви и подательницу слова Божия, как протестант. святую и правительницу, посланную Провидением для спасения «избранной нации», подобно благочестивым ветхозаветным царям.

Соч.: The Sayings of Queen Elizabeth / Coll. F. Chamberlain. L.; N. Y., 1923; The Letters of Queen Elizabeth / Ed. G. B. Harrison. L., 1968r; Collected Works / Ed. L. S. Marcus, J. Mueller, M. B. Rose. Chicago; L., 2000; Elizabeth I: Her Life in Letters / Ed. F. Pryor. L., 2003.
Ист.: Osborne F. Historical Memoirs on the Reigns of Elizabeth and King James. Edinb., 1658; Camden W. Annales rerum Anglicarum et Hibernicarum Regnante Elizabetha. Amst., 1677; Birch Th. Memoirs of the Reign of Queen Elizabeth from the Year 1581 till her Death. L., 1754. 2 vol.; Lodge E. Illustrations of British History, Biography and Manners in the Reigns of Henry VIII, Edward VI, Mary, Elizabeth and James I. L., 1791. 3 vol.; Harington J. Nugae Antiquae: Being a Miscellaneous Collection of Original Papers. L., 1804. 2 vol.; Naunton R. Fragmenta Regalia, or Observations on The Late Queen Elizabeth, her Times and Favorites. L., 1895r.
Лит.: Соколов В. А. Елизавета Тюдор, королева английская // БВ. 1892. Т. 1. № 2. С. 313-380 (2-я паг.); Т. 2. № 5. С. 224-286 (2-я паг.); Chamberlain F. The Private Character of Queen Elizabeth. L., 1921; Neale J. E. Queen Elizabeth. L., 1944; Штокмар В. В. Экономическая политика англ. абсолютизма в эпоху его расцвета. Л., 1962; Strong R. C. The English Icon, Elizabethan and Jacobean Portraiture. L., 1969; idem. Splendour at Court: Renaissance Spectacle and the Theater of Power. Boston, 1973; idem. The Cult of Elizabeth. L., 1977; idem. Gloriana: Portraits of Queen Elizabeth I. L., 1987; Strong R. C., Oman J. T. Elizabeth R: Evocation. L., 1971; Williams N. Elizabeth I Queen of England. L., 1971; idem. The Life and Times of Elizabeth I. L., 1975; Johnson P. Elizabeth: A Study in Power and Intellect. L., 1974; Yates F. A. Astraea: The Imperial Theme in the 16th Cent. L., 1975; Smith L. B. Elizabeth Tudor: Portrait of a Queen. L., 1976; Plowden A. Marriage with My Kingdom: The Courtships of Elizabeth I. L., 1977; Erickson C. The First Elizabeth. N. Y., 1983; The Reign of Elizabeth / Ed. C. Haigh. Basingstoke (Hampshire), 1984; Ridley J. Elizabeth I. L., 1987; Bassnett S. Elizabeth I: A Feminist Perspective. Oxf., 1988; Haigh C. Elizabeth I. L., 1988; King J. Tudor Royal Iconography: Literature and Art in an Age of Religious Crisis. Princeton, 1989; Berry Ph. Of Chastity and Power: Elizabethan Literature and the Unmarried Queen. L., 1989; Belsey A., Belsey C. Icons of Divinity: Portraits of Elizabeth I // Renaissance Bodies: The Human Figure in English Culture, 1540-1660 / Ed. L. Gent, N. Llewellyn. L., 1990. P. 11-35; Perry M. The Word of a Prince: A Life of Elizabeth I from Contemporary Documents. Woodbridge, 1990; Somerset A. Elizabeth I. L., 1991; Gloriana's Face: Women Public and Private, in the English Renaissance / Ed. S. P. Cerasano, M. Wynne-Davies. N. Y.; L., 1992; Frye S. Elizabeth I: The Competition for Representation. N. Y.; Oxf., 1993; Hackett H. Virgin Mother, Maiden Queen: Elizabeth I and the Cult of Virgin Mary. Basingstoke, 1995; Doran S. Monarchy and Matrimony: The Courtship of Elizabeth I. L., 1996; idem. Elizabeth I and Religion: The Evidence of her Letters // JEcclH. 2000. Vol. 51. P. 699-720; idem. Queen Elizabeth I. L., 2003; Howarth D. Images of Rule: Art and Politics in the English Renaissance, 1485-1649. L., 1997; Watkins S. In Public and in Private: Elizabeth I and her World. L., 1998; Cole M. H. The Portable Queen: Elizabeth I and the Politics of Ceremony. Amherst, 1999; McLaren A. N. Political Culture in the Reign of Elizabeth I: Queen and Commonwealth, 1558-1585. Camb., 1999; Starkey D. Elizabeth: Apprenticeship. L., 2001; Elizabeth: The Exhibition at the National Maritime Museum / Ed. S. Doran. L., 2003; Loades D. M. Elizabeth I: The Golden Reign of Gloriana. Richmond, 2003; idem. Elizabeth I. L.; N. Y., 2003; Дмитриева О. В. Елизавета Тюдор. М., 2004.
О. В. Дмитриева
Ключевые слова:
Королевские династии. Англия Великобритания. История Реформация на территории Великобритании Елизавета I Тюдор (1533 - 1603), королева Англии (c 17 нояб. 1558)
См.также:
ГЕНРИХ VIII Тюдор (1491 - 1547), кор. Англии (1509-1547), в правление к-рого была учреждена национальная англикан. Церковь
АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII
АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01)
БОЛЛ Джон (ок. 1263 -1381), англ. проповедник
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ гос-во Сев.-Зап. Европы
ВИЛЬГЕЛЬМ III (1650 - 1702), принц Оранский, правитель Республики Соединённых провинций (Нидерландов) (1672-1702); кор. Англии (1689-1702)
КЕНТЕРБЕРИ город в графстве Кент (Юго-Вост. Англия)
КОВЕНАНТЕРЫ участники религ. движения в Шотландии, выступившие против введения в стране епископальной системы управления Церковью