Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕЛЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 18, С. 351-357 опубликовано: 10 июля 2013г.


ЕЛЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Липецкой и Елецкой епархии), в г. Ельце Липецкой обл., на Каменной горе. Основан в 1683 г. на месте скита елецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря. Входил в состав Воронежской (до 1775) и Орловской (до нач. 20-х гг. XX в.) епархий.

XVII в.- 1764 г.

Задонский иером. Геронтий (Кургановский) и воронежский историк Н. И. Поликарпов без ссылки на источники относили основание скита Троицкой обители к 1628-1629 гг., когда по благословению игум. Моисея старанием мон. Савватия в лесу на «старом городище», занимавшем каменный мыс, образованный р. Ельчик и оврагом Кременной Верх, был построен монастырский скит с деревянной ц. в честь «Рождества Пресвятыя Богородицы и Знамения Ея «Курския»». В неск. кельях жили по 2-3 монаха, иногда «за скудностью» скит пустовал, т. к. братия жила «в мирских домах» и часто «мирским подаянием» (Поликарпов. 1896. С. 674).

Елецкая в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Литография. 70-е гг. XIX в.
Елецкая в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Литография. 70-е гг. XIX в.

Елецкая в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Литография. 70-е гг. XIX в.

Впервые скит упомянут в перечне мон-рей Елецкого у., составленном в 1657 г. по указу царя Алексея Михайловича «холопом Алешкой Зеленым»: «На посаде ж монастырь Курская Богородица. Построин внове. В нем живет братьи пять человек. А игумна нет. А бобылей за монастырем четыря двора. А крестьян нет» (РГАДА. Ф. 210. Белгор. стол. Стб. 604). Обитель именовалась по находившейся в ней чтимой Курской иконе Божией Матери «Знамение». Благотворителями были купцы Г. Шустов, М. Росихин и елецкий воевода Л. Шекловитый (ГА Липецкой обл. Ф. 167. Оп. 1. Д. 25. Л. 16 об.). На пожертвования последнего в скиту был построен деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца, приобретены иконы и церковная утварь (чаша, дискос), поставлены царские врата и проч. Каменногорский скит был обнесен деревянным острогом.

В 1682 г. Елец посетил еп. Воронежский свт. Митрофан, к-рому проживавшие в городе монахини рассказали, «что живут они по мирским домам, так как женской обители в городе нет, питаются мирским подаянием, а на божественную службу ходят в мужской монастырь» (Пясецкий. 1899. С. 432-434).

Решением свт. Митрофана братия Каменногорского скита была переведена в елецкий Троицкий мон-рь, а скит в 1683 г. преобразован в жен. мон-рь, настоятельницей к-рого стала мон. Иулитта, возведенная в сан игумении. Одновременно особым прошением святитель ходатайствовал перед императором об офиц. создании в Ельце жен. обители. Ходатайство было удовлетворено, но мон-рь просуществовал недолго. В результате екатерининских церковных реформ 29 апр. 1764 г. Е. м. был упразднен.

1774-1917 гг.

В 1774 г. горожане ходатайствовали о восстановлении обители: «...желаем построить по-прежнему в г. Ельце в удобном для того месте, где принадлежит девичий монастырь… своим иждивением». Прошение 1774 г. подписали бургомистр Ф. Ростовцев, помещики Е. Ф. Данилова и М. С. Александров, отставной капитан К. И. Лопухин, поручик Н. А. Бехтеев, заводчик П. И. Зыков, купец А. Володин, И. Игнатов, М. Лавров, В. Росихин, М. Сергеев, Н. Голощапов, Н. Родионов, А. Ростовцев, В. Володин, М. Раков, К. Чеботарёв, Н. Хренников, П. Ростовцев, Е. Дмитриев, С. Маркин, К. Филатов, П. Калачников, Г. Хренников, И. Ерёмин, Е. Страхов, К. Шапошников, В. Ростовцев, Р. Деев, Г. Желудков и др. 25 июля того же года им было отказано в просьбе, поскольку мон-рей «в России хватает, и государыня Екатерина Алексеевна не разрешает основание нового монастыря» (РГИА. Ф. 799. Оп. 55. Д. 307. Л. 1-5). Несмотря на то что 10 окт. 1795 г. губ. власти приказали жен. общину окончательно ликвидировать, а все строения сломать или продать, указание осталось невыполненным (ГА Липецкой обл. Ф. 167. Оп. 1. Д. 25. Л. 16 об.), сестры продолжали проживать на Каменной горе неофициально. Более того, в течение последующих 10-15 лет на территории Е. м. продолжалось храмовое строительство.

После возведения и освящения в 1813 г. приходского Знаменского храма попытки восстановить Е. м. на прежнем месте возобновились. По инициативе городского головы купца И. В. Шапошникова, внесшего в Московскую сохранную казну на содержание обители 12 тыс. р. и обещавшего довести сумму до 20 тыс., жители Ельца стали собирать необходимые средства на содержание монастыря. В 1815-1816 гг. 64 жителя Ельца подавали прошение в Орловскую духовную консисторию, затем в Синод о восстановлении Е. м. К этому времени было собрано 38 тыс. р. ассигнациями (купцы согласны были внести еще 1745 р.), на проценты с к-рых (1, 9 тыс. р. в год) и предполагалось содержать обитель, при этом на 2 священников и 2 причетников планировалось тратить 600 р. (РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7784. Л. 10, 22). Поддержавший горожан вел. кн. Николай Павлович 30 мая 1818 г. писал обер-прокурору Святейшего Синода кн. А. Н. Голицыну: «В бытность мою в г. Ельце… поднес мне градской глава Иван Шапошников письмо с просьбою о покровительстве в исходатайствовании… у вашего сиятельства о переименовании находящейся в вышеописанном городе приходской церкви Знамения в классный девичий монастырь. Объявив им, что другаго пособия я им делать не могу по тому делу, как препроводить их прошение к вашему сиятельству. Препровождаю оное к Вам, прося, буде есть возможность удовлетворить оную» (Там же. Л. 1). 9 июня 1818 г. Синод постановил учредить в Ельце мон-рь 3-го класса. 28 окт. 1822 г. в Вероне (Италия) имп. Александр I подписал указ о возрождении Е. м., его офиц. открытие состоялось 15 апр. 1823 г. (ГА Липецкой обл. Ф. 167. Оп. 1. Д. 25. Л. 16 об.).

Настоятельницы, подвижницы и именитые посетители

Согласно писцовым книгам 90-х гг. XVII в., при 1-й игум. Иулитте в Е. м. проживали казначея старица Васса и от 12 до 27 монахинь. В 1697 г., после смерти игум. Иулитты, настоятельницами Е. м. были игум. Капитолина (1701-1704), Вера (1705-1706), Пелагия, Александра (1735-1764). К 1700 г. в обители проживало 27 монахинь.

В 1764 г. игумении и 23 насельницам предписывалось переселиться в воронежский в честь Покрова Пресвятой Богородицы, единственный штатный мон-рь епархии. Несмотря на указание, неск. монахинь продолжали жить в кельях на Каменной горе, получая помощь от жителей города и окрестных помещиков: «...экономический казначей премьер-майор Новосильцев приказал подмонастырской крестьянской слободки старосте Ф. Рязанцеву, чтобы он, староста, и бобыли обители Богородицкого девичья монастыря никаких обид не показывал и в рощу для плодов лесных фруктов им брать не запрещал и от посторонних людей оное оберегать, чтоб той рощи вреда никакого не чинить, а той же обители игуменье с сестрами для топления печей, ежели найдется сушняк, им брать дозволяется» (Воскресенский. 1911. С. 108). Отказалась от переезда и елецкая подвижница схим. Елисавета (Евдокия Холина), бывш. супруга ельчанина М. Голощапова, впосл. задонского подвижника схим. Митрофана, друга еп. свт. Воронежского и Елецкого Тихона Задонского. После городского пожара 12 апр. 1769 г. в бывш. обители продолжали проживать игум. Пелагия, 3 монахини и схимонахиня. Сестрам удалось спасти от пожара часть утвари и обрести несгоревшими иконы Спасителя, Божией Матери «Троеручица» и чудотворный образ «Знамение». Инокини жили в уцелевшем от пожара каменном погребе. По преданию, однажды ночью молящимся на месте сгоревшего храма сестрам Ксении и Агафии явился мч. Иоанн Воин. Святой «простер руку на то место, где была сгоревшая обитель, осенил ее благословением и сказал: «Буди имя Господне благословенно на месте сем отныне и до века»» (Геронтий [Кургановский]. 1871. С. 43).

Повторным указом еп. Воронежского и Елецкого Тихона II (Якубовского) сестры сгоревшей обители были переведены в воронежский Покровский мон-рь, однако монахини Ксения и Агафия, 60 и 80 лет, отказались покидать Каменную гору. Мон. Агафия вскоре скончалась, а с мон. Ксенией по благословению свт. Тихона с 1772 г. стали подвизаться елецкая уроженка девица Матрона Солнцева († 3 сент. 1831), проживавшая до этого в воронежском Покровском мон-ре, и послушница Е. Ф. Уварова. Число сестер, поселившихся на месте прежнего Е. м., постепенно росло, и свт. Тихон благословил Матрону быть «начальницей Знаменской общины». Он продолжал регулярно навещать отшельниц, ходатайствовал перед городскими властями о покровительстве насельницам, «располагал к ним боголюбивых жителей Ельца, которые содействовали благоустройству и воссозданию обители» (Фадеев А. Память о свт. Тихоне в Ельце // Воронежская старина. Воронеж, 1911. Вып. 10). В 1779 г. святитель в последний раз побывал на Каменной горе, благословил каждую инокиню и указал место строительства соборного храма. С 1775 по 1795 г. число сестер, проживавших на месте сгоревшей обители, возросло с 5 до 41. Инокини занимались шитьем, вышиванием золотом, серебром и жемчугом, изготовлением восковых свечей, вязанием, плетением. К 1805 г. в 40 кельях проживало ок. 60 сестер. В 1815 г. М. Солнцева по настоянию еп. Орловского и Севского Досифея (Ильина) была пострижена в рясофор с именем Маргарита.

При возобновлении Е. м. по штату полагалось проживание в мон-ре игумении, казначеи и 15 монахинь, служение 2 священников и 2 причетников (РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7784. Л. 10). Фактически же в 1823 г., после офиц. открытия, в монастыре находилось 117 насельниц в 46 кельях. С 26 марта 1823 г. настоятельницей стала бывш. игум. орловского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря Глафира (Таранова; † 1839), главной помощницей - престарелая начальница Знаменской общины инокиня Маргарита (Солнцева), в том же году постриженная в мантию с именем Олимпиада. С 1837 г. Е. м. возглавляла бывш. монахиня севского во имя Святой Троицы монастыря Павлина (Толстая; † 1870), при к-рой число сестер возросло до 200.

С февр. 1867 г. Е. м. возглавляла игум. Клеопатра (Головачёва; † 1890), благочинным впервые стал настоятель елецкого Троицкого мон-ря архим. Флорентий. В 1879 г. игум. Клеопатра была награждена золотым крестом. Когда она потеряла зрение, еп. Орловский и Севский Мисаил (Крылов) назначил ей в помощь совет из 4 старших монахинь для управления обителью. С 21 нояб. 1889 г. Е. м. управляла игум. Валерия (Тарновская; † 1900), при к-рой к 1894 г. проживало 310 насельниц. С 1900 г. Е. м. возглавляла игум. Рафаила (Бредихина), с 1914 г. до закрытия - игум. Антония (Криворотова; † после 1929).

В Е. м. почитались старица мон. Олимпиада (Солнцева), а также ученица свт. Тихона Задонского затворница Мелания Памфиловна Пахомова (в монашестве Миропия; † 11 июня 1836), находившаяся на Каменной горе с осени 1778 г. Др. подвижница, схим. Магдалина (Иванова; 1827 - 1 апр. 1869), исполняла послушание письмоводителя и собирала сведения о жизни затворницы Мелании. Известна переписка схим. Магдалины с духовным отцом свт. Феофаном Затворником, называвшим ее «огненной монахиней». Среди почитаемых сестер - поступившая в Е. м. в 1881 г. буд. игум. Моисея (Лялина), настоятельница виленского Магдалининского мон-ря (см. Вильнюсский во имя равноапостольной Марии Магдалины женский монастырь).

Е. м. пользовался покровительством многих Воронежских и Орловских архипастырей и Елецких викариев, в т. ч. святителей Тихона Задонского, Феофана Затворника, подвижников благочестия затворника Илариона Троекуровского, свящ. Иоанна Жданова, старцев Иоанна Каменева, блж. Иоанна (Быкова), затворника Сезеновского, старицы Дарии (Кутуковой), схим. Митрофана (Голощапова) и др.

Е. м. посещали И. А. Бунин, Л. Н. Толстой, В. В. Розанов, а также представители дома Романовых (вел. князья Михаил Александрович и Николай Павлович) и др. Бунин в романе «Жизнь Арсеньева» писал о Е. м.: «Монастырь так и сиял против солнца мелованной белизной своих стен… такой тонкой, чистой, древнерусской иконописной красоты, что я, пораженный, даже остановился» (Бунин И. А. Жизнь Арсеньева. М., 1996. С. 28). Воспоминания о посещении мон-ря оставили Вас. И. Немирович-Данченко (Немирович-Данченко В. И. Наши мон-ри. М., 2000. С. 120) и ельчанин К. В. Скуфьин (Скуфьин. 1991. Ркп.).

Постройки

В 80-х гг. XVII в. в Е. м. находились деревянные церкви в честь Рождества Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца, 12 келий, «хлебня и... взамет», появившийся «строением гостя Григорея Шустова и иных» (ГА Липецкой обл. Ф. 167. Оп. 1. Д. 25. Л. 16 об.). В писцовой книге 1691 г. упомянуто 18 келий (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 137. Л. 15-16). 12 апр. 1769 г. все постройки сгорели. По благословению свт. Тихона Задонского елецкий купец К. Н. Кожухов выстроил для оставшихся на Каменной горе сестер кельи, а в 1770 г.- небольшой деревянный Знаменский храм. К 1795 г. в общине имелось ок. 22 келий, построенных в 2 линии, между к-рыми находилась Знаменская ц., строения окружала деревянная ограда на столбах, обшитых еловым тесом, с входными воротами.

Вид на Знаменский мон-рь со стороны св. источника. Фотография. 2008 г.
Вид на Знаменский мон-рь со стороны св. источника. Фотография. 2008 г.

Вид на Знаменский мон-рь со стороны св. источника. Фотография. 2008 г.

С кон. XVIII в. на пожертвования помещицы Елецкого у. А. И. Хлусовой «стараниями Олимпиады Ивановой, Ивана Васильевича Шапошникова и свящ. И. Я. Соломина» (ГА Липецкой обл. Ф. 167. Оп. 1. Д. 25. Л. 17) на территории Е. м. возводился (сначала как приходский) каменный соборный Знаменский храм. В строительстве принимали непосредственное участие и сестры обители: носили из-под горы камни для фундамента, вели земляные работы, обжигали кирпич и готовили раствор. В 1805 г. был освящен один из престолов, полное же освящение Знаменского собора состоялось 4 окт. 1813 г. по благословению еп. Орловского и Севского Досифея (Ильина). В храмовой части собора были устроены теплые приделы: правый - во имя свт. Димитрия Ростовского, левый - во имя прп. Варлаама Хутынского (с 1861 и свт. Тихона Задонского). Старая деревянная Знаменская ц. была упразднена.

В ответ на прошение игум. Глафиры (Тарановой) указом Орловской духовной консистории от 4 апр. 1829 г. в Е. м. началось строительство 2-этажной каменной трапезной Знаменского храма. 23 апр. 1838 г. настоятелем Троицкого мон-ря архим. Флавианом на нижнем этаже соборной трапезной были освящены приделы: правый - во имя свт. Митрофана Воронежского, левый - во имя свт. Николая Чудотворца.

Колокольня Знаменского мон-ря. 1841-1861 гг. Фотография. 2008 г.
Колокольня Знаменского мон-ря. 1841-1861 гг. Фотография. 2008 г.

Колокольня Знаменского мон-ря. 1841-1861 гг. Фотография. 2008 г.

Собор представлял собой типичный образец провинциального ампира. Основной объем был увенчан высокой 8-лотковой кровлей на кубическом со скошенными гранями барабане с полуциркульными окнами. Все фасады, кроме западного, были оформлены портиками: группы по 3 колонны фланкировали сев. и юж. входы в храм, завершенные, так же как и алтарная часть стены, полуциркульными окнами. Пристройка высокой трапезной с 3-нефным верхним этажом заметно исказила пропорции храма: купол и портики потерялись на фоне нового тяжеловесного объема.

В 1886 г. собор был отремонтирован и расписан инокинями из живописной мастерской под рук. худож. П. А. Соколова. При игум. Валерии в храме было устроено водяное отопление, т. к. нижняя теплая трапезная церковь в зимнее время уже не могла вместить во время службы всех сестер. После ремонта и подновления иконостасов 13 авг. 1890 г. были заново освящены нижние приделы трапезной, а 21 сент. того же года - верхний Знаменский престол. С юж. стороны к Знаменскому храму была пристроена крытая паперть.

Каменная ограда (высота 6,4 м) с 4 цилиндрическими башнями по углам и 3 воротами была построена в 1829-1844 гг. по проекту архит. И. И. Шарлеманя. В 1841-1861 гг. на зап. стороне обители была возведена каменная 3-ярусная колокольня - образец архитектуры позднего классицизма. На 1-м ярусе, оформленном рустом и треугольными фронтонами, находились св. врата, через к-рые совершались крестные ходы. 2-й и 3-й (кубические) ярусы звона были оформлены спаренными пилястрами, последний (цилиндрический) имел сходный декор и венчался шпилем, покрытым белой англ. жестью, с позолоченным крестом. На звоннице было 10 колоколов, самый крупный из к-рых, весом в 3 т, был отлит в 1862 г. на чугунолитейном заводе братьев Криворотовых в Ельце по благословению еп. Орловского и Севского Поликарпа (Радкевича). В 1841 г. с юж. стороны Е. м. был устроен спуск к св. источнику в виде широкой лестницы с перилами, а также построена просфорная. В 1885 г. были выстроены св. врата, украшенные живописными изображениями святых, заново выложены ступени, перила из тесаного камня с чугунными решетками и 2 фонарными столбами.

На сев.-вост. стороне Е. м. купцом В. М. Лавровым был построен 2-этажный деревянный на каменном фундаменте корпус, в 1872 г. на могиле затворницы Мелании поставлена памятная часовня; одновременно была разобрана сев. стена и северо-зап. башня ограды, в зап. стене устроены новые ворота, новая территория обнесена каменной оградой. Площадь обители расширилась на север. Общая длина стен составила 1,2 тыс. м при 3 башнях и 5 воротах. 27 нояб. 1890 г. состоялось торжественное открытие нового трапезного корпуса обители. В приобретенном монастырем деревянном доме была устроена больница, открытие которой состоялось 26 июля 1892 г., в день памяти вмч. Пантелеимона. В нач. XX в. в мон-ре насчитывалось ок. 150 построек. С юж. стороны города Е. м. имел «вид кремля или какого-то средневекового замка».

Святыни и ризница

Первая игум. Иулитта обустроила ризницу и приобрела иконы и богослужебные книги на весь годовой круг. «В церкви Деисусы, образы и праздники, и Царские врата, строения Любима Шакловитого. А книги Святое Евангелие покрыто бархатом, оклад серебряной позлачен чеканкой… минея… ходатайством того монастыря игуменьи Улиты две книги» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 137. Л. 15-16).

В нач. XX в. в Знаменском храме у опорных столпов находились уцелевшие во время пожара 1769 г. иконы Спасителя, Божией Матери «Знамение» и «Троеручица». По преданию, чудотворный образ Божией Матери «Знамение» (89×60 см) был принесен на Каменную гору мон. Савватием и прежде хранился в курской Коренной пустыни (Геронтий [Кургановский]. 1895. С. 83). На пожертвования ельчан икона украшалась серебряной ризой с «привесками - дар усердных и благодарных богомольцев, исцелившихся от святой иконы... суть безмолвные, но красноречивые свидетельства чудотворений святой иконы» (Воскресенский. 1911. С. 107). Икона Спасителя также была украшена серебряной ризой, к-рую в 1839 г. инокини обрели за воротами обители. Вторая найденная риза по размерам точно подошла к уцелевшей во время пожара иконе Божией Матери «Троеручица». Она хранилась в иконостасе Знаменского придела, слева от царских врат. Как и образ Спасителя, икона Божией Матери «Троеручица» была написана в мон-ре Хиландар на Афоне.

За левым столпом находилась икона Божией Матери «Живоносный Источник» (нач. XVIII в.) в серебряном окладе. На иконе вместо положенных по канону людей, страдающих неисцелимыми недугами, были изображены преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. За правым клиросом собора находилась икона Божией Матери «Феодоровская» в серебряном окладе; по 2 сторонам арки, отделявшей храмовую часть от трапезной,- 2 Иверских образа Божией Матери, размером 142×106 см каждый (1-я икона прислана 20 авг. 1870 из афонского Пантелеимонова мон-ря, 2-я - копия московского списка). Иконы были украшены позолоченными ризами, жемчугом и дорогими камнями. Рядом с Иверской иконой, на левой стороне, находился большой образ с изображением святых Николая Чудотворца, Тихона Задонского и Сергия Радонежского в серебряной с позолоченными венцами ризе. Икона была пожертвована послушницей Т. Савковой.

В почитаемую икону Страстей Господних был врезан серебряный крест с частицами мощей ап. Андрея Первозванного, архидиак. первомч. Стефана, мч. Иоанна Воина, блгв. кн. Александра Невского, прп. Алексия, человека Божия, царевича Димитрия. В соборе находилось также 2 иконы свт. Николая Чудотворца. Первая - древний образ (84×53 см), известный под именем «Николы Можайского», расколотый пополам, позднее соединенный и украшенный серебряной ризой. Вторая икона (1×0,71 м) после пожара долгое время оставалась потемневшей, в 60-х гг. XIX в. была реставрирована и также украшена ризой. В нач. XX в. образ свт. Николая Можайского был перенесен в специально устроенный на вокзале железнодорожной станции Ельца киот, у к-рого несла послушание одна из сестер мон-ря.

В нижнем храме-трапезной за левым клиросом в киоте под стеклом находился список Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери. По описанию кон. XIX в., «Матерь Божия стоит на облаках, окруженная воинством ангелов. Десною рукою Она указует на изображение внизу, с правого угла иконы,- сонма Святителей у стен Московского Кремля, торжественно сретающих образ Богоматери, принесенный из Владимира; левою же рукой как бы грозит стоящему во всеоружии тут внизу с левой Ея стороны Тамерлану, в ужасе смотрящему вверх на Богоматерь. Образ этот 71×57,7 см в позолоченном киоте» (Геронтий [Кургановский]. 1895. С. 65).

Трехъярусный резной позолоченный иконостас Знаменского храма венчало изображение Вознесения Христова. В правом и левом приделах находились одноярусные с позолотой иконостасы, в алтаре придела свт. Димитрия Ростовского на горнем месте располагалось деревянное распятие с предстоящими, на престоле - серебряный ковчег в форме кувуклии. На зап. стене трапезной в 3 рамах находились выполненные схим. Марией мозаики с видами старого Иерусалима и горы Голгофы, с подробным изображением сцен страданий и Воскресения Спасителя.

В мон-ре, пользовавшемся особым расположением свт. Тихона Задонского, хранился живописный портрет архипастыря. На нем святитель изображен незадолго до кончины, облаченным в мантию, с благословляющей десницей и архиерейским жезлом в левой руке. Портрет был подарен святителем Матроне Солнцевой. В 1861 г. еп. Феофан (Говоров), посетивший Знаменскую обитель после торжественного открытия мощей свт. Тихона Задонского, прислал игум. Павлине написанный им Казанский образ Божией Матери в позолоченном окладе - точную копию Вышенской иконы.

Среди святынь Е. м. был бронзовый ковчег 1885 г., в к-ром хранились икона Воскресения Христова, написанная в Иерусалиме на части стропила храма над Гробом Господним, икона вмч. Георгия, вырезанная на обломке каменной плиты с гробницы святого, частицы древа Креста Господня и камня Гроба Господня, частицы мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, святых Дионисия Ареопагита, Агафангела, Харалампия, архидиак. Лаврентия, великомучеников Димитрия Солунского, Феодора Тирона и Пантелеимона, мучеников Нестора, Антипы, Конона, Василиска, Феодота Анкирского, мучениц Варвары и Марины, равноап. Марии Магдалины, преподобных Саввы Освященного, Евфимия Великого, Моисея Угрина, Дионисия и Нила Афонских, Агапита Печерского, Иоанна Пустынника (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 8. Л. 462-466). В 1912 г. в мон-рь была пожертвована икона новопрославленного св. Иоасафа, еп. Белгородского, с частицей его облачения.

Особенности богослужения

Насельницы Знаменского мон-ря. Фотография. Нач. XX в.
Насельницы Знаменского мон-ря. Фотография. Нач. XX в.

Насельницы Знаменского мон-ря. Фотография. Нач. XX в.
По завету свт. Тихона Матрона Солнцева ввела правило неусыпного чтения Псалтири весь год, кроме Светлой седмицы, «об упокоении душ всех православных христиан, и наипаче поживших и послуживших во святой обители сей, и о благотворителях» (Геронтий [Кургановский]. 1895. С. 69). Каждую среду в Е. м. совершался молебен с акафистом перед образом Божией Матери «Знамение» (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 8. Л. 464-465). Прихожане, посещавшие службу по воскресным и праздничным дням, заказывали панихиды, к-рые служились в часовне перед распятием на могиле блж. Мелании. Ежегодно в пятницу Светлой седмицы с иконой Божией Матери «Живоносный Источник», в день Преполовения Пятидесятницы, в 9-ю пятницу по Пасхе и 1(14) авг. совершались крестные ходы к св. источнику. Во вторник Светлой седмицы был крестный ход с Иверской иконой вокруг Знаменского храма. Во время эпидемии холеры в 1870 г. чудотворный Иверский образ носили по домам.

Просветительная и благотворительная деятельность

30 янв. 1890 г. в Е. м. в 2-этажном доме на склоне горы у юж. ворот открылась церковноприходская школа на 100 мест для девочек. Воспитанницы бесплатно обучались грамоте и рукоделию. Учителями Закона Божия были монастырские клирики свящ. Н. И. Невский и диак. В. О. Попов, грамоту и рукоделие преподавали монахини. В годы первой мировой войны Е. м. открыл приют на 20 мест для девочек из семей беженцев. В XIX - нач. XX в. сестры Е. м. слыли самыми искусными кружевницами. В 1879 г. для обучения молодых послушниц в монастыре открылась живописная мастерская.

Монастырское кладбище

При Знаменской ц., по данным 1789 г., имелось кладбище, располагавшееся на юго-вост. мысе Каменной горы над р. Ельчик. В 1879 г. на пожертвованной Е. м. купцом В. Хренниковым земле (1,2 га) было устроено новое монастырское кладбище. На нем были погребены настоятельницы и сестры, среди к-рых - Елисавета (Холина), Магдалина (Иванова) и затворница Мелания. Вскоре после кончины последней ее могила стала местом паломничества. Сохранились свидетельства о чудесах, совершившихся после молитвенного обращения к блж. Мелании, исцелениях, благодатной помощи от ее портретов. Над могилой затворницы позднее была сооружена чугунная часовня, увенчанная позолоченным крестом. Накануне 1917 г. готовилась канонизация затворницы Мелании. Против главного алтаря Знаменского храма находилась могила мон. Олимпиады (Солнцевой), на левой стороне за алтарем прп. Варлаама Хутынского - игумений Павлины и Клеопатры. Новое монастырское кладбище частично сохранилось до наст. времени.

Материальное положение

Е. м. являлся крупным землевладельцем в Елецком и прилегающих к нему уездах. По прошению свт. Митрофана 3 авг. 1685 г. указом царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царицы Софьи Алексеевны «Рождественскому монастырю Курския Богородицы, что на Каменной горе» были пожалованы бывш. вотчины елецкого Троицкого монастыря: в Елецком стане пустоши на Сазыкиной поляне, Яблоновой поляне, Лепикиной поляне (всего 20 четв.) (Геронтий [Кургановский]. 1895. С. 24-29, 31-32). В 1688 г. сестрам Е. м. было пожаловано право собирать плату за перевоз через реки Сосна близ Ельца и Дон севернее Задонска.

В 1770 г., после упразднения Е. м., при Знаменском храме был открыт приход (29 дворов с 90 прихожанами муж. пола) Ламской и Чёрной слобод Ельца. Ко времени возобновления Е. м. в 1822 г. площадь монастырских строений составляла ок. 2 га. В 1854 г. Е. м. приобрел из гос. казны 109 га земли в районе Вотковской дачи, 12 февр. 1866 г. с разрешения министра гос. имуществ из казенных земель мон-рь получил дополнительно 54,6 га земли в Злобин-Воргольской даче Елецкого у., близ сел Крутое и Н. Воргол. В нач. ХХ в. Е. м. принадлежал Крестовоздвиженский скит в с. Крутом Елецкого у. с домовой церковью, хутором, 2 прудами, садом, огородом, колодцем и лесом площадью ок. 44 га.

1917-2008 гг.

В июне 1918 г. экономическим отделом Комиссии земледелия у Е. м. были реквизированы 4 лошади, 4 телеги и др., позже - монастырские земли. В авг. того же года продотряд из Москвы конфисковал все запасы продовольствия, инокини питались «мирским подаянием». В 1922 г. из Знаменского собора была изъята серебряная церковная утварь весом 15,7 кг, в 1923 г. изъяты из ризницы и переданы в Елецкий пролетарский музей Евангелие и Минеи нач. XVII в.

Собор в честь иконы Божией Матери «Знамение». Восстанавливается с 2005 г. Фотография. 2008 г.
Собор в честь иконы Божией Матери «Знамение». Восстанавливается с 2005 г. Фотография. 2008 г.

Собор в честь иконы Божией Матери «Знамение». Восстанавливается с 2005 г. Фотография. 2008 г.
В 1919 г. Е. м. был зарегистрирован как трудовая артель, «Губодежда дала наряды на пошивку белья для Красной армии, плетение веревочной обуви» (ГА Липецкой обл. Ф. Р 2210. Оп. 1. Д. 19664. Л. 103). В 1922 г. под рук. мон. Маврикии (Лютиковой) была создана новая артель, зарегистрированная в отделе кустарной и мелкой промысловой кооперации при Орловском губсовнархозе и губземотделе 4 авг. 1922 г. (Там же. Л. 236 об.). В артель вошли 160 сестер. В 1926 г. артель была реорганизована в союз «по вязанию кружев, пряже пуха и другим работам» в составе Елецкого союза кружевниц.

В 20-х гг. в храмах Е. м. продолжали совершаться постриги. Последний из известных постригов совершил 16 июля 1928 г. иером. Иувеналий (Булгаков): умиравшая мон. Елена (Похачёва) приняла схиму. До полного закрытия обителью руководили игум. Антония, благочинная София, казначея Гавриила, «уставщица Юлия» (Там же. Л. 21 об.), с 1905 г. духовником был прот. Владимир Кавказский и с 1917 г.- свящ. Исидор Павлов (1890-1943). В 1924 г. игум. Антония и прот. Владимир были арестованы за «незаконные постриги» и отправлены в г. Орёл. 23 июня 1924 г. Орловский суд вынес им условный приговор. Игумения вернулась из Орла «нервноразбитой и совершенно неспособной к управлению в монастыре» (Там же. Л. 94).

После 1927 г. территория Центральночернозёмной обл. стала 2-м районом после Ленинградской епархии по распространению иосифлянского движения, где возникло и движение буевцев. С 20 мая 1928 по 7 марта 1929 г. в Ельце проживал викарий Воронежской епархии еп. Алексий (Буй), к-рого поддерживали мн. сестры Е. м. При Сергиево-Владимирской ц. в Чёрной слободе была создана община буевцев, куда переселились нек-рые инокини.

В марте 1929 г. решением президиума и пленума Елецкого городского совета сестры были выселены из келий. 4 марта было возбуждено дело № 28 против духовников и насельниц Е. м. (15 чел.): «Лица, являясь руководителями Елецкого женского монастыря, прикрываясь созданной ими же артелью вышивальщиц из монашествующего элемента, вели антисоветскую агитацию с использованием религиозных предрассудков населения, что выразилось в создании групп в монастыре, проводящих работу по удержанию монастыря от его ликвидации, пострижении монахинь, разлагающему влиянию на детей» (Там же. Л. 1). 31 мая 1929 г. игум. Антония, мон. Маврикия (Лютикова), инокиня Юлия (Ильина), прот. Владимир Кавказский и председатель общины И. Рязанцев были приговорены к 3 годам ссылки в Казахстан (Там же. Л. 246). Дело игум. Антонии было пересмотрено 3 сент., и ее высылку отложили до выздоровления. После окончательного закрытия Е. м. нек-рые сестры переселились в Задонск, где 28 сент. 1929 г. были арестованы по делу задонского архим. Никандра (Стурова; † 1955). Монахини Мария (Нагавкина) и Александра (Бобровская) были осуждены на 5 лет, мон. Елисавете (Бабёнышевой) 5-летний срок в лагере заменили высылкой на 5 лет (Там же. Д. 24975. Л. 263). Впосл., в 1937-1938 гг., по ст. 58-10 УК РСФСР были осуждены еще 25 монахинь на срок от 8 до 10 лет, а мон. Матрона (Сидорова) 22 дек. 1937 г. приговорена к расстрелу (Там же. Д. 22955. Л. 6).

29 мая 1929 г. Знаменская ц. была закрыта, в ней разместился клуб. Верующие тайно вынесли и сохранили почитаемые Казанскую икону Божией Матери (к 2008 - в Казанском храме Ельца) и образ Спасителя в терновом венце (к 2008 - в Вознесенском соборе Ельца). 21 июня 1929 г. «комиссия по ликвидации церкви бывшего женского монастыря» приняла по акту церковное имущество. Часть святынь поступила в музей, богослужебная утварь по просьбе верующих - в другие храмы. Решением комиссии часовня на могиле затворницы Мелании «как не представляющая музейного значения и мешавшая движению в городке» (ГА Орловской обл. Ф. Р-79. Оп. 1. Д. 49. Л. 86) была снесена. В кон. 30-х гг. начался процесс разрушения Знаменского храма. Впосл. были уничтожены трапезный корпус, часть келий и часовня на св. источнике под Каменной горой. Сохранились колокольня, кельи, в к-рых проживали ельчане, лестница у юж. ворот к св. колодцу и мощные стены. Остатки монастырского комплекса решением Липецкого облисполкома от 2 нояб. 1971 г. и постановлением Совета министров РСФСР от 1974 г. стали охраняться гос-вом как памятник истории и культуры.

В 1997 г. в ответ на ходатайство Воронежского митр. Мефодия (Немцова) Липецкий обл. совет передал комплекс монастырских строений Воронежской и Липецкой епархии. Силами общины Вознесенского собора и его настоятеля прот. В. Романова были расчищены фундамент Знаменского собора, у алтаря которого установлен поклонный крест с лампадой, сохранившиеся надгробия с монастырского кладбища, благоустроена могила затворницы Мелании. В 1998 г. мон-рю был возвращен участок земли под Каменной горой для восстановления надкладезной часовни и устройства купальни, в 2001 г.- 3 дома, в одном из к-рых устроили временную церковь. В пасхальные дни 2004 г. начались регулярные богослужения. В июне того же года над св. колодцем под стенами Е. м. начато восстановление часовни в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». По благословению еп. Липецкого и Елецкого Никона (Васина) на территории обители проживало ок. 20 монахинь под рук. духовника архим. Севастиана (Щербакова).

Решением Синода от 6-7 окт. 2004 г. Е. м. был возобновлен, 1-й настоятельницей стала мон. Херувима (Гончарова). После ее пострижения в схиму обязанности настоятельницы исполняет мон. Гавриила (Горяшко).

В янв. 2005 г. обители передан расположенный на противоположной стороне р. Ельчик Христорождественский храм, в к-ром стали совершаться богослужения. На месте Никольского храма возведен и освящен 31 дек. 2006 г. еп. Никоном новый храм с тем же посвящением. По архивным чертежам с 2005 г. восстанавливаются Знаменский собор, ограда, отреставрирована колокольня, построены новые кирпичные трапезный, хозяйственные и келейные корпуса, выкуплены и приведены в порядок неск. бывш. келий.

Арх.: ГА Орловской обл. Ф. Р-79. Оп. 1. Д. 49. Л. 86; Ф. 220. Оп. 1. Д. 95. Л. 1 об.- 4; Ф. 304. Оп. 1. Д. 3; ГА Липецкой обл. Ф. Р-37. Оп. 1. Д. 166. Л. 71 об.; Ф. 167. Оп. 1. Д. 25. Л. 16 об., 17; Ф. Р687. Оп. 1. Д. 376, 329; Ф. Р-149. Оп. 1. Д. 376. Л. 329; Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 19664. Л. 1, 19 об., 21 об., 94, 103, 107, 163, 214, 236 об., 246; Д. 22955. Л. 6; Д. 24975. Л. 263; Ф. Р-664. Оп. 1. Д. 9. Л. 1; Ф. Р-687. Оп. 1. Д. 118. Л. 126; РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Белгородский стол. Стб. 604. Л. 96-97; Ф. 280. Оп. 3. Ед. хр. 811. Л. 1-3, 6; Ед. хр. 813. Л. 5; Ф. 1209. Поместный приказ. Оп. 1. Ед. хр. 132-135, 137; Оп. 1. Кн. 137. Л. 15-16; Ед. хр. 137. Л. 17-19, 23; Ед. хр. 8830. Л. 19 об., 60, 196; Ф. 1468. Оп. 3. Д. 8. Л. 462-466; РГВИА. Ф. ВУА. Ед. хр. 18903. Л. 12; РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7784. Л. 1, 2-5, 10, 20-22; Оп. 9. Д. 25456. Л. 1-9; Ф. 799. Оп. 9. Д. 25456. Л. 1-7; Оп. 55. Д. 307. Л. 1-5. Ф. 1488. Оп. 3. Д. 102. Л. 3; Скуфьин К. В. Бледный листок под ржавым камнем. Воронеж, 1991. Ркп. Арх. А. А. Найденова.
Ист.: О Елецком девичьем мон-ре / Сообщ.: Е. И. Назаров // Тр. Орловской УАК. 1895. Вып. 1. С. 37-48; Копия с указа Орловской духовной консистории 24 марта 1824 г. о восстановлении бывшего в г. Ельце Знаменского девичьего мон-ря / Сообщ.: Е. И. Назаров // Там же. Вып. 2. С. 16-23; Окладные книги Рязанской митрополии 1676 г.: Воронежский и Елецкий уезды / Предисл.: Н. И. Поликарпов // Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 132; «Книги переписные Воронежской епархии всех городов и уездов поповым и дьяковым детем, и церковным причетником и их церковническим детем мужеска пола» / Подгот.: Н. И. Поликарпов // Там же. С. 206-224; 1903. Вып. 2. С. 46-63; Приходо-расходные книги Воронежского архиерейского дома времен Митрофана (1699-1704 гг.) // Тр. Воронежской УАК. 1902. Вып. 1. С. 23; «Переписныя книги Воронежской епархии монастырям 1702 г.» / Сообщ.: П. В. Никольский // Воронежская старина. 1903. Вып. 2. С. 211-222; Мат-лы по истории монашества на Дону: Ведомость о мон-рях 1764 г. // Воронежская старина. 1904. Вып. 5. С. 96; Мат-лы по истории монашества на Дону: Челобитье свт. Митрофана и игум. Иулитты об отдаче Знаменскому Елецкому мон-рю Яблоновой и Лепикиной полян, принадлежавших Троицкому мон-рю // Там же. 1905. Вып. 5. С. 15-17; Болховитинов Е. Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губ. // Там же. 1912. Вып. 11. Прил. С. 115; Российская крепость на южных рубежах: Док-ты о строительстве Ельца, заселении города и окрестностей в 1592-1594 гг. / Сост.: В. Н. Глазьев, А. В. Новосельцев, Н. А. Тропин. Елец, 2001. С. 127.
Лит.: Геронтий [Кургановский], иером. Ист.-стат. описание 1-кл. Задонского Богородицкого мон-ря // Воронежские ЕВ. 1870. № 18. С. 815-840; № 19. С. 861-883; № 21. С. 944-954; № 22. С. 971-1000 (отд. изд.: М., 1871); он же. Ист. описание Елецкого Знаменского девичьего мон-ря, что на Каменной горе. Елец, 1895; Горчаков М. И. Монастырский приказ (1649-1725 гг.): Опыт ист.-юрид. исслед. СПб., 1868. С. 137; Петров И. Епархиальные учреждения в Русской Церкви в XVI-XVII вв. Рязань, 1882. С. 45; Поликарпов Н. И. Свт. Митрофан, еп. Воронежский, в г. Ельце в 1682 г. и основание им Елецкого девичьего мон-ря // Воронежские ЕВ. 1896. № 16. С. 674-682; Пясецкий Г. М. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и мон-рей. Орел, 1899. С. 442-444; Введенский С. Н. Хоз. деятельность Тешевского (Задонского Богородицкого) мон-ря на донской Украине в XVII в. и в 1-е гг. XVIII в. // Воронежская старина. 1904. Вып. 5. С. 381-398; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом: Опыт ист. очерка. Елец, 1911. С. 89-93, 107-108; Орловские ЕВ. 1912. № 23. С. 670-672; 1918. № 3. С. 473; Соха и молот. Елец, 1919. № 87. С. 4; Классовый враг наступает // Красное знамя. Елец, 1929. № 64. С. 2; Сивков К. В. К истории землевладения в России в нач. XVIII в. // ИАН. Отд. обществ. наук. 1933. № 3. С. 190; Водарский Я. Е. Численность населения и количество поместно-вотчинных земель в XVII в.: (По писцовым и переписным книгам) // Ежег. по аграрной истории Вост. Европы: Мат-лы симп., 1964. Кишинёв, 1966. С. 217-230; он же. Население России за 400 лет (XVI - нач. XX вв.). М., 1973; он же. Церк. организации и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII вв. // Историческая география России в XII - нач. XX в. М., 1975. С. 70-96; он же. Население России в кон. XVII - нач. XVIII вв. М., 1977; он же. Дворянское землевладение в России в XVII - 1-й пол. XIX в. М., 1988. С. 165-168; Чекунова А. Е. Владения Донского мон-ря в кон. XVII в. // Вопр. истории хозяйства и населения России XVII в. М., 1974. С. 308-310; она же. Источники о состоянии зернового хозяйства в монастырских вотчинах 1-й четв. XVIII в.: (По мат-лам Донского мон-ря) // Тр. МГИАИ. М., 1974. Т. 30. Вып. 1. С. 149-156; Горская Н. А. Гос. повинности монастырских крестьян в XVII в. // Общество и гос-во феод. России. М., 1975. С. 317-326; она же. Монастырские крестьяне Центр. России в XVII в. М., 1977; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в 1-й четв. XVIII в. М., 1977. С. 34; Колганов Б. Н. Роль мон-рей в заселении и хоз. освоении Воронежского у. в XVII в. // История заселения и хоз. освоения Воронежского края в эпоху феодализма. Воронеж, 1987. С. 34-45; Владения и крепостные крестьяне Рус. Церкви в кон. XVII века: Записи «сказок» духовенства, поданных в 1699-1700 гг., о количестве и размещении дворов крепостных крестьян по переписи 1678 г. / Ред.: Я. Е. Водарский. М., 1988; Памятники южновеликорус. наречия кон. XVI - нач. XVII в. / Ред.: С. И. Котков. М., 1990. С. 105; Горлов В. П., Новосельцев А. В. Елец веками строился. Липецк, 1993. С. 246-247; Окладные книги церквей Вологодской епархии 1628-1629 гг. и 1676-1677 гг. как источник по истории приходской жизни на Сев. России // Всерос. научно-практ. совещание по изуч. и изд. писцовых книг и др. историко-геогр. источников. СПб., 1993; Ридингер Н. А. Мат-лы для истории и статистики г. Ельца. Елец, 1993. С. 34, 50-51, 78. (Очерки истории Елецкого у.; 1); Чекунова А. Е., Прохоров М. Ф. Вотчинное хозяйство Донского мон-ря в XVII-XVIII вв. // Мон-ри в жизни России. Калуга; Боровск, 1997. С. 60-65; Елецкая быль. Вып. 8. Елец, 1999; Краснова Т. В. Окладные книги Рязанской митрополии как ист. источник // Межвуз. науч.-метод. чт. памяти Н. Ф. Калайдовича. Елец, 2001. Вып. 4. С. 51-53; Ерёмина Т. С. Мир русских мон-рей. М., 2002. С. 407; Ляпин Д. А. Духовенство г. Ельца в кон. XVI-XVII вв. // Собор: Альм. религиоведения. Елец, 2003. Вып. 3. С. 204-215; Клоков А. Ю., Найдёнов А. А. Елецкий Знаменский жен. мон-рь // Рус. мон-ри: Южная часть центр. региона России. Новомосковск; М., 2005. С. 265-287; Святые лики над Ельцом / Сост.: А. Н. Доценко. Елец, 2006. С. 44-45; Закрытие Елецкого Знаменского жен. мон-ря // Зап. Липецкого обл. краевед. об-ва. Липецк, 2006. Вып. 5. С. 130; Храмы и мон-ри Липецкой епархии. Липецк, 2006. [Кн. 2:] Храмы Ельца; Морев Л. А. Елецкий Знаменский жен. мон-рь на Каменной горе. Задонск, 2007.
Игум. Митрофан (Шкурин), А. Ю. Клоков, А. А. Найдёнов, А. В. Новосельцев, Л. А. Морев
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Елецкий в честь иконы Божией Матери «Знамение» женский монастырь (Липецкой и Елецкой епархии) Липецкая и Елецкая епархия Русской Православной Церкви
См.также:
АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской епархии)
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АГРАФЕНИНА РЯЗАНСКАЯ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в 14,5 км к сев. от Рязани
АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Воронежской и Липецкой епархии
АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Алатырской епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви
АЛЕКСАНДРИНСКИЙ КОШЛОУШСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Казанской епархии