Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕЛЕНА
Т. 18, С. 299-301 опубликовано: 27 мая 2009г.


Содержание

ЕЛЕНА

(Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805, с. Нуча Ардатовского у. Нижегородской губ.- 28.05. 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских). Основным источником сведений о Е. является жизнеописание, составленное по воспоминаниям ее брата М. В. Мантурова († 7 июля 1858), послушниц и келейниц К. В. Путковой (в монашестве Капитолина, † 1896), А. П. Волоковой (в монашестве Агния, † 1863), Е. М. Пучинской († после 1881), А. Г. Гариной († 18 февр. 1891), Н. А. Мотовилова, духовника прот. Василия Садовского († 14 июня 1884) и др. современников. Жизнеописание Е. хранилось в архиве в списке рукописей Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы женского монастыря в тетради № 11. К 2008 г. местонахождение рукописи неизвестно. Основным сохранившимся источником является «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», составленная митр. сщмч. Серафимом (Чичаговым) на основе архива Дивеевского мон-ря. Сохранилось также цензурное дело о «Летописном сказании Серафимо-Дивеевского монастыря» (РГИА. Ф. 796. Оп. 170. Д. 2484, 1889 г.), поданное в 1889 г. в Московский духовно-цензурный комитет, в к-ром в 1-й гл. разд. «Д» посвящен Е. «Летописное сказание...» не было допущено цензурой к напечатанию и использовалось при составлении «Летописи...» митр. Серафимом. К 2008 г. выявлен ряд архивных документов, позволяющих уточнить и дополнить жизнеописание Е.

7 сюжетов из Жития прп. Елены Дивеевской. Икона. 20-е гг. XX в. (Серафимов Дивеевский Троицкий мон-рь)
7 сюжетов из Жития прп. Елены Дивеевской. Икона. 20-е гг. XX в. (Серафимов Дивеевский Троицкий мон-рь)

7 сюжетов из Жития прп. Елены Дивеевской. Икона. 20-е гг. XX в. (Серафимов Дивеевский Троицкий мон-рь)

Род. в семье титулярного советника В. Ф. Мантурова. Рано осиротела, жила со старшим братом Михаилом. Согласно «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», ок. 1822 г. Мантурова пережила сильное духовное потрясение. Возвращаясь с похорон деда, она была напугана видением огромного черного змея, стремившегося ее поглотить. Только призывание Матери Божией и обещание уйти в мон-рь заставили чудовище исчезнуть. С этого времени Мантурова начала обращаться за советами и руководством к прп. Серафиму Саровскому, к-рый подготовил ее к монашеской жизни и в 1825 г. благословил поступить в небольшую (30 чел.) жен. общину при приходской Казанской ц. с. Дивеева, основанную прп. Александрой Дивеевской (Мельгуновой)

.Сначала Е. жила в чуланчике при общей сестринской келье, затем в выстроенной братом небольшой келье, к-рую разделяла со своей бывш. дворовой Устинией Андреевой, отпущенной на свободу, а после ее кончины с послушницами Ксенией Васильевной Путковой и Агафией Петровной Волоковой. По благословению прп. Серафима Е. исполняла особое ежедневное молитвенное правило (акафист, Псалтирь, избранные псалмы и правило с утреней), до обеда читала непрестанно Иисусову молитву, а после - «Пресвятая Богородица, спаси нас!». Вместе с вечерним правилом прочитывала по 100 раз Иисусову молитву и молитву Пресв. Богородице. Старец заповедал Е. пребывать в молчании, отвечая кратко лишь по необходимости. Е. занималась прядением льна и училась ткать. Питалась печеным картофелем и лепешками, в среду и пятницу ела раз в день, спала на каменном ложе, прикрытом ковриком. Будучи образованной, Е. неоднократно выполняла различные поручения прп. Серафима, касающиеся приобретения земли под строительство собора, освящения храмов, писала письма благотворителям. Вместе с сестрами общины копала канавку Царицы Небесной.

В 1826 г. прп. Серафим предполагал сделать Е. начальницей Казанской общины вместо болевшей Ксении Михайловны Кочеуловой. В 1827 г. прп. Серафим устроил Мельничную девичью обитель в Дивееве, в к-рую перевел 7 сестер из прежней общины. Начальницей назначил Е., но она по смирению отказалась. Прп. Серафим распорядился сестрам во всем брать благословение у Е. и относиться к ней как к начальнице. При этом Е. до самой кончины проживала в своей келье в Казанской общине.

В 1827-1830 гг. на средства от продажи ее с братом имения были выстроены церкви Рождества Христова и Рождества Пресв. Богородицы при Казанском храме для сестер 2 дивеевских общин. Со времени освящения храмов, 6 авг. 1829 г. и 21 сент. 1830 г., Е. была назначена прп. Серафимом ризничей и определена на пономарское послушание. Между 1829 и 1830 гг. Е. была пострижена саровским иером. Иларионом в рясофор. Под камилавку ей была сшита шапочка из поручей прп. Серафима и им самим надета при постриге. Е. читала неусыпаемую Псалтирь, т. к. в обители было мало грамотных сестер. Согласно летописи мон-ря, бесы неоднократно запугивали подвижницу, являясь в разных образах, поэтому прп. Серафим запретил Е. в любое время оставаться одной в церкви.

В 1829-1830 гг. Е. выкупила у господ Ждановых землю, на которой располагались строения и огороды Казанской общины. Е. помогала обеим общинам в случае недостатка денежных средств и занималась тайной благотворительностью неимущим.

По воспоминаниям послушниц, Е. предчувствовала скорую кончину прп. Серафима, о к-рой неоднократно возвещала сестрам. В жизнеописании подвижницы, собранном митр. Серафимом (Чичаговым), сообщается, что умерла она 28 мая 1832 г. «по послушанию» прп. Серафиму вместо брата, к-рый смертельно заболел, но должен был еще потрудиться для Мельничной общины. В дни предсмертной болезни Е. неоднократно соборовалась и причащалась. Также в летописи записано, что перед кончиной Е. сподобилась некоего видения: ее водили на поклонение к Царю и Царице, обещавшим взять ее к Себе. Затем верховная Игумения, Царица Небесная, показывала ей небесное будущее дивеевских сестер. В последние часы перед кончиной у преподобной открылся дар прозорливости. По нек-рым сведениям, перед смертью прп. Серафим постриг Е. в схиму. 29 мая Е. была похоронена в дубовом гробу, присланном прп. Серафимом, и в его рубашке с правой стороны Казанской ц., близ могилы прп. Александры (Мельгуновой). По свидетельству очевидцев, во время отпевания Е. трижды улыбнулась в гробу. Сорок дней по благословению старца служили заупокойные литургии.

В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» записаны слова прп. Серафима, сказанные о Е., что «она удостоилась сидеть недалеко от Святыя Троицы, аки дева», что она «фрейлина Царицы Небесной» и «со временем ее мощи и Марии Семеновны [прп. Марфы Дивеевской] будут почивать открыто в обители». Он также называл Е. и прп. Марфу «начатком сестер Мельничной общины на небесах».

После кончины преподобной в обители остались Елецкий образ Божией Матери 1773 г. в серебряно-золоченой ризе, родительское благословение Е., икона Успения Пресв. Богородицы в фольге, икона Спасителя, несущего крест, выполненная Е. бисером по воску. К 2008 г. местонахождение святынь неизвестно.

Почитание Е. началось в Дивееве вскоре после ее кончины. С кон. 50-х гг. XIX в. в обители записывались чудеса и исцеления, происходившие на могиле Е. (записи не сохр.). После закрытия в 1927 г. Дивеевского мон-ря и последующего в 1937 г. закрытия приходской Казанской ц. могилы близ храма были снесены. В июле 1991 г. были проведены раскопки, выявившие места захоронений прп. Александры, прп. Марфы, Е. и Мотовилова. Были восстановлены могильные насыпи и поставлены кресты. В кон. сент. 2000 г. в связи с подготовкой прославления прп. Александры, прп. Марфы и Е. были проведены раскопки, в ходе которых 27 сент. были обретены мощи подвижниц. 22 дек. 2000 г. Е. вместе с др. подвижницами была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии. Архиерейским Собором РПЦ 2004 г. прославлена к общецерковному почитанию. Мощи находятся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Серафимова Дивеевского мон-ря.

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 170. Д. 2484, 1889 г.; ЦА Нижегородской обл. Ф. 5. Оп. 45. Д. 116. Л. 35, 37; Ф. 152. Оп. 96. Д. 208, 593, 758; Ф. 570. Оп. 556. Д. 201. Л. 8-8 об., 17, 19, 1828 г.; ЦА Нижегородской обл.- 3 (Балахна). Ф. 570. Оп. 559 «А». Д. 310, 950, 966, 982, 999, 1014, 1029, 1060; Оп. 559 «Б». Д. 409. № 19; Д. 981. № 9.
Лит.: Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. СПб., 19032, 1996р. С. XIII, 156, 164-171, 186, 191-192, 216-217, 259, 271-274, 276-277, 287-288, 293-294, 417-425, 732; Житие прп. Елены Дивеевской. [Дивеево,] 2000; Жития преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. [Дивеево,] 2001; Обретение св. мощей преподобных жен Дивеевских Александры Первоначальницы, Марфы и Елены // Дивеевский ПЦК, 2001. Дивеево, 2000. С. 98-101, 123-126, 170; Лебединский Л., прот. Ист. описание Дивеевской жен. общины 1839 г. // Нижегородская старина. 2004. Вып. 8. С. 35-40; Беляев С. А. Обретение дивеевских святынь // Прп. Серафим Саровский: Агиография, почитание, иконография. М., 2004. С. 211-222; Записки Н. А. Мотовилова. М., 2005. С. 152; Определение Свящ. Архиерейского Собора РПЦ 3-8 окт. 2004 г. // ПЦК, 2006. М., 2005. С. 10.
Свящ. Георгий Павлович

Иконография

Е. сложилась в Серафимовом Дивеевском мон-ре. Там сохранился предполагаемый портрет святой 2-й четв. XIX в. (?) на холсте, близкий по живописному исполнению к произведениям художников арзамасской школы А. В. Ступина, вероятно копия прижизненного. Е. представлена на темном фоне погрудно, вполоборота вправо, в темной одежде и платке, с характерным округлым лицом и широко посаженными глазами (Прп. Серафим Саровский. 2004. С. 284-285).

Прп. Елена Дивеевская. Портрет. 2-я четв. XIX в. (?) (Серафимов Дивеевский Троицкий мон-рь)
Прп. Елена Дивеевская. Портрет. 2-я четв. XIX в. (?) (Серафимов Дивеевский Троицкий мон-рь)

Прп. Елена Дивеевская. Портрет. 2-я четв. XIX в. (?) (Серафимов Дивеевский Троицкий мон-рь)

К 20-м гг. XX в. относится попытка разработать житийную иконографию преподобной: был создан многосюжетный живописный образ святой, близкий по расположению клейм к житийной иконе (хранился у схим. Маргариты (Лахтионовой), в наст. время - в архиве Серафимова Дивеевского мон-ря). В среднике этого небольшого произведения, написанного в масляной технике на фанере, помещена композиция «Царица Небесн[ая] показываетъ Ел[ене] В[асильевне] небесный Дивеевъ». В клеймах расположены сюжеты: Е. видит «огненного змия», прп. Серафим благословляет Е. на поступление в Дивеевскую обитель, привидение устрашает Е. во время чтения Псалтири в церкви, Е. копает Богородичную канавку, прп. Серафим благословляет Е. умереть вместо брата, видение Пресв. Богородицы, ангелов и святых Е. перед смертью. Преподобная изображена преимущественно в черном монашеском одеянии, без нимба (как и прп. Серафим), имя сокращено или обозначено инициалами («Е. В.»). О подобном произведении с немного иным составом клейм упоминает прот. Стефан Ляшевский как о работе своей супруги К. З. Ляшевской (в монашестве Мария) (Серафимо-Дивеевские предания / Сост.: А. Н. Стрижев. М., 2001. С. 466-467; Зеленина Я. Э. «Всем в сладость бысть видение лика твоего…»: Прп. Серафим Саровский - от портрета к иконе // Наше наследие. М., 2004. № 70. С. 15). Существует мнение, что образ выполнен худож. Н. Н. Казинцевой, автором житийной иконы прп. Александры (Мельгуновой), Дивеевской (местонахождение неизв., см.: Дивеевский ПЦК, 2001 / Изд. Серафимо-Дивеевского мон-ря. [Дивеево,] 2000. С. 167; ср. аналогичный образ: Жития преподобных. 2001. С. 29).

Первая икона Е. написана мон. Ириной (Куимовой) к местной канонизации прп. жен Дивеевских в 2000 г. (Житие прп. Елены Дивеевской. 2000. Вкл.). Это поясной прямоличный образ на золотом фоне: Е. в зеленой рясе и темной монашеской одежде, десница немного приподнята к груди, в левой руке - свиток. Образ создан на основе живописного портрета Е. в традиц. иконописной стилистике; к 2008 г. находился возле раки Е. в ц. Рождества Пресв. Богородицы. В чине прославления участвовал образ 3 прп. жен Дивеевских (Е. справа), к-рые изображены в рост под иконой Божией Матери «Знамение» (2000, см.: Жития преподобных. 2001. Вкл.).

В Серафимовом Дивеевском мон-ре, в его скитах и на подворьях почитается неск. икон Е., как правило вместе с преподобными Александрой и Марфой, с частицами их мощей, написанных в дивеевской иконописной мастерской на основе изводов первых икон (см., напр.: Св.-Троицкий Серафимо-Дивеевский жен. монастырь: 15 лет возрождения (1991-2006). [Дивеево,] 2006. С. 60). В иконостасе придела свт. Николая Чудотворца монастырской ц. в честь Казанской иконы Божией Матери помещен образ 3 прп. жен (2004), в местном ряду иконостаса Троицкого собора - икона «Собор Дивеевских святых», выполненная в мон-ре в 2006 г.

Образ Е. встречается в монументальной живописи: в роспись Казанской ц. обители включена композиция «Прп. Серафим благословляет прп. Елену (Мантурову) умереть по послушанию» (2003-2004, худож. Д. В. Шабалина). Е. написана в одном из медальонов в росписи Преображенского собора мон-ря (2004, бригада самарских иконописцев под рук. А. А. Беляева). В стенописи трапезной ц. вел. кн. блгв. Александра Невского Е. представлена в Соборе Дивеевских святых (2002-2003, работа палехских мастеров). На акварельном рисунке 2000 г. инокини Надежды (Красовицкой) (частное собрание) святая изображена в рост, с четками в левой руке, на пейзажном фоне с мельницей (Житие прп. Елены Дивеевской. 2000. С. 5).

Лит.: Житие прп. Елены Дивеевской. [Дивеево,] 2000; Жития преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. [Дивеево,] 2001; Прп. Серафим Саровский: Агиография. Почитание. Иконография / Сост., отв. ред.: Н. Н. Чугреева. М., 2004. С. 318-319.
Э. П. И.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви (см. также - Новомученики Русской Православной Церкви) Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Собор Дивеевских святых (14 июня) Елена (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), преподобная Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских)
См.также:
АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых)
АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АКАКИЙ (ок. 370 – ок. 438), еп. Мелитинский, прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.)
АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)
АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 1371–1439), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых)
АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых)