Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВФРОСИН
Т. 17, С. 484-487 опубликовано: 9 марта 2010г.


ЕВФРОСИН

(Ефрем Семенович; † 20.03.1612, Синозерская Благовещенская пуст.), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Синозерский, основатель Синозерской Благовещенской (Троицкой) пуст. на берегу Синичьего оз., близ Устюжны Железнопольской. Основным источником сведений о Е. является его Житие, написанное в 1650 г. иноком Синозерской пуст. (пострижеником Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря) Ионой Филипповым Суровцыным. Текст был создан по благословению 2-го настоятеля Синозерского мон-ря Моисея со слов крестьянина с. Долоцкого Емелиана Сумина, отец к-рого Иван Сумин был свидетелем мученической кончины Е. Во 2-й пол. XVII - нач. XIX в. рукопись Жития хранилась в пустыни, копировалась. Один из списков кон. XVIII - нач. XIX в., содержавший сведения о 3 чудотворениях Е., был опубликован в 1901 г. В 1778-1779 гг. с рукописи Жития, предположительно относившейся к XVII в., был сделан список, долгое время находившийся в Троицко-Благовещенской ц. упраздненной Синозерской пуст. В 1936 г. он поступил в Череповецкий краеведческий музей (Череповецкий краевед. музей. № 69 (9-55, 1056/47)), текст по данной рукописи опубликован в 1999 г. Известны и др. списки Жития Е.: БАН. Собр. Тихвинского мон-ря. № 1, XIX в.; РНБ. F.I.926, 1830 г. Свящ. Г. Яковцевский вместе с публикацией Жития Е. в 1901 г. издал записи о 27 чудесах, совершившихся по молитвам к святому в кон. XVIII - сер. XIX в. (до 1862), позднее были опубликованы сведения еще об 11 чудотворениях, совершившихся в 1862-1912 гг. (чудотворения преимущественно связаны с исцелениями от различных болезней). В Синозерской пуст. до сер. XIX в. хранился синодик XVII в., начатый иером. Ионой (вероятно, автором Жития Е.), в к-ром перечислены строители обители начиная с Е.

Биография

Святой род. в селении на сев.-зап. берегу Ладожского оз., в «Корельском крае». Житие сообщает, что Ефрем «бысть спожитель», возможно послушник, Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В 1578 г. обитель была захвачена и разграблена шведами. Вероятно, с этим связано отмеченное в Житии пребывание Ефрема в с. Долоцком, вотчине Н. Ф. Годунова, находившейся в 30 верстах от Устюжны, где он стал чтецом в ц. во имя вмч. Георгия. Затем Ефрем, «вся в дому своем добре устроив», ушел в тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, где принял монашеский постриг с именем Евфросин.

Прмч. Евфросин Синозерский. Икона. Кон. XVIII в. (УКМ)
Прмч. Евфросин Синозерский. Икона. Кон. XVIII в. (УКМ)

Прмч. Евфросин Синозерский. Икона. Кон. XVIII в. (УКМ)

Тяготясь многолюдством обители, Е. испросил благословение настоятеля на отшельническую жизнь и поселился в лесу у Гвозденского ручья, в 3 км от р. Чагодощи. Впосл. это место получило название Старая пуст. или Пустынька. Здесь святой поставил крест, выкопал пещеру, колодец и пруд (позднее называвшийся «Вещей лужей» в память о совершавшихся здесь исцелениях по молитвам к Е.). В течение 2 лет святой, не имея хлеба, питался только мхом и грибами.

Со временем в Старой пуст. собралось много насельников, и Е. был вынужден основать мон-рь на вост. берегу Синичьего оз., неподалеку от Старой пуст. Согласно грамоте царя Михаила Феодоровича Синозерской пуст. от 22 февр. 1636 г., дошедшей в списке XIX в., Е. создал новую пустынь вместе с прп. Гурием Шалочским в 7100 (1592) г.: «Поселилися в ту пустыню у Синичья озера, на нашей порожней земле, на диком лесу, на речке на Чагодоще пустынники старцы Гурей да Ефросин от манастыря, и от церкве, и от людей во все стороны далеко» (цит. по: Яковцевский. 1912. С. 19). По преданию, вместе с ними также подвизался прп. Филарет Унженский. Согласно Житию, Е. переселился в новую пустынь в 7108 (1599/1600) г. Эту дату следует признать ошибочной, потому что она противоречит др. источникам и внутренней хронологии Жития.

«В третие лето по пришествии» Е. в новой пустыни была поставлена деревянная Благовещенская ц., к-рую освятил «священноинок Гурий, игумен Шалоцкого монастыря». Согласно грамоте Михаила Феодоровича 1636 г., Благовещенский храм был построен «по благословению... святейшаго Иева патриарха... освящен тот храм во 103-м [1595] году» (Там же. С. 19-20). (В Житии сообщается, что после построения церкви до 7113 (1604/05) г. прошла «десятерица лет со единем», что подтверждает информацию грамоты о возведении храма в 7103 г.) Из смирения Е. не принимал священный сан, оставаясь простым монахом. Синозерская пуст. при Е. не имела земельных владений или др. источников дохода.

В Смутное время пустынь служила убежищем для окрестных жителей. Согласно Житию, Е. предвидел разорение обители и свою мученическую кончину. 20 марта 1612 г. отрядом поляков Синозерская пуст. была сожжена, убиты почти все, кто не успели по совету преподобномученика покинуть ее. Е. принял мученическую смерть у воздвигнутого им при основании обители креста во время молитвы, указав грабителям, требовавшим от мученика отдать им монастырские деньги, на ц. во имя Пресв. Богородицы как на единственное сокровище обители. Вместе с Е. погиб и его ученик инок Иона, память которого чтилась вместе с памятью Е. местно в день убиения. 28 марта Е. с учеником были погребены в «нарочитом месте», вероятно на месте кончины.

Мощи

Синозерская пуст. была возобновлена в 1619 г. В 1630 г. на прежнем месте началось строительство нового Благовещенского храма, освященного в 1633 г., позднее он был надстроен, верхний престол в 1647 г. освящен во имя Св. Троицы, после чего обитель стала именоваться Троицкой. 25 авг. 1653 г. мощи Е., обретенные нетленными, по благословению Новгородского митр. Макария были перенесены и положены под новой колокольней Благовещенской ц. на юго-вост. стороне под спудом. Над ними было устроено надгробие с резным образом Е. в рост. В нач. XVIII в. Синозерская обитель была приписана к Воскресенскому монастырю в г. Устюжне, в 1753 г.- к тихвинскому Успенскому мон-рю, в 1758 г. вновь к Воскресенскому мон-рю, в 1764 г. упразднена, соборная церковь обращена в приходскую, в 1769 г. большую часть имущества обители вывезли в боровичский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь. По благословению Новгородского и С.-Петербургского митр. Гавриила (Петрова) в 1799 г. над местом погребения Е. была устроена новая рака с клеймами, на которых изображалось убиение святого. Через отверстие в надгробии можно было видеть гроб Е., вместо крышки засыпанный песком, к-рый считался чудодейственным (отверстие было заколочено по распоряжению свящ. Г. Яковцевского ок. 1900). В 1913 г., после канонизации Е., для мощей святого была устроена новая бронзовая рака, стоявшая в часовне под колокольней.

Богослужение в Троицко-Благовещенской ц. совершалось до 1933 г. В том же году, после закрытия храма, рака с мощами Е. поступила в Устюженский краеведческий музей. В 1936 г. мощи Е. были вскрыты, нек-рое время выставлялись в антирелиг. экспозиции музея, затем хранились в фондах, в 1954 г. рака 1913 г. была сдана в металлолом. 14 июня 1991 г. мощи Е. были переданы Русской Церкви, ныне почивают в приделе во имя сщмч. Антипы в Казанской ц. Устюжны в раке 1799 г.

Почитание

К сер. XVII в. были составлены 2 тропаря и кондак Е., помещенные в конце Жития святого, в тропаре отмечается нетленность мощей преподобномученика. Имя Е. встречается в рукописных святцах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 80), внесено в «Описание о российских святых» (С. 181, известно в списках XVIII-XIX вв.), Е. назван «начальником обители святаго апостола Иоанна Богослова» (ц. во имя ап. Иоанна Богослова была возведена в пустыни в 1682).

Прмч. Евфросин Синозерский. Фрагмент росписи братской трапезной Нововалаамского мон-ря в Финляндии. Иконописец архим. Зинон (Теодор). Кон. XX - нач. XXI в.
Прмч. Евфросин Синозерский. Фрагмент росписи братской трапезной Нововалаамского мон-ря в Финляндии. Иконописец архим. Зинон (Теодор). Кон. XX - нач. XXI в.

Прмч. Евфросин Синозерский. Фрагмент росписи братской трапезной Нововалаамского мон-ря в Финляндии. Иконописец архим. Зинон (Теодор). Кон. XX - нач. XXI в.

После возобновления в 1619 г. Синозерский мон-рь получал многочисленные вклады, что, по-видимому, было связано с широко распространившимся почитанием Е. В 1636 г. обитель по царской грамоте была наделена землей вдоль р. Чагодощи, о земельных пожалованиях мон-рю сообщают грамоты царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича. Алексей Михайлович пожертвовал в мон-рь колокол, о чем сообщала надпись на нем. Во 2-й пол. XVII в. в Синозерскую пуст. делали вклады представители московской и местной знати - князья Черкасские, Волконские, бояре Морозовы, Нарышкины, Пушкины, стольники Леонтьев, Львов, Дашков, местные дворяне Ушаковы, Булгаковы, Батюшковы, царские духовники протопопы Стефан Вонифатьев и Меркурий Гаврилов. В обители с 1635/36 по 1700 г. велась вкладная книга (до сер. XIX в. хранилась в Троицко-Благовещенской ц., впосл. была утрачена).

Упразднение Синозерского мон-ря стало причиной упадка почитания Е. В 1778 г. новгородское епархиальное начальство запрашивало свящ. Троицко-Благовещенской ц. Прокопия Иванова о том, «как положены мощи» Е. и «в котором месяце и числе исправляют празднество». На это последовал ответ, что празднество святому не исправляется, а служатся панихиды по просьбе прихожан. В 1847 г. свящ. церкви в с. Долоцком Евфимий, исцелившийся по молитве к Е., составил молитву преподобномученику. Предметом почитания паломников в XIX в. было хранившееся в Троицко-Благовещенской ц. схимническое облачение святого, в к-ром он, по преданию, принял мученическую кончину (в лит-ре кон. XIX - нач. XX в. высказывалось предположение, что Е. был пострижен в схиму прп. Гурием Шалочским). В сер. XIX в. в иконостасе Троицкой ц., слева от царских врат, находился образ Благовещения Пресв. Богородицы, к-рый, по преданию, Е. установил в Благовещенской ц. (анонимное соч. «Поездка в упраздненную Синозерскую пустынь, ныне Синозерский погост» - РНБ. F.IV.905. Л. 10 об.).

Имя Е. было включено в опубликованный Синодом в 1904 г. «Верный месяцеслов всех русских святых», после чего в синозерской Троицкой ц. начали служить молебны с пением тропаря Е. и чтением молитвы святому. Ходатайство окружного съезда духовенства в нач. XX в., поддержанное викарием Новгородской епископии еп. Феодосием (Феодосиевым), о восстановлении почитания Е. не было поддержано Синодом. Повторное ходатайство имело место в 1911 г. В результате по решению Синода от 29 июня 1912 г. Е. был канонизирован к общероссийскому почитанию. На торжества, прошедшие под председательством архиеп. Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого), съехалось ок. 30 тыс. паломников, поздравительную телеграмму прислал имп. св. Николай II Александрович. В нач. XX в. в Новгородской епархии действовало братство во имя Е.

Несмотря на то что все храмы и колокольня обители в XX в. сгорели (ц. ап. Иоанна Богослова - в 1944, Троицко-Благовещенская ц.- в 1960), паломничество в бывш. пустынь не прекращалось и продолжается в наст. время, у св. колодца неоднократно совершались и совершаются исцеления по молитвам к Е. В Краеведческом музее муниципального Центра истории и культуры Чагодощенского р-на (открыт в 1994) ведется запись о чудотворениях Е. в XX-XXI вв. Имя преподобномученика было включено в Собор Новгородских святых, празднование которому восстановлено в 1981 г. (известно с 1831), в Собор Карельских святых, новое празднование к-рому 21 мая установлено по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 10 марта 2004 г. М. Ю. Хрусталёв, много потрудившийся для организации возвращения Церкви мощей Е., написал акафист святому. 14 окт. 2001 г. на месте Старой пуст. поставлена посвященная Е. часовня.

Ист.: Житие прп. Евфросина Синеезерского / Подгот. к печ.: С. А. Адрианов // ЛЗАК за 1900 г. СПб., 1901. Т. 13. С. 1-32; Яковцевский Г., свящ. Житие и чудеса прп. Евфросина Синозерского, чудотворца // Новгородские ЕВ. Ч. неофиц. 1901. № 1. С. 49-62; № 2. С. 123-131; № 3. С. 173-186; Докладная записка Св. Синоду по возбужденному духовенством и церк. старостами 2-го Устюжнского округа Новгородской епархии вопросу о восстановлении церк. чествования памяти прмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, и об устроении по этому поводу нарочитого церк. торжества 29 июня 1912 г. по случаю 300-летия со времени его мученической кончины // Новгородские ЕВ. Ч. неофиц. 1912. № 18. С. 559-657; № 19. С. 588-595; Журнал исполнительной комиссии гл. распорядительного комитета по устройству торжеств восстановления церк. почитания св. прмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, от 7-го июня 1912 г. // Там же. № 25. С. 880-886; Спасский В. К. К прославлению прп. Евфросина, Синоезерского чудотворца // Там же. № 20. С. 627-631; № 21. С. 663-668; К церк. торжеству явления честных мощей прмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, из-под спуда и переложения их в раку // Там же. № 24. С. 773-780; Торжества восстановления церк. почитания св. прмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, в Устюжнском у. Новгородской губ. в Синозерской пустыни с 25 по 30 июня 1912 г. // Там же. № 31. С. 1080-1084; № 32/33. С. 1144-1151; № 37. С. 1268-1275; № 38. С. 1303-1310; № 42. С. 1434-1437; № 45. С. 1544-1549; № 47. С. 1602-1605; № 51/52. С. 1744-1747; 1913. № 14. С. 474-481; № 16/17. С. 573-579; № 41. С. 1354-1357; 1914. № 10. С. 328-332; № 14. С. 465-470; П. П. С. [Силин П., прот.]. Житие прпмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, и сказания о чудесных знамениях, явленных милостию Божию, ради молитв прмч. Евфросина. СПб., 1913; Житие прп. Евфросина Синозерского / Публ.: М. Ю. Хрусталев // Чагода: Ист.-краевед. альманах. Вологда, 1999. Вып. 1. С. 235-260.
Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 108-112; СИСПРЦ. С. 93-94; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 110-113; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 185; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 56-57; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 118-119; Яковцевский Г., свящ. Кр. сведения о Синеезерской пустыни Устюжнского у. и ее основателе прп. Евфросине Синеезерском // Новгородские ЕВ. Ч. неофиц. 1894. № 18. С. 873-886; № 19. С. 933-942; он же. Ист. сведения о Синозерской пуст., Устюжнского у., Новгородской губ., и ее основателе св. прмч. Евфросине, Новгородском чудотворце. Новгород, 1912; Силин П., прот. Синозерская пустынь: К 300-летней годовщине страдальческой кончины прп. старца Евфросина. СПб., 1911; Хрусталёв М. Ю. Прп. Евфросин Синозерский и основанная им Благовещенская Синозерская пуст. // Устюжна: Альм. Вологда, 1992. Вып. 1. С. 31-39; Понырко Н. В. Иона Филиппов Суровцын // СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 98-99; Ч. 4. С. 725-726 [Библиогр.]; Суворов Е. Сокровища Евфросина Синозерского // Вера-Эском: Газ. 2000. № 353; Святые Новгородской земли. Вел. Новгород, 2006. Т. 2: XVI-XVIII вв. С. 1170-1183.
А. А. Романова, М. Ю. Хрусталёв

Иконография

По описанию Жития Е., он был «естеством плоти средняго возраста, рама же и перси имеяше велики, брада ему бысть раздвоение имуща, от неяже имеяше две плесницы, власы русы, сединами украшенны» (Яковцевский Г., свящ. Ист. сведения о Синозерской пуст., Устюженского у., Новгородской губ., и ее основателе св. прмч. Евфросине, Новгородском чудотворце. Новгород, 1912. С. 17). В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 26 и 28 янв. облик Е. (форма бороды) уподобляется, как правило, ап. Иоанну Богослову: «Сед, брада Богослова» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 116 об., 30-е гг. XIX в.); «[Брада] Иоанна Богослова. Синозерскаго чудотворца и Устюжны Желез[нопольской]» (БАН. Строг. № 66. Л. 76 об., кон. XVIII в.). Встречаются и др. варианты: «Рус, брада подоле Козмины, в схиме, ризы преподобническия» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 103, 20-е гг. XIX в.). В рукописи XVIII в., принадлежавшей Г. Д. Филимонову, святой упоминается как «священноначальник обители Троицы Иоанна Богослова Синозерскаго» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 44), что связывает особенности его иконографии с посвящением одного из храмов Синозерской пуст. ап. Иоанну.

Прмч. Евфросин Синозерский. Фрагмент рельефа на поклонном кресте в Вологде. Скульптор А. В. Климков. 1997 г.
Прмч. Евфросин Синозерский. Фрагмент рельефа на поклонном кресте в Вологде. Скульптор А. В. Климков. 1997 г.

Прмч. Евфросин Синозерский. Фрагмент рельефа на поклонном кресте в Вологде. Скульптор А. В. Климков. 1997 г.

Единоличные изображения Е. встречаются очень редко. Очевидно, по заказу пустыни, а затем синозерской церкви писались иконы с фигурой святого на фоне обители - извод, получивший большое распространение в иконографии основателей мон-рей в XVIII-XIX вв. Так, на большой пяднице кон. XVIII в. (УКМ, см.: Возрожденные шедевры Рус. Севера. С. 60. Кат. 135) Е. представлен в левой части композиции на фоне лесного пейзажа с озером и церковью с отдельно стоящей колокольней, в молении Св. Троице в облаках, облачен в монашеское одеяние, на голове куколь, на правой руке четки, борода средней величины и волосы с проседью. В лучах света, падающего от образа Св. Троицы, написаны слова молитвы, исходящие из уст святого. Подобное изображение Е. воспроизведено в посвященных ему изданиях с указанием, что это копия с «древнейшей», XVII в. иконы святого (Силин П., прот. Синозерская пустынь: К 300-летней годовщине страдальческой кончины прп. старца Евфросина, Синозерского чудотворца. СПб., 1911. С. 3; Яковцевский Г., свящ. Ист. сведения о Синозерской пуст. 1912. С. 1). На верхней доске раки имелся ростовой образ Е. на холсте, выполненный в 1835 г., «по сторонам надгробия - древние изображения преподобнаго, представляющие труды его и мученическую кончину» (Силин П., прот. Синозерская пустынь. 1911. С. 20).

Иконы Е. находятся преимущественно в храмах Вологодской епархии, в частности в ц. Казанской иконы Божией Матери в Устюжне, где почивают мощи Е. Рака 1799 г. (передана из УКМ) украшена клеймами с изображением смерти преподобномученика. Существовали иллюстрации к посмертным чудесам Е., например к рассказу об исцелении дьячка И. Силина в 1823 г. (Там же. С. 11).

Известны изображения Е. в композиции «Собор Новгородских святых» расширенного состава: «старинном» образе Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии, Премудрости Божией, который хранился «в ризнице Черниговской кафедры», в 4-м ряду (Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97); на иконе свящ. Георгия Алексеева 1728 г. (ГТГ); на прориси с иконы XVIII в. в 3-м ряду 3-м слева, за прп. Антонием Сийским, с вьющимися волосами и небольшой округлой бородой, на нимбе надпись: «Ефросинъ» (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619; Т. 2. С. 105; по мнению Г. В. Маркелова, это прп. Евфросин Псковский, хотя его изображения в Соборах Новгородских чудотворцев не встречаются); на большой пяднице кон. XIX - нач. XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (в левой части, с бородой средней величины, в куколе, со свитком в левой руке); на образе 60-х гг. XX в. из местного ряда главного иконостаса этого храма и на его списке аналойного размера кон. XX - нач. XXI в. из собора Св. Софии в Вел. Новгороде.

Образ Е. помещен в композиции «Собор святых, в земле Карельской просиявших», к-рая, очевидно, была разработана на Валааме или в с.-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского Преображенского мон-ря. Икона 1876 г. находилась в местном ряду в ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамской обители, слева, напротив храмового образа, с датой и подписью В. М. Пешехонова (в наст. время обе иконы - в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия); она упомянута в описях монастырского имущества 1912, 1942 гг. (АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. № 18; Bd: 15. Л. 6(11). № 121). 2 почти идентичные по иконографии и стилю иконы-пядницы с таким сюжетом были исполнены в 1876 г. в иконописной мастерской Валаамской обители, подписаны как «труд валаамских иноков» (Нововалаамский мон-рь, Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Прямоличный оглавный образ Е.- в 5-м ряду 3-й слева, с непокрытой головой, волосы на прямой пробор и небольшая борода с проседью, наименован Синоезерским.

Изображение Е. отсутствует в изводах Соборов русских святых, за редким исключением, как, например, на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ), где дважды написан прп. Евфросин Псковский, причем внешний облик святого с этим именем в 3-м ряду справа (с небольшой окладистой бородой) соответствует традиц. иконографии Е. Редкий пример изображения Е. в монументальной живописи - в группе подвижников XVII в. в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.).

На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве) и на списках этого извода кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, ц. Воскресения Христова в Сокольниках, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве) Е. включен в число Белозерских чудотворцев. Вместе с др. северорус. святыми он представлен в росписи 1992 г., выполненной архим. Зиноном (Теодором) в братской трапезной Нововалаамского монастыря в Финляндии (в визант. стиле, с длинной, спадающей прядями седой бородой, с крестом в деснице и раскрытой ладонью левой руки). Вместе с преподобными Нилом Сорским и Герасимом Вологодским - на бронзовом рельефе левой перекладины Креста, установленного в 1997 г. на месте Всеградского собора во имя Спаса Всемилостивого в Вологде (скульптор А. В. Климков). Существуют совр. единоличные поясные иконы Е. с образом Св. Троицы. На иконе письма инокини Агнии (Щербаковой) (ок. 2000, см.: Совр. иконопись: Москва / Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 61) Е. изображен в куколе, с кресом в деснице и свитком в левой руке, с широкой, острой на конце бородой.

Лит.: Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших // ЖМП. 1974. № 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. № 16; Возрожденные шедевры Рус. Севера: Кат. выст. М., 1998. С. 60. Кат. 135; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399; Т. 2. С. 104; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239.
Я. Э. З.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Почитание православных святых Собор Новгородских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Монашество Русской Православной Церкви (муж.) Преподобномученики Русской Православной Церкви Собор Карельских святых (21 мая) Мощи святых Основатели монастырей Русской Православной Церкви Иконография преподобномучеников и преподобномучениц Евфросин (Ефрем Семенович; †1612), преподобномученик (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
См.также:
ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых)
АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)
АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в субботу между 31 окт. и 6 нояб. - в Соборе Карельских святых и в Соборе Петербургских святых)
ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ИОВ (Мозовский (Мазовский); † 1628), Ущельский, прмч. (пам. 5 авг., 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых),
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
АГАПИТ МАРКУШЕВСКИЙ († 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых)
АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых)
АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)
АНАСТАСИЙ ПЕРСИЯНИН († 628), прмч. (пам. 22 и 24 янв.)
АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых)
АНТОНИЙ (АВРААМИЙ) КОЖЕЕЗЕРСКИЙ († 1634), прп. (пам. местн. 27 июня, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых)