Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВФИМИЙ
Т. 17, С. 382-384 опубликовано: 11 апреля 2013г.


Содержание

ЕВФИМИЙ

Прп. Евфимий, праведные Антоний и Феликс Корельские. Икона. 1999 г. Иконописец С. Кудрявцев (собор во имя свт. Николая Чудотворца, Северодвинск)
Прп. Евфимий, праведные Антоний и Феликс Корельские. Икона. 1999 г. Иконописец С. Кудрявцев (собор во имя свт. Николая Чудотворца, Северодвинск)

Прп. Евфимий, праведные Антоний и Феликс Корельские. Икона. 1999 г. Иконописец С. Кудрявцев (собор во имя свт. Николая Чудотворца, Северодвинск)
(† после 1492? или ок. 1527?), прп. (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых), Корельский, почитается как основатель (возобновитель?) Корельского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, возможно одно лицо с прп. Евфимием Архангелогородским. Сведения о Е. скудны, наиболее раннее упоминание содержится в «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.; С. 158-159). Есть основания предполагать, что святой некоторое время жил на Кольском п-ове: в рукописных синодиках храмов в селах Варзуга и Поной (Кольский п-ов) первыми упоминаются «схимонах Евфимий» и убиенные монахи, вероятно принявшие мученическую кончину в 1419/20 г., когда Корельский Никольский мон-рь наряду с двинскими погостами был разорен норвежцами («мурманами») (при этом «черноризиць посекле»; см.: НПЛ. С. 411-412). Впосл. Е., как можно думать, перебрался с Кольского п-ова, также страдавшего от частых набегов норвежцев и финнов, на юж., Летний берег Белого м., именовавшийся в то время Корельским, и поселился в Николо-Корельском монастыре (основан в нач. XV в., закрыт в 1920, постройки в г. Северодвинске Архангельской обл.). Известно, что в более позднее время монахи Николо-Корельского монастыря были тесно связаны с Кольским п-овом (см.: Митрофан (Баданин), игум. Предание о Тихвинской церкви, что в с. Кашкаранцы на Терском берегу Белого м. Мурманск, 2007. С. 5-11). Агиографическая традиция XVIII-XIX вв. приписывала Е. основание Никольского мон-ря «в Корельском» (в «Описании о российских святых» сообщается: «Преподобный Евфимий, началник монастыря Корельскаго, иже бысть на Двине реце» - С. 158). Однако можно полагать, что преподобный был не создателем, но возобновителем этой обители, неоднократно уничтожавшейся в результате набегов и пожаров. В позднейшей агиографической традиции Е. считался просветителем коренных народов Крайнего Севера: «Он просвещал словом и примером жизни своей блуждающих во тьме язычества народов финского племени, или, как называли их тогда новгородцы, корельских детей: курольцов, ровкульцов, вымольцев, тиврульцев и валдолейцев» (Макарий (Миролюбов). 1878. С. 52; источники этой информации неизвестны).

Придел во имя святых Евфимия, Антония и Феликса Корельских в Никольском соборе в Северодвинске. Фотография. 2005 г.
Придел во имя святых Евфимия, Антония и Феликса Корельских в Никольском соборе в Северодвинске. Фотография. 2005 г.

Придел во имя святых Евфимия, Антония и Феликса Корельских в Никольском соборе в Северодвинске. Фотография. 2005 г.

В большинстве агиографических исследований XIX в. кончина Е. бездоказательно отнесена ко времени ок. 1435 г. По мнению Е. Е. Голубинского, святой преставился в последних годах XV в. Вероятно, это мнение основано на сообщении из «Описания о российских святых», что Е. «преставися в лето 7000» - 1491/92 г.; однако дата недописана в отношении по крайней мере десятков и единиц (ср.: Турилов А. А. К биографии и генеалогии Михаила Клопского // Средневек. Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 189-190. Примеч. 38). Несмотря на утверждения М. В. Толстого (История Рус. Церкви. М., 1991. С. 325-326), архим. Леонида (Кавелина) (Св. Русь. С. 102-103) и В. В. Зверинского (1892. Т. 2. С. 228-229) о том, что мощи Е. почивают под спудом в Корельском Никольском мон-ре, подтверждений этому нет. В сохранившихся описаниях мон-ря (наиболее раннее относится к 1551: АИ. Т. 1. № 158. С. 283-287) ни о мощах, ни о гробнице Е. ничего не говорится. Все эти данные дают косвенные основания для отождествления Е. с прп. Евфимием Архангелогородским (возможно, скончавшимся ок. 1527), мощи к-рого были обретены в Архангельске в 1647 г., после чего от них совершались мн. чудотворения. Это отождествление присутствует уже в «Описании о российских святых», где Е. назван «Архангельским чудотворцем», и повторяется в агиографических трудах XIX-XX вв.

Голубинский относил Е. к числу «почитаемых усопших». Общерус. канонизацией Е. можно считать включение его имени в 80-х гг. XX в. в Собор всех святых, в земле Российской просиявших (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 369). Канонизация Е. подтверждена внесением его имени в Собор Кольских святых, празднование к-рому (15 дек.) установлено 28 нояб. 2003 г., и в Собор Карельских святых, новое празднование которому (21 мая) установлено по благословению Патриарха Алексия II 10 марта 2004 г. Почитание Николо-Корельских святых: Е., праведных Антония и Феликса возобновилось в Северодвинске в кон. 90-х гг. XX в. 1 мая 1998 г. у стен Никольского собора бывш. Корельского мон-ря (на территории ФГУП ПО «Севмаш» Северодвинска) Архангельский и Холмогорский еп. Тихон (Степанов) отслужил молебен святым Е., Антонию и Феликсу как небесным покровителям Северодвинска. С того времени святые стали поминаться за богослужением в городских храмах, служба им совершается 18 апр. (1 мая) по Общей Минее. 4 февр. 2005 г. еп. Тихон утвердил новосоставленные тропарь и кондак святым. С 22 июля 2004 г. в Никольском соборе по четвергам совершаются молебны святым. 7 апр. 2005 г. в Никольском соборе в Северодвинске был освящен придел во имя святых Е., Антония и Феликса (это 1-й посвященный данным святым престол в истории Русской Церкви).

Лит.: Молчанов К. Описание Архангельской губ. СПб., 1813. С. 107-110; Ратшин А. Полн. собр. ист. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 10; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 113; Макарий (Миролюбов), еп. Христианство в пределах Архангельской епархии // ЧОИДР. 1878. Кн. 3. Отд. паг. С. 52-53; он же. Историко-стат. описание Николаевского Корельского мон-ря // ЧОИДР. 1879. Кн. 1. Отд. паг. С. 1-49; Филарет (Гумилевский). РСв. Апр. С. 79-82; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 185-186; Григоревский М. С. Николаевский Корельский 3-кл. мон-рь: Ист. очерк // Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 281-320; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 127-129; он же. Древнейшие архангельские святые и ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 5-12, 39, 43-58, 75; Голубинский. Канонизация святых. С. 324, 355, 573; Климов А. И., Лизунов П. В. Небесные покровители города: К 60-летию Северодвинска. Архангельск, 1998. С. 7-25.
Е. Н. и Н. А. Андрущенко

Иконография

Икон Е. не зафиксировала ни одна монастырская опись вплоть до нач. ХХ в. В 1871 г. у юж. столба Никольского собора Николо-Корельского монастыря, а также на монастырском подворье в Архангельске стояли образы «Всех Архангелогородских чудотворцев» (ГААО. ф. 191. Оп. 4. Д. 179. Л. 11, 81 об.; иконы не сохр.). Можно предположить, что среди них был образ Е. как преподобного из Собора Архангельских святых.

В «Архангельском патерике» в качестве иллюстрации к статье о Е. помещено изображение прп. Евфимия Архангелогородского, поскольку этих святых часто отождествляли (Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 128). В росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), Е. представлен в 2 группах подвижников XV в.: вместе с преподобными Антонием и Феликсом и под 1435 г.

Известно несколько совр. изображений святого. Первая икона была написана в 1998 г. иконописцем С. Кудрявцевым по просьбе правосл. общины на о-ве Ягры в Северодвинске. В обращении 1998 г. к еп. Архангельскому и Холмогорскому Тихону (Степанову) за благословением на создание иконописного образа сказано, что должна быть изображена «ростовая фигура преп. Евфимия Корельского на фоне Николо-Корельского монастыря. Чуть сбоку, в заливе у стен монастыря, преподобные братья в виде двух отроческих фигур в лодке». Речь идет о праведных Антонии и Феликсе Корельских, утонувших в устье Сев. Двины, над могилами к-рых в Николо-Корельском мон-ре была построена часовня. В наст. время икона «Святые Евфимий, Антоний и Феликс Корельские» находится в соборе во имя свт. Николая Чудотворца в Северодвинске, куда она передана из Воскресенского храма (Климов А. И., Лизунов П. В. Небесные покровители города: К 60-летию Северодвинска. Архангельск, 1998. Цв. вкл.).

Др. иконографический извод, созданный иконописцем Кудрявцевым, представлен на иконе «Святые Евфимий, Антоний и Феликс Корельские, с видом Николо-Корельского монастыря» 1999-2000 гг., стоящей в местном ряду иконостаса Воскресенской ц. на о-ве Ягры в Северодвинске, справа от юж. врат. На ней 3 святых изображены в рост, фронтально, фигура Е. в центре, крупнее по масштабу. Преподобный имеет клиновидную бороду, облачен в бордовую мантию, в голубую схиму с куколем на голове, десницей благословляет двуперстно, в левой руке держит свиток. Внизу изображение обители за деревянной оградой - попытка реконструкции ее облика в ХVII в. Фотокопия этой иконы помещена в местном ряду иконостаса придела во имя Е., праведных Антония и Феликса Никольского собора в Северодвинске. Аналогичная по рисунку икона была написана в 2000 г. архангельским иконописцем И. Лапиным для Никольской ц. в Архангельске (бывш. подворье Николо-Корельского мон-ря).

Е. включен в композицию «Собор Карельских святых» на иконе кон. XX - нач. XXI в. из собора блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске - слева во 2-м ряду, в куколе, с крестом в деснице, с округлой бородой средней величины.

Т. М. Кольцова
Ключевые слова:
Собор всех святых в земле Российской просиявших (2-я Неделя по Пятидесятнице) Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Монашество Русской Православной Церкви (муж.) Собор Карельских святых (21 мая) Собор Кольских святых (15 декабря) Евфимий († после 1492? или ок. 1527?), преподобный, Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых)
См.также:
ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ (2-я четв. XVI), прп., (пам. 6 нояб., в Соборе Карельских святых, в Соборе Кольских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в субботу между 31 окт. и 6 нояб. - в Соборе Карельских святых и в Соборе Петербургских святых)
АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых),
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 1371–1439), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых)
АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)