Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВСТОХИЯ
Т. 17, С. 328 опубликовано: 3 апреля 2013г.


ЕВСТОХИЯ

(† 1.11.362), мц. (пам. зап. 2 нояб.), пострадала в г. Тарс в Киликии при рим. имп. Юлиане Отступнике.

Сохранившаяся лат. версия Мученичества Е. (BHL, N 2775) представляет собой перевод с греческого, выполненный, видимо, не ранее 2-й пол. IX в., т. к. оно неизвестно составителям каролингских Мартирологов. Греч. оригинал был основан на подлинных актах допроса, впосл. подвергшихся лит. переработке в Антиохии. Редактор датирует кончину святой по «антиохийской эре», что соответствует 356 г. (он соотнес 2-й год правления имп. Юлиана Отступника, когда пострадала Е., с офиц. датой провозглашения его цезарем (355), а не с годом прихода его к власти на Востоке (361)).

Согласно Мученичеству Е., имп. Юлиан Отступник по прибытии в Тарс устроил всенародное празднество во дворце в честь богини Венеры. Для участия в жертвоприношениях и торжествах были приглашены все жители города. Однако некая дева Е., христианка, стала публично призывать народ не ходить на праздник и не поклоняться ложным богам. Когда об этом донесли имп. Юлиану, тот велел привести ее и заставить принять участие в празднестве. Однако Е. обличила императора. Юлиан приказал пытать святую и склонять к совершению жертвоприношений. Е. только молилась и благодарила Христа. По приказу императора святая была сожжена. Выброшенные без погребения останки Е. забрала ее мать и похоронила в фамильной гробнице.

И. Делеэ считает Мученичество сугубо лит. произведением, но не приводит аргументов, подтверждающих его мнение. Др. болландист, Г. ван Хофф, рассматривая Мученичество Е. в общем контексте правления имп. Юлиана Отступника, приходит к выводу, что оно дает верное представление о гонении имп. Юлиана. Содержание агиографического рассказа вполне достоверно. Хотя Зосим (Zosim. Hist. III 11) и Сократ Cхоластик (Socr. Schol. Hist eccl. III 17) по-разному описывают причины, приведшие Юлиана в Тарс, оба они утверждают, что император находился там в нач. нояб. 362 г. Обстоятельства мучений Е. вполне соответствуют «мягкому», по выражению блж. Иеронима, гонению в правление Юлиана, которое являлось не законодательно оформленным преследованием христиан, а скорее проявлением личной неприязни императора к ним.

Хотя в Мученичестве днем кончины Е. указано 1 нояб., в Римском Мартирологе ее имя помещено под 2 нояб. Впервые этот сдвиг отмечен в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV в.), где память Е. указана вместо памяти вмч. Евстафия Плакиды (называемого иногда в зап. традиции Евстахием), к-рый поминается под этой датой в Мартирологе Узуарда (IX в.). Однако к XIV в. в рим. литургических книгах для Евстафия Плакиды основным днем памяти стало 20 сент., что и нашло отражение в Римском Мартирологе.

Ист.: ActaSS. Nov. T. 1. P. 523-531; MartRom. P. 498; Petr. Natal. CatSS. X 10.
Лит.: Gordini G. D. Eustochio // BiblSS. Vol. 5. Col. 307.
О. И. Фельдштейн
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Мученицы Римско-католической Церкви Евстохия († 362), мученица (пам. зап. 2 нояб.)
См.также:
АВДАКТА мученица Кесарийская (пам. зап. 28 марта)
АВКСИЛИЯ мц. (пам. зап. 4 сент.)
АГАПИЯ мц. Антиохийская (пам. зап. 10 или 11 марта)
АГАПИЯ († ок. 400), мц. Брешианская (пам. зап. 16 авг.)
АГАПИЯ († ок. 273), мц. Тернийская (пам. зап. 15 февр.)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)