Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВЛАЛИЯ
17, С. 150-152 опубликовано: 25 февраля 2013г.


ЕВЛАЛИЯ

Мц. Евлалия Эмеритская (Меридская) с житием. Заалтарный образ. Ок. 1350 г. (кафедральный собор в Пальиа-де-Мальорке)
Мц. Евлалия Эмеритская (Меридская) с житием. Заалтарный образ. Ок. 1350 г. (кафедральный собор в Пальиа-де-Мальорке)

Мц. Евлалия Эмеритская (Меридская) с житием. Заалтарный образ. Ок. 1350 г. (кафедральный собор в Пальиа-де-Мальорке)
(† между 303 и 305), мц. (пам. зап. 10 дек.), пострадавшая в г. Эмерита Августа (ныне Мерида, Испания). Наиболее раннее упоминание о «Мученичестве» Е. содержится в гимне лат. поэта Пруденция († ок. 410), к-рый, вероятно, был составлен для пения в базилике, посвященной мученице в г. Эмерита Августа. Пруденций упоминает о Е. и в др. гимнах из цикла «О венцах мучеников» (Prudent. Perist. 4, 11). Девочка Е., как писал поэт, еще не достигшая 13-летнего возраста, отличалась благоразумием и воздержанностью. Когда началось гонение на христиан при Диоклетиане в 303-305 (см. ст. Гонения на христиан в Римской империи), родители, стремясь спрятать дочь, отослали ее в деревню. Однако Е., желая принять мученический венец, явилась в город, предстала перед претором и исповедала себя христианкой. Склоняя ее к отречению от веры, судья подверг мученицу пыткам железом, к-рые не причинили ей вреда. Тогда претор приказал жечь ее огнем. От этих истязаний Е. скончалась. По словам Пруденция, присутствующие видели, как душа мученицы покинула тело в виде белой голубки. Тело Е. обнажили и бросили без погребения. Внезапно пошел снег, к-рый покрыл тело мученицы и не растаял даже от пламени полыхавшего рядом костра.

Рассказ Пруденция основан на «Мученичестве» Е., созданном, вероятно, в сер. IV в., к-рое сохранилось в переработке кон. VII в. (составлена под влиянием гимна Пруденция и последующей традиции почитания мученицы). Повествование значительно расширено описанием различных пыток, диалогами и наставлениями девам. Это позволяет предположить, что «Мученичество» Е. было переработано в девичьем мон-ре при базилике в честь Е. Вставляя в повествование детали и имена действующих лиц, редактор VII в. допустил ряд фактологических ошибок и спутал Е. с мц. Евлалией Барцинонской (Барселонской). Мучителем Е. назван презид Дациан, правитель Тарраконской Испании, власть к-рого не распространялась на г. Эмерита Августа, входивший в пров. Лузитания. Вероятно, из цикла преданий о св. Евлалии Барцинонской заимствовано также сообщение о том, что тело мученицы было подвешено на пыточном столбе. Ошибочным является и упоминание о погребении тела Е. под алтарем церкви, т. к. мученица была первоначально погребена на кладбище за городской стеной.

В IV в. почитание Е. распространилось на всем Пиренейском п-ове, о чем свидетельствуют как пример Пруденция, к-рый происходил из Тарраконской Испании, так и надписи в честь мученицы, обнаруженные на территории провинций Лузитания и Бетика. Наиболее ранние упоминания о базилике Е., построенной над могилой мученицы, содержатся в гимнах Пруденция и в хронике Идация, еп. г. Аквы Флавиевы (ныне Шавеш, Португалия). Еп. Идаций († ок. 468) под 429 г. упоминает о гибели некоего вандала, посягнувшего на гробницу Е., а под 456 г. сообщает о видении мученицы кор. вестготов Теодориху II (453-466), к-рый намеревался разграбить Эмериту (Hydat. Chron. 90, 182). По данным археологических раскопок, в IV в. над могилой Е. был возведен прямоугольный в плане мартирий с апсидой и крытой папертью. В 1-й пол. V в. на месте мартирия была сооружена монументальная 3-нефная базилика, ставшая центром паломничества. В храме находилась усыпальница епископов Эмериты. Ок. 560 г. по повелению свт. Фиделия базилику перестроили. При свт. Масоне (ок. 570 - ок. 606) по молитвам к Е. Лузитания была избавлена от эпидемии. Свт. Масона основал в Эмерите больницу (xenodochium), медицинскую службу для паломников, в базилике Е. разрешил выдавать денежные кредиты. По повелению вестготского кор. Леовигильда (569-586) особая комиссия расследовала обстоятельства конфликта между православными и арианами за владение базиликой и отдала ее православным. После этого король приказал Масоне передать арианскому еп. Сунне тунику Е., однако тот отказался выдать святыню, за что был изгнан (582), но через 3 года возвращен на кафедру после того, как королю явилась Е. Сохранился гимн мученице, приписываемый свт. Исидору Гиспальскому (Севильскому) и впосл. вошедший в состав литургии испано-мосарабского обряда (Laudem beatae Eulaliae).

После захвата Эмериты араб. полководцем Мусой ибн Нусайром (713) богослужения в базилике Е. прекратились, храм был заброшен и начал разрушаться. По повелению кор. Сило (774-783) мощи Е. были перенесены в Астурию, в королевскую резиденцию (ныне сел. Сантьянес, близ Правии). Там был сооружен храм в честь св. Иоанна, в к-рый были положены мощи мученицы. Кор. Астурии Альфонс II (791-842) перенес резиденцию в г. Овьедо. Мощи Е. были помещены в дворцовую часовню св. Михаила (Камара Санта), впосл. ставшая частью кафедрального собора Спасителя. Кор. Леона Альфонс VI велел поместить мощи в серебряный реликварий (1075). Е. стала наиболее почитаемой в Астурии святой. С 1617 г. в Овьедо действовало братство, основанное в честь мученицы. В 1639 г. Е. была объявлена покровительницей города и еп-ства Овьедо. К кафедральному собору пристроили капеллу в стиле платереско, куда перенесли мощи мученицы.

Базилика мц. Евлалии в Мериде. XIII в.
Базилика мц. Евлалии в Мериде. XIII в.

Базилика мц. Евлалии в Мериде. XIII в.

В 1229 г. кор. Леона Альфонс IX отвоевал Мериду и воздвиг на месте обветшавшей базилики Е. новый храм в романском стиле. Город стал центром духовно-рыцарского ордена св. Иакова (см. Сантьяго), члены к-рого особо почитали Е. В 1612 г. рядом с церковью из остатков античного храма Марса была сооружена капелла в память мученичества Е. В 90-х гг. XX в. в ходе археологических раскопок под церковью были обнаружены остатки древних сооружений, возведенных над могилой мученицы. Ежегодно с 8 по 10 дек. в Мериде празднуются дни памяти Е., совершается процессия со статуей мученицы из посвященной ей церкви в кафедральный собор. В 2004 г. в Мериде прошли торжества, приуроченные к 1700-летию мученичества Е.

В нач. V в. почитание Е. распространилось в Африке. Блж. Августин посвятил мученице проповедь (Miscellanea Augustiniana. R., 1930. Vol. 1 / Ed. G. Morin. P. 593-595). Имя Е. значится в календаре Карфагенской Церкви (сер. VI в.). Не позднее сер. V в. почитание мученицы отмечено в Италии, где ее имя было внесено в италийскую редакцию Мартиролога блж. Иеронима. Изображение Е. находится среди мозаик базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (60-е гг. VI в.). Наиболее ранним свидетельством почитания Е. в Галлии является надпись из г. Бетерры (ныне Безье), к-рый в VI в. входил в состав королевства вестготов. В кон. VI в. свт. Григорий Турский посвятил чудесам мученицы главу в соч. «О славе мучеников» (Greg. Turon. Glor. martyr. 90). Григорий упоминает о 3 деревьях, которые росли у базилики Е. в Эмерите и начинали цвести в сер. дек., в день памяти мученицы. Цветы этих деревьев помогали от различных недугов. Григорий Турский сообщает также о торжественных крестных ходах, которые устраивались в Эмерите в день памяти Е. Мученица упоминается в стихотворении свт. Венанция Фортуната «О девственности» (Venant. Fort. Miscellanea. 6: De virginitate // PL. 88. Col. 271). В англосаксон. Британии на рубеже VII и VIII вв. о Е. писал св. Альдхельм, еп. Шерборнский, в поэме «Похвала девам» (Aldhelm. De laud. virg. 46 // PL. 89. Col. 146; Idem. De laudibus virginum // Ibid. Col. 273). К 1286 г. относятся сведения о пребывании части мощей Е. в г. Эльн (совр. деп. Вост. Пиренеи, Франция). Однако более вероятно, что там находились мощи св. Евлалии Барцинонской.

В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) Е. упоминается 3 раза - под 10, 11 и 12 дек. (последние даты появились в результате ошибки переписчиков). Под 10 дек. память Е. отмечена почти во всех вестготско-мосарабских литургических книгах, а также в Малом Римском Мартирологе (сер. IX в.). В мартирологах Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда, Вандальберта и Ноткера Заики (IX-X вв.) приводится пересказ «Мученичества» Е. Память Е. значится также в Неаполитанском мраморном календаре (IX в.), к-рый отражает итало-визант. церковную традицию. О почитании мученицы в визант. Италии свидетельствует также наличие дня ее памяти в месяцеслове при слав. Апостоле из Охрида (XII в.). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), этот месяцеслов составлен под влиянием зап. (греко-италийской) синаксарной традиции (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 125-127).

Ист.: BHL, N 2699-2703; Prudent. Perist. 3 // PL. 60. Col. 341-357; Passio Sanctae ac beatissimae Eulaliae virginis et martyris Christi // Flóres E. España Sagrada. Madrid, 1813. T. 13. P. 266-301; Kalendarium Ecclesiae Carthaginensis // PL. 13. Col. 1227; Paulus Emeritanus. De vita patrum Emeritensium // PL. 80. Col. 117-161.
Лит.: CPL, N 2069b; Corona Poética de S. Eulalia. Madrid, 1875; Solano Gálvez de San Pelayo y Villalpando M. C. El templo de S. Eulalia en Mérida // Boletín de la Real Academia de la Historia. Madrid, 1907. T. 51. N 5. P. 442-456; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 381; Diehl E. Inscriptiones Christianae Latinae veteres. B., 1924. Vol. 1. N 1807; Vives J. Inscripciones cristianas de la España romana y visigoda. Barcelona, 1942. N 303, 307, 316, 318, 348; Fábrega-Grau A. Pasionario Hispánico. Madrid, 1953. T. 1. P. 78-86; idem. Eulalie de Merida // DHGE. T. 15. Col. 1384-1385; Alvárez Sáenz de Buruaga J. Los primeros templos cristianos de Mérida // Revista de Estudios Extremeños. Badajoz, 1976. Vol. 32. N 1. P. 139-155; Collins R. Merida and Toledo: 550-585 // Visigothic Spain: New Approaches / Ed. E. James. Oxf., 1980. P. 189-219; Hillgarth J. N. Popular Religion in Visigothic Spain // Ibid. P. 3-60; Vaquero S. P. El poema de Eulalia de Mérida de Aurelio Prudencio (Peristhephanon III) // Revista de estudios extremeños. 1984. Vol. 40. N 2. P. 371-386; Martinez J. A. Prudencio y Eulalia // Extremadura arqueológica. Mérida, 1992. N 3. P. 9-14; Cruz P. M. El culto a S. Eulalia y su influencia en el urbanismo emeritense: Siglos IV-VI // Ibid. P. 57-80; Veganzones A. R. La mártir Eulalia de Mérida en calendarios y martirologios, en la devoción popular y en su iconografía: Siglos IV-VII // Ibid. P. 81-110; San Bernardino Coronil J. S. Eulalia de Mérida: Paradigma de patronato cívico: Siglos IV-VII // II Congreso peninsular de História antiga. Coimbra, 1993. P. 1047-1048; idem. Eulalia Emeritam suam amore colit: Consideraciones in torno a la fiabilidad de un testimonio prudenciano (PE. 3.186-215) // Habis. Sevilla, 1996. N 27. P. 205-224; Zoreda L. C., Cruz P. M. Excavaciones arqueológicas en la basílica de S. Eulalia de Mérida // IV Reunio d'Arqueologia Cristiana Hispanica = IV Reunião de Arqueologia Crista Hispanica. Lisboa, 1995. P. 297-308; idem. Hallazgos arqueológicas en la iglesia de S. Eulalia de Mérida // Arqueología, paleontología y etnografía. Madrid, 1998. N 4. P. 337-366; Sánchez J. G. Santa Eulalia de Mérida, patrona de Oviedo y Asturias: Siglo XVII. Oviedo, 1995; Cruz P. M. La basílica de S. Eulalia de Mérida: Arqueología y urbanismo. Madrid, 1999; Homet R. Significación de los martirios de Eulalia de Mérida // Aragón en la Edad Media. Zaragoza, 1999. N 14-15. Fasc. 1. P. 759-776; Vizuete F. T. Recorrido histórico-artístico por la iglesia de S. Eulalia de Mérida // Norba-arte. Badajoz, 1998-1999. N 18-19. P. 125-160; Fernández López J. Vida e historia de S. Eulalia de Mérida. Mérida, 2003; idem. Toponimia Eulaliense: Pueblos que tenen por patrona a Santa Eulalia o llevan su nombre en España y Portugal. Mérida, 2005; Camisón J. J. S. Eulalia de Mérida en una cantilena francesa del siglo IX // Cuadernos de filología francesa. Badajoz, 2003. N 15. P. 119-148; Eulalia de Mérida y su proyección en la historia / Ed. J. M. Álvarez Martínez, J. L. de la Barrera. Madrid, 2004; Dietz M. Wandering Monks, Virgins and Pilgrims: Ascetic Travel in the Mediterranean World: 300-800. Univ. Park (Pa.), 2005.
Д. В. Зайцев, А. А. Королёв
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Мученицы Римско-католической Церкви Евлалия († между 303 и 305), мученица (пам. зап. 10 дек.)
См.также:
АВДАКТА мученица Кесарийская (пам. зап. 28 марта)
АВКСИЛИЯ мц. (пам. зап. 4 сент.)
АГАПИЯ мц. Антиохийская (пам. зап. 10 или 11 марта)
АГАПИЯ († ок. 400), мц. Брешианская (пам. зап. 16 авг.)
АГАПИЯ († ок. 273), мц. Тернийская (пам. зап. 15 февр.)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)