Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВДОКСИЙ, ЗИНОН И МАКАРИЙ
Т. 17, С. 136-137 опубликовано: 21 августа 2009г.


ЕВДОКСИЙ, ЗИНОН И МАКАРИЙ

[греч. Εὐδόξιος, Ζήνων κα Μακάριος], мученики Мелитинские (пам. 6 сент.).

Источники

Фрагмент греч. анонимного Мученичества Е., З. и М., написанного в IX-X вв., сохранился в рукописи Paris. Suppl. gr. 1002, представляющей собой палимпсест. На листах 26-27 содержится повествование о мученичестве Е., начало и конец рукописи прочтению не поддаются. Вероятно, это Мученичество легло в основу сказания, составленного прп. Симеоном Метафрастом между 961 и 964 гг., к-рое можно разделить на 2 части. 1-я содержит Мученичество Ромила, пострадавшего при имп. Траяне (98-117), во 2-й рассказывается о Е., З. и М. и 1104 воинах, обезглавленных по приказу имп. Диоклетиана (284-305) в Мелитине (ныне Малатья, Турция). Объединение сказаний о святых, живших в разные века, исследователь Ш. Астрюк (Astruc. 1959. P. 45) связывает с совпадением дня их памяти. Мученичество Е., З. и М. также сохранилось на арм. (BHO, N 279) и сир. языках (BHO, N 280).

Мученичество

Во время гонений имп. Диоклетиана мн. христиане бежали в пустыни или скрывались в горах и пещерах. Е. (или Мариан - др. имя святого) занимал должность примикирия (управляющего канцелярией), а затем был назначен комитом (офицерское звание). Получив донос, что Е.- христианин, правитель Мелитины приказал схватить его. Е., одетый в простую одежду, встретил посланных за ним слуг и предложил им отдохнуть, подкрепиться с дороги и только потом признался, что он тот, кого они ищут. Воины не хотели арестовывать Е. и посоветовали ему скрыться. Но он дал наставления жене Василиссе (или Мандане), простился с детьми и близкими и пошел к правителю. На суде, где присутствовало 1104 воина, Е. отказался принести жертвы языческим богам и открыто исповедовал Христа. Правитель сказал, что те, кто не поклонятся идолам, будут лишены воинского звания. Тотчас Е. снял с себя пояс (знак воинского отличия) и бросил в лицо правителю, др. воины последовали его примеру. Тогда правитель приказал бить Е. кожаными ремнями и затем бросить в темницу. Через неск. дней Е. вновь предстал перед судом. Видя его непреклонность, судья приказал катать по его шее свинцовые ядра и дробить суставы, а затем приговорил к смертной казни. З., друг Е., видя его мучения, исповедовал себя христианином и тотчас был схвачен. Оба были усечены мечом. Василисса собрала кровь мужа на шерстяное полотно, а его тело похоронила в мест. Амимна (῎Αμιμνα). Она обвинила правителя в жестокости и ругала языческих богов. Через 7 дней Е. явился жене во сне и просил передать М., его другу, чтобы он пришел в преторий. М. тотчас явился к судье, исповедал себя христианином и был усечен мечом.

Мученики Евдоксий, Зинон и Макарий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 г. (Vat. gr. 1613. Р.18)
Мученики Евдоксий, Зинон и Макарий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 г. (Vat. gr. 1613. Р.18)

Мученики Евдоксий, Зинон и Макарий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 г. (Vat. gr. 1613. Р.18)

В Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.) сообщается, что Е. был комитом при имп. Траяне. Он находился в Галлии вместе с 11 тыс. солдат. Препозит Ромил советовал принудить воинов-христиан во главе с Е. принести жертвы языческим богам. За отказ выполнить приказ солдат сослали в Мелитину. Ромил раскаялся, уверовал во Христа и был усечен мечом. После этого стал править имп. Максимиан, к-рый приказал убивать христиан. Правитель Мелитины подверг жестоким мучениям, а затем приказал обезглавить Е. и воинов, находившихся с ним. В этом кратком сказании З. и М. не упоминаются.

Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), служба Ромилу, Е., З. и М. совершалась 6 сент. в приделе св. Прокопия, в ц. мч. Мины в К-поле.

В К-поле в честь святых Филимона и Е. префектом Евдоксием при имп. равноап. Константине I Великом был построен храм. Возможно, церковь была посвящена только Филимону, а имя Е. было присоединено ошибочно, по аналогии с упоминаемым префектом Евдоксием, основателем храма. Поскольку в др. источниках не содержится никаких сведений об этой церкви, существование ее вызывает сомнения (Janin. P. 115-116).

Свт. Димитрий Ростовский разделил Мученичества Ромила и Е., З. и М., поместив их под одной датой - 6 сент. В календаре РПЦ время мученической кончины Е., З. и М. указано между 311 и 312 гг., что не согласуется с их Мученичеством, где сказано, что они пострадали при имп. Диоклетиане.

Цезарь Бароний относил кончину Е., З. и М. к 311 г., день их памяти в Римском Мартирологе находится под 5 сент.

Ист.: BHG, N 1603x, 1604; ActaSS. Sept. T. 2. P. 512-517; SynCP. Col. 20-21; PG. 115. Col. 617-634 [Мученичество, сост. Симеоном Метафрастом]; PG. 117. Col. 33-36 [Минологий Василия II]; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 93-95; ЖСв. Сент. С. 146-153.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 273; Т. 3. С. 360-361; Εὐδόξιος // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1024; Astruc C. Un fragment palimpseste d'une Passion prémétaphrastique inconnue de S. Eudoxius et de ses compagnons // AnBoll. 1959. Vol. 77. P. 42-54; Janin. Églises et monastères. P. 443-444; idem. Eudoxe // DHGE. T. 15. Col. 1337; Spadafora F. Eudossio, Zenone, Macario // BiblSS. Vol. 5. Col. 153; Gordini G. D. Romolo // Ibid. Vol. 11. Col. 349-350; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 143.
А. Н. Крюкова

Иконография

Изображения Е., З. и М. в мучении или единолично известны гл. обр. по миниатюрам в минологиях, в настенных или иконных минеях предпочтение отдается изображению под 6 сент. «Чудо арх. Михаила в Хонех».

В мучении Е., З. и М. представлены в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 18, 976-1025 гг., К-поль); единолично они изображены в Житиях святых (Marc. 586. Fol. 62v, XI в., Венеция) - в рост, вместе с мучениками Мелитинскими (между Е. и З.) изображен мч. Ромил Римский, день памяти к-рого приходится также на 6 сент., в Минологии c Житиями за сент. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 67r., кон. XI в.) - оплечно в медальоне, на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонская книга образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 76 об.) - только Е. (в рост), средовек с темными вьющимися волосами чуть ниже ушей и короткой бородой, облачен в хитон и красный гиматий, в правой руке держит крест.

Смешение житий мучеников Мелитинских и мч. Ромила отразилось в наставлениях к изображению святых в греч. ерминиях и рус. иконописных подлинниках. Так, в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 6 сент. сказано: «Святые Евдоксий, Зинон, Ромил и Макарий были усечены мечом. Изображение: Евдоксий и Зинон юные, с бородами едва показавшимися, стоят на коленах, простерши руки к небу, а отсеченные головы их лежат пред ними на земле; подле них палач влагает меч свой в ножны; вблизи св. Ромил, старец, обезглавленный другим палачом; а св. Макарий, юный, стоит на коленах; палач усекает его в выю» (Ч. 3. § 22). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) дается описание обликов только Ромила и Е.: «Евдоксий саном комит; подобием аки Димитрий лицеем, риза воинская, в руке свиток простерт» (Филимонов. С. 146), но при этом упоминается супруга Е. мч. Василисса: «…ризы как у княгини, на главе платок» (Там же).

Лит.: Ерминия ДФ. 1868. С. 197; Филимонов. Иконописный подлинник. 1874; Евсеева. Афонская книга. С. 232; Миjовић. Менолог. 1973. С. 192, 196.
Э. В. Ш.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Иконография мучеников и мучениц Евдоксий, Зинон и Макарий, мученики Мелитинские (пам. 6 сент.)
См.также:
АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.)
АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская (Катанская) (пам. 5 февр.)
АГАФОКЛИЯ мц. (пам. 17 сент.)
АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.)
АГНИЯ († III или нач. IV в.), мц. Римская (пам. зап. 21 янв., 5 июля, зап. 21 или 28 янв.)
АГРИППИНА († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня)