Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВГЕНИЯ
Т. 17, С. 107-109 опубликовано: 7 февраля 2013г.


ЕВГЕНИЯ

Е. Н. Мещерская с дочерью и Е. А. Ельчаниновой. Худож. Е. Спажинский. 1807 г. (Музей-усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева)
Е. Н. Мещерская с дочерью и Е. А. Ельчаниновой. Худож. Е. Спажинский. 1807 г. (Музей-усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева)

Е. Н. Мещерская с дочерью и Е. А. Ельчаниновой. Худож. Е. Спажинский. 1807 г. (Музей-усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева)
(Мещерская, урожд. Тютчева, Евдокия Николаевна; 18.02.1774, с. Гореново Рославльского у. Смоленской губ.- 3.02.1837, Аносин Борисоглебский мон-рь), игум., основательница Аносина Борисоглебского женского монастыря. Сведения о Е. содержатся в ее дневниковых «Записках» (1799-1832), хранившихся в ризнице Аносина мон-ря (ЧОИДР. 1876. Кн. 2. Отд. 5. С. 1-60). Первое жизнеописание игумении было составлено в 1869 г. архим. Григорием (Воиновым-Борзецовским) по материалам монастырского архива и рукописным воспоминаниям аносинских насельниц.

Род. в имении отца, имела 3 сестер и 3 братьев, один из к-рых, Иван Николаевич,- отец поэта Ф. И. Тютчева. В 1796 г. вышла замуж за кн. Бориса Ивановича Мещерского. Через 2 месяца после свадьбы молодой князь, простудившись на охоте, умер. Спустя неск. месяцев Мещерская родила дочь Анастасию. После смерти мужа она полностью посвятила себя воспитанию дочери, благотворительности, изучению Свящ. Писания и наследия св. отцов, особо почитала свт. Димитрия Ростовского. В 1799 г. княгиня купила имение Аносино в Звенигородском у. Московской губ., привела его в порядок, перестроила усадебный дом, в к-ром жила вместе с дочерью в летнее время. Вела дневниковые записи, посвященные воспитанию Анастасии, впосл. изданные с заглавием «Беседы с моей дочерью».

По совету вик. Московской епархии еп. Серафима (Глаголевского) кнг. Мещерская решила построить в Аносине храм, внесла на содержание причта в московскую сохранную казну на вечное обращение 8 тыс. р. ассигнациями. В мае 1810 г. наместник Саввина Сторожевского монастыря иером. Иустин совершил закладку ц. во имя Св. Троицы с приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святых Бориса и Глеба. Летом 1812 г. войска Наполеона приблизились к Москве, княгиня вместе с дочерью и прислугой уехала в г. Моршанск Тамбовской губ. Франц. солдаты разорили усадьбу, разграбили господский дом и церковь. В 1813 г. она вернулась в Аносино, усадьба была восстановлена, приделы храма, а затем и основной престол освящены. В янв. 1814 г. дочь Мещерской Анастасия вышла замуж за действительного статского советника С. Н. Озерова. «Оставшись одна,- вспоминала княгиня,- я молила Бога, да вразумит меня вести жизнь, сближающую паче и паче со спасением убогой души моей». По благословению митр. Серафима (Глаголевского) она основала при Троицком храме жен. богадельню на 12 чел., офиц. открытие которой состоялось 4 июня 1821 г., в день рождения ее покойного супруга.

Ок. 1820 г. княгиня познакомилась с архиеп. Московским свт. Филаретом (Дроздовым), личность и руководство к-рого оказали решающее влияние на ее дальнейшую деятельность. Мещерская решила учредить вместо богадельни жен. общежительный мон-рь, в пользу обители внесла в сохранную казну 10 тыс. р. и 8 дес. земли. Княгиня обязалась обеспечивать сестер буд. мон-ря всем необходимым. Поддержавший ее начинание архиеп. Филарет направил в Синод ходатайство об учреждении мон-ря, а также составленные им для общежития правила. Святитель писал, что у Мещерской «уже имеют жительство приватно несколько бедных лиц женского пола, между которых вводится тот самый общежительный порядок, который изложен в тех правилах, почему надеяться можно, что в исполнении оных затруднений не будет». 4 мая 1822 г. архиеп. Филарет освятил Троицкий храм в Аносине и открыл общежитие, утвердив его попечительницей кнг. Мещерскую, всем сестрам разрешил носить черную одежду и камилавки без покрывал. 4 июня по благословению святителя состоялся 1-й постриг в рясофор 5 сестер.

Ок. 1822 г. Мещерская решила окончательно «оставить и мир, и домашний быт». Благословение на постриг княгине дали свт. Филарет, митр. Серафим (Глаголевский), Владимирский еп. Парфений (Чертков), ростовский старец иером. Амфилохий (Яковлев). «Сколько лет удерживали,- писала Мещерская,- а теперь все, в разных местах находясь, в одно почти время разрешили мне и прислали свое благословение». Все недвижимое имущество, находившееся в различных губерниях, Мещерская передала дочери Анастасии, назначила награждение своим людям и отпустила на волю крепостных воспитанниц. Дочь обязалась доставлять ежегодно в обитель муку, крупы, дрова и проч., к-рые насельницы получали от княгини, и, приняв на себя все долги последней, выплатить обители 20 тыс. р. единовременно и выдавать ежегодно по 600 р. до кончины матери. 17 апр. 1823 г. княгиня была облачена в рясофор и поступила в Борисоглебское общежитие. Мещерская подала прошение на имя Московского митр. Филарета об обращении общежития в мон-рь, присоединив к нему планы всех существующих зданий и указав на те, которые намеревалась выстроить на свой счет. 25 июня 1823 г. общежитие получило статус девичьего мон-ря.

11 сент. 1823 г. Мещерская поселилась в келье московского в честь Вознесения Господня монастыряря, 13 сент. в ц. во имя вмц. Екатерины на Царицыных сенях свт. Филаретом была пострижена в монашество с именем Евгения, на следующий день в Чудовом мон-ре возведена в сан игумении. Митр. Серафим благословил Е. Казанской иконой Божией Матери, митр. Филарет - четками. 18 сент. 1823 г. состоялось открытие Аносина мон-ря с введением архим. Иннокентием (Платоновым) Е. в управление этой обителью.

В мон-ре Е. вела аскетичный образ жизни, носила власяницу, спала на доске, покрытой войлоком. Прп. Пимен (Мясников) свидетельствовал, что «все предметы роскоши были изгнаны из деревянной небольшой кельи старицы Евгении, ложе ее было жесткое, пища простая, скудная, а сравнительно с прежними брашнами ее княжеской трапезы, даже весьма грубая, одежда из толстого мухояра». Е. ввела в обители общежитие по Уставу прп. Феодора Студийского, но строгость жизни, к к-рой игумения призывала сестер, возмутила их. «Не прошло шести недель после моего пострига,- вспоминала Е.,- как казначея с ее присными объявила мне, что выходит вон из обители». Вскоре смута прекратилась. По инициативе Е. в мон-ре были построены ц. во имя свт. Димитрия Ростовского (1824), больничный корпус с приютом и ц. во имя вмц. Анастасии Узорешительницы (1828-1829), покровительницы дочери - Анастасии Озеровой, кельи, трапезная, мастерская, хлебные амбары и др. жилые и хозяйственные постройки, вырыто 2 пруда для разведения рыбы. В строительной и наставнической деятельности Е. руководствовалась советами свт. Филарета, вела с ним регулярную переписку.

В янв. 1832 г. из-за болезни и конфликтов с казначеей мон. Серафимой (Заварзиной) Е. передала ей управление мон-рем и по благословению свт. Филарета отправилась в паломничество: посетила Воронеж, где познакомилась со свт. Антонием (Смирницким), Киев, Чернигов, неск. жен. обителей, в т. ч. елецкий в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь, Борисовский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь, заехала к родственникам, побывала на могилах родных. Вернувшись в Москву, 19 сент. 1832 г. Е. получила письмо от свт. Филарета с предложением принять управление мон-рем «к утешению всех там пребывающих». Ответив согласием, 24 сент. 1832 г. Е. вернулась в Борисоглебский мон-рь. За неск. лет до смерти ископала себе могилу, к-рую часто посещала. В авг. 1836 г., предчувствуя скорую кончину, Е. вновь посетила Воронеж, поклонилась мощам свт. Митрофана, еп. Воронежского, общалась с архиеп. Антонием (Смирницким).

В духовном завещании, составленном в 1833 г., Е. просила «при погребении не делать никакой траты, а сколько кто при сем случае пожелает поусердствовать, да обратит свою лепту в пользу неимущих». Обители она завещала билет сохранной казны на сумму 8,5 тыс. р. ассигнациями, портреты митрополитов Платона (Левшина), Серафима (Глаголевского), Филарета (Дроздова). После кончины тело Е. положили в простой дубовый гроб, заранее приготовленный игуменией, перенесли в больничную церковь, а оттуда в собор. 8 февр. 1837 г. Е. была похоронена с сев. стороны Троицкого собора, около Борисоглебского придела. Могила Е. была обнесена железной решеткой с навесом, под к-рым горела неугасимая лампада. В 1854-1875 гг. по благословению свт. Филарета Аносин мон-рь возглавляла внучка княгини игум. Евгения (Озерова). К нач. XX в. в ризнице мон-ря хранились вещи Е.: келейный киот для икон, очки, костыль, игуменский жезл, образочки с шеи на шнуре, волосы, отстриженные с ее головы митр. Филаретом при пострижении, белые костяные четки. В игуменских покоях находился живописный портрет Е. в рост, в монашеском одеянии, с жезлом в руке.

В 1928 г. Аносин мон-рь был закрыт. После возрождения обители в авг. 1994 г., во время ремонтных работ близ Троицкого храма был снят верхний слой грунта и обретены могилы Е. и игум. Евгении (Озеровой). В июне 2001 г. могила Е. была вскрыта, останки переложены в новый гроб и опущены в особый склеп с сев. стороны собора. В музее-усадьбе «Мураново» им. Ф. И. Тютчева хранится портрет 1807 г. работы Е. Спажинского, на к-ром Е. Н. Мещерская изображена с дочерью и Е. А. Ельчаниновой.

Соч.: [Записки] // ЧОИДР. 1876. Кн. 2. Отд. 5. С. 1-60; [Беседы с моей дочерью] // Женская Оптина: Мат-лы к летописи Борисо-Глебского жен. Аносина мон-ря. М., 20052. C. 24-36.
Ист.: Три письма [к игум. Евгении (Мещерской)] митр. Филарета (Дроздова) // ДЧ. 1869. Ч. 3. № 11. С. 227-229; Пимен [Мясников], архим. Восп. М., 1877. С. 288-292, 308-309; Пимен (Благово), архим. Рассказы бабушки из восп. пяти поколений, записанные и собр. ее внуком. Л., 1989. С. 68-70, 187-189, 276-279.
Лит.: Григорий [Воинов-Борзецовский], архим. Игум. Аносинского Борисоглебского мон-ря Евгения (Мещерская) // ДЧ. 1869. Ч. 3. № 11. С. 205-226; ЖПодв. Февр. С. 17-26; Игум. Евгения, основательница Борисо-Глебо-Аносина общежительного девичья мон-ря. М., 1994; Лебедев А. Образец жен. духовной прозы // Рус. мысль. П., 1996. № 4129. С. 16; Женская Оптина: Мат-лы к летописи Борисо-Глебского жен. Аносина мон-ря. М., 20052.
Д. Б. Кочетов
Ключевые слова:
Основатели монастырей Русской Православной Церкви Монашество Русской Православной Церкви (жен.) Игумении Русской Православной Церкви Аносин Борисоглебский женский монастырь, ставропигиальный, учрежден в 1823 г., действующий Евгения (Мещерская, урожд. Тютчева, Евдокия Николаевна; 1774 - 1837), игумения, основательница Аносина Борисоглебского женского монастыря
См.также:
АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря
АВГУСТА КУРСКАЯ († 1849), игумения
АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии
АГНИЯ (Толстая Анна Андреевна; 1793-1860), игум. Знаменского Вознесенского мон-ря в Осташкове
АГНИЯ (Ушакова Ирина Дмитриевна; 1777–1860), игум. псковского Старого Вознесенского мон-ря
АГНИЯ ВАСИЛЬСУРСКАЯ (Мытикова Анна Филипповна; 60-е гг. XIX в.-1953), игум.
АГНИЯ КАЛУЖСКАЯ (Десятова; 1733-1796), игум. калужского Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря
АЛЕКСИЯ (Сотова Анна Андреевна; 1885-1940), игум. Скорбященского Мало-Пицкого мон-ря
АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн.
АНГЕЛИНА (Алексеева Анна Степановна; 1884-1937), игум.