Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВГЕНИЙ
Т. 17, С. 83-84 опубликовано: 31 января 2013г.


ЕВГЕНИЙ

(Сахаров-Платонов Макарий Дмитриевич; 1814, с. Урень Варнавинского у. Костромской губ.- 26.06.1888, симбирский Покровский мон-рь), еп. Симбирский и Сызранский. Род. в семье причетника. Рано остался сиротой, во время учебы бедствовал. В 1828-1834 гг. учился в Костромской ДС. В старших классах семинарии исполнял должность лектора по классу греч. и нем. языков. В 1834 г. направлен в МДА, к-рую окончил в 1838 г. 1-м по разрядному списку, и был оставлен в академии бакалавром герменевтики и библейской археологии по классу истолковательного богословия; одновременно назначен на должность библиотекаря академии. По окончании МДА вместе с др. выпускниками ходил к прп. Серафиму Саровскому, к-рый поклонился буд. Симбирскому епископу в ноги, провидя его благочестивое служение.

Евгений (Сахаров-Платонов), еп. Симбирский и Сызранский. Фотография с портрета. 60-е гг. XIX в. (РГИА)
Евгений (Сахаров-Платонов), еп. Симбирский и Сызранский. Фотография с портрета. 60-е гг. XIX в. (РГИА)

Евгений (Сахаров-Платонов), еп. Симбирский и Сызранский. Фотография с портрета. 60-е гг. XIX в. (РГИА)

В 1837 г. он как 1-й студент старшего отд-ния МДА был удостоен платоновской стипендии с прибавлением фамилии Платонов - 1-м после 13-летнего перерыва. Магист. соч. Е. «О связи греха с болезнями и смертью» было особо отмечено Конференцией МДА и в 1838 г. рекомендовано к публикации, но так и не было напечатано. В 1838-1840 гг. им были составлены лекции по герменевтике, одобренные Московским митр. Филаретом (Дроздовым), в 1842-1846 гг.- лекции по всему курсу Свящ. Писания. Из этих лекций опубликован фрагмент «О прообразовательном смысле Священного Писания».

29 авг. 1838 г. пострижен в монашество с именем Евгений, 3 сент. рукоположен во диакона, 4 сент.- во иерея. 1 дек. того же года утвержден в степени магистра богословия. С 1841 г. преподавал патристику - вновь введенный в МДА, а затем и во всех духовных академиях предмет. Е. стал 1-м преподавателем патристики в высшей духовной школе. В 1839 г. в семинариях было введено преподавание историко-богословского учения об отцах Церкви, и правление МДА с согласия Московского митрополита поручило преподавание патристики бакалавру герменевтики Е. Синод указом от 16 июля 1841 г. не только утвердил инициативу МДА, но и распорядился ввести патристику в академиях, преобразованных к этому времени по Уставу 1814 г. (СПбДА и КДА). Е. были составлены 1-я программа по патристике и «отчетливые лекции» по этой новой науке (Смирнов. С. 44), к-рыми пользовались и в дальнейшем, но из этих лекций опубликован был только фрагмент о сщмч. Иринее Лионском.

Определением Синода от 22 сент. [10 окт.] 1841 г. Е. был назначен членом Конференции МДА в виде исключения. Указом Синода от 15 окт. того же года он был причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры С.-Петербурга. В 1842-1847 гг. Е. преподавал Свящ. Писание. Определением Синода от 21 [28] сент. 1842 г. назначен инспектором МДА. 28 февр. 1843 г. возведен в сан архимандрита с присвоением степени настоятеля 3-классного мон-ря. Определением Синода от 15 февр. [21 марта] 1844 г. назначен на должность экстраординарного профессора академии. С 13 февр. 1847 г. ректор и профессор богословских наук Вифанской ДС, с 22 мая настоятель московского во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ря. С 20 дек. 1849 г. ректор и профессор богословских наук МДС, настоятель Высокопетровского московского монастыря, с 31 авг. 1853 г. ректор и профессор богословских наук МДА. Одновременно Е. была присвоена степень архимандрита первоклассного мон-ря с оставлением настоятелем Высокопетровской обители.

В период ректорства Е. в МДА в духовных академиях вводились новые миссионерские предметы (1855-1857). В МДА стали преподавать учение о расколе. Несмотря на то что этот предмет был полезен всем выпускникам академии, Е. считал, что увеличившаяся программа преподавания не способствовала плодотворному усвоению студентами основных богословских наук и нового предмета. По ходатайству Конференции МДА Синод разрешил ввести параллельное преподавание учения о расколе и физико-математических наук. Е. неоднократно назначался ревизором семинарий Московского окр.: и когда был бакалавром, и в дальнейшем, когда был инспектором и ректором академии. Его отчеты, несмотря на казенную форму, отличаются доброжелательностью и практическими советами преподавателям и ученикам семинарий.

Академия хранила предания о строго аскетическом образе жизни Е., о его смирении, о милосердии к нищим. Когда в 1851 г. Е. хотели назначить ректором КазДА, митр. Московский Филарет (Дроздов) в письме к своему ученику и другу Казанскому архиеп. Григорию (Постникову) писал, что он «человек честный и добрый, основательный в познаниях, тихого характера и голоса. Для своих хорош, неблистательный для внешних» (ЧОЛДП. 1877. Дек. Отд. 3. С. 168-169).

6 окт. 1857 г. Е. был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 13 окт. следующего года по предложению Московского митр. Филарета определен епископом Симбирским и Сызранским. 16 окт. 1860 г. освятил Всехсвятскую ц. на старинном кладбище Симбирска (ныне Ульяновск), в 1872 г.- Казанский собор в Сызрани. Е. не чувствовал себя сильным администратором, но все дела решал очень аккуратно и основательно. Почти не выступал с проповедями, но почитался православными Симбирской епархии за молитвенность и аскетический образ жизни. Усердно отстаивал права вдов и сирот духовенства, жертвовал собственные средства, раздавал милостыню. Внимательно следил за состоянием дел в Симбирской ДС, часто бывал в муж. и жен. гимназиях, выпускные экзамены по Закону Божию у гимназистов принимал лично. По воспоминаниям чуваш. просветителя И. Я. Яковлева, часто конфликтовал с кафедральным прот. А. Охотиным, фактически управлявшим консисторией. Подозревал Охотина в корыстолюбии, но не мог добиться ни отстранения, ни уменьшения его влияния.

7 дек. 1874 г. по болезни был уволен на покой, поселился в архиерейском доме симбирского Покровского мон-ря. По сведениям некролога, Е. наложил на себя обет молчания, а по отзывам Яковлева, он просто был неразговорчив, особенно с незнакомыми людьми. Перед смертью предсказал, что в день его кончины в Симбирске случится большой пожар, что и произошло. Отпевал Е. архиеп. Симбирский и Сызранский Варсонофий (Охотин).

На погребение Е. съехались тысячи людей со всей Симбирской епархии. Похоронен в Никольском кафедральном соборе Симбирска, в склепе, устроенном на средства его почитателя, богатого симбирского помещика и помощника прокурора Синода А. А. Арапова. В 20-х гг. XX в. собор был снесен, могила Е. не сохранилась.

Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3629 [Личное дело студента]; Д. 5063 [Личное дело преподавателя]; Оп. 2. Д. 584. 1841 г.; Д. 598. 1842 г.; Д. 683. 1844 г.; РГБ. ОР. Ф. 172. К. 142. Д. 25 [Переписка 1854-1856 гг.].
Соч.: Св. Ириней, еп. Лионский // ПрТСО. 1843. Ч. 1. С. 385-413; О любящих Бога // Там же. 1845. Ч. 3. 2-я паг. С. 69-84; О прообразовательном смысле Свящ. Писания // Там же. 1846. Ч. 4. С. 503-520; Оброцы греха смерть // Там же. 1854. Ч. 13. С. 492-507; Речь по наречении во еп. Дмитровского // Там же. 1857. Ч. 16. С. 518-520.
Лит.: Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования (1814-1870). М., 1879. С. 43, 70, 123-124, 229, 337, 372-373, 380, 384, 387, 430-431; Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Свят. Правительствующего Синода: (1721-1871). СПб., 1872. № 346; Еп. Симбирский Евгений: Некролог // Моск. вед.: Газ. 1888. № 176; К-ий И. Преосвящ. Евгений, бывш. еп. Симбирский // ПрибЦВед. 1888. № 29. Стб. 780-786; Еп. Симбирский Евгений // РА. 1893. № 6. С. 283-285; Письма Филарета Московского Симбирскому еп. Евгению // Там же. 1896. № 6. С. 161-176; Строев. Словарь. С. 134, 174, 197, 983; У Троицы в Академии: 1814-1914 гг.: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914. С. 39, 91-93, 122-124, 132-136, 218, 232, 713; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. С. 1405, 1412; Яковлев И. Я. Моя жизнь: Восп. М., 1997. С. 247-249.
Е. В. Липаков, Н. Ю. Сухова
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Ректоры Московской Духовной Академии Симбирская и Сызранская епархия (фев. 1832 - 1924) (см. также - Симбирская и Мелекесская епархия Русской Православной Церкви) Евгений (Сахаров-Платонов Макарий Дмитриевич; 1814 - 1888), епископ Симбирский и Сызранский
См.также:
ВАРСОНОФИЙ (Охотин Иаков Петрович; 1830 - 1895), еп. Симбирский и Сызранский
ГУРИЙ (Буртасовский Сергей Васильевич; 1845 - 1907), еп. Симбирский и Сызранский
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий
АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
АВГУСТИН (Гуляницкий Андрей Федорович; 1838 - 1892), еп. Екатеринославский и Таганрогский