Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВГЕНИЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ
Т. 17, С. 50 опубликовано: 29 января 2013г.


ЕВГЕНИЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ

(БАН. 4.5.7 (Кеппен. № 13 [19]), 2 л.; РНБ. Погод. № 9, 18+2 л.), древнерус. пергаменная кириллическая рукопись XI в., фрагменты Псалтири с толкованиями и с библейскими песнями. Е. П. названа по имени ее 1-го известного владельца - архиеп. Евгения (Болховитинова). Он нашел ее в Юрьевом новгородском муж. мон-ре и затем подарил по фрагменту П. И. Кеппену и М. П. Погодину, собрания которых ныне находятся соответственно в БАН и РНБ. Е. П. сохранилась в 2 пергаменных отрывках: 2 л. и 18 л. размером 24×28 см. Тонкий пергамен стал одной из причин лакун и физических повреждений памятника. Текст написан в 2 столбца по 20 строк красивым, четким уставом, высота букв превышает ширину, что указывает на древность протографа. Заглавные буквы и инициалы выполнены теми же чернилами, что и основной текст, без киновари. Среди инициалов встречаются глаголические. В начертании одного из них (буква  - «в») имеются элементы тератологического орнамента. В целом орнамент глаголических инициалов Е. П. близок к орнаменту инициалов и заставок Зографского Евангелия. В первоначальный текст рукописи внесены исправления, сделанные др. чернилами более поздним почерком. Меньший отрывок (БАН. 4.5.7) содержит Пс 103. 1-12. Больший отрывок (РНБ. Погод. № 9) включает: Пс 85. 5-11 (л. 1-1 об.); 88. 4-9 (л. 2); 95. 11-13 (л. 3); 96. 1-12 (л. 4-5); 97. 1-9 (л. 6-7); 98. 1-6 (л. 8); 102. 19-22 (л. 9); 103. 1-15 (л. 10-12; л. 10, 11 - бумажные); песнь прор. Моисея (Исх 15. 1-18; л. 13-14 об.); полностью песни прор. Аввакума (Авв 3) и пророчицы Анны (1 Цар 2. 1-11) (л. 15-19 об.); песнь прор. Исаии (Ис 26. 1-6; л. 20 об.).

Графико-орфографические особенности Е. П. указывают на западноболг. происхождение ее протографа. Архаической чертой Е. П. является использование большого юса (), к-рый смешивается с   Лигатура в памятнике встречается редко, вместо нее, как правило, употребляется   В Е. П. последовательно используются надстрочные знаки над буквами гласных в тех случаях, когда перед ними не находится буква согласного. Писец различает 3 типа согласных звуков по твердости-мягкости, что проявляется в употреблении йотированной буквы  после букв исконно палатальных согласных, эта же графема пишется в начале слога. Древнеболг. чертой является отсутствие йотации перед     и т. д. Ярким болгаризмом можно считать также передачу через    (эфиопьска). Среди др. древних особенностей заметно преобладание нестяженных форм прилагательных (на - - ) и имперфекта (на - - ). Редким для древнерус. традиции является случай простого аориста, к-рый также указывает на архаический, скорее западноболг., языковой ареал:   (они перешли). Наконец, общеболг. особенностью является встречающееся в Е. П. употребление вместо   

Русификация орфографии проявляется в неск. группах фактов. Кроме смешения и   писец избегает употребления   используя последовательно только   независимо от этимологического значения буквы, иногда -   Ярким отражением древнерус. языкового состояния является последовательное сохранение    в слабой позиции, что выделяет Е. П. из ряда древнерус. книжных памятников XI в., в которых с опорой на южнослав. традицию слабые  и   последовательно пропускаются. В древнерус. языке утрата    началась только в XII в., и Е. П. отражает восточнослав. языковую особенность. Что сохранение    является древнерус. чертой, а не свидетельством архаического западноболг. языкового состояния, становится ясным из многочисленных случаев вокализации    в сильной позиции, т. е. написания    на месте        В соответствии с древнеболг.   писец последовательно употребляет   при этом ни разу не используя в соответствии со   при обозначении рефлексов праслав. сочетаний типа *tъrt преимущественно употребляет сочетание   в то же время восточнослав. форм с   нет, а древнерус. написания типа   или   немногочисленны.

Е. П. является древнейшим списком редакции слав. Псалтири с толкованиями, приписываемыми св. Афанасию I Великому, еп. Александрийскому, но в действительности принадлежащими Исихию Иерусалимскому. Кроме Е. П. из древнерус. списков к этой редакции относятся утраченная Слуцкая (XI в.) и Толстовская Псалтири (XII в.), из среднеболгарских - Болонская (XIII в.) и Погодинская (XIII в.) Псалтири. В отличие от большинства названных рукописей, сохраняющих черты влияния др. слав. редакций Псалтири, Е. П. является наиболее типичным представителем указанной редакции. Языковые данные Е. П. позволяют локализовать место появления редакции Псалтири с толкованиями Афанасия Великого в Зап. Болгарии и связать с деятельностью охридской книжной школы.

Изд.: Колесов В. В. Евгениевская Псалтирь // Acta Universitatis Szegediensis de Attila József nominatae. Diss. Slavicae = Мат-лы и сообщ. по славяноведению. Szeged, 1972. T. 8. P. 58-69.
Лит.: Гринкова Н. П. Евгениевская Псалтырь как памятник рус. письменности XI в. // ИОРЯС. 1924. Т. 29. С. 289-306; СКСРК, XI-XIII. С. 71-73. № 29, 30 [Библиогр.]; MacRobert C.-M. The Textual Tradition of the Church Slavonic Psalter up to the 15th Cent. // Interpretation of the Bible. Ljubljana, 1998. P. 921-941 [Библиогр.].
Р. Н. Кривко
Ключевые слова:
Рукописи древнерусские Палеография славянская Псалтирь. Памятники Евгениевская Псалтирь, древнерусская пергаменная кириллическая рукопись XI в., фрагменты Псалтири с толкованиями и с библейскими песнями
См.также:
АНДРОНИКОВО ЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная рукопись, 1-я четв. XV в.
БАРСОВСКАЯ ПАЛЕЯ бумажн. кодекс новгородского происхождения нач. XV в.
БОЛОНСКАЯ ПСАЛТИРЬ памятник болг. книгописания
БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства
БЫЧКОВСКО-СИНАЙСКАЯ ПСАЛТИРЬ древнерус. рукопись XI в.
КИЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рус. рукописная лицевая книга кон. XIV в.
«КИЕВСКИЕ ЛИСТКИ» один из древнейших памятников старославянского языка и глаголической письменности (X - нач. XI в.)
АГАФОН (1-я пол. XVI в.), свящ. ц. Гурия, Самона и Авива при соборе Св. Софии в Новгороде