Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОНСТАНТИН
Т. 36, С. 733-735 опубликовано: 15 июля 2019г.


КОНСТАНТИН

Сщмч. Константин (Дьяков), митр. Киевский, экзарх Украины. Фотография. 30-е гг. ХХ в.
Сщмч. Константин (Дьяков), митр. Киевский, экзарх Украины. Фотография. 30-е гг. ХХ в.

Сщмч. Константин (Дьяков), митр. Киевский, экзарх Украины. Фотография. 30-е гг. ХХ в.
(Дьяков Константин Григорьевич; 21.05.1871, с. Ст. Водолага Валковского у. Харьковской губ.- 10.11.1937, Киев), сщмч. (пам. 28 окт., в Соборе Киевских святых и Соборе святых Слободского края), митр. Киевский и экзарх Украины. Из семьи сельского священника. В 1891 г. окончил Харьковскую ДС по 2-му разряду. 23 окт. того же года Харьковским и Ахтырским архиеп. Амвросием (Ключарёвым) рукоположен во иерея и назначен на священническую должность к храму в честь Покрова Пресв. Богородицы в г. Чугуев Змиёвского у. Харьковской губ. Помимо пастырской службы преподавал Закон Божий в местной церковноприходской школе, был постоянным членом Змиёвского уездного отд-ния епархиального училищного совета (февр.-нояб. 1897). 22 нояб. 1897 г. по прошению переведен в Харьков на 2-е священническое место к храму в честь Рождества Христова. Был законоучителем в 11-м городском приходском училище (1898-1909), в 1-м частном реальном училище (1908-1912), в частной мужской гимназии «Группы преподавателей III Харьковской гимназии» (1908-1919); являлся постоянным членом Харьковского уездного отделения епархиального училищного совета (1899-1919) и делопроизводителем того же отделения (1900-1912); членом-делопроизводителем временного строительного комитета по постройке в Харькове епархиального дома для б-ки и музея (1910-1912).

В 1919 г., во время гражданской войны, служил при домовой церкви Харьковского коммерческого училища. 15 сент. 1921 г. назначен священником кафедрального Благовещенского собора в Харькове, а 23 дек.- настоятелем харьковского Христорождественского храма (видимо, в это время был возведен в сан протоиерея). Активно выступал против обновленческого раскола. 17 марта 1923 г. был арестован. Проходил по одному делу с большой группой харьковских священнослужителей во главе с викарием Харьковской епархии Старобельским еп. Павлом (Кратировым). Решением Комиссии НКВД по адм. высылкам от 15 мая 1923 г. был освобожден из-под стражи: следствие над ним было прекращено «за недостаточностью материалов об антисоветской деятельности».

В 1924 г. православные Харькова находились в тяжелом положении. Большинство церковных приходов было захвачено обновленцами, в юрисдикции Патриаршей Церкви оставалось всего 3 городских храма. Кроме того, временно управлявший Харьковской епархией после ареста и высылки Харьковского митр. Нафанаила (Троицкого) Бахмутский архиеп. Иоанникий (Соколовский) вел предосудительный образ жизни. В этих условиях делегация харьковских священнослужителей и прихожан обратилась летом 1924 г. к патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину) с жалобами на архиеп. Иоанникия. Патриарх принял решение о переводе архиеп. Иоанникия в др. епархию, а харьковчанам предложил избрать себе в архипастыри достойного человека из числа местных священников. На общем собрании правосл. духовенства Харькова кандидатом в епископы был избран пользовавшийся уважением в городе вдовый прот. Константин Дьяков. Для хиротонии он выехал в Москву, где патриарх определил ему по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита быть епископом Сумским, викарием и временным управляющим Харьковской епархией. Принял монашеский постриг с сохранением имени Константин. 8 сент. 1924 г. архиерейскую хиротонию К. в московском храме в честь Рождества Пресв. Богородицы в Бутырках возглавил свт. Тихон.

По прибытии в Харьков К. подал 2 окт. 1924 г. заявление с просьбой о регистрации его как правящего епископа в губотдел Наркомата юстиции, а 20 февр. 1925 г.- в адм. отдел при губисполкоме, к к-рому перешли функции контроля над деятельностью религ. орг-ций на местах. Однако К. не получил регистрации, т. к. гос. власть продолжала поддерживать обновленцев, а структуры Патриаршей Церкви не имели официального статуса. Положение православных в Харькове еще более осложнилось, когда в нач. 1925 г. архиеп. Иоанникий, отказавшийся подчиняться высшей церковной власти, захватил со своими сторонниками кафедральный храм во имя Жен-мироносиц. После этого в подчинении у К. в Харькове осталось только 2 церкви - ставший кафедральным Ново-Троицкий храм на Москалёвке и кладбищенский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.

12 апр. 1925 г. К. участвовал в Архиерейском совещании РПЦ в Москве, подписал акт о передаче высшей церковной власти патриаршему местоблюстителю митр. сщмч. Петру (Полянскому). Вскоре в Харькове состоялись переговоры К. с делегацией обновленцев во главе с обновленческим «митрополитом Киевским и Галицким» Иннокентием (Пустынским). Иннокентий от имени украинского обновленческого синода предложил К. принять участие в организуемом обновленцами «объединительном» укр. церковном Соборе. К. поставил условием своего участия в данном собрании получение на это благословения от местоблюстителя митр. Петра. Кроме того, К. потребовал от украинского обновленческого синода публично осудить решения обновленческого московского «Поместного Собора» 1923 г. в части обвинений патриарха Тихона и Патриаршей Церкви, разорвать отношения с обновленческим синодом в Москве и перейти в общение с местоблюстителем митр. Петром. Обновленцы отказались обсуждать эти условия и прервали переговоры.

В это время в Харькове на положении ссыльных пребывали епископы Елисаветградский сщмч. Онуфрий (Гагалюк), Александровский Стефан (Адриашенко), Мариупольский сщмч. Антоний (Панкеев). Вместе с ними К. в кон. 1925 г. подписал «Постановление Собора православных епископов Украины» о лишении сана и об отлучении от Церкви бывш. еп. Лубенского Феофила (см. Булдовский Ф. И.) и др. лидеров автокефалистского «Лубенского раскола» (всего под постановлением путем его рассылки были собраны подписи 13 укр. архиереев). С нач. 1926 г., когда в Харькове временно находился высланный Киевский митрополит и экзарх Украины Михаил (Ермаков), К. стал одним из его ближайших помощников. В марте того же года К. вместе с митр. Михаилом и др. укр. архиереями подписал обращение в поддержку заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; с 1943 патриарх Московский и всея Руси), в документе были осуждены Свердловский архиеп. Григорий (Яцковский) и др. лидеры григорианского раскола. В том же году К. подвергся в Харькове 2-недельному аресту.

В 1927 г. К. поддержал решение заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия пойти на компромисс с советскими властями как условие получения Патриаршей Церковью легального статуса в СССР. 18 мая К. участвовал в созванном митр. Сергием в Москве совещании архиереев, на к-ром был образован Временный Свящ. Синод РПЦ, вошел в его состав. Поставил подпись под «Декларацией» 1927 г. 12 нояб. того же года был возведен в сан архиепископа, назначен управляющим Харьковской и Ахтырской епархией. В янв. 1928 г. К. принял участие в совещании укр. архиереев в Киеве, на к-ром, как член Временного Свящ. Синода РПЦ, выступил с докладом по вопросу о неканоничной автокефалии Православной Церкви в Польше. После смерти 17 марта 1929 г. экзарха митр. Михаила К. был назначен экзархом Украины, местом его пребывания был определен Харьков. В условиях нового наступления на Церковь К. пытался принимать меры к сохранению церковного управления. В 1930 г. вместо благочинных, число которых резко сократилось из-за массового закрытия храмов во время коллективизации, К. назначал экзарших наблюдателей в округа и районы Украины.

18 мая 1932 г. К. был возведен в сан митрополита. 26 июня 1934 г. в связи с переводом столицы УССР из Харькова в Киев назначен митрополитом Киевским. Первоначально власти не давали разрешения на переезд экзарха в Киев, хотя он бывал там с кратковременными визитами. 29 марта 1935 г. он прибыл в Киев для постоянного проживания. В период архиерейского служения К. в Киеве усилились гонения на Церковь: власти закрывали последние храмы, проводили массовые аресты священнослужителей. В Киевской епархии к моменту приезда туда К. было 70 действующих храмов, из них 7 - в Киеве. В 1937 г. на Киевщине осталось лишь 16 церквей, в т. ч. 4 храма в Киеве. Кафедральным собором был Покровский храм на Соломенке.

29 окт. 1937 г. К. был арестован и помещен в Лукьяновскую тюрьму. Престарелого и тяжелобольного экзарха подвергали непрерывным допросам. Его обвиняли в том, что он являлся руководителем «антисоветской фашистской организации церковников». К. отказался признать себя виновным. Во время одного из ночных допросов он скончался, по офиц. версии - от кровоизлияния в мозг. Согласно преданию, вывезенное из тюрьмы тело архиерея было опознано и тайно похоронено в отдельной могиле. Однако попытки отыскать ее не дали результата. Предполагаемым местом погребения К. является одна из общих безвестных могил на киевском Лукьяновском кладбище, где проводились массовые захоронения погибших в результате репрессий.

19 окт. 1993 г. решением Свящ. Синода УПЦ прославлен к местному почитанию.

Арх.: ГА Харьковской обл. Ф. 31. Оп. 141. Д. 408А. Л. 784 об.- 785; Ф. 40. Оп. 105. Д. 501 Л. 387 об.; Оп. 110. Д. 1160. Л. 150 об.- 154 об., 158; Д. 1751. Л. 88-88 об.; Д. 1841. Л. 80 об.- 82 об.; ЦДАВО. Ф. 1. Оп. 7. Д. 176. Л. 41-42; Ф. 5. Оп. 3. Д. 1962. Л. 97А; Архив СБУ. Д. 71156-ФП.
Ист.: Листок для Харьковской епархии. 1890. № 3. С. 358; 1899. № 10. С. 232; Изв. по Харьковской епархии. 1904. Т. 3. № 12. С. 557; № 17. С. 595-596; Акты свт. Тихона. С. 416, 446, 511, 978; ЖМП, 1931-1935. С. 14, 67, 94, 104, 121, 123, 164, 216.
Лит.: Польский. Ч. 2. С. 88; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 140-141; Никодим (Руснак), митр. Сб. служб и акафистов. Х., 1996. С. 119, 172-173; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 610-611; Цыпин. История РЦ. С. 131, 158, 163, 196, 201, 205-206, 208, 249-250, 253, 255; Доненко Н., прот. Наследники Царства. Симферополь, 2004. Кн. 2. С. 307-324; Едлинский М., свящ., Едлинский Г., свящ. Любящее Господа сердце: Труды, проповеди, воспоминания. К., 2004. С. 276; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в Правосл. Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 282, 330, 368-369, 371, 401, 429, 431-432, 539; Православная энциклопедия Харьковщины / Сост.: В. В. Петровский, А. Д. Каплин. Х., 2009. С. 253-255.
Т. В. Кальченко
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Местночтимые святые Собор Киевских святых (28 июля) Константин (Дьяков Константин Григорьевич; 21.05.1871 - 10.11.1937), митрополит Киевский и экзарх Украины, священномученик (пам. 28 окт., в Соборе Киевских святых и Соборе святых Слободского края)
См.также:
АЛЕКСИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (Шепелев Владимир Иванович; 1840–1917), иером., старец, прп., местночтимый св.
АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
ДИМИТРА (Егорова Матрона Александровна; 1810 - 1878), основательница киевской Введенской жен. общины
ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
АВВАКУМ (Старов Димитрий, Досифей в монашестве; 1877-1964), схиархим.
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АВРААМИЙ игум. мон-ря во имя Всемилостивого Спаса, прп.
АВРААМИЙ ПИНЕЖСКИЙ прп. (пам. 21 июня)