Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОНОТОПСКАЯ И ГЛУХОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
Т. 36, С. 655-657 опубликовано: 18 июля 2019г.


КОНОТОПСКАЯ И ГЛУХОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

УПЦ, учреждена решением Свящ. Синода УПЦ от 22 июня 1993 г. с названием Глуховская и Конотопская, отделена от Сумской епархии (см. Сумская и Ахтырская епархия). Территорию Глуховской епархии составили сев. районы Сумской обл. Украины: Бурынский, Глуховский, Конотопский, Кролевецкий, Путивльский, Середино-Будский, Шосткинский, Ямпольский. В 1998 г. епархия была переименована в К. и Г. е. В сент. 2013 г. приходы Бурынского р-на перешли в новообразованную Роменскую и Бурынскую епархию УПЦ. К. и Г. е. разделена на 7 благочиннических округов, совпадающих с границами соответствующих районов Сумской обл. Кафедральные соборы: в честь Вознесения Господня в Конотопе, Анастасиевский (во имя мучениц Анастасии Римляныни и Анастасии Узорешительницы, прп. Анастасии Сербской) в Глухове. Правящий архиерей - еп. Роман (Кимович; с 22 июля 2012). К 2015 г. в епархии действовали 125 приходов, 2 мон-ря (мужской и женский), служили 95 священников, 8 диаконов. На территории епархии находится ставропигиальная Глинская в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь, настоятелем к-рой является митрополит Киевский и всея Украины.

История

Территория К. и Г. е. входила в Черниговскую епархию (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия). Древнейшим известным храмом на территории К. и Г. е. была Вознесенская ц. в детинце Путивля, разоренная в 1146 г., во время княжеских междоусобиц (ПСРЛ. М., 1998. Т. 2. Стб. 334). в 1959 г. на путивльском «Городке» (детинце) археологи обнаружили остатки каменного храма, построенного ок. 1237 г., перед монгольским нашествием. Глухов впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1152 г. В окт. 1239 г., после разгрома Чернигова татарами, Черниговский епископ был приведен монголами в Глухов. В сер. XIII в. Глухов стал центром удельного княжества, полностью зависимого от Золотой Орды. Епископская кафедра переместилась в Брянск, куда в 1246 г. переехал черниговский кн. Роман Михайлович.

По-видимому, после 1352 г., когда черниговские земли вошли в Литовское великое княжество, территория совр. К. и Г. е. присоединилась к Киевской епархии. Эти земли стали частью гетманства, возникшего в результате освободительной борьбы укр. народа под рук. Б. М. Хмельницкого в сер. XVII в. и состоявшего под патронатом России; в 1708-1764 гг. Глухов являлся столицей гетманства и резиденцией укр. гетманов. В 1658 г. Киевский митр. Дионисий (Балабан-Тукальский) передал ряд протопопий Киевской епархии на территории гетманства, в т. ч. Глуховскую и Конотопскую, Черниговской кафедре. В 1688 г. Глуховская, Конотопская и Борзенская (Борзнянская) протопопии вернулись в состав Киевской епархии (в царской грамоте Варлааму (Ясинскому), данной при назначении его на Киевскую кафедру в 1690, этот переход был подтвержден). В 40-х - 1-й пол. 50-х гг. XVIII в. Конотопская протопопия временно не существовала.

Анастасиевский кафедральный собор в Глухове. 1885–1893 гг. Фотография. Нач. XXI в.
Анастасиевский кафедральный собор в Глухове. 1885–1893 гг. Фотография. Нач. XXI в.

Анастасиевский кафедральный собор в Глухове. 1885–1893 гг. Фотография. Нач. XXI в.
В кон. XVI-XVIII в., особенно активно в период существования гетманства, на территории К. и Г. е. велось строительство деревянных и каменных храмов, создавались монастыри. Мн. храмы и обители на этих землях находились под покровительством укр. гетманов. В 1670 г. в Глухове появился девичий Спасо-Преображенский (впосл. Успенский) монастырь, в 1681 г. обитель была приписана к киевскому Вознесенскому мон-рю (см. Киевский во имя святых Флора и Лавра (в честь Вознесения Господня) женский монастырь), игуменией которого в кон. XVII в. являлась мать гетмана Украины И. С. Мазепы Марина Мазепа (игум. Мария Магдалина). Она приказала перенести Преображенский монастырь к Успенской ц. в Глухове, построенной ее сыном. Монастырь славился златошвейными мастерскими. В нач. ХVIII в. был создан Гамалеевский Харалампиев монастырь, связанный с гетманом И. И. Скоропадским и его семьей и ставший некрополем Скоропадских. На Глуховщине вблизи с. Мутин в 1718 г. по разрешению гетмана Скоропадского была основана муж. пустынь во имя свт. Иоанна Златоуста; тут же на рубеже ХVII и ХVIII вв. действовала и жен. пустынь в честь Нерукотворного образа Спасителя. Настоятелем Петропавловского муж. мон-ря близ Глухова в 1694-1699 гг. был свт. Димитрий (Савич (Туптало)), написавший здесь 2-ю кн. «Житий святых». В Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни был создан особый церковный распев. В 1-й пол. XIХ в. прп. Филарет (Данилевский) перенес софрониевский распев (вместе с монастырским уставом) в Глинскую пуст., где он в основных чертах сохранялся до закрытия обители в 1922 г. В Глухове родились выдающиеся церковные композиторы М. С. Березовский (1745-1777) и Д. С. Бортнянский (1751-1825).

В 1764 г. гетманство упразднили, на укр. землях в составе Российской империи была создана Малороссийская губ., в 1781 г. она прекратила существование и была разделена на Новгород-Северское, Черниговское и Киевское наместничества. В 1785–1799 гг. действовала Новгород-Северская епархия, куда входили все церкви и монастыри сев. части Черниговщины, в т. ч. Глуховского и Конотопского уездов. В 1799 г., после упразднения Новгород-Северской епархии в результате восстановления Малороссийской губ. (1796), центром которой стал Чернигов, Глуховская и Конотопская протопопии вновь стали частью Черниговской епархии.

В 1939 г. была создана Сумская обл. УССР, в нее из Черниговской обл. перешли Конотопский и Глуховский районы. В 1945 г. Синод Русской Церкви учредил Сумскую епархию, в ней имелись Глуховское и Конотопское благочиния. Решением Синода УПЦ от 22 июня 1993 г. была создана Глуховская епархия, первым ее епископом стал Пантелеимон (Романовский). С 20 июля 2012 г. по 25 сент. 2013 г. в К. и Г. е. существовало Ямпольское викариатство во главе с еп. Иосифом (Масленниковым).

Молченская Софрониева пуст. Фотография. Нач. XXI в.
Молченская Софрониева пуст. Фотография. Нач. XXI в.

Молченская Софрониева пуст. Фотография. Нач. XXI в.
В 90-х гг. XX в. шло восстановление монастырей, открытие приходов. 16 авг. 2008 г. в К. и Г. е. состоялась канонизация в лике местночтимых святых 13 подвижников благочестия, подвизавшихся в XIX–XX вв. в Глинской пуст., 21 авг. 2010 г. был совершен чин прославления еще 3 Глинских подвижников; в наст. время в Никольском храме обители открыто почивают мощи 9 преподобных. 27 июня 2009 г. в Путивле прошли торжества в связи с восстановлением почитания путивльского кн. св. Владимира (Иоанна) Иоанновича (чтимая икона хранится в Преображенском соборе в Путивле), 28 июня того же года были прославлены преподобные отцы Молченские. В епархии особо чтится память святых, чья деятельность была связана с этой землей: святителей Ефрема Переяславского, Димитрия Ростовского, Филофея (Лещинского)Тобольского, священномучеников Павлина (Крошечкина), Дамиана (Воскресенского), Никодима (Кононова), Дамаскина (Цедрика), прп. Паисия (Величковского), прав. Павла (Павловича) Таганрогского и др.

В храмах и монастырях К. и Г. е. находятся чудотворные иконы Божией Матери: Молченская (см. Иверская икона Божией Матери) — в путивльском Рождество-Богородицком монастыре и в Софрониевой пустыни, Путивльская — в Преображенском соборе в Путивле, Дубовичская — в Преображенском храме в г. Кролевце, Воргольская в кафедральном Вознесенском соборе в Конотопе, Глинская «Рождества Пресв. Богородицы» икона (Пустынно-Глинская) и Нерукотворный образ Спасителя — в Глинской пуст. Ежегодно совершаются крестные ходы: из путивльского Преображенского собора — в Молченский монастырь с Молченской иконой Божией Матери (7 мая), из «Городка» (детинца летописного Путивля и места явления Путивльской иконы) — в городской собор (15 мая), из Глинской пуст.— в кафедральный Анастасиевский собор Глухова с Пустынно-Глинской иконой в память избавления Глухова от холеры в 1848 г. (1 авг.).

Архиереи:

еп. Пантелеимон (Романовский; 22 июня — 29 дек. 1993), архиеп. Ионафан (Елецких; 29 дек. 1993 —27 авг. 1995, с 1994 в сане архиепископа), еп. Анатолий (Гладкий; 27 авг. 1995 —30 марта 1999), еп. Иннокентий (Шестопаль; 30 марта 1999 — 8 мая 2008), архиеп. Лука (Коваленко; 8 мая 2008 —23 дек. 2010), еп. Иосиф (Масленников; 23 дек. 2010 — 20 июля 2012), еп. Роман (Кимович; с 22 июля 2012).

Монастыри

Действующие: Молченская Софрониева пуст. (мужская, в с. Нов. Слобода Путивльского р-на, основана в XV в. (?), впервые упом. в документах в 1591, закрыта в 1921, возобновлена в 2001), путивльский Молченский в честь Рождества Пресв. Богородицы (в Путивле, основан в 1-й четв. XVII в. как мужской, закрыт в 1925, возобновлен в 1992 как мужской, с 1997 женский), Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. (мужской, в с. Сосновка Глуховского р-на, основана в сер. XVII в., закрыта в 1922, возобновлена в 1942, вновь закрыта в 1961, вновь возрождена в 1994, с 1996 ставропигиальная).

Упраздненные: путивльский в честь Преображения Господня (мужской, в Путивле, существовал в XIII в., упразднен в нач. XVII в.), путивльский Свято-Духов Новодевичий (женский, в Путивле, упом. в 1595, упразднен в 1770), путивльский Николо-Можайский (женский, в Путивле, упом. в 1608), путивльский во имя св. князей Бориса и Глеба (мужской, в Путивле, основан ранее 1634, в 1758 приписан к Молченской Софрониевой пуст., упразднен в 1762), Петропавловский (мужской, близ Глухова, основан в 1-й пол. XVII в., закрыт в кон. 20-х гг. XX в.), Ширяевская Александрова пуст. (мужская, близ Путивля, существовала в сер. XVII в.), Мутинская в честь Нерукотворного образа Спасителя пуст. (женская, совр. с. Мутин Кролевецкого р-на, основана на рубеже ХVII и ХVIII вв., упразднена в 1786), Свято-Харалампиевский Гамалеевский (мужской, совр. с. Гамалиевка Шосткинского р-на, основан в 1702 как жен. скит, с 1714 мон-рь, с 1729 муж. мон-рь, в 1803 закрыт, в 1827 открыт как женский, закрыт в 1924), Мутинская во имя свт. Иоанна Златоуста пуст. (совр. с. Мутин Кролевецкого р-на, основана в 1718 как мужская, закрыта в 1730), глуховский Успенский (женский, в Глухове, основан в 1670 как Преображенский, в 1681 приписан к киевскому Вознесенскому мон-рю, в 1692 перенесен к Успенской ц., упразднен в 1784).

Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.- стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 7; Раздольский П. М. Забытая старина из эпохи Самозванщины // ИВ. 1902. Т. 87. Март. С. 1003–1021; Рябинин И. М. О путивльском Преображенском соборе и о тех церквах и мон-рях, кои имели связь с собором. Х., 1902; он же. История о Путивле, уездном городе Курской губ. Путивль, 1911; Левитский И., свящ. Город Путивль. М., 1905; Логвин Г. Н. Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль. М., 1980; Сухобоков О. В. Древнерус. Путивль и его округа: (По мат-лам археол. исслед.). Путивль, 1990; Бєлашов В. I. Глухiв — столиця гетьманської та Лiвобережної України. Глухiв, 1996. С. 6–10; Ткаченко В. Православна Глухiвщина. К., 2001. С. 9–22; Луговской А. и др. Софрониевский монастырь. К., 2001. С. 12, 113–118; Бєлашов В. и др. Глухiв: На зламi тисячолiть. Суми, 2002. С. 13–17; Вечерський В. В. Втраченi об’єктиархiтектурної спадщини України. К., 2004; он же. Пам’ятки архiтектури й мiстобудування Лiвобережної України. К., 2005. С. 348-360; Терентьева В. М. К вопросу о списках Молченской иконы Божией Матери // Путивльський краєзнавчий збiрник. Суми, 2005. Вип. 2. С. 26–36.
С. П. Жукова, архиеп. Лука (Коваленко)

Архитектурное и художественное наследие

К древнейшим городам на территории епархии принадлежит Путивль (основан в 988). О богатстве его храмов в домонг. эпоху, напр. Вознесенской ц. в детинце, можно судить по летописным свидетельствам, перечисляющим утраты церковной утвари во время межкняжеских усобиц в 1146 г. В окт. 1959 г., при археологических раскопках на «Городке» (в детинце) под рук. В. А. Богусевича, были обнаружены фрагменты каменного храма, который по стратиграфии и формату плинфы был датирован 1233–1236 гг.; церковь представляла собой триконх, к которому с запада примыкал прямоугольный в плане притвор.

О Путивле, пограничном городе Московского государства, и его храмах сер. XVII в. известно из описаний архидиак. Павла Алеппского, проживавшего в городе с 20 по 24 июля 1655 г. Он перечисляет посвящения престолов 24 церквей и 4 монастырей.

Церковная архитектура

Церковь Рождества Пресв. Богородицы в с. Дубовичи. Ок. 1777–1783 гг. Фотография. 1908 г.
Церковь Рождества Пресв. Богородицы в с. Дубовичи. Ок. 1777–1783 гг. Фотография. 1908 г.

Церковь Рождества Пресв. Богородицы в с. Дубовичи. Ок. 1777–1783 гг. Фотография. 1908 г.
Древнейший сохранившийся ансамбль в Путивле — бывш. Свято-Духов, Новодевичий мон-рь с собором во имя Сошествия Св. Духа на апостолов (ныне Преображенский, 1617–1698) и надвратная Крестовоздвиженская церковь - колокольня (1693–1697). Свято-Духов собор представляет собой посадский тип 5-главого храма в стиле московского зодчества 1-й пол. XVII в., надвратная церковь устроена традиционным для укр. церквей 2-й пол. XVII в. «кораблем» с 2-этажным наосом и ярусной колокольней с зап. стороны. В кон. XVII — нач. XVIII в. в городе преобладало каменное строительство храмов, возводимых на средства казаков. Церкви во имя свт. Николая Чудотворца в Глухове (1693–1695) и во имя Николы Великорецкого (Казацкого, 1737–1770) в Путивле сооружены в стиле укр. барокко. Наос глуховской Никольской ц. выполнен в виде 2-светного октагона, перекрыт 8-лотковым сводом и куполом на высоком барабане, куполами также увенчаны алтарная апсида с востока и колокольня с запада наоса. Путивльская Никольская ц. имеет 2-этажные не только наос, нои трапезную и колокольню, а многоярусное перекрытие наоса открыто внутрь, что создает головокружительную архитектурную композицию, характерную для деревянных и каменных церквей эпохи барокко. Городские храмы 2-й пол. XVIII в. отличаются многообразием приемов в исполнении композиции и декорации: упрощенный вариант декора и традиц. план с наосом в виде 2-ярусного октагона были использованы при возведении Воскресенской ц. на Торговой пл. в Путивле (1762, не сохр.); изяществом форм 2-светного наоса, перекрытого куполом с главкой на стройном барабане, и многоярусной колокольней выделялась Покровская ц. на той же площади (1772, не сохр.). К образцам столичного рус. барокко эпохи имп. Елизаветы Петровны восходит план и облик Михайловской ц. в пос. Воронеж Шосткинского р-на Сумской обл. (1776–1781, архит. И. Г. Григорович-Барский), которая напоминает церковные постройки Б. Ф. Растрелли и А. В. Квасова. Трехсвятительская ц. в Лемешах, родном селе Разумовских (работы Григоровича-Барского или С. Карлина) послужила образцом для Преображенской ц. в Глухове (1765), возведенной городским архит. В. Квасовым. В плане наос глуховского храма — триконх, перекрыт повышенным лотковым сводом, ставшим основой для 8-гранного барабана с высоким куполом; фасады над апсидами-певницами украшены элементами в стиле раннего классицизма, сохраняющими родство с барочным архитектурным убранством. Те же элементы (фронтоны с вписанными круглыми окнами), только в упрощенном виде, присущи облику Преображенской ц. в Кролевце (1782). Следование столичным образцам было характерно для усадебного церковного строительства, о чем свидетельствует облик ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя арх. Михаила в с. Дубовичи Кролевецкого р-на Сумской обл., построенной в усадьбе и на средства семейства Кочубеев (ок. 1777–1783, разобрана в 1936). Некогда здесь почиталась чудотворная Дубовичская икона Божией Матери. Церковь представляла в плане триконх, увенчанный барабаном с фонариком и миниатюрной главкой, ее декор включал пилястры, круглые окна во 2-м ярусе; проездные ворота на территорию церковного ансамбля имели вид 2-башенного сооружения с колокольнями. Из деревянных храмов XVIII в. наиболее примечательны Успенский (1730) в с. Чуйковка и Покровский (1777) в с. Пироговка.

Влияние классицизма отразилось и в архитектуре городов епархии. В нач. XIX в. были созданы регулярные планы Конотопа, Коропа, Кролевца. Барочные и раннеклассические приемы и формы в церковной архитектуре уступают место рациональным элементам, благодаря которым подчеркивается геометрия композиционных форм, таких как ротонда барабана, куб наоса, полуцилиндр алтарного объема в Николаевской ц. в с. Полошки Глуховского р-на (1796). Покровская ц. в с. Яновке (с 1928 Червоное, с 1957 и в наст. время Первомайское Глуховского р-на; 1803–1812) — традиционный для укр. архитектуры храм-триконх почти без декоративных элементов. К стилю ампир принадлежала Благовещенская ц. в Путивле (1840, снесена в 50-х гг. XX в.) с крупным куполом-ротондой и 4 меньшими куполами, с колонными портиками по сторонам наоса и многоярусной колокольней. Близкий, но более скромный облик имеет соборный храм в честь Вознесения Господня в Конотопе (1820–1846): без малых куполов вокруг барабана центральной главы, без колокольни и с пилястровыми портиками; тот же тип использован в архитектуре Георгиевской ц. в с. Ходино Глуховского р-на (1848). В стиле К. А. Тона возведены церкви в неорус. стиле в Путивле: («кораблем» с гранеными формами завершений над наосом и колокольней) в честь Можайской иконы свт. Николая Чудотворца (с 1850, освящена в 1863) на Никольской горке над р. Сейм, а также Покровская (Двухрамская) близ Торговой пл. (1865), Успенская в с. Стариково Глуховского р-на (1868), Покровская в с. Вязовое Конотопского р-на (1859–1875), Успенская в с. Вощинино Путивльского р-на (1866). Строительство монументального в честь Владимира, равноапостольного князя, собора в Киеве и расцвет новых городов в зап. областях Российской империи повлияли на перестройку Трех-Анастасиевской ц. в Глухове (1885–1893), выполненную на средства семьи Терещенко, для к-рых была запроектирована родовая усыпальница в новом здании. Церковь была построена в неовизант. стиле по проекту академика архитектуры А. Л. Гуна. Внутреннее убранство церкви было обустроено по принципам визант. зодчества, с низкой алтарной преградой, открывающей вид на алтарь; интерьер был расписан ведущими художниками кон. ХIХ в.: братьями А. А. и П. А. Сведомскими, Н. К. Пимоненко, В. В. Верещагиным, Ф. С. Журавлёвым, Н. И. Мурашко.

Многообразие архитектурных форм кон. XIX — нач. XX в. оставило след и в памятниках К. и Г. е. На Торговой пл. в Путивле на средства настоятеля Молченского мон-ря архим. Маврикия была сооружена т. н. Императорская часовня, освященная 26 авг. 1898 г. во имя св. покровителей имп. Александра III и имп. Николая II (не сохр.). В выбеленном здании часовни причудливо сочетались московская 5-главая композиция с крупным, уплощенным куполом в центре и боковыми декоративными на глухих барабанах главками и узорочная кирпичная декорация в духе посадского зодчества XVII в. В нач. XX в. планировалось возведение ц. во имя св. кн. Александра Невского на ст. Конотоп. В стиле неоклассицизма была возведена Ильинская ц. в с. Шалыгино Глуховского р-на (1906).

Иконопись

Наиболее ранние иконописные памятники на территории епархии относятся к XVII–XVIII вв., напр. 5-ярусный иконостас путивльского Преображенского собора, отмеченный в 1903 г. Ф. Ф. Горностаевым как пример соседства московской иконописи нач. XVII в. и академического искусства кон. XVIII — XIХ в. Из чтимых икон необходимо отметить список явленной чудотворной Молченской иконы Божией Матери, хранящийся в путивльском Молченском монастыре; образ скрыт ризой (1724).

Событием, которое привлекло внимание к художественному наследию К. и Г. е., стала подготовка к проведению в Чернигове XIV археологического съезда (1908). Экспонаты, представленные на выставке, в основном принадлежали собранию созданного накануне съезда Черниговского епархиального древлехранилища. Можно уверенно предположить, что это были предметы, переданные из храмов в связи с их ветхостью и древностью. Среди церквей, чьи старинные утварь и иконы XVII–XIX вв. были выставлены в 1908 г., в каталоге выставки упоминаются: Воздвиженская, Вознесенская, Спасо-Преображенская и Троицкая в г. Короп (ныне Черниговской обл., Украина), кафедральный собор, Николаевская, Преображенская и Трех-Анастасиевская в Глухове, Михаилоархангельская, Троицкая (не сохр.) и Преображенская (не сохр.) в с. Воронеж (ныне Шосткинский р-н Сумской обл.), Успенская в с. Зазерки (ныне Кролевецкого р-на, не сохр.), Вознесенская в с. Княжичи (не сохр.), собор в честь Рождества Пресв. Богородицы и Николаевская в Кролевце, Успенская в с. Вишенки, Успенская в с. Городище, Успенская в с. Конятин, Николаевская в с. Лоска, Рождества Богородицы в с. Оболонье, церкви с. Сохачи и Райгородок, Ильинская в с. Мезин (ныне эти пункты в Черниговской обл., храмы руинированы или не сохр.), церкви в мест. Красный Колядин Конотопского у. у. Др. экспонаты поступили из Глуховского земского музея (создан в 1902, в 1954 фонды были переданы в Сумской обл. краеведческий музей), Конотопской земской управы, Черниговской ДС. Большинство икон, выставленных в 1908 г., принадлежали к произведениям, созданным под влиянием западноевроп. искусства эпохи барокко; предметы лицевого шитья были взяты для экспозиции из храмов, в которых были богатые ризницы.

В 1-й пол. XIX в. в с. Волокитино (ныне Путивльского р-на) помещик А. М. Миклашевский построил в своем имении Покровскую ц. (освящена в 1857). Ее достопримечательностью были иконостасы (центральный и 2 боковых), изготовленные на местной фарфоровой фабрике. Подробное описание храма оставил свт. Филарет (Гумилевский), который посетил его в 1863 г. В ХХ в. храм и его богатейшая утварь были уничтожены.

Лучшими образцами монументальной живописи являются масляные росписи кон. XVIII в. в Преображенской ц. в Глухове (сохр. фрагменты) и кон. XIХ в. в Успенской церкви в с. Вощинино (выполнены в подражание стилю М. В. Нестерова).

Арх.: Гос. архив Черниговской обл. Ф. 679. Оп. 1. Д. 110 (метрические книги церквей Коропского у. за 1786 г.); Д. 111 (метрические книги церквей Коропского у. за 1789 г.); Д. 112 (метрические книги церквей Кролевецкого у. Новгород-Северского наместничества за 1795 г.); Д. 113 (метрические книги церквей Кролевецкого и Коропского уездов за 1806 г.).
Ист.: ПСРЛ. 19082. Т. 2. С. 27; Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 189–205.
Лит.: Бернгард В. Р. Расчет устойчивости и прочности Церкви во имя св. Александра Невского на станции Конотоп и проект ее реставрации // Зодчий. СПб., 1900. Вып. 10; Павлович П. Э. Имение Варвары Васильевны Кочубей, Глуховского уезда, Черниговской губ. К., 1903; Каталог выставки XIV археол. съезда в Чернигове / Под ред. П. М. Добровольского. Чернигов, 1908; Логвин Г. Н. Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль: [Очерк]. М., 1965; Памятники архитектуры и градостроительства Украинской ССР. К., 1986. Т. 4. С. 19, 24–25; В путешествие по Сумщине: Сумы, Ахтырка, Глухов, Конотоп, Кролевец, Лебедин, Путивль, Ромны, Шостка: Путев. / [В. А. Баранкин, В. А. Скакун, Г. Т. Петров и др.]. Харьков, 19842; Путивль: Путев. [Посвящается 1000-летию города] / А. В. Луговской. Харьков, 1988; Курская губ. на старой открытке / Сост.: Ю. В. Донченко. Курск, 2004. С. 156–197; Савельев Ю. Р. «Византийский стиль» в архитектуре России: 2-я пол. XIX — нач. XX в. СПб., 2005. С. 110–111; Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. СПб., 2006. С. 117–119, 192.
С. Н. Жукова, М. А. Маханько
Ключевые слова:
Епархии Украинской Православной Церкви Конотопская и Глуховская епархия Украинской Православной Церкви (УПЦ)
См.также:
БАЛТСКАЯ И АНАНЬЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
БАЛТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Подольской и Брацлавской, Херсонской и Одесской епархий
БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ И БОГУСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
БЕРДЯНСКАЯ И ПРИМОРСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата