Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОНДИНСКИЙ (КОДИНСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МОНАСТЫРЬ
Т. 36, С. 601-603 опубликовано: 16 июля 2019г. 


КОНДИНСКИЙ (КОДИНСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МОНАСТЫРЬ

Кондинский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.
Кондинский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.

Кондинский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.
(Кодинский) , находился в с. Кода (ныне пос. Октябрьское Ханты-Мансийского АО). Название происходит от места расположения - при впадении р. Кондушки (Коды) в р. Обь. Устроению К. м. в 1653 г. предшествовало длительное освоение рус. казаками Обского Севера. Еще в 1583 г. казаки Богдана Брязги, посланные Ермаком вниз по Иртышу, вступили в переговоры с кодским кн. Алачем. Князь признал власть русского царя. Кодские князья приняли Православие. На рубеже XVI и XVII вв. представителями кодского княжеского рода Алачевых были построены приходские Свято-Троицкая и Зосимо-Савватиевская церкви. Тем не менее кодские князья наряду с причтом и со священником при себе держали шаманов, т. н. шайтанщиков. В 1643 г. Кодское княжество было упразднено.

К. м. основан грамотой царя Алексея Михайловича от 20 окт. 1653 г. по ходатайству Сибирского и Тобольского архиеп. Симеона для возрождения и распространения Православия в Кодском городке. Царская грамота была выдана, в частности, в ответ на просьбу остяков 14 волостей бывш. Кодского княжества. Первые постройки К. м. были деревянные. Мон-рю были переданы Свято-Троицкая и Зосимо-Савватиевская церкви, но к нач. 70-х гг. XVII в. они обветшали. В 1668 г. в К. м. была возведена теплая деревянная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с колокольней. В 1731 г. был заложен однокупольный каменный собор во имя Св. Троицы с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца, с 3-ярусной колокольней, имеющей шатровое завершение. Церковь построена каменщиками из далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря под рук. Акинфия Денисова Стафеева по типу «восьмерик на четверике». Главный (холодный) храм освящен 22 февр. 1758 г., теплые приделы - в 1765 г.

В переписи 1673 г. перечислены 26 монастырских старцев, но против 11 имен стоит помета «нет» (вероятно, так отмечали монахов, на которых не выдавалась государева руга). В 1683 г. в К. м. проживало 14 чел. В обитель дважды переводили монахов берёзовского в честь Воскресения Христова монастыря в связи с его закрытием (1656, 1723). В 1750 г. игум. Исаакий ходатайствовал перед митр. Сибирским и Тобольским Сильвестром (Гловацким) о пополнении братии вдовыми священно- и церковнослужителями. В 1757 г. в К. м. пребывало 17 монашествующих (игумен, 6 иеромонахов, иеродиакон, 9 монахов), из них 2 проживали на Кодской Николаевской (Никольской) заимке, в 1763 г.- 9 монашествующих (6 иеромонахов и 3 монаха), 18 служек-бельцов. Церковная реформа 60-х гг. XVII в. была неоднозначно принята братией мон-ря. Видную роль в истории старообрядчества Зауралья в кон. XVII - нач. XVIII в. сыграли строитель К. м. Иоанн (Иванище Кодский) и постриженик этого мон-ря инок Авраамий (Венгерский), нек-рое время проживавшие на заимке К. м. на Исети.

В 50-х гг. XVIII в. братия неоднократно получала порицания от митрополитов Сибирских и Тобольских за ненадлежащее поведение. С 1753 по 1762 г. обязанности игумена выполнял эконом Тобольского архиерейского дома архимандрит Междугорского Иоанновского мон-ря Иакинф, поэтому из иеромонахов назначался наместник.

Монахини и их ученицы Кондинского во имя Св. Троицы мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в.
Монахини и их ученицы Кондинского во имя Св. Троицы мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в.

Монахини и их ученицы Кондинского во имя Св. Троицы мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в.
С основания К. м. старцам и церковному причту была установлена денежная, хлебная и соляная руга. До 1764 г. мон-рь содержал их только за счет собственного хозяйства. В 1662 г. К. м. были отведены земли на р. Исети, где была организована монастырская заимка, ставшая основной житницей К. м. (Кодская Николаевская заимка, Троицкая Кодская пуст., ныне с. Кодское Шатровского р-на Курганской обл.). В нач. 80-х гг. XVII в. там была построена ц. Преображения Господня с приделом свт. Николая Чудотворца. Очевидно, вместо нее был возведен деревянный Троицкий храм с приделами во имя свт. Николая Чудотворца, св. блаженных Прокопия и Иоанна Устюжских. Ок. 1690 г. появилась деревянная Никольская ц. В нач. 60-х гг. XVIII в. возведена каменная Троицкая ц. с Богоявленским и Николаевским приделами. Заимкой управлял строитель. В 1683 г. в ней было 47 крестьянских дворов, 350 дес. земли, покосов на 12 тыс. копен. В 1744 г. в исетских владениях мон-ря было село и 3 деревни, в которых проживало 678 чел. В 1679 г. К. м. получил близлежащие земли в радиусе 3 верст от него. При этом монастырские старцы (выходцы преимущественно из Поморья) также сами приобретали у местного населения сенокосные и рыболовные земли. Развивалось земледелие, скотоводство, работали кузничная и мельничная мастерские, а также существовал слюдяной промысел. С 1678 г. К. м. имел подворье в Тобольске. С XVII в. монастырь использовался как место ссылки преступников и исправления провинившихся лиц духовного звания. Так, в 1765 г. в К. м. были помещены остяки Матфей, Александр и Дмитрий Алачеевы из Низямских юрт. До 1770 г. в обители содержался монах-расстрига Федор Мелес, отличавшийся буйным поведением, грозивший сжечь мон-рь. В 1776 г. с роспуском Запорожской Сечи в К. м. был сослан последний войсковой писарь из казачества - И. Глоба. Пребыванием в К. м. ему заменили смертную казнь.

В 1747 г., во время перевозки арестантской команды на судах в низовье Оби капитаном П. Кружковым и поручиком П. Беляниным, ок. 50 заключенных подняли мятеж. Освободившись, они начали грабить близлежащие поселения. Мятежники напали на К. м. Разграбив монастырь, они взяли в плен зырянина Михаила, которого собирались заставить провести их на территорию Европейской России. Пленник завел злоумышленников в непроходимые места, где погибли и разбойники, и их проводник.

В 1764 г. стал третьеклассным со штатом 12 чел., утратил все владения и лишился крестьян. С 1766 г. до нач. XIX в. мон-рь вернул незначительную часть своих прежних владений, к-рые насельники сдавали в аренду за неимением рабочих рук. В 1765 г. при К. м. было открыто духовное правление с переподчинением ему ряда приходов, приписанных ранее к Самаровскому заказу. В нач. 80-х гг. XVIII в. К. м. подчинялись 6 приходов, в основном состоявших из новокрещенов. Из-за нехватки подготовленных кадров долгое время не удавалось включить К. м. в миссионерскую деятельность на северо-западе Сибири. В 1836 г. при мон-ре была учреждена церковная миссия для проповеди христианства среди «инородцев» Берёзовского края. Начальником миссии и настоятелем К. м. был определен насельник воронежского Митрофанова мон-ря иером. Арсений (по приезде возведен в сан игумена, в 1857 - в сан архимандрита; Ɨ 1864; похоронен в К. м.). Его помощниками и учителями в созданной при монастыре школе стали иеромонахи Аверкий (переведен из воронежского Митрофанова монастыря) и Мелетий (переведен из Дыменского монастыря Тамбовской епархии). С 1844 по 1885 г. в монастырской школе ежегодно обучалось от 1 до 24 русских и от 5 до 14 инородцев. Гос. содержание было установлено для 10 учеников. Также архим. Арсением были открыты 3 школы при приходских храмах в остяцких селениях. По его ходатайству для миссии был устроен походный храм во имя свт. Митрофана Воронежского для крещения аборигенов. Ежегодно удавалось обратить в христианство не более 10 чел. С 60-х гг. XIX в. обсуждался вопрос о целесообразности сохранения Кондинской миссии, т. к. в районе ее действия все население было крещено. Но, по заключению епархиальной инспекции 1882 г., качество обучения в школе было признано низким, а сам К. м.- находящимся в упадке.

Численность братии составляла: в 1867 г.- 4 чел., в 1869 г.- 9, в 1872 г.- 3, в 1874 г.- 6, в 1878-1883 гг.- 3, в 1884 г.- 2 чел. С 1884 г. консистория начала ходатайствовать о закрытии К. м. Постановлением Синода от 18 мая 1891 г. К. м. был обращен в жен. общину с подчинением Иоанно-Введенскому женскому монастырю. Первоначально община была сформирована из сестер Иоанновского монастыря: 5 монахинь, 5 рясофорных послушниц, 9 белиц. Первая наместница - мон. Анна (Дружинина; с 1909 игумения). Община приняла К. м. в весьма плачевном состоянии. 16 окт. 1909 г. обитель получила статус третьеклассного жен. общежительного мон-ря, в 1915 г. в нем проживало 14 монахинь и 5 послушниц. Насельницы продолжали миссионерскую деятельность обители, обучали в школе местных детей, в т. ч. девочек, оказывали врачебную и продовольственную помощь населению. В 1893 г. открыли в Низямах передвижной пункт для обучения хантыйских детей рус. языку. Благодаря пособиям от Синода и пожертвованиям частных лиц была восстановлена монастырская Троицкая ц.

В разные годы К. м. посещали Тобольские архиереи, генерал-губернаторы (в т. ч. М. М. Сперанский), губернаторы, ученые (среди них - Г. Ф. Миллер). В К. м. хранились вклады царских особ: напр., образ «Страшный Суд» на полотне с надписью: «Великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич... пожаловал по своей государевой ко Господу Богу вере, дал сей святой образ... в Сибирь, на великую р. Обь, в обитель Пресвятыя и Живоначальные Троицы, иже нарицается Кодская, на украшение и покаяние в вере Христовой живущим, на просвещение и спасение людей неверных тамо пребывающих. Лета от создания мира 7179 г. месяца ианнуария». Со схожей надписью от царя Феодора Алексеевича был пожалован колокол в 15 пудов, 3 колокольчика зазвонных, книги «Обед душевный» и «Вечеря душевная». Вместе со своим братом Иоанном и с сестрой Софией царь Феодор Алексеевич пожаловал К. м. серебряный с позолотой крест напрестольный и кадило серебряное. Патриархом Московским и всея Руси Адрианом в мон-рь были пожалованы 2 книги Апостол, книги Пролог и Триодь Постная, а также 2 серебряных с позолотой напрестольных креста.

В июне 1918 г. монастырские владения были национализированы, в 1924 г. К. м. закрыли решением Сургутского райисполкома. Последнюю настоятельницу - мон. Серафиму и служившего при церкви свящ. Иакова увезли под конвоем в Тобольск. Небольшая монашеская община действовала при Троицкой ц. до ее закрытия в 1930 г. К дек. 2014 г. сохранилась лишь часть Троицкой ц., к-рая имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. С сент. 2010 г. в ней проводятся ремонтно-реставрационные работы.

Арх.: РГАДА. Ф. 214. Стб. 134. Л. 20.
Лит.: Абрамов Н. А. Описание Берёзовского края // Зап. РГО. СПб., 1857. Кн. 12. С. 392-395; К. В. Г. Епитимщики и колодники Кондинского мон-ря прошлого и начала нынешнего столетия // Календарь Тобольской губ. на 1890 г. Тобольск, 1889. С. 261-268; Головин П. Д. Кондинский Троицкий мон-рь // Тобольские ЕВ. Ч. неофиц. 1892. № 1/2. С. 9-26; № 3/4. С. 68-81; № 5/6. С. 93-100; Миненко Н. А. Сев.-Зап. Сибирь в XVIII - 1-й пол. XIX в.: Ист.-этногр. очерк. Новосиб., 1975. С. 82; Шорохов Л. П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVIII вв. Красноярск, 1983. С. 25, 38, 49, 69-70; Морозов В. М., Пархимович С. Г., Шашков А. Т. Очерки истории Коды. Екатеринбург, 1995. С. 117-175; Мавлютова Г. Ш. Миссионерская деятельность РПЦ в Сев.-Зап. Сибири: (XIX - нач. XX в.). Тюмень, 2001. С. 51-58; Мат-лы к истории Кондинского Троицкого мон-ря, XVII в. / Вступ. ст., публ., коммент.: М. О. Акишин // Российское гос-во в XIV-XVII вв. СПб., 2002. С. 509-532; Кодинский (Кондинский) Свято-Троицкий мон-рь в 1-й пол. XVIII в.: Люди и стены сибирской обители накануне секуляризации: Сб. док-тов / Сост.: С. В. Туров. Тюмень, 2003.
И. Л. Манькова