Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОНГО
Т. 36, С. 576-585 опубликовано: 16 июля 2019г.


КОНГО

[Демократическая Республика Конго; франц. Congo; République Democratique du Congo], гос-во в Центр. Африке. На западе имеет выход к Атлантическому океану (длина береговой линии 37 км). Граничит на севере с Центральноафриканской Республикой и Суданом, на востоке с Угандой, Руандой, Бурунди и Танзанией, на юге с Замбией и Анголой, на западе с Республикой Конго. Территория - 2344,8 тыс. кв. км. Столица - Киншаса (свыше 12 млн чел., по данным на 2014). Крупные города: Лубумбаши (1,786 млн чел.), Мбужи-Майи (1,681 млн чел.), Колвези (453 тыс. чел.) и др. Административно-территориальное деление: 11 провинций (Бандунду, Восточная, Вост. Касаи, Зап. Касаи, Катанга, Киншаса, Маниема, Н. Конго, Сев. Киву, Экваториальная, Юж. Киву). Согласно Конституции 2005 г., планируется проведение административной реформы, в результате которой число провинций увеличится до 26. К.- член ООН (1960), АС (1963; до 2002 ОАЕ), МВФ (1963), МБРР (1963), ВТО (1997).

География

Центральная и зап. части территории располагаются в пределах замкнутой внутриматериковой впадины р. Конго и окружающих ее краевых поднятий. С юга на север, а ниже г. Кисангани с востока на запад всю территорию страны пересекает р. Конго (в верхнем течении - Луалаба). В среднем течении р. Конго распространены древние озерно-аллювиальные равнины (300-380 м), четко дифференцированные по высоте. Краевые части впадины занимают столовые плато высотой 500-600 м; в юж. части страны их высота превышает 1200 м. На западе впадину р. Конго от узкой полосы прибрежной низменности Атлантического океана отделяют горы Майомбе и Хрустальные горы, повышающиеся с севера на юг. Прорезая их, р. Конго образует серию водопадов Ливингстона. В юго-вост. части К. расположены блоковые и складчато-блоковые горы Митумба, песчаниковые плато Кунделунгу и Маника, разделенные широкими тектоническими впадинами. Наиболее возвышенным и расчлененным рельефом отличается восточная окраина страны, охватывающая краевую зону Восточно-Африканского плоскогорья. Вдоль восточной границы страны протягивается Восточно-Африканская рифтовая система, краевые части к-рой представлены горными массивами высотой 2-3 тыс. м (горы Митумба, Угома); наибольшей высоты достигает горстовый массив Рувензори (5109 м - пик Маргерита, высшая точка К.). Территория К. лежит в пределах экваториального и субэкваториального климатических поясов. Речная сеть страны очень густая и многоводная. Свыше 9/10 территории страны принадлежит бассейну р. Конго; на востоке - незначительная часть территории относится к бассейну р. Нил. Крупнейшие реки: Конго и ее правые (Луфира, Лувуа, Арувими, Итимбири, Монгала, Убанги) и левые (Ломами, Лулонга, Руки, Ква) притоки. На востоке, частично в пределах страны, расположены крупные озера: Альберт, Эдуард, Киву, Танганьика, Мверу.

Население

К., по данным на 2014 г., составляло 77,4 млн чел. Ок. 85% принадлежит к языковой семье банту. На севере и востоке страны живут народы, говорящие на языках убангийской подсемьи адамава-убангийских языков (7%): занде, нгбака и другие. Народы, говорящие на нило-сахарских языках (10,1%), населяют северо-восток (мангбету, ленду, алур). Офиц. язык - французский, статусами национальных языков обладают лингала, киконго (конго), чилуба (луба) и суахили. Среднегодовой прирост населения в 2013 г. составил 2,5%. Рождаемость - 35,6 на 1 тыс. чел., смертность - 10 на 1 тыс. чел. Показатель фертильности - 4,8 ребенка приходится на 1 женщину. Детская смертность - 73 на 1 тыс. новорожденных. Средняя продолжительность жизни - 56,5 года (мужчины - 50, женщины - 58 лет). В возрастной структуре: 43,1% - дети в возрасте до 15 лет, 54,3% - лица трудоспособного возраста (от 15 до 64 лет), лица старше 65 лет - 2,6%. Городское население составляет 34,3%.

Государственное устройство

Православный кафедральный собор в Лубумбаши
Православный кафедральный собор в Лубумбаши

Православный кафедральный собор в Лубумбаши
К.- унитарное государство. Конституция принята на референдуме 18-19 дек. 2005 г. Форма правления - президентская республика. Глава гос-ва - президент, избираемый всеобщим тайным голосованием сроком на 5 лет (с правом одного переизбрания). Президентом может быть избран конголезец по рождению, достигший 30 лет, обладающий всей полнотой гражданских и политических прав. Президент руководит Вооруженными силами и возглавляет правительство. Высший орган законодательной власти - 2-палатный парламент. Нижняя палата - Национальное собрание состоит из 500 депутатов, избираемых всеобщим голосованием. В верхней палате - Сенате состоит 108 сенаторов, выдвигаемых провинциями. Срок полномочий Сената и Национального собрания 5 лет. Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством во главе с премьер-министром. Премьер-министра (при одобрении большинства членов парламента) и министров назначает президент.

Религия

Более 50% населения К.- католики, ок. 20% - протестанты, ок. 10% - адепты различных афрохрист. синкретических культов (преимущественно кимбангуизма), ок. 10% - мусульмане; имеются также приверженцы традиционных религ. верований.

Православие

В К. имеются приходы Центральноафриканской митрополии (учреждена в 1958) и Катангской епископии (учреждена в 2006 как Колвезийская, в 2009 переименована в Катангскую) Александрийской Православной Церкви. Православных верующих насчитывается ок. 8 тыс. чел. (конголезцы, греки, русские, румыны и др.). В 2007 г. в Киншасе открылся Православный ун-т Конго.

Римско-католическая Церковь

В К. 6 архиеп-ств: Букаву (епископства-суффраганы: Бутембо-Бени, Гома, Касонго, Кинду, Увира), Кананга (епископства-суффраганы: Кабинда, Коле, Луэбо, Луиза, Мбужи-Майи, Мвека, Тшумбе), Киншаса (епископства-суффраганы: Бома, Идиофа, Инонго, Кенге, Киквит, Кисанту, Матади, Попокабака), Кисангани (епископства-суффраганы: Бондо, Буниа, Бута, Дорума-Дунгу, Исанги, Исиро-Ниангара, Махаги-Ниока, Вамба), Лубумбаши (епископства-суффраганы: Калемие-Кирунгу, Камина, Килва-Касенга, Колвези, Конголо, Маноно, Саканиа-Кипуши), Мбандака-Бикоро (епископства-суффраганы: Басанкусу, Бокунгу-Икела, Буджала, Лисала, Лоло, Молегбе). На нач. XXI в. насчитывалось ок. 40 млн чел., исповедующих католицизм. Католич. Церковь издает в Киншасе на франц. языке еженедельник «Afrique chrétienne», в Кананге на языке луба выходит католич. ежемесячник «Нкуруи-Лулуабург».

Протестантские церкви, деноминации и секты

Англиканская Церковь представлена 9 епископствами (Ару, Бога, Букаву, Касаи, Катанга, Кинду, Киншаса, Кисангани и Сев. Киву) в составе Церкви пров. Конго. Общее число верующих - ок. 300 тыс. чел. (в 431 приходе). С 1970 г. большинство протестант. церквей К. (в т. ч. и Сообщество лютеранских церквей (123 общины, 40 тыс. чел.)) действуют в рамках Церкви Христа как официально признанной организации. Баптисты представлены Баптистским сообществом в Киву (1099 общин, 140 тыс. чел.), Баптистским сообществом Н. Уэле (250 общин, 70 тыс. чел.), Баптистским сообществом реки Конго (221 община, 440 тыс. чел.), Баптистским сообществом Зап. Конго (600 общин, ок. 570 тыс. чел.) и др. К организациям пятидесятников относятся Сообщество Ассамблей Бога в Конго (708 общин, ок. 285 тыс. чел.), Сообщество Ассамблей Бога в Конго (400 общин, свыше 130 тыс. чел.), Сообщество церквей пятидесятницы (1 тыс. общин, свыше 500 тыс. чел.), Сообщество свободных церквей Конго (350 общин, свыше 200 тыс. чел.) и др. Братья представлены Сообществом Ассамблей братьев в Конго (293 общины, 40 тыс. чел.), Сообществом Ассамблей братьев в Шабе (150 общин, 35 тыс. чел.), Сообществом братьев во Христе Гаренганзе (450 общин, свыше 60 тыс. чел.) и др. К методистам относятся Объединенное методистское сообщество в Конго (2432 общины, свыше 550 тыс. чел.), Протестантское сообщество Шабы (20 общин, 12 тыс. чел.) и др. Меннониты образуют Сообщество церкви Братьев меннонитов в Конго (228 общин, свыше 125 тыс. чел.), Меннонитское евангелическое сообщество Юж. Касаи (145 общин, ок. 34 тыс. чел.), Сообщество меннонитов в Конго (350 общин, ок. 113 тыс. чел.) и др. К реформатам относятся Пресвитерианское сообщество в Конго (740 общин, свыше 1,25 млн чел.), Пресвитерианское сообщество Киншасы (52 общины, 30 тыс. чел.). Евангелики объединены в Евангелическое сообщество в Центре Африки (1575 общин, ок. 176 тыс. чел.), Евангелическое сообщество В. Конго (530 общин, ок. 90 тыс. чел.) и др. К конгрегационалистам относятся Евангелическое сообщество Убанди-Монгала (1157 общин, свыше 215 тыс. чел.), Евангелическое сообщество Конго (200 общин, 115 тыс. чел.) и др. Также представлены адвентисты (Евангелическое сообщество адвентистов седьмого дня, 970 общин, ок. 600 тыс. чел.), движение святости (Методистское свободное сообщество в Вост. Конго, 540 общин, свыше 150 тыс. чел.), Армия спасения (Сообщество Армии спасения, 595 общин, свыше 80 тыс. чел.), Иеговы свидетели (1327 общин, ок. 300 тыс. чел.), Новоапостольская Церковь (700 общин, ок. 1,5 млн чел.) и др.

Крупнейшей из Национальных африканских церквей является Церковь Иисуса Христа на Земле, основанная пророком Симоном Кимбангу. Число ее последователей - свыше 7,5 млн чел. (12 тыс. общин). Приверженцев Африканской Апостольской Церкви насчитывается свыше 300 тыс. чел. (1100 общин).

Ислам

суннитского толка распространен преимущественно на востоке страны среди населения, говорящего на суахили. В 1972 г. создано Мусульманское сообщество, которое является официально признанной религ. орг-цией, однако объединяет лишь часть мусульм. общины. Помимо нее действуют др. ислам. орг-ции.

Традиционные верования

представлены анимизмом, культом предков и др.

Новые религиозные движения

представлены бахаизмом (см. Бахаи религия). Число приверженцев составляет свыше 200 тыс. чел.

Религиозное законодательство

Конституция К. провозглашает право граждан на свободу вероисповедания (ст. 22), запрещает любую дискриминацию по конфессиональной принадлежности. Все религ. организации объявлены равными перед законом и должны пройти обязательную процедуру государственной регистрации. Периодически проводятся консультации с представителями 5 крупнейших религ. организаций (католической, протестантской, православной, мусульманской и кимбангуистской). Религ. орг-ции имеют право основывать учебные заведения (напр., католич. ун-ты в Букаву и Бутембо, протестант. ун-т в Лубумбаши, православный - в Киншасе).

История

П. Лумумба. Фотография. Кон. 50-х гг. ХХ в.
П. Лумумба. Фотография. Кон. 50-х гг. ХХ в.

П. Лумумба. Фотография. Кон. 50-х гг. ХХ в.
Каменные орудия, обнаруженные в верховьях рек Касаи, Луабалы, Луапулы и оз. Виктория, свидетельствуют о заселении территории К. в эпоху раннего палеолита. Для периода т. н. среднего каменного века характерна тумбийская культура (разновидность культуры Санго; 55-45 тыс. лет назад). Поздний палеолит представлен культурами Диокосьен и Лупембе (30-15 тыс. лет назад). К периоду мезолита относятся стоянки читольской культуры (15-3 тыс. лет назад) на плато Бена-Читоле (пров. Катанга) и в окрестностях Киншасы. Самые ранние свидетельства обработки металла (метеоритное железо; сер. V в. до Р. Х.) обнаружены в пров. Катанга, территория к-рой считается одним из древнейших центров черной металлургии в Африке. Автохтонным населением К. считают пигмеев, бушменов и готтентотов, к-рых в нач. I тыс. по Р. Х. вытеснили народы банту.

В нач. IX в. на севере совр. пров. Катанга появились первые политические образования, относящиеся к культуре Кисале. Они состояли из деревень, к-рые объединялись в шефферии. На рубеже XIII и XIV вв. на их основе сложились первые гос. образования (именуются иногда империями и королевствами) - Конго, Матамба, Каконго и Нгойо, Куба, Луба, Лунда, Касонго.

В 1482 г. в устье р. Конго высадились португальцы во главе с Д. Каном. Вслед за первыми европейцами в К. стали проникать католич. миссионеры (францисканцы, доминиканцы и др.). В 1491 г. правитель государства Конго принял христианство; в столице Сан-Салвадоре (ныне Мбанза-Конго в Сев.-Зап. Анголе) был построен каменный храм. В том же году при поддержке португальцев правитель подавил все движения африканцев, выступавших против насильственной христианизации. В нач. XVI в. сын кор. Конго Афонсу I учился в Португалии, а в 1521 г. стал первым епископом-конголезцем. В XVI в. К. превратилось в основной район португ. работорговли, что значительно замедлило христианизацию местного населения, т. к. миссионеры активно участвовали в торговле невольниками. Возрождение миссионерской активности среди баконго пришлось на XVII в. С 1618 г. на территории страны проповедовали капуцины из Италии и Испании. К кон. XVII в. было крещено ок. 300 тыс. конголезцев. В 1619 г. в К. прибыли иезуиты, открывшие свою коллегию в Сан-Салвадоре в 1624 г. В 1640 г. была учреждена апостольская префектура К.

В 1703 г. в гос-ве Конго возникло антиевроп. движение (т. н. антонианская ересь), ставившее своей целью борьбу против засилья португальцев, католич. духовенства и восстановление единого гос-ва под властью сильного правителя. Основательницей движения являлась некая Беатриче, именовавшая себя св. Антонием. В 1706 г. движение приняло форму открытого народного восстания, но в нач. 1709 г. оно было подавлено конголезской знатью. Развитие работорговли, постоянные междоусобные войны привели к упадку конголезских гос-в. В кон. XIX в. территория К. стала объектом внимания европ. исследователей и экспансии европ. гос-в.

В 1876 г. бельг. король Леопольд II созвал в Брюсселе Международную географическую конференцию, а также организовал Международную Африканскую ассоциацию (с 1882 Международная ассоциация Конго). В 1878 г. была создана бельг. компания «Комитет по изучению Верхнего Конго». На левобережье р. Конго появилась сеть факторий, бельг. эмиссары заключили с местными вождями ряд соглашений, позволивших Леопольду II установить контроль над значительной территорией К. Берлинская конференция 1884-1885 гг. признала бельг. короля сувереном захваченной территории, получившей название Независимое государство Конго (НГК).

Главной экспортной отраслью НГК стал натуральный каучук, пользовавшийся большим спросом в Европе. В 1898 г. было открыто движение по 1-й железнодорожной линии Матади-Леопольдвиль (ныне Киншаса; 435 км). В 1888 г. создана колониальная армия. Помимо нее имелись и др. воинские формирования: Туземная милиция, Катангский корпус. В 1894 г. в НГК была введена воинская повинность. Солдаты проходили службу в течение 7 лет и могли брать с собой жен и детей. Покорение бельгийцами местного населения К. сопровождалось жестокостью и произволом, что вызывало сопротивление местного населения. Наиболее крупными выступлениями стали восстания народов кусу, луба, тетела в 1895, 1897-1900 гг.

При создании НГК кор. Леопольд II добился от Св. Престола контроля над католич. миссиями, к-рые должны были возглавлять бельгийцы. В 1917 г. был посвящен в сан пресвитера первый конголезец (епископ с 1956). Светские власти пытались противодействовать распространению протестант. церквей в К. Тем не менее в кон. 70-х гг. XIX в. в страну стали прибывать протестанты. Первыми миссии в К. учредили брит. баптисты (1878). В 1891 г. прибыли амер. пресвитериане, в 1913 г.- методисты из Великобритании и США. В 1902 г. в Леопольдвиле состоялась 1-я встреча представителей всех протестантских миссий на территории К., положившая начало Миссионерской конференции Конго. В 1922 г. на ее основе был создан Христианский совет Конго (с 1924 Протестантский совет Конго).\tab

В нач. XX в. в европ. печати развернулась кампания против режима кор. Леопольда II. 15 нояб. 1908 г. он был вынужден подписать декрет о преобразовании НГК в колонию Бельгии - Бельгийское Конго (БК).

В годы первой мировой войны колониальные войска БК принимали участие в военных действиях в районе оз. Танганьика, в Камеруне, на границе с Руандой-Урунди. В этот период европ. компании, преимущественно Бельгии, Великобритании, Франции, а также США, увеличили добычу в БК полезных ископаемых, организовали выращивание каучуконосов, создали плантации кофе и какао. Разработка недр сопровождалась развитием горнодобывающей промышленности, транспорта, энергетики. Возникли крупные промышленные центры в провинциях Катанга, Киву и в Леопольдвиле. В этот период свои миссии в К. организовали пятидесятники: Евангелическую миссию Конго (1915), Британские Ассамблеи Бога (1918) и др. В 1926 г. столица БК была перенесена из Бомы в Леопольдвиль. В 20-30-х гг. ХХ в. начался подъем национально-освободительного движения. Одной из ее форм стали политико-религ. движения и секты (кимбангуизм, тайное об-во «людей-леопардов» и др.; по нек-рым данным, их количество доходило до 500).

В 1946 г. конголезцы добились права на создание профсоюзов. В 50-х гг. появились культурно-просветительные орг-ции, выступавшие с требованием предоставления БК независимости, впосл. оформившиеся в политические партии: Альянс народа баконго под рук. Ж. Касавубу (1959), Национальное движение Конго во главе с П. Лумумбой (НДК; 1958), Конфедерация ассоциаций Катанги, вошедшая в 1965 г. в Конголезский национальный конвент. В 1956 г. была опубликована «Декларация епископов Бельгийского Конго и Руанды-Урунди», в к-рой католич. Церковь фактически выступила с критикой злоупотреблений колониальных властей и призывом предоставить независимость БК. В 1959 г. в БК вспыхнуло антиколониальное восстание. Попытки навести порядок с помощью частичных реформ не увенчались успехом. На конференциях «круглого стола» в Брюсселе (янв.-февр. 1960) Бельгия согласилась предоставить БК независимость.

30 июня 1960 г. в Леопольдвиле бельг. король Бодуэн I объявил о создании независимой Республики Конго (РК). Ее президентом был избран Касавубу, премьер-министром - Лумумба. Через 5 дней после провозглашения независимости сторонниками сохранения тесных связей с бывш. метрополией был организован антиправительственный мятеж. Лумумба был фактически отстранен от власти (5 сент. 1961 официально лишен поста премьер-министра), в К. ввели бельгийские войска. В янв. 1961 г. Лумумба был убит. В авг. 1961 г. было сформировано новое правительство во главе с С. Адулой. 1 авг. 1964 г. вступила в силу новая конституция, установившая президентскую систему правления и федеративное устройство гос-ва. РК была переименована в Демократическую Республику Конго (ДРК).

В 1963-1964 гг. в ДРК продолжалась гражданская война между офиц. властями и сторонниками Лумумбы, провозгласившими Народную Республику Конго (НРК) со столицей в Стэнливиле. К авг. 1964 г. повстанцы контролировали ок. 2/3 территории К. В нояб. 1964 г. в ходе операции «Красный дракон», осуществленной при поддержке вооруженных сил Великобритании, Бельгии и США, НРК была ликвидирована. В нояб. 1965 г. в результате гос. переворота к власти пришел генерал Ж. Д. Мобуту, запретивший деятельность всех политических партий. 20 мая 1967 г. была создана правящая партия «Народное движение революции». В 1971 г. Мобуту провозгласил доктрину «возвращения к истокам», суть которой состояла в избавлении от всего западного, навязанного в эпоху колониализма, и в возрождении африкан. традиций. В том же году ДРК переименована в Республику Заир. В 1972 г. Мобуту принял имя Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду Ва За Банга («Воин, идущий от победы к победе, которого никто не может остановить»). Тем не менее в 80-х гг. появились политические объединения, критиковавшие режим личной власти Мобуту: напр., «Союз за демократию и социальный прогресс», «Конголезский фронт за восстановление демократии» и др. За годы правления Мобуту (1965-1997) экономика К. пришла в упадок.

Переориентация католич. Церкви от поддержки колониальных властей к критике их злоупотреблений способствовала сохранению доминирующего положения католицизма в К. после провозглашения независимости, несмотря на принятие закона об отделении Церкви от гос-ва, а школы - от Церкви (1960). 10 нояб. 1959 г. папа Римский Иоанн XXIII учредил на территории К. 6 архиепископств. В 1960 г. в К. действовали 6 архиеп-ств, 25 еп-ств, 7 апостольских префектур. Однако после установления режима Мобуту и начала борьбы против зап. влияния католич. священники, выступившие с резкой критикой президента, подверглись репрессиям, ок. 200 священников были убиты. Впрочем, уменьшить влияние католической Церкви властям не удалось. В 1970 г. единственной официально признанной протестант. орг-цией являлась Церковь Христа в Заире, объединившая различные протестант. сообщества. К 1972 г. гос-во официально признало Римско-католическую Церковь, Церковь Христа в Заире, Александрийскую Православную Церковь и кимбангуистскую Церковь, а также Мусульманское сообщество, Иудейское сообщество и Ассамблею Бахаи. К кон. 70-х гг. католич. Церковь сумела восстановить свои позиции в К. В 1980 г. состоялся пастырский визит в К. папы Иоанна Павла II (2-й раз посетил К. в 1985).

В 1990 г. Мобуту заявил о введении многопартийной системы, однако уже через 3 года начал преследовать политических оппонентов. В сер. 1996 г. в вост. районы К. вторглись вооруженные отряды руандийских хуту. Уничтожение ими местных тутси (баньямуленге), осуществляемое с молчаливого согласия правительства К., спровоцировало начало гражданской войны. Восставшие тутси присоединились к оппозиционным формированиям, объединившимся в Альянс демократических сил за освобождение Заира (АФДЛ) во главе с Л. Д. Кабилой. В мае 1997 г. отряды АФДЛ вступили в Киншасу. Мобуту бежал из страны. Кабила провозгласил себя президентом. Символика режима Мобуту была упразднена, восстановлены прежние гимн, флаг и название страны - Демократическая Республика Конго.

С приходом к власти Кабилы в К. обострились межэтнические и клановые противоречия. Страна была разделена на 3 зоны. В гражданскую войну были втянуты также приграничные с К. гос-ва. На стороне правительственных сил выступили Ангола, Намибия, Зимбабве, оппозицию поддержали Бурунди, Руанда, Уганда. В 1999 г. в Лусаке (Замбия) все стороны конфликта подписали соглашение о прекращении огня. Контроль за его соблюдением был возложен на Миссию ООН в К. (создана 30 нояб. 1999 Советом Безопасности ООН). Однако ни повстанцы, ни соседние гос-ва не выполнили это соглашение.

В нач. 2001 г. Л. Д. Кабила был убит. Президентом стал его сын Ж. Кабила. В 2002 г. в Претории (ЮАР) состоялся т. н. Межконголезский диалог, в результате к-рого было подписано «Глобальное и Всеобъемлющее соглашение о структурах переходного периода», предусматривавшее политическое урегулирование в К. На время переходного периода президентом страны назначен Кабила, его заместителями стали А. Й. Ндомбаси, А. З. Нгома, Ж. П. Бемба и А. Руберва, представлявшие вооруженную оппозицию. Были подписаны мирные соглашения с Руандой и Угандой.

В февр. 2006 г. Кабила подписал новую конституцию. Президентские выборы 2006 г. завершились победой Кабилы (переизбран в 2011). На парламентских выборах победу одержала пропрезидентская Народная партия за восстановление и демократию. Проведение выборов не способствовало стабилизации обстановки в К. В нач. 10-х гг. XXI в. в К. продолжается борьба правительственных сил с незаконными вооруженными формированиями, поддерживаемыми извне (особенно в вост. регионах).

Лит.: Vansina J. Les anciens royaumes de la Savane. Léopoldville, 1965; Винокуров Ю. Н., Орлова А. С., Субботин В. А. История Заира в новое и новейшее время. М., 1982; Ndaywel è Nziem I. Histoire générale du Congo: De l'héritage ancient à la République Démocratique. Brux., 1998; Винокуров Ю. Н. Демократическая Республика Конго: Власть и оппозиция. М., 2003; Braeckman C. Les Nouveaux Prédateurs: Politique des Puissances en Afrique Centrale. P., 2003. Brux., 20092; Ilunga Mpunga D. Etienne Tshisekedi: Le sens d'un combat. P., 2007; Mova Sakanyi
Г. М. Сидорова