Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОЛЛЕГИЯ КАРДИНАЛОВ
Т. 36, С. 321-323 опубликовано: 29 мая 2019г.


КОЛЛЕГИЯ КАРДИНАЛОВ

[лат. Collegium Cardinalium], орган верховной власти в Римско-католической Церкви; состоит из кардиналов и возглавляется деканом. Согласно ныне действующему Кодексу канонического права 1983 г. (см. Codex iuris canonici), кардиналы католич. Церкви составляют особую коллегию, наделенную правомочиями избирать папу Римского, а также оказывать ему помощь в управлении Церковью, «действуя коллегиально», т. е. когда кардиналы «созываются вместе для обсуждения вопросов, имеющих важное значение» (CIC. 349). К. к. избирает папу Римского на конклаве по нормам, установленным апостольской конституцией папы Римского Иоанна Павла II «Universi Dominici gregis» от 22 февр. 1996 г., а коллегиальную деятельность осуществляет преимущественно на консисториях, созываемых Римским папой и под его председательством для обсуждения важных вопросов (CIC. 353). К. к. наделяется чрезвычайными правомочиями по управлению католич. Церковью в период вакации Папского престола (sede vacante; CIC. 359); объем полномочий также установлен конституцией «Universi Dominici gregis». Так, на К. к. возлагаются функции, гл. обр. связанные с подготовкой и проведением конклава, и лишь чрезвычайные обстоятельства, требующие немедленного решения, могут быть обсуждены К. к., если за это выскажется большинство ее членов (Universi Dominici gregis. I 2, 6). В период sede vacante К. к. лишена права вносить к.-л. изменения в каноны и законодательные акты (Ibid. I 4), она не имеет власти или юрисдикции в делах, относящихся к ведению Папского престола (Ibid. I 1, 3).

К. к. делится на 3 чина: кардиналов-епископов, кардиналов-пресвитеров и кардиналов-диаконов с титулами пригородных рим. епархий, рим. приходов и диаконий (CIC. 350 § 1-2), что является символом принадлежности кардиналов к римскому клиру. Деление К. к. на 3 чина определяет формальное старшинство кардиналов в структуре коллегии, но не влияет на права и привилегии, к-рыми все кардиналы наделяются в равном объеме (об истории формирования чинов кардиналов и их особенностях см. ст. Кардинал). Патриархи Восточных католических Церквей, возведенные в достоинство кардинала, включаются в К. к. с титулом своего Патриаршего престола (CIC. 350 § 3). Декан К. к. имеет титул кардинала-епископа Остии (CIC. 350 § 4). Помимо декана в структуре К. к. имеется субдекан, к-рый замещает декана в случае возникновения канонических препятствий. Декан и субдекан избираются кардиналами-епископами и утверждаются папой Римским; они обязаны постоянно проживать в Риме, считаются первыми среди равных и не облечены к.-л. властью управления в отношении др. кардиналов (CIC. 352).

Формирование К. к. как коллегиального органа управления католич. Церковью связано с ростом влияния кардиналов, к-рые в качестве представителей рим. клира получили в XI в. исключительное право избирать Римского епископа. Желая в рамках григорианской реформы освободить папскую администрацию от светского влияния со стороны герм. императоров и знатных рим. семей, 13 апр. 1059 г. папа Римский Николай II буллой «In nomine Domini» закрепил право избирать папу только за семью рим. кардиналами-епископами. В кон. XI в. в ходе борьбы за инвеституру текст буллы был сфальсифицирован поддерживавшими герм. императора и антипапу Климента III (1080-1100) кардиналами, к-рые заменили в тексте буллы слова «кардиналы-епископы» словом «кардиналы», добиваясь т. о. получения всеми кардиналами исключительных прав на участие в выборах Римского папы. В условиях противостояния антипапе Клименту III папа Римский Урбан II (1088-1099) согласился расширить коллегию выборщиков папы, включив в нее кардиналов-пресвитеров (титулярных пресвитерских церквей было 25, затем 28) и кардиналов-диаконов (титулярных рим. диаконий было 18). При папе Римском Пасхалии II (1099-1118) завершилось формирование состава К. к. До 1100 г. встречаются упоминания о кардиналах-субдиаконах (напр., палатинские кардиналы-субдиаконы, т. е. субдиаконы Латеранской базилики и папского Латеранского дворца), однако 21 рим. субдиакон в состав К. к. включен не был.

Появление у кардиналов особых прав и привилегий способствовало превращению К. к. в высший орган церковного управления. Деятели григорианской реформы кард. Петр Дамиани и канонист кард. Деусдедит одними из первых указывали на высокое место кардиналов как ближайших помощников папы Римского в иерархии католич. Церкви, сравнивая их с рим. сенаторами. Папа Урбан II ввел практику регулярного созыва кардиналов на совещания (консистории) для обсуждения наиболее важных вопросов вероучительного и адм. характера. В источниках кон. XI - сер. XII в. собрание кардиналов во главе с папой именовалось «senatus Romani Pontificis» (сенат Римского епископа), «corpus» (объединение), «congregatio» (собрание), «societas» (общество), «coetus» (группа), «universitas» (совокупность), по отношению к такому собранию использовались аналогии монарха и сената, епископа и каноников соборного капитула, аббата мон-ря и братии. К. к. отождествлялась с сенатом в ранее действовавшем Кодексе канонического права 1917 г., где она именовалась «сенатом Римского епископа» (CIC (1917). 230).

В сер. XII в. собранию кардиналов усваиваются права особой корпорации и появляется ее наименование - Свящ. К. к. (Sacrum cardinalium collegium), к-рое было введено в употребление в связи с протестом кардиналов по поводу процесса над Гильбертом Порретанским, проведенного без их участия папой Римским Евгением III во время Собора в Реймсе (1148). К 1150 г. относят организационное оформление К. к. как отдельной корпорации, за к-рой папа Евгений III закрепил наименование Свящ. К. к. (использовалось до 1983; в ныне действующем Кодексе канонического права К. к. не называется Священной, но в конституции «Universi Dominici gregis» это наименование используется). С оформлением К. к. как коллегиального органа нек-рые исследователи связывают появление должности кардинала-камерленго К. к. (сamerarius Sacri collegii), к-рому поручалось управление имуществом и финансами К. к., однако в документах о должности камерленго К. к. впервые упоминается в 1272 г. 18 июля 1289 г. папа Римский Николай IV предоставил К. к. право на получение половины доходов Папского престола от нек-рых налогов и сборов (в т. ч. денария святого Петра, сборов за назначение на епископскую кафедру, выплат во время посещения епископами Рима ad limina apostolorum и др.). Появление и постепенное увеличение доходов К. к. от принадлежавшего ей имущества и получение части папских выплат обеспечили кардиналам финансовую независимость от Римского папы, что позволяло в значительной степени контролировать принятие решений Папским престолом. Одним из вопросов, по к-рому К. к. в течение длительного времени оспаривала право единоличного решения Римского папы, было назначение новых кардиналов. В период расцвета концилиаризма (см. Соборное движение) декретом Базельского Собора «De numero et qualìtate cardinalium» от 26 марта 1436 г. была закреплена необходимость получения письменного согласия большинства членов К. к. на назначение новых кардиналов, однако эту меру упразднил папа Римский Лев Х, который в 1517 г. назначил новых кардиналов без согласия К. к. Безоговорочное право папы Римского назначать кардиналов по своему усмотрению было окончательно установлено буллой папы Римского Сикста V «Postquam verum ille» от 3 дек. 1586 г., в к-рой функция К. к. при назначении ее новых членов сводится к совету. В ныне действующем Кодексе канонического права 1983 г. предусмотрено оглашение перед К. к. декрета Римского папы о возведении кого-либо в достоинство кардинала, но для такого возведения согласия К. к. не требуется (CIC. 351 § 2).

Со временем у К. к. сложился аппарат управления; к XX в. он состоял из секретаря, субститута, минутанта, помощника минутанта, бухгалтера, депозитария, архивиста и писца. В 1625 г. папа Римский Урбан VIII учредил архив К. к. Разрушение к сер. XIX в. бенефициарной системы управления церковным имуществом (см. Бенефиций) в результате наполеоновских войн и буржуазных революций, а также упразднение Папского гос-ва в 1870 г. вслед. объединения Италии (Рисорджименто) привели к возникновению централизованного финансирования кардиналов из средств Папского престола в виде пенсий и выплат.

Ист.: CIC (1917). 230-241; CIC. 349-359; Universi Dominici gregis // AAS. 1996. Vol. 88. P. 305-343.
Лит.: Sägmüller J. B. Die Thätigkeit u. Stellung der Cardinäle bis Papst Bonifaz VIII. Freiburg i. Br., 1896; Pásztor E. Riforma della Chiesa nel sec. XI e l'origine del collegio dei cardinali // Studi sul medioevo cristiano. R., 1974. T. 2. P. 609-625; Broderick J. F. The Sacred College of Cardinals: Size and Geographical Composition (1099-1986) // AHPont. 1987. Vol. 25. P. 7-71; Robinson I. S. The Papacy 1073-1198: Continuity and Innovation. Camb., 1990.
В. В. Тюшагин
Ключевые слова:
Римско-католическая Церковь Коллегия кардиналов, орган верховной власти в Римско-католической Церкви
См.также:
АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
АЛЬБАТЫ - см. Флагелланты
АЛЬДХЕЛЬМ (ок. 640-709), еп. Шерборнский, св. (пам. зап. в Англии 25 мая )
АЛЬТХАУС Пауль (1888-1966), нем. протестант. теолог, представитель неолютеранства