Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛИМЕНТ
Т. 35, С. 483-485 опубликовано: 28 марта 2019г.


КЛИМЕНТ

(Перестюк Андрей Адамович, 15.10.1904, с. Астраханка Южно-Уссурийского у. Приморской обл.- 14.05.1986, Свердловск (ныне Екатеринбург)), архиеп. Свердловский и Курганский. Род. в многодетной крестьянской семье, переселившейся на Дальн. Восток из Киевской губ. В 1916 г. окончил церковноприходскую школу. В янв. 1917 г. поступил послушником в Уссурийский во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь (близ ст. Шмаковка). После закрытия обители в 1924 г., служил с дек. 1925 по 1929 г. псаломщиком в церкви с. Воздвиженка (ныне в Уссурийском городском окр. Приморского края). Затем до 1931 г. нес послушание иподиакона Хабаровского еп. Пантелеимона (Максунова) и служил псаломщиком при кафедральном храме г. Хабаровска.

Климент (Перестюк), еп. Свердловский и Курганский. Фотография. 1966 г.
Климент (Перестюк), еп. Свердловский и Курганский. Фотография. 1966 г.

Климент (Перестюк), еп. Свердловский и Курганский. Фотография. 1966 г.

После выезда в Китай, 19 дек. 1931 г. Камчатским еп. Нестором (Анисимовым; впосл. митрополит) в Харбине был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Климента, еп. Анкирского, а 27 дек. рукоположен во диакона к Скорбященской ц. харбинского Камчатского подворья и назначен ризничим. 25 мая 1933 г. рукоположен архиеп. Нестором во иерея, назначен благочинным храма и монашествующей братии Обители милосердия при Камчатском подворье. В 1934 г. с отличием окончил 3-годичные богословские курсы в Харбине.

31 мая 1937 г. причислен к братии Казанско-Богородицкого мон-ря в Харбине с временным командированием к Введенской ц. на железнодорожной ст. Фуляэрди (Маньчжурия). 14 окт. того же года командирован на ст. Барим для устройства церкви и организации прихода. 16 сент. 1939 г. переведен на должность настоятеля ц. во имя св. Александра Невского на ст. Бухэду. 14 апр. 1941 г. назначен настоятелем ц. во имя св. ап. Иоанна Богослова при приюте-училище «Русский дом» в Харбине и преподавателем Закона Божия в этом же уч-ще. Одновременно состоял преподавателем церковного устава и церковнослав. языка Харбинской ДС. Прослушал полный курс Богословского ин-та св. Владимира в Харбине (1941-1944). 8 июня 1945 г. назначен священником к молитвенному дому на ст. Ламадянцзы. В 1946 г. возведен в сан игумена. 14 сент. 1948 г. переведен на ст. Ананси временно исполняющим обязанности настоятеля ц. во имя св. апостолов Петра и Павла. 7 марта 1949 г. перемещен на должность настоятеля ц. во имя прп. Сергия Радонежского на ст. Барим. В окт. 1951 г. назначен настоятелем харбинского Богородице-Казанского мон-ря. 26 окт. того же года возведен в сан архимандрита.

В сент. 1955 г. возвратился в СССР, был принят в клир Иркутской и Читинской епархии с назначением священником иркутского Знаменского кафедрального собора. С 1 апр. 1956 г. по совместительству заведовал иркутским епархиальным свечным заводом. 18 дек. того же года назначен на должность ключаря иркутского Знаменского кафедрального собора. 12 сент. 1957 г. переведен в Хабаровскую и Владивостокскую епархию и назначен на должность настоятеля Покровской ц. г. Ворошилова (с нояб. 1957 Уссурийск), одновременно назначен благочинным церквей Приморского окр. Хабаровской епархии.

8 окт. 1966 г. постановлением Свящ. Синода РПЦ был определен епископом Свердловским и Курганским, временно управляющим Челябинской епархией. 23 окт. в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры патриарх Алексий I возглавил хиротонию К. Еще находясь в Москве, К. на приеме у председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. А. Куроедова и его заместителя В. Г. Фурова просил принять заявление верующих об открытии 2-го храма в Свердловске и разрешить колокольный звон в Свердловской обл., но получил отказ.

С первых шагов в управлении Свердловской и Челябинской епархиями К. активно занимался практической богослужебной и церковно-адм. деятельностью, проявляя себя, по выражению сотрудников Совета по делам религий, «ревностным церковником». Уполномоченный Совета по делам религий по Свердловской обл. в отчетах обращал внимание на строгое следование К. церковным канонам и заповедям: «…его мир ограничивается церковью, епархиальным управлением и домом». Отмечалось, что священники кафедрального собора г. Свердловска называли К. «молитвенником» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Ед. хр. 161. Л. 20-21). Богослужения К. совершал благолепно и торжественно, не допуская сокращений; ему сослужили не менее 4-6 молодых иподиаконов. Архиерейские службы стали проводиться им 2-3 раза в неделю; он взял на себя чтение акафистов в кафедральном соборе. Несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье, К. совершал частые поездки по приходам Свердловской и Челябинской епархий, посетив к кон. 1968 г. все приходы, в нек-рых побывал и служил по неск. раз.

К. привлек к служению знакомых ему по Харбинской епархии клириков, которые, согласно отчетам уполномоченных Совета, выделялись среди остального духовенства высокой образованностью и были активными сторонниками начинаний епископа. К. стремился добиться перевода в свои епархии др. реэмигрантов из Китая, молодых и энергичных священнослужителей из разных епархий РПЦ, но в большинстве случаев этому препятствовали гражданские власти. Нехватку приходского духовенства К. пытался преодолевать с помощью приобщения к церковному служению молодежи, давал своим иподиаконам рекомендации для поступления в духовную семинарию. Архиерей рукополагал семинаристов, иногда первокурсников, во диаконов и посылал их на приходы.

Одной из главных проблем, с которой столкнулся К., было крайне недостаточное количество церквей. В таких крупных городах, как Свердловск и Челябинск, имелось по одному действующему храму. Всего в Свердловской епархии в это время насчитывался 31 приход (21 в Свердловской обл. и 10 в Курганской), в Челябинской епархии - 15 приходов. К. неоднократно поднимал во время встреч с уполномоченным по Свердловской обл. вопросы открытия еще одной церкви в Свердловске, кроме имевшегося собора, церкви в г. Камышлове, крестильной комнаты при церкви в Красноуфимске; обсуждались также вопросы о разрешении колокольного звона в действующих приходах и об увеличении окладов некоторым священникам. Уполномоченный Совета по Челябинской обл. отмечал, что до 1968 г. поездки К. по епархиям «обычно кончались тем, что вслед за ним к уполномоченному являлись ходатаи об увеличении количества священнослужителей, об открытии вторых церквей» (Там же. Л. 79). Под теми или иными предлогами эти просьбы отклонялись. На протяжении ряда лет К. безуспешно пытался добиться разрешения на преобразование Симеоновской ц. г. Челябинска в кафедральный собор, предполагая в дальнейшем возобновление самостоятельной Челябинской епархии. Кроме того, архиерей ходатайствовал о передаче верующим здания Челябинского областного краеведческого музея, располагавшегося в то время в здании ц. во имя Пресв. Троицы. К. просил вернуть и здание храма св. Александра Невского в г. Троицке, в котором также располагался краеведческий музей. Эти ходатайства были отвергнуты.

К. провел ряд мероприятий по оздоровлению финансовой ситуации в подведомственных ему епархиях. Он снизил собственные командировочные выплаты (сопровождающим епископа лицам были оставлены прежние ставки). При выездах в храмы Свердловской епархии епископ сокращал число сопровождавших его лиц в случаях, если на местах имелось достаточное количество священнослужителей для архиерейского богослужения. Архиерей добивался увеличения денежных отчислений приходов в епархиальное управление и Патриархию с одновременным снижением размеров принудительных взносов в Фонд мира. В регулярных беседах с церковными старостами К. интересовался состоянием богослужебных, финансовых и хозяйственных дел приходов и рекомендовал при нарушениях со стороны местных властей писать жалобы на их противоправные действия; эти жалобы К. предъявлял при встречах с уполномоченным. Сам архиерей на приеме у заместителя председателя Свердловского облисполкома Г. Ф. Важенина жаловался на нарушение местными властями «принципа добровольности отчисления церковных денег в фонд мира» (Там же. Л. 87).

К. постоянно сталкивался с вмешательством в церковные дела светских властей через подконтрольных им членов советов приходов. Особое возмущение архиерея вызвал в 1967 г. случай отстранения решением приходского совета от совершения богослужений священника Симеоновской ц. г. Челябинска Антония Шмакова за то, что он крестил ребенка без регистрации (для последующего уведомления властей) и отпел покойника также «без записи». В письме управляющему делами Московской Патриархии Таллинскому архиеп. Алексию (Ридигеру; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий II) К. просил «обратить должное внимание на вероломные действия церковного совета, ведущие к разрушению церковной жизни и прихода». «Существующее положение Русской Православной Церкви,- писал архиерей,- к сожалению, юридически дает право церковным советам не считаться ни со своими пастырями, которые для них не более, как наемные служащие, ни даже с правящим Архиереем, которому не дано право вмешиваться в дела церковных советов…» (Там же. Л. 17). Чтобы бороться с подобной ситуацией, К. в некоторых случаях пытался добиться назначения в приходские советы людей, поддерживавших его планы по активизации церковной жизни. Это не соответствовало интересам местных властей, и предложенные архиереем кандидатуры отводились городскими советами.

Уполномоченные Совета по делам религий препятствовали деятельности К. по развитию церковной жизни на Урале, видя в ней угрозу для антирелигиозной работы. Уполномоченный по Челябинской обл. просил руководство Совета по делам религий «воздействовать на епископа, проявляющего непомерную активность» (Там же. Л. 27). Архиерею не давали разрешения на замену старых и немощных священников и на назначение вторых священников в храмы, запрещали рукополагать во диаконы и священники чтецов, певцов и псаломщиков, несмотря на дефицит священнослужителей. Органы местной власти не позволяли приходам нанимать певчих, проводить тарелочные сборы и собрания приходских советов. Противодействие начинаниям К. со стороны уполномоченных Совета по делам религий и местных органов власти вынуждало архиерея не только сократить до минимума свое общение с уполномоченными и представителями местных властей, но и просить священнослужителей и членов приходских советов не обращаться без его ведома в эти инстанции.

Искусственные препятствия, создаваемые уполномоченными Совета по делам религий и местными властями для церковной жизни, не позволили К. добиться ее активизации в желаемом объеме. В отчете за 1970 г. уполномоченный по Челябинской обл. сообщал руководству Совета по делам религий: «Комплексом принятых по различным каналам мер с опорой на комиссии содействия (Фонду мира.- М. М.) и исполорганы церквей удалось сорвать исполнение замыслов епископа. За период его правления не было открыто ни одной новой церкви, не увеличилось и число служителей культа» (Там же. Л. 96). В последние годы управления епархиями, несмотря на постоянно ухудшающееся состояние здоровья, К. продолжал активное архипастырское служение, объезжал, хотя и реже, чем прежде, приходы. 7 марта 1974 г. он был выбран для присутствия на летней сессии Свящ. Синода. 15 окт. того же года награжден орденом св. кн. Владимира 2-й степени. 2 сент. 1977 г. возведен в сан архиепископа.

В кон. 1978 г. К. перенес инсульт, приведший к параличу и потере речи. 8 авг. 1980 г. он был уволен на покой по болезни. Последние годы жизни пребывал в Свердловске, в доме при кафедральном соборе. Скончался после 7 лет почти полной неподвижности. 16 мая 1986 г. отпевание К. в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе г. Свердловска возглавил Свердловский и Курганский архиеп. Мелхиседек (Лебедев). К. был погребен на свердловском Широкореченском кладбище, где были похоронены его родные сестры мон. Евфросиния и послушница Мавра. В 1994 г. гроб с останками К. был перезахоронен в крипте Иоанно-Предтеченского собора.

Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Ед. хр. 161.
Ист.: Нафанаил (Львов), архиеп. Очерк ранних лет нашего Первосвятителя, Митрополита Филарета // Он же. Беседы о Св. Писании и о вере и Церкви. Baldwin Place (N. Y.), 1995. Т. 4. С. 73-85.
Лит.: Возвращение на Родину // ЖМП. 1955. № 12. С. 10; Наречение и хиротония архим. Климента (Перестюка) во еп. Свердловского и Курганского // Там же. 1966. № 12. С. 22-26; Определения Свящ. Синода // Там же. 1974. № 5. С. 5; Патриаршие награды // Там же. 1975. № 5. С. 7; Награды Советского Фонда мира // Там же. 1977. № 3. С. 35; Патриаршие награды // Там же. № 11. С. 2; Определения Свящ. Синода // Там же. 1980. № 9. С. 10; Высокопреосвященный архиеп. Климент: [Некр.] // Там же. 1986. № 11. С. 25; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 135-136; Лавринов В. В., прот. Екатеринбургская епархия: События, люди, храмы. Екатеринбург, 2001. С. 93-95; Киреев А. А., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 273-274; Нестор (Анисимов), митр. Вернувшийся домой: Жизнеописание и сб. тр. М., 2005. Т. 1. С. 55, 93; Т. 2. С. 495; История Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2010. С. 497-500.
М. М.
Ключевые слова:
Архиепископы Русской Православной Церкви Климент (Перестюк Андрей Адамович, 1904-1986), архиепископ Свердловский и Курганский
См.также:
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский