Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИРЕНА
Т. 34, С. 118-120 опубликовано: 20 сентября 2018г. 


КИРЕНА

План собора в Кирене
План собора в Кирене

План собора в Кирене
[Киринея; греч. Κυρήνη, Κυρηναία; ныне Шаххат, Ливия], центр епархии Александрийской Православной Церкви. К. была основана в 630/1 г. до Р. Х. греками-дорийцами с о-ва Тера (Санторин). Их предводитель Аристотель принял имя Батт. К. располагалась в 16 км от моря, ее портом служил г. Аполлония (Созуса, ныне Суса). Правившие в течение 2 веков в К. цари из рода Баттиадов носили династические имена Батт и Аркесилай; первоначально они были независимы от Египта и Карфагена. Персидский царь Камбиз в 525 г. до Р. Х. присоединил К. к державе Ахеменидов и включил ее в состав египетской сатрапии. Ок. 440 г. до Р. Х., после смерти Аркесилая IV (ему, как победителю Пифийских игр в состязаниях колесниц, посвящены оды Пиндара, 462 г. до Р. Х.), в К. было введено демократическое устройство и проведены реформы.

В IV в. до Р. Х. ученик Сократа Аристипп из К. (ок. 435 - ок. 355 гг. до Р. Х.) основал философскую школу киренаиков, считавших главной целью жизни наслаждение. К. также была родиной учителя Платона математика Феодора, философа Феодора Атеиста, поэта Каллимаха, ученого Эратосфена и философа Карнеада.

В 331 г. до Р. Х. К. добровольно подчинилась Александру Великому (Македонскому). В 323-322 гг. до Р. Х. город захватил Фиброн, начальник отряда спартанских наемников в армии Александра. Он был разбит Офеллой, военачальником сначала Александра, а затем Птолемея I Сотера. Офелла правил в К. (322 - ок. 309 или 308 гг. до Р. Х.), лишь номинально признавая власть Птолемея, ставшего царем Египта. После гибели Офеллы во время похода на Карфаген К. вошла в состав гос-ва Птолемеев. Пять городов обл. Киренаика (К., Аполлония, Птолемаида, Арсиноя и Береника) образовали союз - Пентаполь (т. е. Пятиградие), в 117 г. до Р. Х. преобразованный в царство, в к-ром правила младшая ветвь династии Птолемеев. В 96 г. до Р. Х. Птолемей Апион завещал Киренаику римлянам. Рим. сенат объявил города Киренаики свободными. К. ненадолго завладели тираны Никократ и его брат Леандр. В 87/86 г. до Р. Х. приехавший в город Лукулл прекратил смуты и установил для жителей К. новое законодательство. В 75 г. до Р. Х. рим. cенат решил аннексировать К. В 74 г. до Р. Х. была создана пров. Киренаика; между 40 и 34 гг. до Р. Х. она была объединена в одну провинцию с Критом; в 27 г. до Р. Х. Киренаика стала сенатской провинцией.

В К. проживала многочисленная евр. община. По преданию, из этого города происходил св. ап. Марк (PG. 115. Col. 164). Крест Спасителя нес до Голгофы Симон Киринеянин (Мф 27. 32), отец Александра и Руфа (Мк 15. 21). В момент Сошествия Св. Духа на апостолов в Иерусалиме находились и жители «частей Ливии, прилежащих к Киринее» (Деян 2. 10). Когда после побиения камнями первомч. Стефана многие христиане бежали из Иерусалима, «некоторые из них Кипряне и Киринейцы... придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» (Деян 11. 20). Кроме того, среди пророков и учителей антиохийской христианской общины упоминается Луций Киринеянин (Деян 13. 1). Римский Мартиролог считает Луция 1-м епископом К. и отмечает его память 6 мая (MartRom. P. 202). Т. о., Киренская (Киринейская) епископия является одной из древнейших епархий Александрийской Православной Церкви.

После иудейского восстания 115-117 гг., которое нанесло огромный ущерб К., город был отстроен имп. Адрианом. Процветание города зависело от торговли зерном, маслом, сильфием (лекарственное растение, использовавшееся и как приправа) и перьями страуса, а также от разведения скота.

О распространении в Киренаике ереси Савеллия известно из послания (ок. 260) свт. Дионисия Великого, еп. Александрийского, к Аммону, еп. Береники (ныне Бенгази) (Euseb. Hist. eccl. VII 26. 1). Считается, что эта ересь зародилась в г. Птолемаида в Киренаике (Ibid. VII 6). Однако о ее распространении в К. нет сведений. Адресатом еще одного письма свт. Дионисия, касающегося вопросов канонического права, был Василид, «епископ в Пентаполе» (Ibid. VII 26. 3), которого предположительно считают епископом К. (Romanelli P. La Cirenaica romana (96 a. C.- 642 d. C.). R., 1943. P. 231; Ward-Perkins, Goodchild. 2003. P. 125).

Апсида с синтроном «Восточной» базилики. VI в.
Апсида с синтроном «Восточной» базилики. VI в.

Апсида с синтроном «Восточной» базилики. VI в.

После землетрясения 262 г. К. восстановил имп. Клавдий II Готский, переименовавший город в Клавдиополь. В результате адм. реформы Диоклетиана К. оказалась в составе пров. Ливия Верхняя (или Пентаполь), входившей в диоцез Восток. К., к-рая была на протяжении столетий главным городом Киренаики, утратила этот статус в 297 г., когда адм. центр провинции был перенесен в Птолемаиду. Однако плодородные окрестности и месторасположение К. на торговом пути обеспечили дальнейшее экономическое развитие города. В гонения Диоклетиана в К. пострадал епископ этого города сщмч. Феодор (пам. 4 июля). К сер. IV в. относятся первые археологические свидетельства проживания христиан в К.- надписи на мозаичных полах дома Исихия.

Серьезные разрушения наносили городу землетрясения, наиболее мощное из которых произошло в 365 г. В кон. IV в. Аммиан Марцеллин писал о запустении К. в результате землетрясений. С кон. IV в. Киренаика страдала от нападений австуриан, а затем мазиков, но в состав Вандальского королевства эта территория не вошла.

В кон. IV - нач. V в. в К. проживал философ-неоплатоник, а затем христианский философ Синесий Киренский. В 399-402 гг. он был в составе посольства, отправленного к имп. Аркадию в К-поль с просьбами о снижении налогов в К. и о защите ее от кочевых племен. Впосл. Синесий стал епископом Птолемаиды (411 - ок. 413; ошибочно назван епископом Киренским в «Луге духовном» - PG. 87. Col. 3077). Из писем Синесия известно о 2 епископах К., дяде и племяннике (оба носили имя Филон). Они сохраняли верность Православию, несмотря на широкое распространение в регионе арианства. Филон Старший в 365/6 г. участвовал в поставлении правосл. еп. Сидерия на кафедру Палебиски (Παλαίβισκα) (PG. 66. Col. 1413-1417). В 449 г. Киренский еп. Руф присутствовал на «Разбойничьем» Соборе в Эфесе, созванном монофизитами. Еп. Мина упоминается в надписи на мозаичном полу «Восточной» базилики (предположительно юстиниановского времени, сер. VI в.).

В сер. V в. пров. Ливия Верхняя была переподчинена диоцезу Египет. При имп. Юстиниане I К. продолжала оставаться 2-м по значению городом Киренаики после Аполлонии (Созусы) (Parthey. 1866. Р. 50).

Нельзя согласиться с мнением Дж. Федальто, причислившего к Киренским епископам упоминаемого в «Луге духовном» жителя К., «мужа христолюбивого и богобоязненного» Леонтия (PG. 87. Col. 3077), к-рый был современником свт. Евлогия, патриарха Александрийского (ок. 580-607/8). После араб. завоевания 643 г. город был оставлен жителями.

В поствизант. период нек-рые архиереи Александрийского Патриархата получали титул Киринских епископов или митрополитов: напр., Мелетий Пигас (до 1590, нек-рые исследователи подвергают этот факт сомнению; впосл. свт. Мелетий I Пигас, патриарх Александрийский), Иосиф (1789), Спиридон (1866-1886). В 1990 г. Киринская епископия была возрождена как титулярная, в 1990-1997 гг. ее возглавляли Феодор (Хоревтакис; впосл. Александрийский патриарх Феодор II), с 1999 г. правящим архиереем является Афанасий (Киккотис), экзарх Александрийского Патриарха в Москве. 6 окт. 2009 г. Киринская епископия возведена в ранг митрополии.

Археологический комплекс К.

Мозаика «Восточной» базилики. VI в.
Мозаика «Восточной» базилики. VI в.

Мозаика «Восточной» базилики. VI в.
находится под охраной ЮНЕСКО в числе памятников Всемирного наследия. Город возник вокруг храма Аполлона, построенного у священного источника (нач. VI в. до Р. Х., неоднократно перестраивался, последний раз - во II в. по Р. Х.). К западу от храма располагался театр (впосл. перестроен в амфитеатр), к югу - акрополь, к юго-западу - квартал агоры с гимнасием, капитолием, пританеем, одеоном, театром, цезареумом, к востоку, на холме,- храм Зевса Олимпийского (сер. V в. до Р. Х., обновлен Августом и Марком Аврелием), за городскими стенами - святилище Деметры и Персефоны и некрополи.

Купель баптистерия «Восточной» базилики в Кирене
Купель баптистерия «Восточной» базилики в Кирене

Купель баптистерия «Восточной» базилики в Кирене

«Восточная» базилика (предположительно кафедральный собор) находится недалеко от Восточных ворот города. Видимо, она была сооружена в V в. Первоначально базилика имела 3 нефа и нартекс. Апсиду в вост. части здания и пристроенные к ней 2 (или более) помещения отделяла от нефов поперечная стена. У входа в апсиду были установлены 2 колонны-сполии. В VI в. базилика была реконструирована: в зап. конце здания добавлена апсида с синтроном (ее обрамляли 2 колонны-сполии из серого гранита на базах из серого греч. мрамора), перестроены помещения вокруг вост. апсиды, в сев.-вост. углу здания сооружен большой баптистерий (в качестве купели использован аттический саркофаг), главный вход сделан с юж. стороны, полы выложены мозаикой и шлифованной каменной плиткой в технике opus sectile. В надписи на полу сообщается, что мозаики были выполнены при «любящем строительство» епископе К. Мине. По др. источникам этот епископ неизвестен, но по стилю мозаики настолько близки к мозаикам в Каср-Либии (Ольбии, Феодориаде), выполненным при имп. Юстиниане I, в 539/40 г., что и рассматриваемый памятник можно уверенно датировать этим временем (Ward-Perkins, Goodchild. 2003. P. 156). В ходе 2-й перестройки базилики были укреплены ее стены, с севера была добавлена 2-этажная галерея-вестибюль.

«Центральная» базилика, 3-нефная, с нартексом, расположена на пересечении главных улиц города. Она ориентирована с отклонением к северу от оси «восток-запад», апсида устроена с запада. С. Стукки датирует базилику 2-й пол. V в. (и считает ее кафедральной, с чем не согласны другие исследователи - Stucchi. 1975. P. 382-383), Дж. Уорд-Перкинс и Р. Гудчайлд - VI в. (Ward-Perkins, Goodchild. 2003. P. 157). Апсида обстроена 2 квадратными в плане помещениями. По краям апсиды установлены 2 колонны-сполии из серого гранита, поддерживавшие триумфальную арку. Уровень пола в полукружии апсиды выше остального алтарного пространства.

Расположенный к востоку от агоры дом Исихия (его хозяин имел должность ливиарха, т. е. председателя совета провинции Ливия) был сооружен в I в., неоднократно перестраивался (последний раз - в IV в.) и был разрушен землетрясением 365 г. Мозаики перистиля содержат христ. надписи.

Погребальная базилика находится к югу от городских стен. Она не исследована археологами, поэтому ее план приблизителен: базилика с центральным и боковыми нефами, вост. апсида обстроена капеллами, входы расположены с запада и севера. Захоронение в юж. нефе Стукки считал раннехрист. мартирием, который впосл. был включен в церковное здание (Stucchi. 1975. P. 404-405, 418).

Об использовании христианами в IV в. одной из высеченных в скальной породе гробниц II в. в сев. некрополе свидетельствуют изображенные в аркосолии «Иисус Христос Добрый Пастырь», павлин и 12 рыб. В др. гробнице сев. некрополя (т. н. гробнице Димитрии), относящейся к эллинистическому периоду, но повторно использованной в IV в., имеются христ. надписи и изображения цветов и птиц, в т. ч. павлинов. Христ. надпись обнаружена и в одной из гробниц юж. некрополя.

Спорными являются предположения, что для христианского богослужения использовалась базилика цезареума, здание F недалеко от «Центральной» базилики и крипта храма Аполлона.

Архиереи Киренские (Киринские)

свт. Луций (I в.), сщмч. Феодор (кон. III - нач. IV в.), Филон Старший (упом. в 365/6), Филон Младший (кон. IV - нач. V в.), Руф (упом. в 449), Мина (VI в., в правление Юстиниана I), Мелетий Пигас (до 1590?; впосл. свт. Мелетий I Пигас, патриарх Александрийский), Иосиф (упом. в 1789), Спиридон (1866-1886), Феодор (Хоревтакис; впосл. Александрийский патриарх Феодор II; 1990-1997), Афанасий (Киккотис; с 1999, с 2009 в сане митрополита).

Ист.: Parthey G., ed. Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum. Berolini, 1866. P. 50, 83; Le Quien. OC. Т. 2. Col. 621-624.
Лит.: Janin R. Cyrène // DHGE. 1949. T. 11. Col. 1162-1164; Κυρήνη // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 1141; Stucchi S. Architettura Cirenaica. R., 1975; Alföldi-Rosenbaum E., Ward-Perkins J. Justinianic Mosaic Pavements in Cyrenaican Churches. R., 1980; Cyrenaica in Antiquity / Ed. G. Barker, J. Lloyd, J. Reynolds. Oxf., 1985; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 659; La Libye antique: Cités perdues de l'Émpire romain. P., 1998; Ward-Perkins J. B., Goodchild R. G. Christian Monuments of Cyrenaica. L., 2003; W. Hu. Cyrene: I. History // Brill's New Pauly: Encycl of the Ancient World: Antiquity. Leiden; Boston, 2004. Vol. 4. Col. 6-10; H. G. N. Cyrene: II. Archaeology // Ibid. Col. 10.
О. В. Л.
Ключевые слова:
Александрийская Православная Церковь Кирена [Киринея; ныне Шаххат, Ливия], центр епархии Александрийской Православной Церкви
См.также:
ГЕРМОПОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ епархия Александрийского Патриархата в Сев. Египте, центр в г. Танта
ГРИГОРИЙ I патриарх Александрийский (1235-1243; по Дж. Федальто, 1243-1263)
ИОАННУПОЛЬСКАЯ И ПРЕТОРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Йоханнесбургская и Преторийская митрополия], епархия Александрийской Православной Церкви
ИРИНУПОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ епархия Александрийской Православной Церкви