Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗАХАРИЙ ЗОГРАФ
Т. 19, С. 678-679 опубликовано: 5 декабря 2013г.


ЗАХАРИЙ ЗОГРАФ

Страшный Суд. Роспись собора Преображенского мон-ря в Велико-Тырнове, Болгария. 1847–1849 гг. Мастер Захарий Зограф
Страшный Суд. Роспись собора Преображенского мон-ря в Велико-Тырнове, Болгария. 1847–1849 гг. Мастер Захарий Зограф

Страшный Суд. Роспись собора Преображенского мон-ря в Велико-Тырнове, Болгария. 1847–1849 гг. Мастер Захарий Зограф
(Димитров Захарий Христович; 1810, Самоков - 14.06.1853, там же), болг. художник и иконописец, творчество к-рого считают переходным этапом от церковной к светской живописи. Сын основоположника самоковской художественной школы Христо Димитрова. Учился мастерству у старшего брата Димитра, с к-рым совместно работал с 1831 г. С 1827 г. учился в Самоковском келейном уч-ще у деятеля болг. просвещения архим. Неофита Рильского, впосл. вел с ним активную переписку. До 1835 г. жил в Самокове, в 1835-1842 гг.- в Пловдиве, впосл. работал в разных болг. мон-рях и на Афоне. Помимо росписи церквей и соборов писал иконы (самые известные - «Богородица с Младенцем», «Св. Харалампий», «Вознесение прор. Илии» в ц. св. равноапостольных Константина и Елены в Пловдиве (до 1836); «Успение Пресв. Богородицы» и «Св. Евстафий» в ц. Пресв. Богородицы в Копривштице (до 1838)), настенные ктиторские портреты, а также портрет Неофита Рильского (масло; 1838, НГХ), «Автопортрет» (масло; ок. 1838, НГХ)) и пейзажи.

Первая настенная роспись, выполненная З. З. в кон. 30-х гг. XIX в. на своде над источником при ц. Благовещения (Асеновград), отличается композиционной стройностью. Между 1839 и 1841 гг. он создал 2 стенописных образа вмч. Георгия Победоносца (сохр. только над вратами во дворе метоха Бачковского мон-ря (см. Петрицонский мон-рь) в Асеновграде). В 1840-1841 гг. вместе с учениками расписал притвор Архангельской и Никольскую ц. Бачковского мон-ря. На вост. стене Никольской ц. написал композицию «Страшный Суд», в к-рую включил изображения болг. чорбаджиев с женами в парадных национальных одеждах, спускающихся в ад. Впосл. этот прием, производивший впечатление на современников, он использовал неоднократно. На вост. стене открытой галереи мон-ря З. З. представил образы игуменов обители Анании и Матфея и автопортрет художника в полный рост. Расписал также соборы Рильского (1844; ктиторские портреты Теодора Дугана с матерью Радой и митр. Иеремии), Плаковского (1845), Долнобешовицкого (1845), Троянского (1847-1848), Преображенского (Велико-Тырново; 1847-1849) и Троицкого (Велико-Тырново, 1851, росписи погибли при землетрясении в 1913) мон-рей. Вершиной творчества З. З. считаются росписи в галерее и на стенах Успенской ц. Троянского мон-ря. В масштабной по объему композиции представлены как однофигурные, так и сложные многофигурные евангельские сцены, а также неск. групповых портретов ктиторов и первые в болг. живописи образы рус. святых (князей Бориса и Глеба, Димитрия, митр. Ростовского). В росписи Преображенского мон-ря включены образы болг. святых патриархов Евфимия, Иоакима и Иоанна Тырновских; в подписи к автопортрету З. З. отметил, что он болгарин. Для иконостаса собора этого мон-ря он создал иконы «Преображение», «Арх. Михаил», «Пресв. Богородица», «Иисус Христос», «Св. Иоанн Рильский». В 1851-1852 гг. на Афоне З. З. расписал ц. Преображения Господня при болг. корпусе в Карее, создал 15 икон (среди них «Преображение», «Пресв. Богородица», «Христос» и др.), а также расписал нартекс собора в Великой Лавре, упомянув в подписи свое имя, национальность и место рождения. После 1852 г. З. З. вернулся в Самоков и в основном писал портреты.

Творчество З. З. соединяет черты канонической болг. церковной живописи, воспринятой от отца, брата и старших современников, и светского искусства. Изменения коснулись как цветового решения (смелое сочетание теплых и холодных тонов), так и построения композиции; совр. трактовку получили евангельские сюжеты благодаря внесению в них сцен из жизни болг. народа. Мн. приверженцы традиц. живописи, в частности еп. Чигиринский Порфирий (Успенский), считали, что фрески З. З. в Великой Лавре «оскорбляют эстетический вкус».

Лит.: Захариев В. 3ахарий Христович Зограф: Художник-възрожденец. София, 1957; Василиев А. Захарий Христов Зограф // Български възрожденски майстори. София, 1965. С. 330-394; Львова Е. П. Захарий Зограф и его вклад в болг. искусство 30-х-40-х гг. XIX в. // Она же. Изобразительное искусство Болгарии эпохи национального возрождения. М., 1975; Островский Г. С. Захарий Зограф. Л., 1987.
Ключевые слова:
Иконописцы болгарские Художники болгарские Захарий Зограф (Димитров Захарий Христович; 1810 - 1853), болгарский художник и иконописец
См.также:
ВИТАНОВЫ династия иконописцев и резчиков
ВИШАНОВ Тома (ок. 1750 - ?), болг. худож., основоположник банской художественной школы
ДОСПЕВСКИЕ династия болг. иконописцев, сыновья и ученики Димитра Зографа; представители cамоковской художественной школы