Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗАЛЬЦБУРГ
Т. 19, С. 583-588 опубликовано: 12 ноября 2013г.


ЗАЛЬЦБУРГ

[нем. Salzburg], город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли З. и резиденция католич. архиепископа. В архиеп-стве З. проживают более 702 тыс. чел., из них 506 тыс.- католики (An. Pont. 2008. P. 650). Др. значительными религ. группами являются ислам. и протестант. общины.

Вид на центр г. Зальцбурга
Вид на центр г. Зальцбурга

Вид на центр г. Зальцбурга

В I в. до Р. Х. на территории совр. Австрии проживали кельт. племена, в 15 г. до Р. Х. они были завоеваны римлянами, здесь была образована пров. Норик. В правление рим. имп. Августа Октавиана на левом берегу р. Зальцах появилось кельт. поселение Ював (лат. Iuvavum). При имп. Клавдии Ював получил статус муниципия (ок. 45 г. по Р. Х.). Согласно археологическим данным, в I и II вв. город, расположенный на одной из важнейших рим. альпийских дорог, которая вела через горы Низкий Тауэрн и Каринтию в Аквилею, переживал расцвет: в ходе раскопок обнаружены роскошные усадьбы с мозаиками местного производства, небольшой храм (возможно, посвященный языческому богу Асклепию). Вероятно, уже тогда к югу от главного поселения существовала крепость-капитолий на вершине горы Фестунгсберг. Ок. 170 г. Ював был разрушен маркоманами, а после их изгнания отстроен заново, но в III-IV вв. постоянная угроза нападений алеманнов стала причиной оттока населения. Оставшиеся жители перебрались с равнинных частей города на укрепления Ноннберга, к к-рым относился и Фестунгсберг. В ходе Великого переселения народов Норик стал перевалочным пунктом для мн. племен на пути в Зап. Европу.

Свт. Руперт. Гравюра. 2-я пол. XVI в. (Британский музей, Лондон)
Свт. Руперт. Гравюра. 2-я пол. XVI в. (Британский музей, Лондон)

Свт. Руперт. Гравюра. 2-я пол. XVI в. (Британский музей, Лондон)
Сведений о распространении христианства в З. сохранилось не много. Из Жития св. Северина известно, что ок. 470 г. наряду с раннехрист. общинным храмом в городе был мон-рь, где жили «духовные лица» (spiritales). По преданию, основание еп-ства связывается с именем франк. (по др. версии, ирл.) проповедника свт. Руперта. Его пребывание в Баварии относится к кон. VII - нач. VIII в. Баварский герц. Теодон II (ок. 680-716) отдал Руперту для миссионерской деятельности разрушенный Ював и территорию вокруг него. Руперт основал мон-рь Санкт-Петер. В книге побратимов мон-ря (784) св. Руперт упомянут как его «епископ и аббат» (аббатство отделено от еп-ства в 987). Тогда же на месте буд. кафедрального собора была возведена церковь, ок. 712-715 гг. в укрепленном поселении (castrum superius) на горе Ноннберг основан жен. монастырь Пресв. Богородицы (руководство мон-рем свт. Руперт поручил своей племяннице Эринтруде). Ноннберг, «монастырь для знатных дам», фактически стал герцогским мон-рем династии Агилольфингов. От баварских герцогов Теодона II и Теодберта (ок. 711-719) Руперт получил богатые земельные пожалования, в т. ч. большую часть солеварен в Райхенхалле, которые впосл. стали основой благосостояния города. С солеварнями связано возникшее в средневековье название «Зальцбург» (впервые упомянуто ок. 755 в Житии св. Бонифация). Преемником Руперта стал свт. Виталий (ок. 718 - до 730), он продолжил проповедовать христианство в окрестностях города. В средние века свт. Виталий был самым почитаемым епископом города, его считали св. покровителем местности Пинцгау, а также детей и беременных женщин.

Оформление церковных структур было предпринято в 739 г. св. Бонифацием и стало результатом договоренности между герц. Теодоном II и папой Римским Григорием II (715-731), достигнутой в 716 г. и подтвержденной папой Римским Григорием III (731-741). Епископские кафедры были основаны в Регенсбурге, З., Пассау и Фрайзинге. Первым епископом З. был Иоанн. При свт. Виргилии (см. Виргил; 749-784) З. превратился в центр образования, искусства и культуры. Тогда же был построен первый кафедральный собор, задуманный, вероятно, как коронационная церковь герцогской династии Агилольфингов. В 774 г. к освящению собора из Вормса торжественно доставили мощи свт. Руперта, к-рый сначала стал почитаться как св. покровитель собора, а затем как покровитель города и земли З. Успешная миссионерская деятельность позволила вскоре присоединить к еп-ству З. территорию заселенной славянами Каринтии, из-за к-рой впосл. разгорелся спор с Аквилейским Патриархатом. Конфликт был урегулирован франк. имп. Карлом Великим.

При преемнике Виргилия свт. Арноне (см. Арно; 785-821) для защиты церковных владений была составлена древнейшая опись владений и имущества (Notitia Arnonis, 788-790, краткая опись - Breves Notitiae, ок. 798), подтвержденная в 790 г. Карлом Великим. С этого времени в городе появляются представители светской власти - фогты, с X в. эту должность занимали представители рода Зигхардингов. Видимо, не без участия Карла Великого папа Лев III (795-816) возвел еп. Арнона в сан архиепископа (798), подчинив его власти проч. баварские кафедры (Фрайзинг, Пассау, Регенсбург, Бриксен (ныне Брессаноне, Италия), на короткое время Нойбург). Архиеп-ство З. охватывало баварскую обл. Кимгау, Тироль до долины Циллерталь, Каринтию, Штирию и юг Н. Австрии (земли вокруг Вены в 829 были переданы епископу Пассау). До появления в этом регионе венгров (нач. X в.) миссионерская деятельность Зальцбургских архиепископов распространялась в Паннонии вокруг оз. Балатон - от р. Рабы на западе и Дравы на юге до Дуная на севере и востоке. В 866-870 гг. здесь были с миссией слав. первоучители святые равноапостольные Кирилл (Константин) и Мефодий. После смерти Константина свт. Мефодий возглавил миссию в Паннонии, в 869 г. он стал 1-м епископом восстановленной Сремской епархии (в наст. время входит в состав Сербской Православной Церкви (СПЦ)), включившей ряд территорий, на которые претендовало Зальцбургское архиеп-ство, что явилось причиной обострения борьбы между Мефодием и восточнофранк. духовенством. Зальцбургский архиеп. Адальвин был одним из организаторов ареста свт. Мефодия.

В 1-й пол. X в. З. неоднократно подвергался разрушительным набегам венгров, закрепившихся в Трансильвании, а затем и в Паннонии. Уже в годы, предшествовавшие борьбе за инвеституру, архиепископы З. показали себя как самостоятельные политики, стремившиеся к независимости от императора Священной Римской империи. В 955 г. архиеп. Герольд был ослеплен и сослан за бунт против герм. имп. Оттона I. Поддержав имп. Оттона III, архиеп. свт. Гартвиг в 996 г. добился разрешения чеканить собственную монету и собирать часть имперских податей. Однако уже архиеп. свт. Гебхард (1060-1088) возглавил оппозицию императору на нем. землях. В 1077 г. для усиления обороны З. он заложил крепость Хоэнзальцбург. В ходе реорганизации церковно-адм. структур в архиепископстве и миссионерской деятельности в Каринтии Гебхард основал в г. Гурк (1072) подчиненное З. «частное епископство» без соборного капитула и права сбора десятины, где с одобрения папы Римского и императора архиепископ сам мог назначать и вводить в должность епископа (с правами хорепископа). Позднее кафедры «частных епископств» были созданы в Кимзе (1216), Зеккау (1218) и Лафанте (1226).

Союз с Римом позволил Зальцбургским архиепископам добиться определенных привилегий. В 1026 г. архиеп. Титмар II получил от папы Иоанна XIX (1024-1032) право на использование выносного креста, а также полномочия в исключительных случаях принимать решения по делам, находящимся в папской юрисдикции. С самостоятельной политикой архиепископов З. было покончено при имп. Фридрихе I Барбароссе (1152-1190), который сначала ввел в З. имперское управление (1169), а затем сместил с кафедры архиеп. Адальберта III (1174). Сменивший его архиеп. Конрад III (1177-1183), а потом и сам Адальберт III во время 2-го пребывания на кафедре (1183-1200) были уже более лояльны к власти герм. императора. Вместе с тем Конраду III удалось добиться статуса постоянного папского легата (legatus natus) в церковной провинции З. (1179). При нем и Адальберте III была проведена перестройка З., в т. ч. кафедрального собора, пострадавшего от пожара в 1167 г. Опираясь на авторитет императора, преемник Адальберта III Эберхард II (1200-1246) продолжил укреплять церковную власть (учреждение «частных епископств», монастырская реформа, покровительство торговле и ремеслам), и это привело к созданию богатого и сильного церковного княжества З. во главе с архиепископом.

В 1213 г. Зальцбургский архиепископ был признан одним из князей Свящ. Римской империи, что означало офиц. подтверждение его светской власти над территорией архиеп-ства. Впосл. Зальцбургские иерархи активно участвовали в политической жизни империи. Во время междуцарствия в империи архиепископы З. поддерживали различных кандидатов, нередко вступали в конфронтацию с папой Римским. Филипп Шпанхаймский, избранный (electus) в 1247 г. на кафедру З., в 1257 г. был смещен папой Александром IV под предлогом того, что тот так и не был рукоположен. Назначенный на его место архиеп. Ульрих Зеккауский (1257-1265), как и его преемник Владислав Силезский (1265-1270), ставленник чеш. кор. Пржемысла II Отакара, фактически не мог проводить самостоятельную политику. Архиеп. Фридрих II Вальхенский (1270-1284) поддержал Рудольфа Габсбурга в его борьбе с Отакаром, что заметно упрочило положение З. в империи. С 1278 г. можно говорить о независимом церковном княжестве З. (княжестве-архиеп-стве). Однако вскоре архиепископам З. пришлось отстаивать свою независимость от посягательств сына Рудольфа, Альбрехта I, к-рому были переданы Австрия, Каринтия и Штирия. В борьбе за престол между Людвигом Баварским и Филиппом III Красивым З. снова поддержал Габсбургов, но после поражения коалиции в битве при Мюльдорфе (1322) церковное княжество было включено в Баварское герцогство. Однако издание в 1328 г. «Земельного уложения» З. свидетельствует о том, что архиеп-ство вновь обрело независимость. Это событие считается началом истории земли З.

Название «Земля церкви Зальцбурга» (Land des Gottshauses Salzburg) получило распространение во 2-й пол. XIV в. В церковное княжество кроме архиеп-ства З. входили территории в Тироле, Каринтии и Штирии. Адм. управление осуществлялось 3 наместниками архиепископа, резиденции которых находились в З., во Фризахе и в Лайбнице. Нек-рые земли управлялись «частными епископами». Городские дела З. рассматривал совет из 12 чел., назначаемых архиепископом. О бургомистрах впервые упоминается в 1374 г.

Церковь св. Максимилиана 1685–1700 гг. Фотография. Кон. ХХ в.
Церковь св. Максимилиана 1685–1700 гг. Фотография. Кон. ХХ в.

Церковь св. Максимилиана 1685–1700 гг. Фотография. Кон. ХХ в.
В кон. XIV в. новая попытка присоединить З. к Баварскому герцогству не увенчалась успехом, встретив сопротивление местного населения, поддерживавшего независимость земли. В XV в. княжество З. находилось в упадке, причинами к-рого были как недовольство населения политикой архиепископов, так и усиление турок, опустошавших владения архиеп-ства, особенно в Каринтии.

2-я пол. XV в. характеризуется противостоянием Зальцбургских архиепископов герм. императору и австр. эрцгерц. Фридриху III (1452-1493). Стремление последнего к укреплению своей власти в Австрийском герцогстве сталкивалось с сепаратизмом магнатов, к-рые в свою очередь поддерживали любых оппозиционных кандидатов на австр. престол. В 1481 г. император отстранил архиепископа от городского управления, пожаловав горожанам право свободного выбора бургомистра и городского совета. В войне венг. кор. Матьяша Хуньяди против императора (1479-1490) архиеп. Бернхард фон Рор поддержал Венгрию. Со смертью Матьяша Хуньяди эрцгерц. Фридриху III удалось взять верх над венграми и союзниками; Зальцбургское княжество утратило важнейшие опорные пункты: Петтау (ныне Птуй, Словения), Ранн (ныне Брежице, Словения) и Гмюнд (Австрия). Лишь после смерти императора архиеп. Леонарду фон Койтшаху (1495-1519) удалось вернуть себе власть над городом и добиться определенной устойчивости княжества.

Зальцбургский архиеп. кард. Маттеус Ланг (1519-1540) боролся с протестантами, что вызвало недовольство в среде горожан. Следствием стали городское восстание, жестоко подавленное (т. н. латинская война, 1523), и ряд крестьянских выступлений. Решительные меры Ланга позволили ему стабилизировать положение в княжестве: до XVIII в. серьезных волнений на религ. почве в З. не происходило. Укреплению положения архиепископов способствовало и новое законодательство. «Земельное уложение» Ланга (1526) считается одним из образцовых для своего времени. Значительная его часть действовала вплоть до секуляризации церковного княжества в 1803 г.

Относительное спокойствие кон. XVI - 1-й пол. XVII в. способствовало улучшению экономической ситуации в княжестве. В ходе Тридцатилетней войны З. занимал нейтральную позицию, что позволило избежать вторжений в пределы княжества. Архиеп. Парис Лодрон в 1648 г. получил сохраняющийся поныне титул «primas Germaniae» (первый [епископ] Германии), принадлежавший до этого архиепископам Магдебурга (согласно условиям Вестфальского мира 1648 г., князь-архиепископ Магдебурга лишался светской власти, архиеп-ство как герцогство Магдебург присоединялось к курфюршеству Бранденбург). В нач. XVIII в. увеличилось количество протестантов, проживавших в княжестве, создавались протестант. объединения. В 1731 г. Зальцбургский архиеп. Леопольд Антон, мечтавший о восстановлении былого могущества католич. Церкви в З. и обеспокоенный сложившейся ситуацией, издал указ, согласно которому протестанты в течение 3 месяцев должны были принять католичество или покинуть княжество. Более 20 тыс. жителей были вынуждены уехать из З.

Ударом для католич. Церкви в Австрии в целом и для Зальцбургского архиеп-ства в частности стала религ. реформа имп. Иосифа II (1765-1790). Сообразуясь с принципами «просвещенного абсолютизма», император провел секуляризацию церковных имуществ и реформу церковной организации в Австрийской империи (см. также ст. Иозефинизм). В 1786 г. архиепископ З. был лишен владений в Штирии и Каринтии, которые передавались еп-ствам Зеккау, Леобен, Гурк и Лафант. Эти епископства утратили статус «частных», однако З. сохранил права митрополии по отношению к ним. Церковным учреждениям был нанесен урон, от которого они оправились лишь к сер. XIХ в.

При имп. Наполеоне I Бонапарте церковное княжество З. было секуляризировано (1803) и превращено в курфюршество Фердинанда III Тосканского (брата имп. Франца II). Архиепископ был лишен светской власти (титул князя-архиепископа сохранялся до 1951), но границы архиеп-ства до 1818 г. оставались неизменными. По решению Венского конгресса 1816 г. земля З. вошла в состав Австрии. В 1812-1822 гг. Зальцбургское архиеп-ство управлялось администраторами (Л. М. фон Фирмиам (1816-1822) был назначен архиепископом, но предпочел править как администратор). Лишенные светской власти архиепископы З. в XIX - нач. XX в. занимались делами церковного управления. В это время были проведены реставрация кафедрального собора, реформа ун-та. Оформление совр. границ архиеп-ства З. произошло после упразднения еп-ства Кимзе (1818). После первой мировой войны еп-ства Тренто, Бриксен, Лафант были напрямую подчинены папе Римскому.

Зальцбургский архиеп. Сигизмунд Вайц (1934-1941) считается одним из идеологов австрофашизма, предполагавшего среди прочего увеличение полномочий католич. Церкви в Австрии и ее участие в системе гос. управления и контроля. Священники участвовали в работе служб цензуры, производили чистки б-к. После аннексии Австрии Германией архиеп. С. Вайц стал одним из непримиримых противников гитлеровского режима среди иерархов Римско-католической Церкви. 26 окт. 1941 г. в своей последней проповеди на праздник Христа Царя он жестко осудил национал-социализм. После войны восстановление кафедрального собора и епископских учреждений связано с именем архиеп. Андреаса Рорахера (1943-1969).

В настоящее время архиеп. Зальцбургским является Алоис Котгассер (с 2003). В апр. 2008 г. архиеп. А. Котгассер посетил Москву и присутствовал на пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя.

Подчиненные З. епископства

Гурк

В III-IV вв. на территории совр. еп-ства Гурк существовали 2 епископские кафедры - в г. Вирун, столице рим. пров. Норик, и в г. Теурния, столице Прибрежного Норика. Эти территории, изначально подчиненные Аквилейскому еп-ству (патриархату), в VIII-IX вв. стали объектом активной миссионерской деятельности со стороны Зальцбургских архиепископов. Граница между зонами влияния З. и Аквилеи не была определена вплоть до 811 г. (по решению имп. Карла Великого она установлена по р. Драва). В IX в., когда в грамотах впервые упоминается р. Гурк, на месте города были торжище и небольшое поселение. Св. Эмма († 1045; позднее стала почитаться как покровительница епископства) основала здесь аббатство Гурк, к-рое при учреждении еп-ства было распущено. Мон-рь епископы использовали как резиденцию, а монастырская церковь стала кафедральным собором.

По указу папы Александра II от 1070 г. здесь после согласования решения с имп. Генрихом IV в 1072 г. было создано «частное епископство», охватывавшее земли в Каринтии и подчиненное архиепископу З. Первый еп. Гурка Гюнтер (1072-1090) формально был «епископом без епископства» и правил Гурком как викарий Зальцбургского архиепископа. Окончательное оформление еп-ство Гурк получило в XII в., при еп. Романе I (1131-1167). Тогда же была построена новая резиденция епископов к северо-востоку от совр. г. Гурк, на месте совр. Штрасбурга. В самом Гурке началось строительство нового кафедрального собора, куда были перенесены мощи св. Эммы.

В течение долгого времени права архиепископа З. на территорию в Каринтии не оспаривались, однако со смертью еп. Эрнста Ауэра (1432) начинается эпоха борьбы за Гуркское еп-ство. Папа, архиепископ З. и герц. Фридрих IV представили разных кандидатов на пост епископа; в итоге епископом стал папский ставленник Иоганн V Шаллерманн (1433-1453). Его преемник Ульрих IV Зоннбергер (1453-1469) был лишен имп. Фридрихом III (1452-1493) светской власти над территорией своего еп-ства. Конфликт между архиепископами З. и центральной властью за право назначать епископов Гурка завершился договором 1535 г., согласно к-рому один «Зальцбургский» епископ «чередовался» с 2 «императорскими»; за архиепископом З. сохранялось право рукополагать епископов (этот договор действовал до 1918).

До 1783 г. резиденцией епископа Гуркского оставался Штрасбург, затем стал г. Клагенфурт. В 1859 г., после передачи части каринтийских территорий из епископства Лафант в Гурк, границы еп-ства расширились, а в 1923 г. совпали с границами земли Каринтия. Последним епископом, поставленным императором, стал Адам Хефтер (1915-1939). После аннексии Австрии гитлеровской Германией, к-рую Хефтер одобрил, он вынужден был отречься от сана. Следующий епископ, Йозеф Кёстнер, был поставлен только по окончании второй мировой войны. В наст. время еп-ство Гурк входит в состав архиеп-ства З., резиденция епископа, как и кафедральный собор, находится в Клагенфурте. В еп-стве проживают ок. 560 тыс. чел., из них ок. 412 тыс.- католики (Ibid. P. 291).

Грац-Зеккау

2-м по старшинству из ныне существующих еп-ств, входящих в архиеп-ство З., является Зеккау. Еп-ство Зеккау было основано в 1218 г. с санкции папы Гонория III (1216-1227) и имп. Фридриха II Первым епископом стал Карл фон Фризах. Как и Гурк, Зеккау было «частным епископством» Зальцбургских архиепископов. Свой статус викариев архиепископа З. в Штирии епископы Зеккау сохраняли до реформы 1786 г. Сначала резиденцией епископов был бенедиктинский мон-рь Зеккау (основан в 1142), монашеская община перебралась в новое аббатство Санкт-Марайн-бай-Книттельфельд (основано в 1140). Затем резиденция находилась в замке Зеккау у г. Лайбниц. Перемещение резиденции епископа в г. Грац в 1786 г. было связано с религ. реформой имп. Иосифа II.

В 1849 г. к еп-ству Зеккау были присоединены еп-ство Леобен и часть еп-ства Лафант, что стало последним этапом в оформлении совр. еп-ства Грац-Зеккау. Границы еп-ства в основном совпадают с границами земли Штирия. Свое новое название еп-ство получило в 1963 г. В наст. время в еп-стве проживают более 1,151 млн чел., ок. 900 тыс. из них - католики (Ibid. P. 281).

Инсбрук и Фельдкирх

Совр. территория еп-ств Инсбрук и Фельдкирх - это австр. часть средневек. Бриксенского княжества-еп-ства. После первой мировой войны еп-ство было подчинено непосредственно папе, на австр. части еп-ства создана апостольская администратура Инсбрук-Фельдкирх, глава к-рой получил функции епископа. Администратура просуществовала до 1964 г., когда в ходе реорганизации диоцезов Альпийского региона была объявлена еп-ством Инсбрук-Фельдкирх. В 1968 г. Фельдкирх выделился в отдельное епископство. 1-м епископом Инсбрука стал бывш. глава администратуры Паулюс Руш (епископ в 1964-1980). В наст. время в еп-стве Инсбрук проживают ок. 530 тыс. чел., из них ок. 406 тыс.- католики; в Фельдкирхе - ок. 385 тыс., из которых католичество исповедуют ок. 264 тыс. (Ibid. P. 249, 321).

Университет в З.

В соответствии с решением Тридентского Собора (1545-1563) об организации новых учебных центров в 1617 г. в З. была создана гимназия, ориентированная на преподавание теологии. Базой для нее послужила устроенная еще архиеп. Арноном школа при соборе. В 1622 г. по решению архиеп. Париса Лондрона гимназии были дарованы привилегии и выдано финансирование, необходимые для получения ей статуса ун-та. Зальцбургский ун-т славился теологическим и юридическим фак-тами, сохранявшими традиц. преподавание, и профессорами-бенедиктинцами, во многом влиявшими на интеллектуальную жизнь ун-та.

Утрата архиеп-ством З. независимости и присоединение его к Баварии сказались на судьбе ун-та. В 1810 г. он был распущен, вместо него создан теологический и философский лицей. В 1850 г. лицей вновь получил статус ун-та, но единственным действующим фак-том оставался теологический. После первой мировой войны ун-т в З. получил необходимую поддержку. В 1936-1937 гг. к открытию были готовы юридический и биологический фак-ты, однако аннексия Австрии Германией помешала реализации этих проектов. В воссоздании католич. ун-та после второй мировой войны главную роль сыграли Зальцбургский архиеп. Андреас Рорахер (1943-1969) и глава земли З. Й. Клаус. 5 июля 1962 г. последовало решение об организации в З. ун-та. Предполагалось, что сначала это будет лишь фак-т католич. теологии и философии (занятия начались в 1964), затем добавятся фак-т права и политических наук и медицинский фак-т (1965, до 2002). Совр. разделение ун-та на 4 фак-та (католич. теологии, права, культуры и общественных наук, естествознания) - результат проведенной в 2002 г. реформы.

Православие в З.

Согласно переписи населения, проведенной в 2001 г., в З. проживают более 7,5 тыс. православных (более 14 тыс. на земле З.). Значительная часть верующих - потомки сербов, отказавшихся после второй мировой войны возвращаться в коммунистическую Югославию. С 1946 г. существует Зальцбургский приход СПЦ при храме св. Власия. Происшедший в 1963 г. «американский раскол» (см. ст. Миливоевич Драголюб) в кон. 60-х гг. XX в. отразился и на сербской правосл. общине в З. В 1992 г. раскол был преодолен и община З. наряду с др. общинами Австрии вошла в Среднеевропейскую епархию СПЦ. В 2008 г. в Зальфельдене (земля З.) была построена первая собственная церковь СПЦ.

При ц. Покрова Пресв. Богородицы в З. действует правосл. община Германской епархии РПЦЗ. С кон. XIX - нач. XX в. окормление осевших в З. правосл. эмигрантов из России было возложено на приезжавшего правосл. священника из г. Баден (земля Н. Австрия). В нач. 1944 г. православные З. обратились к Синоду РПЦЗ с просьбой назначить постоянного священника. В ответ из Берлина последовал отказ Мин-ва по вопросам религии. Лишь после войны было осуществлено организационное оформление прихода и общины в З. В 1947-1965 гг. здесь располагалась резиденция архиеп. Австрийского и Венского Стефана (Севбо). После второй мировой войны значительная часть православных проживала в лагерях для перемещенных лиц, в частности в Парше. Там была организована школа, проводилась активная миссионерская работа. 26 июня 1964 г. состоялось освящение нового здания кафедральной ц. Покрова Пресв. Богородицы, до этого располагавшейся в бараке лагеря Парш, а после пожара в лагере - в одном из зданий общины в городе. После смерти архиеп. Стефана (1965) Австрийской епархией РПЦЗ управлял архиеп. Женевский и Западноевропейский Антоний (Бартошевич). В 1971 г. он передал управление еп. Нафанаилу (Львову) (с 1981 архиепископ Брюссельский и Западноевропейский). В 1988 г. Австрийская епархия РПЦЗ была реорганизована в благочиние. С 2000 г. руководство благочинием осуществляет Берлинско-Германский и Великобританский архиеп. Марк (Арндт). В наст. время в З. служит иерей РПЦЗ Сергий Киселёв.

С кон. 60-х гг. XX в. при ц. Св. Троицы действует приход св. архангелов Михаила и Гавриила Румынской Православной Церкви (митрополия Германии и Центр. Европы). На средства Румынской Церкви и ряда экуменических орг-ций была возведена приходская деревянная церковь (освящение состоялось в нояб. 2007).

Ист.: Salzburger Urkunden / Hrsg. W. Hauthaler, F. Martin. Salzburg, 1910-1933. 4 Bde; Die Regesten der Erzbischöfe u. des Domkapitels von Salzburg, 1247-1343 / Hrsg. F. Martin. Salzburg, 1928-1934. 3 Bde; Die Salzburger Landesordnung von 1526 / Hrsg. F. V. Spechtler, R. Uminsky. Göppingen, 1981. (Frühneuhochdeutsche Rechtstexte; 2); Schaup W., Dohle G. Salzburg auf alten Landkarten: 1551-1866/67. Salzburg, 2000; Stadt Salzburg: Geschichte in Bildern u. Dokumenten: Kostbarkeiten aus dem Stadtarchiv / Hrsg. P. F. Kramml, S. Veits-Falk, T. Wiedenholzer. Salzburg, 2002; Ammerer G. Reise Stadt Salzburg: Salzburg in der Reiseliteratur vom Humanismus bis z. beginnenden Eisenbahnzeitalter. Salzburg, 2003; Quellen z. Salzburger Frühgeschichte / Hrsg. H. Wolfram. W., 2006.
Лит.: Kleinmayrn J. F. T. Nachrichten vom Zustande der Gegenden und Stadt Juvavia vor, während u. nach Beherrschung d. Römer bis z. Ankunft des hl. Ruperts u. von dessen Verwandlung in das heutige Salzburg. Salzburg, 1784; Widmann H. Geschichte Salzburgs. Gotha, 1907-1914. 3 Bde; Huemer B. Die Salzburger Benediktiner-Kongregation, 1641-1808. Münster, 1918; Stadler K. Beiträge z. Rechtsgeschichte d. Stadt Salzburg im Mittelalter: Diss. Erlangen, 1934; Martin F. Salzburg: Geschichte u. Kunst dieser Stadt. Salzburg, 1972; Geschichte Salzburgs / Hrsg. H. Dopsch e. a. Salzburg, 1981-1991. 2 Bde. 5 Tl.; Dopsch H. Vom Stadtrecht zur Bürgerbeteiligung: FS 700 Jahre Stadtrecht v. Salzburg. Salzburg, 1987; idem. 1200 Jahre Erzbistum Salzburg: Die älteste Metropole im deutschen Sprachraum. Salzburg, 1999; Salzburg u. d. Slawenmission: Zum. 1100. Todestag d. hl. Methodius / Hrsg. H. Dopsch. Salzburg, 1986; Ortner F. Salzburger Kirchengeschichte: Von d. Anfängen bis z. Gegenwart. Salzburg, 1988; idem. Salzburgs Bischöfe in der Geschichte des Landes (696-2005). Fr./M., 2005; Altmann A., Fellner G., Embacher H. Geschichte der Juden in Stadt u. Land Salzburg: Von d. frühesten Zeiten bis auf die Gegenwart. Salzburg, 1990. 2 Bde; Dopsch H., Hoffman R. Geschichte der Stadt Salzburg. Salzburg, 1996; Hirnsperger J. Die Statuten des Salzburger Domkapitels (1514 bis 1806): Eine rechtshist. Untersuch. z. inneren Verfassung d. weltgeistlichen adeligen Salzburger Domkapitels. Graz, 1998; Zaisberger F. Geschichte Salzburgs. W., 1998; Hermann F., Fuhrmann F. Salzburg // LTK. 19993. Bd. 9. Sp. 285-291; Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Зап. Европе раннего Средневековья. СПб., 2001. С. 148-161; Becker R. Wege auf den Bischofsthron: Geistliche Karrieren in der Kirchenprovinz Salzburg in Spätmittelalter, Humanismus u. konfessionellem Zeitalter (1448-1648). R., 2006; Bogalin Th. Die Russisch-Orthodoxe Kirche in Salzburg // Ostkirchliches Christentum in Salzburg / Hrsg. P. L. Hofrichter. Salzburg, 2006. S. 11-28.
Н. А. Л.

Памятники архитектуры и изобразительного искусства

З.- один из наиболее сохранившихся исторических городов герм. земель. В 1996 г. исторический центр города был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Старый З. расположен на узкой полосе левого берега р. Зальцах, у подножия горы Мёнхсберг и ее отрога Фестунгсберг, на котором находится городская крепость Хоэнзальцбург (постройки кон. XI - нач. XVIII в.). Центром города является пл. Резиденцплац со зданием собора и с комплексом дворца князя-архиепископа (ок. 1120 - ок. 1710). Новый город, застраивавшийся с кон. XVII в., расположен на правом берегу р. Зальцах, у подножия горы Капуцинерберг. В архитектуре города доминируют формы барокко, однако сохранился и ряд средневековых памятников.

Собор святых Руперта и Виргилия. 1614–1628 гг. Фотография. Кон. ХХ в.
Собор святых Руперта и Виргилия. 1614–1628 гг. Фотография. Кон. ХХ в.

Собор святых Руперта и Виргилия. 1614–1628 гг. Фотография. Кон. ХХ в.

Мон-рь Ноннберг был основан ок. 711/2 г. на Фестунгсберге, неск. ниже возникшего позже Хоэнзальцбурга. Этот мон-рь считается самым старым непрерывно действующим жен. мон-рем в мире. От соборного храма Успения Богоматери (1009) сохранилась зап. часть, в т. ч. башня и портал. В 1464-1506 гг. храм был перестроен в стиле поздней готики. В 1711 г. башня приняла барочные формы. Особое значение для истории средневек. искусства имеют сохранившиеся в нижней части зап. стены фрески 50-60-х гг. XII в.: фрагменты композиции «Рай» («Трон Соломона») и 6 полуфигур святых и епископов в нишах. З. в XI-XIII вв. был крупнейшим центром южнонем. романской живописи, для которой было характерно обращение к визант. искусству в его венецианском варианте. Фрески Ноннберга, где «строгое графическое искусство Зальцбурга… приняло прямо-таки придворный характер, не теряя при этом своего иератического достоинства», являются образцом «классической романской живописи» (Demus. 1970. P. 93). В монастыре хранится большое собрание рукописей, скульптуры и живописи, особенно позднеготической, а также отдельные предметы (в т. ч. складной стул настоятельницы мон-ря с резными скульптурами и рельефами по моржовому клыку (ок. 1100) и посох аббатис из слоновой кости (1242)).

Мон-рь Санкт-Петер на склоне Мёнхсберга, основанный ок. 696 г., считается старейшим действующим мон-рем на герм. землях. Церковь св. Петра (1125-1143) была перестроена в стиле барокко (1605-1622), затем получила стуковое и живописное убранство в стиле рококо (1760-1766). Здесь сохранились незначительные фрагменты романской живописи, выполненной ок. 1150 г. (аллегорическая фигура Третьего часа) и во 2-й четв. XIII в. (епископ на коленях перед св. Магдалиной).

В основе Францисканской ц. (приходская ц. Пресв. Богородицы) находится 3-нефная романская конструкция, построенная в XII в. для жен. общины мон-ря Санкт-Петер. В 1408-1432 гг. был возведен обширный хор со звездчатыми сводами, одно из лучших произведений поздней готики в Австрии. На нижнем ярусе амбулатория в 1613-1704 гг. были сооружены капеллы с арочными сводами. Храм получил барочный фасад ок. 1700, в 1709/10 г. был сооружен барочный алтарь (проект И. Б. Фишера фон Эрлаха).

Крупнейшим произведением маньеристической архитектуры в З. стала летняя загородная резиденция князей-архиепископов Хельбрунн (юж. часть совр. города), построенная по образцу итальянского пригородного поместья (villa suburbana). Дворец и парк с фонтанами построены в 1613-1615 гг. по проекту С. Солари, архит. из швейцар. кантона Лугано. Ему же было поручено строительство нового кафедрального собора святых Руперта и Виргилия, ставшего одним из первых на немецкоязычных землях сооружений в стиле барокко. Первоначальная 3-нефная базилика (767-774), освященная св. Виргилием, неск. раз перестраивалась и полностью сгорела в 1167 г. Следующий собор, заложенный еп. Конрадом (Konradinische Dom), был крупнейшим в заальпийской Европе (сгорел в 1598). Проект совр. собора был создан архит. и теоретиком архитектуры В. Скамоцци (1604-1612) и построен в 1614-1628 гг. С. Солари с уменьшением на 2/3 размера и др. изменениями первоначального проекта. Здание было возведено с частичным использованием фундаментов предыдущих построек, однако переориентировано на 90° и значительно превзошло их по размеру (101×69 м, высота башен 81 м, купола 71 м, главного нефа 32 м). Собор представляет собой 3-нефную базилику с трансептом, рукава к-рого, как и главный неф, завершены полуциркульными апсидами. Основной объем здания, оштукатуренный и почти лишенный декора, противопоставлен 2-башенному зап. фасаду, облицованному мрамором и оживленному светотеневой моделировкой пилястр и оконных обрамлений. Купол на 8-гранном барабане и часть трансепта были разрушены снарядом в 1944 г. (единственный ущерб, причиненный архитектуре З. во время второй мировой войны); к 1959 г. собор восстановили. Если интерьер собора, сфокусированный на обширном, хорошо освещенном средокрестии с мощными пилонами, воспроизводит пространство собора св. Петра в Риме, то вост. 3-конховая часть напоминает аскетичные кирпичные экстерьеры венецианских церквей, в т. ч. Сан-Джорджо Маджоре и Иль Реденторе (архит. А. Палладио).

С З. связана деятельность архит. Дж. Г. Дзуккалли из Граубюндена, автора 2 барочных храмов. Церковь св. Эрхарда на юж. склоне Фестунгсберга, прямо под мон-рем Ноннберг, строилась в 1685-1689 гг. при госпитале для соборного капитула, в 1853 г. стала приходской церковью р-на Ноннталь. Она в миниатюре повторяет 3-конховый объем кафедрального собора с обширным куполом и 2-башенным фасадом. Церковь св. Максимилиана (1685-1700), построенная в комплексе со зданиями монастыря театинцев, имеет план в виде поперечного овала, с огромным куполом над средокрестием и небольшими рукавами креста. Монастырские здания окружают храм и примыкают к его фасаду с обеих сторон; их 3-этажные фасады с барочными фронтонами образуют вместе с находящимся между ними храмом традиц. 2-башенную композицию. В комплексе мон-ря по образцу scala santa в Риме в 1712 г. была построена лестница (49 ступеней), ведущая в капеллу Св. Креста.

Яркие церковные постройки эпохи барокко были возведены в З. по проектам Фишера фон Эрлаха. Церковь Св. Троицы (1694-1702) на правом берегу р. Зальцах, с вогнутым зап. фасадом и вынесенными вперед башнями, была сооружена подобно рим. ц. Сант-Аньезе ин Агоне (архит. Ф. Борромини). Рим. образцы оказали влияние и на ц. Богоматери иезуитского коллегиума (Коллегиальная ц.; 1694-1707), возведенную недалеко от собора. Этот крестообразный храм имеет выгнутый фасад, выступающий между 2 зап. башнями. Подобная же постановка башен, но в ином варианте, обусловленном расположением здания на узком участке между расходящимися под острым углом улицами, применена в ц. св. Марка мон-ря урсулинок (1699-1705). Особенностью этого храма, приписываемого Фишеру фон Эрлаху на основе стилистики, является замена купола низким купольным сводом. Также по проектам Фишера фон Эрлаха в З. были построены Госпитальная ц. св. Иоанна (1699-1704), пригородный дворец «Фаворита» (Клесхайм) (ок. 1700-1709) и фасады зимней школы верховой езды (1693), сохраненные при перестройке здания в Большой концертный зал (Grosses Festspielhaus) К. Хольцмайстером в 1956-1960 гг.

Другой ведущий архитектор барокко, И. Л. фон Хильдебрандт, создал новый фасад дворца князей-архиепископов (ок. 1710), а также дворцово-парковый ансамбль Мирабель (1710, 1721-1727) в Новом З. После пожара 1818 г. дворец был перестроен И. Г. Хагенауэром в формах неоклассицизма. Среди построек, отразивших стилистику рококо, следует упомянуть дворец Леопольдскрон (1736-1740, архит. Б. Стюарт).

Лит.: Demus O. La peinture murale romane. P., 1970. P. 93-95, 198-202; Euler B., Gobiet R., Huber H. Salzburg: Stadt und Land. W., 1986. (Dehio-Handbuch); Eltz-Hoffmann L., von. Die Kirchen Salzburgs. Salzburg, 1993; Höllbacher R. et al. Architektur Stadt Salzburg. Salzburg, 1994; Sedlmayr H. Johann Bernhard Fischer von Erlach. Stuttg., 1997; Lippmann W. Der Salzburger Dom, 1598-1630: Unter besonderer Berücksichtigung d. Auftraggeber u. d. kulturgeschichtlichen Umfeldes. Weimar, 1999; Haslinger A., Mittermayr Р. Salzburger Kulturlexikon. Salzburg, 2001; Kreul A. Johann Bernhard Fischer von Erlach, 1656-1723: Regie der Relation. Salzburg; Münch., 2006.
Л. К. Масиель Санчес
Ключевые слова:
Архиепископства Римско-католической Церкви Римско-католическая Церковь. История Епископства Римско-католической Церкви Города австрийские Страноведение. Австрия Христианство на территории разных стран. Австрия Церковная архитектура. Храмы (Австрия) Православие на территории разных стран. Австрия Австрия, государство в Центральной Европе Памятники архитектуры. Австрия Зальцбург, город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католического архиепископа Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Австрия)
См.также:
АВСТРИЯ государство в Центральной Европе
ВЕНА г. в Центр. Европе, на верхнем Дунае; столица Австрии; центр католич. архиеп-ства
БОББИО аббатство, город, с XI в. еп-ство в Сев. Италии
БОЛОНЬЯ центр еп-ства
БРАГА город на севере Португалии
БУРЖ г. в Центр. Франции (департамент Шер), кафедра архиепископа
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АБСАЛОН (ок. 1130 - 1201), архиепископ Лундский, церковный и политический деятель
АВГУСТИНЦЫ-ЕРЕМИТЫ историческое название католического монашеского ордена, основанного буллой папы Александра IV
АВГУСТОВСКОЕ [СЕЙНЕНСКОЕ] КАТОЛИЧЕСКОЕ ЕПИСКОПСТВО административная единица католической Церкви, созданная на польско-литовском пограничье после включения Царства Польского в состав Российской империи
AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Cобора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI
AD CATHOLICI SACERDOTII [лат.- Католическим священникам], энциклика папы Пия XI от 20 декабря 1935 г.
AD LIMINA APOSTOLORUM [лат. - К апостольским пределам], в католич. Церкви - посещение Рима
AD PETRI CATHEDRAM первая энциклика папы Иоанна XXIII от 29 июня 1959 г.
AGGIORNAMENTO (обновление), термин возник в понтификат Иоанна XXIII и связан с Ватиканским II Собором
АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата
АЛЛОКУЦИЯ речь папы на секретном заседании Коллегии кардиналов в Консистории
АЛЬМЕН Жак (ок. 1480-1515), католич. богослов, идеолог Соборного движения
АЛЮМБРАДЫ влиятельное мистическое движение в Испании в XVI-XVII вв.
АПОСТОЛИКИ название христианских сект, выступавших против обмирщения католической Церкви
АРКЕТТИ Джованни Андреа (1731-1805), кард.-еп., папский нунций в Варшаве
АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии
АРМА архиепископство в Ирландии
АУТОДАФЕ термин, обозначающий церемонию публичного оглашения приговора трибунала инквизиции католической Церкви