Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗАВОЛОКО
Т. 19, С. 478-480 опубликовано: 25 октября 2013г.


ЗАВОЛОКО

Иван Никифорович (17.12.1897, г. Режица Витебской губ., ныне Резекне, Латвия - 8.03.1984, там же), деятель федосеевского согласия (см. Федосеевцы), историк старообрядчества, собиратель, педагог. Род. в семье старообрядца-федосеевца Н. М. Заволоко, служившего в Режице железнодорожным сторожем. До 8 лет З. воспитывался в Двинске (ныне Даугавпилс) у бабушки, обучившей его церковнослав. грамоте, затем вместе с матерью переехал в Ригу, жил в Задвинье и посещал уч-ще при рижской Гребенщиковской старообрядческой общине (РГСО) - центре беспоповцев Прибалтики. В 1908 г. З. поступил в Рижское реальное уч-ще Петра I, окончил его в 1917 г. в Таганроге, куда уч-ще было эвакуировано в годы первой мировой войны. С ceнт. 1917 по апр. 1918 г. был действительным студентом сельскохозяйственного отделения Рижского политехнического ин-та, в 1918-1919 гг. учился в московской Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии (ныне МСХА им. К. А. Тимирязева), затем вернулся в Ригу.

В качестве председателя Об-ва рус. студенчества в Латвии З. был делегирован в Прагу с целью сбора информации о положении рус. студентов-эмигрантов в Чехословакии. В апр. 1922 г. был принят на фак-т естественных наук пражского Карлова ун-та, в следующем году перешел на русский юридический фак-т (образован в 1922), который окончил в 1927 г. со степенью кандидата права. На рус. юридическом фак-те Карлова ун-та в нач. 20-х гг. преподавали Г. В. Вернадский, С. Н. Булгаков, А. А. Кизеветтер. Годы пребывания в Праге стали для З. не только временем учебы и формирования общественных взглядов, но и временем приобщения к научной школе Н. П. Кондакова. С 1925 г. З. посещал Seminarium Kondakovianum (1925-1938), на к-ром обсуждались проблемы археологии, византиноведения, древнерус. культуры, истории искусств. В рамках семинара оформился интерес З. к изучению и собиранию исторического наследия. В Праге З. познакомился со сложившимся к 1923 г. Русским студенческим христианским движением (РСХД). Благодаря контактам с лидерами РСХД Г. В. Флоровским, В. В. Зеньковским и др. З. после возвращения в Латвию до 1930 г. продолжал общаться с членами латв. отделения РСХД, в качестве гостя присутствовал на съезде РСХД в Прибалтике (1928). В Праге З. также имел контакты с рус. эмигрантами - последователями евразийства.

И. Н. Заволоко. Фотография. 1982 г. (ГПИБ)
И. Н. Заволоко. Фотография. 1982 г. (ГПИБ)

И. Н. Заволоко. Фотография. 1982 г. (ГПИБ)
Вернувшись в Латвию, З. окончил Рижские педагогические курсы и с окт. 1930 по июнь 1940 г. преподавал в рус. учебных заведениях Риги: в Рижской гос. гимназии и в городской 5-й основной школе. Одновременно З. вел работу в старообрядческих общинах Балтии, входил в совет РГСО, являлся товарищем председателя Старообрядческого об-ва в Латвии, председателем религиозно-просветительских курсов в Даугавпилсе, читал лекции на законоучительских курсах в Риге, Вильнюсе, Даугавпилсе.

В 1927 г. З., учитывая опыт работы кружков РХСД, учредил при Гребенщиковском уч-ще в Риге кружок ревнителей рус. старины. За 2 года существования кружка было проведено 46 собеседований на религ. темы, 14 хоровых вечеров, заслушано более 60 докладов. В 1929 г. члены кружка основали Музей рус. бытового искусства, провели выставку «Русское народное искусство», описали иконы Гребенщиковской общины, собрали ок. 700 редких книг и рукописей. Они поддерживали связи с парижским об-вом «Икона», с семинаром им. Н. П. Кондакова в Праге, с Союзом любителей чистоты рус. языка в Белграде. Под влиянием З. и по образцу рижского кружка были созданы аналогичные объединения в Литве (Вильнюсе, Швянчёнисе и др.) и в Эстонии, где З. часто выступал с лекциями и беседами о традициях «старой веры». Осенью 1930 г. по инициативе З. при кружке был организован религиозно-педагогический семинар для подготовки учителей в старообрядческих воскресных школах. В февр. 1931 г. при участии З. и членов кружка при РГСО открылась детская воскресная школа, действовавшая до 1938 г.

Кружок и его филиалы в Елгаве, Резекне и Даугавпилсе проводили экспедиции по Латгалии, Причудью, Эстонии, где в ходе сплошного обследования старообрядческих поселений участники экспедиций зарисовывали типы строений, утварь, собирали предметы старины, в т. ч. узоры вышивки. В 1929 г. З. издал «Альбом старинных русских узоров», в 1939 г.- исследование «Древнерусская вышивка». Было предпринято неск. дальних поездок: в Закарпатье, в районы Мукачева, Хуста (1930), в дер. Войново (Эккертсдорф) в Вост. Пруссии (ныне в Польше) (1936). Результаты экспедиций были освещены в основанном З. ж. «Родная старина» (изд. с 6 нояб. 1927 по 9 июля 1933, вышло 13 вып.). З. не только редактировал журнал, но и был автором 75 статей, подписанных как полным именем, так и псевдонимами (Иван Никифоров, Староверец, Летописец, Любитель, Изограф и др.). Как редактор журнала З. вел переписку с А. М. Ремизовым, И. С. Шмелёвым, Н. К. Рерихом. В нач. 30-х гг. З. обследовал собрание рукописей РГСО и обнаружил 2-й известный на сегодняшний день список памятника XIII в. «Слово о погибели Русской земли».

В 1932 г. кружок ревнителей рус. старины издал 1-й вып. сборника выдержек из святоотеческих творений «Златоструй», составителями к-рого были З. и П. Ф. Фадеев. В 1933 г. вышла в свет брошюра З. «О старообрядцах г. Риги: (Ист. очерк)», основанная на архивных документах, многие из которых не сохранились. В том же году появился 1-й вып. «Духовных стихов старинных», тексты и напевы к-рых З. записал в Латгалии и Причудском крае. 2-й вып. «Духовных стихов», записанных в дер. Войново, был издан в 1937 г. (оба выпуска переизд.: Духовные стихи старинные. Рига, 2006). Важное значение для старообрядческих общин имели подготовленные З. и изданные РГСО книги: «Святые отцы о праздновании Пасхи» (1935), «Учебник по Закону Божию» (1932, 1936), «История Церкви Христовой» (1937). 2 последние книги стали основными учебными пособиями для старообрядческих школ зарубежья. В 1935-1939 гг. З. являлся редактором издававшегося в Риге «Древлеправославного старообрядческого календаря», в 1937-1939 гг. входил в редакцию «Русского ежегодника». З. активно публиковался в выходивших в Латвии в 20-30-х гг. рус. газетах и др. периодических изданиях: «Слово» (являлся секретарем редакции в 1928-1929), «Сегодня», «Русский вестник», «Голос народа», «Русский ежегодник», «Рижский курьер» и др.

З. занимался общественной деятельностью. В 1931 г. он участвовал в выборах в 4-й сейм Латвийской республики как кандидат в депутаты от рус. списка. В сент. 1938 г. принимал участие в 1-м межгос. совещании старообрядцев Литвы, Латвии, Польши и Эстонии, проходившем в Вильнюсе, на котором ему была поручена реализация издательской программы межгос. редакционной комиссии. 17 июня 1940 г. З. стал наставником Резекненской федосеевской кладбищенской общины. Особое влияние на З. как наставника оказала его многолетняя, с 20-х гг., дружба с наставником моленной и иконописцем из дер. Рая (Эстония) Г. Е. Фроловым.

9 окт. 1940 г., через неск. месяцев после вхождения Латвии в СССР, З. был арестован по обвинению в «антисоветской деятельности». В 1941-1949 гг. находился в исправительно-трудовых лагерях, в 1949-1958 гг.- на поселении в с. Северном Новосибирской обл. В лагере З. применял знания, полученные в сельхозакадемии: собирал лекарственные растения, составил травник и оказывал лечебную помощь заключенным и тюремщикам. В результате осложнения после болезни в 1944 г. З. ампутировали ногу. В Северном З. работал в поликлинике, санчасти и в районной больнице. В 50-х гг. вместе с H. H. Покровским записывал пение в старообрядческих селах Алтая и Саян (записи хранятся в Новосибирском областном архиве).

В 1958 г. с помощью В. И. Малышева З. получил разрешение на возвращение в Ригу. От собрания рукописей З. к этому времени сохранились 2 экз., была уничтожена уникальная коллекция писем и документов. З. наладил переписку с Малышевым, к-рый предложил ему сотрудничать с ИРЛИ (Пушкинским Домом) и участвовать в археографических экспедициях. Знания и влияние З. позволили значительно пополнить коллекцию Древлехранилища Пушкинского Дома, созданного в 1949 г. по инициативе Малышева. З. участвовал в подготовке археографической экспедиции Пушкинского Дома в Эстонию в 1961 г. По поручению Малышева он подготовил и опубликовал в «Трудах отдела древнерусской литературы» описание собраний рукописных и старопечатных книг Д. И. Першина и И. В. Дорофеева, хранившихся в книжнице РГСО (1960. Т. 16. С. 567-569). В 60-х гг. З. предпринимал поездки в разные старообрядческие центры для ознакомления с собраниями рукописей, в т. ч. в Серпуховскую федосеевскую общину.

В 1966 г. председатель московской федосеевской Преображенской общины (см. Преображенское кладбище в Москве) М. С. Сергеев подарил З. рукопись, открывающуюся «Поучением аввы Дорофея» и происходящую из коллекции А. В. Мараевой. Изучив книгу, З. установил, что она содержит автографы Житий и др. сочинений протопопа Аввакума и инока Епифания в редакциях, отличных от открытых В. Г. Дружининым в 1912 г. О находке 2-го Пустозерского сборника З. сообщил исследователям творчества протопопа Аввакума Малышеву и А. Н. Робинсону. Несмотря на полученные предложения продать уникальную рукопись, в т. ч. в книжницу РГСО, как писал З., он «твердо решил - рукопись должна принадлежать науке». 20 марта 1968 г. на торжественном заседании сотрудников отдела древнерусской лит-ры З. передал открытый им Пустозерский сборник в дар Пушкинскому Дому. Необходимо упомянуть еще одну уникальную рукопись, сохранившуюся для науки благодаря З.: Выговский Чиновник, содержащий в подлинниках и автографах соборные постановления и уставные статьи Выголексинского общежительства. В 1974 г. по желанию З. в Древлехранилище был открыт фонд - Коллекция И. Н. Заволоко, состоящий из рукописного собрания и личного архива собирателя. Причудское и Латгальское собрания ИРЛИ вместе с Коллекцией З. отражают все богатство старообрядческой книжности Прибалтики.

С 1965 г. З. являлся сотрудником редакции Старообрядческого церковного календаря, издававшегося РГСО, московскими поморской и Преображенской общинами и Высшим старообрядческим советом в Литовской ССР. В Календаре он вел рубрику «Памятные даты». З. был погребен, согласно завещанию, на старообрядческом кладбище в Резекне.

В кон. XX в. РГСО переиздала довоенные работы З.: «Учебник по Закону Божию для старообрядцев» (1989 и др.), «История Церкви Христовой» (1990 и др.), «О старообрядцах г. Риги» (1993), ж. «Родная старина». В февр. 1999 г. в ознаменование 100-летия со дня рождения З. старообрядцами разных поколений, в т. ч. бывшими участниками кружка ревнителей рус. старины, было создано культурно-просветительное об-во им. И. Н. Заволоко, переименованное в 2002 г. в староверческое об-во им. И. Н. Заволоко. Об-во издает газ. «Меч духовный», при нем организован староверческий любительский хор «Грезн». Большое значение об-во придает работе по собиранию и изучению наследия З. Весной 2004 г. в Риге открылась фотовыставка, посвященная памяти З. 16-17 дек. 2005 г. и 14-15 дек. 2007 г. в столице Латвии прошли I и II международные Заволокинские чтения, организованные об-вом им. И. Н. Заволоко.

Соч.: Странник, идущий в гору. Рига, 2004 [сб. ст. З. из Старообрядческого церк. календаря].
Лит.: Малышев В. И. Заметка о рукописных списках Жития протопопа Аввакума: (Мат-лы для биографии) // ТОДРЛ. 1951. Т. 8. С. 380-385; он же. О втором списке «Слова о погибели Рускыя земли»: (История открытия) // Slavia. Praha, 1959. Roč. 28. Seš. 1. S. 69-72; Маркелов Г. В. Коллекция рукописей И. Н. Заволоко в Древлехранилище Пушкинского Дома // ТОДРЛ. 1979. Т. 34. С. 377-387; он же. Из истории собрания И. Н. Заволоко // Там же. 1980. Т. 35. С. 439-445; Куандыков Л. К. Рукопись № 3 из собр. И. Н. Заволоко в Древлехранилище Пушкинского Дома // Сибирское источниковедение и археография. Новосиб., 1980. С. 121-135; Понырко Н. В., Бударагин В. П. Автографы выговских писателей // Древнерусская книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 174-200; Мекш Э. Б. И. Н. Заволоко - подвижник старообрядчества в Латвии // RES. 1997. T. 69. Fasc. 1/2. С. 89-98; Памяти Заволоко И. Н.: Сб. ст. и мат-лов, посвящ. 100-летию И. Н. Заволоко. Рига, 1999 [Библиогр.: С. 153-161]; Духовный собеседник: Светлой памяти И. Н. Заволоко: Фотоальбом. Рига, 2002; Пономарёва Г. М., Шор Т. К. Г. Е. Фролов и И. Н. Заволоко: История духовного общения (1927-1930) // Русские старообрядцы: Язык, культура, история: Сб. ст. к ХIV междунар. съезду славистов. М., 2008. С. 268-279; Ржоутил М. И. Н. Завoлокo в Прагe: Штрихи к биографии // Старообрядчество в России: (XVII-XX вв.). М., 2009. Вып. 4 (в печати).
Е. А. Агеева
Ключевые слова:
Старообрядцы Беспоповцы, общее название одного из двух основных течений старообрядчества Федосеевское согласие Собиратели рукописей Старообрядчество. История Заволоко Иван Никифорович (1897 - 1984), деятель федосеевского согласия, историк старообрядчества
См.также:
ГНУСИН Сергей Семенович (1756 - 1839), наставник в старообрядческом федосеевском согласии
АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель
АЛЕКСЕЕВ Иван (1709-1776), старообрядец-беспоповец, писатель, иконописец
АНДРЕЕВ (Серебренников) Тимофей (1745-1809), старообрядческий выговский писатель и наставник
АНДРОНИК († 1684), инок, старообрядец, из крестьян Каргопольск. уезда
АНТОНИЙ (Людиновсков; 1895-1977), игум. старообрядческих скитов часовенного согласия, писатель
АНУФРИЕВ деятель старообрядческого поморского согласия
БАРАНИН Петр Петрович (1882-1966), старообрядец-беспоповец, общест. деятель
БЕСПОПОВЦЫ общее названиее одного из двух основных течений старообрядчества
БОРИСОВ Андрей (1734 - 1791), киновиарх Выголексинского общежительства
ВАКОНЬЯ Иван Ульянович (1883 - 1965), деятель старообрядческого поморского согласия
ВАРЛААМ (Быков Василий; 2-я пол. XVII в.- 20-е гг. XVIII в.), старообрядческий инок