Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗАВЕСА
Т. 19, С. 445-449 опубликовано: 22 октября 2013г.


ЗАВЕСА

[евр.  ; греч. καταπέτασμα; церковнослав.   реже  ].

В Ветхом Завете

З.- один из важных предметов ветхозаветного богослужения, представлявший собой ткань из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона (согласно толкованию Иосифа Флавия, «четыре рода материалов, из которых была соткана завеса, [соответствовали] четырем стихиям» - Ios. Flav. Antiq. 3. 7. 7) с изображениями херувимов на ней. З., висевшая на массивных столбах, отделяла святилище ветхозаветных скинии и затем храма от Святое Святых (см., напр.: Исх 26. 31-37; 1 Макк 4. 51; Евр 9. 3). Поскольку стена между Святое Святых и святилищем во Втором храме была толщиной в локоть, было решено вешать 2 З.- с внутренней и внешней стороны входа в Святое Святых: внешняя откидывалась направо, внутренняя - налево. «Великие ворота» храма также закрывались снаружи З., висевшей на золотом пруте; она была тех же 4 цветов, что и З. Святое Святых, на ней было изображение небесных звезд. Иосиф Флавий называет выделку этой З. вавилонской (Ios. Flav. Antiq. 14. 7. 1; Idem. De bell. 5. 5. 4). В праздничные дни, когда в храм приходило множество народа, З. притвора поднималась, чтобы народ мог видеть внутренность святилища (Ibidem). Согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова», Пресв. Дева прежде Благовещения была избрана для того, чтобы участвовать в прядении З. Святое Святых (Protev. Jac. 10).

Евангельские повествования о страданиях и смерти Господа Иисуса Христа упоминают, что З. Святое Святых разорвалась во время смерти Спасителя, что имело важное символическое значение (Мф 27. 51; Мк 15. 38; Лк 23. 45; об этом же событии говорится и в правосл. гимнографии - см., напр., тропари 7-х песней воскресных канонов 1-го и 3-го гласа).

Духовный смысл ветхозаветной З. в полноте раскрывается в Евреям Послании (в Евр 10. 20 З. называется плоть Христова, скрывавшая Его Божество).

В богослужении христианской Церкви

З. может отделять алтарную часть храма от наоса. В различных богослужебных традициях христ. Востока З. появилась не позднее VI в. (с этим связано и включение особых молитв о З. в состав ряда вост. литургий). Установление практики отделять алтарь З. со временем было приписано свт. Василию Великому - в его Житие мог включаться рассказ о том, что святитель повелел устроить З. после того, как однажды один из сослужавших ему диаконов отвлекся от совершения литургии, смотря на некую женщину в толпе мирян. Тем не менее в К-поле использование З. до X в. не фиксируется, и лишь после XI в. она стала одним из непременных атрибутов правосл. храма; на Западе З. вовсе не получила распространения. Разновидностью З., доныне встречающейся в афонских и нек-рых др. храмах, являются занавеси кивория, закрывающие св. престол со всех или только с 3 сторон. Символическое толкование З., по мнению Николая и Феодора Андидских, состоит в том, что она прообразует плащаницу Спасителя (Theodor. Andid. Comment. liturg. // PG. 140. Col. 445), свт. Симеон Фессалоникийский считал, что она прообразует З. небесной скинии (Sym. Thessal. De templ. // PG. 155. Col. 341, 348, 704). З., представляющая собой красивую ткань (в греч. практике, как правило, бархат пурпурового цвета; в рус. практике допускаются З. различного цвета), часто с вышитым на ней крестом, вешается у св. (царских) врат так, чтобы полностью закрывать их просвет со стороны алтаря.

Правила об отверзении и о закрытии З. во время богослужения согласно совр. рус. традиции приведены в 23-й гл. принятого ныне в РПЦ Типикона. В частности, З. должна быть отверзта во все время вечерни, утрени и молебна (в последнем случае на практике З. отверзается не везде), а во время Божественной литургии - от ее начала (и даже ранее, с момента каждения после проскомидии) до великого входа, от возгласа    до возгласа    и от начала причащения мирян до окончания литургии (за архиерейским богослужением или в случае наличия у служащего соответствующей церковной награды З. закрывается лишь на время причащения священнослужителей, после возгласа    в день Пасхи и во всю Светлую седмицу З. не закрывается вовсе). В совр. греч. практике приняты неск. иные правила отверзения и закрытия З.; в дониконовской рус. традиции они также отличались от совр. русских.

В византийском придворном церемониале

существовали особые З., отделявшие нек-рые залы имп. дворца и т. д. (см.: Kazhdan A. Velum // ODB. 1991. Vol. 3. P. 2157-2158), но для их обозначения использовался не отсылающий к Свящ. Писанию термин καταπέτασμα, как для литургической З., а термин βῆλον (от лат. velum; в Вульгате именно это слово передает евр.  , но в языке LXX такое заимствование не зафиксировано).

Э. П. Л.

Иконография

Символическое осмысление рукоделия Богоматери, т. е. ткачества, возможно, повлияло на технику выполнения первых З.; о наиболее ранних З. известно, что они были полностью ткаными, несмотря на сложнейший рисунок.

Богоматерь с Младенцем и архангелами. Апостолы. Фрагмент тканой егип. завесы. VI в. (Кливлендский художественный музей, США)
Богоматерь с Младенцем и архангелами. Апостолы. Фрагмент тканой егип. завесы. VI в. (Кливлендский художественный музей, США)

Богоматерь с Младенцем и архангелами. Апостолы. Фрагмент тканой егип. завесы. VI в. (Кливлендский художественный музей, США)
По мнению Г. С. Добронравова, в ранний период наиболее распространены были З., закрывавшие только престол, о чем свидетельствует, напр., мозаика в ц. вмч. Георгия в Фессалонике (IV в.), на к-рой изображен киворий «над святым престолом на 4 столбах с куполообразным верхом. Между столбами этого кивория и повешены 8 завес, в каждом пролете по 2 половинки, так что в известные моменты завешивался лишь один престол; весь же алтарь с горним местом и запрестольем был всегда виден всем присутствующим в храме» (Добронравов. 1912. С. 7). Судя по письменным источникам и памятникам изобразительного искусства, первоначальные формы З. (З. кивория и З. алтаря) появились, существовали и развивались независимо друг от друга с IV в.

С VI в. известны З. со сложным композиционным построением и иконографической программой. Одна из таких З. вместе с изображениями подробно описана в «Экфрасисе Св. Софии» (VI в.) Павла Силенциария. В Св. Софии К-польской, украшенной имп. Юстинианом, З. (ансамбль, состоящий из центральной и 2 др. З.) укрывался только киворий, тогда как весь алтарь оставался открытым.

Христос Великий Архиерей с сослужащими святителями и ангелами. Фрагмент Хиландарской завесы. 1399 г. (мон-рь Хиландар, Афон)
Христос Великий Архиерей с сослужащими святителями и ангелами. Фрагмент Хиландарской завесы. 1399 г. (мон-рь Хиландар, Афон)

Христос Великий Архиерей с сослужащими святителями и ангелами. Фрагмент Хиландарской завесы. 1399 г. (мон-рь Хиландар, Афон)
О З. в Св. Софии К-польской говорится, что они «распускались» или «разворачивались» священнослужителями (Иерусалимская. 1988. С. 10). О них упоминает русский паломник свт. Антоний, архиеп. Новгородский († 1232), который в описании Св. Софии К-польской оставил свидетельство только о З. (катапетасмах) кивория и даже сам киворий назвал катапетасмой (Добронравов. 1912. С. 8; Путешествия… 1872. С. 73). Свидетельство архиеп. Антония Новгородского указывает на то, что З., присутствующие только на кивории, сохранялись в Св. Софии до XIII в. З. в др. визант. храмах устраивались по образцу З. Св. Софии К-польской. Вероятно, и на Руси, в первых церквах Киева - Десятинной и Софийском соборе,- были кивории с З., но «получил большее распространение обычай устраивать «небо», в особенности в церквах приходских; кивории же остались принадлежностью лишь городских соборных церквей, и сооружение их считалось делом настолько большим и важным, что стало отмечаться в летописях», из к-рых видно, что на устройство кивория, столбов и З. стали смотреть только как на украшение, поскольку он появлялся гораздо позже престола, тогда как по греч. представлениям во времена свт. Симеона Солунского в новом храме считалось все законченным только после утверждения кивория над престолом (Там же. С. 17).

Указание на З. у кивория сохранилось в описании церкви XVII в.: «Вокруг престола под сенью завеса тафтяная алая» (Там же. С. 18), при этом отмечены признаки редуцированной З. «в виде узких полотнищ из шелковой ткани, прилегающих к столбам кивория и служащих теперь только украшением. Наконец, самый деревянный раззолоченный подзор сени, несколько спускающийся по углам вниз, представляет собою не что иное, как слабые следы той же когда-то необходимой утвари» (Там же).

Вместо кивория с сенью могло быть устроено нечто их напоминающее - т. н. небеса. З. «в большинстве русских храмов стала помещаться, как и в Греции, по линии алтарной преграды» (Голубинский. 1904. С. 176), к-рая первоначально имела вид маленькой стенки с колоннами или даже без них с космитом вверху, утверждавшимся на колоннах или упиравшимся в стены алтарной арки. З. привешивалась в таком случае к космиту и закрывала весь алтарь. «До XVII в. она исполняла свое назначение... служа даже кое-где заменой святых дверей довольно долгое время» (Добронравов. 1912. С. 18).

В XVIII в. З. не предавалось прежнего значения. Ее символическое осмысление упоминается только в толковании свт. Симеона Солунского (гл. 6), согласно которому З.- это «небесная при Боге скиния, где находятся лики святых ангелов и отшедшие к Богу святые»; встречаются др. варианты ее названия, связанные со способами открывания З.: «Завеса в Уставе... называется внутрь сущею, т. е. внутреннею дверью. А так как эта завеса в иных местах опускалась сверху вниз, то и называется еще горнею дверью, или горними дверями» (Вениамин. Новая скрижаль. 1999. С. 25). По мере развития иконостаса, и особенно с появлением царских врат, роль З. умалялась.

Двунадесятые праздники. Пророки. Завеса мон. Анны (Агнии). XVI в. (Музей Сербской Православной Церкви, Белград)
Двунадесятые праздники. Пророки. Завеса мон. Анны (Агнии). XVI в. (Музей Сербской Православной Церкви, Белград)

Двунадесятые праздники. Пророки. Завеса мон. Анны (Агнии). XVI в. (Музей Сербской Православной Церкви, Белград)
Изменения З. обусловлены в первую очередь применением ее в церковном обиходе. Это развитие раскрывается в многообразии предметов литургического текстиля (большие и малые воздухи, плащаница, которые произошли от З.), их символики и иконографии. Иконография немногих дошедших до наст. времени З. связана преимущественно с текстом т. н. молитвы катапетасмы (Успенский. 2003. С. 224), содержащей смиреннейшую просьбу о принятии евхаристического Дара.

Для типологии З. и развития иконографических вариантов ее оформления наиболее важны ранние образцы.

В экфрасисе Павла Силенциария в описании З. собора Св. Софии в К-поле (1-я четв. VI в.) 50 строк посвящено описанию техники изготовления и сюжетов. Последние подробно проанализированы в работе А. А. Иерусалимской, где предложена следующая реконструкция. Между колоннами в верхней части кивория располагались полихромные ткани, изготовленные на многоремизном станке. Материалом для основ и утков служили шелковые нити. «Утки были разноцветными, причем, как следует из дальнейшего изложения, среди них были окрашенные в разные оттенки тирского и сидонского пурпура, использованы золоченые нити» (Иерусалимская. 1988. С. 10). В центре передней З. помещена композиция «Traditio legis» (Передача закона), где изображены стоящие под арками Спаситель и апостолы Петр и Павел. Выше и ниже располагалось 2 каймы со сценами в меньшем масштабе: на верхней кайме - жилые постройки, больницы и храмы, что, по мнению Иерусалимской, подразумевает прославление богоугодной деятельности имп. четы - Юстиниана и Феодоры. О вытканных на нижней кайме З. сценах чудес Христа подробные сведения не приведены. Кратки описания 2 др. З. алтаря (ктиторских, прославляющих имп. чету под защитой Христа и Богоматери): имп. чета изображена на одной из З. соединяемой руками Богоматери, на другой - руками Христа (Там же. С. 16).

Египетская тканая З. (Кливлендский худож. музей, США) представлена в каталоге музея как егип. тканая икона VI в. Ее иконография и размер (178,7×110,5 см) позволяют предположить первоначальное использование ее в качестве З. В центре композиции изображена на престоле Богоматерь с Младенцем, за к-рым по сторонам стоят архангелы Михаил и Гавриил. Над ней изображение, занимающее ок. трети общего размера ткани: Христос на престоле с поднятой благословляющей десницей в мандорле в окружении 2 ангелов и со звездами у подножия. Кайма З. выткана растительными мотивами с изображениями апостолов в медальонах по нижней части каймы до линии, отделяющей верхний сюжет (Pelikan. 1990. Р. 16).

«Предста Царица одесную Тебе...». Завеса царицы Анастасии. 1556 г. (мон-рь Хиландар, Афон)
«Предста Царица одесную Тебе...». Завеса царицы Анастасии. 1556 г. (мон-рь Хиландар, Афон)

«Предста Царица одесную Тебе...». Завеса царицы Анастасии. 1556 г. (мон-рь Хиландар, Афон)
Хиландарская З. 1399 г. мон. Евфимии (жены деспота Углеши) - одна из наиболее известных. Сюжет вышит серебряными и шелковыми нитями на тяжелом красном шелковом атласе. Позднее З. была обшита вокруг широкой каймой из шелковой цветной ткани (Миркович. 2003. С. 29-32). Спаситель (по типу Великий Архиерей), облаченный в полное архиерейское облачение XIV в., совершая литургию, стоит на подножии, руки подняты в благословляющем жесте. По сторонам Спасителя изображены сослужащие Ему святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. В руках у них свитки с текстами литургических молитв: у свт. Василия Великого - текст молитвы из написанной им литургии, читаемой священником во время преклонения главы перед причастным стихом («Владыка, Отче щедрот и Боже, всякие утехи преклоньшие Тебе свои главы…»), у свт. Иоанна Златоуста на свитке начало молитвы, читаемой священником во время Херувимской, названной в александрийском списке литургии свт. Григория Богослова молитвой катапетасмы («Никтоже достоин от связавших...»). За святителями стоят 2 ангела в диаконских стихарях и держат древние короткие 4-угольные рипиды с трижды вышитым «Агиос». Вкладная надпись-молитва вышита мон. Евфимией у стоп образа Спасителя.

На З. мон. Анны (Агнии) (размер 176×124 см) в центре вышит золотой нитью крест, по сторонам к-рого - буквы «ИС ХС Н К». Вокруг креста - 12 праздников, от них по 3 сторонам размещены фигуры ветхозаветных пророков (сверху поясные, по сторонам ростовые) со свитками в руках с текстом соответствующих пророчеств. Под сценой «Успение Пресв. Богородицы» - имя вышивальщицы: «монахиня Анна» (Там же. С. 34), по др. источникам - Агния (Там же. Примеч. 32; в каталоге музея Сербской Православной Церкви З. мон. Анны названа работой мон. Агнии и датирована ХVI в.- Милеуснић С. Музеѣ Српске Православне Цркве. Београд, 2001).

Императоры Андроник и Роман. Завеса. 1673 г. (мон-рь Ксиропотам, Афон)
Императоры Андроник и Роман. Завеса. 1673 г. (мон-рь Ксиропотам, Афон)

Императоры Андроник и Роман. Завеса. 1673 г. (мон-рь Ксиропотам, Афон)
Русская З. 1556 г. царицы Анастасии (1-й жены царя Иоанна Грозного) в мон-ре Хиландар на Афоне (размер 242,5×168 см) в центре имеет изображение Деисуса, где Спаситель, представленный как Великий Архиерей, с надписью: «Ты есть иерей вовек по чину Мельхиседекову», в саккосе, благословляет обеими руками. Справа от Спасителя Пресв. Богородица в царских одеждах с короной на голове, согласно изводу «Предста Царица одесную Тебе…» (Пс 44. 10), слева - св. Иоанн Предтеча. Фигуры представлены в рост на облаках, под ногами Спасителя 6-крылый серафим, что буквально соответствует т. н. молитве катапетасмы: «...на Престоле херувимском носимый» (Успенский. 2003). Над Богоматерью и св. Иоанном Предтечей изображены летящие архангелы Михаил и Гавриил с орудиями Страстей, что необычно для такого Деисуса. На кайме З.- Богоматерь Оранта и 30 погрудных изображений пророков, апостолов, святителей, среди которых - Савва и Симеон Сербские, князей, мучеников, преподобных (см.: Смирнова. 2000). Судя по надписи, содержащей также дату (видимо, окончания работ) «20 ноября в лето 7064» (1556), З. была шита по воле «царя государя и великого князя Ивана Васильевича» при «великой княгине Анастасии и при их сыне благородном царевиче Иване Ивановиче».

З. 1673 г. из мон-ря Ксиропотам на Афоне упомянута Н. П. Кондаковым: на ней «изображены императоры Андроник и Роман, с неграмотною надписью, которая назначена пояснить такое соединение». В руках императоров модель обители, «вокруг них из двух кантаров подымаются разводы виноградной лозы, представляющей образ процветающей обители и покрытой тюльпанами, колокольчиками и иными фантастическими цветами», нехарактерными для визант. орнамента. По мнению Кондакова, это «благочестивая монастырская подделка, во вкусе пышных завес и надгробных покровов молдовлахийских господарей, если даже не от них и происходит» (Кондаков. 1902. С. 248).

Древние образцы З. представляют собой попытки создания символического богословского и изобразительного единства. В З. позднего периода эта тенденция отсутствует, что, вероятно, обусловлено утратой понимания символики и места предмета в литургическом действе. В совр. шитье изображения на З. носят преимущественно декоративно-орнаментальный характер, хотя наблюдается возрастающий интерес к созданию сюжетных произведений.

Лит.: Paul. Silent. S. Sophia; Симеон Солунский, свт. Разговор о священнодействиях и таинствах церковных // Соч. СПб., 1856. С. 186-189, 195-196; Филимонов Г. Д. Церковь св. Николая Чудотворца на Липне близ Новгорода: Вопрос о первоначальной форме иконостасов в рус. церквах. М., 1859. С. 29, 63; Стасов В. В. Заметки о древней рус. катапетазме // ИИАО. 1863. Т. 4. Вып. 6. С. 534-541; Путешествия Новгородского архиеп. Антония в Царьград / Предисл. и примеч.: П. Савваитов. СПб., 1872; Красносельцев Н. Ф. Объяснение литургии, сост. Феодором, еп. Андидским // ПС. 1884. Т. 1. С. 397-398; он же. Сведения о нек-рых литург. рукописях Ватиканской б-ки. Каз., 1885; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902; Голубинский. История РЦ. М., 1904. Т. 1. 2-я пол. С. 175; он же. Археологический атлас ко 2-й пол. 1 т. Истории РЦ. М., 1906. Л. 46. Рис. 1; Добронравов Г. С. История катапетасмы. М., 1912; Иларион (Троицкий), архим. История плащаницы // БВ. 1912. Февр. С. 362-393; Millet G. Broderies religieuses de style byzantin. P., 1939. Vol. 1: Album; 1947. Vol. 2: Texte; Du Cange Ch. Du F. Glossarium ad scriptores mediae et infimae Graecitati. Graz, 1958r; Johnstone P. The Byzantine Tradition in Church Embroidery. L., 1967; НКС. 1983. Т. 4; Иерусалимская А. А. Ткани собора Св. Софии в К-поле (в поэме Павла Силенциария) // Вост. Средиземноморье и Кавказ IV-XVI вв.: Сб. ст. Л., 1988. С. 8-19; Pelikan J. J. Imago Dei: The Byzantine Apologia for Icons. Wash.; Princeton, 1990; Смирнова Э. С. Катапетасма 1555 г.: К иконогр. программе окаймления // Осам векова Хиландара: Историjа, духовни живот, кнњижевност, уметност и архитектура. Београд, 2000. С. 495-503; Миркович Л. Искусство церк. шитья: Завесы царских врат (катапетасмы) // Убрус: Церк. шитье: История и современность. СПб., 2003. № 1. С. 29-36; Успенский Н. Д. Визант. литургия: Анафора. М., 2003.
Ю. Г. Матвеева
Ключевые слова:
Ветхозаветное богослужение, литургически оформленное почитание истинного Бога в ветхозаветной общине Богослужение Русской Православной Церкви Декоративно-прикладное искусство. Предметы церковного обихода (см. также Литургика) Храм, его части и устройство Иконографические сюжеты Завеса отделяет алтарную часть храма от наоса в богослужении христианской Церкви
См.также:
ЖЕРТВЕННИК возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии
АНТИМИНС "вместо престола" (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ один из главных христианских праздников
ВЕЛИЧАНИЕ краткое песнопение, употребляющееся в богослужении нек-рых негреч. правосл. Церквей при совершении службы с полиелеем или бдением
ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней
ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ литургически оформленное почитание истинного Бога в ветхозаветной общине
«ВИДЕНИЕ ЕВЛОГИЯ» иконографический сюжет
ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Вселенский Собор, орган высшей власти в правосл. Церкви
ВСЕЛЕНСКИЙ II СОБОР [I Константинопольский]
ВСЕЛЕНСКИЙ III СОБОР [I Эфесский]
ВСЕЛЕНСКИЙ IV СОБОР [Халкидонский]
ВСЕЛЕНСКИЙ V СОБОР [II Константинопольский]