Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
Т. 19, С. 430-432 опубликовано: 17 октября 2013г.


«ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»

офиц. издание Забайкальской и Нерчинской епархии, выходившее в Чите с янв. 1900 по нояб. 1919 г. 2 раза в месяц. Часто 2, 3 или 4 номера публиковались одним выпуском, в 1905-1906 гг. вышло по 21 номеру, в 1908 г.- 22, в 1919 - 20 номеров. С 1894 г. материалы о жизни новой Забайкальской епархии печатались в «Иркутских епархиальных ведомостях», к-рые распространялись по приходам епархии. Издание «З. е. в.» было разрешено в 1899 г. указом Святейшего Синода по ходатайству Забайкальского и Нерчинского еп. Мефодия (Герасимова).

Журнал редактировали свящ. Михаил Колобов (1900-1901), В. М. Сибирский (1901-1904), М. А. Злобин (1905-1906), свящ. Сергий Старков (впосл. еп. Арзамасский Софроний) (1907-1908), прот. Епифаний Кузнецов (см.: Ефрем, сщмч., еп. Селенгинский) (1908, 1913), Н. А. Соколов (1908-1909), Н. П. Стуков (1909-1913, с перерывами), свящ. Иннокентий Иванов (1910-1911, 1913). С № 19 за 1913 до кон. 1917 г. свящ. И. Иванов был редактором офиц. отдела; за неофиц. часть с № 19 за 1913 по № 7 за 1917 г. отвечал архим. (с дек. 1916 епископ) Ефрем (Кузнецов), далее до кон. 1917 г. отделом руководил редакционный совет в составе священников С. Старкова, Феодора Титова и И. Иванова. Этот же совет редактировал офиц. и неофиц. отделы в 1918-1919 гг. С № 8 за 1917 по 1919 г. издателем журнала было Забайкальское епархиальное церковное братство святителей Кирилла и Мефодия.

В офиц. отделе печатались общецерковные постановления и гос. документы, имеющие отношение к Церкви, а также епархиальная документация: предложения правящего архиерея на имя консистории; журналы епархиальных съездов и правлений учебных заведений; списки священников, назначенных к произнесению проповедей в храмах епархии; списки награжденных и получивших благодарности; списки служащих в консистории, миссии, учебных заведениях (напр., «Краткие биографические сведения о начальствующих и учащих в Читинском ДУ» (1901. № 1)), учеников ДУ и воспитанниц епархиального жен. уч-ща, воспитанников Иркутской ДС, жертвователей и благотворителей, членов Палестинского Православного общества и т. п.

В неофиц. отделе публиковались проповеди и речи правящих архиереев и клириков епархии, статьи к юбилеям, некрологи и поминальные речи, духовные стихотворения; существовали рубрики «Епархиальная хроника», «Иноепархиальные известия» (перепечатки из др. ЕВ), «Известия и заметки» (обзор духовной и светской печати, рецензии и аннотации на новые книги и статьи).

Мн. публикации были связаны с миссионерской деятельностью среди бурят, эвенков и др.: ежегодные отчеты о состоянии Забайкальской духовной миссии (напр., за 1901 г.- 1902. № 19. С. 5-13; № 20. С. 1-6), статьи о ней: «Из Цакирского миссионерского стана» свящ. Василия Лахина (1901. № 13. С. 4-9), «По дацанам и улусам хоринских бурят: (Из миссионерских записок иером. Серафима)» (1902. № 7. С. 1-6), «Борьба православной миссии с ламаизмом и его сторонниками: (Ист. обзор деятельности Забайкальской духовной миссии)» (1902. № 14. С. 3-10; № 15. С. 3-9; № 16. С. 11-15; № 17. С. 6-11; № 18. С. 1-8; № 22. С. 1-5), материалы о миссионерской проповеди иером. Спиридона (Кислякова) в тюрьмах Забайкалья, напр. «Из Алгачинской тюрьмы» (1904. № 7/8. С. 99-103; № 10. С. 168-170), «Характеристика бурят с точки зрения способности их к принятию христианства и общеевропейской культуры» свящ. Е. Кузнецова (1904. № 22/23. С. 310-330; № 24. С. 346-368), «Миссионерская поездка сотрудника Забайкальской духовной миссии священника… Никандра Титова в Усть-Олгондоконскую тайгу по р. Витиму» (1905. № 1/2. С. 1-7; № 3/4. С. 17-36), «Миссионерская поездка к вероотступникам» свящ. И. Сукнева (1915. № 18. С. 583-590) и др. В 1906-1910 гг. печатались многочисленные статьи и заметки полемического характера свящ. Иннокентия Серышева: «Несколько слов о нашей миссии» (1907. № 5. С. 23-25) и др., к-рые вызвали ответную критику со стороны руководства миссии. Некоторые миссионерские тексты печатались с переводом на бурят. язык, напр. «Искра Божия» (статья о благодатном огне в переводе свящ. Иоанна Харитонова) (1901. № 12. С. 17-21), «Правдивое слово к бурятам» (1902. № 22. С. 6-12; № 23. С. 15-20). Ряд материалов был посвящен миссионерству за пределами епархии, напр. «Из Хайлара» свящ. Александра Челпанова (1901. № 12. С. 10-16), «Поездка священника по Монголии» свящ. Феодора Парнякова (1915. № 2. С. 51-59; № 3. С. 92-97; № 5. С. 154-162).

Публиковались статьи по истории ламаизма в Сибири: «Очерки по истории буддизма: История северного буддизма» (1900. № 1, 3, 5-13, 15-18), «Правда о дацане в г. Чите» (1904. № 7/8. С. 90-97) и др.; о старообрядчестве: «О расколе в Забайкалье» К. Люкшина (1900. № 22-24; 1901. № 1, 3, 5, 8-10), «Старообрядцы с. Тарбагатая» свящ. Григория Говядина (1907. № 9. С. 141-147). Печатались и этнографические материалы: «Из области народной медицины» свящ. Н. Виноградова (1900. № 16. С. 10-13), «Из быта инородцев» (1902. № 22. С. 6-12; № 23. С. 15-19), «Нет ли и нам дела» Злобина (1906. № 11. С. 131-139; № 12/13. С. 156-166; № 16. С. 194-201; № 19. С. 245-252), «Верования, обряды и обычаи корейцев» Уссурийского еп. Павла (Ивановского) (1915. № 7/8. С. 237-243; № 9. С. 292-297; № 10. С. 318-323) и др.

В неофиц. отделе были также представлены материалы по истории Церкви в Забайкалье и Сибири, напр. «Забайкальские архипастыри: (Краткий обзор XVII-XIX вв.)» Якутского еп. Никанора (Надеждина) (1900. № 12. С. 12-15), «Воспоминание о преосв. Мелетии [Якимове], еп. Селенгинском, викарии Иркутской епархии» (1902. № 8/9. С. 1-5; № 11. С. 1-7), «Записка о преосв. Михаиле [Бурдукове], архиеп. Иркутском, Нерчинском и Якутском» А. Тараторина (1902. № 10; № 12/13. С. 10-17; 1904. № 9. С. 112-116; № 10/11. С. 121-144), «О проезде в 1891 г. через Забайкальскую область и Иркутскую губернию наследника Цесаревича: (Из письма архиеп. Иркутского Вениамина [Благонравова]… К. П. Победоносцеву)» (1914. № 24. С. 990-998), «Где могила митр. Арсения Мацеевича?» архим. Ефрема (Кузнецова) (1915. № 3. С. 85-91).

Местной образовательной системе были посвящены статьи свящ. М. Колобова «К вопросу о церковно-школьном образовании в Забайкалье» (1900. № 5. С. 15-16; № 6. С. 14-16; № 7. С. 14-18; № 8. С. 12-16), А. Попова «Исторический очерк церковно-школьного дела в Забайкалье» (1907. № 17. С. 366-373; № 18/19. С. 398-408; № 20. С. 423-436). Ряд публикаций освещал актуальные события: «О долге сибирских священников пред Церковью, Царем и Отечеством в виду проведения Сибирской железной дороги» свящ. С. Старкова (1900. № 20-21), «По вопросам церковной реформы: О выборном начале» (1907. № 10. С. 178-207), статьи Читинского еп. Иоанна (Смирнова) «Из военной и мирской жизни» (1915. № 1. С. 11-15) и «Об избрании, положении и власти архиерея» (1915. № 5. С. 145-153) и др. В 1917-1919 гг. в «З. е. в.» отражались события церковной жизни революционных лет, публиковались документы и воззвания Поместного Собора и св. Патриарха Тихона, статьи «Церковный Собор по вопросу о правовом положении Церкви в государстве» (1918) и др. Особый интерес представляют публикации о церковной жизни в Сибири, напр. «Выписки из постановлений Сибирского церковного совещания в г. Томске, бывшего в ноябре 1918 г.» (1919. № 5/8. С. 4-19).

В качестве приложения к «З. е. в.» были изданы журналы епархиальных съездов Забайкальской епархии за 1901, 1903, 1915-1917 гг., годовые отчеты о состоянии церковных школ, учебные материалы, отдельные проповеди и воззвания, брошюры и листки, в т. ч. «Школьный листок» (1913. № 1/2-5/6, и. о. редактора Стуков).

2 июля 1921 г. епархиальное собрание духовенства и мирян решило возобновить издательскую деятельность. С 18 сент. 1921 по 22 окт. 1922 г. в Чите издавалась газ. «Забайкальский церковно-общественный вестник» (всего 31 номер), которая перед закрытием оставалась единственным известным епархиальным периодическим изданием РПЦ на советской территории.

После воссоздания в 1994 г. Читинской и Забайкальской епархии вновь стала выходить местная церковная периодика. С сент. 1997 г. в Чите издается общеепархиальная газ. «Православное Забайкалье» (с 2004 еженедельно), с 2000 г. в Улан-Удэ газ. Бурятского благочиния «Православная Бурятия». В 2001-2003 гг. выходил ежегодный альманах Свято-Троицкого храма в Улан-Удэ «Троицкое слово Забайкалья», свои издания имеют нек-рые др. приходы епархии.

Лит.: Тараторин А. Чем должны быть ЕВ? // Забайкальские ЕВ. 1904. № 13. С. 185-200; Рункевич С. Г. «Забайкальские ЕВ» // ПБЭ. Т. 5. Стб. 618; Андреев. Христианская периодика. № 231, 822; Этнография бурят. народа: Библиогр. указ, 1768-2002. М., 2006; Косых В. И. Забайкальская епархия, 1908-1923 гг. Чита, 2007.
Прот. Александр Троицкий
Ключевые слова:
Журналы церковные Периодические издания Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Епархиальные ведомости, местные официальные церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг. «Забайкальские епархиальные ведомости», офиц. издание Забайкальской и Нерчинской епархии, выходившее в Чите с янв. 1900 по нояб. 1919 г.
См.также:
«ВЕСТНИК ВОЕННОГО И МОРСКОГО ДУХОВЕНСТВА» до 1910 «Вестник военного духовенства»
ВЛАДИВОСТОКСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ «Владивостокские епархиальные ведомости», выходили в 1903-1917 гг. 2 раза в месяц
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
«ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом в 1864 г. по ходатайству еп. Владимирского свт. Феофана Затворника
«ВОЛЫНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный указом Святейшего Синода 16 дек. 1866 г.
«ВЯТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, был разрешен к изданию Синодом 17 июля 1862 г.
«ГОЛОС ПРАВОСЛАВИЯ» ежемесячный журнал, издававшийся в Берлине Германской епархией Московской Патриархии в 1952-1954 гг. на рус. языке
«ГРОДНЕНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, учрежденный указом Святейшего Синода от 2 дек. 1900 г.
«ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ» журнал, издававшийся в 1860-1911 и 1915-1917 гг. в Москве, в 1912-1914 гг. в Сергиевском Посаде
«ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ» ежемесячный ж., издававшийся в 1878-1887 гг. в Москве афонским Русским вмч. Пантелеимона мон-рем