Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЖУРАВЛЁВ
Т. 19, С. 385-387 опубликовано: 15 октября 2013г.


ЖУРАВЛЁВ

Г. Н. Журавлёв. Фотография. Нач. ХХ в.
Г. Н. Журавлёв. Фотография. Нач. ХХ в.

Г. Н. Журавлёв. Фотография. Нач. ХХ в.
Григорий Николаевич (1858, с. Утёвка Бузулукского у. Самарской губ., ныне Нефтегорского р-на Самарской обл.- 2.02. 1916, там же), иконописец. Сохранились воспоминания жителя с. Утёвка С. В. Трайкина, записанные местным краеведом К. Е. Даниловым: «В то время, когда родился Гриша убогим (без рук и ног.- А. М.), мать очень плакала и хотела на себя от великого горя наложить руки, вместе с собой умертвить и Гришу, но Трайкин Петр Васильевич, мой дедушка и отец матери Гриши, убедил не делать этого, говоря, что Гришу будет растить сам и возьмет его на свое обеспечение. Так он и сделал». Когда Ж. было ок. 9 лет, дед устроил внука в школу, куда зимой возил его на салазках, летом носил на руках. Земский учитель Троицкий, обучавший мальчика грамоте, был поражен его одаренностью. С кончиной деда занятия Ж. в школе прекратились. За 2 года он научился читать, начал писать и рисовать, держа карандаш зубами.
Спас Нерукотворный. Икона. Нач. ХХ в. Иконописец Г. Н. Журавлёв (Паисиев Галичский мон-рь)
Спас Нерукотворный. Икона. Нач. ХХ в. Иконописец Г. Н. Журавлёв (Паисиев Галичский мон-рь)

Спас Нерукотворный. Икона. Нач. ХХ в. Иконописец Г. Н. Журавлёв (Паисиев Галичский мон-рь)
В 15-летнем возрасте Ж. обратился к проживавшему в Самаре живописцу Травкину с просьбой показать, как работать с красками, и через несколько дней, купив краски и кисти, вернулся в Утёвку. Помощником в обучении живописи была его бабушка, к-рая усаживала Ж. за стол с особыми приспособлениями, чистила кисти, готовила краски.

Ж. был веселым и общительным, односельчане тянулись к нему, певчие брали с собой на службу. По просьбе односельчан рисовал их портреты, писал за неграмотных письма и прошения.

В 1878 г. Ж. подарил несколько своих икон высокопоставленным лицам Самары, после чего стал получать заказы. Вскоре губ. земское собрание назначило ему ежегодную пенсию в размере 60 р. Весть о художнике-самоучке дошла до царского двора: «…в конце прошлого года (1884.- А. М.) Журавлёв, изготовив икону свт. Николая Чудотворца, обратился к самарскому губернатору... с просьбою представить икону Его Императорскому Величеству, Государю Наследнику Цесаревичу. Желание его было исполнено, и в конце декабря... Цесаревич милостиво принял икону, писанную крестьянином Журавлёвым, соизволил пожаловать ему единовременное пособие в сто рублей из собственной Его Императорского Величества суммы» (Самарские ГВ. 1885. № 1. Ч. неофиц.).

Икона Божией Матери «Млекопитательница». 1910 г. Иконописец Г. Н. Журавлёв (Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина)
Икона Божией Матери «Млекопитательница». 1910 г. Иконописец Г. Н. Журавлёв (Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина)

Икона Божией Матери «Млекопитательница». 1910 г. Иконописец Г. Н. Журавлёв (Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина)
Как явствует из писем иконописца, в 80-х гг. XIX в. только по просьбе самарского губернатора А. Д. Свербеева он написал более 10 икон (РГАЛИ. Ф. 472. Оп. 1. Ф. 528), большинство из них золотофонные. Для поднесения имп. Александру III в память о спасении имп. семьи во время крушения поезда (17 окт. 1888) близ ст. Борки, самарские дворяне заказали Ж. икону, о чем свидетельствуют документы, хранящиеся в Гос. архиве Самарской обл., в к-рых также указано, что за ее написание иконописцу было выплачено 50 р.

Христос Спаситель. Рисунок. Нач. ХХ в. Иконописец Г. Н. Журавлёв
Христос Спаситель. Рисунок. Нач. ХХ в. Иконописец Г. Н. Журавлёв

Христос Спаситель. Рисунок. Нач. ХХ в. Иконописец Г. Н. Журавлёв
Для иконостаса строившегося в Самаре кафедрального собора во имя Христа Спасителя (1866-1894, разрушен в нач. 30-х гг. ХХ в.) по поручению губернатора Свербеева Ж. написал икону свт. Алексия, митр. Московского, покровителя Самары. Образ поместили в освященном (1892) во имя этого святого нижнем храме. 1892 годом датируется выполненная Ж. икона св. Льва I Великого, папы Римского (ЦАК МДА). На тыльной стороне доски написано: «Сию икону писал зубами крест. Григорий Журавлёв Самарской губернии Бузулукского уезда с. Утёвки, июля 30.1892 года». Похожие надписи присутствуют на иконах «Свт. Николай» (ГЭ) и «Святые Кирилл и Мефодий» (1885, поступила в Самарский епархиальный музей в 1999 из храма г. Хромтау, Казахстан). Написанные Ж. иконы находятся также в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П. В. Алабина (образы Божией Матери «Млекопитательница», Божией Матери Смоленской и вмч. Димитрия Солунского), в ц. во имя Св. Троицы с. Утёвка («Жены-мироносицы», 1910), в Самарском епархиальном музее (напр., образ Божией Матери «Взыскание погибших», 1888, выполненный в меру и подобие чудотворной иконы из Раковского во имя Святой Троицы женского монастыря, передан из ц. апостолов Петра и Павла, Самара), у жителей Самары и Самарской обл. Таков образ, именуемый «Утёвская Мадонна». Это семейная реликвия односельчанки Ж.- А. М. Подусовой, после смерти к-рой икона перешла к самарским родственникам бывш. владелицы. Икона «Святые Кирилл и Мефодий», написанная Ж. и датированная 2 июля 1885 г., обнаружена в 1963 г. историком З. Каймаковичем в с. Пурачич близ Тузлы (Босния и Герцеговина).

Иконы Ж., выполненные в масляно-темперной технике, отмечены влиянием крестьянского искусства и академической живописи. В этой же манере были созданы его карандашные альбомные эскизы (ц. во имя Св. Троицы, с. Утёвка).

Среди старожилов с. Утёвка бытовала легенда, будто Ж. был приглашен в столицу имп. Николаем II, к-рый назначил ему пожизненную пенсию в размере 25 р. в месяц и приказал самарскому губернатору выдать Ж. иноходца с летним и зимним выездами.

В с. Утёвка при участии художника была построена ц. во имя Св. Троицы (1885-1892), к-рую он с помощниками расписал по собственным эскизам. Скончавшегося от скоротечной чахотки Ж. похоронили у стен Троицкого храма по благословению Самарского еп. Михаила.

Лит.: Во имя Христа Спасителя: Кафедральный соборный храм в Самаре. Самара, 1894. С. 47; Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы ХVI - нач. ХХ в. с надписями, подписями и датами. Л., 1990. С. 65; Малиновский А. С. Радостная встреча. Самара, 2007.
А. С. Малиновский
Ключевые слова:
Иконописцы русские Журавлёв Григорий Николаевич (1858 - 1916), иконописец
См.также:
АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы
АВРААМОВ Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в.
АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня
АЛЕКСА ПЕТРОВ иконописец XIII в. (Новгород)